|
|||
Крайг Грэйс 3 страницаГлава 1. Развитие человека: перспективы, процессы и методы исследования У девочек дело обстояло совсем иначе. У младших при столкновении семьи с экономическими трудностями развивалась необычайно прочная эмоциональная связь с матерью. Таким образом, девочки младшей группы фактически оказались более целеустремленными, знающими и упорными по сравнению с теми, кому довелось испытать невзгоды и лишения в подростковом возрасте (Elder et al., 1988). Взгляд на развитие на протяжении жизненного пути обеспечивает историческую перспективу, столь необходимую нам для понимания того, как с годами менялось отношение к детям и какие изменения в структуре семьи влияют на методы воспитания детей. Рассмотрением этих важных вопросов мы и займемся в ближайших разделах главы. Отношение к детям в исторической перспективе На протяжении человеческой истории отношение к детям претерпело значительные изменения. Как свидетельствуют письменные источники, в средневековой Европе взрослые, в основном, игнорировали период детства как особый этап в жизни человека. Они относились к детям как к младенцам вплоть до 6-7-летнего возраста. После этого детей уже считали маленькими взрослыми и приучали ко взрослым разговорам, шуткам, музыке, еде и другим удовольствиям (Aries, 1962; Plumb, 1971), На картинах средневековых художников дети ничем не отличаются от старших, разве что своими размерами. Одежда, прическа и занятия оставались неизменными в изображениях людей любого возраста. Примерно с 1600 года детство стали считать периодом невинности, и были предприняты попытки защитить детей от эксцессов и пороков взрослого мира. На детей все реже смотрели как на безымянных членов клана или общины и все чаще воспринимали их как индивидуумов, входящих в состав той или иной семьи. К XVIII веку такое отношение к детям получило широкое распространение среди высших слоев общества. Постепенно к детям стали относиться как к лицам с особым статусом, занимающим свое собственное место в социально-демографической структуре общества (Aries, 1989; Gelis, 1989). Несмотря на то что в древних культурах, включая греческую, римскую и китайскую, встречаются упоминания о своего рода промежуточном периоде между детством и взрослостью, длительная юность как отдельный период детства (в широком смысле) имеет гораздо более позднее происхождение, ограниченное, в основном, развитыми странами. В XVIII, XIX и в начале XX века, когда существовала большая потребность в неквалифицированной рабочей силе, трудоспособные юноши и девушки вливались во взрослое трудовое сообщество и считались взрослыми. (Вышеупомянутая Рут, одна из представительниц этого юного племени трудящихся, начала работать в 16 лет.) После Второй мировой войны технический прогресс и стремительные социальные перемены привели к необходимости увеличить период обучения молодых людей в школе, что повлекло за собой продление их финансовой и психологической зависимости от родителей. Этот современный взгляд на юность как на особый период развития, в течение которого молодые люди, вместо того чтобы обеспечивать себя сами, продолжают зависеть от родителей, был впервые представлен в трудах Стэнли Г. Холла (Hall, 1984). Именно они заставили многих увидеть в юности этап жизни, заслуживающий систематического исследования. В середине нашего века к этому затянувшемуся периоду ожидания взрослых ролей привлек внимание Кларк (dark, 1957). Он предостерегал о том, что, до тех пор пока молодежь будет исключена из активного участия в экономической жизни, общество должно быть готово к тому, что невостребованные таланты и энергия молодости будут направляться на другие, менее социально полезные цели.
