![]()
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ВВЕДЕНИЕ В ПОНИМАНИЕ ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ КИНЕТИЧЕСКИЕ РИСУНКИ 3 страница84 Синдром света или тепла Шарон, очень рано развившаяся 9-летняя девочка, была помещена в больницу с симптомом вывернутого века. Ее рисунок семьи показан на рис. 31. Едва ли не самым важным здесь является то, что было перечеркнуто. Девочка изображает себя в своем отделении, играющей на скрипке, что вполне допустимо и женственно. Но вычеркнутая фигура должна была изображать ее бросающей мячик своему брату, которого мы видим отбивающим его с большой энергией. Можно только предполагать, явился ли этот вид агрессивного мужского поведения слишком угрожающим для нее, особенно потому, что есть материнское недовольство, которого она боится. Симптомы появились у девочки, когда отец уехал из дома в путешествие. Девочка была очень к нему привязана и очень ему близка. Интенсивность тепла в этой связи видна в изображении отца, который стоит рядом с огнем, образуя композицию с фалличискими элементами. Огонь тоже является весьма распространенной темой К-Р-С.
86 Синдром света или тепла Рис. 32 сделал Лэнни, 14-летний мальчик, в истории болезни которого пребывание в трех приемных семьях и большая потребность в нежности и любви. Мальчик привязался к новой приемной матери и получал любовь и тепло от нее. Однако по причине «нервного расстройства» она на короткое время покинула семью. Изображение фигуры заключенной в капсулу матери с интенсивным светом прямо над ней отражает потребность мальчика в тепле и любви в этой области. Он чувствует себя до некоторой степени социально изолированным, что определяется по рисунку, где он отвернулся от остальной семьи. В этой семье он получает тепло от матери, и центральное изображение ее, заключенной в капсулу, отражает эту потребность. Важно отметить, что только мать заключена в капсулу, и в своем желании материнской любви он изображает ее сметающей паутину с ярко сияющего светильника любви. Это действительно реальное динамическое желание в К-Р-С.
08 Синдром света или тепла Гладильная доска или Х-синдром У старших детей интенсивность потребности в тепле и любви, отражающаяся в символах света и огня, часто вызывает попытки контроля над этими эмоциями. Это стремление к контролю достаточно явно изображено 16-летним Алланом, который был госпитализирован с сильной боязнью оставаться дома в определенные промежутки времени. Рисунок Аллана представлен на рис. 33. На этом рисунке Аллан затеняет область ниже талии у сестры и матери, демонстрируя обычную озабоченность юношей в этой сфере. Из беседы с Алланом с использованием ключей К-Р-С стало ясно, что он очень боится оставаться один со своей довольно соблазнительной 11-летней сестрой и испытывает отвращение от любых сексуальных импульсов в этой связи. Контроль на рисунке отображен девочкой, держащей в руке знак «стоп», и младшим братом, направляющим на него пистолет. Сильные попытки контроля видны на рисунке в Х-феномене. Ножки стола, за которым сидит Аллан, имеют Х-образную форму, словно контейнер, в котором помещены его ноги. Гладильная доска перед его матерью с «X», проходящим через заштрихованную область, является постоянной темой у детей, старающихся контролировать сексуальные импульсы. Значение отца, уплывающего в моторной лодке, может быть одним из факторов, лежащих в основе потребности мальчика в определенном числе внешних контролирующих элементов, которые он изображает на рисунке семьи. Далее, ввиду того, что этот мальчик обладает лишь средним уровнем интеллекта в семье с превосходящим его интеллектуальным и социальным окружением, можно также добавить, что его фрустрированный гнев направлен на отреагирование деструктивного или неприемлемого, импульсивного поведения по отношению к другим членам семьи.
90 Синдром света или тепла Гладильная доска Дейва изображена на рис. 34. Этот 12-летний мальчик потерял родную мать, умершую от рака желудка, и очень тянулся к мачехе, но у него были значительные сдерживающие моменты в этой области. Известно, что утюг так же горяч, как огонь ламп на предшествующих рисунках. Важно, далее, то, что амбивалентность мальчика в отношении к мачехе отображается тем, что ее ноги ясно видны, но перекрест опор гладильной доски действует как реальный барьер, так же, как и отец. Хотя отец располагается отдельно от всех членов семьи, спиной к ним, его имя написано самыми большими буквами.
