|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Психология счастья Майкл Аргайл 8 страницаЮмор в рабочих коллективах отражает напряженность и фрустрацию его членов. Взрывные, иногда непристойные, часто неостроумные, грубые шутки и насмешки могут производить весьма благоприятный эффект. Рой (Коу, 1959) описал поведение небольшой группы работников, занятых совершенно неинтересной работой. Каждый день в определенное время один из них воровал и съедал банан — это называлось «банановое время». Другой открывал окно, создавая сквозняк и вызывая шумные протесты. Каждый час происходило что-нибудь столь же бессмысленное, но, как сказал один работник: «Если бы мы не шутили и не дурачились, то давно бы уже свихнулись». Такой юмор обладает следующими преимуществами: 1. Повышается удовлетворенность работой. 2. Улучшаются социальные взаимоотношения. 3. Возрастает кооперация и производительность труда (Аг§у1е, 1989). Социологи показали, как содержание юмора помогает справиться с социальными стрессами и как оно связано со свойствами социальной системы. Дуглас (Оои^аз, 1968) полагал, что шутки порождаются социальной структурой и являются вызо- ' Под этим несоответствием понимается следующее. Эмоциональные переживания обусловлены, в частности, физиологическими процессами, происходящими в вегетативной нервной системе (при этом изменяются кожное сопротивление, артериальное давление, гормональный и химический состав крови и др.). Индивиды, пережившие тяжелую утрату и демонстрировавшие смех Дюшенна, говоря о покойных супругах, которых они потеряли полгода назад, были способны дистанцироваться от случившегося горя (что измерялось по «разобщению» между физиологическим возбуждением и субъективным горем) и быстрее оправиться от потери. — Примеч. перев. 80 Глава 5. Юмор и смех вом ей, они дают возможность символически выразить присутствующее в ней напряжение. Выше было показано, как высмеивание помогает разрешать трудности в недружественных отношениях с тещами/свекровями в примитивных обществах. Далее мы увидим, что этнические анекдоты помогают ослабить враждебность между разными расами и национальностями. В рабочих коллективах тоже возникают напряженные отношения и появляются соответствующие этому формы юмора. Мал-кей (Ми1кау, 1988) развил тему и предположил, что существуют две разновидности дискурса — серьезный и юмористический. В первом случае единая точка зрения соответствует иерархическому и упорядоченному социальному миру. Во втором — различные, противоречивые точки зрения «бросают вызов» серьезному взгляду на мир и поощряют противоречия и несоответствия последнего. Юмористический подход, тем не менее, не разрушает серьезного; скорее, поддерживает его, поскольку позволяет символически выразить присутствующую в нем напряженность. Именно в этом заключается роль юмористов и комиков, о чем будет сказано ниже. Малкей проиллюстрировал эту идею в своем исследовании, которое получило название «Бар Брейди». Проблема заключалась в том, что хотя бармены обладали более высоким статусом, чем официантки, они всецело находились в их распоряжении и даже хуже того — были вынуждены исполнять женскую роль, заботясь о нуждах других. Юмор тогда непосредственно отражал такие сложности в отношениях. Аналогично социальный стресс выражают и цеховые шутки. Коллинсон (СоШпзоп, 1988) показал, что содержательно этот юмор относился к сопротивлению постоянному контролю и скучной работе (поддерживая общие ценности маскулинности1 рабочего класса) и контролю над выделяющимися из общей массы рабочими, которые не выполняли свои задания. Холдевей (НоЫахуау, 1983) описывает полицейский юмор. Данная разновидность выражает противоречия между формальными правилами, предписывающими, например, определенное обращение с подозреваемыми, и видением полицейскими своих обязанностей; сюда же относятся истории о погонях и события, иллюстрирующие командную солидарность. Юмористы, комедианты, остряки