Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Предисловие 4 страница



(Hoxie, 1915, р. 129-131) \

Интересно то, что выступление Хокси против научных методов управления и отстаивание им прав профессиональных рабочих и сложившегося на производстве status quo не только не ослабили, но даже усилили интерес к научному менедж-1 менту. Клод С. Джордж замечает в этой связи: "О Хокси в

Теория менеджмента (от тейлоризма до японизации)

любом случае не следует забывать, ибо он вынудил специалистов лишний раз осмыслить свое отношение к новой науке управления, убедиться в действенности ее методов и оценить ее значение для общества. Кто знает, укрепили бы позиции нового движения его похвалы, но убийственная ирония Хокси привела именно к такому результату" (George, 1968, р. 118). Так, несмотря на явное противодействие и критику, влияние идей Тейлора постепенно росло. Благодаря стараниям Анри Ле Шателье (см. главу 5) с ними познакомился и франко язычный мир. В Великобритании популяризатором его раб был Линделл Урвик (см. главу 10). В 1918 г. советская г "Правда" цитировала слова Ленина: "Мы должны испробо вать все научные и прогрессивные предложения системы Тейлора" (Wrege and Greenwood, 1991, p. 254)} С принципами и методами Тейлора достаточно рано познакомилась и Япония, переводы его трудов появились там уже в 1912 г. (смотри главу 19). Крайстел Лейн пишет: "Тейлоризм распространился из США ... на все промышленно развитые и развивающиеся страны мира" (Lane 1989, р. 144-145).

Вопросы для обсуждения

1. Что Тейлор понимал под естественным и системным притворством?

' В СССР методы научного менеджмента исследовались и внедрялись в рамках научной организация труда (НОТ) и нормирования труда. НОТ-организация труда, основывающаяся на достижениях науки и передовом опыте, систематически внедряемых в трудовую деятельность, позволяющая наилучшим образом соединить технику и людей в процессе трудаГ обеспечивающая наиболее эффективное использование материальных и трудовых ресурсов, непрерывное повышение производительности труда, способствующая сохранению здоровья человека, постепенному превращению труда в жизненную необходимость.

Нормирование труда - вид деятельности по управлению производством, направленный на установление необходимых затрат и результатов труда, а также необходимых соотношений между численностью работников различных групп и количеством единиц оборудования (прим. науч. ред.).

Глава 2. Фредерик У Тейлор и научный менеджмент

2. Насколько состоятельным было утверждение Тейлора о том, что "систематическое научное хронометрирование" может позитивно повлиять на производительность труда?

3. Если тейлоризм защищал интересы руководства, то почему многие руководители противодействовали внедрению и распространению его принципов?

4. Назовите три основных принципа системы Тейлора.

5. В чем причина негативного отношения профсоюзов к идеям Тейлора?

6. Насколько убедительными представляются вам аргументы Тейлора в пользу внедрения системы поощрительных доплат?

7. Почему Тейлор призывал руководителей и рабочих к "ментальной революции"?

Дополнительное чтение

Copley, F. (1923) Frederick W. Taylor: Father of Scientific

Management, Harper & Row, New York. Daunten, P. (ed) (1962) Current Issues and Emerging

Concepts in Management, Houghton, Boston, chs. 1 and 2. Pugh, D. and Hickson, D. (eds) (1989) Writers on

Organizations, Penguin Books, Harmondsworth, chs. 3. Rose, M. (1988) Industrial Behaviour: Research and Control,

Penguin Books, Harmondsworth, chs. 3 and 4. Taylor, F. W. (1903) Shop Management, Harper & Row, New

York. Taylor, F. W. (1911) The Principles of Scientific Management,

Harper & Row, New York. Taylor, F. W. (1972 edition) Scientific Management,

Greenwood Press, Westport, Connect. Wren, D. (1994) The Evolution of Management Thought,

Wiley & Sons, Chichester, ch. 7. Wrege, C. and Greenwood, R. (1991) Frederick W. Taylor,

Father of Scientific Management: Myth and Reality,

Business One Irwin, Homewood, Illinois.

