Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Содержание. Введение. Древние способы нотации



  Содержание

От автора: 3

 

Введение. 4

 

Древние способы нотации. 5

 

Невменная нотация. 9

 

Реформа нотного письма Гвидо д'Ареццо. 14

 

Мензуральная нотация. 18

 

Табулатура. 21

 

Знаменная нотация. 28

 

Современная музыкальная нотация. 33

 

Старинные графические партитуры.. 44

 

Современные графические партитуры.. 54

 

Партитуры звуковой поэзии. 88

 

Заключение. 91

 

Список литературы.. 92

 


 

 

От автора:

 

Музыка – универсальный язык человечества. Но, не зная нот – специальных знаков записи музыкальных произведений, – нельзя их прочитать и графически отобразить музыкальное произведение. Нотное письмо прошло огромный многовековой путь развития, и не всегда ноты имели современный вид, к которому мы привыкли.

Данная работа посвящена истории развития нотации от древнейших времен до наших дней. В ней затрагиваются отдельные вопросы, связанные с особенностями графического отображения звуков в зарубежной и русской музыке от начала формирования музыкальной культуры до XX века. Материал, представленный в работе, выдержан в хронологическом порядке, в качестве визуального сопровождения используется много иллюстраций.

Структура  работы предполагает следующие разделы:

1. Введение.

2. Древние приемы записи музыки.

3. Особенности нотации в средние века в западноевропейской  музыке:

· невменная нотация

· хоральная нотация

· реформа нотной записи Гвидо д'Ареццо

· мензуральная нотация

· табулатуры.

4. Особенности нотной записи в России – знаменная нотация.

5. Современная нотация:

· Классический способ записи звуков

· Особенности нотации в музыке XX века.

6. Образцы необычных графических партитур.

7. Заключение.

  

Работа адресована педагогам, интересующимся историей музыки, обучающимся музыкальных студий, музыкальных школ и школ искусств среднего и старшего школьного возраста в качестве дополнительной литературы по элементарной теории музыки и музыкальной литературе, а также всем интересующимся историей музыкальной культуры.

 


 

Введение

 

Музыка – это наука. Она точна и конкретна. Партитура, лежащая перед глазами дирижера, напоминает график, где обозначены скорость, интенсивность, громкость звучания произведения, регламентированное время. Музыка сродни математике. Ее ритм основан на делении времени на доли, причем это деление производится не на бумаге, а физически.

Музыка – это история. Она отражает эпоху, в которую была создана, культуру страны.

Музыка – это иностранный язык. Большинство музыкальных терминов – из итальянского, немецкого или французского языков. А сами ноты? Это тоже язык, что-то вроде стенографической записи звуков. Музыка – самый универсальный язык на земле.

Изобретение нот – одно из величайших изобретений. Оно помогло сделать музыкальную память человечества вечной и необъятной. Ноты, написанные в одной стране, прекрасно понимают музыканты в любой другой, нотная грамота не требует перевода на разные языки, она – одна на весь мир.

Вот какими незабываемыми словами описывал процесс сочинения музыки Бетховен: «Я подолгу вынашиваю мысли, прежде чем они вылетят на бумагу... Я изменяю многие вещи, многие отбрасываю и затем пробую снова и снова до полного удовлетворения, потом тщательно разбираю произведение в уме — вширь, ввысь и вглубь, и, поскольку я твердо знаю, что должен сделать, основная музыкальная линия никогда не уходит от меня. Она поднимается, вырастает. Я слышу и вижу перед собой общую картину под разными углами, слышу и вижу так, как она будет звучать, и тогда остается лишь все записать». Но без многолетнего опыта использования нотного письма вдохновенные видения Бетховена, Вагнера и Стравинского так и остались бы только в их представлении.

Древние способы нотации

 

Нотное письмо, нотация (от лат. notatio – записывание, обозначение) – система графических знаков, применяемых для записи музыки, а также сама запись музыки.

Невозможно представить, что было время, когда на свете не существовало нотной записи, и музыка передавалась только устно. Настоятельная потребность найти способ сохранения музыкальных напевов привела к созданию нотной записи. Усилиями многих поколений создавались все более совершенные системы перевода "живого" звучания музыки на язык условной графической записи - нотации. Сравнивая образцы нотного текста разных времен и народов, можно увидеть, что они не похожи. Но при всем различии в них есть и общее: музыка фиксируется с помощью специальных условных знаков. Они менялись на протяжении многовекового развития музыкальной культуры, и прошло много времени, прежде чем люди пришли к той форме нотной записи, которая используется сейчас.

Из всех известных способов самым древним является обозначение мелодий, передаваемых по слуху, с помощью рисунков. Образцы такой записи обнаружены при изучении древнеегипетских памятников. Ученые разных стран пытаются расшифровать древнейшие музыкальные записи.

