Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ВВЕДЕНИЕ В ПОНИМАНИЕ ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ КИНЕТИЧЕСКИЕ РИСУНКИ 3 страница





84                                                           Синдром света или тепла

Шарон, очень рано развившаяся 9-летняя девочка, была помещена в больницу с симптомом вывернутого века. Ее ри­сунок семьи показан на рис. 31.

Едва ли не самым важным здесь является то, что было перечеркнуто. Девочка изображает себя в своем отделении, играющей на скрипке, что вполне допустимо и женственно. Но вычеркнутая фигура должна была изображать ее бросаю­щей мячик своему брату, которого мы видим отбивающим его с большой энергией. Можно только предполагать, явил­ся ли этот вид агрессивного мужского поведения слишком угрожающим для нее, особенно потому, что есть материнс­кое недовольство, которого она боится.

Симптомы появились у девочки, когда отец уехал из дома в путешествие. Девочка была очень к нему привязана и очень ему близка. Интенсивность тепла в этой связи видна в изоб­ражении отца, который стоит рядом с огнем, образуя ком­позицию с фалличискими элементами. Огонь тоже является весьма распространенной темой К-Р-С.


     



86                                                           Синдром света или тепла

Рис. 32 сделал Лэнни, 14-летний мальчик, в истории бо­лезни которого пребывание в трех приемных семьях и боль­шая потребность в нежности и любви.

Мальчик привязался к новой приемной матери и получал любовь и тепло от нее. Однако по причине «нервного рас­стройства» она на короткое время покинула семью. Изобра­жение фигуры заключенной в капсулу матери с интенсивным светом прямо над ней отражает потребность мальчика в теп­ле и любви в этой области. Он чувствует себя до некоторой степени социально изолированным, что определяется по рисунку, где он отвернулся от остальной семьи. В этой семье он получает тепло от матери, и центральное изображение ее, заключенной в капсулу, отражает эту потребность. Важ­но отметить, что только мать заключена в капсулу, и в своем желании материнской любви он изображает ее сметающей паутину с ярко сияющего светильника любви. Это действи­тельно реальное динамическое желание в К-Р-С.


 



08                                                           Синдром света или тепла

Гладильная доска или Х-синдром

У старших детей интенсивность потребности в тепле и любви, отражающаяся в символах света и огня, часто вызы­вает попытки контроля над этими эмоциями. Это стремле­ние к контролю достаточно явно изображено 16-летним Алланом, который был госпитализирован с сильной бояз­нью оставаться дома в определенные промежутки времени. Рисунок Аллана представлен на рис. 33.

На этом рисунке Аллан затеняет область ниже талии у сестры и матери, демонстрируя обычную озабоченность юно­шей в этой сфере. Из беседы с Алланом с использованием ключей К-Р-С стало ясно, что он очень боится оставаться один со своей довольно соблазнительной 11-летней сестрой и испытывает отвращение от любых сексуальных импульсов в этой связи. Контроль на рисунке отображен девочкой, дер­жащей в руке знак «стоп», и младшим братом, направляю­щим на него пистолет. Сильные попытки контроля видны на рисунке в Х-феномене. Ножки стола, за которым сидит Ал­лан, имеют Х-образную форму, словно контейнер, в кото­ром помещены его ноги. Гладильная доска перед его матерью с «X», проходящим через заштрихованную область, являет­ся постоянной темой у детей, старающихся контролировать сексуальные импульсы.

Значение отца, уплывающего в моторной лодке, может быть одним из факторов, лежащих в основе потребности мальчика в определенном числе внешних контролирующих элементов, которые он изображает на рисунке семьи. Далее, ввиду того, что этот мальчик обладает лишь средним уров­нем интеллекта в семье с превосходящим его интеллекту­альным и социальным окружением, можно также добавить, что его фрустрированный гнев направлен на отреагирование деструктивного или неприемлемого, импульсивного поведе­ния по отношению к другим членам семьи.


