Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Крайг Грэйс 9 страница



 Часть 1 Комплексное изучение жизненного пути человека

1. Доверие или недоверие. По тому, как за ними ухаживают в младенчестве дети узнают, заслуживает ли окружающий мир доверия. Если их потребиности удовлетворяются, если к ним относятся со вниманием и заботой и обращаются с ними довольно последовательно, у малышей складывается общее впечатление о мире, как о месте безопасном и достойном доверия. С другой стороны, если их мир противоречив, причиняет им боль, вызывает стресс и угрожает их безопасности, то дети научаются ожидать от жизни именно этого считают, что она непредсказуема и не заслуживает доверия.

2. Автономия или стыд и сомнение. Начиная ходить, дети открывают для себя возможности своего тела и способы управления им. Они учатся есть и одеваться, пользоваться туалетом и осваивают новые способы передвижения. Когда ребенку удается сделать что-либо самостоятельно, он обретает чувств самоконтроля и уверенности в себе. Но если ребенок постоянно терпит неудачи и его за это наказывают или называют неряшливым, грязным, неспособным, плохим, он привыкает испытывать стыд и сомнение в собственных силах.

3. Инициатива или чувство вины. Дети в возрасте 4-5 лет переносят свою исследовательскую активность за пределы собственного тела. Они узнают как устроен мир и как можно на него воздействовать. Мир для них состоит как из реальных, так и из воображаемых людей и вещей. Если их исследовательская деятельность в целом эффективна, они научаются обращаться людьми и вещами конструктивным способом и обретают сильное чувство инициативы. Однако если их строго критикуют или наказывают, они привыкают чувствовать себя виноватыми за многие свои поступки.

4. Трудолюбие или чувство неполноценности. В возрасте от 6 до 11 лет дети развивают многочисленные навыки и умения в школе, дома и среди своих сверстников. Согласно теории Эриксона, чувство «Я» значительно обогащается при реалистичном росте компетенции ребенка в различных областях;

Все большее значение приобретает сравнение себя со сверстниками. В этот период особенно сильный вред наносит негативное оценивание себя по cpавнению с другими.

5. Идентичность или смешение ролей. До наступления юности дети узнают целый ряд разных ролей — ученика или друга, старшего брата или сестру, ученика спортивной или музыкальной школы и т. п. В отрочестве и юности важно разобраться в этих различных ролях и интегрировать их в одну целостную идентичность. Юноши и девушки ищут базисные ценности и установки, охватывающие все эти роли. Если им не удается интегрировать стержневую идентичность или разрешить серьезный конфликт между двумя важными ролями с противоположными системами ценностей, результат становится то, что Эриксон называет диффузией идентичности.

6. Близость или изоляция. В поздней юности и ранней взрослости центраным противоречием развития является конфликт между близостью и изоляцией. В описании Эриксона близость включает в себя нечто большее, чем сексуальную близость. Это способность отдать часть себя другому человеку любого пола, не боясь потерять собственную идентичность. Успех прикосновлении такого рода близких отношений зависит от того, как были разрешены пять предыдущих конфликтов.

7. Генеративность или стагнация. Во взрослости, после того как предыдущие конфликты частично разрешены, мужчины и женщины могут уделять больше внимания и оказать помощь другим людям. Родители иногда находят себя, помогая своим детям. Некоторые люди могут бесконфликтно направлять

 Глава 2. Теории развития человека: введение

свою энергию на разрешение социальных проблем. Но неудача при разреше­нии предыдущих конфликтов часто приводит к чрезмерной поглощенности собой: излишней озабоченности своим здоровьем, стремлению непременно удовлетворить свои психологические потребности, уберечь свой покой и т. п. 8. Целостность эго или отчаяние. На последних этапах жизни люди обычно пересматривают прожитую жизнь и по-новому оценивают ее. Если человек, оглядываясь на свою жизнь, испытывает удовлетворение, потому что она была наполнена смыслом и активным участием в событиях, то он приходит к выводу, что жил не зря и полностью реализовал то, что было ему отпущено судьбой. Тогда он принимает свою жизнь целиком, такой, какая она есть. Но если жизнь кажется ему напрасной тратой сил и чередой упущенных воз­можностей, у него возникает чувство отчаяния. Очевидно, что то или иное разрешение этого последнего в жизни человека конфликта зависит от совокуп­ного опыта, накопленного в ходе разрешения всех предыдущих конфликтов.

