|
|||
Глава шестаяГлава шестая
Шри Нарада сказал: «Дорогой Шаунака, мудрецы (люди, наделенные интуитивным разумом) постоянно воспевают славу Шри Вишну. Они медитируют на Него и повторяют священные мантры. Поэтому я продолжу мое обсуждение трансцендентных подвигов Бхагавана Шри Нараяны, древа желания для Своих преданных, и ты можешь с преданностью послушать об этом. В древние времена жил удачливый мальчик Дхрува. Он нашел прибежище в повторении Вишну -мантры и достиг Вечной Обители Блаженства, которая не подвергается разрушению. Эта Обитель находится за пределами Сатьялоки Брахмы, высшей планеты вселенной. Некогда жил император Уттанапада. Он был столь могуществен, что при упоминании его имени, враги дрожали в страхе. Его добропорядочные подданные чувствовали себя, словно под защитой Господа Вишну, тогда как злобные личности знали его как Господа Шиву в момент разрушения вселенной. Уттанапада был объектом прославления всех его подданных: более того, даже боги на небесах восхваляли императора. Его достойный сын Дхрува был великим преданным Шри Хари. Благодаря огромным духовным заслугам в прежних рождениях, семья преданных получает в награду сына-вайшнава, преданного Шри Хари. Хотя царь был идеальным правителем и высоко религи озным человеком, все же он не так дорожил второй царицей Шримати Сунити, искренне преданной ему, как первой царицей - Шримати Суручи. Поистине трудно для семейного человека быть безукоризненным во всех отношениях. Хотя царь Уттанапада был идеальным царем, все же его пристрастное отношение к царицам принесло ему дурное имя, запятнав его высокую славу. Так или иначе, у Шримати Сунити был сын, которому царь Уттанапада дал имя Дхрува, но этот сын также не мог получить полной любви своего отца. Дхрува был преданным Бхагавана Нараяны. У Суручи также был сын по имени Уттама, которого царь сильно любил. Однажды Дхрува увидел, как отец ласкает Уттаму, сидящего на его коленях. По-детски невинно он побежал к отцу и хотел взобраться к нему на колени. Но царь Уттанапада, который был под каблуком у Суручи, матери Уттамы, испугался, что она не одобрит его привязанности к Дхруве. Суручи заметила, что Дхрува пытался забраться на колени отца, и с несдержанной гордостью в присутствии царя злорадно сказала: «О безрассудный ребенок, разве ты заслуживаешь сидеть на коленях царя? Если ты так жаждешь этого, тебе следует совершать великую садхану, чтобы родиться из моего лона. Поскольку ты родился от царя, но из лона моей приемной сестры, ты не достоин этого. Как брахман, рожденный в провинции Кикате, которая не является святым местом, никогда не будет радушно приниматься, так и тебя, рожденного из лона Сунити, царь не может любить как моего сына. Когда семя посажено в нечистом поле, его нельзя использовать для святых целей. Хотя ты родился из семени царя, моего мужа, но не из чистого лона моей приемной сестры, поэтому ты неудачлив. Для тебя колени царя слишком высокое положение. Только тот, кто рожден из моего лона может занимать их. На коленях царя может сидеть лишь наследник царства». Услышав эти горькие слова от мачехи Суручи, которые она сказала в присутствии царя, Дхрува тяжело вздохнул и громко заплакал. Слезы струились из его гневных глаз, смывая пыль с его груди. Он покинул это место и пошел к своей матери. Она с нежностью посадила его на колени и спросила о случившемся. Дхрува все еще всхлипывал, и губы его дрожали. Немного успокоившись, он рассказал матери о грубом обращении с ним мачехи. Обожженная печалью, словно высохшая лоза перед лесным пожаром, она обдумала слова своей приемной сестры, с горечью и болью в сердце она, плача, стала успокаивать своего сына: «Дорогой мальчик, не надо сокрушаться, удача может отвернуться от тебя. Не питай вражды к своей мачехе. Суручи сказала правду. Я родила тебя и вскормила молоком своей груди. Я - законная жена царя, и он зачал тебя в моем лоне. По всей вероятности я неискренне поклонялась Нараяне, Верховному Господу, поэтому, будучи моим сыном, ты не так удачлив. Это наша судьба и поэтому не позволяй злым чувствам к своей мачехе завладеть твоим сердцем. В прошлых рождениях мы не поклонялись Шри Нараяне, Дарителю удачи, и теперь должны страдать и чувствовать