Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Психология счастья Майкл Аргайл 6 страница



Источник: На11, 1976.

Удовлетворенность жильем способствует общей удовлетворенности, причем, как правило, корреляция составляет около 0,30 (Апс1ге\уз & \\^г.Ьеу, 1976), что по сравнению с другими рассмотренными переменными не столь значительно.

Образование

Эта переменная тоже оказывает довольно умеренное воздействие, однако весьма интересна, поскольку связана с другими причинами удовлетворенности. Во многих исследованиях отмечалось положительное влияние образования (которое учитывалось как число лет обучения или достигнутый уровень). Типичная корреляция его с благополучием в США — 0,13; она выведена по результатам метаанализа, осуществленного Окуном и соавторами (Окип е1 а1., 1984). В США и Великобритании образование способствует как росту дохода, так и получению работы, имеющей более высокий профессиональный статус. Самая заметная роль образования

  Общая удовлетворенность жилищными условиями Удовлетворенность ванной комнатой
Нет стационарной ванной или душа Общее пользование Личное пользование 5,5 7,3 8,0 2,2 6,9 8,7

60 Глава 4. Удовлетворенность

в Австрии, Южной Корее, Мексике, Югославии, Филиппинах и Нигерии. Неясно, правда, что общего между этими странами; может быть, образование там каким-либо образом дает людям больше.

Выводы о роли объективных источников удовлетворенности

Выше мы рассмотрели, сколь существенное влияние на удовлетворенность оказывают деньги и другие условия жизни. Вместе с тем эти взаимосвязи не всегда очень сильны. Динер и Сью (В1епег & 5иЬ, 1997а) обнаружили, что по совокупности объективных социальных индикаторов (доход, здоровье и т. д.) Австрия набирает 71 балл, а Нигерия — только 30. Тем не менее показатели удовлетворенности жизнью в этих странах отличаются друг от друга лишь на 2 пункта. Адаме (Аскшз, 1997) установил, что объективные показатели жизни чернокожих американцев в период с 1980 по 1992 г. ухудшались, тогда как удовлетворенность жизнью увеличивалась, несмотря на то что уровень счастья значительно снизился. Очевидно, что объективные показатели не единственный источник удовлетворенности, и теперь мы обратимся к некоторым другим ее причинам.

Влияние социального сравнения

Согласно теориям социального сравнения, люди оценивают свои качества или жизнь, сопоставляя их с другими. Подобный подход применяется в исследованиях счастья, чтобы объяснить некоторые аспекты, которые иначе поставили бы ученых в тупик. Например, установлено, что по мере роста национального дохода удовлетворенность вовсе не возрастает — вероятно, потому, что доходы выросли и у всех остальных. Уилле (ХУШз, 1981) собрал массу данных, подтверждающих гипотезу, согласно которой у людей улучшается субъективное благополучие, если сравнение производится с менее удачливыми индивидами; а также гипотезу, в соответствии с которой сравнение «сверху вниз» обусловлено снижением субъективного благополучия. Ученый делает следующее заключение: люди в основном сравнивают по принципу «снизу вверх», но для имеющих низкую самооценку характерно обратное.

Недавние эксперименты укрепляют некоторые из этих идей. Штрак и соавторы (5г.гаск ег. а!.. 1990) установили, что если напарником по эксперименту оказывался человек, страдающий почечной недостаточностью, требующей диализа, ощущение благополучия испытуемого улучшалось. Исследователи (Зггаск ег. а1., 1985) показали: если участников эксперимента просили подумать о происходящих в настоящем приятных событиях, это повышало их субъективное благополучие; позитивные факты, относящиеся к прошлому, оказывали гнетущее впечатление — предположительно, из-за контраста с настоящим; относительно неприятных событий все обстояло наоборот.

У счастливых и несчастных людей процесс сравнения осуществляется по-разному. Любомирски и Росс (ЬуиЬоппгзку & Козз, 1997) обнаружили, что на самооценку вторых влияет результат напарника, который выполнил задание по расшифровке анаграммы лучше или хуже, чем они. Однако на счастливых людей участник, превзошедший их, не оказывал такого влияния, что создавало более позитивный эмо-

I

Влияние социального сравнения 51

циональный настрой и большую уверенность в себе, хотя и не повышало самооценки. Вероятно, напарник с лучшими результатами действовал в данном случае как стимул и увеличивал перспективы, а это и делало людей счастливее.

