Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Предисловие 1 страница



 

Management

Theory From Taylorism to Japanization

John Sheldrake

 

BUSINESS PRESS

INTERNATIONAL THOMSON BUSINESS PRES

 

ТЕОРИЯ МЕНЕДЖМЕНТА

ОТ ТЕЙЛОРИЗМА ДО ЯПОНИЗАЦИИ

Джон Шелдрейк

 

Серия "Теория и практика менеджмента"

Перевел с английского А. Чех Поя научной редакцией д. э. н., профессора В. А. Спивака

Главный редактор В. Усманов Заведующий редакцией Л. Волкова Выпускающий редактор В. Земских Редакторы Д. Григорьев, А. Дубянский

 

Предлагаемая вашему вниманию книга представляет собой анализ трудов двадцати "столпов" современного менеджмента, внесших существенный вклад в становление и развитие этой науки. Несмотря на то, что повествование построено по хронологическому принципу, каждая глава представлена в качестве вполне самостоятельного эссе. Поэтому читатель может знакомиться с работами классиков менеджмента в наиболее удобной последовательности.

Написанная легко и доступно, книга может быть рекомендована не только студентам вузов, изучающим менеджмент, управление персоналом, организационное поведение, предпринимателям, менеджерам любого уровня, но и всем интересующимся данной темой.

(c)1996 John Sheldrake (c) Перевод на русский язык, А. Чех, 2001

(c) Предметный указатель, указатель фирм и торговых марок, именной указатель, ! А. Дубянский, 2001 (c) Издательский дом "Питер", 2001

Права на издание получены по соглашению с International Thomson Business Press Все права защищены. Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме без письменного разрешения владельцев авторских прав.

ISBN 5-318-00028-2

ISBN 1-86152-199-5 (англ.)

Лицензия ИД № OI94QoT OS.06.2000. Налоговая льгота - общероссийский классификатор продукции

ОК 005-93, том 2; 95 3000 - книги и брошюры. Подписано к печати 23.02.2001. Формат 84х108'/з2- Ус"- п- л- I8,1*8- Тираж 5000 экз. Заказ

ЗАО "Питер Бук". 196105. Санкт-Петербург, ул. Благодатная, 67. Отпечатано с готовых диапозитивов ь ГИПК "Лсниздат" (типография им. Володарск Министерства РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуника] 191023, Санкт-Петербург, наб. р. Фонтанки, 59.

Содержание

Предисловие научного редактора....................................................7

Предисловие ................................................................ 13

Глава 1

Введение ..................................................................... 17

Глава 2

Фредерик У. Тейлор и научный менеджмент.................. 37

Глава 3

Супруги Джилбрет и изучение трудовых движений ........ 58

Глава 4

Генри Гантт и очеловеченный научный менеджмент........ 71

Глава 5

Анри Файоль и концепция администрирования ............. 85

Глава шестая

Макс Вебер и бюрократия ..................................... 107

Глава 7

Картер Гудрич и пределы контроля ............................. 118

Глава 8

Мэри Паркер Фоллетт и динамичный менеджмент........ 129

Глава 9

Генри Форд и массовое производство .......................... 141

Глава 10

Линделл Ф. Урвик и рационализация .......................... 160

Глава 11

Элтон Мэйо и Хоторнские эксперименты ..................... 173

Глава 12

Честер Барнард и функции руководителя .................... 199

Глава 13

Альфред Слоун и General Motors................................. 216

Содержание

Глава 14

Абрахам Маслоу и иерархия потребностей .................. 225

Глава 15

Фредерик Херцберг и трудовая мотивация .................. 238

Глава 16

Дуглас Мак-Грегор и человеческая сторона

предприятия .............................................................. 258

Глава 17

Фриц Шумахер и красота малого ................................ 270

Глава 18

Гарри Браверман и деградация труда ........................... 282

Глава. 19

Уильям Оучи и теория Z ............................................. 3(К

Глава 20

Чарльз Хэнди и будущее труда.................................... 32;

Глава 21

Заключение ............................................................... 341

Именной указатель..................................................... 344

Предметный указатель ............................................... 346

Указатель фирм и торговых марок............................... 351

 

Предисловие научного редактора

 

ЕСЛИ вы изучаете менеджмент как научную дисциплину в вузе, готовитесь стать бакалавром, магистром, ученым, если вы - руководитель-практик, интересующийся проблемами эффективного влияния на трудовое поведение ваших сотрудников, то эта книга предназначена именно для вас.