 



90                                                           Синдром света или тепла

Гладильная доска Дейва изображена на рис. 34. Этот 12-летний мальчик потерял родную мать, умершую от рака желудка, и очень тянулся к мачехе, но у него были значи­тельные сдерживающие моменты в этой области. Известно, что утюг так же горяч, как огонь ламп на предшествующих рисунках. Важно, далее, то, что амбивалентность мальчика в отношении к мачехе отображается тем, что ее ноги ясно вид­ны, но перекрест опор гладильной доски действует как ре­альный барьер, так же, как и отец. Хотя отец располагается отдельно от всех членов семьи, спиной к ним, его имя напи­сано самыми большими буквами.


     



92                                                           Синдром света или тепла

Рис. 35, принадлежащий 12-летнему мальчику, весьма типичен для рисунков в этой области. Заштрихованность ниже талии, «X» перед телом матери, отец с газонокосилкой или режущим инструментом, — все это повторяющиеся темы в рисунках мальчиков, у которых есть проблемы в области кон­куренции с отцами за материнскую привязанность. Этот К-Р-С воспроизводит тему обострения эдиповой ситуации в раннем отрочестве.




94                                                           Синдром света или тепла

На некоторых рисунках, сделанных интеллектуальными детьми, этот феномен может быть выражен иными способа­ми. 12-летний Марк, который несомненно отождествляет себя со своим отцом, использовал в рисунке символ «X» перед матерью, несущей светильник. Однако мальчик в значитель­ной степени выглядит как отец. Он несет предмет, весьма похожий на тот, что несет отец, и мы наблюдаем относи­тельно нормальную попытку идентификации в следовании за взрослым мужчиной. (Усилие восхождения в гору?)


       



96                                                           Синдром света или тепла

Более патологичные формы мы наблюдаем в работах, подобных рисунку 9-летнего Дэна, помещенного в боль­ницу в состоянии паники. Было неясно, что послужило причиной этой паники, пока мы не получили его рисунок семьи (рис. 37).

Родители жили раздельно, а два его брата жили вместе с тетей по отцовской линии. Между братьями существовали гомосексуальные отношения, которые ужасали Дэна. Попытки контроля видны в Х-конфигурациях возле анальной области.

Эти попытки контролировать импульсы наблюдаются у детей с очень сильным действием совести или суперэго, ко­торые очень боятся своих импульсов и часто приходят в со­стояние сильной тревоги.

Конечно, важно подчеркнуть также то, что сильное супер-эго может управлять потребностями ребенка до того момен­та, когда стремительность событий усиливает стресс как снаружи, так и изнутри настолько, что действовавший обыч­ный контроль становится менее эффективным, и ребенку требуется подкрепление. Если, как в случае Дэна, его наго­тове не оказывается, возникает паника.


         



Идентификация с силой у мальчиков

Многие мальчики способны проявлять свое влечение к соперничеству социально приемлемым образом. Это особен­но верно в нашей культуре, когда самая откровенная конку­ренция в формах трудовых, спортивных или научных достижений является приемлемым поведением.

Примером служит рисунок 13-летнего Брайана (рис. 38).

Он был весьма увлечен спортом и футболом. Мать часто сопровождала его на футбольные игры и тренировки, и он был склонен к завоеванию материнского времени, внима­ния и любви через свою конкуренцию на футбольном поле. При том, что его отец все еще остается угрожающей фигу­рой, мальчик рисует себя близко к матери и достигает само­уважения через сублимацию своих конкурентных влечений.

Важно также, что отец хоть и изображается человеком «рубящим», но занят он конструктивной работой по дому. В этом дети мужского пола не могут конкурировать с ним. Брат спокойно сидит на стуле, а сам пациент изображен спорт­сменом. Для того, чтобы добиться принятого мужественного поведения, он должен обращаться к спорту, к чему отец не проявляет интереса, но что находит материнское одобрение.


