Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Южный регион



Южный регион

Устная музыкальная культура региона сложилась в 16–18 вв. в связи с укреплением и заселением южных рубежей Русского государства. Различаются 2 традиции – казачья донская (образовалась в Области войска Донского; охватывает Волгоградскую и Ростовскую области) и курско-белгородская (главным образом на территории Курской и Белгородской областей). Южнорусские элементы проявляются в фольклоре прилегающих областей (Воронежская, Липецкая, Тульская, Орловская, Калужская, Тамбовская, Рязанская).

В казачьей традиции присутствуют общие для южного региона черты: большая роль воинских и эпических песен, обилие плясовых хороводов, праздничный в целом характер свадебного обряда. Связи с другими традициями объясняются заселением Дона выходцами из разных регионов. Основные особенности: существование многоголосных былин и былинных песен, значительное количество исторических песен разных типов (т. н. беседные и походные), большая роль мужского пения, сложные формы многоголосия (наряду с гетерофонией, подголосочная и контрастная полифония). Основу традиции составляют лирико-эпические песни о воинской судьбе. Донская песенная традиция открыта в нач. 20 в. А. М. Листопадовым. Основные жанры казачьей песни и в настоящее время живут в быту не только донских, но и терских, астраханских, кубанских, уральских, сибирских казаков.

Особая ветвь казачьей традиции – фольклор некрасовцев, предки которых в нач. 18 в. ушли с Дона (об этом песня «Не заря, заря занималася»). Концертные выступления вернувшихся в Россию некрасовцев (последние группы прибыли в 1962) вызвали сенсацию: их фольклор не только сохранил прежние традиции, но и обогатился «восточными» элементами под влиянием жизни в «Туретчине» (издана грампластинка «Казаки-некрасовцы на чужбине и в России», 1987). Особенно интересны песенные былины – одноголосные и многоголосные – с развёрнутыми сюжетами и более архаичной стилистикой, чем донские. Излюбленные песни некрасовцев – хороводные «крыловидные» (по местной терминологии), т. е. сопровождающие хороводы специфической формы. Курско-белгородская традиция изучается с 1930-х гг.; отличается значительной ролью воинских песен и хорошей сохранностью земледельческого фольклора, в т. ч. обилием плясовых хороводов (местные названия – «танки́», «карагоды», «алелёшные»), приуроченных к датам земледельческого календаря. Среди календарных встречаются песни, сохранившие стилевые признаки раннего, общеславянского, типа. В свадебном обряде наряду с большим количеством плясовых и хороводных сохраняются древние строгие обрядовые песни и причитания. Публикации 1950‑х – нач. 2000‑х гг. (А. В. Руднева, В. М. Щуров и др.) дают полное представление о курско-белгородской традиции, которая до сих пор переживает расцвет (издана грампластинка «Народная музыка Южной России», 1989). Для неё характерны сильное звучание, активный ритм (народная терминология отразила его своеобразие: «пляска в две ноги», «пляска в три ноги»), 4–5-ступенные целотонные звукоряды, сложные виды гетерофонии. Для сопровождения карагодов используются кугиклы, двойная жалейка, тростниковые дудки, скрипки и балалайки.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.