Во все исторические периоды встречаются шуты, клоуны, паяцы и другие комедианты. Изначально эту роль выполняли карлики или умственно отсталые, которые считались источником развлечений, служа «козлами отпущения» в обществе. Позднее шуты начинают ассоциироваться с королевскими дворами и дворянскими фамилиями, как это описал Шекспир. Шутам дозволялось говорить обидные вещи, подтрунивать над хозяевами и разыгрывать их. Однако если они заходили чересчур далеко, это грозило им неприятностями. Существовали сборники, содержавшие множество примеров шутовского юмора. Их остроты во многом походили на сегодняшние анекдоты: имели сексуальный, анальный характер или были направлены на высмеивание «чужака», из которого позволялось делать посмешище. Шутовской юмор был связан с различиями в статусе и прочими источниками напряженности в обществе, помогал ослаблять напряжение. Позднее появляются «владыки Маскулинность — специфическое представление о мужской сущности ценностей силы и агрессии, традиционный образ «настоящего мужчины». — Примеч. перев. Юмор и стресс 81 беспорядка», которые давали разрешение на чудачества (\Уе1зЬгс1,1961). В XVI в. в результате давления церкви число придворных шутов уменьшилось, хотя до этого священники и принцы участвовали в забавах (Вгеттег & Коос1епЪиг§, 1997). В России функции шута отчасти выполняли поэты или пророки, которых считали принадлежащими к божественному рангу, как царей. В греческом и римском обществе комедианты были профессионалами по части развлечений: они выступали на званых вечерах, иногда за еду; конкурентами их являлись акробаты, фокусники и танцовщицы. Поллио и Эджерли (РоШо & Ес1§ег1у, 1976) описывают исследование, посвященное американским комикам. Обследуемых просили с помощью пяти прилагательных охарактеризовать каждого комика. Неожиданно обнаружилось обилие негативных характеристик типа «толстый», «неуклюжий», «тупой», «придурковатый», «тощий», «безобразный». Очевидно, роль комедианта негативна. Часто встречались такие слова: «еврей», «черный», «ирландец», «итальянец». По сути дела, многие американские комики действительно были указанных национальностей, и они использовали этнические особенности в своем юморе. Они могли черпать материал из богатства этнического юмора, распространенного в той или иной группе. Этого мы коснемся ниже. Как уже отмечалось, дети, которые много шутят, в раннем возрасте нередко оказывались отверженными. Интервью с комическими артистами также показывают, что многие из них происходят из весьма неблагополучных семей и юмор позволял им облегчить страдания. Кроме того, установлено, что дети, активно выдумывающие смешное, уверены в себе, физически и вербально агрессивны. Это можно рассматривать как пример юмора во фрейдовском понимании — в качестве замещенной агрессии. Выше подчеркивалось, что люди с хорошим чувством юмора тяготеют к экстраверсии, у них более развиты социальные навыки, они счастливее остальных. Очевидно, у комедийных артистов умение рассмешить должно быть развито весьма значительно. Тем не менее хорошо известно, что многие из них посещают психиатрические лечебницы, страдают депрессией и жалуются на другие душевные недуги. Почему это так — неизвестно. Вероятно, у комиков резкие перепады настроения — следствие маниакально-депрессивного психоза, и по-настоящему веселить они способны, только будучи в позитивном эмоциональном состоянии. В главе 14 мы увидим, что когда у людей вызывают приподнятое настроение, они становятся творчески активнее, например, придумывают отдаленные ассоциации — как раз то, что нужно для возникновения юмора. В современном мире функцию шутов взяли на себе телешоу, особенно комедии положений (зМ-сотз), где комизм создается ситуацией и составом персонажей. Часто они касаются социально напряженных тем, например особенностей межрасовых отношений («Покуда смерть нас не разлучит» — явно вопиюще расистская комедия; «О, Боже!» — тонкий, специфически азиатский юмор); социально-классовых отношений (фрагмент «Хорошей жизни»); жизни пожилых людей («Одной ногой в могиле»); низкой удовлетворенности работой («Взлет и падение Реджинальда Перрина»); выпуска теленовостей («Брось мертвого осла»). Однако некоторые из таких шоу в большей степени обыгрывают абсурдность, слабо затрагивая общественные проблемы, например «Летающий цирк Монти Пайтона». 