92 Синдром света или тепла Рис. 35, принадлежащий 12-летнему мальчику, весьма типичен для рисунков в этой области. Заштрихованность ниже талии, «X» перед телом матери, отец с газонокосилкой или режущим инструментом, — все это повторяющиеся темы в рисунках мальчиков, у которых есть проблемы в области конкуренции с отцами за материнскую привязанность. Этот К-Р-С воспроизводит тему обострения эдиповой ситуации в раннем отрочестве. 94 Синдром света или тепла На некоторых рисунках, сделанных интеллектуальными детьми, этот феномен может быть выражен иными способами. 12-летний Марк, который несомненно отождествляет себя со своим отцом, использовал в рисунке символ «X» перед матерью, несущей светильник. Однако мальчик в значительной степени выглядит как отец. Он несет предмет, весьма похожий на тот, что несет отец, и мы наблюдаем относительно нормальную попытку идентификации в следовании за взрослым мужчиной. (Усилие восхождения в гору?)
96 Синдром света или тепла Более патологичные формы мы наблюдаем в работах, подобных рисунку 9-летнего Дэна, помещенного в больницу в состоянии паники. Было неясно, что послужило причиной этой паники, пока мы не получили его рисунок семьи (рис. 37). Родители жили раздельно, а два его брата жили вместе с тетей по отцовской линии. Между братьями существовали гомосексуальные отношения, которые ужасали Дэна. Попытки контроля видны в Х-конфигурациях возле анальной области. Эти попытки контролировать импульсы наблюдаются у детей с очень сильным действием совести или суперэго, которые очень боятся своих импульсов и часто приходят в состояние сильной тревоги. Конечно, важно подчеркнуть также то, что сильное супер-эго может управлять потребностями ребенка до того момента, когда стремительность событий усиливает стресс как снаружи, так и изнутри настолько, что действовавший обычный контроль становится менее эффективным, и ребенку требуется подкрепление. Если, как в случае Дэна, его наготове не оказывается, возникает паника.
Идентификация с силой у мальчиков Многие мальчики способны проявлять свое влечение к соперничеству социально приемлемым образом. Это особенно верно в нашей культуре, когда самая откровенная конкуренция в формах трудовых, спортивных или научных достижений является приемлемым поведением. Примером служит рисунок 13-летнего Брайана (рис. 38). Он был весьма увлечен спортом и футболом. Мать часто сопровождала его на футбольные игры и тренировки, и он был склонен к завоеванию материнского времени, внимания и любви через свою конкуренцию на футбольном поле. При том, что его отец все еще остается угрожающей фигурой, мальчик рисует себя близко к матери и достигает самоуважения через сублимацию своих конкурентных влечений. Важно также, что отец хоть и изображается человеком «рубящим», но занят он конструктивной работой по дому. В этом дети мужского пола не могут конкурировать с ним. Брат спокойно сидит на стуле, а сам пациент изображен спортсменом. Для того, чтобы добиться принятого мужественного поведения, он должен обращаться к спорту, к чему отец не проявляет интереса, но что находит материнское одобрение.
100 Идентификация с силой у мальчиков Том, 7-летний мальчик, склонен к сублимации другим, весьма обычным для мальчиков способом (рис. 39). Он начал с маленькой фигуры самого себя, а когда достиг талии, то остановился и яростно перечеркал бумагу. Он спрятал нижнюю часть своего тела в мощную лодку и таким образом оказался близко к матери, контролируя ее. Отметим, что мальчик настаивал на размещении отца и собаки на обратной стороне рисунка и хотел сохранить всю лицевую сторону для себя и своей матери. Эдиповы стремления мальчика сублимируются только в рисунке, к тому же не очень скрытно. Значения затенения, фаллической лодки, обнаженной матери и перевода отца и домашнего животного на другую сторону листа очевидны. Но здесь вновь при решении вопроса о степени патологии необходимо принять в расчет возраст ребенка. Он находится в разгаре эдиповых стремлений. 102 Идентификация с силой у мальчиков Потребность и силе трогательно изображена на рис. 40. 16-летний Гарри был госпитализирован в связи с повторяющимися кражами мопедов. Когда его попросили сделать рисунок, он начал с отца и брата. У 12-летнего брата были большие успехи в спорте, а поэтому он был очень близок с отцом. Гарри не мог конкурировать в этой области. Когда он рисовал себя, то, как и Том на рис. 39, он, достигнув области талии, остановился, а затем продолжил запутанное изображение себя как части мопеда, преследующего его мать. Непреодолимое стремление мальчика к похищению мопедов стало очень серьезной проблемой, в связи с которой он был помещен в клинику. Вновь мальчик разделяет рисунок, изолируя себя от отца и брата, и извлекает все свои ощущения самоценности и силы из мопеда. Без мопеда он ощущает себя личностно неадекватным. Кражи и обладание матерью выглядят пугающе сопоставимыми.
