Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ЧАСТЬ.ДОГМА 1 страница



Декарт

«вихрь увлекает все планеты вокруг Солнца в одном направлении. В стакане воды части пробки, помешаем ложкой, в стакана водовороте части воды, пробки двигаются в одном направлении, как плавают и планеты в мировом пространстве»[7]

Линней

«разделил всё растительное царство на 24 класса на числе тычинок, их крепеже, срастании меж собой, очень родственные злаки отнёс в очень несходные классы, очень несходные дуб, один вид осоки в один класс. Линея номенклатура в состоянии обозначить 10 тысяч видов растений 1 700 родовыми названиями, кому видовые признаки»[8]

Ньютон

«все тела стремятся пасть на землю. Ложим на одну чашку весов фунтовую гирю, на другую полуфунтовую, поднимающуюся. Грузим в сосуд с водой кусок железа – погружаясь в воду, заставит подняться часть жидкости вверх. Грузи в воду пробку, стремящуюся падать, поднимется. Луна стремится пасть на Землю, ибо а то полетела б от центробежной силе по линии, касательной к орбите. Луна должна совершать путь около Земли совершаемый. Планеты должны вращаться около Солнца как делают. Кометы проходят через весь круговорот Солнца»[9]

Бэкон

У агличанина Бэкона не орудие научного познания силлогизм, ибо из суждений из понятий от обобщения. Следовательно, на понятии силлогизм. Если понятия составляют не точно, силлогизм не точен. Потому в научном познании главнейшее – образование понятий, значит главно познаёшь от индукции»[10]

 «индукция простым перечислением без противоречащего случая, ибо в ней вывод на простом перечислении, пересмотре сходных случаев у нас в прошлом опыте без противоречащего случая. Чем больше случаев наблюдаемой связи, тем достоверней выводимое заключение. Такая индукция не достоверна, ибо невстреча случаев против наблюдаемых, - не ручательство что всегда будет так»[11]

Милль

 «Задача логики – показ правил следованию умозаключения для верности, открытия ошибок, предостеречь от возможных ошибок: «в современном воспитании полезней выработке точных мыслителей логика»»[12]

У Дж. С. Милля силогизм не новоё даёт, а доказывает заключение, признав за истинное большую посылку не в праве, ибо достоверность большей посылки предполагает достоверность заключения. Все люди смертны. Сократ человек. Следовательно, Сократ смертен. «Сократ смертен» предполагают в «все люди смертны». Не утверждать что «все люди смертны» до убеждения что каждый человек отдельно смертен, следовательно, в большей посылке утверждай что все смертны, ибо уверены, что и Сократ смертен. В некоторых случаях силлогизмом новые истины. Знаем что герцог Веллингтон смертен ибо все таковы. Следовательно, познал истину, (пока) ненаблюдаемую, умозаключением: Все люди смертны. Герцог Веллингтон человек. След., герцог Веллингтон смертен. Обычо неправы что в силлогизме заключение из общего предложения, как заключение содержись в большей посылке; заключение не из общего предложения, а лишь по общему предложению. Нет вывода от общего к частному – дедукции. Индуктивно заключение от частного к общему или как заключение от частных к частным. от частных к частным прямо, или общим предложением – дедукция. Познаём часто умозаключая от частного к частному. Дитя обжегши палец, избегает совать снова в огонь, сделало умозаключение, или вывод без мысли общего предложения: „огонь жжёт“». заключая от своих личных опытов, заключаем от частных к частным чаще прямо. Переводя, пользуемо правило – общим, чаще переводим, умозаключая от частного к частному не общим правилом, на применении частного примера, значит даже научно образованные люди не всегда обращаются к общим предложениям. Составляя общее предложение, лишь кратко выражаем множество наблюдённых нами фактов. Обобщая, сознаём, что приобретаем право прилагать его к частным случаям. Из наблюдения смертности Ивана, Петра, Фомы, высказав «все люди смертны», говорим себе, что это обобщение в праве прилагать ко всем. Силлогизмом вывод о смертности Сократа – вывод от наблюдённых нами частных случаев к частному, общим предложением «все люди смертны». Строя силлогизм, лишь толкуем общее предложение, тогда составленное – спрашиваемся на какие выводы уполномочивались, обобщив «все люди смертны».»[13]