Глава 3

Супруги Джилбрет и изучение трудовых движений

Фрэнк Банкер Джилбрет1 родился в Фэйрфилде, штат Мэн, в 1868 г.2 Будучи сыном торговца скобяными изделиями, он унаследовал от отца необычную работоспособность и бережливость, характерные для пуритан Новой Англии. Отец умер, когда Джилбрету было всего три года; рано овдовевшая мать перевезла семью в Эндовер, штат Массачусетс. А в 1878 г. они переехали в Бостон, где Джилбрет стал посещать сначала Rice Grammar School, затем English High School, где подготовился к поступлению в Массачусетский технологический институт (Massachusetts Institute of Technology). Несмотря на то что юноша успешно сдал вступительные экзамены в MIT, он принял неожиданное решение оставить учебу и поступил на работу учеником каменщика. В течение десяти лет с 1885 по 1895 г. Джилбрет работал в Whidden Construction Company, проделав путь от ученика до мастера и, наконец, до главного инженера-смотрителя (chief superintendent), которым он стал в возрасте 27 лет. В этот период он впервые приступил к изучению трудовых движений и к разработке усовершенствованного строительного оборудования, например специального помоста, облегчающего процесс кладки кирпича.

1 Gilbreth - фамилию этих ученых в отечественной литературе можно встретить переведенной на русский язык как Гилбрет, Гилб-рейт (прим. пауч. ред.).

2 Основная часть биографической информации в данной главе базируется на сведениях, приведенных в книге Л. М. Джилбрет The Quest for the One Best Way: A Sketch of the Life of Frank Bunker Gilbreth, Hive, Easton 1973.

Теория менеджмента (от тейлоризма до японизаиии)

В апреле 1895 г. Джилбрет, ставший к этому времени членом Американского общества инженеров-механиков, ушел из Whidden и основал собственную компанию, которая специализировалась на создании тогда еще непривычных железобетонных конструкций. Подобно Тейлору (и, как мы увидим впоследствии, Гантту), Джилбрет обладал явным талантом изобретателя и уже в 90-е гг. стал патентовать свои многочисленные изобретения, среди которых были бетономешалки, конвейеры и арматурные стержни. Его компания процветала, и вскоре она расширила сферу своей деятельности на всю Америку от Монреаля до Луизианы и от штата Мэн до Калифорнии. Он стал заключать контракты и с европейцами и через какое-то время открыл представительство своей компании в Лондоне, которое находилось на Victoria Street. Изменился и характер работ: если прежде компания занималась главным образом строительством водонепроницаемых подвалов, то теперь она возводила не только дома, заводы и фабрики, но и такие инженерные сооружения, как дамбы и каналы. В Вудленде, штат Мэн, Джилбрет занимался строительством целого городка. Столь широкий размах деятельности и насущная необходимость передачи управления рядом проектов в другие руки подтолкнули его к стандартизации отчетных и рабочих процедур, чему и были посвящены первые две его книги "Field System" ("Система наблюдения") и "Concrete System" ("Практическая система"), 'увидевшие свет в 1908 г. За ними последовала книга "Bricklaying System" ("Система кладки кирпича") (1909), с которой Джилб-ipeT приступил к системному изучению трудовых движений. Он определил предмет своей книги следующим образом:

Изучение трудовых движений, предпринятое в настоящей работе, является лишь началом эры их изучения, которое в любом случае серьезно повлияет на все принятые ныне методы обучения специальности. Оно позволит снизить производственные издержки и повысить эффективность работы и соответственно заработную плату работника... Для того чтобы гарантировать успех работы: (а) ремесленник должен владеть своей специальностью; (б) он должен быть достаточно проворным и

Глава 3. Супруги Джилбрет и изучение трудовых движений    61

(в) для достижения требуемого результата он должен

использовать минимальное число трудовых движений.

( Gilbreth in Spriegel and Myers, 1953, p. 55)

Тщательно рассмотрев свою собственную работу каменщиком, Джилбрет сумел показать, что количество требующихся движений может быть сокращено с 18 до 4,5 и такое сокращение приводит к заметному росту производительности и заработка. Он представил свой метод кладки кирпича при помощи диаграмм, иллюстрирующих "худший" и "лучший" методы работы. Он хотел, чтобы будущие каменщики осваивали свою специальность не чисто эмпирическим образом, а путем изучения "лучших" методов работы, что позволило бы сократить период их обучения и сделало бы их труд более квалифицированным.

