Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ВВЕДЕНИЕ В ПОНИМАНИЕ ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ КИНЕТИЧЕСКИЕ РИСУНКИ 4 страница



Рис. 53 сделан 9-летней девочкой, которая была одной из двойняшек. Она и ее сестра в высшей степени конкурирова­ли и не выработали между собой отношений доминирова­ния-подчинения, как это делают большинство двойняшек. Каждая девочка очень ревновала другую в школе, и если одна получала «А», другая бывала убита горем. Качание двух дево­чек на качелях между буквами «А» (изображенными как под­порки качелей) очевидно. «А» доминирует в мире этой семьи.


 



                                                                 Школьные проблемы

Школьные фобии и отказы идти в школу

Часто дети не могут достичь успехов в школе из-за своих тревог и забот о других членах семьи. Очень часто мы встре­чаем детей, которые отказываются идти в школу, и очень часто за этим стоит озабоченность другими членами семьи. Рис. 54, сделанный 8-летним Полом, просто и ясно изобра­жает заботы детей со школьной фобией.

Мать недавно перенесла хирургическую операцию. На ри­сунке мальчик изображен очень близко к ней, и ясно, что она самый близкий ему человек, и его забота о ее благополу­чии очевидна.

Это имеет особое значение, поскольку многие так назы­ваемые «школьные фобии» являются в действительности «отказами идти в школу». Последняя интерпретация пред­почтительна, поскольку дело не в том, что ребенок боится школы, а в том, что заботы ребенка в первую очередь связа­ны с тем, что может произойти дома, когда его там нет. Ре­бенок прежде всего озабочен тем, что его собственные неприемлемые желания могут быть очень хорошо поняты, что они могут оказать воздействие, и родители его каким-то образом пострадают.




132                                                                 Школьные проблемы

В случаях более хронических и более тяжелых форм школь­ных фобий мы видим рисунки, подобные тому, который сделан 10-летним Брэдом (рис. 55).

Мать находилась в сильной депрессии, она была хрони­ческой лежачей больной. Старший брат был мальчиком с сильно замедленным развитием. Отец практически оставил семью. Он приходил домой только есть и спать, но не взаи­модействовал с другими членами семьи. Интересно разделе­ние членов семьи на рисунке, где отец изолирован в одном углу. Мальчик пытается идентифицировать себя со старшей сестрой, но затененность и изображение матери и старшего брата лежщимй наводят на мысль о его озабоченности воз­можностью их смерти. Этот мальчик пропустил большую часть занятий в школе, у него часто были соматические жалобы, и он намеренно делал многое, чтобы оставаться дома и убеж­даться, что в его семье все еще живы.

В этом случае можно с большой точностью предположить, что отношения с матерью и, вероятно, со старшим братом являются пугающе враждебными. У Брэда должны быть очень тревожные и деструктивные мысли о каждом из них, о брате — по очевидным причинам, и о матери — поскольку она все­гда больна и поэтому отказалась от своих материнских обя­занностей и, в свою очередь, послужила причиной того, что из-за ее поведения мальчик потерял отца. Эти враждебные чувства столь сильны, что ребенок должен оставаться дома, чтобы предохранить себя от выхода своей враждебности.


 



134                                                                 Школьные проблемы

На рис. 56 представлен рисунок маленькой 8-летней де­вочки, у которой очень тяжело болен отец. Девочка проводит много времени, играя с животными, и отказывается ходить в школу.

Эта маленькая девочка считает, что должна защищать сво­его больного отца от матери. Это вполне может оказаться частью ее фантазий в разгар ее эдиповых проблем. Для нее было бы невозможным пойти в школу и оставить своего отца незащищенным.


 



136                                                  Школьные проблемы

Рис. 57 принадлежит 9-летней Кэрол. На нем проявляются значительные регрессивные тенденции и попытки конкури­ровать с младшими братьями и сестрами. Девочка довольно склонна к депрессии. На рисунке заметно, что она изолиро­вала себя под столом, на котором стоит еда, а 3-летний брат заключен в это маленькое пространство вмес­те с ней. Вновь отметим Х-феномен. Ее гнев направлен на младшего брата, но она считает это неприемлемым и склон­на направлять свой гнев внутрь. Остальные члены семьи изоб­ражены за рыбной ловлей и полностью отдалены от мира ее и трехлетки. Эта тема воды на рисунках встречается очень часто и ассоциируется со значительными депрессивными тенденциями.


