Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Крайг Грэйс 4 страница



 

экспериментальный план - Выбор исследователем обстановки, испытуемых и методов измерения при исследовании поведения, между лабораторными условиями и естественной обстановкой.

Читая этот раздел, следует иметь в виду, что речь идет не о выборе из двух альтернатив, а об

 Глава 1 Развитие человека перспективы, процессы и методы исследования

определении на своего рода континууме: от полного отсутствия или слабого конт­роля в естественных условиях до умеренного (когда, например, все в классе смот­рят одну и ту же телепередачу и затем отвечают на вопросы одного и того же струк­турированного теста) или жесткого контроля в лабораторных условиях (когда, на­пример, в исследовании вербального научения от каждого испытуемого, сидящего в отдельной кабинке, требуется заучить список слов, записанных на магнитофон и предъявляемых через наушники). Стремясь повысить точность результатов, мно­гие исследователи сочетают элементы жесткого экспериментального плана с более естественной обстановкой проведения исследования. Например, исследователи, изучающие некоторые аспекты поведения начавших ходить малышей, могут уста­новить сложную экспериментальную аппаратуру в доме у ребенка, для того чтобы наблюдать его естественное поведение при выполнении строго контролируемых за­даний.

Лабораторные условия. В лабораторной обстановке исследователь может пери­одически изменять некоторые условия (независимые переменные) и наблюдать результирующее поведение (зависимые переменные). На­пример, дети, заучивающие слова в лабораторных ус­ловиях, могут делать это систематически.

Уровень шума и количество отвлекающих моментов здесь поддерживаются в заданных границах. Трудность входящих в перечень слов контролируется. Ожидания и инструкции экспериментатора, вознаграждение или наказание, темп предъявления слов — все это может строго соблюдаться и контролироваться.     

Подобным-же образом наблюдаемое поведение может быть точно измерено — будь то процент запоминания или забывания, симптомы тревоги или раздражения.

 

НЕЗАВИСИМАЯ ПЕРЕМЕННАЯ - Переменная в эксперименте, которой манипулируют с целью обнаружить ее влияние на зависимую.

 

ЗАВИСИМАЯ ПЕРЕМЕННАЯ - переменная в эксперименте, которая меняется в результате манипулирования независимой переменной.

 

Лаборато­рия — идеальное место для проверки гипотез и доказательства существования при­чинно-следственных связей между переменными. Именно в таких условиях прово­дились многие исследования процессов научения и памяти у людей всех возрастных групп.

Естественная обстановка. Исследования, проводимые в естественных усло­виях, допускают гораздо меньший контроль. В этом случае изменение независимых переменных достигается исключительно за счет их выбора, а не манипулирования ими. Исследователи выбирают конкретный класс в конкретной школе или сравни­вают учителей в Японии, Тайване и Соединенных Штатах (Stevenson et al., 1986). Конечно, учителей можно обучить пользоваться конкретной методикой или учеб­ными видеокассетами, но часто ли происходящее в классе точно соответствует за­ранее подготовленному сценарию? В ряде исследований, проводимых в естествен­ных условиях, ученым приходится ждать, когда произойдет интересующее их собы­тие. Например, при изучении дисциплины в классе им нужно дождаться, когда ребенок начнет себя плохо вести, и именно в это время оказаться там с видеокаме-

 Часть 1. Комплексное изучение жизненного пути человека

рой. Иногда при проведении натуралистических исследований ученым приходится полагаться на свои заметки или видеозаписи, надеясь, что из непрерывного потока потенциально значимых событий они отобрали именно то, что им нужно. В отдель­ных случаях использование этого метода приводит к ошибкам наблюдения и нео­боснованным выводам.

