Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Michael Argyle 17 страница



Безусловно, деньги удовлетворяют базовые потребности, но во многих странах большинство людей эту стадию удовлетворения потребностей уже прошли. Рост благосостояния государств или индивидов слабо отражается на уровне субъектив­ного благополучия. Тем не менее неимущие, а также жители очень бедных стран, без сомнения, менее счастливы, чем обеспеченные.

ГЛАВА 10

Личность, возраст и пол

В последующих главах этой книги рассматриваются те источники счастья, ко­торые носят внешний характер, т. е. связаны с окружающей средой. В этой же главе разберем устойчивые свойства личности, влияющие на ощущение счас­тья изнутри. Этот аспект счастья нельзя расценивать как неизменный, ведь че­ловеческая личность развивается, претерпевая ряд изменений, например, под воздействием психотерапии или серьезных жизненных событий — радостных или трагических.

Бывают ли счастливые люди?

Всеми признано (и психологами, и неспециалистами), что существуют страдающие от депрессии — несчастные люди, пусть они и не все время пребывают в подавлен­ном состоянии. Но есть ли счастливцы? Кто они? Связано ли их счастье с получе­нием удовольствия от множества приятных занятий и событий? Или это вызвано иными, фундаментальными свойствами личности?

Известно, что радость и другие аспекты благополучия зависят от целого ряда внешних факторов, в том числе социальных отношений, труда и досуга. Важно выяснить, в какой мере счастье укоренено в самом человеке, а насколько оно обу­словлено ситуациями и событиями.

Вся популярная литература, посвященная вопросам счастья, посвящена тому, что человеку надо сделать, дабы стать счастливее. В этих книгах и не упоминается о существовании другого важнейшего фактора, который, вероятно, гораздо слож­нее изменить, — о личности.

Выше приводились некоторые данные о счастливых людях (при рассмотрении в главе 2 аспектов благополучия). Было показано, что различные показатели бла­гополучия, удовлетворенности, счастья и положительных эмоций весьма сильно коррелируют друг с другом и образуют единый общий фактор. Таким образом, сча­стье, или благополучие, напоминает определенную личностную черту, поскольку оно состоит из ряда взаимосвязанных элементов и демонстрирует устойчивость во времени и в разных ситуациях.

В главе 3 продемонстрировано, как различные ситуации вызывают у людей ра­дость, а в главе 13 будут описаны методы, применяемые для создания положитель­ных и отрицательных эмоций в лабораторных условиях. Это означает, что одни и те

"174 Глава 10 Личность, возрасти пол

же люди испытывают радость различной степени — в зависимости от обстоятельств. По-разному ими оценивается и уровень удовлетворенности жизнью в целом.

Социальная психология утверждает, что источники эмоциональных состояний подразделяются на исходящие изнутри личности и зависящие от ситуации. Зани­маясь изучением данной темы, Динер и Ларсон (В'гепет & Ьагзоп, 1984) показали, что позитивные и негативные эмоции в различных ситуациях, связанных с рабо­той и досугом, сильнее обусловлены личностными особенностями (52%), нежели самими ситуациями (23%). Индивиды более устойчивы в проявлении отрицатель­ных эмоций и удовлетворенности жизнью, менее — в эмоциях положительных.

Свойства личности и специфика обстоятельств взаимодействуют друг с другом, влияя на обретение счастья. Ларсен и Кетелаар (Ьагзеп & КеЫааг, 1991) установи­ли, что экстраверты сильнее интровертов реагируют на положительные стимулы — сочетание экстраверсии с приятными ситуациями вызывает значительные позитив­ные эмоции. Важно и то, что люди могут выбирать ситуации или избегать их. Чело­век предпочитает определенные обстоятельства, устраивающие его и соответствую­щие его личностным особенностям. Например, экстраверты больше времени посвя­щают занятиям, которые подразумевают общение, а также сопряжены с физической активностью. Люди, чей уровень тревожности высок, имеющие иные невротические признаки либо слабо развитые социальные навыки, избегают социальных ситуаций. Это подтвердило лонгитюдное исследование Хиди и Веринга (Неас1еу & ^еапп§, 1992). Аргайл и Лу (Аг§у1е & Ли, 1990) установили, что счастье экстравертов объяс­няется предпочтением, которое те оказывают приятным социальным ситуациям. В своих более ранних исследованиях Аргайл (Аг§у1е, 1994) показал, что индивиды с плохо развитыми социальными навыками избегают большинства соответствующих ситуаций, от которых другие люди получают удовольствие.

