Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Michael Argyle 21 страница



20        40        60         80    100    120

Покупательная способность (для США принята за 100)

Рис.12.3. Доход и базовые переменные жизни. Источник О|епег, 1995

214 Глава 12. Национальные различия в ощущении счастья

Большое количество денег означает наличие других благ — таких, как здраво­охранение, образование и благоприятные возможности для проведения всевозмож­ных видов досуга. Э. Динер и М. Динер (О1епег & О1епег, 1995) также обнаружи­ли, что в богатых странах люди живут дольше, а показатели детской смертности и уровня преступности ниже, вода чище и запасов пищи больше. Однако с ростом покупательной способности уровень субъективного благополучия, как отмечает­ся в данном исследовании, не выравнивается, а линейно растет. Авторы установи­ли: среднедушевой ВНП и средняя покупательная способнрсть отчасти коррели­руют с удовлетворенностью даже в том случае, когда переменная «удовлетворение базовых потребностей» удерживается на неизменном уровне. Может быть, нам удастся выяснить, какого рода остальные потребности.

С удовлетворенностью жизнью соотносятся и некоторые другие характеристи­ки стран: например, индивидуализм, соблюдение прав человека и равенство дохо­дов. Однако все они связаны с уровнем национального дохода: в более богатых странах их значения выше. Но какова же фундаментальная причина удовлетворен­ности жизнью, свойственная конкретной нации?

Не все люди и не во всех странах придают деньгам большое значение. Линн и Мартин (Ьупп & МагСш, 1995) установили, что для бедных стран характерна весьма агрессивная конкуренция. Авторы пришли к выводу, что там деньги ценятся выше, чем в богатых государствах. Оиши и соавторы (О15Ы ег. а1., 1999) обнаружили: удов­летворенность финансовым положением сильнее коррелирует с удовлетвореннос­тью жизнью в бедных странах, а в богатых наиболее сильным фактором субъектив­ного благополучия выступает удовлетворенность своим семейным укладом.

Инглхарт (1п§1еЬаг1,1971) предположил, что в государствах с высоким уровнем благосостояния нематериальные цели представляют для людей ценность, не мень­шую, а то и большую, чем материальные. Среди подобных устремлений: желание жить в дружески настроенном и менее обезличенном обществе, которое уважает идеи, а не деньги, обеспечивает свободу слова, широкое участие людей в принятии решений, занимается вопросами охраны окружающей среды и качеством жиз­ни населения. Исследователи пришли к заключению, что молодые люди, а так­же принадлежащие к среднему классу профессионалы придают подобным целям большее значение, чем экономическому росту, надежной обороне или поддержа­нию порядка (1п§1еЬагг., 1971). Вскоре мы увидим, что некоторые из этих перемен­ных предсказывают, согласно полученным данным, степень счастья нации в целом.

Однако не стоит недооценивать интерес к деньгам и материальным благам, свойственный представителям богатых обществ. Вместе с тем удовлетворение ин­дивидуальных потребностей должно каким-то образом сдерживаться, в противном случае возникнет социальный хаос. Именно с этим и связаны моральные устои. Цель нравственных принципов — всеобщее благополучие, и эти фундаментальные правила носят универсальный для всех культур характер. Сотрудничество и забо­та о других имеют для общества существенное значение (Аг§у1е, 2000).

Индивидуализм

Разграничение индивидуализма и коллективизма введено, чтобы описать некото­рые различия между культурами Востока и Запада — например, Китая и США. В коллективистских культурах «индивидов убеждают подчинить свои личные цели

Доход и благосостояние 215

целям коллектива, который обычно является устойчивым замкнутым сообществом (например, семьей, командой, племенем)» (ТпапсНк еЪ а1., 1988). В группах напо­добие семьи высок уровень сплоченности, слаженности и сотрудничества, они от­личаются заботой о сохранении общей гармонии. В индивидуалистских обществах, напротив, люди принадлежат к нескольким различным группам; здесь нет едино­образия, строго установленного сотрудничества и социальной поддержки. В кол­лективистских обществах самоопределение осуществляется благодаря принадлеж­ности к конкретной группе; вопрос «Кто я?» влечет за собой ответы вроде такого: «Член волейбольной команды», а в индивидуалистских обществах ответ иной — «Я экстраверт» (Магкиз & КНауата, 1991).

