|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Крайг Грэйс 8 страницаПроведены многочисленные исследования способности обрабатывать различную информацию у младенцев, детей и подростков. Некоторые из них мы будем рассматривать в главах этой книги. Только в последние годы сторонникам информационного подхода удалось разработать эксперименты для исследования вопроса о том, как развиваются процессы обработки информации или как формулируют этот вопрос некоторые из них, как «компьютер» перепрограммирует самого себя для работы с новым материалом (Klahr, Langley, & Necher, 1987). Глава 2. Теории развития человека: введение Когнитивное развитие в социальном контексте Согласно теории Пиаже, ребенок является «активным ученым», который взаимодействует с физической внешней средой и развивает все более сложные стратегии мышления. Создается впечатление, что этот активный, творческий ребенок работает над решением проблем в одиночку. Однако некоторые представители социальных наук все чаще стали подчеркивать, что ребенок — социальное существо, которое играет и разговаривает с окружающими и научается благодаря таким взаимодействиям (Bruner, & Haste, 1987). В лаборатории психолога дети могут в одиночку трудиться над решением задач, которые ставят перед ними исследователи. Но за стенами лаборатории дети переживают реальные события в обществе взрослых и старших, более опытных сверстников, объясняющих или наделяющих особым смыслом эти события. Таким образом, когнитивное развитие детей является своего рода «ученичеством», в ходе которого более знающие товарищи направляют их понимание мира и приобретение навыков (Rogoff, 1990). Фактически, эти более развитые товарищи — родители, учителя и другие — и вызывают нарушение равновесия в мышлении ребенка, что заставляет его перенимать более сложные схемы мышления. Л. С. Выготский. Основы этого направления когнитивной психологии были заложены в работах выдающегося русского ученого Льва Семеновича Выготского (1896-1934). Американцы вновь открыли для себя это имя в последние два десятилетия, пересматривая и развивая его работы. Выготского интересовало не только развитие интеллекта и психики в социальном контексте, но и историческое развитие знаний и понимания на уровне общества. Центральным вопросом его исследований был вопрос о том, как мы коллективно осмысливаем наш мир. Выготский пытался объединить аспекты социологии, антропологии и истории, чтобы углубить понимание индивидуального развития. Он пришел к выводу, что мир приобретает для нас смысл только благодаря усвоению значений, разделяемых окружающими нас людьми. Все вместе люди создают коллективно используемые значения, которые передаются от поколения к поколению. Это верно для простых вещей, таких как обучение кулинарным премудростям или спортивным играм в условиях определенной культуры. Это верно и для более сложных вещей, таких как систематическое изучение истории, математики, литературы и социальных традиций. Мы развиваем свое понимание мира и компетенцию в основном через совместное ученичество с более знающими учениками. Нам не только позволяют участвовать, нами еще и руководят, что дает возможность все лучше понимать мир и достигать все большего мастерства. Выготского особенно интересовал вопрос о том, как ребенок становится тем, кем он становится. Для рассмотрения этой проблемы Выготский определил два уровня когнитивного развития1. Первый уровень — это уровень актуального развития ребенка, определяемый его способностью самостоятельно решать задачи. 1 Выготский Л. С. Собр. соч. в 6 т. Т. 2., 1982. — Прим. науч. ред. Часть 1, Комплексное изучение жизненного пути человека Второй уровень — это уровень его потенциального Развития, определяемый характером задач, которые ребенок мог бы решить под руководством взрослых или в сотрудничестве с более способным сверстником. Расстояние между этими двумя уровнями Выготский назвал зоной ближайшего развития зона ближайшего развития Расстояние между актуальным уровнем самостоятельной деятельности ребенка и потенциальным уровнем его деятельности под руководством взрослых или более опытных сверстников. (Rogoff & Wertsch, 1984). Он иллюстрировал это понятие материалами исследования двух детей, каждый из которых по результатам тестирования интеллекта мог быть отнесен к 7-летнему умственному возрасту. Один ребенок с помощью наводящих вопросов и наглядного материала мог легко решать