В главе 2 отмечалось, что показатели счастья весьма устойчивы во времени. Вместе с коллегами мною проанализированы данные по Оксфордскому опросни­ку счастья. Выяснилось, что они более стабильны, чем показатели по довольно схо­жему с ним Опроснику депрессии Бека (Аг§у1е ег. а1., 1995). Другими исследова­телями обнаружено, что уровень ретестовой надежности1 в течение 6 и более лет превышает 0,50. Подобные показатели верны относительно оценок, производимых окружающими людьми, и самооценок благополучия. Вместе с тем столь сильная согласованность связана с тем, что обстоятельства жизни обследуемых субъектов к моменту второго замера изменились незначительно.

Установлено, что ретестовая надежность других методов, измеряющих степень благополучия, снижается слабо, даже если существенно изменяется доход или про­чие условия жизни (Бшпег & Ьисаз, 1999). Тем не менее ощущение счастья колеб­лется. В главе 6 подчеркивалось: влюбленность или другие благоприятные виды социальных отношений способны изменить уровень благополучия. Это же верно и в отношении такой личностной черты, как экстраверсия. Так, Хиди и соавторы (Неао!еу е1 а1., 1985) обнаружили, что продолжительные благоприятные взаимоот-

1 Ретестовая надежность — характеристика надежности психодиагностической методики путем по­вторного обследования испытуемых с помощью одного и того же теста Надежность в этом случае измеряется по соответствию результатов первого и второго обследований и соответствует коэффи­циенту корреляции между ними — Примем науч ред

Экстраверсия -\ 75

ношения усиливают экстраверсию, а это, в свою очередь, способствует росту бла­гополучия.

Известно, что экстраверсия и некоторые другие личностные черты носят отча­сти врожденный характер, как, впрочем, и само ощущение счастья. Крупнейшее исследование на эту тему принадлежит Ликкену и Теллегену (Ьуккеп & Те11е§еп, 1996). Они обследовали 1400 пар близнецов. Были вычислены показатели корре­ляции между уровнем счастья в разных парах. Полученные результаты приведены в табл. 10.1.

Таблица 10.1 Корреляция показателей счастья в парах близнецов разных типов

Однояйцевые              Двуяйцевые

Воспитанные вместе                          0,44                          0,08

Воспитанные порознь                        0,52                        -0,02

Источник: Ьуккеп & Те11е§еп, 1996.

Явную значимость наследственного фактора продемонстрировало более силь­ное сходство однояйцевых близнецов в сравнении с разнояйцевыми. О том же сви­детельствует и значительное сходство однояйцевых близнецов, которые воспиты­вались в разных семьях. Согласно оценке ученых, генетические факторы больше объясняют вариацию отрицательных эмоций (55%), чем благополучия (48%) и по­ложительных эмоций (40%). Оказалось, что позитивная и негативная эмоциональ­ность имеют разную генетическую основу: вторая сильнее обусловлена наслед­ственным фактором, а вот первая зависит сильнее от семейной среды.

В других исследованиях, где применялся аналогичный метод обследования близ­нецов, получены иные оценки того, насколько счастье — врожденная черта личнос­ти. Как мы увидели, выводы во многом зависят от применяемых критериев. Роль наследственности сказывается сильнее, если внешняя среда не слишком изменчива.

Все исследователи, однако, сходятся во мнении, что наследственные факторы обусловливают определенную долю вариаций счастья. Этот вывод соответствует высокому уровню согласованности результатов во времени. Ниже будет показано, что ощущение счастья значительно коррелирует как с экстраверсией, так и с отсут­ствием нейротизма. Две эти черты, как известно, имеют сильную генетическую со­ставляющую (около 50%); соответственно у и счастья возможна сходная основа.

На то, станет ли человек счастливым, влияет и его опыт социализации, получен­ный в раннем детстве. Малетаста и соавторы (Ма1ег.азт.а е! а1., 1986) обнаружили: матери учат младенцев уже в возрасте 2,5 месяца выражать свои чувства подобаю­щим с социальной точки зрения образом, что влияет на особенности переживания.