Хотя Джилбрет работал совершенно независимо от Тейлора, многие аспекты их изысканий практически совпадали. Джилбрет работал в строительстве, а не в машиностроении, и потому его больше интересовало изучение трудовых движений, а не хронометраж, однако он, так же как и Тейлор, стремился к стандартизации, системному анализу рабочего процесса и ко всемерному повышению эффективности труда. Джилбрет не мог не знать о работах Тейлора, поскольку оба они состояли членами ASME; во всяком случае к моменту их встречи, которая состоялась в 1907 г., он уже был знаком с работой Тейлора Shop Management. Джилбрет тут же стал активным сторонником системы Тейлора. В июле 1910 г. Джилбрет и Гантт сопровождали Тейлора во время его поездки в Бирмингем на совместное собрание Iron and Steel Institute и ASME. В 1911 г. Джилбрет стал основным инициатором создания Общества содействия внедрению научного менеджмента (Society for the Promotion of Scientific Management), переименованного впоследствии в Общество Тейлора. К этому времени Тейлор выработал на основе своей теории общую идеологию эффективности. Когда компания Eastern Railways запросила у Межрегиональной коммерческой комиссии (Interstate Commerce Commission) разрешение на увеличение ставок фрахта, Л.Брандес, "защитник прав простого народа", принял точку

62_______Теория менеджмента (от тейлоризма АО японизации)

зрения Тейлора. Брандес встал на сторону грузоотправителей: он счел повышение ставок неправомерным и предложил железнодорожникам повысить эффективность своей работы, используя принципы, выработанные Тейлором. Сам Брандес полагал, что "система Тейлора" нуждается во всемерной рекламе. Он провел в нью-йоркской квартире Генри Гантта специальное собрание, посвященное этой проблеме. Среди присутствовавших на нем были Джеймс Мэйпс Додж (президент Link Belt Company и ASME) и Фрэнк Джилбрет. Именно здесь Брандес предложил термин "научный менеджмент", который тут же был одобрен всеми инженерами, участвовавшими во встрече, но весьма неохотно принят самим Тейлором.

Явное влияние Тейлора чувствуется и в первой значительной книге Джилбрета "Motion Study" ("Изучение движений") (1911), где он рассматривает уже не кладку стен и строительство, а работу вообще. Джилбрет начинает со ссылки на утрату естественных ресурсов, и прежде всего земли, в результате процесса эрозии и затем говорит о том, что эта ужасная убыль -у ничто по сравнению с потерями человеческой производитель-) ности, обусловленными избыточными трудовыми движения] ми. Он описывает эту ситуацию так:

Возможна чрезвычайная экономия любого труда только для одного какого-то класса работ, не только в торговле и промышленности, но и в конторах, школах, колледжах, магазинах, домашних хозяйствах и фермах.

"* Возможные выгоды изучения трудовых движений в промышленности особенно впечатляют, поскольку ошибки f

; в работе свойственны всем ее отраслям... Ныне мы при-j ступаем к первому этапу изучения трудовых движений) т. е. к стадии поиска и классификации лучшего, что есть i практике. Это стадия анализа. Ниже представлены этапы:

1. Письменное обобщение существующей практики.

2. Исчисление количества применяемых трудовых движений.

3. Определение параметров, имеющих отношение к каждому из этих движений.

Глава 3. Супруги Джилбрет и изучение трудовых движений    63

4. Письменное обобщение наилучших достижений практики.

5. Исчисление количества применяемых трудовых движений.

6. Определение параметров, имеющих отношение к каждому из этих движений.