104 Идентификация с силой у мальчиков Рис. 41 изображает борьбу за силу и самоуважение 16-летнего Джона, делающего себя центральной фигурой на рисунке. Он также идентифицирует себя с машиной, которая наделяет его большой силой. Заметно, что автомобиль объезжает отца, изображенного с короной, королем семьи. Отметим повторение Х-феномена ниже материнской талии, хотя он гораздо лучше контролируется и демонстрирует принудительный характер контроля тревожности. Но проявляются те же проблемы с контролем и импульсами, которые юноша сублимирует через идентификацию с силой автомобиля. С помощью автомобиля он может одолеть короля и стать самым большим и сильным во всем королевстве (семье).
Общие кинетические аспекты рисунков семьи Выше были обсуждены рисунки, изображающие действия членов семьи. В этой главе мы хотели бы более тщательно рассмотреть силы, действующие между фигурами на рисунках. Например, 14-летний Билли (рис. 42) недавно обрел нового отчима, который ввел в семью двух сводных сестер Билли, Билли был помещен в больницу по причинам нарушений поведения в школе и выходок дома. На рисунке заметны силы, действующие между двумя семьями. Мальчик стремится защищать мать от вторгающегося отчима, и конкуренция между мужчинами ясно отражена в силах, действующих на рисунке. Пациент, должно быть, осведомлен о сексуальной связи между отчимом и матерью, поскольку меч между ног отчима является самым большим оружием на рисунке. Мальчик, бросающий свои маленькие дротики, не может повредить отчиму, который защищает себя щитом, и дротики мальчика ломаются, не причинив вреда. Так мальчик, осознавая сексуальный характер отношений, в то же время осознает свое бессилие, что вполне может быть причиной его гневных выходок.
108 Общие кинетические аспекты рисунков семьи Джим, 10-летний мальчик, чей рисунок представлен на рис. 43, демонстрирует более адекватное силовое взаимодействие между собой и своим отцом. На рисунке оно изображено в виде аэроплана. В этом случае у мальчика новая приемная мать. Он пытается быть поближе к ней и конкурирует с отцом за внимание новой матери. Отметим ослепительный свет вверху рисунка, вновь являющийся типичной темой в борьбе мальчика за любовь и внимание. На этом рисунке «оружием» мальчика в борьбе за признание служит бумажный самолетик, в противоположность деструктивной борьбе между отцами и сыновьями на некоторых рисунках, когда друг в друга бросают опасные и причиняющие повреждения предметы.
110 Общие кинетические аспекты рисунков семьи Рис. 44 вновь отображает силы в рисунке. У отца Рона, 10-летнего мальчика, больная спина, и он очень раздражителен. У мальчика сложности в идентификации себя с отцом, и он борется за внимание матери. Отметим силовое воздействие, исходящее изо рта брата, чтобы сдуть отца, и противодействующую силу отца, опускающего молоток. Рон очень умный мальчик и, двигаясь к своему отцу, он проделывает это высоко над ним и скользит к дереву, где занимается посадками его мать и где мальчик может получить от нее любовь и внимание. Важно также упомянуть, что не только сложно идентифицироваться с больным или травмированным отцом, но обычный свободный поток гнева, которому сильный и здоровый отец может противостоять или блокировать его, затрудняется, а больной или увечный отец становится тормозом нормальной агрессивности ребенка. Это может создать у ребенка желание всемогущества, чтобы реально уничтожить ослабленного отца, чего его суперэго позволить не может.
112 Общие кинетические аспекты рисунков семьи Сила, действующая между братьями и сестрами, часто изображается в виде мяча. Рис. 45 демонстрирует очень примитивный рисунок 6-летнего ребенка. Он сильно соперничает со своей 10-летней сестрой. Этот шестилетка, по-видимому, все еще борется с эдиповой ситуацией, борется за идентификацию, и можно предположить, что затемненность у всех области гениталий и использование мяча в качестве силового инструмента может очень хорошо выражать сексуальную озабоченность ребенка.
114 Общие кинетические аспекты рисунков семьи На рис. 46 мы видим 11-летнего мальчика, крайне конкурирующего со своим отцом и стремящегося отреагировать это соперничество. Действие силы между ним и его отцом вновь носит здоровый характер, но это рисунок весьма конкурирующего мальчика. Есть иная интересная сторона этого рисунка — тот факт, что он перечеркнул первое изображение самого себя, на котором было очень агрессивное лицо, и повернул себя таким образом, что виден лишь свирепый бросок мяча, что позволительно. Но свирепое лицо отвернуто.