82 Глава 5. Юмор и смех Этнический юмор Существует классический анекдот: «Сколько нужно ирландцев, чтобы поменять лампочку?». Он имеет много вариантов, но в любом случае высмеиваются стереотипы различных групп. «Сколько нужно психологов...?» Ответ: «Один, но лампочка должна сама захотеть поменяться». Здесь, вероятно, высмеиваются примитивные идеи психологов. Есть масса этнических анекдотов, опирающихся на убеждение, что шотландцы скупы, французы любвеобильны, ирландцы недалекие и т. д. Немалая доля юмора — высмеивание других социальных групп, особенно этнических (например, чернокожих и евреев), и национальностей (например, ирландцев и поляков). В этом случае комическое основано на утверждении «превосходства»: декларируется, что осмеиваемой группе присущ какой-либо недостаток, к примеру глупость. Подобный юмор зависит от стереотипов о глупости, скупости и т. п. и проистекает из абсурдного преувеличения предполагаемых качеств. Используется здесь также и принцип несоответствия, что, например, хорошо видно из следующего антиирландского анекдота. О'Райли судят за вооруженное ограбление. Выходят присяжные и объявляют приговор: «Не виновен». — «Прекрасно, — говорит О'Райли. — Значит ли это, что деньги я могу оставить себе?» Если просто сказать, что представители другой группы глупы и бесчестны, это совсем не смешно; когда же добавляется элемент несоответствия, комизм налицо. Ля Фав и соавторы (Ьа Рауе еЬ а1., 1976) провели ряд экспериментов, в которых варьировалась форма анекдотов, чтобы выяснить, какие из них самые смешные. В некоторых случаях удалось показать, что анекдоты кажутся смешнее, если в них превозносятся члены группы, к которой относится сам обследуемый, или группа, с которой он себя отождествляет, а также если унижается та, к которой он не принадлежит или с которой себя не отождествляет. Зилман и Кантор (2Штап & СапСог, 1976) посмотрели на это шире и предположили: чем более выражено негативное отношение к вызывающей пренебрежение группе и позитивная оценка той группы, к которой принадлежит сам человек, тем сильнее его веселье. Эти представления согласуются с теорией социальной идентичности, согласно которой дискриминация чужих групп укрепляет самовосприятие, основанное на принадлежности к собственной сообщности, и, следовательно, повышает самооценку (Вго\уп, 1995). Когда испытуемых просили рассказывать анекдоты, предполагающие уничижительные оценки жителей Ньюфаундленда, негативное отношение к этой группе оказывалось сильнее, чем когда речь шла об анекдотах, в которых не содержались подобные характеристики (Маю ег. а1., 1997). Некоторые образцы этнического юмора направлены против меньшинств, например чернокожих в США. В этом случае предполагается не только замещающее превосходство. Стереотипом выступает представление, что чернокожие ленивы, глупы, нечестны и излишне активны в сексуальном отношении. Анекдоты с похожими суждениями косвенным способом выражают враждебность. Здесь уместно напомнить идею Фрейда о символическом выражении агрессии. Некоторые формы этнического юмора создаются самими меньшинствами, например, евреи сочиняют анекдоты про евреев. Широко распространено мнение, что одна из функций Юмор и стресс 33 | такого юмора заключается в формировании социальной солидарности между членами соответствующей группы. Миддлтон (М1сЫ1е(:оп, 1959) установил, что чернокожие американцы считают направленные против них анекдоты не менее смеш- I ными, чем это кажется белым. Однако анекдоты, высмеивающие