|
|||
СОДЕРЖАНИЕ 21 страницаСейчас вся моя семья живет в Гималаях на высоте 6500 футов. Здесь у нас имеется дом и фруктовый сад. Наша долина славится своей красотою, и климат здесь близок швейцарскому. Мы все заняты с утра до позднего вечера. Сыновья мои – большие работяги, каждый поглощен своим творчеством. Ни один еще не женат и не интересуются никакими общественными увеселениями. Одним словом, могу гордиться ими. Н.К. пишет картины, пишет книги и напитывает прекрасными идеями, вроде Пакта Мира и Знамени Охраны Сокровищ и т.д., многочисленные общества, возникающие в разных странах вокруг его имени. Сама я тоже веду обширную корреспонденцию с членами этих обществ на духовные темы и компилирую и перевожу разные полезные книги. Пошлю тебе собранную мною книжечку о Сергии Радонежском. Собрала я и другую, «Основы Буддизма», она вышла на английском языке. Не знаю, владеет ли кто из вас этим безобразнейшим языком? Все книжечки подписываю псевдонимом, да еще разным. Пошлем тебе и книги Н.К. Ну, довольно о нас. Теперь перейду к родственникам. Саночка Муромцева с мужем и двумя дочками продолжает жить в Америке. Илья работает в фирме Вестингауза по своей специальности. Младшая девочка Галина работает при Университете, пристрастилась к биологии. Старшая Касатка не имеет специальности, но у нее хороший голосок, поет. Обе еще не замужем. Там же в Америке находится сейчас и Мариночка, дочка Сони Потоцкой, она замужем за довольно состоятельным финансистом, Марком Лос-Туккером. Кажется, он имеет банкирскую контору. У нее три мальчика, и, как пишет Саночка, мальчики способные и славные. Нока, ее сестра, тоже недавно вышла замуж за Сан-Галли в Париже. Брак, видимо, по любви, живут скромно и оба зарабатывают. Соня с Димой живут в Африке во французском Марокко, где Дима состоит директором заводов суперфосфатов. Соня часто наезжает в Америку. Мира Маркова с сыном и дочерью живет в Бельгии. Вторичным браком она вышла за полковника Реймана, но брак оказался неудачным, и они разъехались. Леля, сын ее, окончил университет по химическому отделу. Дочь недавно вышла замуж за своего же троюродного брата Чебыкина, сына Стаси, дочери дяди Васи. Сам дядя Вася давно уже умер за границей среди своих дочек в Александрии. О них мы ничего не слышим. Уже давно Саночка писала, что старшая Ниночка самоотверженно поддерживает своим трудом всю семью Чебыкиных. Сам Чебыкин вначале был шофером, долго был инвалидом, но уже несколько лет как умер. Вторая дочка дяди Васи, Леночка, живет в Америке и служит в какой-то торговой фирме, вероятно, этим она поддерживает Стасю и младшую сестру Долю. Вообще ни Мира, ни семья дяди Васи ничего нам не пишут. В начале 19 года видели Ваню Кутузова. Он с женою приезжал в Финляндию. Сейчас он в Южной Америке, в Бразилии. Очень тяжко пришлось ему. Он, видимо, надорвал здоровье на каких-то лесных работах. Сейчас у него что-то вроде язвы желудка. Если не жена, не знаю, как бы он выжил. Последнее письмо от них было в конце 35 года. О братьях его ничего не знаю. Людя Герст осталась в Петрограде, как-то существует. Недавно Сана получила от нее письмо, в котором она сообщает, что Кока женился во второй раз и что жена его очень милая и на днях у них родился сын, о Бобе ни слова. Нашего милого Степашу последний раз мы видели в Москве в 26 году, куда он приехал повидаться с нами. Наша азиатская экспедиция заехала и в Москву и через Сибирь проехала в Монголию, оттуда в Тибет. Он очень постарел, но ему удалось избежать особых преследований. Жилось ему трудно, перебивался уроками музыки, но все же удалось дать девочкам образование. Уже год как не имеем известий о нем. Раньше он писал нашим друзьям в Америку, и те пересылали нам в Индию. Сюда нельзя писать из нашей Родины. Знаем, что последние годы он состоял директором консерватории в Хибиногорске, который разросся в целый город. Дочки его остались жить в Петрограде и изредка наезжают к нему. Кажется, они еще не замужем, по-видимому, учатся и служат. Мне очень хотелось бы узнать о последних днях тети Стасюши. Отчего она