Хофстед (Но&1ес1е, 1980) измерял средний уровень индивидуализма в 40 стра­нах, собирая ответы респондентов на четыре вопроса об их работе, например: «На­сколько важным для Вас является обладание значительной свободой, чтобы пре­творять в жизнь собственный подход к работе?» Этот показатель характеризует исключительно трудовые аспекты коллективизма, отличные от особенностей кол­лективизма в семье, что важно для Китая. По этой шкале наибольшая автономия личности была выявлена в США, Австралии и Великобритании, наименьшая — в Венесуэле, Колумбии и Пакистане. Данный показатель широко распространен, и Хофстед установил, что он на уровне 0,82 коррелирует с величиной ВНП; также обнаружена его взаимосвязь со степенью экономического развития, социальной мо­бильностью, снижением доли традиционного сельского хозяйства, развитием про­мышленности, ростом урбанизации и меньшей численностью семьи. Индустриаль­но развитые страны характеризуются ярко выраженным индивидуализмом.

Динер и соавторы (О1епег е<; а1., 1995) использовали дополнительные показате­ли индивидуализма, включив в свое исследование ранжирование стран с учетом особенностей индивидуализма/коллективизма, выполненное Триандисом. По их выводам, корреляция индивидуализма с субъективным благополучием составля­ет 0,77. Таким образом, с субъективным благополучием тесно взаимосвязаны как доход, так и индивидуализм, и, вероятно, они оба являются источниками счастья.

Если удерживать переменную дохода неизменной, корреляция среднего уров­ня счастья с индивидуализмом падает с 0,55 до 0,05, о чем свидетельствует рабо­та Венховена (УеепЬоуеп, 2000). Однако если рассматривать богатые и бедные страны в отдельности, то, как выяснил этот исследователь, корреляция индиви­дуализма с ощущением счастья положительна для богатых государств и отрица­тельна для бедных. Для процветающих стран большая свобода личности — бла­го, а вот для бедных полезнее оказываются взаимопомощь и социальная поддерж­ка, которые характеризуют коллективизм. Далее мы еще коснемся преимуществ и издержек индивидуализма, когда обратимся к объективным показателям бла­гополучия.

Самооценке большее значение придается в культурах индивидуалистской на­правленности, там она прочнее связана с удовлетворенностью жизнью; в коллек­тивистских же культурах корреляция ниже, причем в некоторых странах у женщин никакой взаимосвязи между самооценкой и удовлетворенностью жизнью не обна­руживается вообще (О1епег & В1епег, 1995).

216 Глава 12. Национальные различия в ощущении счастья

Равенство и распределение доходов

Равенство доходов можно оценить, рассчитав пропорцию между средним доходом 20% самых богатых людей и 20% наиболее бедных. Коэффициент равен 26,1 для Бразилии, вслед за ней идут Ботсвана и Коста-Рика; наибольшим равенством сло­ев населения отличаются Венгрия (3,0), Польша (3,6), Япония (4,3) и Швеция (4,6) (Аг§у1е, 1994). Равенство сильно коррелирует с субъективным благополучием; Динер и соавторы (О1епег е1 а!., 1995) выявили коэффициент корреляции, состав­ляющий 0,48, а Венховен и Эрхардт (УеепЬоуеп & ЕЬгЬагск, 1995) — 0,64. Но, если переменная дохода удерживается на постоянном уровне, разброс в сумме доходов не оказывает столь сильное влияние или вовсе нейтрализуется, поскольку богатые страны более эгалитарны.

В некоторых исследованиях обнаружена обратная взаимосвязь: уровень счастья выше в тех странах, где неравенство сильнее. Как предположили Динер и Оиши (О1епег & СМзЫ, т ргезз), это может быть связано с тем, что страны Восточной Евро­пы эгалитарны, люди в них несчастливы по другим причинам. Вместе с тем страны Южной Америки отличаются сильным неравенством между людьми, но их жители вполне счастливы — опять-таки по иным причинам. Однако исследования, прово­димые в рамках отдельных стран, показывают: при большем неравенстве доходов и показатели удовлетворенности жизнью разнятся сильнее (УеепЬоуеп, 1993).