 



100                                     Идентификация с силой у мальчиков

Том, 7-летний мальчик, склонен к сублимации другим, весьма обычным для мальчиков способом (рис. 39). Он начал с маленькой фигуры самого себя, а когда достиг талии, то остановился и яростно перечеркал бумагу. Он спрятал ниж­нюю часть своего тела в мощную лодку и таким образом ока­зался близко к матери, контролируя ее. Отметим, что мальчик настаивал на размещении отца и собаки на обратной сторо­не рисунка и хотел сохранить всю лицевую сторону для себя и своей матери.

Эдиповы стремления мальчика сублимируются только в рисунке, к тому же не очень скрытно. Значения затенения, фаллической лодки, обнаженной матери и перевода отца и домашнего животного на другую сторону листа очевидны. Но здесь вновь при решении вопроса о степени патологии необ­ходимо принять в расчет возраст ребенка. Он находится в разгаре эдиповых стремлений.




102                                    Идентификация с силой у мальчиков

Потребность и силе трогательно изображена на рис. 40. 16-летний Гарри был госпитализирован в связи с повторяю­щимися кражами мопедов. Когда его попросили сделать ри­сунок, он начал с отца и брата. У 12-летнего брата были большие успехи в спорте, а поэтому он был очень близок с отцом. Гарри не мог конкурировать в этой области. Когда он рисовал себя, то, как и Том на рис. 39, он, достигнув обла­сти талии, остановился, а затем продолжил запутанное изоб­ражение себя как части мопеда, преследующего его мать. Непреодолимое стремление мальчика к похищению мопе­дов стало очень серьезной проблемой, в связи с которой он был помещен в клинику.

Вновь мальчик разделяет рисунок, изолируя себя от отца и брата, и извлекает все свои ощущения самоценности и силы из мопеда. Без мопеда он ощущает себя личностно не­адекватным. Кражи и обладание матерью выглядят пугающе сопоставимыми.


 



104                            Идентификация с силой у мальчиков

Рис. 41 изображает борьбу за силу и самоуважение 16-лет­него Джона, делающего себя центральной фигурой на ри­сунке. Он также идентифицирует себя с машиной, которая наделяет его большой силой. Заметно, что автомобиль объез­жает отца, изображенного с короной, королем семьи. Отме­тим повторение Х-феномена ниже материнской талии, хотя он гораздо лучше контролируется и демонстрирует прину­дительный характер контроля тревожности. Но проявляются те же проблемы с контролем и импульсами, которые юноша сублимирует через идентификацию с силой автомобиля.

С помощью автомобиля он может одолеть короля и стать самым большим и сильным во всем королевстве (семье).


 



Общие кинетические аспекты рисунков

семьи

Выше были обсуждены рисунки, изображающие действия членов семьи. В этой главе мы хотели бы более тщательно рассмотреть силы, действующие между фигурами на рисун­ках.

Например, 14-летний Билли (рис. 42) недавно обрел но­вого отчима, который ввел в семью двух сводных сестер Билли, Билли был помещен в больницу по причинам нарушений поведения в школе и выходок дома.

На рисунке заметны силы, действующие между двумя се­мьями. Мальчик стремится защищать мать от вторгающегося отчима, и конкуренция между мужчинами ясно отражена в силах, действующих на рисунке.

Пациент, должно быть, осведомлен о сексуальной связи между отчимом и матерью, поскольку меч между ног отчима является самым большим оружием на рисунке. Мальчик, бросающий свои маленькие дротики, не может повредить отчиму, который защищает себя щитом, и дротики мальчи­ка ломаются, не причинив вреда. Так мальчик, осознавая сексуальный характер отношений, в то же время осознает свое бессилие, что вполне может быть причиной его гнев­ных выходок.


 



108                       Общие кинетические аспекты рисунков семьи

Джим, 10-летний мальчик, чей рисунок представлен на рис. 43, демонстрирует более адекватное силовое взаимодей­ствие между собой и своим отцом. На рисунке оно изображе­но в виде аэроплана. В этом случае у мальчика новая приемная мать. Он пытается быть поближе к ней и конкурирует с от­цом за внимание новой матери. Отметим ослепительный свет вверху рисунка, вновь являющийся типичной темой в борь­бе мальчика за любовь и внимание.