Тем не менее попытки подтвердить теорию социального сравнения в условиях реальной жизни не всегда приводили к желанному результату. Динер и Фуджита (Б1епег & Рцр1а, 1997) провели несколько подобных исследований. В одном из них было обнаружено, что если у человека был сосед по комнате, отличавшийся большей/меньшей внешней привлекательностью или успехами в учебе, это никак не влияло на его удовлетворенность данными сферами жизни. Люди выбирали собственные объекты для сравнения, связанные со своими возможностями.

В другом случае было показано, что если индивиды с одинаковым уровнем дохода живут в более богатом/бедном районе, это не влияет на их субъективное благополучие. Еще одна работа ученых проиллюстрировала: средний уровень благополучия в разных странах имеет с экономическим благосостоянием соседних государств положительную, а не отрицательную корреляцию, что можно было бы предположить, отталкиваясь от теории сравнения (В1епег, В1епег & В1епег, 1995). Райт (\Уп§Ь1, 1985) подчеркивает, что на удовлетворенность оказывает влияние самооценка здоровья, а не сравнение со здоровьем окружающих.

Люди избирают собственные объекты сравнения: например, индивиды, у которых высокие показатели благополучия, более благоприятным образом сравнивают с другими (СПЬег1 & Тгошег, 1990). В результате проведенного сопоставления возможно сделать разные выводы. Бунк и соавторы (Виипк е1 а1., 1990) показали, например, что сравнения по принципу «снизу вверх» заставляют людей чувствовать себя как более, так и менее счастливыми в связи с их здоровьем, надеяться или завидовать. Сравнения, навязанные внешними обстоятельствами, не оказывают на удовлетворенность согласованного влияния. «Выбор объекта сравнения — процесс гибкий, не определяемый исключительно степенью доступности соответствующих "других"», — отмечают ученые (\Уооо! е1 а1., 1985).

Это правило имеет два исключения. Одно из них — академические достижения: в более или менее замкнутом сообществе школы или колледжа принятые стандарты для сравнения играют решающую роль (О1епег & Ргука, 1997). Второе — заработная плата работников промышленности, на уровень которой в значительной степени влияет деятельность профсоюзов, и работники точно знают, сколько получают другие трудящиеся. Они могут объявить забастовку (даже если это приведет к закрытию предприятия), когда считают, что им платят меньше положенного.

По сути дела, люди часто производят такие сравнения: Росс и соавторы (Козз е1 а1., 1986) установили, что 89% людей избирает круг тех, с кем они общаются, как объект сравнения, позволяющий уточнить меру собственной удовлетворенности семейной жизнью, 82% — степень удовлетворенности работой, но лишь 61% сравнивает с миром самых близких людей свою удовлетворенность жизнью в целом (тогда чаще в круг зрения попадают чужие).

Еще одна разновидность концепции социального сравнения — теория множественного несоответствия (МиШр1е Бгзсгерапсу Ткеогу — МБТ). Микалос (1УПспа1о5, 1985) предположил, что удовлетворенность — продукт (незначительных) расхождений между достижениями и устремлениями, что часто определяется при срав-

62 Глава 4. Удовлетворенность

нении с другими людьми. Согласно данной теории, слишком большие желания угрожают ощущению удовлетворенности. Действительно, разрыв между целью и достижением коррелирует с удовлетворенностью. Однако очевидна и взаимосвязь достижения с удовлетворенностью, если не принимать во внимание цель.

В ряде исследований удовлетворенность, которая предсказывалась с учетом отмеченного разрыва, сравнивалась с той, какая ожидается, когда в расчет берутся лишь реальные достижения или возможности. Иногда теория множественных расхождений позволяет проводить более точный анализ, хотя нередко не вносит ничего существенного. Вместе с тем упомянутый выше разрыв сам может являться продуктом удовлетворенности, а не наоборот. Хиди и Венховен (Неас1еу & Уееп-Ьоуеп, 1989) обнаружили это, используя данные Викторианского панельного исследования в Австралии: «Разрыв вызывается удовлетворенностью жизнью, а не наоборот». Кэмпбелл с коллегами (СатрЬеН е1 а1., 1976) с помощью этой теории попытались объяснить феномен усиливающейся с возрастом удовлетворенности, отметив, что со временем «разрыв» уменьшается.