Кларк (С1агк, 2000) проанализировал 6 этапов британских панельных обследо­ваний, охвативших 10 000 респондентов, и пришел к выводу о том, что люди могут предпочитать неравенство. Показатели психического нездоровья, выявляемые по Общему опроснику здоровья, оказывались ниже, если в референтных группах рес­пондентов (т. е. среди людей схожего рода занятий, дохода и т. д.) различия в дохо­дах были сильнее; хотя с ростом последних данный эффект ослабевал. Аналогичная закономерность отмечалась, когда доходы этой группы менялись, что объясняется, вероятно, возможностью улучшения ситуации. Оказалось, что положительно отно­сятся к неравенству люди, чей доход невысок, а отрицательно — те, чьи заработки высоки.

Права человека, демократия и доверие друг другу

Динер и соавторы (О1епег е1 а1., 1995) установили: показатели соблюдения прав че­ловека коррелируют с удовлетворенностью жизнью, и коэффициент составляет 0,48. Но этот эффект исчезает, если переменная дохода удерживается на одном уровне, поскольку в более богатых странах лучше обстоит дело и с соблюдением прав чело­века. Правда, Венховен (УеепЬоуеп, 2000) считает, что, хотя политическую и лич­ную свободу можно объяснить благосостоянием, экономическая свобода такому толкованию не поддается. Под ней он понимает свободу от избыточного налогооб­ложения, а также простор для свободного предпринимательства и перемещения денежных средств. Политическая свобода характеризуется свободой слова, соблю­дением прав человека и свободными выборами. Личная свобода касается вероис­поведания, путешествий, брака и сексуальной жизни.

Права человека, демократия и доверив друг другу 217

Венховен рассмотрел богатые и бедные страны по отдельности и обнаружил, что степень общей свободы коррелирует с национальным счастьем на уровне 0,49, од­нако в бедных странах значимой взаимосвязи установить не удалось. Очевидно, свобода делает людей счастливыми, если они способны ею воспользоваться.

Фрей и Штутцер (Ргеу & 51и12ег, 2000) сравнили 26 швейцарских кантонов, существенно различающихся по возможности участия жителей в демократических институтах. Оказалось, что это сильно влияет на средний уровень счастья в том или ином кантоне.

Алмонд и Верба (А1топс1 & УегЬа, 1963) в книге «Гражданская культура» опи­сывают исследования, посвященные различным аспектам социальной и полити­ческой жизни граждан, а также проблеме доверия к правительству. Обследования проводились в 5 странах в 1959-1960 гг. Авторы установили, что наиболее высо­кий уровень доверия характерен для США и Великобритании, тогда как в Герма­нии и Франции в тот же период он оказался крайне низок.

Инглхарт и Рабье (1п§1Ьаг1 & КаЫег, 1986) сообщают о результатах недавнего исследования (полученные ими данные, равно как и результаты указанного выше изучения, представлены в табл. 12.2). Социологи также выявили очень низкий уровень доверия друг другу в Италии и во Франции. Корреляция между ним и субъективным благополучием весьма умеренная, — вероятно, такова причина от­носительно низкой удовлетворенности, отмечаемой среди жителей Италии и Франции. И для Германии в тот период были характерны аналогичные показате­ли, поскольку перед ней остро стояли проблемы, связанные с разделом страны на восточную и западную части. Шмит и Маэс (ЗсЬппЦ & Маез, 1998) определили, что у жителей обеих частей Германии отрицательные эмоции связаны с завистью и чувством несправедливости (хотя они намного сильнее в Восточной Германии).

Выше было показано, что нейротизм (показатель тревожности) выше в араб­ских и латиноамериканских странах, что, вероятно, связано с политической неста­бильностью. Оувенил и Венховен (Ошуепее1 & УеепЬоуеп, 1994) обнаружили, что уровень счастья выше там, где граждане активнее участвуют в политической жиз­ни страны, где меньше гражданских беспорядков и конфликтов. Кроме того, они установили, что уровень счастья ниже, когда реален другой риск — наводнения, войны, землетрясения или голода. Шине (ЗсЬупз, 1998) показал: в странах, где происходят стремительные изменения (таких как Корея, Южная Африка и Филип­пины), наблюдается низкая удовлетворенность жизнью. Как видно из рассмотрен­ной нами табл. 12.1, страны, для которых характерен самый низкий уровень сча­стья, — это Болгария, Россия и Румыния. В них крайне слабо развиты демократи­ческие институты и низкий уровень жизни.

