|
|||
Ариадна на Наксосе (1988) | Ariadne auf Naxos - субтитры 1 страницаСтр 1 из 5Следующая ⇒
АРИАДНА НА НАКСОСЕ 1988 архивная запись Метрополитен с Джесси Норман Партнером Норман в знаменитой телеверсии спектакля стал Джеймс Кинг, тенор из предыдущего великого поколения артистов. Обладатель мощного и в то же время мягкого тембра, Кинг начинал свою певческую карьеру Вакхом в 1960-х, и эта партия сопровождала его всю жизнь. Американская пресса называла его «идеальным героем-спасителем» для Ариадны, и с этим мнением трудно не согласиться. Телеверсия, сохранившая для истории спектакль Бодо Игеша, снята в основном крупными планами, подчеркивающими домашний характер оперы, по сюжету разыгрываемой для частного праздника некоего сумасбродного вельможи. Рихард Штраус и Гуго фон Гофмансталь вывели на сцену вечный спор о предназначении искусства, о его трагической или комической природе. Диспут о нем ведут Композитор (Татьяна Троянос) и Цербинетта (Кэтлин Бэттл), но в их споре не рождается истина, а только уважение друг к другу и общая любовь к такой разной, но всегда прекрасной музыке. Действующие лица и исполнители Над спектаклем работали Пролог Пока артисты препираются, гофмейстер сообщает, что его хозяин приказал исполнить трагическую оперу и комедию одновременно, чтобы завершить представление к началу фейерверка. Музыканты негодуют, но нужно что-то срочно предпринять. Учитель танцев предлагает сделать купюры в опере, учитель музыки уговаривает композитора согласиться. Примадонна требует сократить арии Тенора, а Тенор – арии Примадонны. Цербинетта предлагает сюжет нового спектакля. Композитор протестует, но она начинает флиртовать с ним и легко убеждает в возвышенности своих чувств и намерений. Охваченный страстью композитор соглашается на уступки и, только заметив комедиантов, готовых выйти на сцену, с ужасом осознает, как его провели.
ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА В ПРОЛОГЕ: ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА В ОПЕРЕ: Время действия: XVIII столетие. Рихард Штраус / Richard Strauss Во всяком случае, дальнейшее показало, что такой пестрый по стилю конгломерат комедии и оперы был лишен жизненной силы. От комедии Мольера решено было совсем отказаться, вместо первоначального интермеццо был сочинен «Пролог на театре», и сама опера несколько изменена. Именно эта новая ее версия, которая обычно дается в наши дни, и описывается на нижеследующих страницах. ПРОЛОГ В большой спешке — и с невероятной путаницей — приходят к компромиссному решению: в новом спектакле оба представления могут идти одновременно. Как это удалось сделать, будет видно из описания самой оперы. Пока шла вся эта подготовка, композитор все больше и больше увлекается кокетливой Цербинеттой. И вот звучит их необычайно пленительный любовный дуэт. Но настает время спектакля. Учитель музыки всех созывает. Композитор поет гимн музыке, и только в последний момент спускается с духовных высот на грешную землю. Он видит, как вульгарные комедианты готовятся уничтожить его оперу. В отчаянии он убегает. Из греческой мифологии мы знаем, что Ариадна, критская царица, помогла Тезею убить Минотавра. Естественно, она влюбилась в героя, и — также естественно — он увез ее с собой. Согласно одной из легенд (сюжетной линии которой следует это произведение), он бесцеремонно покинул ее на острове Наксос. Здесь мы и застаем Ариадну, когда начинается опера. Ее обихаживают три, как они названы, «элементарных существа» — Наяда, Дриада и Эхо, которые восхищены ее красотой. Героиня долго пребывает во сне (именно пока она спала, ее покинул Тезей), но, когда пробуждается (и узнает о своем положении), жаждет — в лучшем вагнеровском стиле — смерти. На сцене появляется земная кокетливо-жеманная Цербинетта со своими друзьями; они пытаются ободрить полубогиню Ариадну. Друзья