Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





рганизациЯ и оказание профессиональной психологической помощи врачам (штатным и прикомандированным)



ЋрганизациЯ и оказание профессиональной психологической помощи врачам (штатным и прикомандированным)

 

ђабота в тЯжелых условиЯх, повышенной нагрузке и высокой неопределенности приводит не только к необходимости адаптации к новому графику работы и жизни, но и к психологическим изменениЯм, которые могут не осознаватьсЯ врачами и медицинским персоналом, но оказывать влиЯние на их психическое здоровье и работоспособность. ? первое, что надо в этой ситуации сделать, Р постаратьсЯ внести определенную стабильность в жизнь врачей. „аже в ситуации многочасовой интенсивной работы необходимо создать условиЯ длЯ отдыха и смены вида деЯтельности. ‡адача психологов Р обеспечить условиЯ длЯ стабилизации и улучшениЯ психологического состоЯниЯ врачей и коллектива в целом. ‚ решении этой задачи психологам могут помочь следующие меры:

1. ‘оздание кабинетов психологической разгрузки и помощи (как внутри зеленой зоны, так и дистанционных).

2. ђегулЯрное информирование сотрудников о том, что им доступна психологическаЯ помощь (с размещением номеров телефонов, предоставлениЯ сведений, контактов и иной информации о психологической помощи, которую сотрудники могут получить удаленно с помощью телефонной или видеосвЯзи).

3. ЋрганизациЯ (в том числе, в дистанционной форме) индивидуальных и групповых психологических консультаций, занЯтий, бесед, тренингов и иных мероприЯтий по тематике освоениЯ стратегий совладаниЯ со стрессом, снижениЯ проЯвлений тревожности, обучениЯ методам релаксации и др.

4. Ћбучение руководЯщих сотрудников и врачей распознаванию признаков эмоционального выгораниЯ и состоЯний стресса/дистресса у медицинского, технического и обслуживающего персонала, а также у пациентов (необоснованнаЯ и неадекватнаЯ тревожность с повышенной плохо организованной активностью и(или) подавленность, вЯлость, раздражение от мыслей о работе, неспособность расслабитьсЯ, тенденциЯ негативно оценивать свое поведение и свою работу, снижение профессиональной самооценки).

5. ‘одействие повышению мотивации возвращениЯ к работе специалистов, которые находились на самоизолЯции или на карантине, путем усилениЯ особого вниманиЯ к их нуждам и запросам, стимулирование психологической готовности.

6. Џредоставление сотрудникам различных материалов и рекомендаций по самоподдержке и самопомощи (в том числе, в формате обучающих видео, рекомендованных ‚Ћ‡ материалов с инографическими сведениЯми о проблеме COVID-19).

7. ‘одействие в создании дополнительной поощрительной мотивации сотрудников: стимулирование персональной эмоциональной поддержки, инициирование руководителей, при необходимости, к их личному обращению к работнику (например, с официальной благодарностью, иными мерами поощрениЯ).

8. ЋрганизациЯ зоны длЯ визуализации успехов сотрудников больницы и персональной информации, например рекомендуютсЯ благодарственные отзывы распечатывать и развешивать внутри зеленой и красной зоны (важно и длЯ персонала как профилактика выгораниЯ, и длЯ новых пациентов, в качестве одного из средств совладаниЯ с кризисной ситуацией).

9. ‘одействие и помощь сотрудникам колл-центра и иному медицинскому персоналу, в должностные обЯзанности которого входит передача информации родственникам и близким о тЯжелом (терминальном) состоЯнии и/или смерти пациента из красной зоны (с изложением четких правил того, что и как можно и нужно говорить, а какаЯ информациЯ не освещаетсЯ).

10. ЋрганизациЯ регулЯрной обратной свЯзи от медицинского персонала, например, с помощью короткого анкетированиЯ с возможностью выражениЯ собственных эмоций и переживаний без использованиЯ персональных данных.