Экологическая валидность. Так же как некоторые натуралистические иссле­дования могут расцениваться как неконтролируемые и неточные, некоторые лабо­раторные эксперименты могут критиковаться как искусственные и узконаправлен-ные. Это может быть обусловлено непривычностью лабораторной обстановки, ее изолированностью от реального мира или отсутствием в нашей повседневной жиз­ни ситуации, в которой имело бы смысл наблюдаемое в лаборатории поведение. Бронфенбреннер (Bronfenbrenner, 1979) характеризовал американскую психоло­гию развития как «науку о странном поведении ребенка в странной ситуации со странным взрослым в кратчайший период времени» (р. 19). Благодаря критике Бронфенбреннера и ряда других ученых исследователи человеческого поведения все чаще пытаются сочетать точность лабораторного эксперимента с экологичес­кой валидностью исследования в естественных условиях.

Под экологической валидностью понимается учет многочисленных средовых переменных, которые влияют на поведение. Поэтому исследователи, стоящие на позициях экологического подхода к развитию, создают или изменяют определен­ные условия, не нарушая обычной жизненной обстановки. Например, в обстановке средней школы ученым могло понадобиться изучить эффект использования совмес­тных учебных групп для преподавания естественных наук с четвертью класса. Тог­да им пришлось бы изучить учебную деятельность детей как до, так и после образо­вания этих групп, в той классной комнате, где преподают естественные науки. Та­ким образом, можно было бы полностью контролировать стиль учителя, мотивацию учеников и физическую среду классной комнаты (см. приложение «Исследование социального поведения детей в естественных условиях»).

Выбор экспериментального плана для изучения изменений, происходящих с течением времени

Как уже не раз говорилось, развитие — это непрерывный, динамический про­цесс, продолжающийся всю жизнь. Поэтому генетические исследования, в отличие от других видов исследований, сосредоточены на изменениях, происходящих с те­чением времени. Любая область исследований, касающаяся временных или возра­стных изменений, относится к науке о развитии.

Далеко не всегда можно объяснить или предсказать изменения в поведении. В основном это объясняется природой причинности и различиями в определении воз­раста, — как его понимают биология, социология, история и т. д. Из-за комплексно­го характера генетических исследований ответы специальных наук на вопросы, каса­ющиеся процессов развития, в лучшем случае вызывают полемику. Три различных экспериментальных плана или метода изучения изменений, происходящих с тече­нием времени, помогают ученым находить требуемые ответы. Это метод продоль-

 Глава 1 Развитие человека перспективы, процессы и методы исследования

ных срезов (лонгитюдный план), метод поперечных срезов и комбинированный ме­тод (когортно-последовательный план). В табл. 1-3 дается их сопоставление. Далее мы подробно поговорим о каждом из них.

Лонгитюдный план. Лонгитюдный план предполагает изучение одних и тех же индивидуумов в разные моменты их жизни. Измерения повторяются через значительные промежутки времени и сравнива­ются с данными, полученными на предыдущих этапах.  

Исследователи могут строить кривые роста или научения в таких областях, как языковое развитие, когнитивное развитие или формирование физических навыков.

 

лонгитюдный метод (план) - Организация исследования, при которой одни и те же испытуемые наблюдаются на протяжении установленного периода.

За детьми могут наблюдать вплоть до достижения ими взрослости, чтобы посмотреть, какие свойства личности сохраняются, а какие исчезают.

Лонгитюдные планы особенно привлекают специалистов в области возрастной психологии. Поскольку испытуемые в этом случае сравниваются сами с собой в раз­ные моменты своей жизни, их не требуется сортировать и уравнивать по всем осталь­ным параметрам, кроме возраста. Некоторые процессы развития могут изучаться очень внимательно, тогда наблюдение за индивидуумом проводится раз в неделю или даже каждый день. Например, при изучении языкового развития на 2-м или 3-м году жизни наблюдение за небольшой группой детей проводится раз в неделю, что­бы стала видна детальная картина пробивающей себе дорогу языковой способности.

Но у лонгитюдных исследований есть и отрицательные стороны. Они требуют значительных временных затрат как со стороны ученых, так и со стороны испытуе мых. Человек может заболеть, уехать в отпуск, переехать в другой город или просто отказаться участвовать в исследовательской программе. Некоторые люди привыка­ют к тестированию и, в целом, показывают лучшие результаты по сравнению с теми, кто тестируется впервые. Испытуемые, участвующие в лонгитюдном иссле­довании до его окончания, обычно обнаруживают сильные тенденции к сотрудниче­ству и стабильности. Высказывалось предположение о том, что участники лонгитюдных исследований обычно здоровее, богаче и умнее, чем их сверстники.