Цербинетты, вышедшие прямо из commedia dell'arte, — это мужской квартет, а именно: Арлекин, Скарамуш, Труффальдино и Бригелла. Сначала старается утешить Ариадну Арлекин (баритон этого квартета). Безуспешно. Затем они пытаются все вместе это сделать — пением и танцем. Все безрезультатно. В конце концов к ним присоединяется Цербинетта. Она исполняет большой речитатив и затем арию — безусловно, самую трудную музыку, когда-либо написанную для колоратурного сопрано. Она пытается — очень живо и мелодично — научить Ариадну своей собственной философии жизни и любви, суть которой в том, что, любя и будучи преданной одному, в то же самое время не отвергать другого. Так она поступала со многими (некоторых она называет по имени), а порой имела дело даже одновременно с двумя. Ее ария, с широкими скачками и украшающими мелодию руладами, — чистая нимфоманиакальная колоратура. Ариадна остается равнодушной к словам Цербинетты — она даже уходит в свой грот, в котором живет здесь, на острове, не дождавшись конца ее речей. Закончив же арию, невозмутимая Цербинетта живо демонстрирует на практике свою философию любви: она цинично флиртует с тремя мужчинами одновременно — и это только лишь для того, чтобы покинуть их и уйти с четвертым. Появляются три нимфы. Они взволнованы: их взору предстал приближающийся корабль, на котором они видят лучезарного бога. Они призывают Ариадну, чтобы она вышла из своего грота. За сценой слышен голос юного бога Вакха. Он только что вырвался из пут волшебницы Цирцеи и теперь поет о своем триумфе. Ариадна тут же приветствует его, принимая его за долгожданного Тезея. Вакх же не имеет с ним ничего общего: он не кто иной, как бог вина. Ариадна и Вакх тут же влюбляются друг в друга; они поют длинный, полный страсти любовный дуэт и в конце его удаляются в грот. (В итоге, как повествует миф, они поженились.) Но как раз перед тем, как Вакх произносит свои последние слова любви (они доносятся уже из грота), на короткий момент появляется Цербинетта и напоминает нам, что стоит появиться новому мужчине (или богу), как женщины тут же признают его весьма красивым — и это только потому, что он новое лицо.
Ариадна на Наксосе (1988) | Ariadne auf Naxos - субтитры Композитор: Рихард Штраус. 00:04:33,333 --> 00:04:37,497 Господин дворецкий! Я ищу Вас по всему дому!
00:04:38,004 --> 00:04:39,733 Чем могу служить?
00:04:40,039 --> 00:04:43,133 Однако должен заметить, я тороплюсь
00:04:43,443 --> 00:04:46,776 с подготовкой к сегодняшнему большому балу...
00:04:47,080 --> 00:04:50,140 ... в доме самого богатого человека Вены...
00:04:50,450 --> 00:04:53,476 ... как я должен титуловать милостивого господина...
00:04:53,986 --> 00:04:55,578 Только одно слово!
00:04:57,957 --> 00:05:01,586 Но я услышал такое, чего в любом случае не могу понять...
00:05:02,028 --> 00:05:02,790 О чем Вы?
00:05:04,197 --> 00:05:07,792 ... и что меня приводит в понятное волнение
00:05:08,101 --> 00:05:10,296 Короче, прошу Вас!
00:05:11,237 --> 00:05:15,401 Что на сегодняшних праздничных представлениях здесь во дворце...
00:05:15,842 --> 00:05:18,436 ... после серьезной оперы моего ученика...
00:05:18,745 --> 00:05:21,805 ... едва ли мои уши, вытерпят еще следующее...
00:05:22,382 --> 00:05:25,545 ...точно такое же музыкальное, так сказать, представление...
00:05:25,852 --> 00:05:27,649 ... имею в виду...
00:05:27,954 --> 00:05:32,220 ... что-то вроде комической оперы или низкого фарса...
00:05:32,725 --> 00:05:35,922 ... в итальянской манере буффо!
00:05:36,295 --> 00:05:38,286 Этого не должно быть!
00:05:38,798 --> 00:05:40,527 Не может? Почему?
00:05:41,067 --> 00:05:42,125 Не должно!
00:05:42,435 --> 00:05:43,959 Как соблаговолите?
00:05:44,470 --> 00:05:47,439 Этого композитор ни за что не разрешит!
00:05:48,007 --> 00:05:51,670 Кто, кто? Не слышу я, не разрешит.