Внешние угрозы также отражаются на ощущении счастье. Ландау и соавторы (Ьапс1аи еХ. а1., 1998) проанализировали 203 израильских исследования, показываю­щих влияние общенационального стресса. Если этот показатель высокий, средний уровень счастья снижается; к удивлению, хуже становится и забота людей о соб­ственном здоровье и несколько ухудшается способность преодолевать трудности.

В главе 11 указывалось, что религия — источник счастья и других аспектов бла­гополучия. Это обусловлено поддержкой, которую оказывают человеку члены ре-

218 Глава 12. Национальные различия в ощущении счастья

лигиозной общины. Страны существенно разнятся по степени религиозности насе­ления, и этот показатель можно считать фактором национальных различий, касаю­щихся меры счастья. В Италии, Греции, Португалии, а также во всех католических странах реже случаются разводы. Религиозной приверженностью объясняется и поразительно высокий уровень счастья в Южной Африке и Нигерии, и довольно высокие (по сравнению с Европой) его показатели в США — там церковь играет весьма активную роль. Понятны тогда и причины низкого уровня счастья в Китае и России. В этих странах религиозность не приветствуется.

Таблица 12.2 Уровень доверия людей в разных странах (1959-1960 и 1981 гг.)

1959-1960 (Исследование «Гражданская культура») 1981 (Всемирное исследование ценностей)

1959-1960 (Исследование «Гражданская культура»)

1981 (Всемирное исследование ценностей)

США Дания
Великобритания Нидерланды
Мексика Великобритания
Германия Северная Ирландия
Италия Ирландия
    Испания
    США
    Германия
    Бельгия
    Италия
    Франция

Источники: А1топс1 & УегЬа, 1963; 1пп$1еЬаг1 & КаЫег, 1986.

Этнические различия

Проводилось множество сравнительных исследований чернокожих и белых (осо­бенно в США). Кэмпбелл и соавторы (СатрЬеП е1; а1., 1976) обнаружили, что очень счастливыми считают себя 18% чернокожих и 32% белых; сходные результаты по­лучены и в других странах. Сток с коллегами (ЗСоск е1 а!., 1985) проанализировали 54 обследования, проводившиеся в Америке, и установили: разница между ощуще­нием счастья людьми с черным и белым цветом кожи незначительна, причем с уве­личением возраста респондентов она сокращается. В США разрыв за последние десятилетия сократился еще больше. С другой стороны, в 1980-х гг. афроамерикан-цы стали менее обеспеченными, хуже были их показатели образованности и здо­ровья. В то же время удовлетворенность жизнью у них возросла (по поводу сча­стья аналогичных результатов, правда, не получено) (Ас1ат5, 1997). Бленчфлауэр и Освальд (В1апспЯо^ег & ОзшаЫ, 1999) установили, что чернокожие американ­цы стали за этот период несколько счастливее, но все равно их уровень счастья ос­тался ниже, чем у белых.

Немалую часть таких несовпадений между чернокожими и белыми можно объяснить различиями в доходе, профессиональном статусе и занятости. Если эти

Могут ли национальные различия быть связаны с разными социальными нормами? 219

переменные удерживать на неизменном уровне, различия, связанные с расовой при­надлежностью, оказываются еще меньше. Бленчфлауэр и Освальд (В1апсЬпо\уег & ОзлуаЫ, 1999) пересмотрели данные, полученные при обследовании 100 000 че­ловек в США и Великобритании, и подсчитали, как расовая принадлежность влияет на ощущение счастья, выраженное в экономических показателях. Быть чернокожим равноценно ежегодной потере $30 000 в заработной плате. Этот ста­тус, однако, не влечет за собой столь высоких издержек, как безработица или со­стояние вдовства.