(Gilbreth in SpriegelandMyers, 1953)

Джилбрет определил пятнадцать "параметров работника", к которым относились его анатомические особенности, убеждения, опыт, образ жизни, квалификация, темперамент и подготовка. Им были определены также 14 "параметров окружающей среды, оборудования и инструментов", среди которых были освещение, отопление, вентиляция, цвет стен и т. д. И наконец, он ввел 13 "параметров движения", к которым относились ускорение, автоматизм, инерция и момент ее преодоления, направление и эффективность. В своих исследованиях Джилбрет обращал особое внимание на фактор усталости, в чем ему всячески помогала его жена-Лилиан Моллер Джилбрет, известный специалист в области теории управления. Они составили список, в который входили 17 базовых движений, таких как "выбрать", "взять", "найти" и так далее, каждое из которых они назвали словом "therblig" (терблидж) (производное от Gilbreth, получаемое от прочтения их фамилии наоборот). При помощи "терблидж-диаг-раммы", т. е. поэлементной диаграммы, Джилбреты могли анализировать любую конкретную рабочую операцию.

Партнерство Ажилбретов

Лилиан Моллер родилась в Окленде, штат Калифорния, в 1878 г. Ее отец был преуспевающим промышленником, занимавшимся производством рафинированного сахара. Обладая замечательными академическими талантами, она смогла преодолеть господствовавшие в обществе предубеждения и получить степень бакалавра и магистра в Калифорнийском университете. Получив степень магистра, Лилиан тут же приступила к написанию докторской диссертации. Однако во время своей

Теория менеджмента (от тейлоризма до японизации)

поездки по восточным штатам она познакомилась с Фрэнком Джилбретом н в 1904 г. вышла за него замуж. После замужества она решила изменить сферу своих исследований и заняться психологией (до этого она занималась английским языком и литературой), справедливо полагая, что эта дисциплина будет больше соответствовать профессиональным интересам ее супруга. С начала 90-х и по 1924 г., ставший последним годом жизни Фрэнка Джилбрета, они составляли не только семейную (у них было 12 детей), но и профессиональную пару. В 1912 г. Лилиан Моллер Джилбрет закончила написание докторской диссертации и передала ее для рассмотрения в Калифорнийский университет. К сожалению, хотя диссертация была принята, одним из условий ее защиты было годичное проживание Лилиан в университетском городке, кампусе, до момента утверждения степени. Она наотрез отказалась от этого и включила тезисы своей диссертации в книгу "The Psychology Management" ("Психология менеджмента") (1914), котор по словам Рена, "стала одной из первых серьезных попыт<| изучения роли человеческого фактора в промышленное! (Wren, 1994, р. 143). Администрация Калифорнийского ун| верситета пересмотрела выдвинутые прежде условия и реш| ла, что Лилиан Джилбрет может провести этот год в любоК университете, поддерживающем изыскания в сфере теории управления или промышленной психологии. Именно в это время в Brown University, находящемся в Провиденсе, штат Род-Айленд, открылась докторантура по прикладному менеджменту, и Лилиан Джилбрет, проучившись там нужное время, получила в 1915 г. степень доктора.

В 1912 г. Фрэнк Джилбрет становится консультантом по менеджменту и поступает на работу в компанию New England Butt Company, тесно связанную с Brown University. Вся семья перебирается в Провиденс. Лилиан получает возможность посещать лекции и попутно помогать Фрэнку совершенствовать методы изучения трудовых движений. В том же 1912 г. они публикуют книгу "Primer of Scientific Management" ("Начальный учебник научного менеджмента"), в которой, к известному неудовольствию Тейлора и его ближайших соратников, представляют широкой публике философию научных

Глава 3. Супруги Джилбрет и изучение трудовых движений    65

методов управления. Следует заметить, что названные научные методы понимаются ими по-своему: они придают не слишком-то большое значение хронометрированию операций и,-что не удивительно, всячески подчеркивают важность изучения трудовых движений. Именно там, в компании New England Butt, занимавшейся производством кабельных обмоток, они впервые использовали технику, названную ими "изучением микродвижений". Вот что пишет об этом Надворный:

Они использовали для изучения труда рабочего кинокамеру и секундомер. Это позволяло им фиксировать движения, время и сопутствующие факторы. Основная задача состояла в фиксации и предельном упрощении движений рабочего. Данный метод позволял хронометрировать как отдельные приемы рабочего, так и всю выполняемую им работу, а также обеспечивал возможность многократного воспроизведения этих действий.