11. Џсихологическое сопровождение командной работы врачей. Џроведение, по возможности, психологической диагностики и коррекции внутриколлективных взаимоотношений с целью предотвращениЯ возникновениЯ напрЯженных отношений и конфликтных ситуаций, проЯвлениЯ агрессии и других негативных эмоций среди врачей, работающих в одной смене, в одном коллективе.

 

Џриемы самопомощи на рабочем месте, которые следует рекомендовать:

1. ?спользуйте любую возможность длЯ восстановлениЯ ресурсов и отдыха во времЯ рабочих перерывов! Џри выполнении эмоционально напрЯженной работы особенно важно полноценно использовать длЯ отдыха времЯ перерывов и микроперерывов. …сли позволЯют рабочие условиЯ, придерживайтесь следующей схемы: 40 мин работы Р 5 мин перерыва в полном покое, наедине с собой. Ќе упрекайте себЯ за то, что ‚ы отдыхаете на 5 или 10 минут больше, в то времЯ как много работы вокруг. ’акие паузы помогут ‚ам быстрее восстановитьсЯ и дольше оставатьсЯ в строю. ‹учше позволить себе отдохнуть на 5 минут больше, чем пытатьсЯ еще час непродуктивно работать, когда все валитсЯ из рук, а потом обессиленно упасть.

2. ‚ перерывах между работой старайтесь полноценно спать и нормально питатьсЯ, поддерживать контакт с близкими: с семьей, с детьми. ‘ейчас достаточно возможностей длЯ дистанционного визуального общениЯ.

3. •орошо, если ‚ы сможете окружить себЯ на работе (или после работы) любимыми вещами: будь, то любимаЯ кружка или любимый сорт чаЯ, аромат духов или мЯгкий плед, привычные длЯ ‚ас атрибуты. Џостарайтесь окружить себЯ предметами, которые помогают ‚ам вернуть душевное равновесие и хотЯ бы немного порадовать.

4. ‚о времЯ рабочих перерывов старайтесь применЯть простые и действенные экспресс-приемы психологической саморегулЯции своего состоЯниЯ. ?спользуйте доступные ‚ам приемы мышечного расслаблениЯ Р как эффективного психологического средства уменьшениЯ эмоционального напрЯжениЯ. ‡найте, что даже после минимального расслаблениЯ мышц снижаетсЯ интенсивность негативных переживаний.

5. Ќе ставьте цель полного устранениЯ эмоционального напрЯжениЯ в трудных рабочих ситуациЯх. Џомните, что мобилизациЯ ресурсов (в том числе, и эмоциональных) Р необходимое условие успешного выполнениЯ трудной задачи в важной длЯ ‚ас ситуации. ЋщущениЯ напрЯжениЯ Р неизбежнаЯ плата за интенсивный труд и высокий результат в сложных условиЯх его достижениЯ. Ћднако используйте любую возможность длЯ достижениЯ оправданно приемлемой степени мобилизации сил.

6. Ђктивизируйте свою способность к осознанию, анализу и пониманию признаков позитивного рабочего состоЯниЯ. ”ормируйте систему психологических ЗмаркеровИ как ориентиров, позволЯющих ‚ам точно определить желаемую степень сосредоточенности и мобилизации в конкретных ситуациЯх. ”иксируйте эти ориентиры в четких коротких формулировках, например: Зџ готов к работеИ, Зџ помню свои целиИ, Зџ спокоен и сосредоточенИ, Зџ Р отличный профессионалИ, Зџ умею делать свою работуИ.

7. Џостарайтесь заранее планировать времЯ и содержание ‚ашего послесменного отдыха. Џри максимуме вниманиЯ восстановлению физических сил, старайтесь насытить свой отдых приЯтными делами и общением (пусть и дистанционным) с близкими людьми. Ќайдите новые источники позитивных переживаний - используйте ресурсы социальной поддержки! Ќе бойтесь обратитьсЯ за эмоциональной поддержкой к друзьЯм Р они не откажут ‚ам в помощи. „аже в этот трудный период сохранЯйте ощущение наполненности жизни не только работой, но и значимыми длЯ ‚ас внерабочими делами и контактами.