 

Таблица 1-3 Основные методы организации исследований развития человека

 

Тип метода (плана) Характеристика
Метод продольных срезов (лонгитюдный план)         Группы испытуемых исследуются неоднократно на протяжении установленного отрезка времени; повторные измерения проводятся в разных возрастах

Преимущества: обнаруживает связи между поведением на раз­ных этапах жизни.

Недостатки: возможность неправильной интерпре­тации наблюдаемых в определенном возрасте изменений вследствие направ­ленного уменьшения выборки испытуемых, их знакомства с методиками исследования и эффектов когорты

Метод поперечных срезов Группы испытуемых разного возраста исследуются одновременно.

Преимущества. требует меньше времени и затрат, чем лонгитюдное исследование.

Недостатки: группы могут отличаться не только по возрасту; не позволя­ет изучать тенденции роста, эффекты когорты могут сказываться на наблю­даемых возрастных различиях.

Комбинированный-(когортно-последовательный) план   Две или более группы индивидуумов, родившихся в разное время, неоднократно исследуются на протяжении установленного периода времени.

Преимущества: допускает продольные и поперечные сравнения ха­рактеристик детей, позволяет измерять эффекты когорты.

Недостатки: на проведении данного исследования могут сказаться недостатки, прису­щие методам продольных и/или поперечных срезов, хотя сам по себе этот план способствует их преодолению; его реализация требует больше средств и времени

 

 

 Часть 1. Комплексное изучение жизненного пути человека

ПРОБЛЕМА КРУПНЫМ ПЛАНОМ: ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ В ЕСТЕСТВЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Дэвид Е. Дей, ученый, занимающийся про­блемами образования в раннем детстве, вос­пользовался наблюдением за социальным по­ведением детей в естественной обстановке, чтобы оценить последствия объединения де­тей с отклонениями в развитии с обычными детьми в подготовительных классах. Выбран­ный подход позволил ему оценить положе­ние, не препятствуя естественному поведе­нию детей. На протяжении всего периода на­блюдения учитель и его помощники были включены в разнообразные занятия детей:

конструирование из кубиков,рисование,слу­шание сказок, — и взаимодействовали с ними без каких-либо осложнений.

Методика оценки, используемая в этом ис­следовании, проста. Она начинается с состав­ления характеристики на каждого ребенка, которая включает: историю его социализиру­ющего опыта, в том числе сведения о числе братьев и/или сестер, порядке их рождения и наиболее важных событиях раннего детства; основные сведения из истории болезни; све­дения о составе семьи, включая причины, по которым родители дали согласие на участие ребенка в исследовательской программе; и наконец, сведения об особых потребностях ребенка, связанных с физической и/или ум­ственной недостаточностью, зафиксирован­ным или предполагаемым жестоким обраще­нием или эмоциональным стрессом. Сюда включаются также различные показатели воз­растного развития, в частности результаты те­стирования и оценки психологов.

Сразу после составления характеристик начинался основной этап исследования — на­блюдение за детьми. В течение 5-10 дней за каждым ребенком наблюдали по несколько раз. Каждое наблюдение длилось ровно 30 се­кунд, после чего результаты в закодированном виде заносились в специальную «Таблицу дан­ных контроля за поведением». Эта таблица со­держала следующие категории поведения:

Включенность в задачу; Кооперация; Автоно­мия; Вербальное взаимодействие; Использо­вание игровых материалов; Поддержание дея­тельности и Внимание к другим. Та же самая таблица использовалась для получения отве­тов на ряд вопросов иного рода, в частности:

Обращают ли здоровые дети внимание на за­дание или их отвлекают дети с различными от­клонениями в развитии? Включаются ли дети в выполнение задания? Заканчивают ли они за­дание? Проявляютли они при этом внимание к другим детям, как к здоровым, так и к боль­ным? Как происходит их вербальное общение? Разговаривают ли здоровые дети только со здоровыми детьми? Исключают ли они детей с физическими недостатками из игры? Какого рода отклонения в развитии больше всего ме­шают нормальному взаимодействию?