116 Общие кинетические аспекты рисунков семьи Рис. 47 демонстрирует то, что происходит, когда сильно конкурирующий ребенок в сильно конкурирующей семье не находит объекта для своей конкуренции. Диана, 8-летняя девочка, была помещена в приемную семью. Прежде она жила в другой приемной семье со своей 7-летней сестрой. Она полностью доминировала над своей сестрой и характеризовалась как чрезвычайно конкурирующая. Ее учитель упоминал, что в школьной среде она всегда искала ответственности и была лидером в классе. Диана была помещена в приемную семью с четырьмя мальчиками, младшему из которых было 13. Она очень хотела конкурировать с ними, но не знала как, и поэтому она отреагировала эту ситуацию в школе, где конкурировала до крайности. Рисунок вновь отражает силу, прикладываемую к мячу. Однако направлена она к земле. Девочка еще не нашла человека, с которым она может конкурировать в этой семье. Рис. 48, нарисованный 14-летним мальчиком, отображает иную проблему соперничества между братьями и сестрами, или действие сил между ними. У Майка есть 13-летиий брат с задержкой психического развития. Заметно, что между братьями нет силового взаимодействия, по вместо этого мяч, или сила, вся вложена в брата. Конечно, сложно конкурировать с тем, перед кем у тебя есть фора, поскольку это порождает чувство вины. Хотя у мальчика и есть чувство соперничества со своим братом за расположение отца, он не может конкурировать с ним действием и склонен сублимировать это живописью, которой он занимается на рисунке. Хотя эта семья и не размещена по отсекам, слабые коммуникации выдают себя. Никто не повернут лицом к другому. Люди повернуты боком или спиной друг к другу, и каждый озабочен своим делом.
120 Общие кинетические аспекты рисунков семьи Карен — 7-летняя девочка, наблюдавшаяся в связи с разводом ее родителей. Тревожность, которую она испытывает, отражают каракули между родителями, что является почти буквальным выражением стресса и напряжения процедуры развода и реакции маленькой девочки на него, что видно из рис. 49. Этот рисунок выглядит депрессивным, даже солнце зачернено, но обращает внимание, что самый младший в семье Майк выглядит единственным, кто вместе со своим воздушным змеем поднимается надо всем этим.
122 Общие кинетические аспекты рисунков семьи 10-летний Томми изобразил семейные действия на рис. 50. У мальчика очень занятой отец; работая хирургом, он много времени проводит вне дома. У мальчика очень доминирующая мать, которая всегда ждет от него достижений. Она заставляет его обучаться игре на пианино, но даже когда мать находится в другой части дома, как только Томми берет неверную ноту, она обязательно приходит и контролирует его. Таким образом, через ошибки в игре на пианино он пытается контролировать мать и демонстрировать пассивную агрессию по отношению к ней. Отметим расстояние до отца на рисунке и стену, разделяющую мальчика и его отца. Рисунок также отражает сложности в ситуации обучения и вторичную цель контроля над родительским вниманием путем недостижений. Интересно, удастся ли сестре спастись, будучи столь высоко и «вне этого». Школьные достижения являются, конечно, центральной причиной проблем во многих семьях и находят отражение во многих рисунках семьи, как это продемонстрировано в следующей главе. Школьные проблемы Синдром «А»* был впервые обнаружен весьма драматично посредством К-Р-С 16-летней девочки, госпитализированной с необычными симптомами. В течение последних двух лет она работала в канцелярии директора и достала ряд табелей, которые и подделала, чтобы изобразить себя почти круглой отличницей («А»-ученицей), хотя в действительности она успевала удовлетворительно (была «С»-ученицей). На рисунке Нэнси (рис. 51) заметны каракули ниже материнской талии. В данном случае причиной этой тревожности является то, что мать перенесла несколько хирургических операций, и девочка не идентифицировала себя с матерью, склонявшейся к мысли, что у нее рак. Скорее она была склонна идентифицировать себя с младшим ребенком в семье, 7-летним Джеком. Когда К-Р-С был рассмотрен в первый раз, буквы «А», которые служили опорами для качелей, не были замечены. Но они стали совершенно очевидны, когда были поняты прежние проблемы девочки и ее желание снова стать маленькой и получать те любовь и нежность, которые часто достаются от родителей за очень высокие школьные достижения. Однако, поскольку она не могла этого достичь из-за своих забот и регрессивных тенденций, она сделала это с помощью подделки. г ■; * В американских школах успеваемость учеников оценивается в буквенной форме по шкале от А до Е, где А — высший балл (Ред).
Школьные проблемы Рис. 52, принадлежащий 9-летнему Майку, возможно, более явно демонстрирует синдром «А». В этом случае отец был директором школы и оказывал на мальчика большое давление, чтобы тот делал домашние задания и успевал на очень высоком уровне. Отметим «А», которое является доминирующей действующей между отцом и сыном силой и вновь режущую позу отца и непрочное положение мальчика по отношению к отцу и к «А». Также представляется значимым то, что пациент зажат между отцом и матерью, хотя два его брата-тинэйджера выходят из этой ситуации с помощью машины или музыки. 9-летнему ребенку все еще необходима еда, приготовленная матерью, и он неустойчиво балансирует на «А» в своих отношениях с отцом, хотя отец и угрожает этому балансу. 128 Школьные проблемы
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|