|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ВВЕДЕНИЕ В ПОНИМАНИЕ ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ КИНЕТИЧЕСКИЕ РИСУНКИ 2 страницаЭта тема повторяется на рис. 10, у 14-летней девочки, помещенной в больницу с жестокими брюшными болями. Она была озабочена тем, чтобы быть накормленной. В истории болезни — эмоциональная депривация. При взгляде на рисунок интерес вызывает то, что перед пациенткой нет принадлежностей для еды, только цветы. (Символы роста и любви?) В расположении за столом она также дальше всех от источника еды (родительской любви). 40 Идентификация и ранняя эмоциональная Депривация Рис. 11 нарисован 12-летним мальчиком, госпитализированным в связи с тяжелым язвенным колитом. В его истории — жестокая эмоциональная депривация из-за депрессии матери на первом году его жизни. Мать изображена у плиты, и питание, которое он от нее получает, значит все в его жизни. Впервые появляется пылесос, связанный с этим мальчиком и патологией кишечника. Изображение этого символа регулярно повторяется в рисунках детей с оральной депривацией. 42 Идентификация и ранняя эмоциональная депривация На рис. 12 мы вновь можем видеть поглощенность пылесосом как символом кишечника, так часто наблюдаемую у более старших детей с историей неудовлетворенных потребностей в зависимости. Это К-Р-С 17-летнего юноши. 44 Идентификация и ранняя эмоциональная депривация Рис. 13 нарисован 16-летним Тимом. Его мать была алкоголичкой, обычно выпивающей в кабачке на углу. Из-за материнской депривации Тим был вынужден бежать по жизни в поисках иллюзорной «бабочки любви», отрицая болезненную реальность матери без материнства. Тим был близок к отказу от поиска материнской любви. К тому же Тим умирал от жестокой «неподатливой» астмы. Кажется почти излишним добавлять слова к этому сильному, динамичному рисунку. Невозможность выразить прямую неприязнь к своей матери, одно лишь изображение ее отсутствия, и поиск прекрасного в форме бабочки как вытеснение деструктивной неприязни выражает себя гораздо больше в рисунке, чем в словах. 46 Идентификация и ранняя эмоциональная депривация Предшествовавшие рисунки продемонстрировали способы, которыми К-Р-С могут обнаружить многие динамические особенности, используя компоненты и символы, становящиеся характеристиками пассивно-агрессивного поведения, серьезных эмоциональных, особенно оральных, лишений и фрустрироваиных потребностей детей в родительском внимании и любви. Важен фактор времени, и большинству из этих детей было дано испытать страдания от лишений очень рано, когда оральные или питательные отношения с матерью или тем, кто ее заменяет, являются первостепенной потребностью в жизни ребенка. Послеродовая депрессия матери, послеродовые медицинские и хирургические проблемы, которые делают неизбежной длительную разлуку матери и ребенка, и психологический отказ от ребенка — таковы некоторые характеристики, отличающие приведенные выше истории жизни детей. Дальнейшее исследование проблем идентификации будет продолжено в следующем разделе. Проблемы идентификации у девочек В растущей идентификации в ходе латентного периода большинство девочек стараются быть такими же красивыми и привлекательными, как женщины, с которыми они себя идентифицируют. На это нормальное развитие может накладываться невротический конфликт, такой как сложности в разрешении эдиповой ситуации или большая, чем обычно, амбивалентность по отношению к объекту отождествления. Проекции этого критического процесса настолько универсальны, что связанные с ним проблемы встречаются в сказках различных культур, например, «Белоснежка», «Золушка», «Красавица и Чудовище» и т.д. В этих историях девочка борется за свою идентификацию, считается красивой, испытывает к себе смешанные чувства, по оказывается в конце концов возлюбленной прекрасного принца. Это происходит, однако, лишь после преодоления опасного леса, созданного мстительной и разрушающей матерью или другими женщинами, которые, конечно, являются соперницами. Например, Золушку берет на бал хорошая мама (добрая фея) вопреки воле мачехи и названных сестер, запретивших ей туда идти. Именно Золушка завоевывает принца после многих мучений, в то время как мачеха и названные сестры побеждены в своих притязаниях на вознаграждение женственности. Важно также подчеркнуть, что почти во всех этих историях существует прямая враждебность к мачехам, ведьмам, названным сестрам или кому-то еще для камуфлирования недопустимой неприязни к реальной матери и реальным братьям и сестрам. 