Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





СОДЕРЖАНИЕ 25 страница



Именно яркость явления часто соответствует пышности астрального плана.

Давно не имеем вестей от Антона Иосифовича. Тревожусь, не заболел ли он? Ведь годы его большие. Послала ему одну книгу, но на нее нет ответа.

Имели ли Вы дальнейшие сведения о здоровье Святослава Горбачевского? Его отец не переварил моего ответа на свое письмо, написанное им в стиле Михаила Никитина. Да, для многих, очень многих нужна еще «пища молочная», как говорит Апостол Павел, хотя мир давно уже вышел из младенческого возраста. Впрочем, большинству и «молочная пища» не нужна, им нужны лишь монеты или получение чудесного избавления от всех тягостей и болезней, иначе Учение и Учитель ничего не стоят.

Так как остается еще место, то добавлю параграфы из книги «Надземное».

«323. Вы знаете, что человеку можно помочь в пределах его сознания. Можно дать обезьяне драгоценный алмаз, но она лишь позабавится и бросит. Можно дать ей огромное количество ценностей, но они будут разбросаны без пользы. Может быть, случайный прохожий найдет алмаз и выменяет его на нож, чтобы убить своего брата. Только в пределах сознания может человек воспринимать советы. Только устремление осознанное приведет к цели. Но люди не желают понять эту истину. Они полагают, что сумеют использовать любые ценности, но на жизни можно видеть, что самые полезные посылки остаются не употребленными. Нужно признать, что сознание как сосуд, вмещающий все меры человека. Сверх наполненного сосуда невозможно налить жизненную влагу. По счастью, сосуд сознания расширяется до беспредельности. Так самый угнетенный человек может быть не обездоленным, лишь бы он понял, что вместилище его сознания беспредельно.

Нужно признать, что люди не признают, что судьба их находится в зависимости от их сознания. Они не любят говорить о сознании, ибо такая беседа может закончиться напоминанием об ответственности. Такое напоминание всегда неприятно, ибо за ним встают забытые тени. Но мужественный человек не боится призраков. Он найдет в разных периодах истории поднимающие советы.

Можно напомнить, как при дворе Франции создавались письма, полные полезных советов, но обстоятельства были трудные, и нужно отдать уважение, как среди дворцовской роскоши мог звучать голос о жизни полезной; много бедствий было отсрочено. Так нужно присматриваться к разным эпохам.

Мыслитель уже знал о пределах сознания, как о мерах человеческих». «229. Вы знаете о движении закона кармы. Можно наблюдать, как карма постигает не только прямого преступника, но и всех косвенных соучастников. Не лишено справедливости речение, что за некоторое злодеяние одного человека страдает целый народ. Не учение о мести, но свойство духа связывает много сообщников. Кто может сказать, где кончается сродство крови? Кто может определить, где заключалась главная причина? Кто может судить, кто словесно и кто мысленно больше способствовал преступлению?

Никто не хочет помыслить, как широко двигается карма, и никто не поищет в чаше накоплений, как он явился соучастником преступления. Мы можем лишь напомнить о законе, но свободная воля должна избрать свой путь.

Люди очень полюбили слово "карма". В разных частях Света они повторяют его, но не желают понять его значения. С легкостью утверждают о творении кармы, но не принимают мер для освобождения от нее. При этом всегда высказывается уверенность, что где-то существуют Владыки Кармы, и Они не поленятся изменить даже самую тяжкую карму. Никто не думает, что закон не может быть нарушен без особых усилий с обеих сторон. Человек предпочитает и делом, и помыслом творить карму, а там за горами должны освободить его от самых тяжких последствий.

Люди, когда говорят о карме, уподобляются детям. Кто-то должен рассчитаться за их прогулки. Рост кармы не затрудняет людей, но зато они впоследствии умеют жаловаться и негодовать, тем лишь усиливая поток следствий. Среди Наших трудов немалое место занимает сопровождение людей на пути кармы. Мы не можем сказать против закона, но все же готовы в пределах возможности намекнуть, где лучшая тропа.

Мыслитель, среди своих долгих жизней, не уставал предупреждать людей. Многие ощущали Его заботливые касания, но мало кто старался понять Его призывы. Мыслитель очень грустно улыбался, когда слышал людские рассуждения о карме. Иногда Он говорил: "Пусть меньше поминают этот закон, но живут чище"».