Часть 1 Комплексное изучение жизненного пути человека РАЗВИТИЕ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ЖИЗНИ: ВОЙНА, ПРЕРВАВШАЯ ДЕТСТВО Что происходит с нормальным развитием ребенка, когда в его детство вторгается война? Может ли война, относящаяся к нормативным историческим факторам, заслонить собой те социальные изменения, которые являются частью нормативного возрастного развития? Опубликованный дневник Златы Филипович, боснийской девочки, прошедшей через ужасы гражданской войны в ее стране, дает некоторое представление о пережитых ею тяготах, о том, что значит расти, когда вокруг рвутся снаряды, царят смерть и разрушение. (Filipovic, 1994). Несмотря на страдания Златы, ее дневник — свидетельство силы духа этой девочки и сплоченности ее семьи перед лицом испытаний. Действительно, как показывают исследования, величина страданий, испытываемых ребенком во время войны, определяется взаимодействием 5 факторов: психобиологической конституцией ребенка, разобщенностью семьи, разрывом социальных связей, положительными влияниями культуры и силой, внезапностью и продолжительностью военного опыта (Elbedour, Bensel, & Bastien, 1993). До того как конфликт между боснийцами, сербами и хорватами вверг страну в пучину гражданской войны, жизнь Златы мало отличалась от жизни других детей ее круга в Сараево. У нее были хорошие подруги, она увлекалась поп-музыкой, успешно училась и жила со своими родителями в большой квартире, всегда полной друзей и родственников. Все в жизни Златы изменилось весной 1992 года, когда город Сараево подвергся атаке сербов. В течение последующих двух лет девочка на собственном опыте познала все ужасы войны и превратилась из наивного ребенка в подростка, желавшего одного: чтобы наступил мир. Страницы ее дневника — Мимми, как она его ласково называет, — летопись этого превращения. Здесь мы приводим некоторые выдержки из него. Четверг, 7.05.92. Дорогой Мимми! Я была почти уверена, что война вот-вот закончится, но сегодня...Сегодня обстреляли парк перед моим домом, парк, где я столько раз играла или просто сидела со своими подругами. Многие люди получили ранения. А НИНА МЕРТВА. Осколок шрапнели попал ей в голову, и она погибла. Добрая, милая, маленькая девочка. Мы вместе ходили в детский сад и часто играли в парке. Неужели я никогда больше не увижу Нину? Нина, невинная 11-летняя девочка — жертва глупой войны. Мне грустно. Я плачу и задаю себе вопрос: почему? Она ни в чем не виновата. Отвратительная война лишила жизни ребенка... Понедельник, 29.06.92. Дорогой Мимми! Тоска!!! Стрельба!!! Артиллерийский огонь!!! Убитые люди!!! Отчаяние!!! Гнев!!! Страдание!!! Страх!!! Вот какова моя жизнь. Жизнь наивной 11-летней школьницы!! Глава 1. Развитие человека: перспективы, процессы и методы исследования Ученицы без школы, без ее радостей и восторгов. Ребенка без игр, без друзей, без солнца, без птиц, без природы, без фруктов, без шоколада и сладостей, даже без капли порошкового молока. Короче, ребенка без детства. Понедельник, 2.08.93. Дорогой Мимми! Некоторые люди сравнивают меня с Анной Франк (жившей в Голландии еврейской девочкой, которая была убита нацистами во время Второй мировой войны и оставила после себя дневник). Это пугает меня, Мимми. Я не хочу повторения ее судьбы. Воскресенье, 12.10.93. Дорогой Мимми! Вчера наши друзья в горах напомнили нам о своем присутствии, о том, что они теперь хозяева положения и могут убивать, ранить, разрушать... Вчера был поистине ужасный день. 590 выстрелов. С 4.30 утра и весь день. б убитых, 56 раненых. Такова вчерашняя дань войне. Иногда мне думается, что было бы лучше, если бы они не прекращали стрельбу, тогда не было бы так тяжело, когда она начинается опять. А так только расслабишься, и СНОВА. Теперь я уверена: это никогда не кончится. Потому что некоторые люди этого не хотят, некоторые злые люди, которые ненавидят детей и простой народ. Мы ничего не сделали. Мы не виноваты. Но беспомощны! Хотя детство Златы исковеркано войной, близость родителей, возможно, помогла девочке вынести все выпавшие на ее долю испытания. В самом деле, исследования указывают на важность той помощи, которую могут оказать детям взрослые, содействуя им в преодолении ужасов войны и поддерживая их моральное состояние в тяжелый период жизни. И нормативное возрастное развитие, как торжество человеческого духа, обнаруживало себя на всем протяжении борьбы Златы с тем злом, которое принесла в ее жизнь война. Джанни ди Джованни, журналистка, написавшая предисловие к опубликованному дневнику Златы, отмечает: Злата «играла Баха и Шопена, даже когда с холмов эхом доносились звуки орудийной стрельбы. И ей было приятно сознавать, что, несмотря на войну, она играет на пианино все лучше. Ненадолго это помогало ей забыть, что снаружи, на улице, идет война. И все это время она ежедневно делала записи в дневнике». После того как летом 1993 года дневник вышел из печати, французский издатель принял меры к тому, чтобы Злата и ее семья покинули Сараево. Теперь они живут в Париже. 