Виды поведения, закодированные иссле­дователями в таблице,определялись на осно­ве наблюдений, сделанных в течение всего дня, чтобы гарантировать соответствие полу­чаемого профиля поведения реальным собы­тиям. Затем эти данные поведения суммирова­лись в виде матрицы, дававшей ясную картину частоты и локализации каждого вида поведе­ния. Кроме того, фиксировались сведения, ка­сающиеся вида деятельности или места ее осу­ществления, числа присутствовавших детей и роли персонала в этой деятельности в течение каждого 30-секундного наблюдения. Эта ин­формация показывала диапазон и тип взаимо­действия между детьми, а также роль взрослого в каждой деятельности и его местонахождение.

Данные ряда предварительных исследова­ний, использовавших эту методику, позволи­ли прийти к некоторым интересным выводам. У ряда детей с серьезными физическими не­достатками устанавливаются вполне нормаль­ные контакты и каналы общения со здоровы­ми детьми, тогда как у детей с небольшими ре­чевыми проблемами общение со здоровыми детьми часто вызывало значительные трудно­сти. Здоровые дети, одноклассники которых страдали теми или иными серьезными откло­нениями в развитии, относились к ним с по­вышенным вниманием, причем совместное обучение не вредило ни их вербальному взаи­модействию, ни учению (Day, Perkins, & Weinthaler, 1979).

Многое здесь еще требует изучения. Одна­ко, основываясь на этих положительных ре­зультатах, все более широкое распростране­ние сегодня получают подготовительные и на­чальные классы, в которых учатся как здоровые дети, так и дети с разного рода на­рушениями в развитии. Последние выигрыва­ют от этого, так как могут брать пример со сво­их здоровых одноклассников и рассчитывать на их помощь. Польза для здоровых детей со­стоит в совершенствовании их социальных навыков и усилении позитивных установок без ущерба для речевых и учебных достиже­ний (TurnbulLS.Tumbull, 1990).

 

Ученые тоже могут переехать, потерять интерес к проблеме, наконец, умереть, если исследование длится достаточно долго. В упоминавшемся выше Калифорний­ском лонгитюде за его 50-летнюю историю, сменяя друг друга, принимали участие много известных ученых. Лонгитюдные исследования требуют значительного фи­нансирования; кроме того, цели, поставленные в начале работы, могут не согласо­ваться с тем, что интересует ученых сегодня. Когда меняются теории и методы ис­следования, довольно трудно включить новые методики и идеи в уже осуществляю­щийся проект.

Метод поперечных срезов. При использовании метода поперечных срезов одновременно сравниваются различные группы испытуемых разного воз ста наблюдается и сравнивается с одной или несколькими выборками других возрастных групп.

метод поперечных срезов – метод изучения при котором выборка лиц одного возраста.

Преимущества этого плана по сравнению с лонгитюдным заключаются в том, что такое исследование короче, дешевле и в большей степени поддается управлению. Примером применения метода поперечных срезов может служить рассмотренное выше исследование, в котором изучалось понимание диалогов с элементами сарказма третьеклассниками, шестиклассни­ками и взрослыми.

Чтобы обеспечить разумную сопоставимость разновозрастных групп, метод по­перечных срезов предъявляет жесткие требования к формированию выборки испы­туемых. Например, при изучении взрослых людей, значительно различающихся по возрасту, часто трудно сформировать выборку, уравненную по таким переменным, как состояние здоровья, уровень образования или принадлежность к определен­ным культуре или социальному слою. Исследования интеллекта взрослых с самого начала наткнулись на проблемы сопоставимости выборок. Можно ли считать, напри­мер, что выборка 60-летних по состоянию здоровья, уровню образования, культурной принадлежности, социально-экономическому статусу практически не отличается от выборки 40-летних? Наконец, как в лонгитюдных исследованиях, так и в иссле­дованиях методом поперечных срезов трудно отделить эффекты хронологического

 Часть 1. Комплексное изучение жизненного пути человека

возраста от эффектов того исторического периода, в котором живут люди. Ранее приведенный пример с Рут и Джуди свидетельствует об огромном влиянии истори­ческих событий на индивидуальное развитие.