Книга «Надземное» еще не собрана, потому еще не скоро будет издана. Посылаю Вам страницы опечаток, замеченных мною в «Тайной Доктрине». Много недосмотров было допущено и мною. Часто, переписывая исправленные страницы, моя маленькая переписчица умудрялась вносить новые описки. Но и сама я имела слишком мало времени для основательной проверки, корректура же, конечно, держалась в Риге. Прошу Вас оставить эти опечатки для себя и не говорить [о них друзьям, ибо много любви и стараний было приложено друзьями, чтобы книга вышла безупречно.

Всего светлого,

Е.Р.]

 

Е.И.Рерих – Ф.В.Осташевой

21 ноября 1938 г.

Дорогая Фелиция Викентьевна, разве сердце может не радоваться, получая такое письмо, как Ваше? Разве может оно не послать в ответ лучший привет и зов к новой жизни, осознанной в новой радости служения благу человечества?

Истинно, лишь очень немногие могут ощущать ту радость, которая временами охватывает Вас, несмотря на неизбежные земные тяготы и горести. Потому приветствую в Вас душу милую и, вероятно, давно знакомую.

Прошу Вас не упрекать себя за ощущение радости, даже в трудные минуты, ибо это благодатное чувство очищает и всю окружающую атмосферу и действует как лучшее целебное средство на тех, кто может воспринять эти чистые вибрации.

Истинно, нет ничего целебнее и мощнее этого чувства. Радость есть кратчайший путь к высшему знанию и к Великим Братьям. Много мужества и не за одну жизнь нужно собрать, чтобы сохранить эту радость и в часы жизненных испытаний, потому трижды благословенны те, кто накопил в себе это мужество. Недаром радость духовная называется особой мудростью.

Великие Учителя прежде всего ценят достижение гармонии среди обиходной жизни. «Большая часть жизни протекает среди обихода, и нужно наблюдать человека, как он проходит испытание обихода: может ли сохранить гармонию дома, может ли устоять против мелких раздражений, может ли избежать скуки? Много тайных условий хранит обиход, но нужно и в них найти ту радость, которая вознесет в надземное бытие. Пусть люди помнят, что они слагают свое достоинство среди обихода, такое достижение будет прочным. Мы радуемся гармонии, но каждый день есть уже камень такого здания. Полюбите труд, он есть замена времени...»[240]

Хочу дать Вам совет – когда Вы чувствуете прилив радости или торжественного настроения, приложите Ваши руки к болящему или на больное место, так Вы сможете облегчить и страдания Вашего сына. Буду рада получить Вашу фотографию, а также Вашего сына и его жены.

Если у Вас имеются вопросы по Учению, всегда готова осветить их. Ведь есть многие положения в книгах Учения, которые не так легко понимаются. Храните Вашу радость, как Ваше лучшее сокровище.

Шлю Вам ответную вибрацию моего сердца.

Всего самого светлого.

Ел. Рерих

 

Е.И.Рерих – Р.Я.Рудзитису

23 ноября 1938 г.

Родной наш Рихард Яковлевич, и сказать не могу, как порадовали нас Ваши строки о готовности постоять за справедливость, за общее дело. Сказано: «Если проявить устремление и твердость, то можно получить разрешение». Высокое культурное дело должно расти, и настанет день, когда милая нам страна будет гордиться светлым очагом, где живет память о прекрасной деятельности и чудесной личности Ф.Д. – его основателе, где хранится высокое творчество и утверждаются самые высокие, самые прекрасные мысли о сотрудничестве и общем благе, и с самоотверженным бескорыстием широко распространяются и предлагаются ищущим сердцам. Придет время, когда разоблачены будут наветы врагов и завистники и клеветники посрамлены.

Также и прогресс в области мысли и достижения науки придут этому на помощь, ибо наука уже вступила в сферу познавания тончайших энергий и этим самым приобщилась к области метафизики. Правда, существуют общественные слои, которые еще не преодолели гипноза атавизма и пугаются слова «метафизика», предполагая под ним нечто граничащее с колдовством и потому опасное для общественного благополучия! Но чем просвещеннее человек, тем меньше поддается он всяким гипнозам, потому будем надеяться, что стоящие во главе проявят должное распознавание.