1. Когда наступают трудные времена, становится немного легче от того, что все вокруг тебя проходят через те же испытания. Почему так бывает? 2. Чем отличается влияние войны на детей по сравнению с подростками, молодежью и пожилыми людьми? Какая возрастная группа испытывает наибольшую тревогу, чьи прямые потери больше, кому выпадает самая трудная роль? Изменения в методах воспитания. Вместе с изменением отношения к детям менялись и методы воспитания, причем методы приучения к дисциплине сильно различались на протяжении истории. Еще в XIX веке в Европе и Америке повсеместно применялись суровые физические наказания, традиция которых восходит еще к Древней Греции. Запугивание детей рассказами о привидениях и чудовищах долго служило распространенным способом подчинения и управления (Demau-se, 1974). В США XX столетие принесло с собой не только переориентацию на более гуманные методы воспитания, часто сочетающиеся с юридической защитой прав детей, но и множество вопросов, ставящих под сомнение расхожие представления о детях и их развитии. Привычки, когда-то считавшиеся вредными, такие как сосание пальца и мастурбация, сегодня, в основном, относят к нормальному поведению. Строгие графики кормления, приучения к туалету и игр уступили место заботе о воспитании в ребенке требовательности к себе, готовности и самовыражения (Wol-fenstein, 1955). Родителей призывают быть менее строгими, наслаждаться общением со своими детьми, больше полагаться на «диалог» с ними. Отношение к детям и вызванное им родительское поведение меняются не только со временем, они зависят и от культурных традиций. Например, ученые установили, что в Японии дети до трех лет спят либо вместе с родителями, либо с бабуш- Часть 1, Комплексное изучение жизненного пути человека кой-дедушкой, либо с братьями-сестрами, но никогда — одни. Такая организация детского сна, по-видимому, развилась как составная часть процесса социализации способствующая установлению близких, гармоничных отношений между детьми и родителями и полному принятию культуры, в которой высоко ценится коллектив ная гармония. Дети в Америке, наоборот, почти всегда спят одни, в отдельной ком нате. Это тоже часть процесса социализации, но в отличие от целей, которые ставя! перед собой японцы, американские родители, организуя сон ребенка таким обра зом, содействуют развитию независимости своих детей и, в конечном итоге, из адаптации к обществу, в котором ценится это качество (Nugent, 1994). Развитие в контексте меняющейся семьи Отношение к величине семьи, ее структуре и функциям также менялось с тече нием времени. До 20-х годов нашего столетия американские семьи, как правило были большими, объединяя представителей трех, а то и более, поколений. Бабушки и дедушки, родители и дети часто жили под одной крышей и делили между coбoй семейные обязанности. Детям не разрешалось далеко отлучаться, потому что родителям часто требовалась помощь на ферме, в лавке или в работе по дому. Родители производили на свет много детей — контроль над рождаемостью еще не стал распространенным явлением. К тому же было общеизвестно, что такие инфекционные болезни, как стрептококковое воспаление горла (острый фарингит) и корь уносят множество детских жизней. После Второй мировой войны, когда противозачаточные средства и антибиотики сделались широкодоступными, многие родители стали пытаться планировать численность семьи и присматривать за детьми на протяжении продолжительного периода зависимости. В наши дни большинство детей в возрасте от 16 до 20 лет все еще зависят от родителей в финансовом плане. Большие расходы на то, чтобы вырастить ребенка, пока он не достигнет зрелости, использование контрацептивов, рост числа работающих женщин — все это привело к уменьшению размеров семи (Если в XVIII веке 35 % американских семей состояли