Во-первых, она знакомит с первоисточниками в области теорий менеджмента. Фамилии большинства из указанных в заголовках статей "столпов" современного менеджмента вам, скорее всего, известны. Об этих людях и их взглядах можно прочитать сейчас в любом учебнике по менеджменту, организационному поведению или управлению персоналом. Но то, что написано в этих пособиях, по сути, является мнением авторов пособий, их трактовкой, интерпретацией работ основоположников. Читая же эту книгу, можно узнать и о самих ученых, об их жизненном и трудовом пути, и даже "услышать их голос" без искажений, в том виде, как это написано ими самими. Этому способствуют многочисленные и обширные цитаты из оригинальных трудов людей, внесших существенный вклад в современное понимание проблем менеджмента. Наличие многочисленных и пространных выдержек из первоисточников может оказаться полезным для правильного понимания мыслей авторов, формирования собственного, а не навязанного мнения об их идеях. Если же вы сами проводите научные исследования в области менеджмента, то осущест-

Предисловие научного редактора

о благополучии - не только материальном, но и духовном, - должен проявлять и бизнес;

- деятельность хозяйственных организаций осуществляется в интересах людей, при этом на современном уровне техники и технологии - зачастую в интересах не группы, не нации, не народа, а отдельной личности;

- достижение целей организации осуществляется посредством людей, и от их отношения к тому, что они делают, напрямую зависит результат. При этом как позитивные, так и негативные результаты s всегда плод деятельности, бездействия или умысла конкретного работника или группы работников.

Именно решение во многом противоречивой проблемы - как добиться высоких результатов деятельности организации, чтобы при этом работники были удовлетворены процессом труда, - является ключевым вопросом, над которым, как убедительно доказывают материалы данной книги, ломали и ломают голову теоретики и практики менеджмента.

Не менее интересны и материалы, отражающие позиции сторонников и критиков тех или иных теоретических концепций, фрагменты научных дискуссий, которые разворачивались в связи с появлением практически каждой новой концепции и способствовали повышению объективности ее оценки и установлению роли и места в теории и практике. Это позволяет отчасти по-новому, отчасти более широко, системно, диалектически рассмотреть вклад каждого ученого. Например, ргакой факт: известная "Теория X" Д. Макгрегора самим ее автором рассматривается не столько как один из стилей руководства, а с критических позиций, как объект для критики, как пережиток тейлоризма, укоренившийся в современном ему менеджменте.

Отнюдь не все гладко и безоблачно складывалось в судьбе практически каждой научной теории. Да это и естественно: любая теория - это попытка объяснить сложное явление с помощью модели, связывающей причины и следствия. Но поскольку речь идет о самых сложных живых системах - людях и организациях, - постольку любая модель оказывается намного проще самой системы, не может обеспечивать надежные прогнозы, не будет иметь всеобъемлющий характер, не может быть пригодна для всех организаций и ситуаций. Поэтому справедливы критические замечания в адрес Э. Мэйо, Г. Бравермана и многих других ученых с позиций необоснованности распространения локальных выводов (хоторнские эксперименты, исследования "Янки-сити" и т. п.) на всю генеральную совокупность мира бизнеса, на все организации и всех работников.