«вижу в кухне, что в печку положи уголья, разгорись, вода в котле закипит, образует пар, в поле вижу, что вода в котле, под которым развели костёр, кипит, образуя пар, в лаборатории химика вижу что вода в сосуде, под которым спиртовая лампочка, кипит, образуя пар. На какова причина образования пара отвечая, умственно выделяю предшествующие события от последующих, в первых ищу причину явления. Причина – не уголь в печке, ибо во втором, третьем нет угля, не дрова, ибо нет в первом, третьем, не спирт, ибо не в первом и втором, а огонь во всех наблюдённых – определение причинности по методу согласия. Если случаям исследуемого обще лишь одно – причина их». Предшествующие A B С, последующие a b c . Отбросив A, падёт a, значит A – причинa а – метод разницы. Зная что лёгкие перья, пух, вата, падают не с скоростью других, вопрошаемо почему. Устраним воздух, производим падение тел в стеклянном сосуде, оттуда выкачав воздух. И указанные тела падают с скоростью других. Если устранение воздуха устранит неравенства скорости падения, от сопротивления воздуха неравны скорости. Соединённый метод – заметил, что растение постоянно в изобилии на почве, не растёт на другой почве. Отсюда рост его от почвы (химические части почвы). Метод Остатков – даны ABC, считаемых предшествующими, затем a b c , считаемых последующими. Пусть из предыдущего опыта известно, что от A a , от B b, вычтя причины, от C c. Так открыта планета Нептун – движ Урана не по движам, найденным вычислением. Сколь нарушения в движе Урана от светил вычтя, получалось нарушение, причина – планета Нептун. Когда известной явление по природе не отделимо или изолировано от другого явления. Теплоту нельзя выделить из тела так чтоб существовала отдельно от тел. При неизолируемости или неисключаемости явления, меняем в нём, видя меняем ли в явлении с ним связаном. Теплота увеличиваема или уменьшаема, видим что происходит с объёмом. Если увеличение теплоты увеличивает объём тела, уменьшение теплоты уменьшается объём его, теплота увеличит объём. Ибо не устраняема Луна, не наблюдаемо что уничтожается на Земле с уничтожением Луны, или что возникнет при явке Луны. Наблюдаемо что Луны смена своего положения к Земле меняет высоту воды в океане части Земли ближайшей к Луне, или дальнейшей от неё, отсюда от Луны приливы, отливы. Метод сопутствующих изменений – находя что количество преступлений уменьшает распространение народного образования, предполагаем, что они в причинной связи друг с другом»[14]

«у Милля иногда открываем законы явления индукцией, убеждаясь что этот закон выводим из других законов. Кеплер открыл что «планеты движутся по эллипсу», не объяснив, у Ньютона от закона центробежной силы, стремящейся двигать планету по касательной к её орбите, законом тяготения, стремящимся бросить планету на Солнце – общей закона движа планет. Часто открываем причинную связь меж А и D, кажется связанных непосредственно. Потом убеждаемся что есть промежуточный член, так что отношение между A и C – законы причинности, где A от B – причины C. От прикосновения сахара к языку ощущение сладкого вкуса. Потому от сахара ощущение сладкого вкуса. Ибо сахар поглощается слизистой языка, касается волокон вкусовых нервов, химический процесс в нерве распространяясь по нерву в форме молекулярного движа, доходит до головного мозга, от возбуждения которого ощущение сладкого вкуса. Говоря что сахар поглощается слизистой языка, ибо предполагаем общее положение, что слизистые способны поглощать вещества. Говори что во вкусовом нерве химический процесс, распространяющийся по нерву в форме молекулярного движа, этот процесс рассматриваем как частный случай молекулярного движа от химического процесса. Говори что от возбуждения мозга ощущение сладкого вкуса, это частный случай общей процесса, когда от возбуждения мозга психические процессы.

Обобщение – соединение законов в один объединяющий. Меж горением и покрытием железа ржавчиной усматривай что горение, покрытие ржавчиной – соединения с кислородом, подводим их под высшее их объединяющее «окисление». Науки шаг вперёд когда эмпирический закон делается производным дедукцией, ибо объяснение эмпирического закона точно определяет сферу приложения его. Эмпирические законы не прилагать за пределами времени, места, обстоятельств их находки, ибо не знаем в каких пределах приложим. Эмпирический закон сделай производным, точно укажет в каких пределах приложим. Эмпирически найдено что воде в насосе не подняться выше 33 футов – ибо необъяснён, не сказать так ли на других планетах, высоких горах. Сделан производным, ибо найдено что поднятие воды в насосе от давления атмосферы, теперь знаем где закон не применим. Знаем что на вершинах высоких гор высота поднятия воды в насосе ниже 33 футов, другие жидкости не поднимутся до – не получаемо эмпирически.

Дедуктивное открытие законов когда действие одной причины смешивается с действием другой (на тело две силы под углом, требуется определить путь тела), надо определить какое получаемо действие от комбинации данных причин.

Индукцией определяют законы причин, соединяясь друг с другом, производящих действие. Силлогизация – вывод из известных законов отдельных причин сочетания их действий какое надо созданию исследуемого сложного явления. Дедукция в определении по законам отдельных причин каково действие от сочетания их. Проверка вычисления, или вывода, сравнением результатов вычисления с наблюдением над изучаемым сложным явлением – сопоставление действия предсказанного, данного. Индуктивными исследованиями знаем упругость газов, развивающихся в дуле пушки, индуктивно знаем как велико сопротивление воздуха, влияние земного притяжения. Силлогизацией определяем как велико сопротивление данному случаю (надо общее положение, данный случай). Силлогизацией определяем какова линия полёта, действуй одна упругость газов. Определяем линию полёта. Выпуск ядра из орудия – проверка правильности нашего умозаключения. От соединения индукции с дедукции с индукцией открываемы законы сложных явлений, блестяще победим в исследовании природы»[15]