из семи и более человек, то сегодня таких семей только 3,5 %.) В маленьких семьях каждый ребенок получае значительно больше внимания, а родители, помимо финансовых, делают больше психологических вложений в своих детей. Установки, ценности и ожидания детей отчасти связаны с тем, как их воспитывают, и даже в одной культуре семьи воспитывают детей по-разному. Например, семьях, где работают оба родителя, методы воспитания обусловлены социальным обстоятельствами наряду с убеждениями и жизненными ценностями семьи (Jerdi nova, 1989). Если мать в большой семье уходит на работу, старшим детям часто приходится заботиться о младших. В этих случаях малыши перенимают многие соцальные роли, жизненные ценности и необходимые навыки от других детей. Старшие дети постепенно привыкают нести ответственность за других и опекать их, в то время как у младших укрепляются связи с братьями и сестрами, и они начинаю чувствовать себя увереннее среди сверстников. Все это обычно способствует укреплению семейных уз и чувства принадлежности к семье (Werner, 1979). В противоположность этому, в состоятельных семьях, где детей поручают заботам нянь Глава 1, Развитие человека: перспективы, процессы и методы исследования их связь с родителями, братьями и сестрами не столь крепка, поскольку они меньше контактируют друг с другом (Coles, 1980). Таким образом, семьи развивают собственную идентичность и свою особую систему воспитания в зависимости от конкретного периода истории, норм культуры и возрастного состава семьи. Функция семьи меняется в зависимости от изменения социальных требований, — то же можно сказать и о самой семье. Занимаются ли представители социальных наук изучением таких широких проблем, как влияние исторических и культурных факторов на развитие человека, исследуют ли более узкие вопросы, такие как языковое развитие дошкольников, групповое давление сверстников на подростков или формы выражения скорби после смерти одного из супругов, — их подход к проблеме должен носить объективный и научный характер. В следующем разделе мы рассмотрим те строгие требования, которые предъявляются к научному исследованию и делают его ценным источником информации. ПОВТОРЕНИЕ И ПРИМЕНЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА 1. Каковы 4 основные предпосылки, на которые опираются ученые при рассмотрении человеческого развития в перспективе жизненного пути? 2. Охарактеризуйте позицию Балтеса, согласно которой существенное влияние на развитие оказывают временные соотношения между наступлением событий 3-х типов: нормативных возрастных, нормативных исторических и ненормативных (сугубо личных). 3. Как с годами менялось отношение к детям и семье? ОБЪЕКТИВНОЕ СИСТЕМАТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ Добывание надежных, верифицируемых фактов, относящихся к области развития человека, — нелегкое дело. В чем отличие данных нашего личного опыта от данных, собранных исследователем? В какой момент ученый останавливается в поисках дальнейших доказательств? Оба: и случайный наблюдатель, и исследователь должны решить, какие факты заслуживают доверия и какое их количество считать достаточным для подтверждения теории. Личный опыт может быть полезен и важен, но он должен пройти систематическую проверку, прежде чем другие, возможно, захотят ему поверить. Тем не менее если мы сможем собрать достаточное количество убедительных доказательств, то вполне вероятно, что и другие придут к сходным выводам. Исследовательская деятельность служит различным целям нашей повседневной жизни, но главное — она помогает оценить правильность наших представлений о других людях, обществе и о самих себе. В частности, генетическое исследование — это средство накопления знаний о росте и развитии человека на протяжении всей его жизни. Кроме того, это основное средство проверки эффективности социальных и педагогических воздействий. Короче говоря, научное исследование и 1 То есть относящееся к генезису, изучающее происхождение, развитие чего-либо. — Прим. науч. ред. Часть 1. Комплексное изучение жизненного пути человека присущие ему методологии — единственный источник действенного, основанного на достоверных фактах, точного учения о человеческом развитии (Kermis, 1984). Как вы увидите далее, систематическое исследование процессов развития начинается с удовлетворения требований объективности — выявления и, по возможности, отсеивания всех пристрастий