Родной Рихард Яковлевич, вполне сочувствую Вашему сердечному отношению к Е.И.Бумбер. В свое время Карл Иванович переслал мне два-три ее письма к нему, и я очень отметила их. Хотелось бы сказать, чтобы она не огорчалась раскрытием истинных человеческих ликов. Для того чтобы понять всю сложность построения жизни и эволюции, необходимо это распознавание. Именно, непременным условием каждого Учения Жизни и будет распознавание ликов. Мы должны познать на личном опыте всю бездну человеческой души, иначе говоря, должны в жизни испить, и не раз, чашу яда, только тогда мы сможем стать пособниками, водителями и, наконец, истинными сотрудниками Сил Света. В индусских легендах бог Шива испивает целое море яда, чтобы спасти человечество. И не сказано ли в книге «Агни Йога»: «Когда спросили райскую птицу, откуда ее блестящее оперение, она ответила: "Множество отравленных стрел скользило по мне, и сильнейший яд дал лучшую окраску"»[241]. Так будем благодарить стрелков и помнить, что высшее знание есть познание людей. Многие пренебрегают этим знанием, но лишь оно ускоряет эволюцию, как личную, так и всечеловеческую.

Также и ощущение одиночества на известной ступени почти неизбежно. При утончении всех чувств все труднее становится окружение людское, и редко, очень редко можно найти созвучие даже в сердцах ближайших. Полное созвучие возможно лишь с надземным Учителем, и этого счастья никто не может отнять от нас. Только от нас самих зависит степень этого единения. Здесь же, на Земле, мы должны выполнить как можно совершеннее наш долг и принятое на себя поручение и научиться радоваться радостью близких. Нельзя терять благожелательства к людям и даже известного доверия, иначе сердце наше окаменеет и путь продвижения пресечется. Учение давалось и дается широко, и много можно помочь людям в их исканиях без переполнения их сознания и нарушения сокровенных пределов. В изданных книгах Учения обозначен предел знания, которое может быть вмещено лучшими сознаниями, и из этого материала можно выбрать каждому по сознанию. Шлю мой самый сердечный привет родной душе в лице Е.И.Бумбер.

Правилен Ваш совет распускать временно группу, когда обстоятельства так слагаются, что приходится исключить нежелательный элемент. Мы должны быть осмотрительны и стараться не делать врагов, но если они создались, то меры ограждения должны быть приняты. Думается мне, что в окружении писателя К.Принца было немало враждебного элемента ко всему относящемуся до Учения Жизни. О расследовании этого окружения я писала своевременно Карлу Ивановичу, но он не хотел тогда обратить внимание на это указание Великого Владыки, так как К.Принц обещал ему тогда помочь продать его дачу. Вероятно, Карл Иванович был тронут такой «незлобивостью» со стороны Принца, ибо, как Вы знаете, Карл Иванович однажды отчитал его за кощунственное отношение к Учению. Так каждый по-своему толкует и прилагает Учение Жизни. Буду благодарна за присылку последней книги К.Принца, по прочтении вернем.

Большим огорчением было для нас узнать о болезни Ивана Георгиевича и случае с братом Г.Ф. Что с Иваном Георгиевичем, не затронуто ли солнечное сплетение? Ведь боли при этом бывают ужасные, люди прямо катаются по земле. Очень часто эти заболевания смешивают с желудочной язвой. Но заболевание солнечного сплетения вполне поддается лечению. Надеемся, что все обошлось благополучно и с братом Г.Ф.

Также очень больно было узнать о некоторых недоразумениях, возникших при сношениях с В.Ф.Булгаковым. Хотя и в отношении нас с его стороны были некоторые странности, которые меня удивляли, но я старалась объяснить их его крайним рвением к устроению доверенного ему учреждения. Но, видимо, как пишет Г.Ф., такие случаи действительно являются эмигрантской чертой. Припоминается мне случай, тоже с одной обитательницей этого же города, опишу его, ибо лучше Вам знать, уж слишком много мерзкой клеветы посеяла эта особа. Дело в том, что Н.К. в свою бытность в 30 г. в Париже решил заказать Знамя Преподобного Сергия с вышитым на нем изображением видения Преподобному Сергию Богоматери. Наш друг княгиня Святополк-Четвертинская рекомендовала для этой работы дочь княгини Яшвиль, которая тогда приехала в Париж. Н.К. повидался с нею и сказал, что на эту работу он может ассигновать пять тысяч франков и готов заплатить за весь материал. Княгиня Яшвиль согласилась на эту сумму, и Н.К. вместе с нею поехал закупить весь необходимый материал. Причем Н.К. ввиду своего отъезда в Индию предложил ей получить всю сумму вперед, на что она с радостью согласилась, и сумма в пять тысяч франков была тотчас же вручена ей при свидетелях.