Статус чернокожего не отражается на самооценке столь сильно, как этого мож­но было бы ожидать. Кэмпбелл и соавторы (СатрЬеП е1 а1., 1976) выявили, что в США высокая самооценка характерна для 32% чернокожих и 50% белых. Однако у детей афроамериканцев часто наблюдается более высокая самооценка, чем у бе­лых, особенно если они посещают раздельные по расовой принадлежности школы, где не сталкиваются с белыми сверстниками. На счастье чернокожих и белых лю­дей воздействуют одни и те же факторы. Но Бертон и его коллеги (Вш1оп е1 а1., 1993) установили: хотя брак и занятость благотворно отражаются на обретении счастья и чернокожими, и белыми, сочетание этих факторов особенно положитель­но влияет на жизнь первых.

В Южной Африке белые южноафриканцы — наиболее довольная своей жизнью и оптимистичная группа населения, далее по этим показателям следуют метисы и южноафриканские индийцы, затем — туземные африканцы. С другой стороны, оказалось, что представители белой расы наименее уверены в счастливом будущем людей разных рас в Южной Африке (Нагпз, 1997).

Исследователи часто приходят к выводу, что представители этнических групп, являющиеся иммигрантами, несчастны и страдают психическими расстройства­ми. Это не всегда так. Для китайцев и японцев, проживающих в Америке, харак­терна высокая самооценка. Вероятно, она связана со стабильностью их семейной жизни и социальной солидарностью, которая отличает данные этнические груп­пы (СоскегЬаш, 1981). Это же было верно и в отношении американских индей­цев, пока они не вступили в контакт с городской культурой и не начали конку­рировать (безуспешно) за рабочие места и высокие доходы; в этом случае они, скорее всего, будут страдать от депрессии и психических нарушений (РисЬз & На-У1§Ьиг51, 1973).

Могут ли национальные различия быть связаны с разными социальными нормами?

Мы видели, что между странами, сходными по уровню жизни и политическому устройству, наблюдаются значительные различия в показателях национального счастья и удовлетворенности. Действительно ли жители Дании, например, счаст­ливее итальянцев? Действительно ли население стран Южной Африки гораздо более счастливо, чем японцы? На рис. 12.1 показаны некоторые различия между европейскими странами, в которые трудно поверить. Иногда говорят, что они обу-

220 Глава 12 Национальные различия в ощущении счастья

словлены так называемыми «культурными» различиями. В чем же они заключа­ются? Может быть, существуют сформированные культурой разные способы мыш­ления, в том числе и различные стили ответов на вопросы.

Страны и группы, в которых принято преувеличивать степень счастья

Существует мнение, что высокие значения показателей удовлетворенности и сча­стья, полученные в США, частично обусловлены такими социальными нормами, которые требуют от человека казаться веселым. Сью (5иЬ, т ргезз) заключает: для жителей Северной Америки характерно более позитивное представление о себе, их установка — быть во всем самостоятельными; они охотнее, чем жители Восточной Азии, занимаются самосовершенствованием. Острут и Снайдер (Оз1гоо1 & Зпускг, 1985) полагают: разница в уровне удовлетворенности между американцами и фран­цузами объясняется тем, что первые видят жизнь «в розовом свете». Эти авторы также обнаружили, что американцы и удовлетворенность жителей других стран оценивают выше, чем французы. Играет тут роль и эффект самопрезентации: мо­лодые американцы демонстрируют более высокие показатели счастья и более низ­кие депрессии при интервьюировании в отличие от заполнения анкет/опросников. Данная особенность, однако, не присуща взрослым людям; а относительно моло­дежи бытует мнение, что она должна быть счастливой (О1епег & 5иЬ, 1999).

Жители некоторых областей Африки и районов Индии редко жалуются на де­прессию. Люди там не говорят о чувстве подавленности, печали, вины или неудов­летворенности. Однако исследования в рамках «Изучения текущего состояния» показывают: многие африканцы испытывают ощущения физической усталости, слабости, головные боли, страдают потерей аппетита, бессонницей, утрачивают интерес к сексу или перестают интересоваться другими людьми (МагзеПа, 1980). Если бы в данном случае использовались самоотчеты о счастье, результаты таких исследований ввели бы нас в заблуждение.