8. ‘тарайтесь избегать нездоровых способов совладаниЯ с напрЯжением и усталостью, таких как курение, употребление алкоголЯ и/или ЏЂ‚. ‚ам, врачам и медицинским работникам, хорошо известно, что в долгосрочной перспективе это может ухудшить ‚аше психическое и физическое здоровье.

9. Џостарайтесь проанализировать стрессовые ситуации, в которые ‚ы попадали раньше и вспомнить те способы и приемы разрешениЯ этих ситуаций и регулЯции своего состоЯниЯ, которые ‚ам помогали раньше. ќто навернЯка окажетсЯ эффективным.

10. …сли ‚ы испытываете страх заразить членов семьи во времЯ возвращениЯ домой после работы с больными, имеет смысл согласитьсЯ на предлагаемые вашей больницей общежитие или гостиницу (конечно, если есть такаЯ возможность). Љ такой вынужденной ЗизолЯцииИ ‚ас от семьи постарайтесь относитьсЯ как к небольшой командировке. ’акой режим работы, возможно, станет даже более комфортным как длЯ ‚ас лично, так и длЯ членов ‚ашей семьи.

11. Ќе отказывайтесь от возможности участвовать в группах психологического дебрифинга[1] после завершениЯ рабочего днЯ или получить другую форму психологической поддержки в индивидуальной или групповой форме. Ћбращение к психологу и участие в группах психологической поддержки и разгрузки ни в коем случае не может расцениватьсЯ как показатель ‚ашей слабости. ‚ уже поЯвившихсЯ исследованиЯх зарубежных психологов по проблеме COVID-19, уже поЯвившихсЯ сегоднЯ, показана эффективность своевременного получениЯ психологической поддержки врачами и медицинскими работниками при борьбе с COVID-19.

12. ЌаходЯсь в палате, обЯзательно разговаривайте с больными, старайтесь отвечать на их вопросы, хотЯ бы кратко. Ћтнеситесь с пониманием к вопросам пациентов: как правило, они испытывают очень большой страх из-за неопределенности, недостатка информации и очевидной витальной опасности наличиЯ COVID-19. Ћни волнуютсЯ за своих близких. ‚озможно, у кого-то из них уже есть опыт тЯжелых утрат во времЯ пандемии. Џоддержите их. ? постарайтесь убедить их обратитьсЯ за психологической поддержкой прЯмо из ЗкраснойИ зоны по телефону или онлайн. ’елефоны таких служб известны (Џриложение 1).

13. ‚ы должны знать, что врачи и медицинские работники относЯтсЯ к числу самых ЗвыгорающихИ профессий. Ћчевидно, что в условиЯх пандемии COVID-19 это может проЯвитьсЯ особенно Ярко. ‚ы можете заметить у себЯ проЯвлениЯ так называемого Зсиндрома выгораниЯИ, который представлЯет собой сочетание эмоционального истощениЯ, деперсонализации (дегуманизации) и переживаниЯ редукции профессиональных достижений (Maslach, Jackson, 1986). ќмоциональное истощение может сочетатьсЯ с физическим истощением. —еловек начинает испытывать подавленность, вЯлость, или же раздражение от мыслей о работе; его перестает радовать то, что радовало раньше; снижаетсЯ интенсивность социальных контактов; отдых приносит лишь кратковременное облегчение. Џод деперсонализацией (дегуманизацией) понимаетсЯ возникающаЯ у специалиста тенденциЯ относитьсЯ к получателЯм услуг и даже к коллегам как к обезличенным существам. ђедукциЯ профессиональных достижений проЯвлЯетсЯ в поЯвлении тенденции оценивать свое поведение и свою работу с клиентами негативно. З‚ыгоревшиеИ специалисты всегда считают, что поставленные ими цели не были достигнуты, что сопровождаетсЯ снижением профессионального самоуважениЯ и самооценки. Џри обнаружении у себЯ симптоматики профессионального выгораниЯ в условиЯх пандемии CЋVID-19 целесообразно обратитьсЯ за психологической помощью.

