Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Задачи 2.1.



Тема 2

Задачи 2.1.

Прокурором области в связи с проводимой проверкой исполнения законодательства о противодействии коррупции в правоохранительных органах в адрес руководителя следственного управления Следственного комитета России, управления ФСБ России, территориального управления Банка России по области и аппарата полпредства Президента РФ по федеральному округу направлен запрос о предоставлении сведений (списков) в отношении федеральных государственных и федеральных государственных гражданских служащих данного органа, которые в 2014 - 2015 годах предоставляли сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также аналогичных сведений в отношении супруга (супруги) и несовершеннолетних детей с указанием их персональных данных: полных фамилии, имени, отчества, даты рождения, места жительства, занимаемой должности, даты поступления на службу, ИНН.

Письмом руководителя следственного управления Следственного комитета России по области в предоставлении запрашиваемой информации отказано. Отказ мотивирован тем, что правовые отношения органов прокуратуры и Следственного комитета, в ходе осуществления прокурорского надзора регулируются УПК РФ и прокуратура может осуществлять свои полномочия только по фактам нарушения закона, иные организации сослались на невозможность предоставления информации по мотивам необходимости обеспечения соблюдения государственной, коммерческой тайны и иной конфиденциальной информации.

В чем именно заключаются нарушения законодательства о противодействии коррупции, квалифицируйте действия виновных лиц?

 

Ответ:

Предметом прокурорского надзора является соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

Прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения органов, указанных в пункте 1 статьи 21 данного федерального закона, иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона; требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций (часть 1 статьи 21 и статья 22 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации»).

Обращает на себя внимание и то обстоятельство, что федеральный законодатель, возлагая на Следственный комитет Российской Федерации полномочия в сфере уголовного судопроизводства, а также иные полномочия, установленные федеральными законами и нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации (части 1 и 2 статьи 1 Федерального закона от 28 декабря 2010 года № 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации»), одновременно распространил на сотрудников и федеральных государственных гражданских служащих Следственного комитета ограничения, запреты и обязанности, установленные Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», а также соответственно Федеральным законом от 27 мая 2003 года № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» и статьями 17, 18 и 20 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (статья 17 Федерального закона от 28 декабря 2010 года № 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации»).

Исходя из анализа статей 3, 6 - 11 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», предусматривающих меры по профилактике коррупции, основные направления деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции, а также обязанность государственных служащих представлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, уведомлять об обращениях в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений, о возникшем конфликте интересов, следует, что одним и способов противодействия коррупции является неукоснительное соблюдение законов, регламентирующих порядок прохождения государственной службы, в том числе и в следственных управлениях Следственного комитета Российской Федерации.

Надзор за исполнением законов Следственным комитетом осуществляют Генеральный прокурор Российской Федерации и подчинённые ему прокуроры в соответствии с полномочиями, предоставленными федеральным законодательством (статья 44 Федерального закона от 28 декабря 2010 года № 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации»).

Пунктом 1 приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 9 февраля 2012 г. № 39 «Об организации надзора за деятельностью Следственного комитета Российской Федерации вне уголовно-процессуальной сферы» заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, начальникам главных управлений и управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, городов и районов, другим территориальным, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур предписано обеспечить надлежащий надзор за исполнением законов, соответствием законам издаваемых правовых актов Следственным комитетом и его должностными лицами вне уголовно-процессуальной сферы, то есть за деятельностью данного государственного органа, не связанной с осуществлением им полномочий в сфере уголовного судопроизводства, следовательно, в том числе и за исполнением законодательства о противодействии коррупции.

Из системного толкования приведённых правовых норм следует, что прокурор вправе проводить проверки исполнения требований Федерального закона «О противодействии коррупции», а также, реализуя полномочия по надзору за исполнением указанного федерального закона, вправе затребовать у руководителя проверяемых органов, включая следственное управление Следственного комитета России по Белгородской области, информацию, необходимую для выявления и устранения нарушений закона.

При таких обстоятельствах требования прокурора о предоставлении письменной информации об исполнении предписаний законодательства о противодействии коррупции, а также о предоставлении сведений в отношении федеральных государственных и федеральных государственных гражданских служащих следственного управления Следственного комитета России по Белгородской области соответствует действующему законодательству.

Отказ следственного управления Следственного комитета России в предоставлении запрашиваемой информации препятствует осуществлению прокурором полномочий, закрепленных в законодательстве.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.