нужду. Какое бы несчастье не случилось с нами, мы должны его терпеть. В твоем сердце не должно оставаться никакого сожаления. Царь - твой почитаемый отец, Суручи, как и я, - твоя мать. Как Шри Парвати, благодаря покаяниям, заслужила благосклонность Шри Шивы, возможно в прежнем рождении Суручи также, совершая епитимьи, получила редкую привилегию стать любимицей царя. Ты должен всегда слушаться старших: таким образом, ты обеспечишь себе долгую жизнь. Ты родился из моего чрева и считаешься недостойным сидеть на коленях царя. Поэтому лучше к этому не стремиться. Но если ты действительно намереваешься заслужить высокое место, где нет вражды, тогда ты должен умилостивить Парамапурушу Шри Хари. Мудрые говорят, что Он даровал Брахме Сатьялоку, а богам небеса, получить такое положение можно только, снискав его благосклонность. Мой дорогой сын, лучше найти прибежище в Нем». Получив эти наставления, Дхрува полностью успокоил свой ум и сказал своей матери: «Теперь я понял, что Шри Хари - Даритель благословений Своим преданным, поэтому с сегодняшнего дня я буду следовать по этому пути, чтобы заслужить Его милость. Пусть этот великий Господь вселенной Шри Хари позволит мне обратиться к Нему, чтобы заслужить Его лучшие благословения. Пусть царь слепо обожает моего брата Уттаму, сидящего на его коленях. Дорогая мама, ты также правильно сказала, что колени царя - не подходящее место для меня. Я твой достойный сын и предназначенное мне место находится выше небес. Даже великие тапасви не могут мечтать об обители, которую я смогу достичь по безграничной милости Господа. Что же тогда говорить о врагах? Мама, я горжусь, что родился у тебя - указавшей мне правильный путь для достижения счастья». Шри Нарада сказал: «Дхрува действительно был самым удачливым ребенком. Получив благословение матери, он простерся в поклоне у ее стоп и, с твердым намерением умилостивить Верховного Господа Шри Васудеву, покинул главный город своего отца. Достигнув окраины города, он встретил семь прославленных риши из живой легенды. Увидев их, Дхрува был так счастлив, что посчитал это великим благословением, дарованным ему Шри Нараяной. Он приветствовал их и предложил свои смиренные молитвы каждому риши. Они также сказали ему, что Шри Васудева, Шри Хари - единственный Верховный Господь, которому следует поклоняться, и Он - единственный Даритель высшего благословения. Получив их духовные наставления, он последовал дальше. Он стал медитировать на Шри Нараяну и прославлять Его: «Господь, Ты Творец Хиранья-гарбхи, движущая сила Пракрита, непостижимый. Ты - Васудева, сат-чит-ананда виграха, я предлагаю поклоны Твоим лотосным стопам». Таким образом, Шри Дхрува обращался к Господу, который исполняет желания всех, кто обращается к нему, со своими молитвами. Достигнув берега святой Ямуны в Мадхуване, он начал свою суровую садхану в окрестностях Враджа, следуя по стопам прославленных муни. Вскоре он был вознагражден повторением божественных Имен, его сердце очистилось, и в нем появился Господь Шри Хари с очаровательными лотосными глазами, Дхрува был полностью поглощен Его созерцанием. Вдруг он обнаружил, что Господь исчез с его поля зрения. И, о чудо! Как только он открыл глаза, Господь в Своей сияющей трансцендентной форме стоял перед ним. Дхрува был настолько переполнен экстатической радостью, что забыл обо всем. Поглощенный созерцанием Господа, он не мог даже осознать собственное существование. Он стоял словно немой и не мог даже прославить Его. Он был так опьянен потоком нектара, исходящего от Господа, что не чувствовал больше ничего. Он вышел за пределы всех мирских чувств. Когда Дхрува совершал свою тапасъю, он не встречал никаких препятствий на своем пути и ничего плохо не случалось с ним. Противоположности природы: такие как жара или холод, голод или жажда - не препятствовали его духовному прогрессу. Шри Нарада сказал: «В то время как Господь Шри Нараяна, нежно любящий Своих преданных и дарующий им благословения, наблюдал суровые аскезы Дхрувы, Он был расположен в его решительном сердце. Вскоре, сидя на спине Гаруды, Он отправился в Мадхуван. Он появился в Своем самом лучезарном облике в сияющей короне с редчайшими драгоценными камнями разных цветов. Каждая часть Его тела сияла, украшенная яркими орнаментами с жемчугом, драгоценными камнями и т.