задачи теста, рассчитанного на возраст двумя годами старше, чем его актуальный уровень развития. Однако другой ребенок даже под руководством и при демонстрации наглядных пособий мог решать задачи, рассчитанные только на 6-месячное опережение его актуального уровня развития. Выготский подчеркивал, что для полного понимания когнитивного развития детей и соответствующего построения обучения необходимо знать как актуальный, так и потенциальный уровень их развития (Выготский Л. С., 1982). Для Выготского и его последователей когнитивное развитие вплетено в социальный и культурный контексты жизни. Лучшие достижения ребенка говорят о том, что его знания появляются в результате сотрудничества с более компетентными сверстниками или со взрослыми (Berke, 1994). Барбара Рогофф (Rogoff, 1990) описывает этот процесс как «ученичество в мышлении». Детям и другим неопытным «ученикам» дозволяется под руководством «мастеров» участвовать в ценной, с точки зрения данной культуры, деятельности. Воспитатели и товарищи организуют участие ребенка в этой деятельности, обеспечивая ему поддержку и ставя перед ним задачи. Они прокладывают маршрут от нынешнего уровня понимания к новому уровню понимания и умений, таким образом постепенно увеличивая степень участия ребенка в деятельности и его ответственность. Обобщая, можно сказать, что для понимания когнитивного развития ребенка мы должны исследовать процессы, которые происходят при социальном построении знания. Мы можем увидеть, как происходят эти процессы, прочитав приложение «Академическая успеваемость и дети беженцев из Юго-Восточной Азии». Хотя выдающиеся успехи этих детей могут быть отнесены на счет упражнений и тщательно структурированного подбора последовательных заданий, в приложении подчеркивается решающая роль учения в социальном контексте, богатом возможностями. Как вы увидите, родители, братья и сестры руководят «ученичеством» младших школьников, передавая им традиции учебы. Оценка когнитивных теорий Когнитивные психологи критикуют теории научения. Они считают, что акцент на многократном повторении и положительном подкреплении является слишком упрощенным подходом для объяснения многих аспектов человеческого мышления и понимания. Согласно когнитивным теориям, при решении самых разных задач людьми движет уверенность в своих силах и способностях, а не только подкрепление реакции, следующей за стимулом. Глава 2. Теории развития человека введение Теоретики когнитивной психологи и с уважением относятся к рациональности человека и с оптимизмом отходят от теорий научения. Они считают людей цельными существами, способными планировать и продумывать задачи во всех отношениях. Кроме того, они полагают, что понимание, убеждения, установки и ценности играют важную роль в поведении. Многие психологи считают, что когнитивные теории берут начало там, где заканчиваются теории научения — с рассмотрения языка и мышления. Когнитивные теории широко применяются в образовании. Они особенно полезны для педагогов, так как помогают им планировать учебные программы в соответствии со стадиями развития детей. Эти теории предлагают способы, позволяющие определить, когда ребенок готов для изучения определенного предмета и какие подходы к этому предмету больше соответствуют данному возрасту. Доналдсон (Donald-son, 1979), однако, полагает, что Пиаже чрезмерно обособил стадии развития, в результате чего педагоги могут оказаться слишком уж непреклонными в своих представлениях о том, что способны понять дети на каждом этапе своего развития. Когнитивные теории рассматривают, главным образом, интеллектуальное развитие и до сих пор были не в состоянии объяснить все аспекты человеческого поведения. Такие важные области, как социальное и эмоциональное развитие и развитие личности еще ждут своего исследования. Когнитивные психологи проявляют особый интерес к развитию перцептивных способностей, речи и сложных форм мышления и пока еще не исследуют потенциальные возможности людей в отношении зависимости, заботы о потомстве, агрессии и сексуальности. Эти области традиционно рассматривались психоаналитической теорией, ориентированной на человеческие эмоции и их связь с развитием личности. ПОВТОРЕНИЕ И ПРИМЕНЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА 1. Чем когнитивные теории отличаются от теорий научения? 2. Охарактеризуйте стадии когнитивного развития по Пиаже, объяснив такие его термины, как схема, ассимиляция, аккомодация и уравновешивание. 