Еще одним достоинством книги, подчеркивающим современную гуманистическую позицию ее автора, является то, что в число теоретиков менеджмента введены психологи Г. Минц-берг, А. Маслоу, Ф. Херцберг, Д. Макгрегор, социолог М. Ве-бер. В книге в определенной степени переосмыслено с совре--менных позиций теоретическое наследие менеджмента: акцент перенесен на исследование роли человека и отношение к нему на предприятии, на восприятие работника руководством организации, менеджерами всех уровней. А насколько показателен факт, отражающий историческую глубину психологического, подхода в менеджменте: первая научная работа под название* "Психология менеджмента", принадлежащая перу Лилиан Джилбрет, появилась еще в 1914 г.!

Тем, кто безоглядно "бросился в объятия капитализма",] очень полезно, на наш взгляд, познакомиться с исследования-1 ми Ч. Хэнди и особенно Г. Бравермана. Его обоснование деградации труда представляется достаточно убедительным и пока-1 зывает, что восприятие современного западного общества как! вполне благополучного не свойственно лучшим мыслящим! представителям самого этого общества. Попутно возникают* мысли: надежды отцов российской перестройки на всеобщее процветание в случае перехода страны к капитализму строились на неглубоком, некритическом представлении о том, что же происходит в современном мире труда в развитых странах. Ведь даже Япония начинает терять лучшие свои достижения в сфере труда, такие, как пожизненный найм, а японские принципы управления, оказывается, вовсе не идеальны и могут быть подвергнуты обоснованной критике (см. гл. 19). Более того, существует точка зрения того же Г. Бравермана, что все

Предисловие научного редактора

теоретические концепции и практические рекомендации научных школ и течений направлены единственно на получение более эффективных, тонко действующих и изощренных способов эксплуатации наемных работников капиталистами, а идеи К. Маркса еще не исчерпали себя. Полузнайство руководителей привело Россию "из огня" дефицита материальных благ и свобод при социализме "в полымя" незащищенности и попранного чувства справедливости при капитализме.

Полезно также лишний раз убедиться, что нет и не может быть универсальных рецептов, как достигать и поддерживать высокую продуктивность и при этом не превратить работу в наказание. Отсюда вывод: методы, приемы, системы и даже принципы управления людьми следует постоянно обновлять, приспосабливаясь к изменяющейся социально-экономической и политической среде и к развитию живых систем (людей, групп, организаций). Процесс познания в этой области не имеет предела. Эта книга - весомый вклад в повышение уровня эрудиции российских теоретиков и практиков управления.

Данный труд не претендует на звание "энциклопедии теорий менеджмента", в нем нет материалов, отражающих вклад в теорию менеджмента Друкера, Питерса и Уотермена, Акоф-фа и многих других, но в нем чувствуется биение научной мысли, отражена жизнь популярных научных идей, диалек-jUKa их восприятия, а сами авторы идей предстают живыми людьми.

В. А. Спивак,

д.э.н., профессор кафедры социологии и управления

персоналом Санкт-Петербургского государственного

университета экономики и финансов

 

Предисловие

 

В настоящей книге представлено развитие теории менеджмента в XX столетии. Это не энциклопедическое описание идей всех мыслителей способствовавших развитию данной дисциплины, и не обзор всех существующих концепций и тенденций. Настоящий очерк обрисовывает основные контуры этой теории. Он представляет собой анализ биографий и трудов двадцати мыслителей (в случае с Джилбретами речь идет о супружеской чете), внесших существенный вклад в развитие теории менеджмента в этом столетии. Попутно в нем уделяется внимание взглядам множества других исследователей. Несмотря на то что повествование построено по хронологическому принципу и рассматривает взаимодействие и взаимовлияние различных мыслителей, каждая глава может быть представлена в качестве вполне самостоятельного эссе. Таким образом, читатель может читать только интересующие его или нужные ему главы, пропуская все остальное. В каждой главе описывается вклад того или иного мыслителя в теорию менеджмента, причем это описание сопровождается критическим комментарием, вопросами для обсуждения и списком работ, рекомендуемых для лучшего знакомства с предметом. Разумеется, воззрения многих теоретиков могут расходиться друг с другом, и расхождения эти в некоторых случаях могут быть столь радикальными, что их следует признать неустранимыми. Отсюда следует важный вывод, заключающийся в том, что периодически возникающее согласие в области управленческой практики никоим образом не означает согласия их теоретических основ. Соответственно теории менеджмента скорее спорны, чем окончательно определены, и хотя их поступательное развитие не вызывает сомнений, никто не сможет уверить нас в том, что теория, появившаяся на свет последней, обязательно является лучшей. Разумеется, в начале столетия теория менеджмента еще не была сформулирована сколько-нибудь полно, тем не менее она имеет достаточно давнюю историю. В главе 1 представлено развитие теории менеджмента с конца X по конец XIX столетия, или, иными словами, со времени появления в Англии фабричной системы до момента возникновения в США научного менеджмента.