д. Он был словно темно-голубое дождевое облако, и сиял как тысячи солнц, хотя это сравнение не совсем точное. Его блаженное лицо чудесным образом освещалось сверкающими серьгами и напоминало распустившийся на солнце лотос. Любящий Господь предстал перед Дхрувой, чтобы напоить его нектаром Своего божественного великолепия. Как дерево, ветви которого отягощены фруктами приводит в восторг садовника, так и Бхагаван Шри Нараяна, древо желаний для Своих преданных, явился во всем Своем великолепии, украшенный ослепительными орнаментами. Лотосные стопы Господа с ярко сияющими ногтями, конечное прибежище преданных, являли божественную красоту и славу, которой поклоняются мудрецы. С улыбкой на лице, освещавшей Его белоснежные зубы, Господь, излучавший блаженство, затопил Дхруву нектаром любви. Шри Нараяна сказал: «Дорогой Дхрува, ты можешь просить у Меня высшее благословение. Чего бы ты ни пожелал, Я исполню. С помощью искренней садханы, ты привел свои чувства под контроль и очистил сердце, и поэтому Я очень доволен тобой. Безусловно, паломничество по святым местам, тапасья, обеты, ягья и праведность - различные способы достичь Меня, но требующего долгого пути. Однако Я легко достижим для того, кто обращается ко Мне в медитации. Дорогой Дхрува, если человек, полностью контролирующий свое дыхание, непрерывно медитирует на Меня, Я незамедлительно посылаю Свою Сударшану-чакру, которая постоянно защищает его любой ценой. Дорогой мальчик, когда преданный, наделенный интуитивным разумом и вырвавшийся из тисков майи, полностью сосредоточивается на Мне и не знает больше ничего, Я дарую ему желанные благословения. Поэтому ты можешь с готовностью просить у Меня любое благословение». Шри Дхрува, слыша эти слова, все еще был в глубокой медитации. Вскоре он открыл глаза и увидел Господа, который стоял перед ним, в сияющем трансцендентном облике в Своей четырехрукой форме. С почтением и благоговением он смотрел на Господа, но не мог даже прославить Его, пораженный духовным волнением. Слезы радости струились по его щекам, а волосы встали дыбом. Он просто произнес: «Господь, будь милостив», - и, дрожа всем телом, простерся в поклоне у Его лотосных стоп. Господь с любовью сказал: «Дорогой Дхрува, ты подвергал себя огромным трудностям, совершая покаяние», - и поднял его с земли. Господь, самый милостивый Даритель благословений, пребывающий в чистом сердце Дхрувы, зная о его желании получить сильный разум, коснулся его щеки Своей божественной Чакрой, которая олицетворяет мудрость. Дхрува уже получил посвящение от риши, которое очи стило его сердце и теперь по милости Самого Господа был мгновенно наделен полным знанием о Трансцендентной Реальности, божественными качествами души, а также силой речи, чтобы прославить Господа. Переполненный возвышенными чувствами преданности, он стал возносить Ему прославляющие гимны. Дхрува сказал: «О Господь Блаженства, в Своих четырех руках Ты держишь раковину, диск, булаву и лотос - символы милости. Вся слава Тебе! О покровитель, преданные всегда остаются довольны, получая Твои благословения. Всепронизывающий Господь и движущая сила всего, пусть Тебе сопутствует слава. Нет ничего неизвестного Тебе. О Нараяна, Ты - единственный Господь, достойный поклонения для всех и прибежище полностью предавшихся душ. Приветствую тебя, Господь, Ты - единственный, кто побуждает действовать махат-таттву майи и другие субстанции: такие как дживы, Пуруша, Время вступления в силу - как их внутренний Контролер. Ты - Творец, Поддержатель и Разрушитель вселенной. Наделенные чувствами, так же как и лишенные сознания существа, находятся под твоим контролем. Как может человек получить полное знание по философии без Твоей милости? О Господь, Ты - воплощение трансцендентной мудрости, и ее никто не может затмить. Хотя Ты трансцендентный, но люди, поглощенные майей, считают Тебя обычным человеком. Даже мудрецы приходят в замешательство, пытаясь осознать Твои божественные качества. О Господь, ученый человек, гордящийся своим познанием Вед, но лишенный преданности к Твоим лотосным стопам, не может прервать бесконечный цикл рождений и