14. Џостарайтесь овладеть и использовать хотЯ бы некоторые приемы так называемого Зпозитивного мышлениЯИ: чувствуйте и старайтесь поддерживать в себе чувство гордости за то, что ‚ы Р специалист, который делает сейчас очень важное дело. ѓордитесь тем, как ‚ы выполнЯете круг своих обЯзанностей. Ћднако при этом очень важно понимать наличие границ своих профессиональных возможностей: Ќ?Љ’Ћ, Ќ? Ћ„?Ќ ‘Џ…–?Ђ‹?‘’ не может постоЯнно ’‚Ћђ?’њ —“„Ћ. ‚ам важно научитьсЯ делегировать ответственность, разделЯть ее с коллегами по работе. ‚аши коллеги тоже ответственно относЯтсЯ к работе.

15. ‚ы сейчас очень много работаете, ‚ы очень хорошо делаете свое дело. ќто признают сегоднЯ все. Ќо помните, что убеждение, что работу абсолютно никто, кроме ‚ас, сделать хорошо не сможет, ЯвлЯетсЯ утопичным. Ћтдавайте себе в этом отчет и постарайтесь быть готовыми иногда Зотдавать инициативуИ и научитьсЯ расслаблЯтьсЯ, овладев приемами саморегулЯции. ЋбЯзательно посещайте психологический дебрифинг, если такие мероприЯтиЯ организованы в ‚ашем медицинском учреждении. …сли есть возможность, ходите на очные групповые занЯтиЯ дыхательной гимнастикой, нервно-мышечной релаксацией, аутотренингом и т.п. в клинике. Џри невозможности посещать групповые занЯтиЯ со специалистом используйте видеоматериалы.

16. ЌесмотрЯ на усталость, постарайтесь сохранЯть ЗоткрытостьИ новому опыту: принимайте участие в вебинарах и интернет-конференциЯх, например, по проблеме COVID-19. Ћни сейчас проводЯтсЯ как в нашей стране, так и за рубежом и обмен мнениЯми с коллегами, работающими в других клиниках, ‚ам навернЯка будет полезен.

17. Ќе ограничивайтесь чтением только профессиональной литературы. Ќайдите времЯ посмотреть интересный фильм, послушать музыку или принЯть участие в какой-нибудь виртуальной экскурсии, использовать иные электронные ресурсы, свободно предоставлЯемые через сеть ?нтернет людЯм, находЯщимсЯ на самоизолЯции. ‚ данный момент подобных программ много и большинство из них совершенно бесплатны. ’акже не расстраивайтесь, если после работы у ‚ас не хватает сил что-либо делать и хочетсЯ просто полежать. …сли у ‚ас есть потребность в покое и уединении, разрешите себе побыть в этом состоЯнии какое-то времЯ.

18. …сли у ‚ас есть хобби, доставлЯющее удовольствие, постарайтесь не бросать его в данный момент. ‹юбое хобби Р это зона эмоционального комфорта длЯ человека и его эмоциональный ресурс.

19. Џожалуйста, развивайте в себе ѓЋ’Ћ‚ЌЋ‘’њ Ѓ…‡ ‘’…‘Ќ…Ќ?џ ЋЃђЂ™Ђ’њ‘џ ‡Ђ ЏђЋ”…‘‘?ЋЌЂ‹њЌЋ‰ Џ‘?•Ћ‹Ћѓ?—…‘ЉЋ‰ ЏЋЊЋ™њћ. ќто не стыдно и не свидетельствует и ‚ашей беспомощности и непрофессионализме. Љак раз наоборот. ‚ы должны знать, что в этот непростой момент психологи готовы ‚ас поддержать.

20. Џомните, что поддержание своего психического здоровьЯ и психологического благополучиЯ в условиЯх пандемии COVID-19 чрезвычайно важно длЯ сохранениЯ ‚ашего физического здоровьЯ.




  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.