(Nadvomy,1957,p.27)

Тейлора не слишком впечатлило "исследование микродвижений", и, как и в случае с Ганттом, он критически отнесся к Фрэнку Джилбрету и его трудам. В действительности идеи Фрэнка Джилбрета и сопутствовавшие им положения промышленной психологии, представленные Лилиан, выходили за пределы традиционного "научного менеджмента" и соответствовали идеям, которые исповедывались впоследствии Элтоном Мэйо и его сторонниками (см. главу 11).

В 1920 г. Джилбреты в своей работе "An Indictment ofStop-Watch Time Study" ("Обвинительный акт исследованию рабочего времени с помощью секундомера"), представленной Тейлоровскому обществу, предприняли завуалированную атаку на Тейлора. Они охарактеризовали хронометрирование операций, как "неэтичную, расточительную и неточную процедуру, использующую сомнительную статистическую методологию при определении стандартных времен, которая приводит к неточным и бессмысленным результатам" (Nadvorny, 1957, р. 31). Джилбреты старательно избегали всяческого упоминания имени Тейлора, хотя, разумеется, он был основным адептом хронометрирования операций. Мало того, они пред-

3 Зак. № 120

Теория менеджмента (от тейлоризма до японизации)

ставляли его пророком и провидцем и раз за разом пытались уверить читателя в том, что они сами являются не более чем продолжателями его дела, использующими новые техники и методы. Среди этих новых методик была и "chronocylegraph" ("хроноокулография"), или использование прикрепляемой к кисти, пальцу или руке работника маленькой помигивающей лампочки, последовательные положения которой на кинопленке представлялись точечными траекториями. Эта техника облегчала задачу установления наиболее эффективных образцов, моделей движений и соответственно способствовала дальнейшему совершенствованию методов их исследования. Мы уже говорили о том, что Джилбреты интересовались проблемой производственной утомляемости, поскольку она имела определенное отношение к предмету занятий Фрэнка Джилбрета, т. е. к исследованию трудовых движений. В 1916 г. ими была опубликована работа "Fatigue Study" ("Исследование утомления"), являвшая собою некий синтез классического научного менеджмента и идей, почерпнутых из производственной психологии. Они определяли ее тему следующим образом:

Последние двадцать пять лет ознаменовались отчетливым всеобщим осознанием того, что одним из важнейших факторов при производстве той или иной работы является человеческий фактор, или человеческий элемент.

Любого рода улучшения рабочей аппаратуры или инструмента имеют особое значение для человека, который будет ими пользоваться. При рассмотрении работника, являющегося в данном случае источником активности, мы ясно различаем два элемента, каждый из которых нуждается в оценке. Первый элемент - это сама трудовая активность работника. К этой категории относятся его наблюдаемые и ненаблюдаемые трудовые движения, их смысл и способ их исполнения. Второй элемент - утомление, или усталость. Под ним понимается продолжительность и характер интервала, или периода, отдыха, потребного для восстановления работником его исходных производственных возможностей. Любой

Глава 3. Супруги Джилбрет и изучение трудовых движений    67

специалист, занимающийся серьезным изучением трудовых движений или анализом соответствующих данных, не может не видеть связи двух этих проблем: проблемы трудовых движений и проблемы утомляемости. (Gilbreth and Gilbreth in Spriegel and Myers, 1953,

pp. 305-306)

Джилбреты рассматривали отдельно так называемую "избыточную" (являющуюся следствием совершения действий, не являющихся необходимыми) и "необходимую" (т. е. возникающую при выполнении действий, необходимых для достижения поставленной цели) усталость. По их мнению, ключом к минимизации усталости является изучение трудовых движений и внедрение оптимальных методов работы. Так, "избыточная" усталость (вызванная подъемом и переноской тяжестей) может быть практически сведена на нет путем рациональной организации рабочего места, "необходимая" же усталость может быть минимизирована благодаря внедрению передовых методов производства и обеспечению потребных для отдыха перерывов в работе. Другими предлагавшимися Джилбретами средствами снижения усталости были сокращение продолжительности рабочего дня и введение оплачиваемых отпусков.