Двое итальянских ученых из университета города Бари – музыковед Анна Габриэлла Кальдарало и Недим Влера, специалист в области культурологии и археоастрономии (эта наука изучает положение звезд на небе в различные исторические эпохи) – утверждают, что им удалось расшифровать и перевести на современный нотный язык записи древнеегипетских гимнов, исполнявшихся на церемониях погребений фараонов.

По их версии, древние египтяне использовали для записи музыки иероглифы, изображавшие небесные светила. Среди них – Солнце, Луна и звезды: Сириус, посвященный богине Изиде, и Венера, которая в мифологии древних египтян служила олицетворением божества времени. И именно по месторасположению звезд в иероглифе удалось датировать возникновение нотных символов. По свидетельству Влера, иероглиф нотного знака, обозначающий Сириус, фиксирует такое расположение этой звезды над горизонтом, которое было характерно для середины четвертого тысячелетия до нашей эры.

Ученым удалось восстановить 12 религиозных гимнов, записанных на папирусах и барельефах. Итальянские исследователи подобрали и инструменты для наиболее адекватного звучания древней музыки. Это арфа, барабаны и арабская гитара. По свидетельству знатоков, эта музыка имеет очень нежное звучание.

По версии других исследователей, нотная грамота могла зародиться на территории современной Сирии. С таким утверждением выступили сирийские ученые, завершив исследования записей, обнаруженных в древнем городе Угарит на северо-западе Сирии в 50-х годах прошлого века. Тогда археологам удалось найти записанные музыкальные символы, относящиеся к середине второго тысячелетия до нашей эры. Завершенное исследование подтвердило, что сделанная в Угарите находка – одна из древнейших найденных записей музыкального произведения. Тексты нанесены на глиняную табличку, написаны горизонтально, слева направо, на хурритском языке – одном из древних языков Сирии.

 

Ученые сумели расшифровать эти ноты и тексты. Отдельно написана музыка, отдельно – слова. И еще подробная инструкция о том, как совмещать их. Музыка называется «Гимн Никале» (Никала – жена бога луны, по мифологии хурритов).

Дальнейшее развитие музыкальной письменности связано с буквенным обозначением звуков, указывающих на их высоту. (Буквенная нотация – разновидность музыкальной нотации, в которой для обозначения высоты звука используются буквы алфавита (греческого, латинского и др.), а также их графические модификации. Буквенная нотация – древнейшая разновидность нотации, сохраняющая своё значение до наших дней).

Зародившись в Древней Греции, эта система получила широкое распространение. Музыка Древней Греции сохранилась в немногочисленных фрагментах, которые представляли собой надписи, высеченные на каменных колоннах и гробницах. Для музыкального письма использовали буквы греческого и финикийского алфавита. В 1893 году французские археологи, делавшие раскопки в Дельфах, священном городе бога Аполлона, обнаружили две любопытные каменные пластинки. На них обычным греческим алфавитом конца II в. до н. э. были записаны гимны в честь Аполлона. Но от других греческих манускриптов, найденных ранее, их отличали бросающиеся в глаза дополнительные знаки, вырезанные между строками гимнов. Эти частично уцелевшие музыкальные партитуры являются самыми ранними образцами музыки Древней Греции.

Множество из них записано на папирусах, часто очень маленьких бесформенных кусочках, которых, впрочем, достаточно, чтобы понять, что они в основном являются отрывками из музыкальных композиций для сопровождения таких древнегреческих произведений, как знаменитая драма "Орест", написанная Эврипидом около 450 г. до н. э. Эти редкие археологические находки определяют как древнегреческие нотные записи.

Алипий – древнегреческий теоретик музыки в III или IV в. н. э. создал довольно удобную нотную систему, ставшую классической для греческой музыки. Он составил список используемых символов (смесь алфавитных и псевдоалфавитных знаков) и дал подробное объяснение их значений. К счастью, его работа сохранилась благодаря усиленному копированию, распространенному в средние века. Знание древнегреческой системы нотной записи никогда не терялось – фактически наша современная система нот, начавшая развиваться в средние века и выкристаллизовавшаяся окончательно в XVII в., основана на греческом образце.

У греков существовала нотация двоякого рода: одна древнейшая, диатоническая с момента своего появления, сохранившаяся впоследствии в качестве инструментальной нотации; другая позднейшая, энгармонически-хроматическая, была введена для пения.

 

 

 



 

 

        

     В римской теории музыки греческие буквы, обозначавшие высоту звука, были заменены на латинские. Эта акция приписывается Боэцию. Вместо нисходящего тетрахорда греков, буквы A, B, C, D, E, F, G были привязаны к восходящей системе звуков. Сейчас латинские обозначения звуков широко используются в современной музыкальной практике.  
         

          

 

 

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.