Но по окончании работы княгиня Яшвиль потребовала добавочной уплаты в 80 американских долларов, и когда Н.К. напомнил ей, что уговоренная сумма была полностью уплачена ей, она продолжала настаивать на недоплате ей 80-ти американских долларов. Эту клевету о недоплате ей за работу дочери она продолжала сеять как в Париже, так и в Праге среди эмигрантских кругов. Приходится быть крайне осторожными при всех заказах и денежных расчетах. Видимо, в наше время шагу нельзя сделать без нотариуса и адвоката. Мы узнали это на горьком опыте, но все же в жизни не всегда можно применять всю меру предосторожности. Так, и Г.Ф. придется пройти науку самоограждения всякими законными бумажками и достаточным числом компетентных свидетелей, также своевременным оповещением, чтобы не расплачиваться потом за недосылку подарка от богатого друга или дядюшки. Принимая во внимание трудное материальное положение В.Ф.Булгакова, все же очень, очень грустно, что такое произошло. Хочется думать, что в рассказанном им все же имеется доля правды. Конечно, лучше прекратить дела с Прагой, тем более что их репродукции хуже латвийских.

Еще и еще раз очень просим родного нашего Г.Ф. подсчитать все предположенные расходы и не перетянуть возможности. Так и книга писем может ждать, и вторая часть монографии может собираться лишь после распространения первой части. Несказанно тревожат нас расходы, которые несет Г.Ф. Ценим, очень ценим его самоотверженное бескорыстие, но во всем должна быть явлена соизмеримость.

Также не следует переоценивать Г.Г.Шклявера, о нем я писала Карлу Ивановичу в 34 году. Привожу выдержку, к которой нечего прибавить. «Г.Г. – очень ценный сотрудник для внешних и некоторых дипломатических сношений и всего, что касается до дела Пакта и Знамени Мира в Европе, также и для устройства разнообразных культурных выступлений при Парижском центре. Он имеет книги Учения, но духовно никогда не подходил и не знает вообще, что есть духовный подход. Нужно брать людей такими, как они есть, и, не звуча на одно, они прекрасно работают в другом. Но есть люди, которые по характеру своему очень любят дать всем понять, что они обладают всеми и даже особыми полномочиями... этим они добиваются своих целей... К таким типам принадлежит Г.Г. и еще некто М.Тарасов». Потому с Г.Г. нужна осторожность, и советую ни во что, кроме определенного и формального дела, его не посвящать. Также и при каких-либо денежных расчетах следует требовать полный отчет и расписки. Он забывчив и неаккуратен. Тяжко писать о таких явлениях, но лучше знать, чтобы не подать повода к недоразумениям. Очень благодарны Г.Ф. за все сообщенное им и приняли во внимание все изложенное в письмах. Все труднее становится сообщаться и переписываться с друзьями. Из-за введенной цензуры в некоторых странах получаются иногда такие филькины грамоты, что трудно что-либо разобрать. Люди настолько запуганы, что все начинают говорить и писать эзоповым языком. Вот вам и век просвещения и объявления всяких свобод! Недавно все письма, идущие из Америки, вскрывались на немецком пароходе. Если такое положение продолжится, то люди вынуждены будут обратиться к методам телепатии и передачи мыслей на расстояние, столь осмеянным некоторыми псевдоучеными, и, таким образом, можно будет ожидать скорейшего развития этого великого достижения. Так снова поносители и гонители будут способствовать продвижению осмеянного ими.

Имейте в виду, что встреченного в Праге англичанина мы совсем не знаем и потому неизвестно, до какой степени он достоин доверия. В погоне за чистотою английского языка он иногда совершенно меняет смысл им переводимого. Так было и с переводом «Агни Йоги», английский перевод которой он взялся переработать, но, как мне говорили англичане, он во многих местах совершенно изменил смысл, так что они предпочитают перевод Франсис Грант. Вероятно, чрезмерный пуританизм в стиле языка иногда приводит к искажению смысла.