3. Сравните вклад Л. С. Выготского и Ж. Пиаже в когнитивный подход к развитию. 4. Объясните сущность информационного подхода к развитию. В чем его сходство с теориями научения? ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКАЯ ТРАДИЦИЯ Теории Зигмунда Фрейда, неофрейдистов и представителей эго-психологии образуют то, что мы называем психоаналитической традицией. Движущей силой этого направления являются работы Зигмунда Фрейда, который основывал свои теории на исследовании клинических случаев. Детерминистские взгляды Фрейда на природу человека обнаруживают сходство со взглядами основателей теории научения. Но, в отличие от теоретиков научения, которые во главу угла ставят детерминизм внешней среды, Фрейд придает особое значение детерминизму внутренних влечений. Эрик Эриксон и другие современные психологи психоаналитической ориентации больше не считают, что единственной основой человеческого поведения являются животные стремления, но по-прежнему многое заимствуют из традиций Фрейда и неофрейдистов. психоаналитическая традиция – направление в психологии, основанное на теориях фрейда, придерживавшегося детерминистских взглядов на человеческую природу и считавшего, что личность мотивируется внутренними биологическими влечениями. Фрейд Основатель современного психоанализа Зигмунд Фрейд (1856-1939) родился в Вене и почти всю свою работу вел в Европе. Средоточием интересов Фрейда стали те человеческие чувства, о которых не принято было говорить в викторианском обществе, и бессознательное как детерминанта поведения. Он считал, что поведение человека определяется прежде всего биологическими, животными влечениями, включая сексуальные и агрессивные. В поисках разгадки внутренней природы личности человека Фрейд обратился к детству. Часть 1 Комплексное изучение жизненного пути человека ПРОБЛЕМА КРУПНЫМ ПЛАНОМ: АКАДЕМИЧЕСКАЯ УСПЕВАЕМОСТЬ И ДЕТИ БЕЖЕНЦЕВ ИЗ ЮГО-ВОСТОЧНОЙ АЗИИ Широко известно, что дети из Юго-Восточ-ной Азии достигают больших успехов в учебе, особенно по дисциплинам естественнонаучного цикла и математике. После посещения японских и тайваньских школ с целью выяснения причины столь выдающихся академических достижений, американские педагоги предлагают для подъема уровня обучения американских школьников в основном такие способы, как увеличение количества часов, отведенных на изучение ряда дисциплин, или более строгую проверку выполнения заданий. Но разве только от этого зависят академические способности? Ответ на этот вопрос можно найти, не выезжая за границу, среди эмигрантов из Юго-Восточной Азии, которые перебрались в Соединенные Штаты в конце 70-х — начале 80-х годов. Казалось бы, эти дети из семей беженцев в американской школе были обречены на неудачи. Невыносимые экономические и политические обстоятельства заставили их семьи покинуть родину. Часто эти дети месяцами — или даже годами — не посещали школу, проживая в лагерях переселенцев. Многие из них страдали от голода и болезней. Кроме того, попав в Соединенные Штаты, они почти не знали английского языка. При изучении 200 полных семей, которые жили в США в среднем по 3,5 года, ученые обнаружили, что у детей из этих семей удивительно высоки средний балл и результаты тестирования по математике. Несмотря на многие удары судьбы, дети беженцев из Юго-Восгоч-ной Азии адаптировались к американским городским школам и быстро достигли результатов на уровне своего класса или даже выше. Более того, такая ситуация сложилась у большинства, а не только у некоторых детей с высокими показателями интеллекта. Успеха добились не только дети, но и их родители. Многие переселенцы из Юго-Восточной Азии нашли себе работу и быстро выбрались из нищеты. В чем причина таких успехов в учебе и есть ли тут чему поучиться американским семьям? Поддержка родителей и стремление к учебе, несомненно, сыграли свою роль. Главным образом семьи повлияли на академические успехи детей. Именно они помогали детям преодолеть такие трудности, как плохое знание английского языка, бедность, часто неблагоприятную среду городских школ. Родители детей-беженцев с большим уважением относились к прошлому и будущему своей семьи, придерживались традиций коллективной семейной ответственности. Родители и дети одинаково ощущали свои коллективные обязательства не только по отношению к каждому члену семьи, но и по отношению к преуспеванию всей семьи