Комбинированные планы. Некоторые ученые объединяют методы продоль­ных и поперечных срезов в комбинированных планах исследования, среди которых наибольшую известность получил когортно-последовательный план. Уитбурн (Whitbourne, 1991) использовала та­кой план при исследовании личности в ранней и сред­ней взрослости. В 1968, а затем в 1976 годах она обследовала студентов старших курсов колледжей, изучая их Я-образы, социальные отношения и жизненные ценности. Уитбурн повторила это исследование в котором люди, принадлежащие к нескольким возрастным когортам, -1984 и 1990 "^ с новыми группами старшекурсников наблюдаются периодически. Кроме того, она заново обследовала тех, кто принимал в нем участие раньше. Каждая из этих 4-х групп рассматривалась как возрастная когорта.

Объединение метода поперечных срезов и лонгитюдного метода в один комбинированный план на протяжении длительного периода

Самая ранняя возрастная когорта к концу исследования была обследована 4 раза. Следовательно, в этой группе можно было проанализировать возрастные изменения тем же способом, что и при лонгитюдном исследовании.

КОГОРТНО-ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫЙ ПЛАН

 

Рис. 1-4 . Основные планы исследования: лонгитюдный, поперечных срезов и комбинированный, когортно-последовательный. Диагональные ряды (см. нижний ряд) символизируют лонгитюдные исследования, а вер­тикальные колонки (см. левую колонку) — исследования методом поперечных срезов. Весь рисунок пред­ставляет собой когортно-последовательный план, на котором показаны 4 возрастные когорты, изучаемые в 4-х разных точках жизненного пути.

 Глава 1. Развитие человека: перспективы, процессы и методы исследования

Как менялись эти люди по мере того, как они продвигались от студенческой жизни в конце 60-х к самостоятельной работе или браку в середине 70-х и дальше — к обзаведению деть­ми в начале 80-х, к переосмыслению прожитой жизни в 90-е, по достижении 40-летнего возраста? Кроме того, эту группу можно сравнить с 3 другими на каждом возрастном уровне.

Уитбурн обнаружила, что на уровне студенческих лет эта первая группа во мно­гом отличается от 3-х других в своих установках и ценностях. Возможно, эти разли­чия объясняются бурной политической жизнью студенчества в конце 60-х. Все воз­растные когорты в этом исследовании обнаружили высокую заинтересованность в устройстве жизни при втором обследовании, когда им было за 20 лет. Вероятно, это — возрастная роль, свойственная как мужчинам, так и женщинам, когда они строят свою карьеру.

Иллюстрацией к рассмотренным трем планам исследования служит рис. 1-4. При изучении взрослости такой комбинированный план необходим, если требу­ется отделить эффекты хронологического возраста от эффектов конкретного исто­рического периода. Психология юношей и девушек или их родителей может разли­чаться в зависимости от того, живет ли человек в разгар борьбы за гражданские права в США и массовых протестов против войны во Вьетнаме в конце 60-х годов или же во времена возобновившихся споров о гражданских правах и волны патрио­тизма в период войны в Персидском заливе в 1991 году.

Методы сбора данных

Научные исследования дают широко расходящиеся результаты в зависимости от используемых методов измерения и состава испытуемых. Людей можно наблю­дать в реальной жизни, а можно подвергнуть тестированию в контролируемых, ис­кусственно созданных ситуациях. Им можно предложить письменно ответить на вопросы теста, чтобы определить уровень их достижений, способность решать за­дачи или креативность. Исследователи могут попросить испытуемых рассказать о своем поведении, задавая прямые вопросы или используя проективные методики, дающие косвенные сведения об их мыслях и чувствах. Далее мы поближе познако­мимся с этими различными методами сбора данных.