Экстраверсия

Исследователи достаточно часто выявляют корреляцию экстраверсии с благопо­лучием, в особенности — с положительными эмоциями (СозСа & МсСгае, 1980). Зависимость столь сильна, что Коста и его коллеги (Со5г.а е!; а1., 1981) полагают'

176 Глава 10 Личность, возрасти пол

экстраверсия предсказывает наличие счастья даже 17 лет спустя после прове­денного обследования. Если разделить это свойство личности на общительность и импульсивность, оказывается, что со счастьем в большей степени коррелирует первое. Шкала экстраверсии в Личностном опроснике Айзенка практически пол­ностью касается вопросов общительности, и нами установлено, что баллы по дан­ной шкале коррелируют со счастьем, измеренным с помощью Оксфордского опрос­ника счастья (уровень связи — 0,50 и выше).

Херрингер (Негпп§ег, 1998) воспользовался той частью Шкалы «Большая пятер­ка» (см. ниже), которая измеряет экстраверсию по 6 аспектам. Он обнаружил, что в наибольшей степени с удовлетворенностью жизнью коррелируют такие показатели, как уверенность в себе (особенно для мужчин), сердечность и общительность (осо­бенно для женщин). Френсис (Ргапаз, 1999) обратился ко второй стороне зависи­мости. На выборке из 356 человек он показал, что большинство пунктов Оксфорд­ского опросника счастья коррелирует с экстраверсией (а также с нейротизмом).

Почему экстраверты счастливее интровертов? Грей (Сгау, 1982) предположил, что благодаря специфике их мозговой структуры первые более чутко реагируют на вознаграждения, а значит, и счастливее. Невротики же более чутки к наказанию, а потому несчастны. Только что упоминались результаты исследования Ларсена и Кетелаара (Ьагзеп & Ке1е1ааг, 1991), показавших: методы создания позитивного эмоционального настроя воздействуют сильнее именно на экстравертов. Относи­тельно способов порождения негативного настроя различий выявлено не было.

Согласно полученным нами результатам, счастье экстравертов обусловлено, в частности, радостью дружеского общения. Они получают от такого рода социаль­ного взаимодействия удовольствие, поскольку обладают превосходно развитыми социальными навыками. Аргайл и Лу (Аг§у1е & Ьи, 1990) спрашивали у людей, насколько часто они испытывают удовольствие и сколь активно занимаются 37 раз­новидностями досуга. Полученные данные обработаны с помощью факторного анализа. Как показано в табл. 6.2, мы вычленили несколько факторов. Частота за­нятий теми видами досуга, которые составляют фактор 4 (принадлежность к ко­мандам и клубам) и фактор 5 (посещение вечеринок и танцев), как выяснилось, коррелирует с уровнем счастья и экстраверсией. И среди интровертов встречают­ся счастливые люди, что объясняется их участием в подобных занятиях.

Хиди с коллегами (Неас1у еЬ а1., 1985), проведя лонгитюдное исследование, опре­делили: экстраверсия предрасполагает людей, особенно молодых, к тому, чтобы искать благоприятные жизненные события, особенно в сферах труда и досуга. Это стремление реализуется решением воссоздать для себя такое событие или же из­менением сложившихся обстоятельств, что способствует большему благополучию, а также усилению экстраверсии.

Почему же интроверты не прибегают к аналогичным способам? Вероятно, у них нет необходимых социальных навыков. По результатам лонгитюдного исследова­ния Аргайл и Лу (Аг§у1е & Ьи, 1990) установили: экстраверсия предсказывает на­личие счастья на 5 месяцев вперед, однако данная связь опосредована иным фак­тором — ассертивностью (рис. 10.1). Следует отметить, что последняя не равна агрессивности: это — умение оказывать влияние на других, оставаясь при этом

Нейротизм -|77

с ними в хороших отношениях. Обследования людей, страдающих от депрессии (несчастных), демонстрируют, что таковыми оказываются одинокие, ведущие уединенный образ жизни и с трудом общающиеся с другими, — те, кому недостает социальных навыков (Аг§у1е, 1994).

Рис. 10.1. Лонгитюдное исследование влияния экстраверсии на ощущение счастья. Источник: Агду1е & 1и, 1990

Примечание: *р < 0,05, **р < 0,01, ***р < 0,001.

