Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Невменная нотация



Невменная нотация

В средние века появляется невменная нотация, характерная для религиозной католической музыки. Одна из ее разновидностей – русское крюковое, или знаменное письмо.

Слово «невма» – от позднелатинского neuma (знак, намек), которое в свою очередь происходит от древнегреческого πνεῠμα («пневмо» –  дыхание).

Условные обозначения – невмы – представляли собой набор различных знаков и их комбинаций, проставляемых над текстом псалмов и обозначали отдельные звуки или мелодические обороты, ходы голоса вверх и вниз, повторение одного и того же звука, характер и способ исполнения. Невмы применялись для записи вокальной музыки и показывали направление движения мелодии, не определяя ее точного высотного положения.

 

 

 

 

 

 


Не указывая точной высоты звуков, невмы наглядно изображали мелодическую линию, помогая певцам вспомнить мелодии знакомых им по слуху песнопений. Существовали многочисленные местные разновидности невменного письма. С IX в. предпринимались попытки усовершенствовать невменное письмо, пополнив его обозначениями высоты звуков, сначала буквенными, затем с помощью линеек, на которых размещались невмы. Так возникло так называемое квадратное нотописание, или хоральная нотация, из которой впоследствии развилась современная система нотного письма.

Хоральная нотация ведет свое происхождение от церковного песнопения - хорала, который в средние века был связан с именем церковного деятеля Папы Григория I Великого, и так и назывался – григорианский хорал.

 

 

 

 


         

 

Григорианский хорал (лат. cantus gregorianus) – литургическое пение католической церкви европейского региона на латинском языке, монодическое, без участия музыкальных инструментов. Текстовую основу григорианского хорала составляют книги Святого Писания, прежде всего Псалтирь, жития святых, труды ранних Отцов Церкви. Однако значение григорианского хорала не ограничивается его ролью в литургии: григорианский хорал стал основой всей позднейшей профессиональной европейской музыки, его по праву называют "музыкальным учителем Европы".

В связи с возникновением наряду с Римом других литургических центров со своими песнопениями сложилось несколько типов хорала, из которых наиболее значительные на Западе: римский – в Риме, галльский – в Франции, староиспанский, или мозарабский – в Испании, амвросианский – в Милане, беневентский – на юге Италии. От слияния всех этих видов и произошел григорианский хорал.

Григорианское пение монодийно (то есть принципиально одноголосно), но это не значит, что песнопения не могли исполняться хором. По типу исполнения пение разделяется на:

· антифонное, при котором чередуются две группы певчих (так исполняются абсолютно все псалмы);

· респонсорное, когда сольное пение чередуется с хоровым.

 

Расшифровка григорианского хорала, записанного с помощью невменной нотации, представляет сложность для современных исследователей. Мы не можем точно судить ни о высоте звуков, ни об их длительности, ни о громкости звучания, ни о тембре, который зависел от тембра участников хора, традиционно мужского по своему составу. Что касается соотношения звуков по высоте, то оно могло значительно отличаться от привычного в настоящее время звучания европейской музыки, основанного на делении октавы на двенадцать равных полутонов, и включать интервалы в 1/3 и даже 1/4 тона.

Еще на самой ранней стадии истории григорианского хорала, церковные хоры состояли из взрослых и детей (мужчин и мальчиков). Различие детских и взрослых голосов делало одну и ту же мелодию звучащей в октаву и даже в несколько октав. Но так было не во всех случаях такого соединения детских и взрослых голосов. Порой интервал между ними был не в октаву, а в терцию, квинту или сексту. Но, как это ни удивительно, певцы, исполняя подобным образом григорианский хорал, были уверенны, что они поют одноголосно. Так в практику постепенно вошло исполнение григорианского хорала параллельными октавами, квинтами и другими интервалами, что отнюдь не противоречило (по крайней мере в представлении музыкантов того времени) монодийной традиции пения.




  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.