Независимо от типа измерения, его эффективность определяется понятиями надежности ивалидности. Надежная мера заслуживает доверия, дает устойчивые и воспроизводимые результаты. Например, тест художественных спо­собностей должен оценивать людей точно так же, сколько бы раз его ни повторяли, иначе он будет непригоден для исследовательских целей. На ненадежный тест художественных способностей легко могло бы повлиять настроение тестируемого или настроение аналитика, оценивающего результат. 

 

надежность - Степень согласованности результатов, получаемых при многократном применении методики измерения.

 В противоположность этому, валидность показывает, измеряет ли используемая в данном исследовании методика то показатель точности, для измерения чего она предназначена. Например, при использовании Словарного теста в картинках Пибоди (Peabody Picture Vocabulary Test) ребенку пока-.

 Часть 1, Комплексное изучение жизненного пути человека

зывают буклет с картинками. Экспериментатор произносит вслух стимульное сло­во и просит ребенка показать на странице буклета одну из 4-х картинок, изобража­ющую названный предмет и т. д. Это всего лишь тест на понимание слов английско­го языка, предъявляемых в устной форме. Тем не менее исследователи иногда оши­бочно используют его для измерения уровня интеллекта. Излишне говорить, что подобное использование теста является невалидным, то есть необоснованным.

Прямое наблюдение. Возможно, самый распространенный вид измерения, используемый в работе с младенцами и маленькими детьми, — непосредственное наблюдение за поведением ребенка в определенной ситуации. Исследователь мо­жет проследить за тем, как ребенок обращается с игрушкой или реагирует на посто­ронних. Детей можно наблюдать в школьной обстановке, чтобы посмотреть, как они работают вместе над решением какой-то задачи. Чтобы повысить точность и информативность наблюдения, ученые часто пользуются записывающей аппарату­рой, например видеокамерой. Если же требуется провести исследование старших детей, подростков или взрослых, организация прямого наблюдения за их поведени­ем наталкивается на все возрастающие трудности. Подросткам и взрослым не очень-то нравится «выходить на сцену», они предпочитают рассказать исследовате­лям о своих мыслях и чувствах.

Анализ индивидуальных случаев. Этот метод нацелен на изучение индиви­дуальности и может представлять собой глубинные интервью, наблюдение или их сочетание. Для исследований таким методом часто отбирают неординарных людей: это могут быть и нобелевские лауреаты, и психически больные, и оставшиеся в живых узники концлагерей, и талантливые музыканты. Обычно при описании и оценивании их поведения используется неформальный, качественный подход. Ана­лиз случаев может использоваться при разработке новых областей исследования или для более тщательного изучения последовательного взаимодействия множе­ства противоречащих друг другу влияний. Самый ранний пример применения этого метода встречается в «дневниках ребенка», содержащих данные наблюдений за развивающимся малышом. Записи в такого рода дневниках, как правило, ведутся неполно и несистематически, что можно заметить в выдержках из дневника, со­ставленного Муром (Moore, 1896).

5-я неделя: узнал лицо человека.

7-я неделя: узнал звуки голоса.

9-я неделя: узнал грудь, когда увидел ее и лицо матери.

12-я неделя: узнал свою руку.

16-я неделя: узнал свой большой палец и соску.

17-я неделя: узнал шарик с расстояния в несколько футов.

Анализ индивидуальных случаев редко используется в исследованиях возраст­ного развития, поскольку влечет за собой проблемы субъективности и неконтроли­руемых переменных, к тому же он связан с изучением одного конкретного челове­ка. Поэтому установить причинно-следственные связи и сделать обобщения оказы-

 Глава 1 Развитие человека перспективы, процессы и методы исследования

вается почти невозможно. В то же время правильно проведенный анализ развития одного человека может стимулировать более строгое исследование вскрытых в нем проблем.

