Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Крайг Грэйс 3 страница



 Глава 1. Развитие человека: перспективы, процессы и методы исследования

У девочек дело обстояло совсем иначе. У младших при столкновении семьи с экономическими трудностями развивалась необычайно прочная эмоциональная связь с матерью. Таким образом, девочки младшей группы фактически оказались более целеустремленными, знающими и упорными по сравнению с теми, кому дове­лось испытать невзгоды и лишения в подростковом возрасте (Elder et al., 1988).

Взгляд на развитие на протяжении жизненного пути обеспечивает историчес­кую перспективу, столь необходимую нам для понимания того, как с годами меня­лось отношение к детям и какие изменения в структуре семьи влияют на методы воспитания детей. Рассмотрением этих важных вопросов мы и займемся в ближай­ших разделах главы.

Отношение к детям в исторической перспективе

На протяжении человеческой истории отношение к детям претерпело значи­тельные изменения. Как свидетельствуют письменные источники, в средневековой Европе взрослые, в основном, игнорировали период детства как особый этап в жиз­ни человека. Они относились к детям как к младенцам вплоть до 6-7-летнего возра­ста. После этого детей уже считали маленькими взрослыми и приучали ко взрос­лым разговорам, шуткам, музыке, еде и другим удовольствиям (Aries, 1962; Plumb, 1971), На картинах средневековых художников дети ничем не отличаются от стар­ших, разве что своими размерами. Одежда, прическа и занятия оставались неиз­менными в изображениях людей любого возраста.

Примерно с 1600 года детство стали считать периодом невинности, и были пред­приняты попытки защитить детей от эксцессов и пороков взрослого мира. На детей все реже смотрели как на безымянных членов клана или общины и все чаще воспри­нимали их как индивидуумов, входящих в состав той или иной семьи. К XVIII веку такое отношение к детям получило широкое распространение среди высших слоев общества. Постепенно к детям стали относиться как к лицам с особым статусом, занимающим свое собственное место в социально-демографической структуре об­щества (Aries, 1989; Gelis, 1989).

Несмотря на то что в древних культурах, включая греческую, римскую и китай­скую, встречаются упоминания о своего рода промежуточном периоде между дет­ством и взрослостью, длительная юность как отдельный период детства (в широком смысле) имеет гораздо более позднее происхождение, ограниченное, в основном, развитыми странами. В XVIII, XIX и в начале XX века, когда существовала большая потребность в неквалифицированной рабочей силе, трудоспособные юноши и де­вушки вливались во взрослое трудовое сообщество и считались взрослыми. (Выше­упомянутая Рут, одна из представительниц этого юного племени трудящихся, нача­ла работать в 16 лет.) После Второй мировой войны технический прогресс и стре­мительные социальные перемены привели к необходимости увеличить период обучения молодых людей в школе, что повлекло за собой продление их финансовой и психологической зависимости от родителей. Этот современный взгляд на юность как на особый период развития, в течение которого молодые люди, вместо того что­бы обеспечивать себя сами, продолжают зависеть от родителей, был впервые пред­ставлен в трудах Стэнли Г. Холла (Hall, 1984). Именно они заставили многих увидеть в юности этап жизни, заслуживающий систематического исследования. В се­редине нашего века к этому затянувшемуся периоду ожидания взрослых ролей при­влек внимание Кларк (dark, 1957). Он предостерегал о том, что, до тех пор пока молодежь будет исключена из активного участия в экономической жизни, обще­ство должно быть готово к тому, что невостребованные таланты и энергия молодос­ти будут направляться на другие, менее социально полезные цели.

 

 Часть 1 Комплексное изучение жизненного пути человека

РАЗВИТИЕ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ЖИЗНИ:

ВОЙНА, ПРЕРВАВШАЯ ДЕТСТВО

Что происходит с нормальным развитием ребенка, когда в его детство вторгается вой­на? Может ли война, относящаяся к норматив­ным историческим факторам, заслонить собой те социальные изменения, которые являются частью нормативного возрастного развития? Опубликованный дневник Златы Филипович, боснийской девочки, прошедшей через ужасы гражданской войны в ее стране, дает некото­рое представление о пережитых ею тяготах, о том, что значит расти, когда вокруг рвутся сна­ряды, царят смерть и разрушение. (Filipovic, 1994). Несмотря на страдания Златы, ее днев­ник — свидетельство силы духа этой девочки и сплоченности ее семьи перед лицом испыта­ний. Действительно, как показывают исследо­вания, величина страданий, испытываемых ребенком во время войны, определяется вза­имодействием 5 факторов: психобиологичес­кой конституцией ребенка, разобщенностью семьи, разрывом социальных связей, положи­тельными влияниями культуры и силой, вне­запностью и продолжительностью военного опыта (Elbedour, Bensel, & Bastien, 1993).