Как мы уже видели в главе 2, Тейлор также осознавал наличие подобных проблем, обусловленных фактором усталости, и был сторонником введения необходимых для отдыха перерывов. Тем не менее, он считал, что при надлежащем материальном стимулировании рабочий может преодолевать усталость и работать с большим напряжением сил. Джилбреты избрали противоположный подход, отказавшись от рассмотрения идеи "человека первого класса" и сделав особый упор на производственной среде, условиях труда, призванных обеспечить поддержание высокого уровня производительности труда. Следующая цитата, при всей ее видимой экстравагантности, позволяет составить ясное представление о различии подходов Тейлора и Джилбретов.

Оценить успешность решения проблемы усталости может оценка того, насколько больше стало у человека "счастливых минут". Каждый человек стремится к сча-

Теория менеджмента (от тейлоризма до японизаиии)

. стью, пусть при этом каждый понимает его по-своему. Избавление от усталости, связанное с желанием беречь жизнь человека и не доводить его до изнурения, должно способствовать увеличению продолжительности этих "счастливых минут", в противном случае мы не достигнем своей главной цели. Есть ли у вас основания считать, что ваши работники стали счастливее от того, что вы занялись исследованием проблемы усталости? Стали ли они выглядеть счастливее и говорить, что они стали счастливее? Если это так, значит, ваши труды не пропали даром, какими бы ни были при этом финансовые издержки. (Gilbreth and Gilbreth in Spriegel and Myers, 1953,p. 55)

Этот подход, столь отличный от суровых реалий "сортировки" Bethlehem Steel, основан на учете человеческой мотивации и в этом смысле мало чем отличается от экспериментов Хоторна (см. главу 11).

Резюме

Работа Фрэнка Банкера Джилбрета шла параллельно с работой Ф. У. Тейлора и по ряду моментов дополняла ее. Хотя последний делал особый акцент на хронометрировании, а ранние работы Джилбрета были посвящены исключительно изучению трудовых движений, по сути, оба интересовались одними и теми же проблемами, а именно стандартизацией, системным изучением рабочего процесса и повышением эффективности производства. Со временем задачи "хронометрирования" и "изучения трудовых движений" слились в задачу изучения "темпов работы и трудовых движений". Подобно Тейлору, Джилбрет живо интересовался совершенствованием методов производства и приведением методов работы в соответствие с изменившимися технологическими требованиями. Тейлор полагал, что "ускорение" производства обеспечивается повышением квалификации работника и адекватным материальным его стимулированием, Джилбрет же всегда возражал против этой идеи. Он считал, что эф-

Глава 3. Супруги Джилбрет и изучение трудовых движений    69

фективность труда должна обеспечиваться снижением числа излишних движений и снижением усталости путем улучшения всех факторов производственной среды. В своих поздних работах Джилбрет испытывал сильное влияние Лилиан Моллер Джилбрет, занимавшейся проблемами промышленной психологии. Это сочетание подходов позволило Джилб-ретам отказаться от концепции "человека первого класса" и заложить основы современной эргономики.

Вопросы для обсуждения

1. Почему Джилбреты считали более важным изучение трудовых движений, а не темпов работы?

2. Можно ли считать Джилбретов последователями Ф. У. Тейлора?

3. Как появился термин "научный менеджмент"?

4. В чем состояла новизна подхода Джилбретов по сравнению с традиционным подходом, характерным для концепции "научного менеджмента"?

5. Какой смысл вкладывали Джилбреты в понятия необхо-димой и избыточной усталости?

Дополнительное чтение

Gilbreth, F. (1911) Motion Study, Van Nostrand Rheinhold,

New York. Gilbreth, F. (1912) Primer of Scientific Management, Van

Nostrand Rheinhold, New York. Gilbreth, L. (1914) The Psychology of Management, Sturgis &

Walton, New York. Gilbreth, F. and L. (1917) Applied Motion Study, Sturgis &

Walton, New York. Merrill, H. (ed) (1960) Classics in Management, American

Management Association, New York, ch. 11. Nadworny, M. (1953) The Society for the Promotion of the

Science of Management. Exploration in Entrepreneurial

History 5 244 -247.