исследователя. Затем оно организуется, в соответствии с алгоритмическим подходом, в виде последовательности логических шагов, которые позволяют исследователю продвинуться от исходных вопросов к конечным выводам. Принцип объективности Независимо от того, насколько честными и беспристрастными мы пытаемся быть, наши личные и культурные установки могут создавать серьезные преграды на пути к правильному пониманию поведения человека. Всякий раз, когда мы оцениваем, на что способны — или не способны — люди, когда пытаемся предсказал должное поведение, — короче говоря, когда судим о поведении других людей, мы привносим в наши выводы ценности и нормы, сформировавшиеся у нас на основе личного опыта и социализации в условиях определенной культуры. Нам трудно отказаться от своих субъективных суждений и посмотреть на других исходя из их норм, ценностей и условий жизни. Например, когда мы изучаем развитие «подобающего» сексуального поведения мы должны допускать наличие многочисленных, связанных с теми или иными культурами, вариантов. Так, в американской культуре не одобряются сексуальные игры и нудизм в детском возрасте, гомосексуальные склонности на любой стадии развития и порицаются инцест и внебрачные связи. В племени же маринд-аним из Ново Гвинеи, наоборот, поощряются сексуальные игры детей, а гомосексуальные отношения подростков с их старшими родственниками считаются в порядке вещей. Невеста открыто вступает в половую связь со всей мужской половиной семьи жениха прежде чем он станет ее мужем. Культурные традиции позволяют женщинам племени иметь одобренные мужьями внебрачные связи (Van Baal, 1966). Если мы будем стремиться объяснить человеческое поведение и развитие, не имея ни малейшего представления о таких культурных вариациях, это приведет нас к серьезным заблуждениям и наши выводы окажутся ошибочными. К сожалению, полной объективности достичь не удается никогда. Исследователи, живущие в разное время, принадлежащие к различным культурам или придерживающиеся разных философских воззрений, описывают поведение человека по-разному. Поэтому для них важно выявить собственные упущения и пристрастия, спланировать исследование таким образом, чтобы можно было обнаружить ошибку в своих построениях. Одной объективности, хотя она и является необходимым требованием при проведении исследований человеческого развития, еще недостаточно для получения значимых результатов. Такие результаты можно получить, только применяя систематический подход, включающий 7 последовательных шагов, или этапов. Это: 1) формулирование содержательных вопросов; 2) применение научного метода; 3) выбор условий исследования; 4) выбор экспериментального плана для изучения генетических изменений; Глава 1. Развитие человека, перспективы, процессы и методы исследования 5) использование подходящего метода сбора данных; 6) интерпретация полученных данных и 7) формулирование выводов и определение области их применения. Искусство задавать вопросы Большинство открытий в области естественных и социальных наук явились следствием постановки содержательных вопросов и острой наблюдательности исследователей. Ученый, заметив нечто интересное, выходящее за рамки общепризнанного, формулировал зондирующие вопросы, продолжал наблюдение и, прежде чем прийти к каким-то обобщениям и прогнозам, подвергал обнаруженное им явление систематическому изучению. Предположим, к примеру, что мы изучаем рисунок, выполненный ребенком пяти с половиной лет, на котором он изобразил дом и несколько человеческих фигур (рис. 1-3). Приглядевшись к нему повнимательнее, мы замечаем, что дом стоит прямо на земле, а труба как-то странно наклонена. У маленьких человечков в нижней части рисунка туловища объединены с головами, а размеры их рук и ног ненормальны. (Такие фигурки часто называют «голово-ногами».) Может быть, это просто общие ошибки, вызванные недостаточной координацией движений у детей этого возраста? Или они свойственны только этому конкретному ребенку? Жан Пиаже, известный своими тонкими наблюдениями за поведением детей и построенной, в основном, на результатах этих наблюдений всеобъемлющей теори- Рис. 1-3. Пиаже считал, что с помощью рисунков можно изучать то, как дети мыслят и понимают реальность. На детских рисунках (5,5 года) дымовая труба перпендикулярна кровле, а у персонажей туловища объединены с головами. Часть 1. Комплексное изучение жизненного пути человека ей когнитивного