Выделенные Эриксоном стадии развития распространяются на внутренние вле­чения индивидуума и на отношения родителей и других членов общества к этим силам. Кроме того, Эриксон рассматривает эти стадии как периоды жизни, в тече­ние которых приобретаемый индивидуумом жизненный опыт диктует ему необхо­димость наиболее важных приспособлений к социальному окружению и изменений собственной личности. Хотя на способ разрешения этих конфликтов индивидуу­мом влияют установки его родителей, социальная среда также оказывает исключи­тельно большое влияние. Модель Эриксона расширяет модель Фрейда в том смыс­ле, что включенные в нее восемь стадий развития охватывают все возрасты челове­ка, Основные аспекты психосоциальной теории Эриксона представлены ниже.

• Эриксон постулирует 8 возрастных стадий, фокусирующих в себе общие для всех людей условия развития, в которые попадает каждый человек на протя­жении своей жизни.

• Каждая стадия характеризуется психосоциальным конфликтом, который должен быть разрешен.

• Психологическое развитие происходит в результате взаимодействия между биологическими потребностями индивида и требованиями общества.

• Эриксон расширил рамки своей теории, включив в нее, кроме детства, отро­чества и юности, оставшийся отрезок жизни, вплоть до ее завершения.

• Ядром, вокруг которого строится личность, является приобретение эго-иден-тичности.

• Несмотря на то что Фрейд и Эриксон разработали теории в русле психоана­литической традиции, теорию Фрейда можно назвать психосексуальной, тогда как теория Эриксона является, прежде всего, психосоциальной.

Оценка психоаналитической традиции

Хотя многие считают, что традиционный психоанализ стал достоянием исто­рии, он продолжает вносить значительный вклад в исследование человеческого по­ведения. Его сильная сторона заключена в богатстве возможностей холистическо-

 Часть 1. Комплексное изучение жизненного пути человека

го подхода: готовности рассматривать целостного индивидуума, включая как созна­тельную, так и бессознательную психическую активность, в особенности эмоции. Внимание к бессознательным процессам позволяет психоанализу исследовать клю­чевые области человеческого поведения, которые многими другими психологичес­кими школами едва затрагиваются. Кроме того, эта теория предоставляет богатые возможности для рассмотрения межличностных отношений, особенно в детстве и в рамках нуклеарной семьи.

Основная слабость психоаналитической теории неотделима от ее силы. Хотя эта теория исследует глубины личности, именно эту сферу почти невозможно опре­делить или подтвердить правильность ее описания экспериментом. Психоаналити­ческая теория развития опирается на факты, полученные в основном клиническим методом, для чего взрослые люди должны были субъективно реконструировать свое детство. Поэтому ее часто упрекают в ненаучности, расплывчатости и в том, что она плохо поддается проверке.

Как вы увидите далее, в теориях «Я» детерминизм, свойственный психоанали­тической теории и теориям научения, подвергается сомнению. Несмотря на то что такой теоретик, как Б. Ф. Скиннер, отрицает наличие у человека свободы, создате­ли теорий «Я» утверждают, что люди могут делать выбор и ощущать ответствен­ность за свои повседневные действия.

ПОВТОРЕНИЕ И ПРИМЕНЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА

1. Охарактеризуйте предположения Фрейда о развитии личности и его теорию психосексуально­го развития.

2. Чем теория развития личности Эриксона отличается от теории Фрейда?

3. Перечислите конфликты развития, которые, согласно теории Эриксона, становятся критически­ми в определенных точках жизненного цикла. Обсудите исходы этих конфликтов.

ТЕОРИИ «Я»

Цель гуманистической психологии и связанных с ней теорий «Я» — создать представление о человеческой природе как можно ближе к человеческому опыту. С точки зрения гуманистической психологии люди представляют собой нечто боль­шее, чем сумму ролей, связку стимульно-реактивных шаблонов или комок живот­ных влечений.