Согласно теории разрыва целей и достижений, большие стремления приводят к низкой удовлетворенности. Однако другие теоретики утверждают, что само наличие в жизни определенных целей — благоприятный фактор. В то же время, как мы увидим в главе 10, необходимо, чтобы цели были правильными.

Адаптация

Процесс адаптации — традиционный объект изучения в психологии. Если человека попросят оценить вес нескольких предметов, масса которых находится в пределах 2-6 унций, 1 фунт покажется ему «тяжелым». Однако если бы он взвешивал предметы весом в 3-6 фунтов, 1 фунт показался бы ему «легким»1. Мы привыкаем к определенному набору стимулов. Применительно к определению меры удовлетворенности подобное означает, что наступает привыкание к конкретному уровню источников удовлетворенности, и мы считаем его нормальным.

Эту теорию, как считалось, подтверждают исследования больных квадриплеги-ей2 и других пациентов. Выше уже упоминался имеющий важное значение труд Брикмана и соавторов (Впсктап еЬ а1., 1978), которые изучили 11 больных, страдающих параплегией3, и 18 человек с квадриплегией. Оценка того, насколько они счастливы в настоящее время, у больных оказалась на уровне 2,96 — существенно ниже, чем у здоровых людей, составивших контрольную группу (3,82). Аналогичное соотношение обнаружено среди самооценок удовольствия, получаемого от повседневных занятий. Шульц и Декер (5спи1г & Бескег, 1985), обследовав 100 пациентов с тем же заболеванием, обнаружили, что и 20 лет спустя после несчастного случая показатели ощущения счастья у них были ниже, чем у прочих людей (табл. 4.6).

' 1 унция составляет 28,35 грамма; 1 фунт — 453,59 грамма.

2 Квадриплегия (тетраплегия) — паралич всех четырех конечностей. — Примеч. перев.

3 Параплегия — паралич обеих рук или ног. — Примеч. перев.

I

Адаптация 53

Таблица 4.6 Счастье у больных с параличом двух или четырех конечностей

  Больные Контрольная группа
Субъективное благополучие 10,76 (я= 100) 12-13
Депрессия 9,74 9,25
Положительные эмоции 4,04 3,77 (1 означает положи-
    тельную оценку)
Счастье в настоящее время 2,96 (и = 29) 3,82 (п = 88)
Счастье в прошлом 4,41 3,32

Источники: Впсктап е1 а1., 1978; ЗсЬик & Бескег, 1985.

Крауз и Стернберг (Кгаизе & 51егпЬег§, 1997) изучали пациентов с повреждением спинного мозга и обнаружили, что общая удовлетворенность у них со временем повышается, если устранить влияние других переменных. Люди, ставшие инвалидами сравнительно недавно, менее удовлетворены жизнью, чем страдающие физическими недостатками с рождения или с детства, т. е. с большим периодом адаптации (МеЬпегг. е1 а1., 1990). В главе 10 будет показано, что хотя благосостояние у пожилых людей ниже, здоровье хуже, а вероятность оказаться в социальной изоляции весьма высока, в среднем они не меньше (если не больше) удовлетворены жизнью, чем молодые люди. Вероятно, это обусловлено адаптацией.

Для подтверждения теории адаптации привлекаются также данные, полученные в исследованиях индивидов, которые выиграли в лотерее. Получить доказательства верности данной теории в этом случае легче, поскольку через короткое время выигравшие становятся ничуть не счастливее членов контрольной группы. Чтобы привыкнуть к бедствиям, требуется длительное время; например, овдовев, человек может оправляться от трагедии в течение нескольких лет.

С теорией адаптации связана еще одна сложность: большинство людей, в том числе и инвалиды, демонстрируют показатель удовлетворенности выше среднего (примерно 70% от максимально возможного по шкале), а это значит, что свою лепту вносят и другие факторы. Однако наибольший интерес представляет способность адаптироваться к негативным событиям: как удается людям это сделать? Ответ заключается в том, что они, судя по всему, включаются в некоторый процесс «преодоления» (копинг-процесс), по-новому обустраивая жизнь или просто иначе взирая на вещи. Скоро мы коснемся этого вопроса.

