Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Северный регион



Северный регион

Народная музыка этого региона (Новгородская, Ленинградская, Архангельская, Вологодская, Кировская области, прилегающие районы Мурманской, Псковской, Ярославской, Костромской, Нижегородской областей, русские сёла Карелии и Республики Коми) представляет собой сплав двух традиций, специфика которого обусловлена сложным и неравномерным характером освоения Севера русскими и проявлением финно-угорского субстрата. Северо-западная традиция охватывает обширные земли, исторически связанные с распространением культуры Великого Новгорода и Пскова, собственно северная – земли, население которых пришло из Северо-Восточной Руси; границы между ними неопределённы, на локальном уровне традиции нередко сосуществуют чересполосно.

Весь регион отличается развитостью эпических жанров и плачей, своеобразием колядок («виноградий»), развёрнутым свадебным обрядом, многообразием лирических песен с развитым многоголосием, величавыми хороводами, обилием шуточных песен-скоморошин, старинными пастушьими наигрышами и игрой на гуслях. Календарные обряды с полным годовым песенным циклом сохранились лишь в районах Псковской области, граничащих с западным регионом.

Главная достопримечательность Русского Севера – музыкально-поэтический эпос, веками живший в памяти сказителей, поддерживаемый артельным промысловым бытом. Северная сказительская традиция главным образом одиночная, напевы – речитативного типа. Открытие живой былинной традиции в рыбачьих сёлах Прионежья произошло в сер. 19 в. (П. Н. Рыбников, А. Ф. Гильфердинг). Мастера-сказители Т. Г. Рябинин (основатель сказительской династии Рябининых) и В. П. Щеголёнок в 1871 были приглашены в Санкт-Петербург, где поразили аудиторию оригинальными напевами («О Вольге и Микуле», «Как во городе стольно-киевском», «Из того ли города из Мурома»). В 1894 в Москве былины с голоса И. Т. Рябинина были впервые записаны на фонограф. Композиторы с энтузиазмом отнеслись к открытию былин, Н. А. Римский-Корсаков, М. А. Балакирев, М. П. Мусоргский, А. С. Аренский ввели их в свои произведения. Так тысячелетняя традиция, сохранившаяся на северной окраине, вернулась в общекультурное движение России, оказала влияние на эпическое направление в профессиональном искусстве. Среди наиболее известных северных сказительских династий – Крюковы, Чупровы. В 20 в. записано несколько былин онежской традиции («Добрыня и Алёша» сказителя К. Д. Андрианова), пинежско-беломорской («Илья Муромец и Чудище» М. Д. Кривополеновой) и мезенско-печорской («Илья Муромец и Сокольник» сказителя Е. П. Чупрова). Сказительская традиция сохранялась на всём Русском Севере, постепенно угасая, до 1950–60‑х гг.

Свадебный обряд северного региона – драматическое действо с плачами и эмоционально насыщенными прощальными и величальными песнями. В собственно северной традиции плачи значительно преобладают, в северо-западной количественное соотношение песен и плачей сглажено. Различия есть и в стилистике песен. Высокий художественный уровень песенной культуры северо-западной традиции известен по сборникам Н. А. Римского-Корсакова, М. А. Балакирева, А. К. Лядова. Аудиозаписи кон. 20 в. показывают, что местами здесь ещё живы отголоски свадебного обряда. О развитости инструментальной музыки в новгородских землях свидетельствуют тексты песен и былин, иконографические и археологические материалы. В деревнях Новгородской и Псковской областей до настоящего времени живут гусляры, играющие главным образом на инструментах собственного изготовления (обнаружены в 1980‑х гг. экспедициями Санкт-Петербургской консерватории).



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.