70 ___ Теория менеджмента (от тейлоризма до японизации)

Spriegel, W. and Myers, С. (eds) (1953) The Writings of the Gilbreths, Richard Irwin, Holmwood, Illinois.

Wren, D. (1994) The Evolution of Management Though); Wiley & Sons, Chichester, ch. 8.

Глава 4

Генри Гантт

и очеловеченный научны!

менеджмент

Генри Лоренс Гантт родился в преуспевающей семье в 1861 г., в Мэрилэнде, во время Гражданской войны в Америке.1 Хотя Мэриленд принял сторону северян, многие его жители симпатизировали Конфедерации, включая родителей Генри, Верд-жила и Мери. Отец Гантта владел плантацией, однако после выхода в сентябре 1862 г. манифеста Л инкольна об освобождении рабов все 69 его рабов покинули плантацию. Это привело Верджила Гантта к финансовому краху и вынудило семейство Ганттов покинуть плантацию и переехать в Балтимор. Гантты превратились едва ли не в бедняков. Глуховатый Верджил Гантт уже не мог содержать семью, и главными ее кормильцами стали мать, открывшая пансион, и старшая дочь Маргарет, устроившаяся на работу учителем. Одним из следствий столь драматичного изменения жизненных обстоятельств стало то, 'что Генри Гантт был вынужден покинуть семью в двенадцатилетнем возрасте и поступить в находившуюся неподалеку от Балтимора McDonagh School, где бесплатно учились дети из бедных семей. Школа строилась на принципах жесткой, почти армейской дисциплины. Биограф Гантта пишет об атмосфере интерната следующее:

1 Биографические данные, приведенные в этой главе, взяты из работы L. Aldorf "Henry Laurence Gantt: Leader in Industry", сокращенный вариант которой приведен в книге Rathe A. (ed) (1960) Gantt on Management: Guidelines for Today's Executive, American Management Association and The American Society of Mechanical Engineers, New York.

Глава 4. Генри Гантт и очеловеченный научный менеджмент   73

Школа находилась примерно в двенадцати милях к северо-востоку от Балтимора. Пятеро или шестеро рабочих ухаживали за животными, исполняя труднейшие работы. Все прочие работы выполнялись учащимися. Они поднимались летом в 4:30, зимой - в 5:30 утра. Они сажали, пололи, убирали и шелушили кукурузу, скирдовали убранную пшеницу, а впоследствии и ремонтировали молотилку. Убрав урожай, они заботились о его сохранении - загружали зерном повозки и затем пересыпали его в амбары. Они также занимались садом и огородом, выращивали для собственных нужд овощи, землянику и малину.

(Alford in Rathe, 1960, p. 24)

Дисциплинированность и выработанная в McDonagh School привычка к тяжелой работе стали неотъемлемыми качествами Гантта. Он проявил в McDonagh School замечательные способности и стал стипендиатом в John Hopkins University, куда ездил каждый день, продолжая жить в интернате. Окончив университет в 1880 г., он в течение трех лет изучал в McDonagh естественные науки и физику и лишь после этого продолжил учебу, на сей раз в Stevens Institute oT Technology. Гантт поступил в Stevens Institute в 1883 г. (в том же году Ф. У. Тейлор получил там степень магистра), избрав основными темами своих занятий физику и электротехнику, и закончил его в 1884 г., получив специальность инженера-механика. После этого он вернулся в Балтимор и проработал два года конструктором в фирме Poole &Hunt, занимающейся литьем чугуна и механической обработкой металла. В 1886 г. он вновь вернулся в McDonagh, на сей раз как преподаватель труда, а в 1887 г. устроился на работу в Midvale Steel.

К тому времени, когда Гантт поступил в Midvale Steel на должность ассистента технического отдела, Ф. У. Тейлор был уже главным инженером предприятия. В 1888 г. Гантт стал членом Американского общества инженеров-механиков и помощником Тейлора. Урвик и Бреч пишут, что "с этой поры он занимался не столько технической работой, сколько определением наиболее экономичных методов рабо-



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.