Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Архитектура и изобразительное искусство



Архитектура и изобразительное искусство

эпохи Просвещения.

Идеи  просветителей,  связанные  с  распространением  знаний,  пропагандой  науки,  освобождением  от  предрассудков,  обожествлением  природы,  призывами  к  простоте  и  естественности,  соответствовали  эстетике  классицизма.  В  области  архитектуры  и  декоративно-прикладного  искусства  вновь  возродились  классические  традиции  и  классические  формы.  В  живописи стало  модным  все,  связанное  с  жизнью  и  бытом  древних  римлян,  тем  более  что  в  1748 г.  начались  раскопки  Помпеи,  а  тридцатиле­тием  раньше  были  открыты  под  пеплом  Везувия  развалины  города  Геркуланума.

Отличительной  особенностью  архитектуры  неоклассицизма  XVIII в.  во  Фран­ции  стал  отказ  от  античных  классических  норм.  Уже  не  соотношение  несущих  (цоколя,  колонн)  и  несомых  (антаблемента,  фронтона)  частей – альфы  и  омеги  античного  классического  здания  являлось  основой  архитектурной  композиции.  Во  главу  угла  теперь  ставилась  функциональная  задача – создание  большого  внутреннего  пространства,  соответствующим  образом  декорируемого.

В  архитектуре  утвердился  классический тип  симметричной  крестово-купольной  базилики.  По  образцу  собора  св. Петра  в  Риме  архитектор  Жак  Жерми  Суффло  (1713-1780)  возвел  в  Париже  собор св. Женевъевы,  построенный  на  месте  старинной  церкви,  где  были  захоронены  останки  легендарной  покровительницы  Пари­жа.  Фундамент  был  заложен  в 1758 году,  и  здание  было  закончено  учеником  Суффло  в  1789 г. Правящее  на  тот  момент  революционное  правительство  распорядилось  о  превращении  церкви  в  мавзолей великих  французов.  С 1791 г. по ассоциации с римским обычаем церковь была превращена в усы­пальницу великих людей Франции и получила название Пантеон. Здание  пред­ставляет  собой  в  плане  греческий  крест,  в  центре  которого  возвышается  купол,  опирающийся  на  четыре  столба.  Фасад   воспроизводит  древнеримский  портик,  украшенный  фронтоном. Надпись  на  входе  в  Пантеон  гласит:  «Великим  людям  благодарная  отчизна».  

Именно этот вариант неоклассицизма надолго определил развитие церковной архитектуры не только во Франции, но и во всей Европе (собор св. Павла в Лондоне, Исаакиевский собор в Петербурге). Другим типом зданий той эпохи стала церковь св. Маг­далины, строительство кото­рой началось в 1764 г. Не­смотря на христианские моти­вы обильного декорума, со­оружение напоминает больше языческий храм, являясь воп­лощением античной простоты и целесообразности.

Сегодня  трудно  оценить  революционные архитектурные  идеи,  предложенные  Суфло.  За  две  с  лишним  сотни лет  его  здание  стало  классикой,  которой  следовали  и  которую  ниспровергали  следующие  поколения  зодчих.  Да  и  после  сумасшедших  творений  XX века  нас  уже  трудно  чем-то  удивить.  Но  для  того времени это сооружение было действительно удивительным.

Суфло  решил  соединить  в  своем  творении  ни  много,  ни  мало  лучшие  достижения  мировой  архитектуры,  накопленные  к  тому  времени.  Он  создал  великолепный  шестиколонный  греческий  портик  (раз),  увенчал  здание  куполом,  которого  древние  греки  вовсе  не  знали  (два),  сделал  интерьер  легким  и светлым,  как  в  готике  (три),  но  использовал  при  этом  сводчатые  романские  потолки  (четыре).

Колонны,  которые  в  барокко  успели  прирасти  к  стене,  и  стали  просто  декорацией,  опять  выдались  вперед  и  вспомнили  о  своей  основной  функции – нести  тяжесть  перекрытий.  Суфло  даже  дерзнул  поставить  купол  на  колоннаду,  вдохновляясь  примером  Кристофера  Рена,  автора  собора  Св. Павла  в Лондоне.  Однако  здесь  чистоту  идеи  соблюсти  не  удалось.  Колонны  не  выдержали  бы  тяжести  свода,  поэтому  пришлось  строить  сложную  несущую  конструкцию,  скрытую  от  глаз.

