Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ВВЕДЕНИЕ В ПОНИМАНИЕ ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ КИНЕТИЧЕСКИЕ РИСУНКИ 2 страница





Эта тема повторяется на рис. 10, у 14-летней девочки, помещенной в больницу с жестокими брюшными болями. Она была озабочена тем, чтобы быть накормленной. В исто­рии болезни — эмоциональная депривация. При взгляде на рисунок интерес вызывает то, что перед пациенткой нет при­надлежностей для еды, только цветы. (Символы роста и люб­ви?) В расположении за столом она также дальше всех от источника еды (родительской любви).



40           Идентификация и ранняя эмоциональная Депривация

Рис. 11 нарисован 12-летним мальчиком, госпитализирован­ным в связи с тяжелым язвенным колитом. В его истории — жестокая эмоциональная депривация из-за депрессии мате­ри на первом году его жизни. Мать изображена у плиты, и питание, которое он от нее получает, значит все в его жизни. Впервые появляется пылесос, связанный с этим мальчиком и патологией кишечника. Изображение этого символа регуляр­но повторяется в рисунках детей с оральной депривацией.



42            Идентификация и ранняя эмоциональная депривация

На рис. 12 мы вновь можем видеть поглощенность пылесо­сом как символом кишечника, так часто наблюдаемую у бо­лее старших детей с историей неудовлетворенных потребно­стей в зависимости. Это К-Р-С 17-летнего юноши.



44           Идентификация и ранняя эмоциональная депривация

Рис. 13 нарисован 16-летним Тимом. Его мать была алко­голичкой, обычно выпивающей в кабачке на углу. Из-за ма­теринской депривации Тим был вынужден бежать по жизни в поисках иллюзорной «бабочки любви», отрицая болезнен­ную реальность матери без материнства. Тим был близок к отказу от поиска материнской любви. К тому же Тим умирал от жестокой «неподатливой» астмы.

Кажется почти излишним добавлять слова к этому силь­ному, динамичному рисунку. Невозможность выразить пря­мую неприязнь к своей матери, одно лишь изображение ее отсутствия, и поиск прекрасного в форме бабочки как вы­теснение деструктивной неприязни выражает себя гораз­до больше в рисунке, чем в словах.


46           Идентификация и ранняя эмоциональная депривация


Предшествовавшие рисунки продемонстрировали спосо­бы, которыми К-Р-С могут обнаружить многие динамичес­кие особенности, используя компоненты и символы, стано­вящиеся характеристиками пассивно-агрессивного поведе­ния, серьезных эмоциональных, особенно оральных, лише­ний и фрустрироваиных потребностей детей в родительском внимании и любви. Важен фактор времени, и большинству из этих детей было дано испытать страдания от лишений очень рано, когда оральные или питательные отношения с мате­рью или тем, кто ее заменяет, являются первостепенной по­требностью в жизни ребенка. Послеродовая депрессия мате­ри, послеродовые медицинские и хирургические проблемы, которые делают неизбежной длительную разлуку матери и ребенка, и психологический отказ от ребенка — таковы не­которые характеристики, отличающие приведенные выше истории жизни детей.

Дальнейшее исследование проблем идентификации будет продолжено в следующем разделе.


Проблемы идентификации у девочек

В растущей идентификации в ходе латентного периода большинство девочек стараются быть такими же красивыми и привлекательными, как женщины, с которыми они себя идентифицируют. На это нормальное развитие может накла­дываться невротический конфликт, такой как сложности в разрешении эдиповой ситуации или большая, чем обычно, амбивалентность по отношению к объекту отождествления.