Некоторые люди страдают депрессией, и это продолжается годами: никакой адаптации у них не наблюдается. Объективные события, вызывающие удовлетворенность или неудовлетворенность (прием пищи, сексуальные отношения, социальные связи, досуг и работа), продолжают оказывать влияние на человека, а значительных примет адаптации нет.

По всей видимости, в случае некоторых (но не всех) негативных жизненных изменений адаптация действительно происходит. Однако она не уничтожает постоянной выгоды, получаемой от основных источников удовольствия.

54 Глава 4, Удовлетворенность

Влияние эмоционального состояния на удовлетворенность

Выше мы рассматривали модель Шварца и Штрака (ЗсЬмагг & ЗСгаск, 1999), в соответствии с которой суждения по поводу общей удовлетворенности, скорее всего, основываются на эмоциональных состояниях, — это проще, чем производить множество подробных сравнений. В главе 2 указывалось, что эмоции коррелируют с удовлетворенностью на уровне примерно 0,50. Шварц и Штрак (5сЬшагг & Зггаск, 1999) совместно с коллегами установили, что когда светит солнце, удовлетворенность и общее благополучие оцениваются выше, чем когда идет дождь. Высокие оценки высказывались также, когда футбольная команда Германии выиграла матч или когда тестирование проводилось в приятной обстановке (табл. 4.7).

Таблица 4.7 Удовлетворенность жизнью, погода, футбол и обстановка

Приятное помещение 9,4

Неприятное помещение 8,1

Немецкая команда одержала победу +2,5

Немецкая команда проиграла -2,8

Светит солнце 7,4

Дождливый день 5,0

Источник: ЗсЬ^агг & С1оге, 1983; ЗсЬ^агг е1 а!., 1987.

Почему же непосредственное эмоциональное состояние воздействует на общую удовлетворенность человека? Скорее всего, эмоциональное состояние служит людям в качестве показателя их благополучия. Шварц и Клор (ЗсЬшагг & С1оге, 1983) общались с людьми по телефону в солнечные и дождливые дни; субъекты оказались в лучшем настроении и были более удовлетворены жизнью в целом, когда светило солнце. Если же внимание респондентов специально привлекалось к погоде, это никак не влияло на их настроение, но устраняло воздействие погоды на оценку благополучия: люди не задействовали вызванное солнечной погодой хорошее настроение для свидетельства своего благополучия. В других экспериментах было установлено, что эмоциональное состояние влияет на общее благополучие, но не на удовлетворенность отдельными сферами жизни (Кекпег ег. а1., 1993), что и предсказывали Шварц и Штрак.

Когнитивные факторы удовлетворенности

В главе 6 мы увидим, что бывают личности типа Полианны1, которые «видят все в солнечном свете». Они счастливы, оптимистичны, события представляются им радостными, они позитивно смотрят на окружающих, вспоминают множество

' Полианна — героиня одноименной детской книги (1913) Элеонор Портер, неисправимая оптимистка. Имя Полианна стало нарицательным — символом ничем не оправданного оптимизма. — Примеч. перев.

Приятное помещение 9,4
Неприятное помещение 8,1
Немецкая команда одержала победу +2,5
Немецкая команда проиграла -2,8
Светит солнце 7,4
Дождливый день 5,0

Когнитивные факторы удовлетворенности 55

положительных событий; их свободные ассоциации приятно окрашены (МаШп & Са\угоп, 1979). Но как увидеть вещи с позитивной стороны? Если бы мы знали ответ на этот вопрос, вероятно, сделали бы людей счастливее благодаря иному типу мышления, и не надо было бы изменять фактические условия их жизни. Выше бы показано, что сравнения по принципу «сверху вниз» улучшают ощущаемое благополучие. Подобный эффект возникает, если напарником субъекта сделать человека, который якобы страдает физическими недостатками, или в ином смысле неблагополучного, или не столь преуспевшего в выполнении лабораторных заданий. Однако мы видели, что у счастливых людей может улучшиться настроение, если их напарник добивается больших успехов, поскольку в этом случае они могут рассчитывать, что сами в будущем улучшат свой результат.