Дорогие Рихард Яковлевич и Гаральд Феликсович, шлем Вам лучшие мысли и чувства. Время очень серьезно, но и оно пройдет. Под Щитом Сил Света пройдем все трудности. Трудности лишь приносят возможность и дают яркость жизни. Потому будем радоваться возможности усиления труда и напряжения всех способностей наших.

Сердечный привет Элле Рейнгольдовне. Очень хотелось бы услышать два-три слова от нее.

 

Е.И.Рерих – Ф.А.Буцену

26 ноября 1938 г.

Дорогой Федор Антонович, очень порадовалась Вашим двум последним письмам. Давно уже недоставало мне весточек о Вашей полезной деятельности, а также и о Ваших впечатлениях. Вы правы, что повсюду наблюдается тревога и многие как бы чего-то ожидают, и в то же время почти никто не думает о том, где же истинная причина сложившегося положения? Уже давно все устремились лишь к благоденствию тела, забыв, что нужно воспитывать и душу и укреплять дух в твердости устремления к общему благу.

Разве не малодушие и страх телесный продиктовали все поражающие капитуляции, наблюдаемые за последнее время, последствия которых, при существующей общемировой зависимости, конечно, не могут разрешиться так просто, как думают некоторые житейские мудрецы. Лжемир ничего, кроме разложения, не принесет. Вопрос только в том, кто воспользуется таким разложением? Сейчас, именно, не столько вооружение, сколько полное единение и здоровая твердость духа решат победу. Договоры потеряли всякое значение, в самое короткое время были нарушены уже шесть таких договоров и обязательств. Не знаю, кто может верить сейчас в какие бы то ни было договоры! Почему новые договоры должны быть крепче, какие к этому основания? Мы видим, что ориентации сменяются, как апрельская погода. Кроме того, мы знаем, что однажды предатель останется таким и при новом случае. Но во всем происходящем виден неумолимый закон кармы, час урочный наступил для многих стран, потому люди так легко поддаются массовому психологированию, пример тому паника, пережитая в некоторых странах, и кульминация ее в безобразном явлении массового психоза в Америке. Именно, перед нами яркий пример цивилизации без культуры духа.

Относительно Вашего труда могу сказать, что такая работа не может писаться в спешке. Необходимо собрать достаточный исторический материал и очень обдуманно скомпилировать его. Люди посвящают годы на такие труды, потому не спешите. Правильно, что Вы хотите писать о положительной стороне религии, и такая точка зрения, рядом с осуждением всякого изуверства, должна быть явлена. Именно, следует показать, что есть истинная религия и как в каждой церкви или в ответвлении единой мировой истины можно найти своеобразную красоту, очистив ее от позднейших наслоений и изуверств. Лучше какой бы то ни было храм, нежели совсем без храма. Человек, ни во что не верующий – мертв, ибо жизнь или эволюция может слагаться лишь началом ведущим, которое всегда будет идти впереди сознаний, к нему устремленных. И мы знаем, что устремление есть психическая энергия, которая является энергией всеначальной, или жизнью.

Религия произошла от слова «религаре», что означает связь, именно связь с Высшим. Потому все искренно стремящиеся по натуре своей религиозны и всегда сумеют создать себе достойный храм, в котором будет пребывать доступный их пониманию Свет Единой Истины.

Прекрасно, что имеются либеральные умы среди пасторов Вашей страны. Увы, нельзя того же сказать о православном духовенстве. По всем доходящим до нас сведениям из разных стран, уровень пастырей сильно упал. Косность старых становится все страшнее в своем оцепенении. Вспоминаем нашего друга митрополита Платона (в Америке), который очень сетовал, с одной стороны, на нетерпимость и невежество своих коллег, с другой, оплакивал полное неверие, особенно среди молодых служителей. Конечно, нетерпимость и недопущение есть та почва, на которой так успешно выращивается неверие. Нетерпимость и неверие всегда идут рука об руку. Потому для охранения религиозного чувства в народе нужна чуткая, доброжелательная терпимость при несокрушимой вере в ведущее Светлое Начало Добра. Вера должна быть подкреплена всеми научными достижениями и особенно из области парапсихических исследований. Такой материал, собранный во всех странах, во всех веках из свидетельств лиц достоверных, явился бы ценнейшим трудом.