Проекции этого критического процесса настолько уни­версальны, что связанные с ним проблемы встречаются в сказках различных культур, например, «Белоснежка», «Зо­лушка», «Красавица и Чудовище» и т.д. В этих историях де­вочка борется за свою идентификацию, считается красивой, испытывает к себе смешанные чувства, по оказывается в кон­це концов возлюбленной прекрасного принца. Это происхо­дит, однако, лишь после преодоления опасного леса, созданного мстительной и разрушающей матерью или дру­гими женщинами, которые, конечно, являются соперница­ми. Например, Золушку берет на бал хорошая мама (добрая фея) вопреки воле мачехи и названных сестер, запретивших ей туда идти.

Именно Золушка завоевывает принца после многих муче­ний, в то время как мачеха и названные сестры побеждены в своих притязаниях на вознаграждение женственности. Важно также подчеркнуть, что почти во всех этих историях суще­ствует прямая враждебность к мачехам, ведьмам, названным сестрам или кому-то еще для камуфлирования недопусти­мой неприязни к реальной матери и реальным братьям и сестрам.



48                                        Проблемы идентификации у девочек

Кэти, 11-летняя девочка, автор рис. 14, ухватила цент­ральную тему многих девичьих рисунков. Она делает себя идеализированной красавицей. В реальности Кэти весьма не­взрачная девочка, в то время как ее сестра Вики довольно симпатична. Стремление маленькой девочки к осуществле­нию желаний и ее сжатый кулак, направленный к сестре, остро выражают ее желание затмить свою соперницу.

Девочки принимают взрослую женскую роль, идентифи­цируясь с материнской фигурой. Многочисленные пробле­мы часто препятствуют адекватной идентификации.


     



50                                        Проблемы идентификации у девочек

Обычные проблемы идентификации девочек с

матерью

Л. Подавляющая и доминирующая мать

Рис. 15 демонстрирует работу Нэнси, 9-летней девочки со сверхблизкой или симбиотической связью с матерью. Ее мать очень удачно вела бизнес, воздействовала с избыточной си­лой и доминировала в своей семье. Это пример настоящего смешения идентичности. Если дочь идентифицирует себя с феминизированным или слабым отцом, она, конечно, под­вергнется риску быть отвергнутой матерью, как он. Однако, идентифицируясь с матерью, она, конечно, должна будет подавлять свою женственность, как мать делает со своей. По­этому ребенок, запутанный и парализованный этой амбива­лентностью, остается симбиотически связанным с матерью, а развитие остается статичным. Интересно далее уточнить, что в этом случае, как и в любом другом, развитие на самом деле не является статичным, оно продолжается. В случае с Нэнси развились серьезные соматические симптомы.


 



52                                        Проблемы идентификации у девочек

Б. Соблазнительная мать

Иногда у девочки очень соблазнительная мать, с которой конкурировать сложно или невозможно. Гейл, 15-летняя девочка, была помещена в больницу по причине своих сновидений и страхов, будто что-нибудь должно слу­читься с ее матерью. Рис. 16 демонстрирует ее озабоченность мыслями о своей матери и слабо завуалированные деструк­тивные желания. Ее амбивалентность главенствует. Фигура матери — лучше всего нарисованная фигура. Детали опреде­ленны и женственность вне сомнений. Тем не менее мать расположена в наиболее уязвимой из всех позиций. Она со­блазнительно лежит на спине, но оставлена не защищенной от газонокосилки, от крокетных молотков и шаров и даже от солнца.



54                                        Проблемы идентификации у девочек

в. «томбой», девчонка-сорванец

Некоторые маленькие девочки воспитываются в семьях, где преобладают мужчины, как в случае 11-летней Робин (рис. 17). Хотя она и близка с матерью, она склонна иденти­фицировать себя с занятиями мальчиков и характеризуется как сорванец. Электролампочки, окружающие брата, отца и се саму, выглядят фаллическими символами. Родители оза­бочены чрезмерной «мальчиковостью» Робин. Братья, воз­можно, были любимчиками в семье; мать не важна. Хотя Робин 11 лет, эдипова ситуация у девочек, как известно, длится дольше, чем у мальчиков, и она может все еще бо­роться за отцовское расположение, только чтобы почувство­вать, что отец в большей степени примет ее, если она будет «как мальчик».