Гуманистическая психология

Гуманистическая психология сформировалась в середине XX века как более оптимистическая третья сила в исследовании личности (Maslow, 1968). Она явилась реакцией против внешнего детерминизма, отстаиваемого теорией научения, и внутреннего детерминизма сексуальных и агрессивных инстин­ктивных влечений, предполагаемого теорией Фрейда. Гуманистическая психология предлагает холистическую теорию личности и тесно связана с философией экзис­тенциализма. Экзистенциализм — это направление современной филосо-

 фии, в центре внимания которого — стремление человека найти смысл своего личного существования и согласно этой теории, люди поступают в соответствии со своей волей и действуют творчески; эта те тесно связана с философией экзиcтeниизмa. Они считают, что люди сами выбирают, как им жить.          

 

гуманистическая психология -жить свободно и ответственно в соответствии с этическими принципами.

Поэтому психологи гуманистического направления отвергают детерминизм влечений, инстинктов или средового программирования. Психологи гуманистического направления выше всего ставят человеческий потенциал, в центре внимания которого стремление человека найти смысл своего существования и жить свободно и ответственно в соответствии с этическими принципами.

 

экзистенциализм направление в философии XX века,— Как биологический вид человек отличается от других животных более развитой способностью пользоваться символами и мыслить абстрактно.

По этой причине психологи гуманистического направления счита­ют, что многочисленные эксперименты на животных дают мало информации о людях. Крыса в лабиринте не может теоретически осмыс­лить стоящую перед ней задачу, как это сделал бы человек.

Психологи гуманистического направления придают одинаковое значение со­знанию и бессознательному, считая их основными процессами душевной жизни человека. Люди относятся к себе и к другим как к существам, действующим по сво­ему усмотрению и стремящимся творчески достичь своих целей (May, 1986). Опти­мизм психологов гуманистического направления заметно отличает его от большин­ства других теоретических подходов. Рассмотрим подробнее гуманистические взгляды А. Маслоу и К. Роджерса.

Маслоу. Влиятельным психологом гуманистической школы является Абрахам Маслоу (1908-1970). В его теории «Я», предложенной в 1954 году, особое значе­ние придается присущей каждому человеку врожденной потребности в самоактуализации — полном развитии своего потенци­ала. Согласно теории Маслоу, потребности самоактуализации могут быть выражены или удовлетворены

потребности, такие как потребности в безопасности, любви, пище и крове.

 

самоактуализация Полная реализация потенциала только после того, как будут удовлетворены «низшие» индивидуума.

 

Например, голодный ребенок не сможет сосредоточиться на чтении или рисовании в школе, пока его не накормят.

Маслоу выстроил человеческие потребности в виде пирамиды, показанной на рис. 2-2. В основании пирамиды лежат основные физиологические потребности выживания; людям, как и другим животным, для того чтобы выжить, нужны пища, тепло и отдых. Уровнем выше находится потребность в безопасности; людям не­обходимо избегать опасности и чувствовать себя защищенными в повседневной жизни. Они не могут достичь более высоких уровней, если живут в постоянном страхе и тревоге. Когда разумные потребности в безопасности и выживании удов­летворены, следующей насущной потребностью становится потребность в при­надлежности. Людям необходимо любить и чувствовать себя любимыми, нахо­диться в физическом контакте друг с другом, общаться с другими людьми, входить

 Часть 1 Комплексное изучение жизненного пути человека

Рис. 2-2, Иерархия потребностей Маслоу

Хотя «высшие» потребности являются не менее существенными, чем «низшие», люди нуждаются в первую очередь в удовлетворении последних (таких, как потребности в выживании и в безопасности) и только по­том — в удовлетворении потребностей в принадлежности и уважении. Позднее, в период взрослости, люди должны выработать у себя потребность в самоактуализации, чтобы максимально развить свой потенциал в состав групп или организаций (May, 1986). После того как потребности это уровня удовлетворены, актуализируется потребность в уважении к себе; людям нужны положительные реакции окружающих, начиная с простого подтверждения их основных способностей до аплодисментов и славы. Все это дает человеку ощущение благополучия и довольства собой.

