Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Вечерня.. Утреня.. ая песня канона.



Вечерня.

После службы так же вся процессия сопровождала патриарха обратно в келью. Впереди идут халдеи, после них отроки с зажжёнными свечами и поют по дороге: «На град святы́й оте́ц на́ших иеросоли́м». В келье патриарху поют: «Испола́йти деспота́», кланяются патриарху и все расходятся по домам.

Утром ключарь приходит к патриарху, берет благословение. Вновь утром служащие персонажи облачались каждый в своё одеяние в палатах архиерея: учитель отроков (обычно уставщик, певчий дьяк), отроки (певчие, в тонкие белые стихари и шапки-венцы), подияки (певчие или низшие чины клира, в стихари), халдеи (церковные сторожа, в халаты и шапки). Шли в келью архиерея, он их благословлял. Из кельи патриарха шли и пели певчие: «Я́ко же запове́дал еси́ нам, да бла́го нам бу́дет». Когда входят в церковь: «Испола́йти деспота́», за ними шли отроки в окружении халдеев и патриарх через площадь Кремля в Успенский собор. В соборе певчие шли на свои места, патриарх на своё место садился, отроки уходили в алтарь, халдеи садились у северных дверей алтаря.

Утреня.

До 6 песни включительно это была обычная Утреня.

Далее вместо 7-ой и 8-ой песни Канона вставлялся чин «Пещного действа».

Затем читался Пролог, где передавалась библейская история о трёх отроках (Дан 3). Священники пели так называемые росные стихи попеременно[5] (9 стихир пелись двумя хорами попеременно), тексты которых также относятся к событиям Действа.

7-АЯ ПЕСНЬ КАНОНА (поётся)[6]: «На поле молебне иногда мучитель пещь постави», «Поминающе Исаиино писание, богоносные дети предани быша беззаконому цесарю» и «Вавилонская пещь седмь седмицею разжена бывши, халдейския слуги попали».

После этого третьяго стиха, выходят из алтаря диаконы в облачении и, не входя в пещь, зажигают свечи около пещи. В это время поются далынейшие стихи этой песни: «Разжежите пещь седмь седмицею, дондеже до конца разгорится, мучитель рече халдеом», «Седмь седмицею пещь асирстии отроцы разжегше, сионския отроки не покоришася повелению их», «Одеваяй небо облаки, готоваяй земли дождь», «Тричисленныя отроки состави святая Троица», «Ангел сниде освятити Цесаря небеснаго отроки», «Иерусалима священней и благочестивии суще отроцы явишася».

Когда начинают клирики петь седьмой стих этой песни, «учитель отроческой» идет к иконе, делает перед ней три поклона, кланяется архиерею «до земля» и говорить: «Благослови, владыко, отроков на уреченное место предпоставити».

Архиерей делает на его голове крест рукою и отвечает: «Благословен Бог наш, изволивый тако».

Поклонившись ему, «учитель отроческой» идет «поскору» в алтарь северными дверями и связывает отроков «убрусцом по выях их». Когда наступить время и отворятся, с благословения святителя, северные двери, учитель передает отроков халдеем, которые, держа в руках концы «убруса» или полотенца, ведут их к святителю. Один халдей идет впереди, а другой позади отроков, имеющих «руце дланьми совокуплени друга ко друзей». На средине храма, близ пещи, отроки останавливаются, а халдеи, указывая им «пальмами» на пещь, ведут следующий разговор. В это время хоры допивают 9-ый стих сходясь вместе в центр храма (катавасия - в Старочеркасском монастыре спускался хор сверху вниз раньше в конце канона на Утрене при игумене Макарии, при регенте Тараканове):

Первый халдей говорит отрокам: Дети Царевы?

Второй халдей: Царевы.

Первый халдей: Видите ли пещь огнемъ горящу и вельми распаляему?

Второй халдей: А сия пещь уготовася вамъ на мучение.

Анания: Видимъ мы пещь сию, но не ужасаемся ее, есть бо Богъ нашь на небеси, Ему же мы служимъ, Той силенъ изъяти насъ отъ пещи сея.

Азария: И отъ рукъ вашихъ избавитъ насъ.