умерла? Я очень, очень любила ее. Также и подробности о жизни Кати и Стаси. Твое письмо так остро воскресило прошлое. Знаешь ли ты, что бедная тетя Дуня умерла в припадке буйного помешательства? Она приехала к Мире в Бельгию, и очень скоро пришлось ее поместить в сумасшедший дом. Трудно поверить, чтобы это было возможно. Она была такая уравновешенная. Вероятно, тебе интересно узнать, как мы нашли родину в 26 году? Могу сказать, что видели много трогательного. Особенно поразила нас жажда к знанию среди народа и молодого поколения, которая все растет, как подчеркивают это многие иностранцы, посетившие нашу родину. В этом устремлении к знанию – залог великого преуспеяния. В 26 году страна была сыта. Магазины изобиловали съестными припасами. Но в остальном были большие недохваты. Поразила нас Сибирь своим грандиозным размахом и красотой природы. Встречный народ и матросы на пароходах оставили самое прекрасное воспоминание. Дорогой Яша, русский народ сохранил свою душу, и, пройдя через горнило тяжких испытаний, он, закаленный, восстанет и построит небывалую державу. Иван Стотысячный призван теперь к строительству, за ним черед развернуть великий потенциал души русской. За эти годы мы столько путешествовали, столько видели, столько испытали, и узнали психологию многих людей и народов, и научились смотреть беспристрастно на многое. Научились понимать причины многих тяжких следствий. Потому и скажем – кто старое помянет, тому глаз вон. Мое глубокое убеждение, что спасение мира придет от нашей родины. Вспоминается мне и пророчество схимника, жившего при последнем патриархе Тихоне, о Чертоге Небывалом, сужденном России. Так оно и будет. Много прекрасного, строительного и здорового совершается сейчас в нашей Родине. Пожелаем ей от всего сердца скорей занять уготованное ей место. Равновесие в мире возможно лишь при сильной России. Родной наш Яша, я верю, что мы увидим с тобою мощь и рост нашей Родины. Потому береги свое здоровье. Для этого самое важное не останавливаться мыслями на тяжком прошлом, но нужно устремиться поверх каждодневности и слепой очевидности в действительность и в будущее. Ничто так не обманчиво, как очевидность. Но можно научиться распознавать действительность. Ты, наверно, недоверчиво усмехнешься, что в наши годы мы можем устремляться в будущее, да еще после всего пережитого. Но, родной, я глубоко верю, вернее, знаю о непрекращающейся жизни, то есть о сознательной жизни после телесной смерти и о возвращении на Землю в новой телесной оболочке, потому вопрос смены состояния или смерти для меня утратил свою остроту. Также знаю, что в мире духа все сердечные связи не нарушаются, но крепнут и вновь переплетаются в новых оболочках при новых встречах. А кроме того, и длительность человеческой жизни сейчас сильно возросла. Сплошь и рядом можно встретить очень деятельных семидесятилетних и старше стариков и старух. Секрет долгой и полезной жизни – в непрестанной деятельности, в упражнении нашей мыслительной способности, в развитии так называемой психической энергии. Потому я собираюсь прожить еще несколько лет, чтобы увидать Родину и принести даже свой камень на построение будущего. Итак, мы увидим тебя и всю твою милую семью. Пусть и твои милые девочки и сыновья думают о широком приложении своих сил в недалеком будущем. Наши мысли строят и наше будущее. За эти годы мое мировоззрение получило твердые основы и расширилось приливом новых знаний и мыслей. Знаю, что жизнь есть великое накопление опыта, очередной урок, который мы должны выучить. Знаю, что вся радость – в духе. Именно радость есть особая мудрость, которую мы черпаем из познания беспредельности бытия и беспредельности познания. Ну, пора кончать, а то ты устанешь читать мои разглагольствования. Н.К. и мои мальчики целуют тебя и тетю Олю со всем молодым поколением. Родные, крепко обнимаю всех Вас. Яша, родной, не поленись написать. Письмо к нам обычной почтой идет больше трех недель, потому посылаю воздушной, что составит разницу в две недели. Прилагаю адрес Саны Муромцевой. [Дать] ей твой?