Когда люди сыты, одеты, имеют кров, принадлежат к какой-либо группе и уверены в своих способностях, они готовы попытаться полностью развить свой потенциал, то есть готовы к самоактуализации. Маслоу (Maslow, 1954, 1979) считает, что потребность в самоактуализации играет для человека не менее важную, чем перечисленные базисные потребности. «Человек должен стать тем, кем он может стать», — утверждает Маслоу. В известном смысле потребность в самоактуализации никогда не может быть полностью удовлетворена. Она включает в себя поиск истины и понимания, попытку достичь равенства и справедливости, созидание прекрасного и стремление к нему» (Shaffer, 1977).

Роджерс. Другой психолог гуманистического направления, Карл Родж (1902-1987), оказал большое влияние на педагогику и психотерапию. В отличие от фрейдистов, считающих, что человеческий характер обусловлен внутренними влечениями, многие из которых вредны для человека, Роджерс (Rogers, 1980) придерживался того мнения, что ядро характера человека составляют положительное здоровые, конструктивные импульсы, которые начинают действовать с самого рождения. Как и Маслоу, Роджерса в первую очередь интересовало то, как можно помочь людям реализовать свой внутренний потенциал. В отличие от Маслоу, Роджерс не разрабатывал предварительно теории стадиального развития лично, чтобы затем применить ее на практике. Его больше занимали идеи, которые возникали в ходе его клинической практики. Он обнаружил, что максимальный личн

 Глава 2. Теории развития человека: введение

ный рост его пациентов (которых Роджерс называл клиентами) происходил тогда, когда он искренне и полностью сопереживал им и когда они знали, что он принимает их такими, как они есть. Он назвал это «теплое, положительное, приемлющее» отношение позитивным. Роджерс считал, что позитивное отношение психотерапевта способствует большему са­моприятию клиента и его большей терпимости в отно­шении других людей (May, 1983).

ПОЗИТИВНОЕ ОТНОШЕНИЕ

«Теплое, положительное, прием­лющее» отношение психотерапев­та к клиенту, которое, как обнару­жил Роджерс, наиболее эффектив­но способствует его личностному росту.

Оценка гуманистической психологии. Гуманистическая психология оказа­лась действенной в нескольких отношениях. Акцент на учете богатства возможнос­тей реальной жизни действует как стимул для других подходов психологии разви­тия. Кроме того, она оказала существенное влияние на консультирование взрослых и на зарождение программ самопомощи. Она также способствовала распростране­нию методов воспитания детей, основанных на уважении к уникальности каждого ребенка, и педагогических методов, направленных на гуманизацию внутришкольных межличностных отношений (Weinstein & Alschuler, 1985).

Тем не менее в качестве научной, или генетической, психологии у гуманистической перспективы есть свои ограничения. Понятия типа самоактуализации опре­делены нечетко, их нелегко использовать в типовых исследовательских проектах. Более того, разработка этих понятий применительно к различным отрезкам жиз­ненного пути человека не завершена. Психологи гуманистического направления могут определить изменения в развитии, происходящие на протяжении курса пси­хотерапии, но они испытывают трудности при объяснении нормального человечес­кого развития на протяжении жизни. Однако не вызывает сомнения, что гуманис­тическая психология продолжает оказывать влияние на консультирование и психо­терапию, предлагая альтернативный холистический подход, критический по отношению к упрощенным объяснениям человеческого мышления и поведения.

Другие теории «Я»

Развивающееся «Я» является центральной темой нескольких теорий развития взрослых и детей. Эти теории «Я» ставят в центр Я-концепцию индивидуума, то есть восприятие им личной идентичности. Авторы этих теорий используют Я-кон­цепцию в качестве интегратора, фильтра и медиатора человеческого поведения. Они считают, что люди склонны к поведению, которое согласуется с их понимани­ем себя. Обладая Я-концепцией, взрослые в моменты кризиса или смерти любимого человека могут критически пересмотреть историю своей жизни и попытаться осоз­нать свое положение в меняющихся обстоятельствах. Как вы увидите в приложе­нии «Помощь юным матерям, находящимся в тяжелых материальных условиях», у молодых матерей мало шансов выбраться из бедности, если они не ценят себя.

