Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Современная музыкальная нотация



Современная музыкальная нотация

 

Современная музыкальная нотация – графическая система записи музыкальных звуков, разновидность западноевропейской музыкальной нотации, широко применяемая в настоящее время для символической записи музыки, основанной на западноевропейской музыкальной традиции.

Современная музыкальная нотация (также называемая «нотная грамота» или «нотное письмо») является частью элементарной теории музыки. Запись музыкального произведения в современной музыкальной нотации называется «нотная запись» или просто — ноты.

В современной музыкальной нотации музыкальные звуки записываются с помощью набора символов, основными из которых являются ноты. Ноты располагаются на линейке из пяти параллельных линий, называемой нотоносец. Положение символа ноты на нотоносце определяет высоту обозначаемого звука и порядок исполнения звуков. Длительность звука обозначается применением разных вариаций символа ноты.

Кроме нот и нотоносца применяется множество дополнительных символов, позволяющих обозначить количество длительностей в такте, тональность, темп, ритмический рисунок, а также позволяющих сокращенное написание распространенных приемов, передачу характера и уровня громкости произведения, особенности артикуляции и многое другое.

Кроме того применяются наборы символов, предназначенных для облегчения записи произведений для какого-либо специфического инструмента, например символы управления педалями для фортепиано или символы аппликатуры для гитары.

В XX веке в связи с развитием и усложнением музыкального языка неоднократно предпринимались попытки усовершенствовать нотную запись. Так возникали 6-и линейная нотная запись Ф.Бузони, 3-линейные системы А.Шёнберга и Н.Долматова, система Эквитон Р.Форсита с 2-мя нотными линейками. Также известна система Клавирскрибо К.Пота – нотный стан с вертикальным расположением линеек.

 

Остановимся на системе записи звуков у Ферручио Бузони – одного из крупнейших в истории музыки пианистов, оказавшего большое влияние на развитие пианистического искусства.

Бузони пытался записать не только тоны и полутоны, но и более близкие расстояния между звуками – трети тонов. Свои взгляды он отразил в работе «Эскиз новой эстетики музыкального искусства»:

«…проектируемая мною тональная система должна, пока что, наполнить слух третями тонов, не отрекаясь от полутонов.

Коротко говоря, мы либо устанавливаем два ряда третей тонов, один ряд на расстоянии полутона от другого, – либо трижды повторяем обычный ряд 12-ти полутонов, каждый раз на треть тона выше.

Чтобы как-нибудь отличить эти ступени одну от другой, назовем первую – С, а две ближайшие трети тонов – Сis и Des; первый полутон обозначим (маленьким) с, а следующие за ним трети – cis и des. Тогда нижеприведенная табличка объяснит все недосказанное.

 


 

Для нотации предлагаю такой способ: начертить 6 строк, и на самих строках поместить целые тоны, а между строками – полутоны:

 

Затем трети тонов отметить бемолями и диезами:

 


 

 

Сегодня современная музыка обозначается различными терминами – атрадиционная, атональная, аклассическая, новая, современная и т.д.

Музыкальное искусство XX века – феномен, поднявшийся до уровня философского мироощущения, расширяющий возможности своих выразительных средств за счёт появления новых художественных образов, и встраивания их в индивидуальные авторские концепции.

В соответствии с этим нотация в XX веке также претерпевает существенные изменения, появляется ряд открытий в области записи музыкальных произведений и, соответственно, обновляется знаковая система музыкального языка. Появляется и разрабатывается:
• графическая запись, для которой характерно изложение музыкального материала линиями, не указывающими на звуковысотность нотных знаков и предоставляющая большую свободу для исполнительской интерпретации. В возникновении такого способа записи музыкальных произведений существенную роль сыграло творчество художников XX века. Графическая запись музыкальных произведений послужило толчком для возникновения алеаторики, хэппенинга и т.д.

• координирующая нотация, при которой предоставляется относительная свобода в трактовке продолжительности звучания и соотношении голосов. В данной нотации рассматриваются два её аспекта: времяизмерительный и звуковысотный.

• метод свободных форм, дающий возможность соединения авторского текста и исполнительской импровизации.

 

Мы приводим несколько примеров современной записи нот в произведениях композиторов XX века.

 

Образец записи атональной музыки (додекафонии). Додекафония (от греч.- двенадцать звуков) – метод сочинения музыки, в основе которого лежит «серия» - определенная последовательность 12 звуков различной высоты, расположенных в диапазоне одной октавы.

Микрохроматика (или микроинтервалика) – звуковая система из интервалов меньше полутона.

Названия интервалов в этой системе:

 

 

Запись нот:

 

Вариант авторского обозначения нот в микрохроматике:

 

 

Образцы микрохроматики в произведениях:

 

 

Алеаторика(от лат. жребий, игральная кость) – техника незакрепленного текста, которая допускает множество вариантов исполнения.

Р.Щедрин. Поэтория

 

 

 


Произошедшие в XX веке трансформации в понимании того, что есть музыка и музыкальное явление, потребность современного композитора работать на границе разных явлений (музыки, изобразительного искусства, театра), потребность в особом – театральном – исполнении музыки, привели к тому, что многие композиторы разрабатывают свои собственные системы графической записи музыки. Кроме того, помимо нотной записи музыки часто визуализируются физические параметры звука (графики, осциллограммы и т.п.).

Музыка интересна художнику, и графический язык записи музыкальных произведений может вызывать интерес и как готовая ("найденная") знаковая графическая система, и как пространство (пространство нотного листа), которое позволяет создавать образы музыки, оперируя элементами служебного музыкального языка (нотными знаками). Пространство нотного листа можно уподобить географической карте, анатомической таблице, игральной карте и т. п. Создание и восприятие музыки и звука мыслить как путешествие, эксперимент, азартную игру.

Ниже приведены образцы необычных приемов записи музыки – графических партитур от средневековья до наших дней.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.