Это  была  не  единственная  проблема,  с  которой  столкнулся  архитектор.  При  рытье  котлована  под  фундамент  в  грунте  обнаружили  пустоты  еще  римских  времен,  когда  здесь  добывали  строительный  камень.  Стройку  приостановили,  чтобы  пересмотреть  и  облегчить  конструкцию.   Только  в  1764 г.  Людовик  XV  торжественно  заложил  первый  камень  в  основание  храма – к  этому  времени  св. Женевьева  уже  двадцать  лет  терпеливо  ждала  обещанного.

Церковь  возражала  против  равноконечного  греческого  креста,  на  котором  был  основан  план  здания.  Пришлось  в  угоду  западной  традиции  удлинить  два  крыла,  приблизив  пропорции  к  католической  базилике  с  трансептом.

Из-за  трудностей,  с  которыми  королевская  казна   сталкивалась на  протяжении  всего  царствования  Людовика  XV,  финансирование  строительства  постоянно  прерывалось,  а  смета  пересматривалась.  Так,  например,  архитектор  был  вынужден  отказаться  от  оформления  трех  сторон храма  портиками,  сохранив  колонны  и  фронтон  только  на  главном  фасаде.

Довершением  всех  бед  были  интриги.  Придворные,  в  особенности  дамы,  мнили  себя  специалистами  во  всем,  в  том  числе  и  в  архитектуре,  и  предлагали  бесконечные  «улучшения»  проекта.  Суфло  просто  погряз  в  спорах  о  том,  делать  ли  башенки  по  углам,  какими  должны  быть  колокольни  (в  результате  так  и  не  построенные)  и  что  должно  быть  выбито на барельефе.

В  1774 г. умер  король,  за  тридцать  лет  так  и  не  исполнивший  обета,  данного  св. Женевьеве.  Еще  через  шесть  лет  скончался  Суфло,  не  дождавшийся  завершения  своего  великого  проекта.  Только  в  1790 г.  его  помощники  Ронделе  и  Бребион  довели  дело  до  конца.

Однако  драматическая  история  храма  св. Женевьевы  на  этом  не  закончилась,  а  скорее  только  началась.

Конструктивно  здание  оказалось  не  слишком  прочным.  Мало  того  что  подвижки  грунта  вызвали  с  годами  многочисленные  трещины,  так  еще  и  начали  ржаветь  металлические  стяжки,  которыми  архитектор  скрепил  сооружение,  чтобы  добиться  большей  легкости  каменной  кладки.  В  результате  к  началу  1980-х гг.  здание  стало  буквально  сыпаться  на  голову  посетителям,  и  его  пришлось  закрыть  на  длительную  реставрацию.  

Но  все  же  и  достижения  значительны.  Храм,  как  это  часто  бывает  с  шедеврами  архитектуры,  вышел,  прежде  всего, памятником  эпохи,  искавшей  разумных  начал,  чистоты  и  простоты.

Новым  словом  в  архитектуре  в  последующие  времена  вдохновлялись  многие  зодчие.  Например,  купол  вашингтонского  Капитолия  откровенно  «цитирует»  парижский  Пантеон.  Да  и  в  Санкт-Петербурге  без  его  следов  не  обошлось:  посмотрите  на  план  и  купол  Исаакиевского  собора.

В  общем,  цель,  которую  ставил  перед  собой  Суфло,  так  или  иначе  была  достигнута – «в  одной  из  прекраснейших  форм  воплотить  гармонию  легкости  готической  конструкции  и  чистоты  и  великолепия  греческой  архитектуры».  В  Париже  появилась  церковь  небесной  покровительницы  города,  способная  соперничать  как  с  римским  собором  Св. Петра,  так  и  с  лондонским  Св. Павла.

Но  более  неудачного  времени  для  ее  постройки  не  было,  пожалуй,  во  всей  истории  Франции.  В  стране  бушевала  революция,  разорявшая  христианские  храмы  с  яростью,  сравниться  с  которой  может  лишь  большевистский  разгул  в  России XX века.  Досталось  и  новой  церкви  Св. Женевьевы,  которая  после  всех  перипетий  превратилась  в  Пантеон.

Само  это  греческое  слово  означает  «храм  всех  богов»  и  отсылает  нас  к  Риму,  где  такой  храм  был  построен  в  начале  нашей  эры.  