48 Проблемы идентификации у девочек Кэти, 11-летняя девочка, автор рис. 14, ухватила центральную тему многих девичьих рисунков. Она делает себя идеализированной красавицей. В реальности Кэти весьма невзрачная девочка, в то время как ее сестра Вики довольно симпатична. Стремление маленькой девочки к осуществлению желаний и ее сжатый кулак, направленный к сестре, остро выражают ее желание затмить свою соперницу. Девочки принимают взрослую женскую роль, идентифицируясь с материнской фигурой. Многочисленные проблемы часто препятствуют адекватной идентификации. 50 Проблемы идентификации у девочек Обычные проблемы идентификации девочек с матерью Л. Подавляющая и доминирующая мать Рис. 15 демонстрирует работу Нэнси, 9-летней девочки со сверхблизкой или симбиотической связью с матерью. Ее мать очень удачно вела бизнес, воздействовала с избыточной силой и доминировала в своей семье. Это пример настоящего смешения идентичности. Если дочь идентифицирует себя с феминизированным или слабым отцом, она, конечно, подвергнется риску быть отвергнутой матерью, как он. Однако, идентифицируясь с матерью, она, конечно, должна будет подавлять свою женственность, как мать делает со своей. Поэтому ребенок, запутанный и парализованный этой амбивалентностью, остается симбиотически связанным с матерью, а развитие остается статичным. Интересно далее уточнить, что в этом случае, как и в любом другом, развитие на самом деле не является статичным, оно продолжается. В случае с Нэнси развились серьезные соматические симптомы. 52 Проблемы идентификации у девочек Б. Соблазнительная мать Иногда у девочки очень соблазнительная мать, с которой конкурировать сложно или невозможно. Гейл, 15-летняя девочка, была помещена в больницу по причине своих сновидений и страхов, будто что-нибудь должно случиться с ее матерью. Рис. 16 демонстрирует ее озабоченность мыслями о своей матери и слабо завуалированные деструктивные желания. Ее амбивалентность главенствует. Фигура матери — лучше всего нарисованная фигура. Детали определенны и женственность вне сомнений. Тем не менее мать расположена в наиболее уязвимой из всех позиций. Она соблазнительно лежит на спине, но оставлена не защищенной от газонокосилки, от крокетных молотков и шаров и даже от солнца. 54 Проблемы идентификации у девочек в. «томбой», девчонка-сорванец Некоторые маленькие девочки воспитываются в семьях, где преобладают мужчины, как в случае 11-летней Робин (рис. 17). Хотя она и близка с матерью, она склонна идентифицировать себя с занятиями мальчиков и характеризуется как сорванец. Электролампочки, окружающие брата, отца и се саму, выглядят фаллическими символами. Родители озабочены чрезмерной «мальчиковостью» Робин. Братья, возможно, были любимчиками в семье; мать не важна. Хотя Робин 11 лет, эдипова ситуация у девочек, как известно, длится дольше, чем у мальчиков, и она может все еще бороться за отцовское расположение, только чтобы почувствовать, что отец в большей степени примет ее, если она будет «как мальчик». 56 Проблемы идентификации у девочек Идентификация у девочек в юности В период полового созревания и в ранней юности многие девочки любят лошадей. Когда их спрашивают о причинах этой любви к лошадям, они просто заявляют: «Это самые прекрасные животные, и люди могут ездить на них». Девочки в этом возрасте не просто любят лошадей, но идентифицируют себя с лошадьми, а иногда являются лошадьми, как показано на рис. 18. Безопасная комфортная символическая сексуальная идентификация кажется универсальной в западной культуре. 58 Проблемы идентификации у девочек Лори, 15-летняя девочка, вполне нормальная, конкурировала со своей матерью в попытках вырасти. Рис. 19 демонстрирует, как девочка справляется с этой проблемой, идентифицируя себя с взрослой питающей матерью, но отсекая ее контроль (голову). Лори проработала проблему идентификации сначала отождествляясь с матерью, а затем замещая материнский контроль своим собственным. 60 Проблемы идентификации у девочек Многие девочки оказываются не в состоянии проработать нормальный процесс идентификации и часто демонстрируют сложные невротические симптомы, связанные с этой неспособностью. Крис, 18-летняя девушка, была помещена в больницу по причине повторяющихся ночных кошмаров: ее атаковали кошки. Крис была очень красивой девочкой, в старшем классе школы ее выбрали как самую популярную. Ее мать, напротив, обладала большим избыточным весом и была скорее невзрачной. Тем не менее на своем рисунке (рис. 20) Крис склонна отрицать свою красоту и приписывать все характеристики красоты матери. Кошка действительно кажется продолжением матери — характерная черта озабоченности кошками, которую мы наблюдаем у девочек, испытывающих чрезмерную амбивалентность по отношению к матери. Это может быть также характерно для возрождения