Сами мысли о позитивных событиях способны ободрять, но достигаемый эффект зависит от того, когда случилось это приятное переживание. Штрак и соавторы (5г.гаск ег. а1., 1985) установили, что когда испытуемых просили подумать о приятных событиях из настоящего или недавнего прошлого, ощущение субъективного благополучия усиливалось. В ситуации с событиями из прошлого на оценке благополучия активнее сказывались мысли о негативных событиях (табл. 4.8). Прошлый опыт действует в данном случае по принципу контраста, а то позитивное, что происходит в настоящем, выступает доказательством благополучия. Также было обнаружено, что эффект зависит от того, как человек думает о событиях. Влияние на субъективное благополучие было сильнее, когда испытуемых просили дать подробное живое описание событий и объяснить, как они произошли.

Таблица 4.8 Субъективное благополучие: влияние значимости событий и фактора времени

 

События

Временная перспектива  
Настоящее Прошлое
Позитивные Негативные 8,9 7,1 7,5 8,5

Примечание: приведены средние показатели по ответам на вопросы о счастье и удовлетворенности; возможный диапазон составляет от 1 до 11, более высокие значения означают больший уровень благополучия. Адаптировано по: §1гаск е(; а1. (1985, Ехр. 1).

Важно также, чему человек приписывает событие. Давно известно, что индивиды, страдающие депрессией, усматривают причины плохих происшествий в самих себе: они винят себя, причина — в них, и все дурное случится снова. Не удалось пока установить, какое влияние сильнее: или же такой стиль «приписывания» вызывает депрессию, или же все обстоит совершенно наоборот. Однако Финчем и Брэдбери (РтсЬат & ВгайЬигу, 1993) установили, что наличие сходных атрибуций, касающихся поведения супругов, позволяет предсказать успех брака. Если вина за неблагоприятное положение возлагается на недостатки другого, это показатель неуспешного супружества. К страдающим депрессией пациентам применяется терапия, основанная на теории атрибуций: их убеждают не винить себя в тех событиях, которые происходят не так, как им хотелось бы. Нами были получены дан-

3 Зак 312

Глава 4 Удовлетворенность

ные, что для счастливых людей не характерно такое самобичевание; напротив, они считают по-другому: хорошие события в жизни происходят благодаря усилиям самого человека (Аг§у1е е1 а1., 1989).

Как мы увидим в главе б, внутренний контроль — личностная переменная, коррелирующая с удовлетворенностью. Суть его — в убежденности, что человек способен контролировать происходящее. Это основная составляющая выносливости, характерная для стрессоустойчивой личности (КоЬаза, 1982). Индивиды с высоким уровнем внутреннего контроля трактуют стрессовые события как мобилизующие и думают, что в силах с ними совладать. Мы видели, что счастливых людей не расстраивает больший успех подставного напарника по эксперименту в выполнении лабораторных заданий: они рассматривают проигрыш как стимул для дальнейшего совершенствования. Хиггинс и соавторы (ЬП§§т:з е( а1., 1997) обнаружили, что индивиды, имевшие ранее проблемы со здоровьем, не поддающиеся контролю, ожидали их возобновления больше, чем других неприятностей.

Люди, у которых проблемы со здоровьем поддавались контролю, их возвращения не ожидали. Оттинген (ОеШп§еп, 1992) сравнил два взгляда на проблему снижения веса. Страдающим ожирением женщинам с оптимистичным взглядом на потерю лишних килограммов удавалось этого достичь, тем же, кто питал на этот счет иллюзии, успех не сопутствовал.

Другой вид позитивного мышления — юмор, или, точнее, не слишком серьезный взгляд на жизнь. Это означает способность видеть комическую сторону вещей, т. е. другую их грань, которая делает их менее важными, и таким образом дурные происшествия могут казаться не столь угрожающими. Именно юмор станет предметом нашего рассмотрения далее.