Революция,  разразившаяся  во  Франции  в  конце  XVIII  века,  нуждалась  в  прославлении  своих  деяний  и  героев.  И  когда  она  потеряла первого  из  своих  пламенных  трибунов,  графа  Мирабо,  он  был  торжественно  похоронен  в только  что  построенной  церкви,  а  сама  она  по  решению  Национального  собрания  превратилась в  Пантеон.  

Не  прошло  и пары  лет,  как  Марат  и  Робеспьер  нашли  доказательства  тайной  связи  Мирабо  с  королевским  двором,  и  вчерашний  герой  стал  предателем.  Его  прах  вынесли  из  Пантеона,  закопали  на  кладбище  для  преступников  и  успешно  забыли  место,  где  это  сделали,  –  так  до  сих  пор  и  не  нашли.  К  тому  времени  Марат  был  убит  и  занял  в  Пантеоне  освободившееся  после  Мирабо  место.  Впрочем, он  тоже  вскоре  был  развенчан  и  перезахоронен  на  кладбище  неподалеку.  Так  проходит  земная  слава...

Чтобы  здание  больше  соответствовало  духу  торжественной  гробницы,  в  годы  революции  решили  затемнить  интерьер  и  заделали  практически  все  окна  по  его  периметру.  Из-за этого,  к  сожалению,  теперь  нельзя  оценить  в  полной  мере  замысел  Суфло,  стремившегося  к  свету  и  легкости.  Следы  замурованных  окон  видны  на  стенах  слева  и  справа  от  центрального  входа.

Но  и  на  этом  судьба  Пантеона  не  завершилась.  В  последующие  годы  во  Франции  то  восстанавливалась  монархия,  то  побеждала  республика, то  короновался  император,  то  торжествовала  Коммуна.  Соответственно  и  Пантеон  не  раз  то  превращался  в  церковь,  то  возвращался  к  своей  пропагандистской  роли  гражданской  усыпальницы.  Спиливались  и  восстанавливались  кресты,  менялись  надписи,  сбивались  барельефы,  заказывались  новые  росписи...

Почти  сто  лет  Пантеон  выяснял  свое  предназначение,  пока  в  1885 г.  здесь  не  похоронили  Виктора  Гюго,  великого  писателя  и  властителя  дум  не  одного  поколения.  С  тех  пор,   здесь  по-прежнему  хоронят  великих  граждан  Франции.  Их могилы расположены  внизу,  в  крипте,  куда  ведет  лестница  из  бывшей  алтарной  части.

Для  профилактики  ошибок  в  большинстве  случаев  между  уходом  из  жизни  и  упокоением  в  Пантеоне  выдерживают  многолетнюю  паузу.  Так,  последним  этой  чести  в  2002 г. удостоился  Александр  Дюма – через  132 года после  смерти.

 

Выдающимся  архитекто­ром  и  декоратором  француз­ского  неоклассицизма  был  Жак  Анж Габриэль  (1698-1782).  Характерным  для  «стиля  Габ­риэль»  было  изящное  сочета­ние  прямых  и  округлых  линий.  Этот  стиль  еще  не  по­рывал  с  рококо,  а  лишь  вво­дил  его  формы  в  более  спо­койное,  рациональное  русло.  То  же  сочетание  просторных  плоскостей  и  округлых  форм  было  положено  в  основу  проекта  знаменитой  площади  Согласия  в  Париже.  И  по  масштабу,  и  по  за­мыслу  эта  площадь  явилась  гениальным  творением,  перешагнувшим  свое  время,  и  даже  столетия  спустя  она  органично  вписывается  в  непрерывно  меняющийся  план  Парижа.  С  обеих  сторон  площади  Габриэль  оставил  зеленые  массивы Елисейских  полей  и  парка  Тюильри,  ничем  не  заслонив  мягкие  естественные  линии  ланд­шафта.  Третья  сторона  нашла  природную  границу  в  набережной  Сены.  И  лишь  на  четвертой  архитектор  поместил  здания,  но  не  замкнутой  стеной,  а  двумя  корпу­сами,  в  просвете  между  которыми  открывается  вид  в  глубину  на  церковь  св. Маг­далины,  созвучную  боковым  ризалитам  корпусов.  Так  родилась  площадь  нового  типа,  со  всех  сторон  наполненная  движением:  в  нее  вливаются  улицы,  парковые  аллеи,  мост,  переброшенный через  Сену,  и  сама  Сена.  Совсем  небольшая  по  своим  размерам,  она  кажется  огромной  из-за  широкой  раскрытого  пространства  и  из-за  глубины  панорам,  открывающихся  с  нее  и  включающих  в  ее  ансамбль  даже  отда­ленные  здания.