Главы 2, 3 и 4 посвящены развитию, совершенствованию и последовавшему вслед за этим распространению технических приемов и философии научного менеджмента. В этих главах идет речь о таких понятиях, как управленческий контроль, финансовые и иные стимулы и растущее значение экономической эффективности промышленного производства. В главе 3 рассматривается увеличение влияния промышленной психологии и исследуется понятие утомления в рабочей среде. Главы 5 и 6 посвящены описанию таких классических организационных структур, как бюрократия и иерархия. Ограничение бюрократии как организационной формы рассматривается в контексте краткого изложения взглядов Генри Минцберга. В главе 7, посвященной трудам Картера Гудрича, говорится о сопротивлении рабочих попыткам администрации осуществлять полный контроль над процессом производства. Представленный в восьмой главе рассказ о Мэри Паркер Фоллетт является своеобразным связующим звеном, соединяющим техническую/ классическую эпоху Тейлора, Вебера и Файоля и эпоху "человеческого фактора" Элтона Мэйо. Девятая глава рассказывает о Генри Форде. Речь здесь идет не только о технических элементах массового производства автомобилей, но и о социальных новациях и управленческих ошибках Форда. Глава 10 посвящена трудам Линделла Урвика, в частности его попыткам распространить "проповедь" научного менеджмента в Великобритании. В главе 11 рассказывается об Элтоне Мэйо, особый акцент

Предисловие

делается на его роли в разработке и интерпретации экспериментов в Хоторне1. Двенадцатая глава посвящена описанию теории "менеджера-философа" Честера Барнарда. Барнард, так же как и Мэйо, был связан с влиятельной гарвардской группой последователей Парето2. Рассказ об этой группе иллюстрирует важность идеологии в разработке теории менеджмента. В тринадцатой главе описана работа Альфреда Слоуна в General Motors и разработанная им децентрализованная организационная структура с централизованной координацией контрольных функций. В главах 14,15 и 16 анализируется влияние на развитие теории менеджмента таких философов-бихевиористов, как Маслоу, Херцберг и Мак-Грегор. В этих главах много говорится о личности, персональной мотивации, индивидуальных заданиях, управленческих позициях и стилях. Описание работы Шумахе-. ра и Бравермана в главах 17 и 18 сопровождается критикой современного индустриального общества и соответствующих ему управленческих структур и методов. Браверман был марксистом, соответственно здесь же кратко представлена марксистская экономическая теория. Глава 19 описывает то, как японское "экономическое чудо" повлияло на развитие теории менеджмента; особое внимание здесь уделяется работам Уильяма Оучи. В 20 главе на материале последних работ Чарльза Хэнди рассматривается изменчивая природа трудовых и организационных структур в постиндустриальном обществе. Глава 21 представляет собой краткое заключение.

Данная работа носит характер обобщающего труда. Материалы, которыми я пользовался при ее написании, приведены в библиографии. Большую помощь в отыскании многих книг и статей

1 Hawthorn - город в штате Иллинойс, США, где расположен завод чикагской компании Western Electric; можно встретить переводы: Хоуторн, Хотторн, Хотон, Хауторн. Ближе всего по транскрипции Хотон, однако более традиционной формой является Хоторп; такой перевод более соответствует американской традиции произношения (прим. науч. ред.).