Мисайло: А сия пещь будетъ не намъ на мучение, а вамъ на обличение.

О диалогах с халдеями: только в РПЦ есть диалоги халдеев. Предположительно диалог появляется вначале XVIIв. т.к текст рифмованный, имеет театрально-драматический характер, а в России это связано с появлением школьных театров в 1640г. Диалоги халдеев и отроков произвольные, но не сакральные.

После этих слов, халдеи ведут отроков к «святительскому месту»; все вместе кланяются ему «равно и тихо», перед архиереем отроки пели кондак: «И потщися на помощь нашу яко же можеши хотяй»[7], испрашивая его помощи.

Протодиакон зажигает в это время в алтаре три «тройныя» свечи отроков и, когда они оканчивают «последнюю статью стиха того», царскими дверями выходить со свечами на средину храма к святительскому месту и, поклонившись святителю, который благословляет его рукою, становится близ святительского места. После окончания отроками данного стиха, учитель отроков развязывает их «по единому когождо». Отрок, изображающий Ананию, подходит к архиерею для благословения, который, сошедши со своего места и несколько приблизившись к пещи, благословляет его и дает ему зажженную свечу, принесенную пред тем протодиаконом. Анания целует при этом руку архиерея. Тоже потом делают отроки, изображающие Азарию и Мисаила. По благословении у святителя и по принятии от него зажженных свеч, отроки все вместе делают ему поклон и становятся «на прежереченное место».

В последующем диалоге халдеев мы узнаём про вину отроков:

Первый халдей: Товарыщь!

Второй халдей: Чаво?

Первый халдей: Это дети царевы?

Второй халдей: Царевы.

Первый халдей: Нашего царя повеления не слушаютъ?

Второй халдей: Не слушаютъ.

Первый халдей: А златому телу не поклоняются?

Второй халдей: Не поклоняются.

Первый халдей: И мы вкинемъ ихъ въ печь.

Второй халдей: И начнемъ ихъ жечь.

После учительразвязывает отроков и передаёт в руки халдеям.

Первый халдей берет Ананию под правую руку, а второй под левую и ведуть его «честно и тихо» в пещь. Анания становится в пещи с правой стороны от святительского места.

Второй халдей, обращаясь к Азарии, говорить: «А ты, Азария, чего стал, – и тебе у нас тоже будет»! И, взяв его под правую руку, а первый халдей под левую, ведешь и его в пещь. Затем вводят туда же и Мисаила и затворяют «пещные двери».

Во время 7-ой пени канона протодиакон клал три поклона перед иконою, брал благословение у патриарха, вставал у аналоя и начинал петь первый стих 7 песни канона: «Благословéнъ еси́, Гóсподи, Бóже отéцъ нáшихъ, хвáльно и прослáвлено и́мя твоé во вѣ́ки», тот же стих поют «отроки» в «пещи».

Печь здесь это специально сделанный временный амвон виде печи с отверстием для входа, который был с рост отроков, чтобы они могли там поместиться, под пещью было место, которое изображало горн) по поставленной лестнице, чтоб поставить их в печь, и халдеи ходили вокруг и грозили им топорами (пальмами). Использовалось очень много свечей вместо огня, их количество порой доходило до 128 свечей.

Под печь ставился горн с горящим углём. У халдеев дьяк забирал большие подсвечники и давал малые, а так же трубки с порошком плаун-травы. Халдеи начинали ходить вокруг печи, бросая на неё и под неё, и на неё, и на люде плаун-траву, которая воспламенялась и дымила от углей.

Во время 7-ой отроческой песни, специальный дьяк ставил в отверстие тлеющие угли, а халдеи доставали порошок и через трубки дули им на угли и всё дымилось в печи. По свидетельству современников, постепенно возникала огненная завеса, которая скрывала отроков.

Дьяки (певчие) и «отроки» поочередно в это время поют стихи из Песни отцев, причем всякий раз протодиакон, как бы заменяя канонарха, произносит предварительно тот стих, который был положен для пепия..

Большая станица дияки: «И прави путие твои».

Другие дияки: «И суд бы твоя истинны сотворил еси».