На этом рисунке «оружием» мальчика в борьбе за призна­ние служит бумажный самолетик, в противоположность де­структивной борьбе между отцами и сыновьями на некоторых рисунках, когда друг в друга бросают опасные и причиняю­щие повреждения предметы.


 



110                 Общие кинетические аспекты рисунков семьи

Рис. 44 вновь отображает силы в рисунке. У отца Рона, 10-летнего мальчика, больная спина, и он очень раздражи­телен. У мальчика сложности в идентификации себя с от­цом, и он борется за внимание матери. Отметим силовое воздействие, исходящее изо рта брата, чтобы сдуть отца, и противодействующую силу отца, опускающего молоток. Рон очень умный мальчик и, двигаясь к своему отцу, он проде­лывает это высоко над ним и скользит к дереву, где занима­ется посадками его мать и где мальчик может получить от нее любовь и внимание.

Важно также упомянуть, что не только сложно иденти­фицироваться с больным или травмированным отцом, но обычный свободный поток гнева, которому сильный и здо­ровый отец может противостоять или блокировать его, зат­рудняется, а больной или увечный отец становится тормозом нормальной агрессивности ребенка. Это может создать у ре­бенка желание всемогущества, чтобы реально уничтожить ос­лабленного отца, чего его суперэго позволить не может.


 



112                      Общие кинетические аспекты рисунков семьи

Сила, действующая между братьями и сестрами, часто изображается в виде мяча.

Рис. 45 демонстрирует очень примитивный рисунок 6-лет­него ребенка. Он сильно соперничает со своей 10-летней се­строй.

Этот шестилетка, по-видимому, все еще борется с эди­повой ситуацией, борется за идентификацию, и можно пред­положить, что затемненность у всех области гениталий и использование мяча в качестве силового инструмента может очень хорошо выражать сексуальную озабоченность ребенка.


 



114                      Общие кинетические аспекты рисунков семьи

На рис. 46 мы видим 11-летнего мальчика, крайне конку­рирующего со своим отцом и стремящегося отреагировать это соперничество.

Действие силы между ним и его отцом вновь носит здо­ровый характер, но это рисунок весьма конкурирующего мальчика. Есть иная интересная сторона этого рисунка — тот факт, что он перечеркнул первое изображение самого себя, на котором было очень агрессивное лицо, и повернул себя таким образом, что виден лишь свирепый бросок мяча, что позволительно. Но свирепое лицо отвернуто.


 



116                 Общие кинетические аспекты рисунков семьи

Рис. 47 демонстрирует то, что происходит, когда сильно конкурирующий ребенок в сильно конкурирующей семье не находит объекта для своей конкуренции. Диана, 8-летняя девочка, была помещена в приемную семью. Прежде она жила в другой приемной семье со своей 7-летней сестрой. Она полностью доминировала над своей сестрой и характеризо­валась как чрезвычайно конкурирующая. Ее учитель упоми­нал, что в школьной среде она всегда искала ответственности и была лидером в классе. Диана была помещена в приемную семью с четырьмя мальчиками, младшему из которых было 13. Она очень хотела конкурировать с ними, но не знала как, и поэтому она отреагировала эту ситуацию в школе, где кон­курировала до крайности. Рисунок вновь отражает силу, при­кладываемую к мячу. Однако направлена она к земле. Девочка еще не нашла человека, с которым она может конкуриро­вать в этой семье.




Рис. 48, нарисованный 14-летним мальчиком, отображает иную проблему соперничества между братьями и сестрами, или действие сил между ними. У Майка есть 13-летиий брат с задержкой психического развития. Заметно, что между бра­тьями нет силового взаимодействия, по вместо этого мяч, или сила, вся вложена в брата. Конечно, сложно конкуриро­вать с тем, перед кем у тебя есть фора, поскольку это по­рождает чувство вины. Хотя у мальчика и есть чувство соперничества со своим братом за расположение отца, он не может конкурировать с ним действием и склонен сублими­ровать это живописью, которой он занимается на рисунке.