2 Парето Вильфредо (1848-1923) - итальянский экономист и социолог, один из основателей функционализма, автор закона распределения доходов и концепции "смены элит" как основы общественных процессов (прим. науч. ред.).

Предисловие

мне оказали мои коллеги, работающие в Calcutta House Library of London Guildhall University, особенно Ричард Делахей. Также я хочу поблагодарить своих друзей и коллег, взявших на себя труд прочесть и прокомментировать различные части данного труда, особенно Сару Викерстаф, вычитывавшую окончательную версию книги. И наконец, я хочу поблагодарить свою жену Сьюзен, работавшую с этим непростым текстом на компьютере. Книга посвящается ей и нашим детям Софи и Льюису.

Глава 1

Введение

Менеджмент как самостоятельный вид деятельности является детищем XIX столетия. Однако попытки систематизированного рассмотрения элементов, составляющих его, можно датировать концомХУП в. Например, Адам Смит в своем капитальном труде "Богатство наций" (1776) приводит ряд усовершенствований, направленных на повышение производительности, которое обеспечивается благодаря разделению труда. Вот что он пишет:

Рассмотрим, к примеру (...) производство булавок; рабочий не обученный этому делу (...) может в лучшем случае, изготовить за день всего одну, но никак не двадцать булавок. Однако в своем нынешнем виде это производство представляет собой не только особую профессию, но и распадается на ряд работ, большая часть которых также может быть названа особыми специальностями. Один работник тянет проволоку, другой выпрямляет, третий режет, четвертый затачивает, пятый шлифует ее; изготовление головки булавки распадается на три операции; отдельными операциями являются также надевание головки,полировка булавки, прикрепление булавки к полоске картона и так далее. Таким образом, изготовление булавки распадается на восемнадцать отдельных операций... Я видел небольшую мануфактуру (...) в которой работало всего десять человек, способных произвести за день более 12 фунтов булавок. Четыре тысячи булавок среднего размера весят около фунта. Таким образом, эти десять рабочих способны произвести за день более 48 тысяч булавок... Если же они стали бы ра-

Глава 1. Введение

ботать отдельно и независимо друг от друга, не будучи научены такой специальной работе, возможно, каждый из них не смог бы изготовить за день и двадцати булавок или даже одной булавки, т. е. вместе, одной двести сороковой или даже одной четыре тысячи восьмисотой доли того, что они производят благодаря надлежащему разделению труда и сочетанию отдельных операций. В любом другом ремесле и производстве разделение труда приводит к такому же эффекту, как и в этом, весьма тривиальном примере... Разделение труда... ежели оно возможно в данном производстве, влечет за собой пропорциональный рост производительности труда.

(Smith, 1776/1986, pp. 109 -110)

Всячески превознося чрезвычайный рост производительности, обеспечиваемый разделением труда, Смит осознавал и то, что при подобной системе организации труда рабочие утомляются куда сильнее, чем прежде. Тем не менее он полагал, что социальные преимущества этой системы специализации, выражающиеся в общем росте совокупного богатства, перевешивают тот ущерб, который наносится этой системой индивидуальным работникам. Специализация, растущая механизация труда и расширение товарного рынка позволили фабричной системе оставить позади предшествовавшую ей традиционную систему кустарного производства. Особенно сильно это проявилось в текстильном производстве, ставшем наиболее ярким образчиком фабричного способа в начале XIX столетия. Фабричная система производства породила новые проблемы, связанные с соблюдением работниками жестких' производственных требований, определяемых стремлением предпринимателей максимизировать уровень производительности с тем, чтобы оправдать свои капитальные вложения. В начале XIX столетия некоторые искусные работники, доведенные до крайней нужды новой технологией и организацией фабричного производства, пытались сопротивляться этим переменам, организуя кампании запугивания и ломая станки.1 Один из воз-

1 Движение луддитов, Англия, конец XVIII-начало XIX в. (прим, науч. ред.).