Отроки: «На град святых отец наших Иерусалим».

Дияки: «Навел еси вся на ны грех ради наших».

Другие дияки: «И заповедей Твоих не послушахом».

Отроки: «Яко же заповеда нам, да благо нам будет».

Дияки: «Истиным судом сотворил еси».

Другие дияки: «И цареви неправедну и лукавнейшему паче всея земли».

Отроки: «Студ и поношение рабом твоим чтущим Тя».

Дияки: «И не остави милость Твою от нас».

Другие дияки: «Израиля ради святаго твоего».

Отроки: «Яко песок воскрай моря».

Дияки: «И есмы смирени по всей земли».

Другие дияки: «Обрести милость пред Тобою».

Отроки: «Яко во тмах агнец тучен»

Дияки:«Яко несть студа уповаюшим на Тя».

Другие дияки: «И ищем лица Твоего и не посрами нас».

Отроки: «И даждь славу имени Твоему, Господи».

Дияки: «И крепость их сокрушится».

Другие дияки: «И разумеют, яко Ты еси Бог едип. и славен по всей вселенней».

Когда «отроки» поют стих: «Яже обрете о пещи халдейстей», в это время «халдеи» палят около «пещи». После этого певчий дьяк забирает свечи и трубки с травою у «халдеев» и отдает их диаконам.

После слов протодиакона: «Ангел же Господень сниде купно со Азариною чадию в пещь и отъят пламень огненный от пещи, яко дух хладен и шумящь», ключарь спускал ангела с паникадила, который сходил очень громко.

Халдеи падали ниц, диаконы: «вместо ангельского паления», опаляли их огнём.

Отроки в это время поклонившись Ангелу, зажигали свечи о его венец и начинали петь: «А́нгелъ же Госпóдень сни́де кýпно со Азáрiною ча́дию въ пéщь, и отъя́т плáмень óгненный от пéщи и сотвори́ посреди́ пéщи я́ко дýхъ хла́ден шумя́щь». Ключарь берет благословение у патриарха и спускает окончательно ангела в «пещь». Отроки берут его за крылья и трижды с ангелом ходят по кругу в пещи и при этом поют.

Халдеи в это время стоят с опущенными головами и унылым видом. Отроки поют стихи: «Тогдá тíи трié я́ко еди́ными усты́ поя́ху и благословля́ху и слáвляху Бóга въ пещи́, глагóлюще: Гóспода, пóйте и превозноси́те егó во вѣ́ки.», «благословéнъ еси́, Гóсподи, Бóже отéцъ нáшихъ, и препѣ́тый и превозноси́мый во вѣ́ки», «Благослови́те, вся́ дѣлá Госпóдня, Гóспода, пóйте и превозноси́те егó во вѣ́ки», «Благослови́те трié отроцы, Ана́ние, Аза́рие, Мисаи́ле Госпо́дни, Гóспода, пóйте и превозноси́те егó во вѣ́ки», «Хва́лим, благослови́м, покланя́емся Го́сподеви, Гóспода, пóйте и превозноси́те егó во вѣ́ки». После этого все трое крестились и кланялись вместе ангелу. В это время как раз дым расступался и отроки пели стихиры.

Далее «отроки» пели: «Тричи́сленые о́троки соста́ви Свята́я Тро́ица, Оте́ц Ана́нию поста́ви, Сын же Аза́рию показа́, Дух же Пресвяты́й пресла́вного Мисаи́ла яви́, трие́ су́щи в пещи́ попра́ша пла́мень» и припев:«Благослове́н еси́ Го́споди Бо́же Оте́ц на́ших, и хва́льно и просла́влено и́мя Твое́ во ве́ки».

Затем халдеи встают с земли, снимают свои шапки, кладут их на топоры и недоуменно переговариваются:

Первый халдей: Товарищ!

Второй халдей: Чево?

Первый халдей: Видишь ли?

Второй: Вижу.

Первый халдей: Было три, а стало четыре, а четвертый грозенъ и страшенъ зело, образомъ уподобися Сыну Божию.

Второй халдей: Какъ он прилетелъ, да и насъ победилъ.

