|
|||
COVID -19. бщие замечаниЯСтр 1 из 13Следующая ⇒ ђ…ЉЋЊ…Ќ„Ђ–?? ЏЋ Џ‘?•Ћ‹Ћѓ?—…‘ЉЋЊ“ ‘ЋЏђЋ‚Ћ†„…Ќ?ћ –…‹…‚›• ѓђ“ЏЏ ‚ Њ…„?–?Ќ‘ЉЋЊ “—ђ…†„…Ќ?? ‚ “‘‹Ћ‚?џ• ЏЂЌ„…Њ?? COVID -19 (составлены под редакцией главного внештатного специалиста по медицинской психологии Њинздрава ђоссии, президента ђоссийского психологического общества, декана факультета психологии Њѓ“ имени Њ.‚. ‹омоносова, академика ђЂЋ, доктора психологических наук ћ.Џ. ‡инченко) ђекомендации адресованыштатным и привлекаемым профессиональным психологам медицинских учреждений, внештатным психологамРволонтерам, осуществлЯющих свою деЯтельность на базе медицинских учреждений, работающих с пациентами с COVID-19, а также психологам, работающим в колл-центрах психологической помощи населению.
–ель рекомендаций Рподдержка психологического благополучиЯ и адаптационного потенциала населениЯ в условиЯх пандемии COVID-19. ђекомендации предназначены длЯ работы со следующими целевыми группами:
1.1 ђуководители и административно-управленческий персонал 1.2 ‚рачи (штатные и прикомандированные) 1.3 ‘редниймедицинский персонал (штатный и прикомандированный) 1.4 Ћбслуживающие и технический персонал
2.1 Џациенты Р дети 2.2 Џожилые пациенты 2.3 Џациенты Р иностранные граждане 2.4 Џациенты Р врачи с диагнозом COVID -19 2.5 ђодственники и близкие врачей, работающих вахтовым методом 2.6 ђодственники и близкие умерших пациентов Ћбщие замечаниЯ ‘тресс и его негативные последствиЯ пронизывают все аспекты жизни современного человека. ‘уществует закономернаЯ взаимосвЯзь между наличием напрЯженных или затруднЯющих жизнедеЯтельность обстоЯтельств (стрессогенных ситуаций) и срывами в работе базовых адаптационных механизмов, приводЯщих к развитию соматических заболеваний стрессовой этиологии. ‘бои в работе регулЯторных механизмов, ведущих к стойким нарушениЯм физического здоровьЯ и дееспособности профессионалов, требуют специального психологического сопровождениЯ. Џри этом на первый план выдвигаетсЯ решение проблем, свЯзанных со степенью адекватности актуализируемых человеком психологических ресурсов в стрессовой ситуации или стрессоустойчивостью. Џод стрессоустойчивостью принЯто понимать сложную, системную характеристику человека, отражающую его способность осуществлЯть успешную деЯтельность в затрудненных условиЯх без отЯгчающих последствий длЯ физического и психического здоровьЯ). ‘трессоустойчивость определЯет Змеру индивидуальной подверженности стрессуИ - т.е. склонность испытывать стресс без проЯвлениЯ негативных стрессовых реакций. Џоскольку психологический стресс Р это динамичный процесс, отражающий логическую последовательность этапов мобилизации человеком адаптационных ресурсов, привлекаемых длЯ преодолениЯ возникших затруднений или экстраординарных обстоЯтельств. Ћна объективно проЯвлЯетсЯ в сохранении высокой работоспособности под действием интенсивных нагрузок, стабильностью физиологических и психологических показателей, сохранением продуктивных межличностных отношений и др. Ћднако в ситуации с пандемией COVID-19, даже у здоровых людей продолжительное воздействие негативных факторов профессиональной и социальной среды приводит к снижению стрессоустойчивости Р проЯвлениЯм острых и хронических стрессовых реакций, а также риску ошибочных действий и сбоев в профессиональной и повседневной деЯтельности. Џоэтому в ситуации с COVID-19 крайне важно во времЯ диагностировать снижение адаптационного потенциала у всех целевых групп медицинских учреждений. Ћбобщенные психологические характеристики классов стрессовых состоЯний проЯвлЯютсЯ в виде комплексов субъективных переживаний. Љ основным негативным проЯвлениЯм (переживаниЯм) состоЯний острого стресса относЯтсЯ: ощущениЯ физиологического дискомфорта (головокружение, шум/боли в голове, усиление сердцебиений, нарушениЯ ритма дыханиЯ, испарина, жажда, тошнота, повышенный тремор конечностей и др.); повышеннаЯ эмоциональнаЯ напрЯженность (постоЯнное возбуждение, нервозность, беспокойство, взвинченность, внутреннЯЯ скованность, острые эмоциональные реакции гнева, страха, тревоги, паники и др.); сбои когнитивного функционированиЯ (повышеннаЯ рассеЯнность, трудности переключить внимание, повышеннаЯ забывчивость, путаница в мыслЯх, затрудненность процесса принЯтиЯ решении и др.); трудности в общении (затруднениЯ при включении в общий разговор, ЗпотерЯИ словарного запаса, непонимание смысла обращений, повышеннаЯ экспрессивность речи, создание конфликтогенных ситуаций); дезорганизациЯ поведениЯ (рост мышечного напрЯжениЯ, скованность движений, напрЯженность позы, отсутствие естественной мимики,неупорЯдоченность двигательной активности, неточность/хаотичность движений, распад моторных автоматизмов, возникновение ЗнелепыхИ ошибок и пр.). Љ основным негативным проЯвлениЯм состоЯний хронического стресса относЯтсЯ: устойчиваЯ тревожность (постоЯнное беспокойство о будущем, предчувствие неудач, приступы волнениЯ по пустЯкам, неуверенность в правильности принЯтиЯ решений и др.); агрессивность (непредсказуемые вспышки гнева, озлобленность, грубость в речи и поведении, беспричиннаЯ раздражительность, фиксациЯ на объектах, постоЯнно вызывающих неприЯзнь и т.п.); депрессивность (приступы грусти, тоски и печали, хандра, ощущение безнадежности существованиЯ, утрата переживаний Зрадости жизниИ и др.); астенизациЯ(непреходЯщее чувство усталости, устойчивой снижение работоспособности, деконцентрациЯ вниманиЯ, провалы в памЯти, потерЯ мотивации к активной деЯтельности); психосоматические реакции (мигрени, иррадиирующие боли в области сердца, приступы головокружениЯ, ипохондрические реакции, постоЯнное предчувствие ЗболезниИ); расстройства сна (нарушениЯ нормального цикла Зсон Р бодрствование, бессонница, поверхностный сон, приступы сонливости днем, кошмары или отсутствие сновидений). Ќаличие этих признаков указывает на истощение адаптационных ресурсов человекаи требует психологических интервенций разной направленности:
|
|||
|