Е.И.Рерих – Е.Я.Драудзинь 17 сентября 1938 г. Дорогая и родная Екатерина Яковлевна, очень порадовали Вы меня своим письмом и присланной копией прекрасного доклада об основных принципах воспитания. Все было получено своевременно, но не смогла ответить тотчас же из-за недомогания и накопившихся спешных ответов моим корреспондентам. Я знала, дорогая Екатерина Яковлевна, что Вы оцените знак доверия. Храните его в воспоминании о виденном Вами. Ощущаемая Вами духовная депрессия и сонливость – явления весьма характерные для этой фазы Армагеддона. Явления эти не доказывают непременное духовное ослабление, но может происходить излишек в выдаче психической энергии не только на физическом плане. Темные силы действуют на всех планах, и не так уж много сознательных воинов или противленцев злу. При каждом решительном действии всюду приходится сталкиваться с теплыми, умалчивающими и уползающими. Потому Великие Учителя так ценят сознательных тружеников и просят беречь каждую крупицу психической энергии. Разве знаем мы, когда и где она больше всего понадобится в великой битве Иерархии Света с тьмой? Потому будьте бережны к своему здоровью в такое исключительное время, это будет не самостью, но лишь целесообразностью. Очень, очень одобряем Ваш доклад. Вы подчеркнули необходимость в воспитании тех основ бытия, которые обычно обходятся молчанием. Но кто же может возражать что-либо против принципа единства всего сущего, когда наука с каждым днем раскрывает перед человеком новые глубины бытия и расширяет возможности эволюции до бесконечности? Кто будет говорить против бессмертия, когда та же наука утверждает уже бессмертие одноклеточных? Именно недопущение непрекращающейся жизни и делает большинство людей такими инертными, такими безвольными и лишает их желания бороться за лучшие условия жизни. Если жизнь так коротка, то к чему подвергаться лишениям и гонениям? – так думают и предпочитают тянуть серую лямку. Осознание непрекращающейся жизни и постоянного обновления оболочек для новых опытов переродило бы человечество. Также кто будет отрицать значение иерархического начала, этого устоя каждого государства и каждого общественного устроения? Какой мыслящий человек может утверждать, что Мир не есть сцепление причин и следствий и что вся наша личная жизнь не слагается из закладываемых нами же причин и изживания их последствий? О культуре сердца, если кто и не поймет, ибо сердца большинства окостенели, то все же постесняется говорить против, потому о ней можно говорить без особого опасения. Хуже дело с равноправием полов. Это самый болезненный вопрос. Трудно даже представить себе, насколько сейчас он остро стоит во многих странах. Дико, нелепо, но и в нашу эпоху изумительных научных биологических открытий даже среди признанных выдающихся умов можно услышать мнение, что женщинам нельзя предоставить одинакового образования с мужчинами, а также нельзя, чтобы женщина стремилась к местам и профессиям, занимаемым мужчинами. Следовало бы спросить: собственно, какие же места и профессии нужно считать принадлежащими исключительно женщинам? При перечислении на долю женщин таких не остается. Неужели все значение женщины должно быть сведено к роли родильницы и кормилицы и увеселительницы мужчины? Но какого же низкого мнения о себе мужчина, если его увеселительница должна быть лишена высшего умственного развития? При этом эти «мудрецы», лишающие женщин высшего образования, тут же лицемерно провозглашают, что «назначение женщины гораздо выше», но в чем заключается это «выше», они нам не поясняют. Неужели в том, чтобы давать жизнь таким неудачным спесиментам, чисто «мужского» ума, и тем только увеличивать свою кабалу и способствовать вырождению человечества? Но нельзя насиловать психическую энергию, когда она требует своего выявления. Откуда же такое страшное увеличение психических заболеваний и все растущее количество слабоумных, которое наблюдается сейчас, и особенно в Америке. Так, по данным медицинской статистики, один из каждых двадцати человек в тот или иной период своей жизни – кандидат в сумасшедший дом. Количество слабоумных тоже потрясающее. Эти данные приводит Алексис Каррель в своей последней книге «Man the Unknown». Книга его интересна, но так как на всякого мудреца довольно простоты, то и в этом труде можно найти немало странностей. Именно Каррель в этой