|
|||||||||||||||||||||||||
ВВЕДЕНИЕ В ПОНИМАНИЕ ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ КИНЕТИЧЕСКИЕ РИСУНКИ 1 страницаСтр 1 из 5Следующая ⇒
Псинодиагностические монографии
Роберт С. Бернс С. Харвард Кауфман КИНЕТИЧЕСКИЙ РИСУНОК СЕМЬИ: ВВЕДЕНИЕ В ПОНИМАНИЕ ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ КИНЕТИЧЕСКИЕ РИСУНКИ Москва Смысл
ББК 87.7+88.5 УДК 176/177 Б514 Предисловие
Бернс Р.С., Кауфман С.Х. Б514 Кинетический рисунок семьи: введение в понимание детей через кинетические рисунки / Пер. с англ. М.: Смысл, 2000. — 146 с.
Методическое руководство по популярной рисуночной методике психологической диагностики личностных проблем детей старшего дошкольного и школьного возраста. Практическим психологам. Книга выпущена при участии ЦСПА "Генезис" и Института общегуманитарных исследований
© Перевод на русский язык, оформление издательство "Смысл", 2000. Зачем психоаналитически ориентированным авторам просить нефрейдиста-нейропсихолога написать предисловие к их книге? Я уверен, что ответ на этот вопрос содержится в самой книге и в том восхитительном духе, в котором она написана. Авторам явно присуще просто верное "легкое" ощущение темы. В переводе на научный жаргон это означает, что авторы не боятся генерировать, использовать и, возможно, отвергать множество гипотез относительно детей, опираясь на их рисунки. Они ясно понимают, что появление трудностей в развитии ребенка является комплексным многофакторным процессом, и что их попытки понять эти трудности через рисунки — лишь первый шаг в стараниях проникнуть в проблему. Они не претендуют на попытку найти универсальное решение детских проблем в рисунках. Скорость, с которой они переходят от одного случая к другому, и сам стиль изложения демонстрируют, как этот проективный тест, наряду с другими, должен применяться. Авторы явно используют проективные тесты как приложения к интервью и терапевтическим техникам, которые позволяют проникать более глубоко в проблемы ребенка и в конечном счете взвесить альтернативные и порой несравнимые гипотезы о природе детских трудностей и оптимальных приемах воздействия. Тонкое чувство юмора авторов показывает, что они также отклоняют исходные гипотезы и хорошо осведомлены о риске того, что интерпретации рисунков без серьезных независимых попыток валидизации выявленных смыслов могут легко ввести в заблуждение. Я испытываю неловкость за такое тяжеловесное предисловие к этой ясной и глубокой книге. Моим единственным извинением было то, что я видел ужасные злоупотребления проективными инструментами в руках дураков. Однако против таких злоупотреблений нет защиты. Сам стиль книги эффективно учит диагностов и терапевтов оптимально использовать проективные материалы и не оставляет сомнения в том, что сами авторы применяют этот материал с изысканной изобретательностью. Поэтому для гибкого, зрелого, свободно мыслящего клинициста эта книга содержит сокровищницу идей и ясно показывает, как глубок был Анаксагор, связывая слово «понимание» с «приданием движения ранее инертным элементам». Короче, читатель должен получить удовольствие от этой информативной и ценной книги. Д-р Генри Дж. Марк Департамент педиатрии Школа медицины Джона Хопкинса Балтимор, Мэриленд Введение Эта книга о детских рисунках человеческих фигур. В ней предложен набор инструкций ребенку, а именно: нарисовать каждого члена семьи, делающего что-нибудь. Обнаружено, что эти кинетические (изображающие действие) рисунки более информативны, чем рисунки, сделанные по традиционным (некинетическим) инструкциям. Мы собирали кинетические рисунки семьи около одиннадцати лет и нашли их столь полезными для понимания проблемных детей, что решили поделиться этим опытом через данную книгу. На «идею» всерьез заняться сбором кинетических рисунков один из нас наткнулся одиннадцать лет назад. В то время он пытался проследить происхождение слова «интеллект» (2). Эти поиски в конечном итоге привели к временам зарождения «золотого века» в Греции и к Анаксагору из Клазомены (500—428 гг. до нашей эры). Мало кто знаком с работами (большей частью фрагментарными) Анаксагора так же, как с работами его ученика