белых американцев, они находят еще забавнее, чем в восприятии самих белых. Следует помнить, | что высмеивание членов собственной группы обычно не встречает понимания. Специалисты, изучающие юмор афроамериканцев, собирая материалы со времени рабовладения, заключили: для них он является способом «немного облегчить невы- | носимое положение» и публично озвучить возмущение и враждебность (СоЫтап, 1960). Такой юмор ослабляет напряжение, дает выход агрессии, выступает критикой общества и выражением чувства собственного достоинства чернокожих (Возкт, 1966). Но в нем все равно присутствует несоответствие. Апт (Ар1е, 1985) приводит | следующую историю. Чиновник с Юга, находившийся на службе в Англии, сидел как-то раз на официальном обеде рядом с негром. Он не обращал на негра абсолютно никакого внимания до самого конца обеда, после чего заметил: «Эй, Растус, признайся, арбузов-то вашему брату не хватает, а?»1. Позже негр был представлен публике как почетный гость и прославленный ученый из Оксфорда и выступил с блестящей речью. Вернувшись на свое место, он саркастически бросил чиновнику: «Да, Растус, похоже, и впрямь изнывает без арбуза». Бургис и соавторы (ВоигЫз е1 а1., 1977) установили, что валлийцы не любят I анекдотов, в которых над ними подшучивают. Им нравятся истории, высмеивающие англичан, хотя и не такие, что откровенно враждебны по отношению к другой группе. Анекдоты, подшучивающие над другими сообществами, являются выражением расовых и прочих предрассудков, которые, разумеется, распространены, но политически некорректны, поэтому предполагается, что над подобными шутками | смеяться не подобает. Еврейский юмор, создаваемый евреями и о евреях, обладает некоторыми спе-I цифическими чертами. Он, как и другие этнические анекдоты, основан на стерео-I типах: в данном случае это, например, озабоченность деньгами, социальным стату-I сом и сложные правила питания. Часто в еврейском юморе используются явные ] несоответствия и логические противоречия. Например: Престарелый еврей на смертном одре решил перейти в католичество. Когда его друзья стали возражать, он сказал: «Пусть лучше на земле станет меньше одним католиком». Еще одна возможная черта такого юмора — «ненависть к себе». Вероятно, эта [особенность основана на негативных стереотипах, бытующих вне еврейского со-I общества, наряду с неясностью положения и нежеланием признаться в своей этнической принадлежности из-за кажущихся издержек такого шага (КозепЬег§ & '' Стереотипное представление о неграх, в частности, включает в себя мнение, что чернокожие все поголовно любят арбузы. Употребление слова «арбуз» может вызвать ассоциацию с расистской шуткой, что из-за своей лени чернокожие способны только танцевать да есть арбузы. Представление это имеет и историческое объяснение: родиной арбуза является Южная и Центральная Африка; до сих пор в некоторых районах на юго-западе Африки арбузы — важнейший источник влаги. — Примеч. перев. 84 Глава 5. Юмор и смех о, 1958). Не исключено, что примеры еврейского юмора столь многочисленны вследствие стрессов, вызываемых принадлежностью к еврейской национальности; не случайно, в мире множество комиков-евреев. Известно, что во время войны в Персидском заливе израильтяне успокаивали свои нервы с помощью юмора, который подавлял тревогу, позволял иначе посмотреть на вещи, выразить агрессию, укреплял социальные связи и представлял происходящее в комическом свете (Ыеуо, 1994). Юмор и социальные навыки В главе 10 будет показано, что индивиды, обладающие развитыми социальными навыками, счастливее, потому что способны строить и поддерживать удовлетворительные социальные отношения. В настоящем разделе мы рассмотрим, каким образом юмор может способствовать развитию этого. Налаживание социальных отношений Любые социальные навыки требуют формирования отношений с одним или более людьми и их поддержания. В большинстве случаев мы сталкиваемся с гендерны-ми, возрастными