в целом. Достижения детей в учебе высоко оценивались главным образом из-за того, что они были связаны с будущими успехами всей семьи. Ответственное отношение этих семей к учебе детей наиболее явно проявлялось в Глава 2 Теории развития человека введение отношении к домашним заданиям. По вечерам выполнение уроков становилось главным видом семейной деятельности. Несмотря на плохое знание английского языка, родители устанавливали нормы и цели таких вечерних занятий и освобождали детей от домашних обязанностей, чтобы дети могли полностью выполнить заданное. Старшие братья и сестры помогали младшим, что позволяло им учиться, выполняя не только свои собственные уроки, но и обучая младших. Такие совместные занятия братьев и сестер являются примером того, как большая семья может стимулировать успехи своих членов в учебе, в отличие от положения в больших бедных американских семьях, дети из которых обнаруживают низкий уровень академической успеваемости. Не во всех семьях дети добивались одинаковых успехов в учебе. Лучше учились те дети, родители которых принимали большее участие в занятиях своих детей. Например, примерно в половине семей родители регулярно читали вслух своим детям. Дети, которым часто читали вслух, получали более высокие оценки независимо оттого, читали ли им по-английски или на их родном языке. Возможно, это объясняется тем, что чтение вслух увеличивает общие семейные знания, усиливает эмоциональные связи и создает атмосферу, в которой ценится чтение и обсуждение прочитанного. Более успешные семьи беженцев также демонстрировали равенство половых ролей. Мужья помогали женам мыть посуду и стирать. Как от мальчиков, так и от девочек ожидали не только хорошей учебы, поступления в колледж, но и помощи в домашней работе. В этих семьях средний балл и у мальчиков, и у девочек был выше, чем в семьях, ориентированных на доминирование мужчин. В семьях, дети из которых демонстрировали высокие академические достижения, существовала настоящая любовь к учебе. Дети испытывали глубокое удовлетворение, когда им удавалось решить задачи или усвоить какую-либо тему. Кроме того, старшие дети беженцев радовались, когда их младшим братьям или сестрам удавалось научиться чему-либо под их руководством. В этих семьях ценилось как учение, так и обучение. И наконец, эти семьи верили, что их усилия позволят им достигнуть изменений или желанных целей - не только в данный момент, но и в будущем. Они не полагались на удачу или судьбу и не считали их определяющими факторами своей жизни. В целом создается впечатление, что эти юные американцы достигли успеха главным образом благодаря поддержке семей. Образование рассматривается в таких семьях в качестве ключа к экономическому успеху и социальному принятию. Эти ценности передаются от родителей детям в среде, где учение высоко ценится. Академические достижения детей-беженцев свидетельствуют в пользу успешности такого подхода.
По мнению Фрейда, инстинктивные потребности организмов являются принципиально антиобщественными. Однако, поскольку то, в чем нуждается и к чему стремится человек, находится, главным образом, во внешнем, социальном мире, он должен адаптироваться к обществу. Но цена такой адаптации зачастую — тревога или невроз. Психоаналитическая теория исходит из того, что неудачи адаптации в раннем детстве сказываются в течение длительного времени. Поэтому подход психоаналитиков сосредоточен на истории развития человека в раннем детстве (в период от рождения до пятилетнего возраста): предполагается, что там можно найти разгадку внутренней природы личности. Согласно теории Фрейда, именно на этот период приходится основной этап развития личности человека. При рождении ребенок представляет собой чистое Оно — примитивную, жаждущую наслаждений составную часть личности. Оно следует принципу удовольствия, то есть заставляет индивидуума искать постоянного и немедленного удовлетворения своих импульсов. Часть 1. Комплексное изучение жизненного пути человека СТАДИИ ПСИХОСЕКСУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ Этапы развития личности по Фрейду- ЭРОГЕННЫЕ ЗОНЫ Области тела, служащие центрами наслаждения и, по мнению Фрейда, сменяющиеся по мере прохождения индивидуумом психосексуальных стадий развития. ОРАЛЬНАЯ СТАДИЯ По Фрейду, первая стадия психосексуального развития (от рождения примерно до 1,5 года), на протяжении которой рот младенца становится средоточием