своей книге высказывает вышеприведенное мнение о женском образовании, хотя в другом месте он говорит, что нет никаких оснований считать женский ум ниже мужского. Хочется спросить: не страдает ли этот ученый тоже некоторой долей неуравновешенности в своем мышлении? Проводя идею эволюции в своей книге, он в то же время хочет остановить ее, предоставив женщине ограниченное право на существование и развитие[204], лишив ее места в строительстве жизни! Но нельзя идти против закона эволюции, и мы уже знаем, как дорого стоит человечеству каждое такое сопротивление. Причину тому видим во всех революциях. Привожу вам беседу из «Надземного». «Армагеддон нельзя понимать как только физическую войну. Армагеддон полон неисчислимых опасностей. Эпидемии будут среди наименьших бедствий. Главное пагубное следствие будет в психическом извращении. Люди утеряют доверие, привыкнут изощряться во взаимном вредительстве, приучатся ненавидеть все сущее за пределами своего жилья, впадут в безответственность и погрязнут в разврате. Ко всем безумиям присоединится еще одно, самое постыдное, опять возгорится борьба между мужским и женским началами. В то время когда Мы настаиваем на равноправии и полноправии, служители тьмы будут изгонять женщин из многих областей, именно где они могут принести наибольшую пользу. Мы говорили о новых трещинах в мире, но новая борьба между началами будет самой пагубной! Невозможно представить себе, какое разрушение может принести такая борьба! Ведь она будет сопротивлением против эволюции! Вы знаете, как дорого стоит человечеству каждое такое сопротивление. В этих судорогах будет извращаться молодое поколение. Платон говорил о прекрасномыслии, но какое прекрасномыслие возможно при вражде начал? Именно теперь должно думать о полноправии, но тьма захлестывает самые напряженные области. Скажем, что все темные нападения обернутся на пользу. Униженные в Кали-Юге будут вознесены в Сатья-Юге, но не забудем, что эти годы Армагеддона самые напряженные. Даже здоровье должно быть особенно охраняемо. Космические токи могут способствовать многим заболеваниям. Нужно принять во внимание неповторяемость времени. Некоторые полагают, что избежание войны уже разрешит все проблемы. Близорукие, они не замечают, что горшая война у них в недрах дома. Они полагают, что можно обмануть эволюцию! Но все же существуют те просторы земные, где эволюция растет, и там Наша забота. Мыслитель завещал, чтобы хранили дары всех Муз. Только такие накопления помогут преобороть тьму»[205]. (Знамя Охраны Сокровищ.) Да, эволюцию обмануть нельзя, и пришло время, когда птица человечества уже не может летать на одном крыле, как сказал Вивекананда, который, прозревая будущее, утверждал возрождение Индии через пробуждение к деятельности ее дочерей. Один близорукий современный мыслитель пишет, что «со времени великой войны прошло почти двадцать лет, но что дали женщины за это время своей эмансипации?». Но, во-первых, эмансипация эта весьма и весьма ограниченная, во-вторых, нужно проявить ум, осведомленность и справедливость и понять, что двадцать лет – время слишком ничтожное для какого-либо заключения. Процентное отношение женщин, получивших за это время высшее образование и доступ к некоторым профессиям, слишком ничтожен по сравнению с мужской нормой, потому не может быть и сравнения. Некоторые предубежденные умы в подтверждение своего мнения о низшем положении женщины, якобы установленном самой Природой (?!), любят приводить примеры общеизвестных гениев человечества, которые все будто бы были исключительно мужского начала. На это можно было бы сказать им: если бы мужчины находились на протяжении многих тысячелетий в таком же рабстве или, в лучшем случае, в такой же опекаемости, как женщины, то и они не развили бы своих способностей. Ибо гений есть две трети упорного труда в нескольких воплощениях в одном направлении и одна треть способностей. В жизни обстоятельства делают великого человека. Именно эти обстоятельства всегда были против женщин. Но пора прекратить выказывать такое предубежденное невежество и начать собирать верные исторические данные, а тогда мы увидим, что даже среди ограничений, которые накладывались на женщину, она все же дала немало выдающихся характеров во все века и на всех поприщах жизни. Но мужской эгоизм не только никогда не интересовался признанием женских заслуг, но, именно, где только возможно, всегда старался отовсюду вычеркнуть женское участие и достижение. То же самое замечается и сейчас. Особенно ярко мы видим это на замалчивании имени Е.