Одной из теорий, ставящих во главу угла Я-концепцию, является теория разви­вающегося «Я», принадлежащая Роберту Кегану.

 Часть 1. Комплексное изучение жизненного пути человека

Смысловые системы Кегана. Роберт Кеган (Kegan, 1982), опираясь на ряд теорий развития, предложил объединяющий подход к эволюции «Я», развитие ко­торого продолжается и на протяжении взрослости. Подчеркивая важность смысла в поведении человека, Кеган утверждает, что развивающийся индивидуум находит­ся в непрерывном процессе дифференциации из общей массы и в то же время пони­мания своей интеграции с более широким миром.

Кеган считает, что люди продолжают развивать смысловые системы, даже пе­решагнув во взрослость. Основываясь на идеях Пиаже и на теориях когнитивного развития, он определяет несколько «уровней становления смысловых систем», ана­логичных стадиям развития (см. гл. 9 и 15). Эти смысловые системы затем форми­руют наш опыт, организуют мышление и чувства, служат источниками нашего по­ведения.

По мере взросления наши индивидуальные смысловые системы становятся уникальными, сохраняя тем не менее общность со смысловыми системами других людей, находящихся на той же стадии возрастного развития. На каждой стадии ста­рое становится частью нового, так же как у детей конкретное понимание мира ста­новится частью исходных данных для мышления на стадии формальных операций. Согласно теории Кегана, большинство людей продолжает структурировать и реструктурировать свое понимание мира, даже шагнув далеко за тридцатилетний ру­беж. Такой взгляд достаточно оптимистичен.

Различные теории развития человека сравниваются в табл. 2-3.

На наше понимание развития человека оказал влияние еще один подход. Тео­рия, известная под названием этология, нацелена на поиск общего в поведении людей и животных.

ЭТОЛОГИЯ

Этология — ветвь биологии, изучающая закономерности поведения жи­вотных. Именно она возродила интерес к биологическим свойствам, общим для че­ловека и животных. Этологи подчеркивают важность исследования людей и животных в естественной обстановке. Сами они предпочитают изучать социальные отношения обезьян в дикой природе, а не в клетках, и настаивают также на том, чтобы наблюдения за детьми проводились во время игр на школьной перемене, а не в искусственных лабораторных ус­ловиях.

 

Учение о поведении животных, наблюдаемом преимущественно в                                    - естественной обстановке и интерпретируемом с эволюционных позиций.        

Этологи пользуются одинаковыми теоретическими принципами для изучения поведения людей и животных. Они видят много аналогий между тем, как ведут себя животные и люди и считают, что, поскольку они имеют сходный эволюционный опыт, у людей сохранились определенные черты поведения, характерные для жи­вотных. Например, Конрад Лоренц (Lorenz, 1952) обнаружил некоторое сходство между ранним формированием привязанности у гусят и формированием эмоцио­нальной привязанности у младенцев(см. гл.7).

Краткое изложение теории развития человека

Таблица 2-3
    Предположения о природе человека Процессы Области применения
Теории научения (Б. Ф. Скиннер, И. П. Павлов, Дж. Б. Уотсон, Э. Торндайк) Человек по своей природе ни хорош, ни плох; люди просто реагируют на воздействия внешней среды. Классическое обусловлива­ние (по И П. Павлову). Оперантное обусловливание. Формирование поведения путем последовательных приближений Модификация поведения. Условно-рефлек­торные эмоцио­нальные реакции
Когнитивные теории (Ж. Пиаже, Дж. Брунер) Люди рациональны, активны и компетентны. Они не просто получают информацию, но и перерабатывают ее. Ассимиляция/аккомодация. Уравновешивание Обучение. Воспи­тание. Развитие моральных суж­дений
Психоаналитическая традиция (3. Фрейд, Э Эриксон) Людьми движут внешние страсти; они постоянно пытаются направить в нужное русло мощные внутренние силы. Психосексуальное развитие Идентификация. Разрешение конфликтов возрастного раз­вития Изучение челове­ческого поведе­ния, личности и межличностных отношений
Гуманистическая психология и теории «Я» (А. Маслоу, К. Роджерс) Люди представляют собой нечто большее, чем сумму ролей, связку стимульно-реак-тивных шаблонов или комок животных влечений. Самоактуализация. Позитив­ное отношение Консультирова­ние взрослых

