|
|||
Культура и искусство эпохи Просвещения.Стр 1 из 5Следующая ⇒
Культура и искусство эпохи Просвещения.
Движение Просвещения было общеевропейским, но зародилось и стало наиболее действенным именно во Франции, где новая идеология, новая мораль и новая эстетика в конце концов привели к разрушительным последствиям Великой французской революции. Движущей силой исторического процесса просветители считали борьбу разума и суеверий. На формирование личности решающее влияние оказывает общественная и природная (географическая) среда, а феодальный общественный порядок, его политические институты, правовые и нравственные нормы губительны для человека. Общественному благополучию, по их мнению, препятствовали невежество, суеверия, предрассудки, порожденные феодальными порядками и духовной диктатурой церкви. Поэтому так неистово ненавидел церковь Вольтер. Его фраза: «Раздавите гадину!» стала крылатой. Разум объявлялся самым могучим орудием преобразования окружающего мира. Ключевым принципом политической программы просветителей являлся закон, который как бы автоматически предполагал наличие Свободы, Равенства, Братства. Свободу просветители понимали как добровольное подчинение закону. Равенство – как равное право перед законом каждой личности от пастуха до короля. Братство имело сугубо эмоциональное звучание. При соблюдении законности форма государственной власти не имела для просветителей принципиального значения. «Лучшее правительство то, при котором подчиняются только законам», – писал Вольтер в «Философских письмах». Стремление оказать прямое влияние на умы, характерное для деятелей Просвещения, определило подчеркнутую публицистичность их творчества и его назидательный тон. Просветители признавали огромную роль искусства в общественной жизни, видя в нем едва ли не важнейшее средство просвещения. Бытовавший в эстетике со времен античности принцип «поучать развлекая» получил у просветителей новое толкование: литература и искусство призваны не только поучать, но и воспитывать, формировать человека в идеалах разума. Наиболее яркими представителями эпохи Просвещения являются Франсуа-Мари Аруэ (1694-1778), вошедший в историю под именем Вольтер, Дени Дидро (1713-1784), Жан Жак Руссо (1712-1778). Дени Дидро, прежде всего, он известен как организатор и издатель «Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусства и ремесел». Желая сделать издание научно значимым и авторитетным, Дидро привлек к написанию статей видных ученых, философов, художников, музыкантов, писателей. «Энциклопедия», обобщив все сведения, накопленные человечеством к середине XVIII в., стала концентрированным выражением идей Просвещения. Статьи «Энциклопедии» отрицали идеологию католической церкви, абсолютизм как отжившую государственную систему и утверждали принципы нового буржуазного порядка.
|
|||
|