Теория менеджмента (от тейлоризма АО японизации)

можных ответов на возникшие производственные неурядицы и требования новой фабричной системы был предложен Робертом Оуэном, самостоятельно вставшим на ноги текстильным промышленником и социальным мыслителем.

В зрелые и в поздние годы жизни Оуэна стали занимать программы радикального социального переустройства; он отвергал индустриализацию, урбанизацию и рынок, противопоставляя им программы рационально организованных коммун и кооперативов. Тем не менее в пору своей молодости сам он был энергичным управленцем и предпринимателем. Вот что пишет его биограф:

В возрасте семнадцати лет Оуэн прибыл в Манчестер, который в ту пору стал ведущим центром текстильной промышленности Великобритании. Прядильные и ткацкие операции все еще производились надомниками. Однако формы производства стремительно изменялись благодаря техническим усовершенствованиям, особенно сделанному Сэмюэлем Кромптоном изобретению прядильной "мюль-машины" для производства тонкой пряжи и применению паровых двигателей вместо водной энергии, широко использовавшейся в XVIII столетии. Оуэн быстро понял, к каким последствиям могут привести эти перемены, причисляя к ним не только стремительное развитие промышленности, но и рост перенаселенности в городах, а также связанный с этим рост заболеваемости, снижение продолжительности жизни, интенсификацию труда и ужесточение дисциплины на новых производствах. Оуэн, прибывший в Манчестер в 1788 г., провел там около двадцати лет. Его карьера была головокружительной. Заняв предложенный ему пост управляющего крупнейшей ткацкой фабрикой, на которой трудилось около 500 работников, он справлялся со своими обязанностями столь успешно, что качество пряжи существенно возросло, он же сам стал партнером ее владельца.

(Claeys in Owen, 1991, p. viii)

Глава 1. Введение

В 1800 г. Оуэн приобрел ткацкие фабрики в Нью-Ленарке на берегах Клайда к югу от Глазго, насчитывающие около 2000 человек, в том числе 500 нищих детей в возрасте от пяти лет из местных работных домов. Приход "чужака" Оуэна был встречен тамошними недисциплинированными и низкоквалифицированными работниками с негодованием. Тем не менее благодаря своему недюжинному обаянию и терпению Оуэн смог начать свои эксперименты в области просвещенного патерналистского управления. Его вдохновляла вера в то, что сознание человека определяется его бытием и потому может изменяться в лучшую сторону. Среди тех благ, которыми обеспечивались его рабочие, были жилье, бесплатное образование для детей и сельский магазин, где продукты отпускались по их себестоимости. Также он запретил труд детей, не достигших десяти лет, и сократил продолжительность рабочего дня с четырнадцати до двенадцати часов. Это наглядно демонстрировало рабочим преимущества работы в Нью-Ленарке. Подход Оуэна включал и ряд дисциплинарных элементов, таких как "молчаливый контролер"; закрепленное на каждом рабочем месте устройство, показывающее уровень производительности рабочего. Поселок стал чистым, пьянство было практически искоренено, поскольку оно каралось специальными штрафами, зимой -в ночное время в поселке объявлялся комендантский час. Все это говорило о том, что при надлежащем "просвещенном" управлении условия жизни и труда рабочих могут быть существенно улучшены. Оуэн также показал, что избранный им подход позитивно влияет и на производство, ибо качество производимых на его фабриках в Нью-Ленарке нитей постоянно улучшалось, а доходы самого Оуэна и его партнеров росли год от года. Уровнем этих доходов отчасти объясняется и возможность легко доказать эффективность его подходов к управлению.