смертей. О Господь, с помощью майи Ты создаешь вселенную, и она же вводит джив в заблуждение, но не оказывает влияния на Тебя, даже когда ты нисходишь на землю в различных воплощениях. Солнце освещает землю и своими лучами выпаривает воду из моря, но никогда не подвергается загрязнению - также и Ты остаешься чистым, независимо от того, находишься в трансцендентной сфере или внутри вселенной. Повсюду Твои незем ные характеристики поддерживаются. Мы слышали, что боги на небесах поклоняются Тебе из страха, как карающему и Защитнику мира, в то время как мудрецы и провидцы находят в Тебе прибежище, зная Тебя как Господа Блаженства и Дарителя конечной цели жизни и высшего счастья. Я приношу Тебе свои поклоны как имманентному и трансцендентному Господу. О даритель благословений, Ты - Анантадева и присутствуешь везде и повсюду, Ты все видишь и слышишь, потому что имеешь тысячу голов, тысячу глаз и тысячу ног. Но неразумные гъяни говорят, что Ты - лишенный атрибутов Брахман: у Тебя нет ног, рук и формы. Несомненно, шрути говорят так, но они дают нам понять, что Ты лишен материального и небесного тела, а обладаешь лучезарной трансцендентной неземной формой. О Господь, как пена на поверхности воды в море кажется отличной от него, так и вселенная выглядит в Твоей космической форме. Вселенная не может существовать без Тебя и, разрушаясь, она покоится в Тебе. Время от времени Ты принимаешь различные воплощения: такие как Юга-Аватары, Гуна-Аватары, Манвантара-Аватары, Лила-Аватары, Шактавеша-Аватары, Наймитика-Аватары и т.д., - чтобы защитить мир. Твои энергии бесчисленны и процесс развития безграничен. Благодаря Своей, не поддающейся логике силе (Йогамайе), Ты нисходишь на землю, чтобы уничтожить злодеев и защитить праведников. Ты даришь интуитивный разум Своим преданным и помогаешь им достичь конечной цели жизни. Тех, кто отвернулся от Тебя, Ты обеспечиваешь преходящей мирской собственностью: такой как жена, дети, богатство и т.д. О Господь Лакшми, поскольку творение и разрушение мира происходит по Твоей воле, тогда благословения, которые Ты даришь Своим преданным, исполняя их желания, или уничтожение злодеев не выглядят столь славными. Эти действия имеют не такую большую ценность, чтобы прославить Тебя, но я вижу превосходную славу Твоих трансцендентных игр. Поэтому я погружен в этот океан Блаженства Твоих божественных дея ний. О Господь трех миров, Ты управляешь чит-джагат и майик-джагат и держишь раковину Панчаджаю, которая подобна белому цветку жасмина. А Сам Ты выглядишь как излучающий блаженство поток полной луны. В Своей прекрасной руке Ты держишь Сударшана-чакру и сияющее ожерелье из драгоценных камней обрамляет Твою шею. Мудрецы, подобные опьяненным медом пчелам, нашли прибежище у Твоих лотосных стоп. Потому я также предаюсь Твоим лотосным стопам. О Господь, желая достичь небесного мира, я совершал свою тапасью. Но по безграничной милости святых я получил редкую возможность созерцать сияние Твоего трансцендентного Блаженства, которое не всегда доступно даже мудрецам и пророкам. Увы! Каким глупцом я был, пытаясь найти кусок стекла, но, к счастью, по воле Провидения, обрел неистощимый рудник драгоценных камней. О Господь Блаженства, по своей глупости и несчастью я просил у Тебя исполнения моих мирских желаний, и Ты с готовностью удовлетворил мои высшие амбиции. Я не жажду больше ничего. О Трансцендентный Господь, красота Твоих лотосных стоп теперь - высший объект моего влечения, и поэтому я молюсь о том, чтобы никогда не смог забыть Их. Мои чаши полны, я не хочу больше ничего. Как я был глуп, что обладая древом желания, просил о пустой шелухе? О Господь, только Ты можешь одарить конечным освобождением и никто больше. Я принимаю прибежище у Твоих исполненных блаженства стоп. В моем сердце не осталось никаких желаний наслаждаться чем-нибудь мирским или небесным. О Господь, когда мои глаза видят сияющий драгоценный камень, как они могут привлечься куском стекла? О Господь, я не молю больше ни о чем, а только жажду неуклонной преданности Твоим лотосным стопам. О Господь бессмертия, у меня нет никаких других желаний, кроме стойкой преданности Твоим лотосным стопам». Этим обращением Дхрувы Господь хотел показать