До того как конфликт между боснийцами, сербами и хорватами вверг страну в пучину гражданской войны, жизнь Златы мало отли­чалась от жизни других детей ее круга в Сара­ево. У нее были хорошие подруги, она увлека­лась поп-музыкой, успешно училась и жила со своими родителями в большой квартире, все­гда полной друзей и родственников. Все в

жизни Златы изменилось весной 1992 года, когда город Сараево подвергся атаке сербов. В течение последующих двух лет девочка на собственном опыте познала все ужасы войны и превратилась из наивного ребенка в подро­стка, желавшего одного: чтобы наступил мир. Страницы ее дневника — Мимми, как она его ласково называет, — летопись этого превра­щения. Здесь мы приводим некоторые выдер­жки из него. Четверг, 7.05.92. Дорогой Мимми! Я была почти уверена, что война вот-вот за­кончится, но сегодня...Сегодня обстреляли парк перед моим домом, парк, где я столько раз играла или просто сидела со своими подругами. Многие люди получили ране­ния. А НИНА МЕРТВА. Осколок шрапнели попал ей в голову, и она погибла. Добрая, милая, маленькая девочка. Мы вместе ходи­ли в детский сад и часто играли в парке. Неужели я никогда больше не увижу Нину? Нина, невинная 11-летняя девочка — жерт­ва глупой войны. Мне грустно. Я плачу и за­даю себе вопрос: почему? Она ни в чем не виновата. Отвратительная война лишила жизни ребенка... Понедельник, 29.06.92. Дорогой Мимми! Тоска!!! Стрельба!!! Артиллерийский огонь!!! Убитые люди!!! Отчаяние!!! Гнев!!! Страда­ние!!! Страх!!!

Вот какова моя жизнь. Жизнь наивной 11-летней школьницы!!

 Глава 1. Развитие человека: перспективы, процессы и методы исследования

Ученицы без школы, без ее радостей и вос­торгов. Ребенка без игр, без друзей, без солнца, без птиц, без природы, без фруктов, без шоколада и сладостей, даже без капли порошкового молока. Короче, ребенка без детства.

Понедельник, 2.08.93. Дорогой Мимми! Некоторые люди сравнивают меня с Анной Франк (жившей в Голландии еврейской де­вочкой, которая была убита нацистами во время Второй мировой войны и оставила после себя дневник). Это пугает меня, Мим­ми. Я не хочу повторения ее судьбы. Воскресенье, 12.10.93. Дорогой Мимми! Вчера наши друзья в горах напомнили нам о своем присутствии, о том, что они теперь хозяева положения и могут убивать, ранить, разрушать... Вчера был поистине ужасный день.

590 выстрелов. С 4.30 утра и весь день. б убитых, 56 раненых. Такова вчерашняя дань войне.

Иногда мне думается, что было бы лучше, если бы они не прекращали стрельбу, тогда не было бы так тяжело, когда она начинает­ся опять. А так только расслабишься, и СНО­ВА. Теперь я уверена: это никогда не кон­чится. Потому что некоторые люди этого не хотят, некоторые злые люди, которые нена­видят детей и простой народ. Мы ничего не сделали. Мы не виноваты. Но беспомощны! Хотя детство Златы исковеркано войной, близость родителей, возможно, помогла де­вочке вынести все выпавшие на ее долю испы­тания. В самом деле, исследования указывают на важность той помощи, которую могут ока­зать детям взрослые, содействуя им в преодо­лении ужасов войны и поддерживая их мо­ральное состояние в тяжелый период жизни.

