Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Список использованной литературы



Выводы

Теория относительности, квантовая механика и другие разделы современной фундаментальной физики есть проявления "физического" идеализма. Эти теории выросли из позитивистских философских посылок. Эйнштейн не только был хорошо знаком с этими концепциями, он дружил с их основателями, с Махом, а затем с Б.Расселом.[18, 26, 30] Сам Эйнштейн писал, что "критическому мышлению, необходимому для того, что бы нащупать центральную точку сильно способствовало чтение философских трудов Юма и Маха" [16, с.234]. Свои идеалистические взгляды он неоднократно выражал открыто: "Целью всякой науки, будь то естествознание или психология, является согласование между собой наших ощущений и сведение их в логическую систему" [17, т.2, с.5], "Наши понятия и системы понятий оправданы лишь постольку, поскольку они служат для выражения комплексов наших ощущений" .[17, т.2, с.6], "Содержание истины в системе определяется ее надежностью и полнотой ее соответствия с совокупностью ощущений" [19, с.36]

Науку, которой он занимался, Эйнштейн характеризует так:

Физика представляет собой развивающуюся логическую систему мышления, основы которой можно получить не выделением их каким-либо индуктивным методом, а лишь свободным вымыслом. Обоснование (истинности) системы основано на доказательстве применимости вытекающих из нее теорем в области чувственного опыта, причем соотношение между последними и первыми можно понять лишь интуитивно. Эволюция происходит в направлении все увеличивающейся простоты логических основ. Больше того, чтобы приблизиться к этой цели, мы должны решиться признать, что логическая основа все больше и больше удаляется от данных опыта."[16, с.354]

Теория относительности сейчас, когда, благодаря достижениям науки, влияние традиционных религий существенно снизилось, является самым удобным методом борьбы буржуазной философии против марксизма. Это своего рода новая религия, которая к тому же "как бы наука", в которой есть свои чудеса - машины времени, параллельные миры, изменения возраста "летавших" относительно "нелетавших". Эту мысль удачно выразил Тимирязев: "Вокруг теории относительности создалась совершенно особая атмосфера. Защищается она с необыкновенной страстностью, а противники ее подвергаются всяким нападкам, из-за чего ясно, что речь идет вовсе не о деталях какой-то теории, а что здесь в этой области отражается классовая борьба, участники которой не отдают себе даже отчета в том, что они в ней участвуют." [7, с.148]

Наиболее трагичной мне представляется история признания эйнштейновской теории в нашей стране. Несмотря на прямые указания Ленина о том, что теория относительности является "модным философским направлением буржуазии", отражающим "связь между классовыми интересами и классовой позицией буржуазии", несмотря на поддержку Лениным позиции Тимирязева по этому вопросу [31, т.33, с.203], большинство советских философов и физиков, прикрываясь клятвами в верности ленинизму, протаскивали теорию Эйнштейна. До середины 50-х годов шла напряженнейшая борьба между противниками и сторонниками теории относительности. Свободно печатались и вели научные исследования и те и другие, правда, сторонники Эйнштейна всюду пытались использовать "административный ресурс" и даже клевету, они обвиняли своих оппонентов в "фашизме"[32, с.44]. Несмотря на это, теория относительности до 53 года не являлась официальной. В 30-е годы в лаборатории П.А.Черенкова были зафиксированы движения электронов со сверхсветовыми скоростями, в 1946 году В.Ф.Миткевич в работе "Магнитный поток и его преобразования" впервые предположил вихревую природу электрона. [9].

Однако, уже в "Кратком философском словаре", изданном в 1955 году, теория относительности была названа "современной физической теорией пространства и времени" [33, с.73], хотя взгляды Гейзенберга, Бора и Шредингера, основателей квантовой механики, критиковались как "субъективно-идеалистические" .[33, с.193]

В качестве причин, породивших "физический" идеализм Ленин называл чрезмерную математизацию физики и философский релятивизм, обе эти причины имеют общий корень - незнание физиками диалектики.[12] За прошедший век знания физиков в этом вопросе не на много увеличились, и потому физика все еще не выбралась с тупикового направления. Видимо, выход следует искать в целенаправленном освоении физиками философии диалектического материализма.

Список использованной литературы

1. Ацюковский В.А. Материализм и релятивизм. Критика методологии современной физической теории. - М.: Инженер, 1993.

2. Логунов А.А. Релятивистская теория гравитации и новые представления о пространстве и времени. М.: Изд-во МГУ,1986.

3. Родимов Б.Н. Автоколебательная квантовая механика. 2-е изд. Томск: Изд-во ТГУ,1976.

4. Козырев Н.А. О воздействии времени на вещество// Физические аспекты современной астрономии. Л.: Изд-во Всесоюзного астрономо-геодезического общества АН СССР, 1985.

5. Лобановский М.Г. Начала геометрической физики. М.: Высшая школа,1974.

6. А.Б.Тимирязев. Кинетическая теория матери. Госиздат. М-Петроград, 1923.

7. А.Б.Тимирязев. Введение в теоретическую физику. М.,1933.

8. Миткевич И.Ф. Основные физические воззрения. Доклады, читанные в АН СССР. Л.: Изд-во АН СССР, 1934.

9. А.Б.Тимирязев. Очерки по истории физики в России. М. Гос. Учебно-Педагогическое Издательство Министерства Просвещения РСФСР,1949.

10. Ацюковский В.А. Общая эфиродинамика. М.: Энергоатомиздат, 1991.

11. Ацюковский В.А. Эфиродинамические гипотезы. Изд-во "Петит", 2000.

12. Ленин В.И. "Материализм и эмпириокритицизм". М. Издательство политической литературы. 1986.

13. Ньютон И. Математические начала натуральной философии. М. 1915

14. М.Борн . Эйнштейновская теория относительности. Мир. 1972.

15. Мах Э. Механика. Ижевск. 2000.

16. А.Эйнштейн И.Л.Инфельд Эволюция физики. Изд. ЦК ВЛКСМ "Молодая гвардия" 1966.

17. А.Эйнштейн. Сборник научных трудов. М.1966

18. Грибанов. Философские взгляды Эйнштейна. Москва. Наука 1987.

19. А.Эйнштейн. Физика и реальность. М. Наука. 1965

20. А.Эйнштейн. Сущность теории относительности. Изд. ин. лит-ры. М. 1955.

21. Дж. Орир. Популярная физика. Мир. М. 1966.

22. Ф.Энгельс. Анти-Дюринг. М., Политиздат. 1977.

23. В.Подгузов. Методологические аспекты теории развития: в журн. "Советский Союз"№3 (1(4)), М., 1998.

24. Д.В.Скобельцын. Парадокс часов. Изд-во "Наука", 1967.

25. Физика: Учеб. Для 11 кл.сред.шк./ Н.М.Шахмаев и др. -М.: Просвещение, 1993.

26. Эйнштейн и философские проблемы физики ХХ века. "Наука". М.1979

27. Гейзенберг В. Физика и философия. М.1963

28. Гейзенберг В. Философские проблемы атомной физики. М.1953

29. Гегель Ф. Наука логики. -М.: Изд-во "Мысль", 1998.

30. Эйнштейн о мире. М. Наука. 1994.

31. Ленин В.И.. ПСС, изд 4-ое. М. Государственное издательство политической литературы. 1951.

32. Секерин В. Теория относительности - мистификация века. Новосибирск. 1991.

33. Краткий философский словарь. М. Государственное издательство политической литературы. 1955.

Ольга ПЕТРОВА

Январь - март 2001

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.