     



56                                        Проблемы идентификации у девочек

Идентификация у девочек в юности

В период полового созревания и в ранней юности многие девочки любят лошадей. Когда их спрашивают о причинах этой любви к лошадям, они просто заявляют: «Это самые прекрасные животные, и люди могут ездить на них». Девоч­ки в этом возрасте не просто любят лошадей, но идентифи­цируют себя с лошадьми, а иногда являются лошадьми, как показано на рис. 18. Безопасная комфортная символическая сексуальная идентификация кажется универсальной в запад­ной культуре.



58                                        Проблемы идентификации у девочек

Лори, 15-летняя девочка, вполне нормальная, конкури­ровала со своей матерью в попытках вырасти. Рис. 19 демон­стрирует, как девочка справляется с этой проблемой, идентифицируя себя с взрослой питающей матерью, но от­секая ее контроль (голову).

Лори проработала проблему идентификации сначала отож­дествляясь с матерью, а затем замещая материнский конт­роль своим собственным.


 



60                                        Проблемы идентификации у девочек

Многие девочки оказываются не в состоянии прорабо­тать нормальный процесс идентификации и часто демон­стрируют сложные невротические симптомы, связанные с этой неспособностью. Крис, 18-летняя девушка, была по­мещена в больницу по причине повторяющихся ночных кошмаров: ее атаковали кошки. Крис была очень красивой девочкой, в старшем классе школы ее выбрали как самую популярную. Ее мать, напротив, обладала большим избы­точным весом и была скорее невзрачной. Тем не менее на своем рисунке (рис. 20) Крис склонна отрицать свою красоту и приписывать все характеристики красоты матери. Кошка действительно кажется продолжением матери — характер­ная черта озабоченности кошками, которую мы наблюдаем у девочек, испытывающих чрезмерную амбивалентность по отношению к матери.

Это может быть также характерно для возрождения эди­повых чувств Крис, так что ее деструктивные враждебные чувства по отношению к матери и тревоги по поводу соб­ственной сексуальности могут приводить к десексуализации Крис на рисунке и к сверхкомпенсаторным характеристи­кам матери.


Проблемы идентификации у мальчиков                                                  63


Проблемы идентификации у мальчиков

При здоровых внутрисемейных отношениях сексуальная идентификация — процесс, начинающийся с рождения. Отношения членов семьи, как и любого, вступающего в кон­такты с семьей, являются проекцией мужественности на ребенка мужского пола. Важно указать, что эти отношения основаны на понимании людьми их собственных персонализированных стилей идентификации. Проекция этих очень персонализиро­ванных отношений — непрерывный процесс, так что пример­но к третьему году жизни ребенка начинается подлинная идентификация. Следовательно, мы можем легко заметить, что даже эта ранняя идентификация зависит от здоровья и адек­ватности тех, кто наиболее значим для ребенка.

В своем стремлении к идентификации мальчик иденти­фицирует себя со старшими и более сильными членами се­мьи мужского пола. Вследствие амбивалентной природы этих отношений, включая потребность оставаться зависимым от матери, конкуренция за ее любовь становится фактором внут­рисемейных отношений.

В более или менее здоровых семейных структурах мать под­держивает свои отношения с отцом и посредством этого позволяет сыну найти свою подлинную отдельную иденти­фикацию. Однако в патологических случаях, особенно при сверхвовлеченной матери, существует разлад в идентифика­ционном процессе.

Предшествующий процесс — неотъемлемая часть того, что Фрейд назвал эдиповым процессом, увидев в нем сход­ство с греческим мифом о трагическом треугольнике в семье царя Эдипа. Очевидно, что этот процесс не является теоре­тическим домыслом, и был хорошо известен из наблюдений за человеком на протяжении поколений и веков задолго до девятнадцатого столетия.