В главе 11 мы познакомимся с тем, как влияет на ощущение счастья и благополучия религия. Ее роль в этом обусловлена прежде всего другим взглядом на вещи. Религиозное исцеление улучшает здоровье благодаря представлениям, не позволяющим зациклиться только на здоровом теле. С другими проблемами верующие справляются благодаря «религиозному преодолению», осмысливая происходящее в религиозном контексте и веря, что Господь человека не оставит.

Позитивные иллюзии

Тейлор и Браун (Тау1ог & Вго\уп, 1988) предложили теорию, согласно которой многие люди питают относительно себя позитивные иллюзии, в частности, у них завышенная самооценка, преувеличенное ощущение того, что они контролируют свою жизнь, и нереалистичный оптимизм. Можно ожидать, что все это укрепляет субъективное благополучие. Наибольший интерес исследователей вызывает вопрос о положительной самооценке. Как мы уже видели, индивиды оценивают себя выше остальных или «средних» людей, отталкиваясь от тех своих качеств, которыми они дорожат. Выше среднего люди склонны оценивать и своих друзей. Все это характерно в наибольшей степени для индивидов с высокой самооценкой (см., напр.: Вго\уп, 1986; Сотр1оп, 1992). Отчасти данные самооценки нереалистичны: например, когда 85% или более людей думают, что их работа лучше средней или что они водят машину на уровне выше среднего. Наиболее благодатная почва для иллюзий — это любовь.

Позитивные иллюзии 57

Харрис и Миддлтон (Нагпз & МИсИе&эп, 1994) обратились к изучению сферы здоровья и установили, что применительно к себе самому человек ощущает риск заболевания не столь сильно, как относительно близкого человека или знакомого. Робинсон и Рифф (КоЫпзоп & Куй, 1999) спрогнозировали, что в отсутствии конкретной информации срабатывает самообман; счастье в будущем кажется большим (7,53), чем в настоящем (6,33) или прошлом (6,21).

Традиционная теория утверждает, что точное восприятие вещей предпочти-' тельнее, чем искаженное, которым страдают психически нездоровые люди. Гово-1 рится также, что положительное восприятие, наоборот, во благо. Бойд-Уилсон и | соавторы (Воуё-ШПзоп еЬ а1., 2000), исследовав выборку студентов из 209 человек, | установили: у индивидов с наиболее высоким уровнем субъективного благополу-I, чия больше позитивных иллюзий, касающихся собственных достоинств (напри-! мер, самореализации), поскольку такие люди оценивают себя выше других. * Мюррей и Холмс (Миггау & Но1тез, 1997) обнаружили, что если образ идеаль-1 ного партнера у каждого из супругов совпадал с фактическим, то и год спустя их отношения развивались успешно. Полученные данные осмыслены как «спираль доверия». Причина подобных выгод кроется, возможно, в том, что они позволяют людям хорошо думать о себе или своих партнерах, укрепляют преданность и придают им уверенность в преодолении препятствий. Существует так называемая теория «депрессивного реализма»1. Пачини и его коллеги (Рааш е1 а1., 1998) установили, что страдающие депрессией индивиды делали более реалистичный выбор, чем представители контрольной группы, при выполнении лабораторного задания, но не в жизненных решениях. Опять-таки для более счастливой группы был характерен больший самообман.

Другой подход к проблеме совмещения иллюзий и точного восприятия предложили Тейлор и Голлвицер (ТауЬг & Со\Ыкгет, 1995). Они выявили, что когда люди занимаются планированием либо принимают решение относительно сложности задачи, они встают на путь реалистических рассуждений, однако при выполнении задания придерживаются оптимистичной позитивной установки. Этим подтверждается идея, что позитивно окрашенные мысли оказывают благоприятное действие на мотивацию, хотя этот аспект дополняется необходимостью иногда размышлять о ситуации — такой, какова она есть на самом деле.

Исследования воспоминаний показывают, что счастливые события люди, особенно счастливые, помнят лучше (МаШп & Сашгоп, 1979). Возможно, это связано с тем, что мы охотнее храним в памяти пережитое в таком же настроении, в каком пребываем потом. Люди, часто ощущающие счастье, лучше запоминают радостные события. Однако Зейдлиц и соавторы (ЗеИШг е(; а1., 1997) обнаружили, что хорошая память на позитивные жизненные события обусловлена их кодированием, а не припоминанием их по аналогии с эмоциональным состоянием.