В практических областях, таких как медицина, образование, социальная работа и клиническая психология, анализ индивидуальных случаев — важный инструмент для постановки диагноза и выработки рекомендаций. Краткосрочное исследование с использованием этого метода, например детальный анализ реакций ребенка на военные действия или травму, может оказаться полезным для понимания его пове­дения в дальнейшем. Несмотря на то что к анализу индивидуальных случаев как к инструменту исследования следует относиться с осторожностью, он дает яркую, наглядную, детальную картину изменения целостного индивидуума на фоне его ок­ружения.

Тесты достижений и способностей. Письменные тесты достижений или спо­собностей — широко распространенная форма измерения физических и когнитив­ных аспектов развития. Чтобы приносить пользу, эти тесты должны быть надежны­ми и валидными в том, что касается измерения способностей, для оценки которых они разработаны. Чаще всего это бланковые методики, заполняемые вручную, хотя все большее распространение получают их компьютерные версии.

Методики самоотчета. К методикам самоотчета относятся интервью и запол­няемые самим испытуемым разнообразные формы отчетов и опросников, в которых исследователь задает вопросы с целью выявления мнений и типичных форм поведе­ния опрашиваемого. Иногда испытуемых просят сообщить информацию о себе, о том, каковы они сейчас, в настоящем, или какими они были в прошлом. Иногда их просят поразмышлять над своими утверждениями или намерениями, высказаться по поводу каких-то суждений об их поведении или образе жизни либо оценить себя по набору черт личности. В любом случае предполагается, что они постараются быть по возможности честными и объективными. Иногда такие методики включают в себя «шкалу лжи», содержащую повторяющиеся в несколько измененной форме вопросы основной части опросника и предназначенную для оценки искренности респондента. Несмотря на такой контроль, данные, получаемые с помощью мето­дик самоотчета, могут ограничиваться тем, что захочет сообщить респондент, или тем, что он сочтет приемлемым для исследователя.

Несмотря на широкое использование интервью и опросников в исследованиях подростков и взрослых, эти методики требуют существенной адаптации при работе с детьми. В одном таком исследовании ученым потребовалось выяснить представ­ления детей о самих себе и своих семьях. Была использована техника самоотчета, известная под названием интерактивный диалог. Один из таких диалогов был по­священ вопросу «На кого похож я и на кого похожи члены моей семьи». Исследова­тель заготавливал к интервью набор карточек с сюжетными картинками. Отвечая на вопросы, дети раскладывали карточки на две группы, указывая тем самым на сходство или отличие ситуаций, изображенных на картинках, с отношениями в их семье (Reid, Ramey, & Burchinal, 1990).

 Часть 1. Комплексное изучение жизненного пути человека

Проективные методики. Иногда исследователь вообще не задает прямых вопросов. В проективных тестах испытуемым предлагаются картинка, задача или ситуация, несущие в себе элемент неопределенности, а они должны рассказать ис­торию, объяснить, что нарисовано, или найти выход из ситуации. Поскольку исход­ная задача, в силу своей неопределенности, такова, что правильных или неправиль­ных ответов быть не может, предполагается, что в этом случае люди будут проеци­ровать на эту ситуацию свои собственные чувства, установки, тревоги и потребности. Вероятно, самой известной проективной методикой является тест «чернильных пя­тен» Роршаха. Другим примером может служить тест тематической апперцепции (ТАТ), при проведении которого испытуемого просят придумывать небольшие ис­тории по мере предъявления серии картин довольно неопределенного содержания. Затем тестирующий анализирует темы, содержащиеся во всех придуманных испы­туемым историях.

Широко используются и такие проективные методики, как тест словесных ассо­циаций и тест незаконченных предложений. Испытуемых могут попросить закон­чить фразу типа: «Мой папа всегда...» Им могут показать набор картинок и предло­жить рассказать, что тут нарисовано, выразить свое отношение к изображенному, проанализировать рисунки или расположить их в таком порядке, чтобы получился связный рассказ. Так, в одном исследовании 4-летние дети участвовали в игре под названием «Медвежий пикник». Экспериментатор рассказывал несколько историй о семье плюшевых медвежат. Затем ребенку давали в руки одного медвежонка («это будет твой медвежонок») и предлагали закончить рассказ (Mueller, & Lucas, 1975).



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.