различиями, разницей в социальном статусе, профессии, установках и т. д., в результате чего люди имеют разные взгляды и интересы. Как утверждает Малкей (Ми1кау, 1988), юмористическая форма выражения признает существование более чем одной точки зрения, множества способов смотреть на вещи; а соединение обеих точек зрения является основой юмора. Он ослабляет напряженность, вызванную столкновением конфликтующих мнений. Грэхам (СгаЬаш, 1995) просил пары незнакомых людей пообщаться в течение 30 минут. Развитое чувство юмора способствовало уменьшению социальной дистанции между ними. Выше подчеркивалось, что юмор усиливает социальную сплоченность, чему способствует совместный смех, выражение общих ценностей или осмеяние посторонних групп. Благодаря комизму (например, рассказыванию анекдотов) другие люди начинают испытывать большую симпатию к субъекту, так себя ведущему, и обе стороны начинают симпатизировать друг другу (Мейее ег. а1., 1971). Поэтому неудивительно, что одно из правил дружбы — желательность шуток и подтрунивания (Аг§у1е & Непс1егзоп, 1985). Однако когда речь идет о браке, ситуация иная: если мужья прибегают к юмору при разрешении стрессовых ситуаций в жизни их жен, сохранить брак сложнее, так как это может быть расценено как уход от проблемы (СоЬап & ВгаоЪигу, 1997). Возможности юмора этим не ограничиваются. Он также позволяет изменять к лучшему отношения между людьми (Капе е1 а1„ 1977). Порой с помощью юмора человек может «саморазоблачиться», показывая тем самым, что его не тяготят обнаружившиеся факты. Он способен, не подавая вида, прощупать информацию о других, подвергая сомнению тот образ, который стремятся создать себе окружающие (ВаУ15 & Раппа, 1970). Сексуальный интерес, например, может быть передан анекдотами соответствующей тематики, которые делают его очевиднее. Дэвис и Фарина (ВаУ15 & Раппа, 1970) показали, что анекдоты о сексе казались молодым мужчинам смешнее, если Юмор и социальные навыки 85 они делились своим впечатлением с привлекательной представительницей противоположного пола. Смех может сообщать и о сексуальном интересе. Грэммер (Сгаттег, 1990) установил, что молодые мужчины проявляют его именно смехом, к чему добавляются знаки, показываемые положением тела. Лидерство Лидеры должны обладать способностью управлять и контролировать поведение подчиненных, при этом оставаясь с ними в хороших отношениях. Этого можно достичь с помощью социальных навыков, например консультаций и убеждения, но также и с помощью юмора. Он, как только что было показано, ослабляет напряженность, вызванную различиями во власти и статусе. Благодаря ему возможно дисциплинировать подчиненного, который опоздал, медлителен, неопрятен и т. д., однако это умение требует развитых социальных навыков (Магглпеаи, 1972). Традиционное замечание армейского сержанта звучит, например, так: «В следующий раз стойте поближе к лезвию бритвы». При таких обращениях базовый антагонизм хотя и выражается, но сдерживается положительной юмористической окраской. Декер и Ротондо (Бескег & Ко1опо!о, 1999) установили, что удовлетворенность работой выше, когда подчиненные считают своего непосредственного начальника, особенно женщину, человеком с хорошим чувством юмора. Психиатры и психотерапевты О преимуществах использования юмора в психотерапии, в том числе и групповой, написано немало. Известны такие положительные аспекты, как снижение напряжения и усиление положительных эмоций, а также сплочение группы. Но этим достоинства юмора не исчерпываются. Он снижает сопротивление и смущение при обсуждении и выявлении сведений на деликатные темы. И прежде всего помогает пациентам увидеть комическую сторону вещей, понять, что существует иной, менее угрожающий способ посмотреть на их проблемы. Терапевт может поощрять такой подход, сам подавая пример (В1осЬ еЬ а1., 1983). Вообще, психиатры должны обучаться задействовать комические средства в своей практике (5арег, 1990). Равно полезно это и в медицинской сфере, чтобы нейтрализовать смущение и беспокойство (йи Рге, 1998). Публичные выступления Часто юмор используется в публичных выступлениях и направлен на обучение или убеждение. Ученые провели ряд экспериментов, когда одна и та же речь произносилась с юмором и без него или задействовались разные комические способы. Результаты оказались недвусмысленными: выступающий вызывает большую симпатию, его речь воспринимается как более интересная, а публика пребывает в лучшем настроении, если он включает в свое выступление юмористические элементы. Больше любят тех учителей, которые обладают чувством юмора; Авнер и соавторы (Аупег е1 а1., 1986) показали, что наиболее популярно обращение к различным комическим способам.В других исследованиях выявлено, что когда адресаты сообщения испытывают симпатию к говорящему и пребывают в хорошем настроении — благодаря юмору, отношение к сказанному изменяется (РеМу & \Уе§епег, 86 Глава 5. Юмор и смех 1998). Данный вывод подтвержден экспериментами по убеждению и обучению, хотя есть и негативные результаты. Комизм должен быть уместен: скажем, если требуется ирония, а не паясничание или сарказм, то следует обратиться именно к ней (Сгипег, 1976). Очевидно, что чувство юмора, в особенности способность его продуцировать, важно для полноты социальных навыков. Можно ли этому научить? Нево и соавторы (Ыеуо ег. а1„ 1998) разработали для этого 20-часовой курс, в котором применяется моделирование, подкрепление и другие методы. После его прохождения у 101 израильской преподавательницы был обнаружен положительный, но довольно умеренный эффект. Выводы Юмор — важный источник счастья. Отчасти это врожденное свойство, и предшествующие ему формы можно наблюдать у представителей приматов; любят смех и изобретают его образцы и маленькие дети. Юмор контролируется определенным участком мозга. Если говорить о биологическом преимуществе, которое он дает, то, вероятно, это способность укреплять социальные связи. В основе юмора лежит какое-либо несоответствие, которое сочетается обычно с установлением косвенного превосходства, сексуальной тематикой или агрессией. Его ключевая черта — это соединение двух событий, двух историй, где вторая, неожиданная, имеет менее подобающий, например более неприличный, характер, чем первая. Смех, являясь выражением положительных эмоций, и сам влияет на настроение и ощущение счастья. Юмор — один из наиболее распространенных и эффективных способов создать настроение. Способность видеть комическую сторону вещей снижает воздействие стрессовых событий, поскольку представляет их в не столь угрожающем свете. Это помогает справиться и с социальным стрессом. Будучи связанным с происходящими в обществе конфликтами, юмор позволяет по-другому посмотреть на вещи, ослабить существующую напряженность. Шутки разрешают семейные конфликты, а этнический юмор выражает расовые конфликты. Шуты и комедианты чутко ощущали так называемые «стрессовые зоны» в обществе. Современным эквивалентом таких комиков стали некоторые телевизионные комедии положений. Юмор — явление социальное; это способ укрепления социальных связей, элемент социальных навыков, позволяющий индивидам ослаблять напряжение, усиливать сплоченность, создавать социальные вознаграждения, деликатно налаживать взаимосвязи и дисциплинировать подчиненных, сохраняя хорошие отношения с ними. ГЛАВА 6 Социальные отношения Социальные отношения очень сильно влияют на ощущение счастья и другие аспекты благополучия. Не исключено, что они — единственный важнейший источник счастья. Оценить степень их воздействия возможно, в частности, при помощи коэффициентов регрессии, которые показывают корреляцию, удерживая прочие переменные на постоянном уровне. Пример, заимствованный из работы Кэмпбел-ла и соавторов «Качества американской жизни» (СатрЬеН е{ а!., 1976), приведен в табл. 6.1. В первом столбце показано, какой