П.Блаватской. Труды ее читаются, многие ими пользуются, но никогда нигде не упомянуто ее имя. Между тем ее труд является величайшим трудом прошлого столетия – таково мнение одного из Великих Учителей. Ни один современный ей философ или ученый, ни один историк не мог осилить такого труда. А кто упоминает сейчас гениальную математичку Ковалевскую? Если женщина захочет, она может достичь самых больших высот и в науке, и в искусстве, но нужно лишь захотеть. Мужчина, в силу установленного им общественного строя, вырабатывал в себе на протяжении многих воплощений ту или иную способность. Так и женщина, получив доступ и возможность к развитию своих сил и утвердив в себе устремление и настойчивость, достигнет блестящих результатов в самом ближайшем будущем. Мое сердце так болит за женщин, и особенно видя, как еще многие женщины сами унижают себя и задерживают свою эволюцию. Сейчас время героическое и нужны женщины-подвижницы во всех смыслах и на всех поприщах. Но неужели же Ваш прекрасный доклад мог бы рассматриваться как агитация? Конечно, знаю, что косные представители духовного воспитания молодежи особенно восстают против некоторых затронутых Вами основ, но разве в Вашей стране теософы подвергаются остракизму со стороны правительственных кругов? Каким же образом разрешается тогда теософическая литература? Каким образом были разрешены и книги Живой Этики? Но кто же будет отрицать, что идеология современной молодежи складывается сейчас не в школе, которую они перерастают, не успев ее закончить, но на книгах, жадно ими поглощаемых. И нужно сказать, что книги эти дают им несравненно больше, чем годы, проведенные ими в школьной темнице. За последнее десятилетие в англосаксонских странах вышло много прекраснейших популярных книг по многим отраслям знания, а также затрагивающих самые насущные проблемы. Книги эти дают молодежи возможность не только пополнить недостающие им знания, но помогают сложить идеологию, идущую в ритм с выдвинутыми задачами и потребностями Новой Эпохи. Программы школ еще не умеют приспособляться к темпу жизни. Роль книги невозможно учесть!!! Идеология, проводимая в книгах Живой Этики, идет в ритм с требованием Новой Эпохи, и именно молодежь, воспитанная на этих книгах, создаст авангард нового и более счастливого мира, где все высшие ценности будут поставлены во главу и будет осознано все великое значение психической энергии в ее разнообразных свойствах и приложении. Носители ее будут рассматриваться как сокровище государства. Потому приветствую Ваш прекрасный доклад. Следует немного развить его и затем напечатать отдельной брошюрой. Пусть он ляжет основанием для накопления целого ряда таких полезных книжечек. Когда будут выбираться из всех книг Учения определенные темы, нужно будет указать, что выдержки эти собраны из книг серии Живой Этики. Иначе у кого-то сложится впечатление, что это какая-то самостоятельная книга из серии Живой Этики. Не удивилась тому, что Вашу группу не включили в программу. Такая забывчивость очень понятна. Трудно вступать в нечто уже установившееся и вполне определившееся. Всегда будете наталкиваться на всевозможные препятствия и трения. Думаю, что нужно строить по-своему и начать с очень небольшого. Обстоятельства укажут возможности и путь развития. Собирайте, подготавливайте материал, знакомьтесь с существующими просветительными и воспитательными организациями, чтобы позаимствовать некоторый опыт, и постепенно сделается лучший отбор. Но вполне согласна с Вами, что до перерегистрации нужно проявить большую осмотрительность, чтобы не подать повода к каким-либо злотолкованиям. Темные не дремлют. Ваша мысль иметь кроме главного руководителя группы еще помощника ему вполне жизненна, и ничего возразить против нее нельзя. Конечно, главная трудность в том, чтобы такой помощник был на высоте. Именно, самое трудное – это достичь единения сознаний. Нужны годы и годы совместного труда и единого устремления. Потому мы радуемся каждому проявлению единения. Успешное строительство возможно лишь на этой основе, и люди должны будут ради своей же пользы научиться осуществлять сотрудничество. Также понимаю все Ваши заботы о Г.