00:05:51,978 --> 00:05:55,243 Я не знаю, кто бы мог кроме моего милостивого господина...
00:05:55,548 --> 00:05:57,675 ... во дворце которого Вы находитесь...
00:05:58,184 --> 00:06:02,951 ... и Ваше искусство, в котором сегодня имеем честь представлять...
00:06:03,256 --> 00:06:07,886 …что-либо может разрешить, не говоря уже приказать!
00:06:08,394 --> 00:06:10,885 Это против договоренности
00:06:11,197 --> 00:06:14,325 Серьезная опера "Ариадна"...
00:06:14,634 --> 00:06:18,695 ... были сочинены специально для этого праздничного представления
00:06:19,205 --> 00:06:23,073 И оговоренный гонорар вместе со...
00:06:23,376 --> 00:06:28,404 ... щедрым вознаграждением попадет из моих рук в Ваши
00:06:28,915 --> 00:06:30,041 Я не сомневаюсь...
00:06:30,349 --> 00:06:33,648 …в платежеспособности очень богатого человека
00:06:34,153 --> 00:06:35,984 Вами и Вашими ученикам...
00:06:36,289 --> 00:06:39,952 ... поставленное нотное сочинение будет вознаграждено
00:06:40,960 --> 00:06:43,360 О чем еще необходимо распорядиться?
00:06:43,663 --> 00:06:48,896 Это сочинение является серьезным значительным произведением
00:06:49,502 --> 00:06:51,663 И нас не может не волновать...
00:06:51,971 --> 00:06:55,532 ... в каком обрамлении оно будет представлено!
00:06:55,842 --> 00:06:58,504 В любом случае, моему милостивому господину остается...
00:06:58,811 --> 00:07:02,008 ... остается твердая сумма задатка...
00:07:02,582 --> 00:07:09,010 ... какого рода спектакли он своим высокочтимым гостям...
00:07:09,322 --> 00:07:14,419 ... после предварительной праздничной легкой закуски замышляет
00:07:14,927 --> 00:07:18,488 для наслаждения от переваривания пищи, соответственно Вы считаете,...
00:07:18,798 --> 00:07:21,926 ... героическую оперу "Ариадна"?
00:07:22,235 --> 00:07:24,897 Прежде всего ее
00:07:25,204 --> 00:07:30,369 Затем точно в 9 часов повелеваемый фейерверк
00:07:30,943 --> 00:07:35,039 А между ними будут вставлены оперы-буфф
00:07:35,348 --> 00:07:40,047 Что мне, Ваша честь, можете посоветовать
00:07:41,020 --> 00:07:47,448 Как я должен подготовить своего ученика?
00:07:58,104 --> 00:08:00,368 Здесь, Ваша Милость найдет мамзель Цербинетту
00:08:01,107 --> 00:08:04,304 Она одета. Я постучу
00:08:05,645 --> 00:08:08,273 Ха! Он еще здесь. Пошел к черту!
00:08:10,483 --> 00:08:13,316 Этот язык страсти…
00:08:13,819 --> 00:08:16,982 ... обращен к недостойному предмету
00:08:20,192 --> 00:08:22,956 Дорогой друг, достаньте мне скрипки!
00:08:23,462 --> 00:08:26,226 Сообщите им, что они здесь должны собраться...
00:08:26,532 --> 00:08:28,693 ... на последнюю короткую репетицию
00:08:29,201 --> 00:08:31,533 Скрипки едва ли соберутся
00:08:31,837 --> 00:08:35,796 Во-первых, потому, что ног не имеют, и, во-вторых, потому, что держатся в руке!
00:08:36,442 --> 00:08:40,173 Когда я говорю: скрипки, я подразумеваю исполнителей
00:08:40,680 --> 00:08:44,707 Ах, так! Однако, они теперь там, куда я тоже должен был идти!
00:08:45,117 --> 00:08:49,281 И где я буду ровней, вместо того чтобы Вы мной помыкали
00:08:49,855 --> 00:08:52,722 - Где это? - За столом!
00:08:53,025 --> 00:08:57,189 Теперь? За четверть часа до начала моей оперы за едой?
00:08:57,697 --> 00:08:59,221 Если я говорю: за столом...
