Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Поволжский регион



Поволжский регион

Поволжский регион охватывает области по среднему и нижнему течению Волги (Нижегородская, Ульяновская, Пензенская, Самарская, Саратовская, Астраханская) и русские сёла поволжских республик (Мордовия, Марий Эл, Татарстан, Чувашия). Особенности заселения края русскими и взаимодействие их с культурой других народов сказались на характере фольклора, в целом весьма неоднородном.

Существование старинных песенных типов в обрядовом земледельческом фольклоре поволжского региона может быть связано с появлением здесь славян в первые века н. э. В Нижегородской и Пензенской областях сохранился праздник проводов весны «Похороны Костромы». Поздравительные колядки («авсени», «овсени», «таусени»), характерные для центрального региона, в Поволжье поются и в русских, и в мордовских сёлах. До настоящего времени бытуют весенние обрядовые хороводы, троицкие песни. Сохранили старинный стиль (малоступенные звукоряды, ангемитоника, типовые ритмоформулы) свадебные песни, в т. ч. популярная до сих пор «Не было ветру». В своеобразных вариантах существуют прощальные свадебные («Ты река ль моя, реченька», «Из-за лесу, лесу тёмного» с севернорусскими элементами), хороводные («Как по морю», «Во лузях»), протяжные («Не велят Маше»).

Для Поволжья характерна значительная доля жанров, связанных с мужским пением (одиночным и хоровым): трудовые, рекрутские, молодецкие песни, казачьи песни с различной тематикой. Формирование их относится приблизительно к кон. 15–17 вв. и связано с заселением окраин государства «служилыми людьми» (со временем лирические и лирико-эпические песни перешли в женскую традицию). Молодецкие песни сложились на Дону и в Поволжье и стилистически связаны с казачьей либо крестьянской традицией (в зависимости от среды бытования один и тот же сюжет получал разное музыкально-поэтическое воплощение); самая известная – «Вниз по матушке по Волге». В условиях артельного труда лесосплавщиков и бурлаков, сходившихся на Волгу из разных губерний, сложились трудовые песни и припевки (первые записи сделаны М. А. Балакиревым); самые знаменитые бурлацкие – «Эй, ухнем!» и «Дубинушка» (записана более чем в 70 вариантах). Благодаря вниманию со стороны композиторов и исполнителей (Ф. И. Шаляпин) они вышли за пределы быта и приобрели значение «песен о народе». В качестве трудовых («под ногу») пели также хороводные и плясовые песни («Во лузях», «Катенька весёлая», «Заиграй, моя волынка»), при сплаве леса на плотах – протяжные (рекрутская «Собирайтесь-ка, братцы-ребятушки»), на досуге – «перегудочные» (плясовые и шуточные под балалайку) и «голосовые» (протяжные). Трудовые припевки до кон. 20 в. были популярны среди рыбаков Астраханской области.

В сельском быту живут лирические песни и романсы, многоголосные протяжные «компаньишные» песни, игровые хороводы, пляски под балалайку или гармонь, частушки с инструментальным сопровождением или «под язык» (имитация балалаечного наигрыша), одиночная или ансамблевая игра на гармони, балалайке, мандолине.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.