Ф. Конечно, для каждой научной работы нужно накопление материалов. Думается, что труд Г.Ф. должен находиться сейчас в периоде такого накопления. Ведь он еще так недавно начал свою практику и лечение по системе своего отца. Потому ему необходимо накопить достаточный и вполне обоснованный материал. Но мог ли он уже собрать его в такой краткий период? Что меня беспокоит, это чрезмерное количество пациентов, которое, вероятно, оставляет ему весьма мало времени на тщательную запись всего процесса каждой интересной и необычной болезни, которую ему приходится наблюдать. А именно эти записи должны лечь в основании его научной работы. Кто может помочь ему в этом? Запас его психической энергии велик, и, конечно, не так лекарства, как именно эта благодать исцеляет его пациентов. Все великие целители-врачи исцеляли своей психической энергией, и некоторые из них прекрасно сознавали это и потому назначали своим больным наипростейшие лекарства, которые не могли ничему повредить. Думается мне, что он мог бы успешно исцелять тяжелые нервные заболевания, но толкать его на это не отваживаюсь, ибо сам дух должен указать ему, какая область ему ближе. Никакое насилие там, где это касается такого исключительного дара психической энергии, недопустимо. И осознание им этого своего дара особенно ценно, ибо сознательно направленная энергия действует гораздо сильнее. Но не думаете ли Вы, что если бы Гаральд выпустил сейчас в печать свое кредо, то тут и началась бы настоящая вакханалия. Поделитесь со мною Вашими соображениями, дорогая Екатерина Яковлевна, осветите положение, тревожащее вас. Вы знаете, что мне все близко, что касается Гаральда, уже в память его отца, которого я хотя никогда и не встречала, но чей облик был несказанно мил и дорог моему сердцу. Родная Екатерина Яковлевна, радуюсь каждой Вашей весточке, ибо сердцем чую в Вас прекрасную и мудрую сотрудницу. Буду очень признательна Вам за каждую помощь в поддержании единения среди членов Общества и особенно в Женской Секции. Так хотелось бы, чтобы именно женщины показали пример солидарности, широты взгляда и деятельного сотрудничества. Между прочим, запросила ли наша женская группа Эдинбургский Женский Конгресс о присылке их литературы и отчетов их деятельности. Ведь путем такого обмена могут завязаться регулярные сношения и широкое обоюдное ознакомление с разнообразной деятельностью многочисленных женских организаций. Ведь немало уже делается и достигается женщинами в различных странах на обоюдную пользу. Недавно прочла в газетах об очень успешной женской колонии, основанной краснокожими индианками в Северной Америке. Женщина проснулась на всем протяжении планеты, и можно ожидать ускорения эволюции. Дорогая Екатерина Яковлевна, Вы спрашиваете, можно ли переводить «Тайную Доктрину» с русского перевода – конечно, можно. Я придерживалась возможной точности в своем переводе и сравнивала английский оригинал с французским переводом. Во французском издании нашла и опечатки и пропуски. Существует и немецкий перевод. Конечно, в первый том вкралось немало недосмотров и опечаток, потому я пришлю Вам копию сделанных мною поправок. Ведь я не имела никого, кто мог бы мне помочь с этим огромным трудом. Моя маленькая переписчица еще не одолела премудрость грамматики, кроме того, абсолютно не понимала, что она переписывает, и потому, давая ей переписать исправленный лист, всегда была вероятность исправления одних ошибок, но зато появления новых. И, увы, как я вижу, так оно и было, и не раз. Труд этот я предприняла по Указанию Владыки, иначе я никогда не отважилась бы на него. Со временем к нему нужно будет издать полный индекс, как это имеется в английском издании. Сейчас ни одна серьезная книга уже не выходит без более или менее полного индекса, и это так помогает при изучении труда. Если Вы приступите к переводу «Тайной Доктрины», то, пожалуйста, не стесняйтесь запросить меня, если что-либо будет Вам не ясно. Ведь и в английском оригинале есть ошибки и неясности. Заинтересовался ли кто сделать индекс для всех русских книг Учения? Ведь эту работу могли бы сделать русские ученицы и последовательницы Учения. Такая работа совершенно необходима. И милый М.Стребейко мог бы напечатать на своем мультипликаторе. Шлю Вам, родная, всю радость мою Вашей деятельности и заботам о любимом нашем <...>[206].