Сократа или ученика Сократа Платона. Большинство из нас знает, что Сократ принял яд, но немногим известно, что он был принужден принять яд за поддержку взглядов Анаксагора. Среди греков Анаксагор был известен как «Понимающий». Ионическая наука была введена в Афинах Анаксагором, «первым философом, избравшим местом жительства Афины, которые стали позже, под управлением Перикла, величайшим городом в Греции» (15). Анаксагор определил понимание как «придание движения, единства и системы тому, что прежде было смешением инертных элементов». В те времена это казалось (как, впрочем, и сейчас) наиболее исчерпывающим определением процесса «интеллектуализации», когда-либо данным. В любом случае, под влиянием идей Анаксагора кажется самоочевидным, что для «понимания» детей мы должны да- Кинетический рисунок семьи
вать им задания, включающие движение, то есть кинетические инструкции. Отталкиваясь от этой античной идеи, мы собрали порядка десяти тысяч кинетических рисунков семьи (К-Р-С). Из нашей коллекции здесь представлены 60 К-Р-С. Мы благодарны Детской Ортопедической больнице и Медицинскому Центру в Сиэтле (Вашингтон) за их нежное внимание и атмосферу, которой были окружены маленькие пациенты, нарисовавшие большинство из наших рисунков. Наша благодарность мисс Нэнси Уолтон и миссис Борг Вагнер за их неустанные усилия в подготовке этой рукописи и миссис Аде Пепин, которая с таким мастерством и энтузиазмом подготавливала и фотографировала рисунки. Естественно, мы признательны детям, которые делали К-Р-С. Рисунки часто были столь динамичны, что заставляли авторов книги долго и мучительно подбирать слова для выражения того, что ребенок столь хорошо выразил несколькими взмахами карандаша. Общая характеристика подхода Маленькие дети обычно выражают себя более естественно через действие, чем с помощью слов. Таким образом, изображение фигур — превосходный метод изучения мира ребенка. Рисуночные тесты просты в управлении, не внуша- ют опасении и могут использоваться там, где другие техни- ки ограничены такими факторами как языковой и культур- ный барьеры и трудности общения. Детские рисунки можно проанализировать несколькими способами. Недавно Ди Лео (4) написал книгу, в которой обсуждается искусство детей с точки зрения педиатра с акцентом как на нормальное развитие, так и на отклонения. Известная работа Келлога (9) года описывает психическое развитие детей, отражающееся в их искусстве. Недавняя всесторонняя работа Коппица (10) фокусируется на связи рисунков детей с их школьными достижениями. Таким образом, детские рисунки человеческих фигур могут быть получены с использованием различных инструкций и методов анализа. Анализ рисунков человеческих фигур как психологический тест В 1926 году Флоренс Гудинаф опубликовала «Измерение интеллекта с помощью рисунков» (5). Ребенка просили «нарисовать человека» и по этому рисунку (Р-Ч) определяли его ментальный возраст. Подсчет осуществлялся путем суммирования очков, даваемых за включение частей, то есть головы, рук, ног, пальцев и т.д. Тест Р-Ч Гудинаф быстро стал широко принятым и используемым психологическим тестом интеллекта. В 1948 году Бак ввел технику «дом-дерево-человек» (Д-Д-Ч). Ребенка просили нарисовать дом, дерево и человека, и дела- Общая характеристика подхода лись клинические интерпретации рисунка. Бак считал, что рисунок человека поможет клиницистам в получении ин-формации, касающейся чувствительности," зрелости, гибкости" и уровня интеграции личности. Дом и дерево предостав-лялигдополнительпую информацию: о развитии (дерево) и ощущении окружающей среды (дом). Д-Д-Ч был одним из первых тестов, использующих изображение человеческих фигур в качестве психологического проективного теста. В книге Карен Маховер «Проекция личности в изображе-нии-человеческих фигур», опубликованной в 1949 году, обсуждались некоторые качественные аспекты в изображении человеческих фигур, связанные с психопатологией (11). Анализ отдельной человеческой фигуры может оказаться информативным, как это демонстрируется на рис. А. Не нужно много знать о психологических тестах, чтобы почувствовать, что мальчик, сделавший этот рисунок, «скован». Труднее определить значение выражения лица, которое может быть скорбным или насмешливым отрицанием «скованности» верхней части туловища или даже выражением чувства комфорта и безопасности от того, что импульсы контролируются. Для читателей, не знакомых с работой Маховер, кратко перечислим некоторые из характеристик рисунков индивидуальной человеческой фигуры и их клинические интерпретации. Общая характеристика подхода Общая характеристика подхода 11