В Японии не принято открыто проявлять негативные эмоции, когда находишь­ся на людях: человек всегда должен улыбаться. К такому выводу пришел Фризен (Рпезеп, 1972) в результате своего знаменитого эксперимента: японцы, которым демонстрировался вызывающий отвращение фильм, беседуя затем о нем с интер­вьюером, улыбались. Американские участники эксперимента сохраняли выраже­ние омерзения.

Харрис и Липиан (Нагпз & Ыр1ап, 1989) опросили английских мальчиков в возрасте 8 и 13 лет, только начинавших обучение в закрытой школе. Некоторые из учащихся горевали, ощущали беспокойство, тоску по дому, но большинство сказа­ло, что способны скрывать свои чувства, так как в противном случае их стали бы дразнить или подняли бы на смех. Этот запрет на признание несчастья распро­страняется и на письма, которые ученики пансионата пишут домой.

Хохсчилд (НосЬзсЫЫ, 1983) показал в своей работе: стюардессы вынуждены быть в бодром настроении и выражать хорошее отношение к пассажирам — неза­висимо от того, как последние себя ведут. Курс обучения стюардесс включает в себя моделирование типовых ситуаций и выработку надлежащего обращения с раздра­жающими их пассажирами.

Могут ли национальные различия быть связаны с разными социальными нормами? 221

Страны и группы, в которых принято преуменьшать степень счастья

Существуют и такие страны, в которых счастье, напротив, принято скрывать:

1. Племя ифалук обитает на небольшом острове в Тихом океане. Здесь выра­жение счастья не одобряется, ибо говорит о том, что человек слишком дово­лен собой и, вероятно, пускает окружающим пыль в глаза. В таком случае ос­тальные приходят в негодование, и человек, который выглядел счастливым, начинает испытывать беспокойство (Ьи1г, 1988).

2. В Китае люди больше сосредоточены на негативных событиях, они менее оптимистичны, чем американцы, здесь важно вести себя сдержанно (Ьее & 5еН§тап, 1997). Китайцы, как древние греки, боятся, что если они будут слишком счастливы, судьба их накажет.

Некоторые из описанных норм можно охарактеризовать с точки зрения «пра­вил представления» — норм, которые предписывают, какие, например, эмоции уместно проявлять на свадьбах и похоронах. В некоторых случаях людям удается выглядеть счастливыми независимо от того, ощущают ли они себя таковыми в действительности. Невербальное выражение эмоций может распространяться и на вербальную область ответов на вопросы анкет.

Саарни (Заагш, 1979) заметил, что дети учатся тому, какое выражение лица наибо­лее выгодно продемонстрировать. Ученые попросили детей определить, каким должен быть последний кадр в ряду нарисованных эпизодов. Соответственно возрасту на­блюдалась растущая тенденция не выбирать изображение лица, которое соответству­ет испытываемым эмоциям, хотя некоторые семилетние дети так и поступали. Деть­ми были названы следующие причины утаивания истинных чувств: избежать непри­ятностей (44%), сохранить самооценку (30%), не задевать чувства других (19%) и быть вежливым (8%). Во многих культурах усвоение способности контролировать прояв­ление страха или страданий является частью социализации мужчин, ту же функцию выполняют болезненные обряды инициации в примитивных обществах.

Процесс эмоциональной социализации имеет несколько аспектов, в том числе подражание родителям и другим людям и освоение умения не поддаваться эмоци­ональному воздействию. Американские дети учатся оставаться безучастными и не ощущать неловкости или смущения при просмотре «мыльных опер». В городе Бал­тиморе дети из рабочих семей часто подвергаются грубому или даже агрессивному обращению. В кругах, близких к среднему классу, они от таких негативных эмо­ций защищены и видят вокруг себя лишь счастливые, любящие лица (Сого*оп, 1989). В США «детей могут поощрять к тому, чтобы они улыбались и смеялись, были беззаботны... им внушают, что стремиться к приятному — это хорошо... и их учат трактовать чувство возбуждения с позитивной точки зрения» (Б1епег & 5иЬ, 1999). В конфуцианских культурах Юго-Восточной Азии отрицательные эмоции считаются нейтральными, в то время как в Южной Америке они рассматриваются как нежелательные. В Англии в елизаветинскую эпоху «меланхолию» полагали предпочтительным состоянием духа — особенно для поэтов и интеллектуалов.