Е.И.Рерих – З.Г.Лихтман и К.Кэмпбелл 30 сентября 1938 г. Родные наши Радночка и Амридочка, очень обеспокоены частыми прихварываниями Радночки. Сейчас нужно особенно следить за здоровьем. Трудные дни, переживаемые сейчас всем миром, тяжко сказываются на самочувствии. Безумие некоторых вождей и вопли ненависти, посылаемые толпами, подстрекаемыми безответственными лицами к самоистреблению, отравляют пространство на дальние расстояния. Никогда еще не чувствовала себя такой истощенной, такой слабой. Понимаю, что и Вы, родные наши, должны чувствовать себя утомленными, и потому прошу Вас, следите за здоровьем. Остерегайтесь простуды. Сейчас много новых эпидемий, которые можно назвать армагеддонными, и выражаются они общим воспалительным процессом слизистых оболочек. Потому при всех заболеваниях нужно принимать меры как при островоспалительном процессе. Все, что Вы пишете о Смите, очень огорчительно. Начинаю сожалеть, что не обратились к его русскому коллеге, которого тоже рекомендовал Небольсин. Думаю, что русское мышление оказалось бы более гибким и находчивым. Зиночка горюет, что Смит не понимает значения моральных обязательств, но, видимо, отсутствие морального чувства является уже злостной эпидемией. Это обстоятельство подчеркивает и Алексис Каррель в своей книге «Man the Unknown», в которой он дает картину состояния мышления и нравов современного американского общества и указывает на неминуемое вырождение, если не будут приняты оздоровляющие меры. Всем очень советую прочесть эту книгу, читается она легко. Привожу Вам выдержку страницы 152, которая очень зазвучит в Вашем сознании: «Moral sense is almost completely ignored by modern society. We have, in fact, suppressed its manifestations. All are imbued with irresponsibility. Those who discern good and evil, who are industrious and provident, remain poor and are looked upon as morons. The woman who has several children, who devotes herself to their education, instead of to her own career, is considered weak-minded. If a man saves a little money for his wife and the education of his children, this money is stolen from him by enterprising financiers. Or taken by the government and distributed to those who have been reduced to want by their own improvidence and the shortsightedness of manufacturers, bankers and economists. Artists and men of science supply the community with beauty, health and wealth. They live and die in poverty Robbers enjoy prosperity in peace. Gangsters are protected by politicians and respected by judges. They are the heroes whom children admire at the cinema and imitate in their games. A rich man has every right. He may discard his aging wife, abandon his old mother to penury, rob those who have entrusted their money to him, without losing the consideration of his friends. Homosexuality flourishes. Sexual morals have been cast aside. Psychoanalysts supervise men and women in their conjugal relations. There is no difference between wrong and right, just and unjust. Criminals thrive at liberty among the rest of the population. No one makes any objection to their presence. Ministers have rationalized religion. They have destroyed its mystical basis. But they do not succeed in attracting modern men. In their half-empty churches they vainly preach a weak morality. They are content with the part of policemen, helping in the interest of the wealthy to preserve the framework of present society. Or, like politicians, they flatter the appetites of the crowd. Man is powerless against such psychological attacks. He necessarily yields to the influence of his group. If one lives in the company of criminals or fools, one becomes a criminal or a fool»[207]. Следовало бы указать на эту страничку судьям и адвокатам. Удалось ли Кудашеву устроить еще одно полезное свидание, о котором писала Зиночка? Неужели же нельзя растолковать Плауту, что мы все никогда не передавали наших шер и наших прав Хоршу и что их сфабрикованная машинная копия с несуществующего документа не может быть принимаема в суде! И это одно уже есть причина для пересмотра дела сначала. Тогда же должен быть пересмотрен и вопрос о «векселях». Так как не может быть игнорировано в суде письмо Хорша, все аннулирующее! Также Смит, казалось бы, мог вставить в свою петицию фразу, что Святослав не получил денег за свою переданную на сохранение собственность. Ведь получение таких сумм от корпорации непременно должно было пройти через книги и остаться в документах. В этой же петиции следует упомянуть о наших исках Хоршу, этими упоминаниями можно прервать сроки, чтобы потом нам же не сказали об утере каких-то сроков.
|
|||
|