чувственного наслаждения. АНАЛЬНАЯ СТАДИЯ В теории Фрейда — вторая стадия психосексуального развития (примерно от 1,5 до 3 лет), в течение которой чувственные наслаждения ребенка связаны с процессами выделения. Ребенок озабочен проблемами управления этими процессами, такими как «сдерживание» и «выпускание». ФАЛЛИЧЕСКАЯ СТАДИЯ Третья стадия психосексуального развития по Фрейду (от 3 до 5 лет), в течение которой чувственные наслаждения ребенка сосредоточены на гениталиях. ИДЕНТИФИКАЦИЯ Принятие поведения и качеств человека, к которому индивидуум относится с уважением и которому хотел бы подражать. По мере биологического созревания ребенка развивается и его Я. Я опирается на разумный Контакт с внешним миром, или на принцип реальности. Это означает, что Я побуждает индивидуума подчиняться требованиям общества и учиться откладывать удовлетворение своих порывов ради достижения более широких социальных целей. И наконец, где-то между 3 и 6 годами появляется Сверх-Я. Сверх-Я — это «полицейский», или совесть, постоянно конфликтующая с Оно, тогда как Я пытается достичь чувства душевного равновесия личности. По Фрейду, личность проходит в своем развитии несколько психосексуальных стадий. Первые три стадии ребенок проходит задолго до наступления полового созревания, извлекая наслаждение из различных эрогенных зон своего тела. Психосексуальное развитие начинается с оральной стадии, приходящейся на младенчество. В этот период центром чувственной стимуляции и наслаждения для ребенка становится рот. Позднее, в течение анальной (в возрасте от 1 до 3 лет) и фаллической (в возрасте от 3 до 5 лет) стадий центр наслаждений перемещается из области рта в область гениталий. Если на какой-либо из этих психосексуальных стадий развития дети испытывают слишком сильную фрустрацию или слишком большое удовлетворение, может произойти фиксация на потребностях этой стадии. Кроме того, реакции родителей на любой из этих стадий могут оказать глубокое воздействие на развитие личности ребенка. Например, если на анальной стадии родители слишком строго относятся к ошибкам ребенка, приучая его к горшку, он может впоследствии превратиться в человека с навязчивым стремлением к аккуратности и пунктуальности. Реакции родителей во время фаллической стадии имеют еще более важное значение. На этой стадии дети обычно ощущают сильное, хотя и бессознательное сексуальное влечение к родителю противоположного пола. Поскольку осуществление желаний такого рода явно недопустимо, они выливаются в тревогу. Ребенок научается подавлять свое чувство и ослаблять тревогу, пытаясь стать похожим на родителя одного с ним пола. Этот процесс называется идентификацией. Оральная, анальная и фаллическая стадии относятся к прегенитальному периоду, в течение которого сексуальные или чувственные инстинкты ребенка еще не направлены на репродукцию. Латентная стадия, приходящаяся на возраст Глава 2. Теории развития человека: введение примерно от 6 до 12 лет, является относительно спокойным временем, когда ребенок дружит в основном с детьми одного с ним пола и сосредоточен на приобретении знаний и умений. Последним этапом развития личности по Фрейду является генитальная стадия, которая начинается в подростковом возрасте. Вследствие биологического созревания старые, сокрытые в глубинах души сексуальные чувства вместе с более сильными физическими влечениями вновь выходят на поверхность. Цель этой стадии — формирование зрелой взрослой сексуальности и зрелого баланса между любовью и работой. Но генитальная стадия, как и другие, складывается в сильной зависимости от полного (или частичного) разрешения противоречий на предыдущих стадиях. Неразрешенные конфликты могут периодически проявляться у взрослых людей в виде невротического поведения. Хотя теории Фрейда были бесспорным прорывом в науке о бессознательном, неофрейдисты, особенно Эрик Эриксон, отказались признать в качестве основной детерминанты личности психосексуальное созревание, как это делал сам Фрейд. Перейдем теперь к рассмотрению теоретических взглядов Э. Эриксона. Эриксон Эрик Эриксон (1904-1994) относится к третьему поколению фрейдистов. Его теория развития личности имеет много общего с теорией Фрейда, однако между ними существует несколько важных различий. Психосоциальное развитие. Эриксон разочаровался в психоаналитической теории, поскольку пришел к убеждению, что она имеет дело с крайностями поведения. Он считал, что