Знакомы ли Вы с книгою «Lehrbuch der Religionsgeschichte, begründet von Chantepie de la Saussaye», изданной Альфредом Bertholet и Эдуардом Леманном[242]? Может быть, Вы найдете ее в библиотеке. Сын мой говорит, что книга эта очень неплохая и могла бы Вам пригодиться. В «Эзотерическом Христианстве» А.Безант имеются полезные упоминания и симпатичные страницы.

Да, люди труднее всего воспринимают, что под священными одеждами, под священным кровом может приютиться тьма. Они повторяют: «Крайности соприкасаются», или: «Чем ярче Свет, тем мрачнее тьма», но смысл этого скользит по их сознанию. Они не видят и переплетения света и тьмы в жизни каждого дня, откуда и проистекает сложность жизни. Не допускают, что все темное прежде всего устремляется против самого яркого источника света. История ничему не научила людей, ибо никто не интересуется именно историей роста сознания и мысли. Никто не хочет задуматься, как сложилось современное сознание и, в частности, его собственное, как установились те или иные понятия, которые и явились основной причиной настоящего положения вещей. Сейчас для поднятия нравственного уровня молодежи необходимо было бы обратить самое большое внимание на изучение гуманитарных наук. Падение интереса к ним ознаменовало возвращение к веку варварства, несмотря на всю его блестящую цивилизацию. Прочтите также книгу Карреля «Man the Unknown», в которой он говорит о современной цивилизации, ведущей к вырождению, она имеется в переводе на латышский язык.

Конечно, все изложенное Вами в Вашем майском письме о значении начал и семьи вполне правильно. Особенно по сердцу мне слова, что «жизнь наша должна быть сердечным богослужением». Именно в труде наша молитва Богу и служение ближнему. Люди должны снова обрести радость в радости своего ближнего, должны понять, что самость, злоба, зависть принесут только бедствия, и прежде всего самому носителю подобных чувств. Кто знает, в каких муках, в каких ужасах своего же порождения обретут люди понимание этого основного закона причин и следствий, которым держится и слагается вся Вселенная. Когда никакие земные меры не помогают, вернее, не принимаются, тогда космические силы вступают в действие, чтобы восстановить нарушенное равновесие. Много знаков посылаются на Землю, но люди или смеются над ними, или преследуют тех, кто обращает на них внимание или предупреждает о необходимости изменить мышление и понять, что общее благо – не пустые слова.

Потому приветствую каждое Ваше выступление во благо. Темы, на которые Вам приходится говорить, конечно, являются наиболее существенными и животрепещущими, так и продолжайте сеять доверенные зерна. В час урочный они принесут урожай.

Задержка в регистрации Общества нас удивляет, трудно допустить, чтобы оказались правы те, кто утверждает, что причину этого нужно искать в русофобстве. В моем сознании такое некультурное проявление как-то не укладывается, ибо я всегда считала Вашу страну в этом отношении передовой. Если в наш «просвещенный» век каждое научное или даже просто техническое открытие уже не является исключительно собственностью какой-либо одной страны, то тем более большой человек не может принадлежать одной национальности или одной стране. Что стало бы с современной культурой и цивилизацией, если бы мы наставили такие разграничения и воспрещения? Потому мотивировка, что раз кто-то не является подданным страны, то не может быть дано разрешение на существование общества его имени, кажется мне несовместимой с нашим представлением о Вашей чудесной стране. Кроме того, Общество имеет за собою уже стаж десятилетия и может указать на свою полезную культурную деятельность. Разве не издало оно ряд полезнейших книг, разве не собрало оно Музей, в который вошли произведения латышских, эстонских и литовских художников, разве не устраивало оно культурные вечера, лекции и собрания? Да и, к слову сказать, прадед и дед Н.К. были жителями города Риги. Дед прожил в Риге 50 лет. И сестры деда до сих пор живут в Латвии.

Радуемся, что первая часть Монографии близится к концу. Просили Г.Ф. отложить мысли о второй части, пока не будет распродана первая. Выслала мои письма в трех пакетах, но также прошу печатать их, только если денежные обстоятельства позволят это. Больше всего опасаемся перегрузить возможности и средства членов Общества.