эдиповых чувств Крис, так что ее деструктивные враждебные чувства по отношению к матери и тревоги по поводу собственной сексуальности могут приводить к десексуализации Крис на рисунке и к сверхкомпенсаторным характеристикам матери. Проблемы идентификации у мальчиков 63 Проблемы идентификации у мальчиков При здоровых внутрисемейных отношениях сексуальная идентификация — процесс, начинающийся с рождения. Отношения членов семьи, как и любого, вступающего в контакты с семьей, являются проекцией мужественности на ребенка мужского пола. Важно указать, что эти отношения основаны на понимании людьми их собственных персонализированных стилей идентификации. Проекция этих очень персонализированных отношений — непрерывный процесс, так что примерно к третьему году жизни ребенка начинается подлинная идентификация. Следовательно, мы можем легко заметить, что даже эта ранняя идентификация зависит от здоровья и адекватности тех, кто наиболее значим для ребенка. В своем стремлении к идентификации мальчик идентифицирует себя со старшими и более сильными членами семьи мужского пола. Вследствие амбивалентной природы этих отношений, включая потребность оставаться зависимым от матери, конкуренция за ее любовь становится фактором внутрисемейных отношений. В более или менее здоровых семейных структурах мать поддерживает свои отношения с отцом и посредством этого позволяет сыну найти свою подлинную отдельную идентификацию. Однако в патологических случаях, особенно при сверхвовлеченной матери, существует разлад в идентификационном процессе. Предшествующий процесс — неотъемлемая часть того, что Фрейд назвал эдиповым процессом, увидев в нем сходство с греческим мифом о трагическом треугольнике в семье царя Эдипа. Очевидно, что этот процесс не является теоретическим домыслом, и был хорошо известен из наблюдений за человеком на протяжении поколений и веков задолго до девятнадцатого столетия. Биологически процесс подобный эдипову наблюдается также у других видов. Конкуренция и агрессивность молодых самцов приводит к установлению новых семейных территорий и естественному отбору. Работа Карпентера с большими обезьянами (3) хорошо продемонстрировала это на примере гиббонов. У этого вида пожилой самец в конце концов терпит поражение в рамках такого треугольника, и самый молодой и сильный сын встает па его место. 64 Проблемы идентификации у мальчиков Рис. 21 показывает 7-летнего мальчика на вершине этой стадии. Заметно, что он отделил свою мать и себя от других лиц мужского пола, которые на рисунке находятся далеко и отгорожены зданием. Он и его мать вместе занимаются посадками, и мальчик «захватил» мать у других мужчин. По рис. 21 можно, конечно, сделать предположения об озабоченности и тревожности пациента, связанных с этой борьбой. Заметен длинный фаллический шланг, которым он захватывает свою мать и который выделяет жидкость (воду) в яму «для растения» (зарождение), и большое, с фаллопо-добным носом солнце, одобрительно (злобно?) сияющее над этой сценой. бб Проблемы идентификации у мальчиков Эта конкуренция отражена также на рис. 22, нарисованном 7-летним мальчиком. Мальчик тоже находится близко к своей матери, и он с отцом занимаются посадками. Мать подвозит растение, или начало жизни, и мальчик ближе всех к ней. Отметим заштрихованность на рисунке, показывающую бессознательную озабоченность мальчика в этой области и борьбу с мужчиной за материнскую любовь. Тема рождающегося растения является частой темой К-Р-С, что придает некоторое обоснование гипотетическим впечатлениям. 68 Проблемы идентификации у мальчиков Страхи кастрации Нормальное развитие у мальчиков конкуренции с отцами или старшими братьями за любовь женщины и попыток стать доминирующим мужчиной часто может быть для них довольно пугающим. Если у мальчика оказывается очень грозный, агрессивный или деструктивный отец, или если старший брат выступает в этой роли, тогда его желание быть сильнейшим неосуществимо, и он начинает тревожиться из-за этой конкуренции. Рис. 23 демонстрирует 8-летнего мальчика, который полностью подавлен старшим братом. Он обрезал себя у шеи и ему угрожает режущий инструмент (газонокосилка) под ним. Это типичный рисунок для мальчиков, которые в семейном кругу страшатся старших мужчин и испытывают страх кастрации. 