И нормативное возрастное развитие, как торжество человеческого духа, обнаруживало себя на всем протяжении борьбы Златы с тем злом, которое принесла в ее жизнь война. Джанни ди Джованни, журналистка, написав­шая предисловие к опубликованному дневни­ку Златы, отмечает: Злата «играла Баха и Шо­пена, даже когда с холмов эхом доносились звуки орудийной стрельбы. И ей было прият­но сознавать, что, несмотря на войну, она иг­рает на пианино все лучше. Ненадолго это по­могало ей забыть, что снаружи, на улице, идет война. И все это время она ежедневно делала записи в дневнике».

После того как летом 1993 года дневник вышел из печати, французский издатель при­нял меры к тому, чтобы Злата и ее семья поки­нули Сараево. Теперь они живут в Париже.

1. Когда наступают трудные времена, стано­вится немного легче от того, что все вокруг тебя проходят через те же испытания. Почему так бывает?

2. Чем отличается влияние войны на детей по сравнению с подростками, молодежью и пожилы­ми людьми? Какая возрастная группа испытыва­ет наибольшую тревогу, чьи прямые потери больше, кому выпадает самая трудная роль?

Изменения в методах воспитания. Вместе с изменением отношения к де­тям менялись и методы воспитания, причем методы приучения к дисциплине силь­но различались на протяжении истории. Еще в XIX веке в Европе и Америке повсе­местно применялись суровые физические наказания, традиция которых восходит еще к Древней Греции. Запугивание детей рассказами о привидениях и чудовищах

долго служило распространенным способом подчинения и управления (Demau-se, 1974). В США XX столетие принесло с собой не только переориентацию на более гуманные методы воспитания, часто сочетающиеся с юридической защитой прав детей, но и множество вопросов, ставящих под сомнение расхожие представления о детях и их развитии. Привычки, когда-то считавшиеся вредными, такие как соса­ние пальца и мастурбация, сегодня, в основном, относят к нормальному поведению. Строгие графики кормления, приучения к туалету и игр уступили место заботе о воспитании в ребенке требовательности к себе, готовности и самовыражения (Wol-fenstein, 1955). Родителей призывают быть менее строгими, наслаждаться общени­ем со своими детьми, больше полагаться на «диалог» с ними.

Отношение к детям и вызванное им родительское поведение меняются не толь­ко со временем, они зависят и от культурных традиций. Например, ученые устано­вили, что в Японии дети до трех лет спят либо вместе с родителями, либо с бабуш-

 Часть 1, Комплексное изучение жизненного пути человека

кой-дедушкой, либо с братьями-сестрами, но никогда — одни. Такая организация детского сна, по-видимому, развилась как составная часть процесса социализации способствующая установлению близких, гармоничных отношений между детьми и родителями и полному принятию культуры, в которой высоко ценится коллектив ная гармония. Дети в Америке, наоборот, почти всегда спят одни, в отдельной ком нате. Это тоже часть процесса социализации, но в отличие от целей, которые ставя! перед собой японцы, американские родители, организуя сон ребенка таким обра зом, содействуют развитию независимости своих детей и, в конечном итоге, из адаптации к обществу, в котором ценится это качество (Nugent, 1994).

Развитие в контексте меняющейся семьи

Отношение к величине семьи, ее структуре и функциям также менялось с тече нием времени. До 20-х годов нашего столетия американские семьи, как правило были большими, объединяя представителей трех, а то и более, поколений. Бабушки и дедушки, родители и дети часто жили под одной крышей и делили между coбoй семейные обязанности. Детям не разрешалось далеко отлучаться, потому что родителям часто требовалась помощь на ферме, в лавке или в работе по дому. Родители производили на свет много детей — контроль над рождаемостью еще не стал распространенным явлением. К тому же было общеизвестно, что такие инфекционные болезни, как стрептококковое воспаление горла (острый фарингит) и корь уносят множество детских жизней.

После Второй мировой войны, когда противозачаточные средства и антибиотики сделались широкодоступными, многие родители стали пытаться планировать численность семьи и присматривать за детьми на протяжении продолжительного периода зависимости. В наши дни большинство детей в возрасте от 16 до 20 лет все еще зависят от родителей в финансовом плане. Большие расходы на то, чтобы вырастить ребенка, пока он не достигнет зрелости, использование контрацептивов, рост числа работающих женщин — все это привело к уменьшению размеров семи (Если в XVIII веке 35 % американских семей состояли из семи и более человек, то сегодня таких семей только 3,5 %.) В маленьких семьях каждый ребенок получае значительно больше внимания, а родители, помимо финансовых, делают больше психологических вложений в своих детей.