Некоторые характеристики рисунков индивидуальной человеческой фигуры и их значение: 1. Затушеванность или небрежность: Затушеванность в рисунке предполагает озабоченность, фиксацию и тревожность. 2. Пуговицы: Особое внимание к пуговицам предполагает зависимость. 3. Длинная шея: Это искажение связано с зависимостью. 4. Выражение лица: Согласно Маховер, изображение эмоций на лице персонажа относится к наиболее информативным признакам. 5. Преувеличение частей тела: Укрупнение или преувеличение частей тела предполагает повышенное внимание к функциям этих частей. Например, увеличенные уши наводят на мысль об озабоченности, связанной с возможностью слышать. 6. Пропуск частей тела: Пропуск частей тела часто указывает на отрицание их функций. 7. Размер: Размер рисунка указывает на преуменьшенное или преувеличенное мнение человека. Человек, который чувствует себя очень неадекватно, обычно рисует крохотных людей. 8. Перекрестное штрихование: Этот знак указывает на «контролируемое» штрихование и связан с навязчивыми мыслями. 9. Аккуратный рисунок: Опрятность, упорядоченность и аккуратность часто отражают озабоченность или потребность в структурированном окружении. Избыточная забота о структуре может рассматриваться как попытка контролировать угрожающее окружение. 10. Нажим: Нажим при исполнении рисунка предполагает внешнее или внутреннее направление импульса, то есть депрессивная личность давит на бумагу легко, у агрессивного, отреагирующего вовне индивида нажим чрезмерен. Это примеры наиболее частых характеристик индивидуальных рисунков человека. В 1951 году Хулс (7,8) обсуждал некоторые аспекты конфликта, выраженного в рисунках семьи (Р-С). Использование Р-С обсуждалось Резникоффым (14) и Ди Лео (4). Все вышеупомянутые психологические тесты применяют некинетические инструкции; детей просят нарисовать человека, или нарисовать дом—дерево—человека, или нарисовать семью. Хотя полезная информация и может быть получена, некинетические инструкции обычно приводят к относительно статичным, ригидным рисункам. Подход, использующий кинетические (деятельные) инструкции, то есть просьбу к ребенку сделать рисунок, где бы фигуры двигались или делали что-нибудь, как оказалось, дает более валидный и динамичный материал для понимания психопатологии детей в семейном окружении. Сравнение кинетических и некинетических рисунков Задачей этой книги является улучшение нашего понимания детей через их кинетические рисунки семьи (К-Р-С). Процедура Рисунки получают от детей индивидуально, не на групповых сессиях. Ребенка просят сесть на маленький стул за стол подходящей высоты. Листок простой писчей белой бумаги располагается на столе прямо перед ним. Карандаш располагается в центре листа. Ребенка просят: «Нарисуй на картинке всех членов твоей семьи, включая тебя, делающих что-нибудь. Постарайся рисовать целых людей, не мультяшек и не людей, состоящих из палочек. Помни: изображай каждого делающим что-нибудь, какое-либо действие». Затем исследователь покидает комнату, время от времени проверяя ход работы, пока ребенок словами или жестом не показывает, что он закончил. Временных ограничений не устанавливается. Дети отказываются от задания крайне редко. Если ребенок говорит «Я не могу», его периодически подбодряют и оставляют в комнате до завершения К-Р-С. Сравнение Р-Ч, Д-Д-Ч, Р-С и К-Р-С Некинетические инструкции, такие как «Нарисуй человека» или «Нарисуй семью», порождают относительно инертные фигуры. Рисунки одного и того же человека за некоторый период времени демонстрируют замечательную устойчивость. Маховер заметила, что такие рисунки так же неизменны, как подпись. 