В ряде исследований, когда опрашивались группы взрослых людей, Хиллс и Аргайл выявили сильную взаимосвязь между счастьем и экстраверсией (например, НШз & Аг§у1е, 2001). Однако даже если корреляция составляет 0,60, все же немало счастливых интровертов, пусть они и составляют меньшинство. Мы предположи­ли, что, вероятно, у этих людей более насыщенная внутренняя жизнь или малочис­ленные, но более глубокие социальные отношения, чем у счастливых экстравертов или несчастливых интровертов. Однако гипотеза не подтвердилась.

Ожидалось, что интроверты чаще смотрят телевизор, но выяснилось: так посту­пают экстраверты (например, предпочитающие «мыльные оперы»). Впрочем, ни­чего странного нет: когда две переменные коррелируют друг с другом, пусть даже и на довольно высоком уровне (как это наблюдается в случае счастья и экстравер­сии), остается меньшинство, которое не укладывается в обобщенную модель. Счаст­ливые интроверты демонстрировали выраженность других личностных характери­стик. Теперь обратимся к некоторым из этих черт, и начнем с нейротизма.

Нейротизм

Нейротизм характеризуется устойчивой сильной взаимосвязью с ощущением сча­стья, но она отрицательная. ДеНеве и Купер (Бе№уе & Соорег, 1998) проанализи­ровали 74 исследования, в которых измеренный разными методами уровень ней­ротизма сопоставлялся с показателями благополучия и счастья. В целом установ­лено, что корреляция нейротизма со счастьем составляет -0,22. Это максимальный показатель для всех составляющих «Большой пятерки». Однако в этих исследова­ниях применялись различные критерии счастья. Из всех компонентов благополу­чия нейротизм сильнее всего коррелирует с негативными эмоциями (Со51а & МсСгаг, 1980). Уотсон и Кларк (\\^ат.зоп & С1агк, 1984) подчеркивают: подобная взаимосвязь столь сильна, что эти переменные можно рассматривать как равно­значные. Нами установлено, что корреляция нейротизма со счастьем составляет -0,67 (табл. 10.2).

■|78 Глава 10. Личность, возраст и пол

Таблица 10.2

Частные коэффициенты корреляции счастья с отдельными шкалами (переменные «пол» и «возраст» контролировались)

  Оксфордский Оксфордский
  опросник счастья опросник счастья"
Экстраверсия 0,61*** -
Нейротизм -0,67*** - 0,63***
Психотизм - 0,27*** - 0,28***
Шкала лжи 0,21*** 0,23***
Тяга к одиночеству -0,18** 0,09
Жизненная ориентация 0,75*** 0,69***
Склонность к тесному общению 0,51*** 0,06
Индекс осмысленности жизни 0,85*** 0,82***
Склонность к эмпатии 0,92 -0,14*
Самооценка 0,78*** 0,71***

Примечание: *р < 0,05, **р < 0,01, ***р < 0,001.

' Когда устранено влияние пола, возраста и экстраверсии.

Источник: НШз & Аг^ук, 2001.

В главе 12 отмечается, что экстраверсия — возможный критерий счастья в международных сравнениях, поскольку применявшиеся параметры, основанные на единственном вопросе, признаны неудовлетворительными. В главе же 2 пока­зано, что отсутствие таких негативных эмоциональных состояний, как тревога и депрессия, — одно из главных элементов счастья или благополучия.

Людям с выраженным нейротизмом свойственна тревожность, а страдающим от депрессии, естественно, — подавленное состояние. Уровень счастья психотиков, вероятно, вообще нельзя измерить, однако шкала психотизма в Личностном опрос­нике Айзенка (ЕРО) (измеряющая трезвость ума) демонстрирует умеренную от­рицательную корреляцию со счастьем (табл. 10.2). Как же объяснить, что люди с маниакальным синдромом часто кажутся счастливыми, едва ли даже не слишком счастливыми? По сути дела, их эмоциональный настрой — это проявление возбуж­дения, сильного волнения, а не счастья, и нередко они довольно раздражительны. Их можно охарактеризовать следующим образом:

Маниакальный синдром характеризуется эйфорией, самоуверенностью и повышен­ной энергичностью... Обладающие им хорошо, эффектно одеваются, но одежде их свойствен кричащий оттенок; они превосходно выглядят и весьма довольны собой, улыбчивы и стремительны, обладают громким уверенным голосом, отличающимся силой и звучностью. Они беспрерывно говорят и, как правило, контролируют ход беседы, пересыпая речь уморительными шутками и безумными историями, но легко отвлекаются и перескакивают с одной мысли на другую. Их возбуждение и веселость заразительны, и эти люди прекрасно исполняют роль «души компании». [Но] обман­чивая компетентность, непрерывное говорение и склонность к эксцентричным по­ступкам могут привести к тому, что их поведение будет расцениваться как наруше­ние общественного порядка(Аг§у1е, 1994, р. 218-219).

«Большая пятерка» -|79

(Большая пятерка»

Европейские ученые, исследуя психологические характеристики личности, часто используют Личностный опросник Айзенка, имеющий три измерения — экстравер­сию, нейротизм и психотизм. В аналогичных американских работах задействуется «Большая пятерка», включающая шкалы экстраверсии, дружелюбия, сознательно­сти, нейротизма и открытости опыту.

В многочисленных исследованиях предпринимались попытки проследить вза­имосвязь указанных показателей с благополучием; ДеНеве и Купер (Ве№уе & Соорег, 1998) провели метаанализ 148 таких работ. Обобщенные показатели кор­реляции отмеченных характеристик с удовлетворенностью жизнью и другими критериями счастья приводятся в табл. 10.3. Данные, полученные с использова­нием Личностного опросника Айзенка, коррелируют с уровнем счастья в мень­шей степени (это касается и нейротизма, и экстраверсии). Вероятно, подобное об­стоятельство продиктовано тем, что «Большая пятерка» состоит из обобщенного рода шкал и не улавливает более конкретных личностных аспектов, связанных со счастьем.

Таблица 10.3

Счастье и шкалы «Большой пятерки»

  Обобщенный коэффициент корреляции Количество исследований
Экстраверсия 0,17
Дружелюбие 0,17
Сознательность 0,21
Нейротизм -0,22
Открытость опыту 0,11

Обобщенный коэффициент корреляции   Количество исследований

82 59 115 74 41

Источник: БеЫеуе & Соорег, 1998.

Третья разновидность личностных характеристик, которые наиболее уместны в разговоре о счастье, — это, вероятно, сознательность. Показатель ее корреляции с ощущением счастья, которую установили ДеНеве и Купер (БеЫеуе & Соорег, 1998), оказался чуть ниже уровня нейротизма и больше — экстраверсии. Фернхем и Ченг (РигпЬат & СЬеп§, 1997) в своей работе использовали Оксфордский опрос­ник счастья и методику «Большой пятерки». Они пришли к следующему выводу: наиболее сильная корреляция со счастьем характерна для нейротизма (-0,44), экс­траверсии (0,39) и сознательности (0,31). Последняя представляет собой не столь известную и изученную личностную черту, но ее можно сравнить с внутренним контролем, о котором будет сказано ниже.

В методику «Большой пятерки» не входят некоторые личностные измерения, которые устойчиво соотносятся со счастьем. Рассмотрим их более подробно. Речь идет о когнитивных аспектах личности, вероятно, в меньшей степени связанных с биологическими факторами.

■(80 Глава 10. Личность, возраст и пол

«Копмьивные» аспекты личности

Изучая вопросы счастья интровертов, Хиллс и Аргайл (НШя & Аг§у1е, 2001) вы­числили коэффициенты корреляции счастья с некоторыми характеристиками ког­нитивного свойства. В табл. 10.2 приведены показатели соотношения этих особен­ностей с результатами по Оксфордскому опроснику счастья (до и после того, как было устранено влияние экстраверсии). В данном случае речь идет о таких когни­тивных измерениях личности, как самооценка, оптимизм и наличие цели в жизни. Четвертое измерение, не учтенное нами в упомянутом исследовании, — контроль, или внутренний контроль (он тоже взаимосвязан со счастьем).

Показатели корреляции между уровнем счастья и указанными четырьмя пере­менными зачастую столь высоки, что некоторые исследователи трактуют послед­ние как составляющие счастья. Такого взгляда, например, придерживается Рифф (Куй, 1989), которая выделила 6 аспектов благополучия; среди них — внутренняя гармония, цель в жизни и независимость.