уровень значимости в среднем приписывался каждой сфере жизнедеятельности (единица означает наивысшую степень). Во втором столбце отражено независимое влияние каждой области на удовлетворенность в целом. Ниже познакомимся с другими исследованиями, подтверждающими, что брак и семейная жизнь сильнее всего сказываются на ощущении счастья, затем следует дружба. Для разных возрастных групп показатели неодинаковы. Сначала рассмотрим некоторые виды социальных отношений, а потом суммируем их обобщенное влияние и разберем, каков его механизм. Таблица 6.1 Источники удовлетворенности в повседневной жизни Средний уровень значимости Коэффициент регрессии 0,41 0,36 0,33 0,30 0,27 0,26 0,22 0,21 Источник: СатрЬеН е1 а1., 1976.
88 Глава 6. Социальные отношения Дружба Позитивные эмоции Общение с друзьями — важнейший источник радости. В главе 3 было показано, что европейские студенты наиболее часто указывают на него как на способ получения положительных эмоций. Ларсон (Ьагзоп, 1990) провел следующее исследование: случайно отобранных субъектов спрашивали об их настроении. О самом хорошем настроении сообщали люди, окруженные друзьями, затем следуют индивиды, пребывавшие в кругу семьи, и, наконец, бывшие в одиночестве (см. рис. 6.1). Некоторые из друзей оказались представителями противоположного пола. Преимущества дружеского общения отмечались не только в возрастной группе 19-29 лет, но и в группе пожилых людей, сексуальный интерес которых менее вероятен. Эти преимущества обусловлены, в частности, теми приятными занятиями, которыми занимаются друзья при встрече, проводя досуг вместе. Аргайл и Фернхем (Аг§у1е & РигпЬат, 1982) обнаружили, что обычно именно в дружеской компании люди танцуют, играют в теннис, выпивают, доверительно общаются и прогуливаются. Подобное времяпрепровождение кажется обыденным, но доставляет особую радость, будучи фактором взаимной поддержки. Аргайл и Лу (Аг§у1е & Ьи, 1990) исследовали, насколько сильно удовольствие, получаемое от разного рода занятий (всего отмечалось 37 способов проведения свободного времени), и выделили несколько показателей (табл. 6.2). Изучение проводилось с помощью факторного анализа; если человек занимается определенной деятельностью, то, скорее всего, и прочим составляющим находится место в его времяпрепровождении. Фактор 3 (относящийся к командам и клубам) и фактор 4 (посещение вечеринок и танцев) оказались связанными со счастьем, что, судя по всему, продиктовано положительными эмоциями, вызванными этими формами досуга. Рассмотрим подробнее сущность социальных событий, вызывающих радость. Одно из них — восприятие невербальных сигналов, особенно улыбок и дружеского тона. Краут и Джонстон (Кгаи! &.|опп51оп, 1979) обнаружили, что в кегельбане люди улыбались своим друзьям как при попадании, так или при промахе, но ничего похожего не было, когда играющие смотрели в сторону кеглей. С самого раннего возраста дети положительно реагируют на улыбающиеся лица и дружелюбные голоса и отвечают улыбкой. Счастье — первая распознаваемая эмоция (Ектап, 1982). Обезьяны, выращенные в абсолютной изоляции, уже в 2 месяца начинают различать дружелюбную и угрожающую мимику; следовательно, эта способность является врожденной (5аскег.С, 1966). Положительная роль друзей проявляется по-разному. Однако если другой человек нам очень дорог, мы не ищем блага только для себя, нас заботит и его благополучие. Данн (Бипп, 1988) показал, что дети в детском саду часто помогают друг другу и делятся какими-либо игрушками или угощениями. По их словам, это часть приятного общения с друзьями. Установлено, что взрослые люди, состоящие в близких отношениях, больше заботятся о нуждах других, чем о своем собственном благе, — подобное поведение было названо «общинными» отношениями (С1агк & е1з, 1988). Дружба 89 Таблица 6.2 Факторный анализ шкалы «удовольствий»
Источник: Аг§у1е & Ьи, 1990.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|