     



138                                                  Школьные проблемы

Депрессии и тема воды

Озабоченность, связанная с водой, является повторяю­щейся темой в К-Р-С так же, как во многих проективных тестах, например, в тесте Роршаха. Не случайно многие са­моубийцы прыгают в воду.

Рис. 58 сделан Джерри, 10-летним мальчиком, который был относительно нормален, но у его отца повторялись силь­ные приступы депрессии.

Джерри озабочен депрессией отца, что подтверждается водой под отцом, но мальчик единственный, кто выглядит на рисунке недовольным, и встает вопрос о его отношении к несерьезной, беззаботной, танцующей хулу матери.




140                                                  Школьные проблемы

Рис. 59 нарисовал Тони, мальчик девяти с половиной лет.

Мальчик становился совершенно подавленным, когда думал о своем отце, который был в тюрьме в то время, ког­да делался этот рисунок. Отметим отделенность семьи от отца подводной сценой, что весьма обычно для детей с депрес­сивными мыслями. В данном случае отец и его ситуация, по-видимому, связаны с первичной динамикой враждебности и депрессии у мальчика.


     



Рис. 60, сделанный 10-летним мальчиком, вновь демонст­рирует значительную депрессивную реакцию. Здесь мать де­лает обычные для матерей на рисунках семьи вещи. То есть, она готовит или как-то еще заботится о семье. В данном кон­кретном случае мать перенесла четыре операции за после­дние 10 месяцев. Отметим затушеванность тела матери и перенос рисунка, отражающий искаженность мыслей маль­чика в этой области. Он изображает себя довольно беспо­мощно плывущим в бассейне с водой, и вновь это отражает его реальное уныние, которое сопутствует серьезной деп­рессии по поводу проблем со здоровьем матери.

Это заставляет вспомнить ужасную сцену дня рождения в кинофильме «Выпускник», когда герой в своем новом водо­лазном костюме заходит в бассейн и ложится на его дно, позволяя себе быть заложником инфантильных стремлений своего отца, чувствуя, что только оставаясь на дне бассейна, он может реально спастись. Депрессия, вода, возврат в пла­вающее дородовое состояние — все это обнаруживается на многозначительном рисунке 10-летнего депрессивного маль­чика.

Депрессия, соединенная с темой воды на К-Р-С, обычно ассоциируется с реакцией на особое событие, такое как боль­ной родитель, отец в тюрьме, родитель в депрессии и т.п. Более общая и хроническая депрессия ассоциируется с те­мой снега (противоположной синдрому света или тепла) на К-Р-С, но это иной разговор, а наша книга, к сожалению, не безгранична.




Заключение

Мы попытались представить читателю технику получения кинетических рисунков семьи и показать, как эта техника может быть осмыслена.

Конечно, К-Р-С рассказывают нам больше, чем мы мо­жем понять, и мы уверены, что многочисленные темы, та­кие как синдромы «А», «гладильная доска» и «свет» ждут своей расшифровки. Хотя шестьдесят рисунков были пред­ставлены как репрезентативная выборка из тысяч рисунков, полученных нами, многое осталось невысказанным. Были подготовлены главы по синдромам «кошки», «растения», «снег» и другим. По причине богатства предоставляемой К-Р-С «динамической» информации мы решили ограничить наше изложение введением в К-Р-С в надежде, что то волне­ние, которое мы испытывали, работая с этой техникой, мо­жет передаться читателям. Наше понимание проблемных детей улучшилось с того времени, как в их изначально инертные рисунки было добавлено движение.

«Поскольку именно понимание есть то, что ставит челове­ка над остальными ощущающими существами и дает ему все преимущества и владычество на ними, несомненно, это пред­мет, заслуживающий наших усилий по проникновению в него»,— Джон Локк (1690).

Понимание (ноос) — «придание движения, единства и системы тому, что прежде было смешением инертных эле­ментов»,— Анаксагор из Клазомеиы (500—428 гг. до нашей эры).



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.