Биологически процесс подобный эдипову наблюдается также у других видов. Конкуренция и агрессивность молодых самцов приводит к установлению новых семейных террито­рий и естественному отбору. Работа Карпентера с большими обезьянами (3) хорошо продемонстрировала это на примере гиббонов. У этого вида пожилой самец в конце концов тер­пит поражение в рамках такого треугольника, и самый мо­лодой и сильный сын встает па его место.


       



64                                   Проблемы идентификации у мальчиков

Рис. 21 показывает 7-летнего мальчика на вершине этой стадии. Заметно, что он отделил свою мать и себя от других лиц мужского пола, которые на рисунке находятся далеко и отгорожены зданием. Он и его мать вместе занимаются по­садками, и мальчик «захватил» мать у других мужчин.

По рис. 21 можно, конечно, сделать предположения об озабоченности и тревожности пациента, связанных с этой борьбой. Заметен длинный фаллический шланг, которым он захватывает свою мать и который выделяет жидкость (воду) в яму «для растения» (зарождение), и большое, с фаллопо-добным носом солнце, одобрительно (злобно?) сияющее над этой сценой.


     



бб                                   Проблемы идентификации у мальчиков

Эта конкуренция отражена также на рис. 22, нарисован­ном 7-летним мальчиком. Мальчик тоже находится близко к своей матери, и он с отцом занимаются посадками. Мать подвозит растение, или начало жизни, и мальчик ближе всех к ней. Отметим заштрихованность на рисунке, показываю­щую бессознательную озабоченность мальчика в этой облас­ти и борьбу с мужчиной за материнскую любовь.

Тема рождающегося растения является частой темой К-Р-С, что придает некоторое обоснование гипотетическим впечатлениям.


 



68                                   Проблемы идентификации у мальчиков

Страхи кастрации

Нормальное развитие у мальчиков конкуренции с отца­ми или старшими братьями за любовь женщины и попыток стать доминирующим мужчиной часто может быть для них довольно пугающим. Если у мальчика оказывается очень гроз­ный, агрессивный или деструктивный отец, или если стар­ший брат выступает в этой роли, тогда его желание быть сильнейшим неосуществимо, и он начинает тревожиться из-за этой конкуренции.

Рис. 23 демонстрирует 8-летнего мальчика, который пол­ностью подавлен старшим братом. Он обрезал себя у шеи и ему угрожает режущий инструмент (газонокосилка) под ним. Это типичный рисунок для мальчиков, которые в семейном кругу страшатся старших мужчин и испытывают страх каст­рации.


 



70                                   Проблемы идентификации у мальчиков

Эта тема повторяется на рисунке 6-летнего мальчика (рис. 24). Отец является громадной доминирующей персоной в жизни мальчика, и тот очень боится причинения отцом боли или кастрации. На рисунке мы замечаем, что мальчик даже боится рисовать свои руки, из страха потери конечно­стей. Тревожность вновь отражена в заштрйхованности тела мальчика.

Важно указать, что страх кастрации или повреждений у некоторых младших представителей мужского пола опреде­ляется не семейной средой, где отец или старшие братья неизбежно враждебны или деструктивны в своем отноше­нии к ребенку, а скорее тем, что он младше, меньше, со­знательно или бессознательно конкурирует и поэтому уязвим для мстительных реакций со стороны объектов его конку­ренции. Далее, наличие «режущего» старшего брата или отца или изображение своей обрезанной фигуры будет обуслов­лено не только патологией межличностных отношений внутри семьи, но и возрастным этапом развития ребенка, связан­ным с эдиповой ситуацией.


       



72                                   Проблемы идентификации у мальчиков

Рис. 25, возможно, наиболее ярко демонстрирует страхи кастрации. У Рэнди, мальчика, нарисовавшего этот рисунок, отец — алкоголик, в опьянении впадающий в буйство. Маль­чик не способен успешно с ним конкурировать. Отмстим штриховку на рисунке, в частности, затемненность ниже талии мальчика. Отец «режет» и воплощает определенные кастрациоиные страхи мальчика. Также важными являются форма отцовского «инструмента» и форма разрезаемого объек­та.