Мы используем другие критерии благополучия и потому будем считать эти когнитивные переменные отдельными аспектами личности, которые могут высту­пать в качестве источников счастья или иметь независимое происхождение; они, вероятно, регулируются с помощью специальных методов, повышающих уровень счастья. Эти характеристики мы называем когнитивными аспектами личности, поскольку они описывают стиль мышления, хотя предполагают и эмоциональные реакции.

Самооценка

Многими учеными установлено: самооценка взаимосвязана со счастьем — корре­ляция составляет 0,50 и выше (УеепЬоуеп, 1994). Часто самооценку измеряют по Шкале Розенберга (КозепЬег§, 1965), выстраиваемой по утверждениям типа «В це­лом, я доволен собой». Гроуб и соавторы (СгоЪ е1 а1., 1996) подсчитали: корреля­ция самооценки и позитивного отношения к жизни равняется 0,82. В американском обследовании было выяснено, что удовлетворенность собой связана с общей удов­летворенностью сильнее, чем какой-либо другой из учтенных аспектов, — на уров­не 0,55 (СатрЪеН, 1981).

Хиллс и Аргайл (НШз & Аг§у1е, 1998Ь), проведя исследование на выборке англи­чан, рассчитали: корреляция самооценки со счастьем составляет 0,78 (см. табл. 10.2) — это один из самых высоких показателей, касающихся всех личностных черт. Самооцен­ка чаще, чем прочие когнитивные переменные, рассматривается в качестве компонен­та благополучия. Примечательно, что она, как обнаружили Хиллс и Аргайл, коррели­рует с уровнем благополучия сильнее, чем экстраверсия. Исследовав удовлетворен­ность работой 1775 работников, Арринделл и соавторы (Агппс1е11 е<; а1., 1997) пришли к выводу о том, что самооценка коррелирует с удовлетворенностью жизнью на уров­не 0,45, а нейротизм и экстраверсия — лишь 0,30 и 0,10 соответственно.

Розенберг и соавторы (КозепЬег§ еХ. а1., 1995) сравнили влияние самооценки в целом и самооценки академической успеваемости на счастье, изучив суждения 2213 десятиклассников. Оказалось, что первая намного сильнее связана с ощуще­нием счастья (0,50) и отрицательными эмоциями (-0,43), а вот вторая — со школь-

«Когнитивные» аспекты личности

ными отметками. С помощью метода статистического моделирования показано, что самооценка академической успеваемости и школьные баллы влияют друг на друга; воздействие же общей самооценки на школьные отметки сильнее, чем на­оборот.

Хотя в США, Великобритании и других западных культурах указанное соотно­шение достаточно сильное, в коллективистских культурах оно значительно слабее (Б1епег & О1епег, 1995). Во вторых (например, в Китае) представление личности о себе не базируется на таких индивидуальных характеристиках, как интеллект или внешняя привлекательность; более существенную роль здесь играют особенности семьи и других социальных групп. Соответственно, и самооценка в большей мере зависит от успеха этих сообществ (Магкш & КЛауата, 1991).

Контроль

Первоначально термин «интернальный (внутренний) контроль» введен Роттером (КоНег, 1966), который полагал, что индивиды обладают «обобщенными ожида­ниями» относительно того, находятся ли события в их власти или же они зависят от других людей, судьбы или простого везения. Роттер является автором широко распространенного метода измерения интернального контроля1. Во многих науч­ных изысканиях установлена высокая степень корреляции между выраженностью внутреннего контроля и субъективным благополучием. Эта характеристика не учи­тывается в методике «Большой пятерки», однако она близка к понятию сознатель­ности, поскольку обязательность, установка на достижение цели, старательность, самодисциплина и осмотрительность выражают стремление контролировать собы­тия (РигпЬат, 1997). Большинство исследователей согласны, что внутренний кон­троль является фактором счастья.

Лу и соавторы (Ьи е{ а1., 1997) провели в Тайване исследование на выборке из 494 взрослых человек и определили: внутренний контроль коррелирует с уровнем счастья (использовался китайский вариант Оксфордского опросника счастья). Более того, взаимосвязь сохранялась и в том случае, когда принимались в расчет экстраверсия, нейротизм, демографические переменные и пережитые людьми не­гативные жизненные события.