Теперь о Вашем доверительном сообщении о Вашем семейном быте. Могу сказать – не горюйте, дорогой Федор Антонович, мужественно смотрите в глаза действительности. Припомните и евангельские притчи о домашних и близких человека. Да и народная мудрость гласит: «У каждого очага есть свой скелет». По мере расширения нашего сознания земное одиночество становится почти неизбежным. Но разве одиночество это не пополняется, и в гораздо большей степени, осознанием радости великому сотрудничеству в мирах тонких и служению Великому Свету? Придет час, и жизнь пробудит сердца молчащие. Для каждого приходит его час. Для кого раньше, кого позже, для некоторых даже лишь в будущих жизнях, но пробуждение наступит. Потому терпеливо отнеситесь к неготовому сознанию. Ведь редчайшее явление, чтобы в семье хотя бы два члена были солидарны во всех своих устремлениях. Даже при одинаковости устремления часто подходы настолько разнятся, что возникают трения. Вот почему при заключении браков так важно, чтобы сочетающиеся имели бы общность в самых краеугольных вопросах и устремлениях, но именно на это основное условие для согласного брака меньше всего обращается внимание.

Дорогой Федор Антонович, а все-таки и на Земле Вы не одиноки. У Вас есть друзья, близкие и дальние, которые Вас любят и дорожат Вами. А сколько сердец тянутся к Вам во время насаждения благих зерен? Можете ли Вы пересчитать их? Потому не грустите и претерпите неизбежные трения, у кого их нет. Помните, что и я очень люблю и дорожу моим корреспондентом, о котором в свое время было Сказано: «Пусть напишет тебе», – вот эти слова и легли в основу моего доверия к Вам.

Сейчас меня очень озаботило Ваше сведение о здоровье нашего Клементия Станиславовича. Пожалуйста, напишите, что с ним. Люблю его душу и посылаю ему самые сердечные мысли и силы к преоборению заболевания. Также и Вас прошу следить за своим здоровьем.

В изоляцию Швеции трудно верить, ибо прошел первый туман, наброшенный Мюнхенским позорным соглашением, и уже показались очертания нового и еще более грозного призрака, и многие начинают оглядываться и думать, нельзя ли снова заставить кого-то таскать каштаны для себя? Несправедливости, допущенные на разных соглашениях после мировой войны, тяжко сказываются на участвовавших в решениях и проведении их. Бумеранг возвращается к тем, кто его бросил, и с гораздо большей силой. Вы правы относительно Чехословакии: в какой бы то ни было форме допущенное предательство всегда карается, также однажды предатель всегда предатель. Незавидна роль, выпавшая на долю одноглазого участника. Здесь местное мнение было поражено бесславной сдачей.

Скоро в старшей группе среди членов, наиболее достойных доверия, начнут читать посланную мною рукопись «Надземное», но не дано Разрешения делать из нее выписки, ибо в эту рукопись вошли страницы из второй части «Братства».

Привожу Беседу из «Надземного».

«266. Вы знаете, насколько каждое познание встречается яростью невежества. Поистине, где больше свет, там чернее тьма. Но не нужно думать, что там будет лишь противодействие иллюзии, напротив, ярость тьмы возрастает в прогрессии и тьма не стесняется в средствах.

Часто можно наблюдать, как один член семьи, стремящийся к просвещению, встречает особое издевательство от всех прочих. При этом одному нужно собрать все мужество против грубых нападений всех остальных. Не часто окажется, что большинство стремится к Свету и может общими усилиями противостать тьме. Конечно, противоборство против тьмы поможет усовершенствовать силы, но тем не менее вопрос семейный будет всегда краеугольным.

Правильно осуждается поспешность решения семейного положения. Не может быть большего бедствия, нежели тьма в семье. Отсюда рождаются и бедствия будущего поколения. Мы печалуемся о семейных противоречиях, они лишают сил даже лучших борцов. Нужно подумать, сколько устремлений пресекается в самом зачатке. Сколько кощунств и злословия изливается там, где мог бы основаться очаг добра! И сколько может теряться ценной психической энергии. Люди не дорожат этим даром, он может разлиться, как панацея из разбитого сосуда. Нужно везде, где можно, помочь семейному началу.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.