14 Сравнение кинетических и некинетических рисунков Рисунки Крис, 13-летней девочки, помещенной в больницу в связи с различными недомоганиями, такими как головные боли, слабость и боли в животе, помогут продемонстрировать относительную ценность кинетических рисунков семьи (К-Р-С). Рис. Б демонстрирует типичную работу, когда Крис попросили нарисовать человека. Очевидно, что этот рисунок показывает хороший интеллект Крис. Более того, задавшись такой целью, мы можем увидеть определенные личностные характеристики. Аккуратность рисунка наводит на мысль о такой степени компуль-сивности, что ребенок, похоже, сверхкомпенсирует ее асимметричным узором на блузке. «Юбка-брюки» и двухмерная или плоская грудь наводят на мысль о сексуальной амбивалентности. Рис. В демонстрирует сделанный Крис рисунок «дом-дерево-человек». Анализ Д-Д-Ч включает размеры дерева, камина, двери и т.д. Однако для «понимания» и облегчения симптомов Крис этот рисунок оказывается малоценным. Но остающиеся без ответа намеки на более глубокие проблемы появляются в рисунках Д-Д-Ч: например, появление компульсивной уравновешенности в рисунке дома, вопросительный знак дверной ручки и экономичное совмещение стены дома и левой стороны ствола дерева, что делает их переплетенными и объединенными. Нельзя оставить без внимания в этом рисунке то, что ребенок все еще носит брючки, но приобретает некоторые женские половые признаки. 16 Сравнение кинетических и некинетических рисунков
Рис. Г демонстрирует «Рисунок семьи», выполненный на основе вербальных инструкций Хулсе. Рисунок семьи Крис представляет относительно ригидную стилизованную группу человеческих фигур. Перекрестное штрихование при изображении себя предполагает навязчивые мысли и интересы. Тем не менее, несмотря на ригидность семьи, начинает в большей степени проявляться динамика детских проблем. Лицо отца в оспинках. Из всех членов семьи именно его глаза наиболее выразительны. Женщины — мать, старшая сестра и сама пациентка — начинают дифференцироваться в отношении их сексуальности. Как у матери, так и у старшей сестры по два кармана в области груди, что подчеркивает их сексуальнсть. Но достаточно интересно, что пациентка, которую сексуальность глубоко заботит, перекрестным штрихованием перечеркивает и еще раз отрицает свою сексуальность. 10 Сравнение кинетических и некинетических рисунков Крис попросили нарисовать на картинке каждого из членов ее семьи, делающего что-нибудь. Результаты показаны на рис. 1. Просьба нарисовать кинетический рисунок отчасти обеспокоила Крис. Ее первым вопросом было: «Могу я поместить их в отдельных комнатах?» Она по-прежнему отделяла себя и старалась отделить и изолировать своего отца. Лицо ее отца, в отличие от лиц других членов семьи, отвернуто. Отметим лабиринт, которым отец должен следовать, минуя мать, вверх по извивающимся ступенькам и, минуя Крис, к трем младшим детям. Более того, у пас есть некоторые интересные умозрительные замечания. Налицо смена ролей: отец занят у плиты в кухне, в то время как мать курит сигарету в гостиной. Могут также заинтересовать крошечные стулья вокруг стола, нарисованные так, словно ребенок отрицает анатомическую часть, на которую нужно садиться. Далее, несмотря на сложный путь, по которому должен следовать отец, чтобы достичь матери и, в конце концов, последней комнаты, интересно, что девочка изолирована в своей спальне, где при известных обстоятельствах может быть найдена отцом и будет достаточно хорошо изолирована от остальной семьи. Крис была удалена из своей семьи, как и остальные дети, из-за проблем отца. По словам матери, он проявлял сексуальные домогательства ко всем детям, и за это был изолирован. Крис в своем К-Р-С дает нам много информации о динамике внутри семьи и о своих попытках изолировать себя от сильно угрожающего отца. Методы Р-Ч, Д-Д-Ч и Р-С дают нам некоторые догадки в понимании Крис. К-Р-С улучшает наше понимание Крис: «поняв» ее, мы можем помочь ей. Кинетические рисунки семьи Кинетические рисунки семьи В главе 1 мы обсудили некоторые из характеристик индивидуальных рисунков и их интерпретации. Анализ кинетических рисунков фокусируется на действии или движении, а не на инертных фигурах. Некоторые характеристики К-Р-Си их значение А. Стиль 1. Отделение. Дети пытаются изолировать себя (и свои чувства) от остальных членов семьи через отделение. 