развития, полагал, что детские рисунки непродуктивно рассматривать только как неуклюжее воспроизведение на бумаге того, что дети видят в действительности; намного более конструктивным является взгляд на детские рисунки как репрезентации их способа мышления и истолкования реальности. Собрав и сопоставив многочисленные детские рисунки, Пиаже высказал предположение, что они раскрывают как качественное своеобразие детского мышления, так и недостаточное понимание детьми отношений между множеством и его элементами. По сравнению со взрослыми, маленьким детям присущи, по-видимому, когнитивные ограничения. Фактически, эти ограничения заключаются не в недостатках интеллекта, а в различии когнитивных структур, которыми пользуются взрослые и дети. В отличие от взрослых, дети могут видеть происходящее только со своей точки зрения (эгоцентризм) и сосредоточиваться только на одном отношении за раз (центрация). По собственному опыту ребенок знает, что предметы, расположенные на чем-то, связаны с этим «чем-то» определенным образом. Поэтому дома, нарисованные ими, ровно стоят на земле, а труба перпендикулярна скату крыши. А как насчет «головоногов»? Неужели дети действительно думают, что лицо у человека там же, где живот? Нет, отвечают Пиаже и некоторые другие исследователи. Просто это изображение того, что дети считают самым важным у человека (Freeman, 1980). Детский рисунок — не фотография, а скорее символическое изображение ребенком своего представления и понимания мира. Не все исследователи согласны с интерпретацией детских рисунков, предложенной Пиаже. Однако ему удалось наглядно доказать наличие общих признаков, часто обнаруживаемых в рисунках детей разных возрастов, и подтолкнуть других исследователей к систематическому изучению детского мышления, находящего выражение в их изобразительной деятельности (Winner, 1986). Использование научного метода При исследовании развития ребенка применяется тот же научный метод, которым пользуются в любой другой области социальных наук или наук о поведении. Термин научный метод относится к теме общепринятым приемам, которые ученый использует для того, чтобы продвинуться в своем исследовании от начальной стадии формулирования вопросов до окончательных выводов. Ученые могут расходиться во взглядах, что следует наблюдать и как лучше всего измерить наблюдаемое явление, но большинство исследований, в сущности, состоит из 4-х этапов. научный метод Четыре обязательных этапа, которые проходят все исследователи в процессе проведения научного исследования. 1. Постановка проблемы. Исследователь должен определить, что конкретно он собирается изучать. 2. Формулирование гипотез в отношении предполагаемых причин изучаемого явления. Исследователь должен предсказать причины, которые, по его мнению, вызывают интересующее его явление. 3. Проверка гипотезы. Исследователь должен: а) собрать данные и б) пpoaнализировать их, используя соответствующие статистические критерии. Глава 1 Развитие человека перспективы, процессы и методы исследования 4. Формулирование выводов. Учитывая результаты предыдущего этапа, исследователь должен сформулировать заключение о тех причинных связях, которые предполагались в исходных гипотезах. Краткое обсуждение этих этапов поможет уяснить то, как планируется научное исследование. Постановка проблемы. Наука о человеческом развитии полна интересных вопросов. Что может видеть новорожденный? Всегда ли отрочество и юность являются периодом «бури и натиска», или этот этап жизненного цикла может быть спокойным переходом к взрослости? Какие различия в моральном развитии мальчиков и девочек наблюдаются на пороге отрочества? Как эти различия проявляются в подростковом социальном поведении? Каковы основные цели развития после ухода человека на пенсию? Но эти вопросы, как бы интересно они ни звучали, слишком широки и потому малоэффективны для научного исследования. Перед проведением исследования мы должны сузить проблему так, чтобы получилось нечто поддающееся проверке. «Как дети овладевают родным языком?» — слишком широкий вопрос. «Как ребенок приходит к пониманию роли метафоры, сарказма и других стилистических фигур?» — вопрос уже более узкий, однако не настолько, чтобы гипотетический ответ на него можно было подвергнуть строгой проверке. Проблема исследования должна быть еще более узкой. В ряде исследований, проведенных в последние годы, ученых интересовало, как дети научаются