00:08:59,532 --> 00:09:02,865 ... так я вправду так и думаю, за великолепным столом...
00:09:03,169 --> 00:09:04,796 ... не у музыкального пюпитра
00:09:05,304 --> 00:09:06,566 Что это должно значить?
00:09:07,006 --> 00:09:08,473 Они играют
00:09:10,042 --> 00:09:11,009 Что?
00:09:11,444 --> 00:09:13,639 Вам сейчас я не скажу
00:09:13,879 --> 00:09:18,646 Как я буду с этой барышней репетировать арию Ариадны
00:09:18,951 --> 00:09:22,751 Здесь нет барышни, которую Вы ищете
00:09:23,055 --> 00:09:26,024 Однако, эта барышня здесь есть...
00:09:26,325 --> 00:09:28,691 ... и с Вами тоже говорить не хочет
00:09:28,995 --> 00:09:30,360 Знает ли он, кто я?
00:09:30,663 --> 00:09:35,066 Кто поет в моей опере, в любое время должен общаться со мной!
00:09:43,943 --> 00:09:49,108 Ослиная морда! Бесстыжий наглый осел!
00:09:51,584 --> 00:09:55,850 Этот осел оставляет меня здесь перед дверью...
00:09:56,155 --> 00:09:58,316 ... здесь перед дверью оставаться...
00:09:59,859 --> 00:10:02,851 ... и уходит
00:10:14,807 --> 00:10:18,038 О, я еще хотел бы изменить многое за двенадцать часов
00:10:18,344 --> 00:10:20,972 И сегодня будет моя опера...
00:10:21,280 --> 00:10:24,772 О, осел! Радость!
00:10:26,318 --> 00:10:32,382 Ты, Бог всемогущий!
00:10:37,730 --> 00:10:51,974 О, ты мое трепещущее сердце! Ты всемогущий Бог!
00:10:55,481 --> 00:11:00,714 Вдолби Вакху, что он Бог! Счастливый мальчик!
00:11:01,420 --> 00:11:05,049 Никакого самодовольного шута в шкуре пантеры!
00:11:05,357 --> 00:11:07,325 Кажется, это его дверь
00:11:09,795 --> 00:11:20,694 О, ты мальчик, ты ребенок, ты всемогущий Бог!
00:11:23,242 --> 00:11:25,472 Это! Для Вакха!
00:11:25,978 --> 00:11:29,539 Он требует надеть это мне
00:11:30,049 --> 00:11:33,280 Здесь он, оборванец, с головой Вакха!
00:11:34,854 --> 00:11:38,346 Мой дорогой! В любом случае должен Вам сказать!
00:11:38,858 --> 00:11:41,122 Ваш отказ сотрудничать заставляет меня только улыбаться...
00:11:41,427 --> 00:11:44,396 ... свойственной Вам от природы вспыльчивости
00:11:44,764 --> 00:11:45,856 Мой дорогой!
00:11:46,966 --> 00:11:48,524 С моей стороны нет причин...
00:11:48,834 --> 00:11:51,302 ... краснеть перед Вами из-за моих услуг!
00:11:52,471 --> 00:11:55,031 Есть ли у господина небольшой клочок бумаги?
00:11:55,341 --> 00:11:58,504 Было бы лучше записать мне! Ведь я очень легко забываю
00:11:59,011 --> 00:12:00,239 Не могу
00:12:04,383 --> 00:12:06,783 Потом после оперы вернемся к этому
00:12:07,086 --> 00:12:09,179 Это не потребует и маленьких хлопот...
00:12:09,488 --> 00:12:12,048 ... господа шутя, это сделают...
00:12:12,358 --> 00:12:18,661 ... когда долго тоскуют
00:12:19,031 --> 00:12:22,967 Думаете ли вы, что это удастся мне?
00:12:29,942 --> 00:12:31,773 Быстрее, дорогой друг! Лакея ко мне!
00:12:32,077 --> 00:12:34,204 Я непременно должна срочно поговорить с графом
00:12:37,683 --> 00:12:39,241 Теперь ты не можешь войти
00:12:39,752 --> 00:12:41,947 Ее причесывают
00:12:42,788 --> 00:12:46,349 - Кто эта девочка? - Она будет легко играть
00:12:46,592 --> 00:12:48,617 - Опера скучна... - Они всегда такие!