 

 

 Часть 1 Комплексное изучение жизненного пути человека

РАЗВИТИЕ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ЖИЗНИ:

ПОМОЩЬ ЮНЫМ МАТЕРЯМ, НАХОДЯЩИМСЯ В ТЯЖЕЛЫХ МАТЕРИАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ

Какие личностные особенности оказыва­ются решающими для юной матери, стремя­щейся вырваться из нищеты? По мнению Юдит С. Мьюзик (Musick, 1994), женщины, которым удается вместе со своими детьми вырваться из тисков нищеты, в большой степени наделены чувством собственного достоинства, силой Я и личной ответственностью. «В обстановке, где на молодых женщин действует множество сил, которые сбивают их с прямого пути и тянут на­зад, — пишет Ю. Мьюзик, — только наделен­ные твердой волей и независимым характером продолжают двигаться против течения» (р.7).

Юные матери сталкиваются с труднопрео­долимыми препятствиями. Многие из них вы­росли в дезорганизованных семьях и продол­жают подвергаться их отрицательному влия­нию. Из-за этого им еще труднее изменить свою жизнь. Мьюзик поясняет: «Семьи этих юных ма­терей хронически дезорганизованы; это ста­рая традиция передачи циклов неадекватнос­ти от поколения к поколению, которую никто не замечает и никто не нарушает» (1994, р. 1).

Юные матери с сильным чувством соб­ственного достоинства определяют для себя

особую роль защитниц своих детей. Вот как молодая мать из квартала для бедных в Чикаго определяет свои родительские обязанности:

«Я ни за что не пошлю своих детей в пяти­летнем возрасте одних через этот квар­тал... Ведь многих детей похищают... Их не только похищают... Старшие ребята отби­рают у них деньги. Они бьют их. Чего толь­ко не происходит. ...Может быть, я слишком их опекаю... Но мои дети не будут этого делать» (Musick, 1994, р.б).

Защищая своего ребенка от неблагоприят­ных воздействий, мать в то же время должна заботиться и о его умственном и психосоци­альном развитии. Ее целью становится посте­пенное формирование у ребенка чувства соб­ственной ценности.

К сожалению, говорит Мьюзик, многие юные матери не могут полностью посвятить себя благополучию своих детей. Особенно ча­сто это происходит, когда матери-подростки вовлечены в грозящие им гибельными по­следствиями отношения с рядом мужчин, от которых они финансово зависят. Итак, даже

 Глава 2 Теории развития человека: введение

если молодая мать хочет улучшить свою жизнь, подобные отношения могут стать серь­езной помехой на пути к изменениям.

Наиболее эффективные курсы для юных матерей работают одновременно на многих уровнях. Существуют программы образова­ния или профессиональной подготовки и программы по совершенствованию родитель­ских навыков, межличностных и внутрисемейных отношений. Молодым матерям оказывают консультационную помощь в решении их про­блем и реальную помощь в таких вопросах, как обеспечение жильем, приготовление пищи, уход за ребенком, в других трудностях повседневной жизни. В центре внимания не­которых программ находится личная потреб­ность юных матерей в развитии и взрослении и оказание им помощи по созданию новых личностных ресурсов. Такая программа может предоставить ролевые модели, наставниче­ство и руководство или просто дать представ­ление о более широком мире за рамками се­мьи и общества ближайших соседей.

Действенны ли такие программы помощи? По мнению Мьюзик, их достижения довольно

скромны, в основном из-за того, что этим про­граммам приходится конкурировать с мощны­ми отрицательными силами, которые служат определяющими факторами в жизни этих мо­лодых женщин. Мьюзик считает, что оценка долгосрочной и краткосрочной эффективнос­ти таких программ является довольно серьез­ной задачей.

Несомненно только одно: программы по­мощи могут помочь только тем матерям, кото­рые понимают, что, для того чтобы вырваться из тисков нищеты, необходимо ценить себя. Если чувство собственного достоинства от­сутствует, то программы малоэффективны при попытках улучшить жизнь молодой матери и ее детей.