В 30-е гг. XIX столетия размах и значение новых промышленных методов получили оценку в работах двух выдающихся деятелей - Чарльза Бэббиджа и Эндрю Юра. Основным вкладом Бэббиджа в развитие теории управления стала его книга "On the Economy of Machinery and Manufactures" ("Об экономии оборудования и комплектующих") (1832), разошедшаяся

Теория менеджмента (от тейлоризма до японизаиии)

тиражом свыше 10 000 экземпляров и названная "первым бестселлером в серии литературы по менеджменту" (Clutterbuck and Crainer, 1990,p. 13). Помимо прочего, автор показал преимущества машинного производства над ручным трудом. Вернувшись к приведенному Адамом Смитом примеру с разделением труда при производстве булавок, он подверг анализу работу только что изобретенной американской машины для производства булавок, заметив при этом, что "она задумана чрезвычайно изобретательно и в экономическом отношении являет собой замечательную противоположность ручному производству булавок" (Babbage, 1832/1971, р. 187-190). Он нашел, что ручной труд в данном случае оказывается более эффективным, однако согласился с тем, что машина имеет явные преимущества в случае нехватки рабочей силы, "ибо все операции выполняются машиной, управляемой одним-единственным человеком". Разумеется, подобная ситуация была характерна именно для Америки и, как мы увидим, отчасти объясняется широким применением в этой стране оборудования, сокращающего затраты живого труда, в то время как в Великобритании по-прежнему отдавалось предпочтение трудоемким методам производства. Анализ производства, проведенный Бэббиджем, сильно напоминает аналогичные исследования, производившиеся рядом специалистов в области научного менеджмента, и в первую очередь анализ Фрэнка Джилбрета (см. главу 3). При рассмотрении человеческой мотивации, использования поощрений и способов избежания или разрешения производственных конфликтов Бэббидж опять-таки использует методы, характерные для сторонников научнойтеории управления. В ту пору когда Бэббидж писал свои труды, всем еще было памятно время разрушителей машин, или луддитов, названных так по имени мифического вожака рабочих, носившего имя Нед Лудд. Враждебное отношение некоторых мастеровых к внедрению новых машин приводило к вспышкам негодования, к нападениям на фабрики и даже к убийствам. Например, в суде Йорка за январь 1813 г. 64 человека обвинялись в луддизме, и при этом семнадцать из них были повешены: трое за убийство владельца фабрики, пятеро за захват фабрики и девятеро за кражу оружия и денег, необходимых для поддержки кампании насилия (Stevenson, 1992,р. 196).

Глава 1. Введение

В 30-х гг. в сельских районах юга Англии проходили так называемые Swing Riots (периодические бунты), сопровождавшиеся демонстрациями, поджогами, кражами и разбоем, а также уничтожением молотилок. Отношение Бэббиджа к взаимной вражде нанимателей и наемных рабочих (особенно в производственном секторе экономики) было весьма близко к отстаиваемой Ф. У. Тейлором концепции "ментальной революции", выработанной только через семьдесят лет (см. главу 2). Бэббидж считал, что взаимные интересы владельцев и рабочих при должном к ним отношении позволяют преодолеть все существующие разногласия между этими сторонами. Он писал:

Наиболее ошибочное и вредоносное мнение, присущее многим рабочим (...), состоит в том, что их интересы и интересы их нанимателей в корне не совпадают. Вследствие этого представляющие несомненную ценность машины порой остаются в небрежении, а иногда даже сознательно ломаются; нововведения хозяев встречаются в штыки, таланты же и наблюдения рабочих не направляются на улучшение производственных процессов, в которых они принимают участие... Убедившись , на собственном опыте в том, что процветание и успех хозяина производства являются существенным условием благосостояния его работников, я, тем не менее, готов признать, что эта связь во многих случаях не всегда столь уж очевидна для последних. И хотя рабочим как классу выгодно процветание их хозяев, я вовсе не уверен в том, что индивидуальная выгода в данной случае пропорциональна степени индивидуального участия в обеспечении этого процветания; результирующее процветание также существенно отличается от того, которое могло бы быть обеспечено иной системой.

(Babbage, 1832/1971, р. 257-258)

Средство, предложенное Бэббиджем для снятия антагонизма между владельцами фабрики и рабочими, было развитие схем участия в прибыли, уже существовавших на оловянных -рудниках в Корнише, свинцовых рудниках во Флинтшире и Йоркшире и некоторых медных рудниках Камберленда. Он



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.