Известно, что различные социальные нормы, регулирующие выражение благо­получия, влияют на ответы интервьюируемых. В одном международном исследо­вании студентов спрашивали, какая степень проявления приятных и неприятных эмоций является, по их мнению, «желательной и приемлемой» (каждый вид оце-

222 Глава 12. Национальные различия в ощущении счастья

нивался по пяти аспектам). Были выявлены довольно значительные различия во мнениях относительно идеальной удовлетворенности: по 7-балльной Шкале удов­летворенности жизнью (5У/Ь5) на самом верху оказалась Австралия (6,23), на по­следнем месте — Китай (4,00). Сходные различия в представлениях обнаружились и в плане положительных эмоций, правда, здесь верхнюю позицию заняла Греция (6,38), но Китай вновь оказался на последнем месте (4,47). Некоторые отличия обнаружились в том, насколько желательны отрицательные эмоции: наименее желаемыми сочли их пуэрториканцы (2,30), наиболее подходящими — жители Венгрии (4,32). Выяснилось, что в странах Южной Америки высоко ценятся поло­жительные эмоции, в Китае же их ценность низка. Возможно, нормы, касающиеся удовлетворенности, не влияют на нее саму; но может быть и наоборот: если все обстоит не лучшим образом, не следует и метить слишком высоко. Тем не менее национальные различия в степени удовлетворенности жизнью объясняются, в ча­стности, социальными нормами.

Корреляция национальной удовлетворенности с ее средним идеальным уров­нем составляет 0,73, если же контролируется переменная дохода, то эта величина остается значимой — 0,68 (О1епег е1 а1., 1999). В коллективистских культурах удов­летворенность жизнью коррелирует с нормами, определяющими ее ценность (0,35), в индивидуалистских культурах этого не наблюдается (0,16), здесь удовлетворен­ность соотносится с балансом эмоций (0,56).

Очевидно, национальные различия, проявляющиеся в выражении эмоций, а также в удовлетворенности жизнью, можно отчасти объяснить благодаря дикту­емым определенной культурой нормам. Сью (5иЬ, ш ргезз) установил: там, где иде­ал — высокая удовлетворенность жизнью, ее реальный уровень сильнее коррели­рует с удовлетворенностью отдельными сторонами существования, доставляющи­ми людям наибольшее удовлетворение. Вероятно, представители таких культур научились оптимистично смотреть на вещи.

Если национальные различия в оценке того, насколько жители данной страны счастливы, обусловлены нормами и другими аспектами культуры, можно ли гово­рить о реальных отличиях в счастье наций? Впрочем, такие различия действитель­но несколько преувеличиваются. Однако можно, например, предположить, что склонность представлять свое эмоциональное состояние в более позитивном све­те отражается на истинных переживаниях индивидов и порождает реально суще­ствующие различия.

Объективные показатели национального благополучия

Объективные показатели позволяют выявить национальные различия в степени благополучии. Это позволяет также избежать трудностей, связанных с адекватным переводом вопросов или с культурными различиями в стиле ответов. Объектив­ные данные следует задействовать и для оценки качества жизни в прошлые эпохи, когда никаких социальных исследований не проводилось.

Для измерения удовлетворенности были специально разработаны некоторые показатели. Один из них — Индекс человеческого развития, принятый ООН (Шкес! Ыа1юпз Нитап ОеуеЬртепг. 1пс1ех, 1990), который является комбинацией валового

Объективные показатели национального благополучия 223

национального продукта, ожидаемой продолжительности жизни и среднего числа лет обучения. Как было показано в главе 1, существует множество подобных объек­тивных индикаторов. Недавно в Великобритании был официально принят перечень из 14 целевых показателей, которые служат ориентирами в работе правительства. Среди них — очистка воды в реках и сохранение ряда редких видов птиц.

Списки объективных индикаторов, определяющих благополучие, представля­ются весьма условными. Беккер и соавторы (Вескег ет, а1., 1987) пришли к такому выводу, проанализировав данные по 329 американским городам, 134 из которых могли оказаться на первом месте по благополучию по разным показателям.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.