Установки, ценности и ожидания детей отчасти связаны с тем, как их воспитывают, и даже в одной культуре семьи воспитывают детей по-разному. Например, семьях, где работают оба родителя, методы воспитания обусловлены социальным обстоятельствами наряду с убеждениями и жизненными ценностями семьи (Jerdi nova, 1989). Если мать в большой семье уходит на работу, старшим детям часто приходится заботиться о младших. В этих случаях малыши перенимают многие соцальные роли, жизненные ценности и необходимые навыки от других детей. Старшие дети постепенно привыкают нести ответственность за других и опекать их, в то время как у младших укрепляются связи с братьями и сестрами, и они начинаю чувствовать себя увереннее среди сверстников. Все это обычно способствует укреплению семейных уз и чувства принадлежности к семье (Werner, 1979). В противоположность этому, в состоятельных семьях, где детей поручают заботам нянь

 Глава 1, Развитие человека: перспективы, процессы и методы исследования

их связь с родителями, братьями и сестрами не столь крепка, поскольку они меньше контактируют друг с другом (Coles, 1980).

Таким образом, семьи развивают собственную идентичность и свою особую си­стему воспитания в зависимости от конкретного периода истории, норм культуры и возрастного состава семьи. Функция семьи меняется в зависимости от изменения социальных требований, — то же можно сказать и о самой семье.

Занимаются ли представители социальных наук изучением таких широких про­блем, как влияние исторических и культурных факторов на развитие человека, ис­следуют ли более узкие вопросы, такие как языковое развитие дошкольников, групповое давление сверстников на подростков или формы выражения скорби пос­ле смерти одного из супругов, — их подход к проблеме должен носить объективный и научный характер. В следующем разделе мы рассмотрим те строгие требования, которые предъявляются к научному исследованию и делают его ценным источни­ком информации.

ПОВТОРЕНИЕ И ПРИМЕНЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА

1. Каковы 4 основные предпосылки, на которые опираются ученые при рассмотрении человечес­кого развития в перспективе жизненного пути?

2. Охарактеризуйте позицию Балтеса, согласно которой существенное влияние на развитие ока­зывают временные соотношения между наступлением событий 3-х типов: нормативных возраст­ных, нормативных исторических и ненормативных (сугубо личных).

3. Как с годами менялось отношение к детям и семье?

ОБЪЕКТИВНОЕ СИСТЕМАТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Добывание надежных, верифицируемых фактов, относящихся к области разви­тия человека, — нелегкое дело. В чем отличие данных нашего личного опыта от данных, собранных исследователем? В какой момент ученый останавливается в поисках дальнейших доказательств? Оба: и случайный наблюдатель, и исследова­тель должны решить, какие факты заслуживают доверия и какое их количество счи­тать достаточным для подтверждения теории. Личный опыт может быть полезен и важен, но он должен пройти систематическую проверку, прежде чем другие, воз­можно, захотят ему поверить. Тем не менее если мы сможем собрать достаточное количество убедительных доказательств, то вполне вероятно, что и другие придут к сходным выводам.

Исследовательская деятельность служит различным целям нашей повседнев­ной жизни, но главное — она помогает оценить правильность наших представле­ний о других людях, обществе и о самих себе. В частности, генетическое исследова­ние — это средство накопления знаний о росте и развитии человека на протяже­нии всей его жизни. Кроме того, это основное средство проверки эффективности социальных и педагогических воздействий. Короче говоря, научное исследование и

1 То есть относящееся к генезису, изучающее происхождение, развитие чего-либо. — Прим. науч. ред.

Часть 1. Комплексное изучение жизненного пути человека

присущие ему методологии — единственный источник действенного, основанного на достоверных фактах, точного учения о человеческом развитии (Kermis, 1984).

Как вы увидите далее, систематическое исследование процессов развития на­чинается с удовлетворения требований объективности — выявления и, по возмож­ности, отсеивания всех пристрастий исследователя. Затем оно организуется, в со­ответствии с алгоритмическим подходом, в виде последовательности логических шагов, которые позволяют исследователю продвинуться от исходных вопросов к конечным выводам.