понимать сарказм — одно из наиболее сложных стилистических средств языка, сущность которого заключается в особом соотношении двух планов — подразумеваемого и выражаемого. Когда в аэропорту не могут найти ваш багаж и ваш лучший друг говорит: «Да, сегодня — день удач!» — ясно, что он произносит это с насмешкой, подразумевая совсем не то, что говорит. К прямому значению его слов добавляются различные оттенки и нюансы, придающие им иронический оттенок. Взрослый обнаружит сарказм по двум признакам: 1) противоречию между случившимся и сказанным и 2) использованию говорящим определенной интонации для указания на истинное значение его слов. Но маленькие дети обычно не улавливают эти признаки: они все понимают буквально. Тогда исследователи могут поставить перед собой следующий вопрос: «Какой из этих признаков ребенок понимает в первую очередь, в каком возрасте и при каких обстоятельствах это происходит?» Теперь мы можем сказать, что исследователь сформулировал проблему, которая поддается научному исследованию (Capelli, Nakagawa, & Madden, 1990). Формулирование гипотез. В большинстве исследований ученые придают своим ожиданиям форму гипотезы. Они заранее предсказывают, что может быть обнаружено в процессе исследования. Изучая понимание сарказма детьми, исследователи предположили, что дети могут обнаружить сарказм по интонации или тону голоса еще до того, как начнут улавливать контекстуальные признаки. Даже для самых маленьких детей голос служит ключом к разгадке эмоционального состояния говорящего. Однако понять контраст между контекстом и буквальным смыслом сказанного им значительно труднее. Часть 1 Комплексное изучение жизненного пути человека Проверка гипотезы. Чтобы проверить, верна ли гипотеза, исследователи выбирают подходящий для решения этой задачи метод, определяются в отношении условий проведения проверки, измерительных инструментов и количества замеров, а также намечают те аспекты ситуации, которые будут контролироваться в ходе испытаний. Исследователи должны проявлять известную предусмотрительность при планировании наблюдений, с тем чтобы они могли систематически и беспристрастно измерять интересующее их поведение. Так, в рассматриваемом нами исследовании понимания детьми сарказма ученые сочинили несколько историй, причем каждая из них имела два варианта: саркастический и серьезный. Эти истории были записаны на магнитофон также в двух вариантах, отличавшихся манерой чтения: в одном случае ключевая для понимания смысла истории фраза произносилась насмешливым, саркастическим тоном, в другом — тоном совершенно обычным, нейтральным. Затем эти записи в случайном порядке давали прослушать третьеклассникам, шестиклассникам и взрослым и сравнивали их ответы на вопросы специально сконструированного опросника (Capelli et al., 1990). Формулирование выводов. Основываясь на собранных данных, ученые должны сделать выводы, которые бы по возможности адекватно отражали то, что им удалось установить. В разбираемом нами исследовании понимания детьми сарказма взрослые четко улавливали саркастические нотки как по контекстуальным (потеря багажа), так и по интонационным (насмешливый тон голоса) признакам; таким образом, им доступны оба типа признаков. Шестиклассникам оказалось гораздо труднее понять сарказм, если интонация рассказчика не менялась, а из третьеклассников практически никто не смог этого сделать. Авторы пришли к выводу, что при распознавании сарказма дети первоначально в существенно большей степени опираются на интонацию, чем на контекст (Capelli et al., 1990). Выбор условий проведения исследования Планирование любого исследования в области социальных наук заключается в определении структуры и типа собираемых данных, а также способов их анализа. Растущий человеческий организм развивается в меняющейся среде. Исследователям никогда не удается охватить картину этих изменений полностью. Вместо этого они должны выбрать какой-то ее фрагмент, определить условия, в которых будет проводиться исследование, отобрать для него испытуемых, а также выбрать адекватные методы измерения и анализа. Совокупность решений исследователя по этим вопросам и составляет то, что называется экспериментальным планом. Среди решений, образующих экспериментальный план, разумеется, присутствует выбор условий проведения исследования. Сначала мы рассмотрим выбор позволяющий упорядочить сбор данных и структурировать получаемую информацию,
|
|||
|