развитие каждого человека проходит несколько этапов, многие из которых соответствуют стадиям развития по Фрейду. Однако, в отличие от Фрейда, его модель развития является психосоциально и, а не психосексуальной. Иначе говоря, Эриксон считал, что личность вырастает из результатов разрешения социального конфликта, возникающего при взаимодействиях в узловых точках развития, например при кормлении в младенческом возрасте или при обучении различным навыкам в среднем детстве. В этом отличие взглядов Э. Эриксона от подхода 3. Фрейда, придававшего особое значение психосексуальному созреванию как детерминанте личности. ПРЕГЕНИТАЛЬНЫЙ ПЕРИОД Психосексуальное развитие ребенка до наступления половой зрелости; этот период включает в себя оральную, анальную и фаллическую стадии. ЛАТЕНТНАЯ СТАДИЯ Четвертая стадия психосексуального развития в теории Фрейда (соответствует возрасту учащихся начальной школы), которая характеризуется временным затуханием интереса к сексуальной стороне жизни. ГЕНИТАЛЬНАЯ СТАДИЯ В психоаналитической теории — это период нормального взрослого сексуального поведения, который начинается с наступлением пубертата. СТАДИИ ПСИХОСОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ В теории Эриксона — этапы развития, в течение которых приобретаемый индивидом жизненный опыт предопределяет наиболее важные приспособления к социальной среде и коренные изменения личности. Часть 1 Комплексное изучение жизненного пути человека Хотя Эриксон и соглашался с Фрейдом в том, что ранний опыт имеет исключительное значение, он рассматривал развитие личности как динамический процесс, продолжающийся от рождения до смерти (см. табл. 2-2). Как и Фрейд, Эриксон считал, что удовлетворение инстинктов является одной из движущих сил жизни, но не меньшее значение он придавал синтезу эго — упорядочиванию и интегрированию опыта. Эриксон расширил теорию психосексуального развития Фрейда, чтобы включить в нее то, что он назвал психосоциальным развитием. Тем самым акцентировались воздействия культуры и общества на развитие, а не влияние удовольствия, получаемого от стимуляции эрогенных зон. Ключевым понятием теории Эриксона является приобретение эго-идентичности, происходящее в различных культурах по-разному. Согласно Эриксону, для современной молодежи развитие эго-идентичности, Я-образа и Я-концепции стало более важным и в значительной степени вытеснило фрейдовскую тему сексуальности. Сексуальности в теории Эриксона так же отводится важное место, но только как одной из проблем развития, которая должна быть разрешена в свое время. Восемь стадий развития по Эриксону. В книге Эриксона «Детство и общество» (Erikson, 1963) представлена его модель «восьми возрастов человека». По мнению Эриксона, все люди в своем развитии проходят через восемь кризисов, или конфликтов. Психосоциальная адаптация, достигаемая человеком на каждой стадии развития, в более позднем возрасте может изменить свой характер, иногда коренным образом. Например, дети, которые в младенчестве были лишены любви тепла, могут стать нормальными взрослыми, если на более поздних стадиях им уделялось дополнительное внимание. Однако характер психосоциальной адаптации конфликтам играет важную роль в развитии конкретного человека. Разрешение этих конфликтов носит кумулятивный характер, и то, каким образом человек npиспосабливается к жизни на каждой стадии развития, влияет на то, как он справляется со следующим конфликтом. Согласно теории Эриксона, специфические, связанные с развитием конфликт становятся критическими только в определенных точках жизненного цикла, на каждой из восьми стадий развития личности одна из задач развития, или один из таких конфликтов, приобретает более важное значение по сравнению с другими. Однако несмотря на то что каждый из конфликтов является критическим только на одной из стадий, он присутствует в течение всей жизни. Например, потребность автономии особенно важна для детей в возрасте от 1 до 3 лет, но в течение всей жизни люди должны постоянно проверять степень своей самостоятельности, которую они могут проявить всякий раз, вступая в новые отношения с другими людьми. Приведенные ниже стадии развития представлены своими полюсами. На самом деле никто не становится абсолютно доверчивым или недоверчивым: фактически люди варьируют степень доверия или недоверия на протяжении всей жизни.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|