Принцип объективности

Независимо от того, насколько честными и беспристрастными мы пытаемся быть, наши личные и культурные установки могут создавать серьезные преграды на пути к правильному пониманию поведения человека. Всякий раз, когда мы оцениваем, на что способны — или не способны — люди, когда пытаемся предсказал должное поведение, — короче говоря, когда судим о поведении других людей, мы привносим в наши выводы ценности и нормы, сформировавшиеся у нас на основе личного опыта и социализации в условиях определенной культуры. Нам трудно отказаться от своих субъективных суждений и посмотреть на других исходя из их норм, ценностей и условий жизни.

Например, когда мы изучаем развитие «подобающего» сексуального поведения мы должны допускать наличие многочисленных, связанных с теми или иными культурами, вариантов. Так, в американской культуре не одобряются сексуальные игры и нудизм в детском возрасте, гомосексуальные склонности на любой стадии развития и порицаются инцест и внебрачные связи. В племени же маринд-аним из Ново Гвинеи, наоборот, поощряются сексуальные игры детей, а гомосексуальные отношения подростков с их старшими родственниками считаются в порядке вещей. Невеста открыто вступает в половую связь со всей мужской половиной семьи жениха прежде чем он станет ее мужем. Культурные традиции позволяют женщинам племени иметь одобренные мужьями внебрачные связи (Van Baal, 1966). Если мы будем стремиться объяснить человеческое поведение и развитие, не имея ни малейшего представления о таких культурных вариациях, это приведет нас к серьезным заблуждениям и наши выводы окажутся ошибочными.

К сожалению, полной объективности достичь не удается никогда. Исследователи, живущие в разное время, принадлежащие к различным культурам или придерживающиеся разных философских воззрений, описывают поведение человека по-разному. Поэтому для них важно выявить собственные упущения и пристрастия, спланировать исследование таким образом, чтобы можно было обнаружить ошибку в своих построениях.

Одной объективности, хотя она и является необходимым требованием при проведении исследований человеческого развития, еще недостаточно для получения значимых результатов. Такие результаты можно получить, только применяя систематический подход, включающий 7 последовательных шагов, или этапов. Это:

1) формулирование содержательных вопросов;

2) применение научного метода;

3) выбор условий исследования;

4) выбор экспериментального плана для изучения генетических изменений;

 Глава 1. Развитие человека, перспективы, процессы и методы исследования

5) использование подходящего метода сбора данных;

6) интерпретация полученных данных и

7) формулирование выводов и определение области их применения.

Искусство задавать вопросы

Большинство открытий в области естественных и социальных наук явились следствием постановки содержательных вопросов и острой наблюдательности ис­следователей. Ученый, заметив нечто интересное, выходящее за рамки общеприз­нанного, формулировал зондирующие вопросы, продолжал наблюдение и, прежде чем прийти к каким-то обобщениям и прогнозам, подвергал обнаруженное им явле­ние систематическому изучению. Предположим, к примеру, что мы изучаем рису­нок, выполненный ребенком пяти с половиной лет, на котором он изобразил дом и несколько человеческих фигур (рис. 1-3). Приглядевшись к нему повнимательнее, мы замечаем, что дом стоит прямо на земле, а труба как-то странно наклонена. У маленьких человечков в нижней части рисунка туловища объединены с голова­ми, а размеры их рук и ног ненормальны. (Такие фигурки часто называют «голово-ногами».) Может быть, это просто общие ошибки, вызванные недостаточной коор­динацией движений у детей этого возраста? Или они свойственны только этому конкретному ребенку?

Жан Пиаже, известный своими тонкими наблюдениями за поведением детей и построенной, в основном, на результатах этих наблюдений всеобъемлющей теори-

Рис. 1-3. Пиаже считал, что с помощью рисунков можно изучать то, как дети мыслят и понимают реаль­ность. На детских рисунках (5,5 года) дымовая труба перпендикулярна кровле, а у персонажей туловища объединены с головами.