00:12:48,928 --> 00:12:51,522 ... об идее, и о чем это...
00:12:51,831 --> 00:12:54,891 ... мой левый каблук звучит мелодичнее...
00:12:55,201 --> 00:12:57,294 ... чем эта вся "Ариадна на Наксосе"
00:12:58,404 --> 00:13:00,736 Кто эта обворожительная девочка?
00:13:01,040 --> 00:13:04,840 Тем лучше, что она тебе нравится. Это Цербинетта
00:13:05,144 --> 00:13:07,704 Она поет и танцует с 4 партнерами...
00:13:08,214 --> 00:13:10,978 ... веселый финал, после твоей оперы дают
00:13:11,483 --> 00:13:13,041 После моей оперы?
00:13:13,686 --> 00:13:15,551 Веселый финал?
00:13:15,855 --> 00:13:17,379 Танцы и трели...
00:13:18,691 --> 00:13:25,893 ... наглые ужимки и двусмысленные разговоры после "Ариадны"?
00:13:26,398 --> 00:13:30,198 - Скажи мне это! - Я обо всем прошу тебя !
00:13:30,569 --> 00:13:36,838 Таинство жизни приближается...
00:13:37,209 --> 00:13:42,010 ... берет их за руку
00:13:42,882 --> 00:13:46,374 А они заказывают себе балаган...
00:13:46,685 --> 00:13:50,314 ... чтобы это ощущение от встречи с вечностью...
00:13:50,623 --> 00:13:57,085 ... из их невероятно пустых голов выдуть!
00:13:57,396 --> 00:13:59,956 - О, я осел! - Успокойся!
00:14:00,266 --> 00:14:02,826 Я не хочу успокаиваться!
00:14:04,503 --> 00:14:09,998 Радостный эпилог! Переход к общей пошлости!
00:14:10,376 --> 00:14:13,573 Эта чрезмерно заурядная толпа хочет строить себе мосты...
00:14:13,879 --> 00:14:17,144 ... из моего мира на другую сторону в свой!
00:14:20,386 --> 00:14:27,053 О, меценаты!
00:14:28,327 --> 00:14:33,822 Испытать это, и моя душа отравлена навсегда!
00:14:35,200 --> 00:14:41,036 Немыслимо чтобы когда-нибудь снова во мне родится мелодия!
00:14:41,340 --> 00:14:47,540 В этом мире ни одна мелодия не сможет воспарить!
00:14:52,451 --> 00:14:57,218 И как раз раньше она во мне воистину прекрасная возникла!
00:14:57,890 --> 00:15:00,825 Я из-за дерзкого лакея рассердился
00:15:01,327 --> 00:15:03,261 И тут она сверкнула во мне
00:15:04,263 --> 00:15:08,893 Когда тенор дал парикмахеру затрещину
00:15:10,869 --> 00:15:15,863 Там я ее заимел!
00:15:16,308 --> 00:15:24,875 Чувство любви, сладко сообщает...
00:15:25,617 --> 00:15:33,752 ... о доверии, как этот мир, он этого не стоит
00:15:35,060 --> 00:15:36,391 Там
00:15:36,962 --> 00:15:47,463 Ты, сын Венеры, даешь сладкую награду нашей тоске и томлению!
00:15:48,640 --> 00:15:53,577 Ла, ла, ла, ла
00:15:53,879 --> 00:16:07,657 Мое молодое сердце и все мои чувства и стремления
00:16:08,027 --> 00:16:15,024 О, ты мальчик, ты ребенок, О, ты всемогущий Бог!
00:16:15,467 --> 00:16:22,839 О, ты всемогущий Бог!
00:16:30,849 --> 00:16:32,407 Есть у тебя клочок нотной бумаги?
00:16:44,696 --> 00:16:48,894 Мои партнеры, мои испытанные друзья!
00:16:49,201 --> 00:16:51,669 Теперь мое зеркало, мои румяна!
00:16:52,237 --> 00:16:54,068 Мой карандаш!
00:16:55,107 --> 00:16:59,271 И ты знал это! Ты знал это!
00:16:59,578 --> 00:17:07,007 Мой друг, я ведь старше тебя на 30 лет...
|
|||
|