Депрессивный реализм (от лат Лерге$$ю — подавление и геакз — вещественный) — психопатологический феномен, который можно охарактеризовать выражением «печальный, но мудрый». Доказано, что люди в состоянии депрессии (если только она не тяжелая) склонны составлять более объективные суждения об окружающей реальности, также строить вполне разумные планы и прогнозировать будущее. Фактически, в отличие от нормальных людей, те, кто оказывается в депрессивном состоянии, не страдают завышенной самооценкой, иллюзиями контроля и нереалистичным видением будущего.

68 Глава 4 Удовлетворенность

Выводы

Удовлетворенность жизнью в целом или ее отдельными сферами можно измерить с помощью самоотчетов. Исследования показывают: большинство людей считает, что их уровень счастья превышает средние показатели — 70% от максимально возможного, а не 50%. Нет ясности в том, отдельные сферы ли воздействуют на общую удовлетворенность или наоборот, хотя в большинстве областей были обнаружены оба направления причинной связи.

Установлено, что важнейшими источниками удовлетворенности являются такие объективные факторы: доход, состояние здоровья, занятость и работа, социальные отношения, досуг, жилищные условия и образование.

Сравнения по принципу «сверху вниз» приводят к усилению удовлетворенности, а по принципу «снизу вверх» — к ее снижению. Однако обычно объекты для сравнения не навязываются извне, за исключением заработной платы и академических стандартов. Индивиды сами выбирают, с кем себя сравнивать, и люди, для которых характерна высокая удовлетворенность, могут получать ее из сравнений «снизу вверх».

К позитивным и негативным событиям можно адаптироваться, однако некоторым людям так никогда и не удается привыкнуть к неблагоприятным происшествиям. Кроме того, удовлетворение, получаемое от привычных источников, со временем не ослабевает.

На общую удовлетворенность влияет эмоциональное состояние, которое можно трактовать как источник информации, и когнитивные факторы, например атрибуция и ощущение контроля, а также то, как люди думают о событиях прошлого.

Существуют позитивные иллюзии, благодаря которым удовлетворенные жизнью люди оценивают себя, своих друзей и партнеров выше среднего. Такой оптимистичный взгляд мотивирует поведение, хотя иногда полезны и реалистичные рассуждения.

ГЛАВА 5

Юмор и смех

I Юмор — это позитивное душевное состояние, которое возникает, когда какой-либо (человек говорит или делает что-то нелепое, неожиданное или абсурдное, или по I иной причине, и люди начинают смеяться. Находя что-либо забавным, они ощу-I щают особого рода радость, вот почему данная способность важна для счастья. Рассматриваемое нами явление нередко: оно отмечается примерно 18 раз в день, I чаще всего как непосредственные реакции на разного рода ситуации в присутствии других людей (МагИп & Кшрег, 1999). Теме юмора в этой книге отводится существенная роль потому, что он источник или следствие хорошего настроения и может оказывать глубокое воздействие на переживание счастья. В главе 13 будет показано, что юмор — один из стандартных методов, позволяющих создать позитивный душевный настрой. Немалая доля теле- и радиопрограмм направлена на то, чтобы рассмешить людей. Похоже, желание быть счастливым или, по крайней мере, | пребывать в хорошем настроении — широко распространенное явление, и средства массовой информации охотно прибегают для достижения подобной цели к помощи юмора. О чем бы ни шла речь в телевизионных передачах, они должны быть занимательными и развлекательными (Аг§у1е, 1996).

Следует учитывать несколько аспектов юмора: его восприятие, создание и использование для преодоления проблемных ситуаций. Все три аспекта можно измерить с помощью соответствующих тестов (Рге1Ьеи:е(; а1., 1998). Они являются составляющими «хорошего чувства юмора» — того самого, которое часто требуется в объявлениях о знакомствах. Шутки бывают разных видов, но до сих пор не существует общепринятой классификации. Известны этнический юмор, шутки на сексуальную тематику, поддразнивающие остроты, абсурдные анекдоты, каламбуры и прочие виды словесного юмора, а также дешевый фарс и др.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.