Часть 1. Комплексное изучение жизненного пути человека

ей когнитивного развития, полагал, что детские рисунки непродуктивно рассматри­вать только как неуклюжее воспроизведение на бумаге того, что дети видят в дей­ствительности; намного более конструктивным является взгляд на детские рисун­ки как репрезентации их способа мышления и истолкования реальности. Собрав и сопоставив многочисленные детские рисунки, Пиаже высказал предположение, что они раскрывают как качественное своеобразие детского мышления, так и недо­статочное понимание детьми отношений между множеством и его элементами. По сравнению со взрослыми, маленьким детям присущи, по-видимому, когнитивные ограничения. Фактически, эти ограничения заключаются не в недостатках интел­лекта, а в различии когнитивных структур, которыми пользуются взрослые и дети. В отличие от взрослых, дети могут видеть происходящее только со своей точки зре­ния (эгоцентризм) и сосредоточиваться только на одном отношении за раз (центрация). По собственному опыту ребенок знает, что предметы, расположенные на чем-то, связаны с этим «чем-то» определенным образом. Поэтому дома, нарисованные ими, ровно стоят на земле, а труба перпендикулярна скату крыши.

А как насчет «головоногов»? Неужели дети действительно думают, что лицо у человека там же, где живот? Нет, отвечают Пиаже и некоторые другие исследователи. Просто это изображение того, что дети считают самым важным у человека (Freeman, 1980). Детский рисунок — не фотография, а скорее символическое изображение ребенком своего представления и понимания мира. Не все исследователи согласны с интерпретацией детских рисунков, предложенной Пиаже. Однако ему удалось наглядно доказать наличие общих признаков, часто обнаруживаемых в рисунках детей разных возрастов, и подтолкнуть других исследователей к систематическому изучению детского мышления, находящего выражение в их изобразительной деятельности (Winner, 1986).

Использование научного метода

При исследовании развития ребенка применяется тот же научный метод, которым пользуются в любой другой области социальных наук или наук о поведении. Термин научный метод относится к теме общепринятым приемам, которые ученый использует для того, чтобы продвинуться в своем исследовании от начальной стадии формулирования вопросов до окончательных выводов. Ученые могут расходиться во взглядах, что следует наблюдать и как лучше всего измерить наблюдаемое явление, но большинство исследований, в сущности, состоит из 4-х этапов.

 научный метод           

Четыре обязательных этапа, которые проходят все исследователи в процессе проведения научного исследования.                

1. Постановка проблемы. Исследователь должен определить, что конкретно он собирается изучать.

2. Формулирование гипотез в отношении предполагаемых причин изучаемого явления. Исследователь должен предсказать причины, которые, по его мнению, вызывают интересующее его явление.

3. Проверка гипотезы. Исследователь должен: а) собрать данные и б) пpoaнализировать их, используя соответствующие статистические критерии.

 Глава 1 Развитие человека перспективы, процессы и методы исследования

4. Формулирование выводов. Учитывая результаты предыдущего этапа, иссле­дователь должен сформулировать заключение о тех причинных связях, кото­рые предполагались в исходных гипотезах.

Краткое обсуждение этих этапов поможет уяснить то, как планируется научное исследование.

Постановка проблемы. Наука о человеческом развитии полна интересных вопросов. Что может видеть новорожденный? Всегда ли отрочество и юность явля­ются периодом «бури и натиска», или этот этап жизненного цикла может быть спо­койным переходом к взрослости? Какие различия в моральном развитии мальчиков и девочек наблюдаются на пороге отрочества? Как эти различия проявляются в под­ростковом социальном поведении? Каковы основные цели развития после ухода человека на пенсию? Но эти вопросы, как бы интересно они ни звучали, слишком широки и потому малоэффективны для научного исследования. Перед проведением исследования мы должны сузить проблему так, чтобы получилось нечто поддающе­еся проверке. «Как дети овладевают родным языком?» — слишком широкий вопрос. «Как ребенок приходит к пониманию роли метафоры, сарказма и других стилисти­ческих фигур?» — вопрос уже более узкий, однако не настолько, чтобы гипотети­ческий ответ на него можно было подвергнуть строгой проверке. Проблема иссле­дования должна быть еще более узкой.

