Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Центральный регион



Центральный регион

Центральный регион объединяет ряд областей вокруг Московской области (Владимирская, Ивановская, Нижегородская, бо́льшая часть Рязанской, Тульской, частично Воронежская, Орловская, Калужская, Ярославская, Тверская, Костромская). Согласно исследованиям В. М. Щурова, для центрального региона характерна ведущая роль жанра лирических песен, вобравших черты многих местных традиций. Жанровые разновидности лирических песен: протяжные лирические и лирико-эпические песни крестьянской традиции; лирические городские (песни, канты, романсы); песни смешанного типа, сочетающие элементы крестьянской и городской песенности (песня-романс, народный романс, казачий романс). Стилистика лирических песен оказала влияние на др. жанры – свадебные, хороводные, эпические. Протяжная лирическая песня как оригинальный жанр среднерусского фольклора – одно из кульминационных явлений народного творчества, оказавшее влияние на всю русскую культуру. Народная терминология, обозначающая лирические песни как «долгие», «голосовые», «проголосные», «протяжные», отразила их стилистику: распевы слогов, долгое развёртывание напева. Лирические песни поют и в наши дни, они эмоционально не устаревают, поскольку обращаются к кругу личных переживаний. Тематика их многообразна, много песен посвящено девичьей и женской доле («Весёлая беседушка», «Лучинушка», «Прощай, радость», «Надоели ночи, надоскучили», «Эх ты, Ваня»). Лирико-эпические песни, т. н. молодецкие, отличаются развёрнутыми сюжетами, в их основе – переплетение личной судьбы с событиями общественного значения (самые известные – «Уж вы, горы», «Уж ты, поле», «Уж ты, степь»). Местные варианты различаются деталями сюжета, но сохраняют главную тему: смерть доброго молодца (казака, солдата, ямщика) в дальнем краю. Согласно А. М. Мехнецову и др. исследователям, возникновение молодецких песен связано с эпохой этнической консолидации и борьбой за независимость Руси в 14–15 вв. Текст песни «Не шуми, мати зелёная дубравушка» (в основе сюжета – размышление о своей судьбе накануне царского суда) получил известность благодаря сборнику М. Д. Чулкова («Собрание разных песен», ч. 1–4, 1770–74), а затем произведениям А. С. Пушкина («Дубровский», «Капитанская дочка»). Первая нотная запись песни сделана В. Ф. Одоевским в нач. 1860‑х гг. с голоса ярославского крестьянина И. Е. Молчанова (опубл. в 1998). Кроме того, изданы её варианты – подмосковный («Сборник русских народных лирических песен Н. М. Лопатина и В. П. Прокунина», ч. 1–2, 1889) и донской (записан А. М. Листопадовым). Календарные обряды и песни сохранились не везде и не в полном объёме, среди них преобладают новогодние поздравительные («авсени»), подблюдные и троицкие. Игровые хороводы сопровождаются неторопливыми песнями с изящной прихотливой ритмикой. О разнообразии и красоте свадебных песен можно судить по современных материалам. Множество песен записано в экспедициях Московской консерватории под руководством Н. Н. Гиляровой и др.

Инструментальная музыка – это пастушеские наигрыши на духовых и барабанке (деревянный идиофон), ансамблевая игра разными составами, сопровождающая хороводы и пляски. Ещё в кон. 19 в. прославились, выступая в России и за её пределами, ансамбли владимирских рожечников, исполнявшие плясовые, хороводные и лирические песни. Появление ансамбля однородных инструментов («хор» рожков 4 разновидностей), играющего многоголосные песни, в свою очередь связано с развитием лирической песенности и подголосочной полифонии, отличающей фольклорную традицию центрального региона.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.