2. Подчеркивание. Проведенная внизу страницы линия характерна для детей из неустойчивых семей. Б. Действия 1.Мать: а. Готовка. Это действие матери наиболее часто встреча б. Уборка. Это действие обнаруживается у компульсив- в. Глажка. Обычно обнаруживается у чрезмерно вовле 2. Отцы: а. Домашние дела. Чтение газеты, оплата счетов, игры с б. Едет на работу или находится на работе. Обычно обна в. Резание. Такие действия как подстригание газона, рубка 3. Соперничество: Обычно изображается как применение силы или конфликт между членами семьи, то есть как бросание мяча, ножа, самолета и т.п. Выступает у сильно конкурирующих или «ревнивых» детей. Это малая часть обычных «действий», которые часто повторяются в К-Р-С. Кинетический рисунок семьи Характерное во времена Фрейда психическое расстройство — тревожность-истерия — теперь обнаруживается относительно редко. Мэри, 12-летняя девочка, была направлена в больницу с описанием недавнего изнасилования братом в анамнезе. Кинетический рисунок Мэри показан на рис. 2. Отметим интенсивность замазывания тела Мэри. Она демонстрирует большую озабоченность в этой области, и в ее рисунке очевидны беспокойство и искажения. Это отражает ее собственную озабоченность своим телом и большую тревогу как реакцию на эпизод изнасилования. Далее, замазан-ность или зачернение дает нам другое ощущение динамики, в контексте которой Мэри пытается в то же время отрицать существование своей сексуальности. Отметим также брата на этом рисунке. Его тело обрезано ниже талии креслом. Это еще одна техника, используемая детьми при отрицании или вытеснении определенных областей и невозможности «думать» об этих областях. Рисунок Мэри характерен для тревожности-истерии у детей — формы, хорошо известной по работам Фрейда об истерии. 24 Кинетический рисунок семьи
Более характерен для известной нам психопатологии детей тот тип кинетического стиля, который показан на рис. 3. Майк, нарисовавший этот рисунок, — 17-летний юноша, помещенный в больницу с симптомами отстраненности. Его отец попал в автомобильную аварию, повлекшую травму головы, последствием которой стала его крайняя раздражительность. Майк чувствовал себя полностью изолированным и отвергнутым отцом. Отметим изолированность каждого члена семьи на рисунке. Это прием, который дети используют, чтобы изолировать себя от людей и отрицать свои чувства. Заметим дистанцию между Майком и его отцом на рисунке и его поворот к холодильнику за продуктами, а не к людям; даже мать, хотя и находится в кухне, повернута спиной. Хотя попытка получения прогностических показателей или определения возможности терапии на основании кинетических рисунков не была нашей целью, интересно отмстить некоторые факторы в рисунке Майка в этой связи. Этот молодой человек стал пациентом одного из нас, и хотя результаты лечения можно было бы оценить как успешные, поскольку некоторые из болезненных симптомов пассивности, изоляции и замкнутости ослабли, определенные факторы остались без изменений. Он чувствовал, что отец предпочитает старшего брата и будет одобрять Майка, только если Майк будет «хорошим». Мать всегда присутствовала и обеспечивала необходимым, но в отстраненной нейтральной манере, и была сердечной только когда играла роль «матери». Майк боялся своего брата и чувствовал себя изолированным от сестер. Ему было трудно сказать, что он чувствовал отвержение, но было очевидно, что он всегда ощущал его и продолжал пребывать в этом состоянии. В раннем отрочестве родители отправляли его в несколько различных закрытых школ, где он плохо успевал, совершал тайные проступки и всегда чувствовал себя робким и непривлекательным. Его близкие друзья были преимущественно из преступных групп по соседству или в школе. Рис. 3 Кинетический рисунок семьи Все это так хорошо проявляется в его рисунке: уединенность через отделение, «режущий» брат, изоляция от родителей и сестер и даже «воровство» из холодильника еды (любви). Начало этого типа изоляции у детей показано на