Хотя эта семья и не размещена по отсекам, слабые ком­муникации выдают себя. Никто не повернут лицом к друго­му. Люди повернуты боком или спиной друг к другу, и каждый озабочен своим делом.


 



120                       Общие кинетические аспекты рисунков семьи

Карен — 7-летняя девочка, наблюдавшаяся в связи с раз­водом ее родителей. Тревожность, которую она испытывает, отражают каракули между родителями, что является почти буквальным выражением стресса и напряжения процедуры развода и реакции маленькой девочки на него, что видно из рис. 49.

Этот рисунок выглядит депрессивным, даже солнце за­чернено, но обращает внимание, что самый младший в се­мье Майк выглядит единственным, кто вместе со своим воздушным змеем поднимается надо всем этим.


 



122                       Общие кинетические аспекты рисунков семьи

10-летний Томми изобразил семейные действия на рис. 50.

У мальчика очень занятой отец; работая хирургом, он много времени проводит вне дома. У мальчика очень доми­нирующая мать, которая всегда ждет от него достижений. Она заставляет его обучаться игре на пианино, но даже ког­да мать находится в другой части дома, как только Томми берет неверную ноту, она обязательно приходит и контро­лирует его. Таким образом, через ошибки в игре на пианино он пытается контролировать мать и демонстрировать пассив­ную агрессию по отношению к ней. Отметим расстояние до отца на рисунке и стену, разделяющую мальчика и его отца. Рисунок также отражает сложности в ситуации обучения и вторичную цель контроля над родительским вниманием пу­тем недостижений.

Интересно, удастся ли сестре спастись, будучи столь вы­соко и «вне этого».

Школьные достижения являются, конечно, центральной причиной проблем во многих семьях и находят отражение во многих рисунках семьи, как это продемонстрировано в сле­дующей главе.




Школьные проблемы

Синдром «А»* был впервые обнаружен весьма драматич­но посредством К-Р-С 16-летней девочки, госпитализиро­ванной с необычными симптомами. В течение последних двух лет она работала в канцелярии директора и достала ряд табе­лей, которые и подделала, чтобы изобразить себя почти круг­лой отличницей («А»-ученицей), хотя в действительности она успевала удовлетворительно (была «С»-ученицей). На рисун­ке Нэнси (рис. 51) заметны каракули ниже материнской та­лии. В данном случае причиной этой тревожности является то, что мать перенесла несколько хирургических операций, и девочка не идентифицировала себя с матерью, склоняв­шейся к мысли, что у нее рак. Скорее она была склонна иден­тифицировать себя с младшим ребенком в семье, 7-летним Джеком. Когда К-Р-С был рассмотрен в первый раз, буквы «А», которые служили опорами для качелей, не были заме­чены. Но они стали совершенно очевидны, когда были по­няты прежние проблемы девочки и ее желание снова стать маленькой и получать те любовь и нежность, которые часто достаются от родителей за очень высокие школьные дости­жения. Однако, поскольку она не могла этого достичь из-за своих забот и регрессивных тенденций, она сделала это с помощью подделки.

г                                                                                                                                                                                            ■;

* В американских школах успеваемость учеников оценивается в буквенной форме по шкале от А до Е, где А — высший балл (Ред).


 



                                                                 Школьные проблемы

Рис. 52, принадлежащий 9-летнему Майку, возможно, бо­лее явно демонстрирует синдром «А». В этом случае отец был директором школы и оказывал на мальчика большое давле­ние, чтобы тот делал домашние задания и успевал на очень высоком уровне. Отметим «А», которое является доминиру­ющей действующей между отцом и сыном силой и вновь режущую позу отца и непрочное положение мальчика по отношению к отцу и к «А».

Также представляется значимым то, что пациент зажат между отцом и матерью, хотя два его брата-тинэйджера выходят из этой ситуации с помощью машины или музыки. 9-летнему ребенку все еще необходима еда, приготовленная матерью, и он неустойчиво балансирует на «А» в своих отно­шениях с отцом, хотя отец и угрожает этому балансу.




128                                                                Школьные проблемы



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.