70 Проблемы идентификации у мальчиков Эта тема повторяется на рисунке 6-летнего мальчика (рис. 24). Отец является громадной доминирующей персоной в жизни мальчика, и тот очень боится причинения отцом боли или кастрации. На рисунке мы замечаем, что мальчик даже боится рисовать свои руки, из страха потери конечностей. Тревожность вновь отражена в заштрйхованности тела мальчика. Важно указать, что страх кастрации или повреждений у некоторых младших представителей мужского пола определяется не семейной средой, где отец или старшие братья неизбежно враждебны или деструктивны в своем отношении к ребенку, а скорее тем, что он младше, меньше, сознательно или бессознательно конкурирует и поэтому уязвим для мстительных реакций со стороны объектов его конкуренции. Далее, наличие «режущего» старшего брата или отца или изображение своей обрезанной фигуры будет обусловлено не только патологией межличностных отношений внутри семьи, но и возрастным этапом развития ребенка, связанным с эдиповой ситуацией. 72 Проблемы идентификации у мальчиков Рис. 25, возможно, наиболее ярко демонстрирует страхи кастрации. У Рэнди, мальчика, нарисовавшего этот рисунок, отец — алкоголик, в опьянении впадающий в буйство. Мальчик не способен успешно с ним конкурировать. Отмстим штриховку на рисунке, в частности, затемненность ниже талии мальчика. Отец «режет» и воплощает определенные кастрациоиные страхи мальчика. Также важными являются форма отцовского «инструмента» и форма разрезаемого объекта. 74 Проблемы идентификации у мальчиков Амбивалентность На рис. 26 мы видим действие совершенно нормального 8-летнего мальчика, который, тем не менее, очень склонен к конкуренции и пытается быть доминирующей персоной в доме. Обратим внимание на двух сражающихся в аэропланах мальчиков — оба они конкурируют со своим отцом за внимание женщин семьи. Отметим, что отец неловко падает с приставной лестницы. Притом он держит лампу, которая на многих рисунках является символом любви, теплоты или секса. Рисунок вновь подчеркивает еще не разрешенную эдипову ситуацию и конфликтную амбивалентность чувств к отцу, который хотя и угрожающ, по любим. Синдром света или тепла Озабоченность, связанная со светом или теплом во многих проявлениях (таких как лампочки, костры, солнца или утюги) видна повсюду в семейных рисунках. Рисунки очень маленьких детей дают нам некоторую возможность понять более сложные рисунки детей старшего возраста. Джон, 8-летний мальчик, был госпитализирован по причине многочисленных страхов и озабоченности. Он был почти парализован этими страхами, будучи очень застенчивым и отстраненным. У мальчика в анамнезе были две операции на пенисе в связи с сужением канала. Его рисунки отражали связанные с этим тревоги. Когда его просили сделать рисунок, Джон начинал с навязчивой решеткообразной штриховки вверху и внизу страницы, а затем с большой небрежностью и тревожностью изображал символ лампы. У лампы была фалло-лодобная форма; повторение этой темы часто встречается в рисунках. Фаллические элементы у всех стульев и людей являются характерной чертой рисунков мальчиков с тяжелыми страхами кастрации. 78 Синдром света или тепла Рис. 28 была сделай 9-летним мальчиком с эмоциональной депривацией в анамнезе. Отметим выделяющееся положение лампочек в центре рисунка, отражающее потребность мальчика в тепле и любви. 80 Синдром света или тепла Возможно, рисунок 10-летнего Майка, рассмотренный в связи с его многочисленными тревогами, более явно иллюстрирует тему света. Майк жил со своей матерью, известной проституткой. Его К-Р-С показан на рис. 29. У матери в доме бывало множество мужчин, сексуальные действия были известны и открыты, и мальчик видел их большую часть. Выделяющееся положение трех лампочек на рисунке отражает интенсивность этой озабоченности в доме и семейном окружении. Тот факт, что отец находится в тюрьме, и что собака защищает мальчиков от его угрожающего присутствия, также относится к этой теме. Очень важное подпирание рисунка снизу с перекрестной штриховкой и крестами в нижней части характерны для детей с очень большой нестабильностью в семье, а линование низа страницы часто выражает стремление к стабильности. Низко висящие большие яркие лампы на цепях указывают на огромные нарушения внутри семьи, а также наводят на мысль о том, что большая часть этих нарушений обладает сексуальными обертонами. Синдром света или тепла Напряженность темы света и ее связь с противоположным полом явно отображена на рис. 30. Билл — 10-летний мальчик, чей отец был убит двумя годами ранее. Он единственный ребенок, и очень сильная связь между матерью и сыном отражена в изображении матери, которая заключена в капсулу вместе со светильником над ней, в то время как ребенок прикреплен через нее к многочисленным лампам. В кухне сильный жар, что видно по пару и огням, окружающим закапсулированную мать. Более того, очевидно, что грушевидные и фаллические очертания лампочек, в сочетании с держащим их мальчиком, продолжают сексуальную тему.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|