рис. 4. Марк А., 10-летний мальчик, был госпитализирован в связи с тенденцией к уходу и общей тревожностью. На его рисунке показана затененная область под его сестрой. У мальчика сильное соперничество с сестрой и направленный на нее гнев. Эта озабоченность ясно видна на кинетическом рисунке. Растущее отстранение мальчика видно также в строительстве им изгороди вокруг себя и в разделении рисунка. Кинетическая динамика рис. 4 настолько характеризует факторы, участвующие в отделенности Марка и его общей тревожности, что нужно упомянуть не только разделение, но и длину линий, тянущихся снизу доверху страницы, практически не оставляющих шанса попасть из одной части рисунка в другую. Пар из кипящей кастрюли пойман и отделен колпаком, нависающим над плитой. Подстригающий траву кастрирующий отец, страх перед конкурирующим младшим братом на ходулях и тонко завуалированная враждебность в изображении сестры — все, в итоге, прикрыто сходящейся в одну точку крепкой изгородью, которая защищает его от всего этого. Эта удаленность от людей и чувство изолированности и деперсонализации очень характерны для многих рисунков наших детей и, возможно, типичны для психопатологии нашего времени, точно так же как тревожность-истерия была типична для времен Фрейда. Идентификация и ранняя эмоциональная депривация Идентификация является частью роста и развития. Это неотъемлемая часть формирования характера. Обычно это автоматический и бессознательный процесс, и родители или те, кто их заменяет, являются самыми ранними объектами этой идентификации, так же как братья, сестры и другие близкие, поскольку они присутствуют в окружении ребенка. На рис. 5 показана маленькая девочка, которая любит своего отца, и можно только делать предположения о близости этих отношений. 39 Идентификация и ранняя эмоциональная депривлция
Иногда появление нового ребенка приводит к еще большему подчеркиванию близости детей с родителями, как на рис. 6. рис.6 32 Идентификация и ранняя эмоциональная депривация Иногда появление нового ребенка настолько болезненно, что его присутствие отрицается и он оказывается «в другой комнате», как на рис. 7. Похоже, в таком случае индивидуальная идентификация настолько неполна, что ребенок чувствует себя комфортно лишь в составе целого, и всякое прибавление к этой целостности оказывается слишком угрожающим, чтобы включить его в рисунок. 34 Идентификация и ранняя эмоциональная депривацпя У некоторых детей никогда не было родителей, к которым они могли быть близки пли испытывать реальную эмоциональную эмпатпю. Дейв был 8-летним мальчиком, госпитализированным в связи с его бесконечными требованиями «внимания". Он был склонен скандалить в школьной столовой и всегда требовать внимания матери. Если она не уделяла ему этого внимания, он очень злился. Дейв был усыновлен В возрасте б месяцев. До этого он побывал в пяти различных воспитательных домах и, согласно его истории болезни, явно испытывал депривацию. Педиатр велел матери несколько месяцев подержать мальчика дома из-за его постоянных слез и необычной истории. 11-летний брат Дейва был усыновлен в возрасте четырех дней и, по словам родителей, рос нормально. Рисунок семьи, сделанный Дейвом, показан па рис. 8. Когда Дейв приступил к рисунку, он начал с цыпленка па столе, затем появился брат, поедающий цыпленка, и наконец Дейв, не имеющий возможности спокойно добраться до еды. Заметим сходство в затенении рис. 8 с тем, что показано на рис. 2. В этом случае затенение находится под отцом, изображенным у плиты. Каждый в семье вовлечен в процесс еды. Множество звезд отражает навязчивые мысли мальчика. Навязчивые мысли, связанные с едой, повторяются на рис. 9. Рис. 9 сделан 9-летним мальчиком с тяжелой деприваци-ей на первых пяти годах жизни. Он нарисовал себя близко к матери; область живота демонстрирует навязчивую озабоченность, что отражено геометрическими узорами на скатерти. Нельзя оставить без упоминания отца на этом рисунке, единственную фигуру, не состоящую из палочек, с полным зубов ртом, «большим животом», колюще-режущим столовым прибором и навязчиво, значимо пятнистой обувью.
|
|||||||||||||||||||||||||
|