|
|||
ПричинностьПричинность Еще одним вопросом, разделяющим материалистическое и идеалистическое видение мира, является вопрос о причинности и обусловленности явлений природы, об объективном существовании этой причинности или, наоборот, о порождении причинно-следственных связей мозгом человека . "Новая" физика, оперируя "принципиально наблюдаемыми" величинами и исключая сам поиск глубинных причин явлений, опирается на соответствующую философскую базу, т.е. мотивирует отказ от поиска причин их отсутствием. Эйнштейн, хорошо знакомый с философскими трудами своего времени и неоднократно на них ссылавшийся, писал: "Юм ясно понял, что некоторые понятия, например, понятие причинности, не могут быть выведены из опытных данных логическим путем... Я же уверен, что все понятия, даже и ближайшие к ощущениям и переживаниям, являются с логической точки зрения произвольными положениями, точно так же, как и понятие причинности, о котором в первую очередь и идет речь." [19, с.14] Он неоднократно подчеркивает, что исходя из произвольности понятий, т.е. отсутствия объективной причинности, возникает произвольность способов описания природы: "Возникает мысль, что именно в произволе, связанном с этим способом описания [пятимерного пространства с помощью п-подов], кроются искомые связи между структурой пространства и причиной электромагнетизма, которая до сих пор ускользает от теории" [17, т.2, с.254] . В "новой" физике отрицается принципиальная возможность описывать законы микромира через движение отдельных частиц: "Сама природа микрообъекта служит основанием для того, чтобы его описание было немыслимо без применения вероятности и потенциальной возможности" [26, с.60], "В квантовой физике индивидуальные законы исключены" [16, с.279]. Отказавшись от изучения материи, а процессы сведя к искривлениям пространства-времени Эйнштейн логично пришел к отрицанию материи вообще: "В мире нет ничего кроме пустого искривленного пространства. Материя, заряд, электромагнетизм, и другие поля - лишь проявления искривления пространства" [17, с.157], "Мы приходим к странному выводу - сейчас нам начинает казаться, что первичную роль играет пространство, материя же должна быть получена из пространства на следующем этапе. Пространство поглощает материю" [17, с.243] В результате, как уже отмечалось, получается поверхностное феноменологическое описание процессов, на недостаточность которого указывал еще Гегель: "Об абсолютных отношениях меры следует сказать, что математика природы , если она хочет быть достойной имени науки, по существу своему должна быть наукой о мерах, наукой, для которой эмпирически, несомненно, сделано очень много, но собственно научно, т. е. философски, сделано еще весьма мало. ... Это большая заслуга - познакомиться с эмпирическими числами природы, например, с расстояниями планет друг от друга; но бесконечно большая заслуга - заставить исчезнуть эмпирические определенные количества и возвести их во всеобщую форму количественных определений так, чтобы они стали моментами закона или меры, - бессмертные заслуги, которые имеют, например, Галилей в изучении падения тел и Кеплер в изучении движения небесных тел. Найденные ими законы они доказали , показав, что им соответствует вся сфера воспринимаемых единичностей. Требуется, однако, еще более высокое доказательство этих законов, а именно не что иное, как познание их количественных определений на основе качеств... " [29, с.373] Эйнштейновское понимание причинности целиком сходится с представлениями Маха: "В природе нет ни причины, ни следствия...Я многократно излагал, что все формы закона причинности вытекают из субъективных стремлений; для природы нет необходимости соответствовать им" [15, с.334]. Ленин ясно изложил коренное отличие материализма и идеализма по этому вопросу: Ибо ясно, что субъективистская линия в вопрос о причинности, выведение порядка и необходимости природы не из внешнего объективного мира, а из сознания, из разума, из логики и т. п. не только отрывает человеческий разум от природы, не только противопоставляет первый второй, но делает природу частью разума, вместо того, чтобы разум считать частичкой природы. Субъективистская линия в вопросе о причинности есть философский идеализм (к разновидностям которого относятся теории причинности и Юма и Канта), т. е. более или менее ослабленный, разжиженный фидеизм. Признание объективной закономерности природы и приблизительно верного отражения этой закономерности в голове человека есть материализм.[12, с.168] В вопросе о причинности идеалистическая сущность современной физической теории видна, на мой взгляд, наиболее отчетливо.
|
|||
|