миру, каким смирением обладают Его преданные. И Он сказал Дхруве: «Да, дорогой мальчик, то, что ты сказал, совершенно, но Я открою тебе один секрет. Ни люди на земле, ни боги на небесах не способны понять твоих духовных достижений, поэтому они могут лишь предполагать, каковы приобретения тех, кто поклоняется Вишну. Поэтому на некоторое время Я дарую тебе трон твоего отца, поскольку ты просил Меня об этом, а в конце ты достигнешь Моей трансцендентной обители. Конечным пунктом твоего достижения будет Дхрувалока, обитель вечного Блаженства, и все планеты будут освещаться ее сиянием. Твоя обитель Дхрувалока не будет разрушаться даже во время уничтожения всей вселенной. Все небожители будут оказывать почтение тебе. И не только это: твоя благословенная мать Сунити также достигнет этой планеты мира и навсегда останется с тобой». Даровав Дхруве эти благословения и дав ему понять, что даже мирская собственность, гарантированная Господом Своим преданным, становится благоприятной для его духовных достижений, Он покинул это место, чтобы вернуться на Вайкунтху, в Своем трансцендентном облике. Собравшиеся жители небес наблюдали, как Господь Шри Нараяна поднимался в Свою обитель. Они осыпали Дхруву цветами и воспевали его славу как величайшего преданного Господа. Теперь Дхрува, достойный сын Сунити, обрел сияние духовного великолепия. Каждый, кто видел его и кто воспевает его славу, достигнет долгой жизни, славы и богатства помимо духовных заслуг. Нет ничего удивительного в том, что обратившись к Шри Хари, Дхрува получил такое редкое духовное достижение. О брахман, когда всемогущий Господь Шри Хари доволен, чего еще нужно желать? Поэтому не остается ничего недостижимого для того, кто нашел Его благосклонность. И хотя Господь Шри Хари всегда милостив, все же способы Его достижения трудны и полны непреодолимых препятствий. Вставшие на путь преданности Ему, встречаются обычно с неуместной сонливостью, вожделением, леностью и страхом. Несмотря на то, что Господь Шри Хари всегда милостив, майа, очаровывая людей преходящими ценностями, создает тысячи и тысячи препятствий, чтобы они отвернулись от Него. Как драгоценный камень с капюшона царя змей может получить только самый удачливый человек, так и достижение Господа самая редчайшая из редких удач. Из сотен тысяч йогов едва ли один получает возможность достичь беспримесной преданности Ему. Невозможно преодолеть безрассудную страсть вожделения, гнева и т.д. И только по милости Шри Хари человек может превозмочь их. Вожделение, гнев и жажда всегда пытаются блокировать ум претендента от сосредоточения на образе Шри Хари. Самый удачливый тот, кто внимательно следит за движением этих врагов сердца и полностью занимает себя в стойком служении Шри Хари. Только такой человек достигает конечной цели жизни, покоряя непобедимого Господа. Шесть врагов сердца всегда препятствуют достижению Шри Хари: как гласит пословица, самые могущественные змеи создают трудности тому, кто присваивает спрятанные сокровища. Только те, кто наслаждается остатками пищи возвышенных Парамабхагавата-преданных Шри Хари, подобных лучшим драгоценным камням, становятся духовно просвещенными и незамедлительно искореняют из сердца невежество, которое является семенем дурных наклонностей, и легко достигают Шри Хари. Поэтому я приветствую их и жажду их благословений. Если человек безразличен, ему трудно следовать по пути преданности к Шри Хари. Он самый неудачливый и всегда пропускает свой шанс. Но, видя искренность и честность Своего стойкого преданного, Господь все его препятствия берет на Себя. И это достижение гарантировано на сто процентов. Господь Сам навсегда убирает все препятствия каждого, кто с верой, чистым сердцем и стойкой преданностью поклоняется Ему. Как темнота не может присутствовать при свете, точно также невежество майи не может окутать сердце, освещенное духовной мудростью. Каждое живое существо, наделенное духовной мудростью, которое слушает это повествование о жизни Шри Дхрувы, несомненно, как и он достигнет вечной Обители, откуда нет возврата назад, и навсегда избавится от рабства майи, создающей все страдания. Он станет таким же преданным, как Прахлада, который был рожден в клане асуров.
|
|||
|