Все это обратная сторона теории «выученной беспомощности»2, которая позво­ляет объяснить особый взгляд на вещи, присущий страдающим от депрессии лю­дям. Они, по утверждению сторонников упомянутой теории, понимают, что не могут достичь желаемых целей или предотвратить наступление нежелательных событий, и причина того скрыта в них самих. Страдающим от депрессии свойствен вполне определенный способ «приписывать» неблагоприятные события: они ду-

Часто в научной психологической литературе используют как синонимы такие термины — «локус контроля», «субъективный контроль». — Примеч. ред.

'■ Психологам известен синдром выученной беспомощности: когда человек долго решает одну и ту же проблему и ему это никак не удается, то в определенный момент он смиряется с неудачей и не пред­принимает больше никаких усилий. Его охватывает чувство собственной ничтожности, никчемно­сти, мир кажется чужим, злым и абсолютно непредсказуемым Но жизнь не хороша и не плоха сама по себе, она такая, какой мы ее видим, поэтому и беспомощность называется выученной, т. е. усво­енной в результате нескольких безуспешных попыток. — Примеч. ред.

182 Глава 10. Личность, возраст и пол

мают, будто сами явились причиной происшествий и такое положение вещей со­хранится в будущем, а также и в других сферах жизни (АЬгатзоп е1 а1., 1978).

Мы не знаем, выступают ли негативные установки причиной отрицательных эмоций или все наоборот. Тем не менее воздействие на негативные когнитивные свойства — часть соответствующей терапии по избавлению от депрессии. Нами установлено, что для счастливых людей характерны сходные, но позитивные реак­ции на радостные события: они убеждены, будто сами вызвали их и подобное по­вторится в дальнейшем и в других сферах (Аг§у1е е{ а1„ 1989).

Гроуб и соавторы (СгоЬ еС а1., 1996) провели исследование, в котором участво­вали 3844 подростка из 14 стран. Было обнаружено, что «контрольные ожидания» на уровне 0,35 коррелируют с позитивным отношением к жизни, причем во всех 14 странах. Такие ожидания значимо коррелируют с самооценкой (0,82), о чем еще будет сказано ниже.

Обследовав 3485 взрослых, Лэчмен и Уивер (ЬасЬтап & Шеауег, 1998) уточ­нили: показатели по шкале «веры в собственные силы» сильно взаимосвязаны с удовлетворенностью жизнью, а также с депрессией (отрицательным образом) и состоянием здоровья. Ощущаемые «ограничения» оказывают противоположное влияние, причем оно сильнее, если доходы низкие. Невысокий уровень благопо­лучия у людей, принадлежащих к нижним слоям общества, отчасти объясняется их слабой уверенностью в своих силах и значительными ограничениями, которые они ощущают (см. рис. 9.3). Данные различия в принадлежности к социальным классам обусловлены еще и тем, что у рабочих часто наблюдается недостаток кон­троля над обстоятельствами их жизни (КоЬп & 5сЬоо1ег, 1982).

Изучение удовлетворенности работой позволило утверждать: важный ее источ­ник — чувство независимости, способность выполнять трудовую деятельность так, как считает нужным сам работник. Шелдон и соавторы (ЗЬеЫоп е1 а1., 1996) про­анализировали дневниковые записи 60 человек. Они обнаружили, что «хорошим днем» считался тот, когда люди чувствовали себя независимыми и компетентны­ми в своих повседневных занятиях.

Оптимизм

Принцип Полианны характеризует тех, кто оптимистичен. Они жизнерадостно смот­рят в будущее, из прошлого вспоминают только наилучшее, хорошо относятся к дру­гим людям и в тестах на свободные ассоциации формируют позитивные образы. Они испытывают множество приятных моментов, и большинство вещей кажутся им приятными (МаШп & Са\угоп, 1979). Это согласуется с результатами, касающимися взаимосвязи эмоциональной и когнитивной сфер. Например, человек помнит в пер­вую очередь то, что ассоциируется с его настроением в данный момент, поэтому, чув­ствуя себя счастливым, он скорее припоминает счастливые события (ТеазсЫе & КиззеН, 1983). В этом отношении счастливые люди представляют противополож­ность страдающим от депрессии, поскольку последние мрачны и пессимистично смотрят на вещи, извлекая из памяти печальные происшествия.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.