После этого, халдеям подходят к патриарху, подьяки дают халдеям выносные свечи и те, пристыженные, стоят унывши, с поникшими головами у печи.

Протодиакон возглашает: «Тогда тии трие, яко единеми усты пояху и благословляху, и славяху Бога в пещи глаголюще: «Господа пойте и превозносите его во веки».

Отроки повторяют тот же стих и, «горе воззрев ко ангелу Господню», делают на себе крестное знамение с тремя поклонами и ходят кругом, «на правую страну ко святительскому месту», в пещи трижды, «держа ангела пред собою: Анания за правое крыло, Азария же за правую ногу, Мисайло за левое крыло».

Протодиаконснова возглашает: «Благословен еси, Господи Боже Отец наших препетый и превозносимый во веки». Отроки повторяют тоже самое. Ангел Господь при этом поднимается «мало горе над отроки, осеняя и прохлажая». Затем поют попеременно статьи с начала дияки правого и левого клиросов, а потом диаки и отроки.

На этом заканчивалась Седьмая песнь канона и начиналась Восьмая.

8-АЯ ПЕСНЬ КАНОНА,хвалебная песнь:- тематика что всё благословляется (Ангела в начале Восьмой песни ключари поднимали выше, к концу её ещё раз спускался с громом, после чего халдеи опять падали на землю).

Протодиакон: «Благословите вся дела Господни, Господа пойте и превозносите его во веки». Отроки повторяют то же самое. После окончания первой статьи отроками, пели ту же статью правый и левый клиросы дияков.

Когда протодиакон произнесет: «Благословите трие отроцы», ангел снова спускается в пещь, при чем халдеи падают на колени, а отроки поют: «Благословите трие отроцы Анания, Азария и Мисаил Господни», делают на себе крестное знамение, все вместе кланяются ангелу и обходят с ним пещь еще один раз.

Протодиакон произносит «статию» правому клиросу и затем говорит: «Хвалим, благословим, покланяемся Господеви». Отроки повторяют этот стих «и, горе воззрев ко ангелу Господню», поклоняются ему и «обращаются со ангелом трижды по прежеписанному». При пении стиха «Хвалим, благословим», по печатному чину, «отроки сойдутся – демественникь (т. е. Анания) с вершником (т. е. Мисаил) к нижнику (т. е. Азария)».

После обхождения пещи в последний раз, отроки, поклонившись ангелу, поют тропарь: «Тричисленныя отроки, состави святая Троица», при последних словах которого ключарь поднимает ангела «горе тихо».

Протодиакон, поклонившись архиерею и трижды перед образом «в пояс» и получив прощение, удаляется через царские двери в алтарь. Выходить тогда к иконе первый халдей, делает три поклона и, обратившись к епископу, произносить: «Владыко, благослови Ананию кликати». Епископ благословляет его рукою.

Затем старший «халдей» отворив двери пещи и снимает с себя халдейскую шапку, подходит к «пещи», открывает дверь и громко возглашает: «Ана́ние, гряди́ вон из пещи́!»

Другой халдей: «Чево стал, поворачивайся; не имет вас ни огонь, ни поломя, ни смола, ни сера».

Первый халдей: «Мы чаяли вас сожгли, а мы сами згорели».

Анания выходит из пещи, халдеи берут его под руки и ведут «честно» к святительскому месту, причем первый халдей произносит:

«Гряди, царев сын»! и ставит его на прежнее место.

То же самое делают и произносят второй халдей, изводя из пещи Азарию, и снова первый халдей, изводя Мисаила.

Когда все три отрока станут перед епископским местом, и поклонятся епископу, который благословляет их, то поют:

 Многолетие епископу и Εἰς πολλὰ ἔτη.

Затем отроки кланяются вторично и вместе с халдеями, из коих один идет впереди, а другой позади, через северные двери удаляются в алтарь. Халдеи несут трубки «с плавучею травою и согнем».

Затем «отроки» поют многолетие патриарху.

 Далее патриарх вместе со свитою подходит к царю и поют царю многолетие, многлетие поют и бояре царю.

Отроки уходят в алтарь, халдеи становятся к северным вратам.

9-ая песня канона.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.