Под  влиянием  нравоучительства  французских  просветителей  и  примитивизма  их  эстетических  оценок  классицистические  тенденции  постепенно  выродились  в  сентиментализм.

Отличительными чертами сентиментализма, является культ чувства и культ природы. В связи с этим основной целью объявлялось воспитание чувствительно­сти, т.е. особой восприимчивости к красоте природы, состраданию.

Сентиментализм  являлся  крупнейшим  в  художественной  культуре  течением,  связанным  с  просветительскими  идеалами  о  доброте,  присущей  каждому  человеку  от  природы.  Слова  «добродетельный»  и  «чувствительный»  стали  в  эти  годы  самы­ми  лестными  эпитетами.  Любые  проявления  какого-либо переживания – сострадания,  горя,  восторга,  любви – принимали  самые  причудливые  формы.  Знатные  дамы  украшали  свои  прически  портретами  подруг или  медальонами  с  видами  церквей,  где  похоронены  их  родители;  в  театральных  залах  стало  обычаем  зады­хаться  от  рыданий  или  терять  сознание.  В живописи  идеалы  сентиментализма  наиболее  полно  выразил  Жан  Батист  Грёз  (1725-1805).  Его  картины  отличаются  морализаторством,  назидательностью,  граничащей  с  пошлостью,  а,  кроме  того,  слащавостью  в  изображении  молоденьких,  соблазнительных,  но  обязательно  бедных  и  несчастных  девушек,  нищих  детей,  обездоленных стариков.  Как  отмечали  многие,  «его  простота  была  наигранной,  а  нравственность  часто  оказывалась  двусмысленной».  Успех  художни­ка  именно  в  силу  этих  качеств  был  огромен,  особенно  в  том,  что  касалось  его  быто­вых  картин  с  пропагандой  банальных  житейских  истин.  «Паралитик,  за  которым  ухаживают  его  дети,  или  Плоды  хорошего  воспитания»,  «Балованное  дитя,  или  Плоды  дурного  воспитания»,  «Наказанный  сын»,  «Разбитые  яйца»  и  другие  кар­тины  Грёза  вызывали  фурор;  перед  ними  собирались  благоговейные  толпы,  люди  плакали.  Резонер  заглушал  в  Грёзе  художника,  ему  так  важно  было  быть  рупором  добродетели,  что  он  писал  пространные  письма  с  подробными  комментариями  и  объяснениями  сюжетов  и  каждой  детали  своих  картин.

Такая  всепроникающая  литературность,  когда  картины  стали  пересказывать,  как  роман,  была  отличительной  чертой  живописи  эпохи  Просвещения,  девизом  которой  была  фраза:  «Живопись  и  поэзия – сестры».

Сентиментализм  не  требовал  особого  стилистического  оформления,  посколь­ку  обращен  был  к  личному  и  утверждал  самоценность  внутреннего  мира  челове­ка,  его  интимные  переживания.

Только  Жак  Луи  Давид (1748-1825)  сумел  соединить  классические  образы  и  формы  с  идеями  и  ценностями,  ставшими  доминирующими  во  французском  об­ществе.  И  это  гениальное  соединение  дало  искусству  и  всей  культуре  новый стиль – революционный  классицизм.

К  концу  XVIII в.  французская  буржуазия  превратилась  в  могучую  силу,  способ­ную  оказывать  решающее  влияние  практически  на  все  стороны  общественной  жиз­ни.  В  области  культуры  она  также  выработала  собственный  вкус  и  эстетические  нормы,  противопоставляя  скром­ные  добродетели,  полезные  для  нации,  легкомыслию  паразитиче­ской  и  расточительной  аристо­кратии.  Новые  ценности – чув­ство ответственности,  готовность  выполнить  гражданский  долг,  способность  на  искренние  и  вер­ные  чувства,  скромность – были  созвучны  духу  римской  антич­ности.

Давид  первым  воскресил  тра­гически  суровую  республикан­скую  античность,  полную  полити­ческих  бурь.  



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.