В ряде исследований, проведенных в последние годы, ученых интересовало, как дети научаются понимать сарказм — одно из наиболее сложных стилистических средств языка, сущность которого заключается в особом соотношении двух планов — подразумеваемого и выражаемого. Когда в аэропорту не могут найти ваш багаж и ваш лучший друг говорит: «Да, сегодня — день удач!» — ясно, что он произносит это с насмешкой, подразумевая совсем не то, что говорит. К прямому значению его слов добавляются различные оттенки и нюансы, придающие им иронический оттенок. Взрослый обнаружит сарказм по двум признакам: 1) противоречию между случив­шимся и сказанным и 2) использованию говорящим определенной интонации для указания на истинное значение его слов. Но маленькие дети обычно не улавливают эти признаки: они все понимают буквально. Тогда исследователи могут поставить перед собой следующий вопрос: «Какой из этих признаков ребенок понимает в пер­вую очередь, в каком возрасте и при каких обстоятельствах это происходит?» Те­перь мы можем сказать, что исследователь сформулировал проблему, которая под­дается научному исследованию (Capelli, Nakagawa, & Madden, 1990).

Формулирование гипотез. В большинстве исследований ученые придают своим ожиданиям форму гипотезы. Они заранее предсказывают, что может быть обнаружено в процессе исследования. Изучая понимание сарказма детьми, иссле­дователи предположили, что дети могут обнаружить сарказм по интонации или тону голоса еще до того, как начнут улавливать контекстуальные признаки. Даже для самых маленьких детей голос служит ключом к разгадке эмоционального состоя­ния говорящего. Однако понять контраст между контекстом и буквальным смыслом сказанного им значительно труднее.

 Часть 1 Комплексное изучение жизненного пути человека

Проверка гипотезы. Чтобы проверить, верна ли гипотеза, исследователи вы­бирают подходящий для решения этой задачи метод, определяются в отношении условий проведения проверки, измерительных инструментов и количества замеров, а также намечают те аспекты ситуации, которые будут контролироваться в ходе ис­пытаний. Исследователи должны проявлять известную предусмотрительность при планировании наблюдений, с тем чтобы они могли систематически и беспристраст­но измерять интересующее их поведение. Так, в рассматриваемом нами исследова­нии понимания детьми сарказма ученые сочинили несколько историй, причем каж­дая из них имела два варианта: саркастический и серьезный. Эти истории были за­писаны на магнитофон также в двух вариантах, отличавшихся манерой чтения: в одном случае ключевая для понимания смысла истории фраза произносилась на­смешливым, саркастическим тоном, в другом — тоном совершенно обычным, нейт­ральным. Затем эти записи в случайном порядке давали прослушать третьекласс­никам, шестиклассникам и взрослым и сравнивали их ответы на вопросы специаль­но сконструированного опросника (Capelli et al., 1990).

Формулирование выводов. Основываясь на собранных данных, ученые дол­жны сделать выводы, которые бы по возможности адекватно отражали то, что им удалось установить. В разбираемом нами исследовании понимания детьми сарказ­ма взрослые четко улавливали саркастические нотки как по контекстуальным (по­теря багажа), так и по интонационным (насмешливый тон голоса) признакам; та­ким образом, им доступны оба типа признаков. Шестиклассникам оказалось гораз­до труднее понять сарказм, если интонация рассказчика не менялась, а из третьеклассников практически никто не смог этого сделать. Авторы пришли к вы­воду, что при распознавании сарказма дети первоначально в существенно большей степени опираются на интонацию, чем на контекст (Capelli et al., 1990).

Выбор условий проведения исследования

Планирование любого исследования в области социальных наук заключается в определении структуры и типа собираемых данных, а также способов их анализа. Растущий человеческий организм развивается в меняющейся среде. Исследовате­лям никогда не удается охватить картину этих изменений полностью. Вместо этого они должны выбрать какой-то ее фрагмент, определить условия, в которых будет проводиться исследование, отобрать для него испытуемых, а также выбрать адекват­ные методы измерения и анализа. Совокупность решений исследователя по этим вопросам и составляет то, что называется экспериментальным пла­ном. Среди решений, образующих экспериментальный план, разумеется, присутствует выбор условий проведения исследования. Сначала мы рассмотрим выбор позволяющий упорядочить сбор данных и структурировать получаемую информацию,      



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.