     



74                                   Проблемы идентификации у мальчиков

Амбивалентность

На рис. 26 мы видим действие совершенно нормального 8-летнего мальчика, который, тем не менее, очень склонен к конкуренции и пытается быть доминирующей персоной в доме. Обратим внимание на двух сражающихся в аэропланах мальчиков — оба они конкурируют со своим отцом за вни­мание женщин семьи. Отметим, что отец неловко падает с приставной лестницы. Притом он держит лампу, которая на многих рисунках является символом любви, теплоты или секса.

Рисунок вновь подчеркивает еще не разрешенную эдипо­ву ситуацию и конфликтную амбивалентность чувств к отцу, который хотя и угрожающ, по любим.


 



Синдром света или тепла

Озабоченность, связанная со светом или теплом во мно­гих проявлениях (таких как лампочки, костры, солнца или утюги) видна повсюду в семейных рисунках.

Рисунки очень маленьких детей дают нам некоторую воз­можность понять более сложные рисунки детей старшего возраста. Джон, 8-летний мальчик, был госпитализирован по причине многочисленных страхов и озабоченности. Он был почти парализован этими страхами, будучи очень зас­тенчивым и отстраненным.

У мальчика в анамнезе были две операции на пенисе в связи с сужением канала. Его рисунки отражали связанные с этим тревоги. Когда его просили сделать рисунок, Джон на­чинал с навязчивой решеткообразной штриховки вверху и внизу страницы, а затем с большой небрежностью и тре­вожностью изображал символ лампы. У лампы была фалло-лодобная форма; повторение этой темы часто встречается в рисунках. Фаллические элементы у всех стульев и людей яв­ляются характерной чертой рисунков мальчиков с тяжелы­ми страхами кастрации.


           



78                                                           Синдром света или тепла

Рис. 28 была сделай 9-летним мальчиком с эмоциональ­ной депривацией в анамнезе. Отметим выделяющееся поло­жение лампочек в центре рисунка, отражающее потребность мальчика в тепле и любви.


       
 
 



80                                                           Синдром света или тепла

Возможно, рисунок 10-летнего Майка, рассмотренный в связи с его многочисленными тревогами, более явно иллю­стрирует тему света.

Майк жил со своей матерью, известной проституткой. Его К-Р-С показан на рис. 29. У матери в доме бывало множество мужчин, сексуальные действия были известны и открыты, и мальчик видел их большую часть. Выделяющееся положение трех лампочек на рисунке отражает интенсивность этой оза­боченности в доме и семейном окружении.

Тот факт, что отец находится в тюрьме, и что собака за­щищает мальчиков от его угрожающего присутствия, также относится к этой теме. Очень важное подпирание рисунка снизу с перекрестной штриховкой и крестами в нижней ча­сти характерны для детей с очень большой нестабильностью в семье, а линование низа страницы часто выражает стрем­ление к стабильности. Низко висящие большие яркие лампы на цепях указывают на огромные нарушения внутри семьи, а также наводят на мысль о том, что большая часть этих на­рушений обладает сексуальными обертонами.


   



Синдром света или тепла

Напряженность темы света и ее связь с противополож­ным полом явно отображена на рис. 30. Билл — 10-летний мальчик, чей отец был убит двумя годами ранее. Он един­ственный ребенок, и очень сильная связь между матерью и сыном отражена в изображении матери, которая заключена в капсулу вместе со светильником над ней, в то время как ребенок прикреплен через нее к многочисленным лампам. В кухне сильный жар, что видно по пару и огням, окружаю­щим закапсулированную мать. Более того, очевидно, что гру­шевидные и фаллические очертания лампочек, в сочетании с держащим их мальчиком, продолжают сексуальную тему.


 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.