1. Некоторым людям удается выйти из самых тяжелых обстоятельств. Какие личностные факторы играют при этом самую важную, по ва­шему мнению, роль?

2. Если бы, для того чтобы избежать бедности, была необходима только сила воли, то очень не­многие люди страдали бы от нее. Какую помощь юной матери-одиночке мог бы предложить сто­ронник теории научения?

Этологи также утверждают, что люди, как и другие животные, демонстрируют видоспецифичные модели поведения, одинаковые у всех людей, независимо от культурных различий. Даже слепоглухие дети улыбаются и гулят в соответствую­щем возрасте, надувают губы и смеются в течение всей жизни, несмотря на невоз­можность непосредственного подражания (Eibl-Eibesfeldt, 1989).

Представление о том, что социальное поведение в значительной степени опре­деляется биологической наследственностью организма, служит главным отличи­тельным признаком такого направления этологии, как социобиология. По­добно этологам, социобиологи усматривают сходство между поведением животных и человека, но они считают также, что сложные модели социального поведения как у животных, так и у людей генетически детерминированы (Wilson, 1990). Для подтверждения этой мысли социобиологи приводят примеры строительства гнезд птицами — сложной модели поведения, которое птицы демонстрируют в нужное время без всякого научения. На основе этого и других примеров сложных, но не требующих научения, моделей социального по ведения насекомых, птиц и низших млекопитающих социобиологи делают обобщение, предполагая, что модели человеческого поведения имеют аналогичную основу.

 

СОЦИОБИОЛОГИЯ

Ответвление этологии. Социобиологи утверждают, что социальное

поведение в значительной степени определяется биологической наследственностью организма. Они считают, что многие модели человеческого поведения, используемые для выражения доминирующего положения, территориальных прав, заботы о потом­стве, ухаживания и агрессии, являются генетически закрепленными биологически­ми моделями поведения, которые покрыты лишь тонкой вуалью культурных наслое­ний, Такая точка зрения вызвала яростные споры среди психологов, большинство которых считает, что социальное поведение человека формируется путем научения.

Интерес этологов к врожденным моделям поведения напоминает увлечение психоаналитиков теорией влечений, но с одним существенным отличием. Психо­аналитик рассматривает человеческие влечения как пережитки биологических влечений, имевших место в глубокой древности, которые следует сдерживать, что­бы сохранить цивилизацию. В отличие от такого подхода этологи и социобиологи считают, что влечения и следующие из них модели поведения могут быть неотъем­лемой частью цивилизации. Возможно, успешной можно назвать такую цивилиза­цию, которая не пытается подавить биологическое наследие человека (Hess, 1970).

Этология добавляет к общепринятым еще одну важную линию анализа разви­тия. Большинство психологов, исследующих развитие, рассматривает ситуацион­ные и исторические причины поведения. Этолог, также обращая внимание на эти причины, кроме них рассматривает еще и адаптивную функцию поведения, то есть функцию, которую поведение выполняет в сохранении индивида или вида. Возьмем, например, плач ребенка. Ситуационная причина плача может заключаться в том,

 Часть 1. Комплексное изучение жизненного пути человека

что ребенку больно. Историческая причина может заключаться в том, что в про­шлом после плача ребенка вознаграждали вниманием и заботой. Непосредствен­ной функцией плача является стремление привлечь внимание матери и запустить в действие ее модель ухода за ребенком. Плач — это врожденная модель поведения, направленного на конкретную цель — получение заботы. И, наконец, эволюцион­ная функция плача — это выживание новорожденного, несмотря на его двигатель­ную беспомощность, из-за чего именно плач, а не двигательная активность (бег к ма­тери), становится доминирующей реакцией вида Homo sapiens (Hess, 1970). Этологи указывают на эволюционные функции многих моделей поведения, включая такие, как отзывчивость взрослых по отношению к существам, похожим на маленьких де­тей, флирт как часть модели ухаживания или принятие агрессивной позы как часть модели защиты территории (Bowlby, 1982; Eibl-Eibesfeldt, 1989).



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.