ЧАСТЬ.ДОГМА

 «Логика показывает что достичь истины правильным мышлением, исследует чему подчиняться мышлению чтоб могло привести к истине, рассматривает условия, законы при которых мысль может правильна. Есть положения или факты, истинность которых усмотришь непосредственно, посредственно – другими положениями, фактами. «я голоден, слышу звук, ощущаю тяжесть, вижу что этот предмет большой, движется» - выражение фактов непосредственно познаваемых, от чувственного восприятия их истинность очевидна без доказательств. Без нас познаваемы, от умозаключения лишь посредственно – ночью шёл дождь ибо почва мокрая. Будь на этом месте тысячу лет назад, непосредственно воспринял б этот город, будь я здесь час назад, непосредственно б воспринял б всадника. Доказательство – в посредственном знании убеждение знанием непосредственным»[16]

           «у английских философов изложение логики с рассмотрения терминов, имён или названий, ибо в логике должны трактовать о понятиях-умственных построениях, сколь выразимы в языке, речи; а ибо понятия выражаем словами, названиями, то гораздо целесообразнее в логике говорить о названиях, именах или терминах. Каждое понятие у нас в мышлении фиксируется, приобретает устойчивость, определённость от слова, названия, термина. Оперируя с понятием всегда о понятии, вязуемом с словом вместо понятий. Оперируемы понятия лишь выраженные в речи. О понятиях – названиях, терминах. Индивидуальны понятия о предметах единичных, индивидуальных (по представлениям о единичных вещах), например: «британский посланник во Франции», «высочайшая гора в Америке», «автор „Мёртвых душ“», «эта книга», собственные имена: «Казбек», «Ньютон», «Рим». Понятия о группе или классе предметов или явлений, сходных меж собой, - общие или классовые: «растение», «животное», «газ», «двигатель», «поступок», «движение», «красота», «гнев», «чувство». Единичные и общие иногда потребимы в особенном смысле – собирательном. В «лес хранению влаги», «лес» - из множества однородных предметов, потреблено в общем смысле. «лес» может целое, из однородных единиц, «лес» или термин «лес» коллективный или собирательный. Обозначает одно целое, однородные единицы собирательный термин: «полк», «толпа», «библиотека», «лес», «парламент», «созвездие», «соцветие», «класс» - собирательные термины, обозначай целое из однородных единиц, общие мыслимые отдельными представителями класса. «полк», «толпа» - общий термин, когда о «полках», о «толпах», вещи, обозначенные этими терминами, рассматриваются как единицы в классе сходных вещей. «Пушкинская библиотека», «английский парламент» собирательны, ибо выражают целое из однородных единиц.

«европейские библиотеки, парламенты, университеты» - общие термины, ибо о библиотеках, парламентах, университетах как сходных. Собирательные понятия – особая форма индивидуальных понятий. Ибо утверждаем понятия собирательного, о целом из единичных предметов – это утверждение неприложимо к предметам в нём, взятым отдельно.

Утверждаемое о общем понятии, приложимо к каждому предмету, к кому это понятие. Собирательное понятие мыслимо как целое из однородных единиц, общее понятие мыслимо как класс из сходных предметов. «парламент издал закон о всеобщей воинской повинности» - целое из единиц, издало закон, это не о каждом члене парламента, ибо отдельные члены парламента может за сохранение прежнего порядка отбывания воинской вины - «парламент» собирательно. Иногда наши утверждения справедливы о каждой отдельной единице в группе предметов – употребление разделительно. При понятии собирательно, утверждение о группе, рассматриваемой в целом, при смысле разделительном, утверждаем о каждом члене группы раздельно. «весь флот погиб во время бури», «весь» собирательно, ибо о флоте взятом в целом. Отдельные корабли могут не погибнуть, но флот как целое перестаёт существовать. «все рабочие утомились», «все» разделительно, ибо о утомлении каждого отдельно. Абстрактные термины обозначению качеств или свойств, состояний, действия вещей, обозначают качества, рассматриваемые сами по себе, без вещей. Потребляя абстрактные термины, не обозначая, что соответствующие этим терминам качества или свойства, состояния вещей в определённом пространстве или моменте времени, а мыслимы нами без вещей, потому и без определённого пространства, времени. Абстрактны «тяжесть», «объём», «форма», «цвет», «интенсивность», «твёрдость», «приятность», «вес», «гуманность», ибо свойства или качества, обозначаемые ими, мыслимы без вещей, к которым принадлежат: можем абстрагироваться, отвлекаться от вещей. «тяжесть» не в данный момент времени, а определённом месте, везде, где лишь тяжёлые вещи. Абстрактны в отличном от этого смысле, иногда и понятия вещей, не воспринимаемых нами как определённая вещь, например «вселенная», «звёздная система», «тысячеугольник», «человечество». Конкретны понятия вещей, предметов, лиц, фактов, событий, состояний, сознания, рассмотри их определённо существующих как например «квадрат», «пламя», «дом», «сражение», «страх». Абстрактное понятие из конкретного – анализом выделяем качество, свойство, вещи, например белизну из мела. На конкретное понятие можно смотреть как на синтез абстрактно мыслимых качеств. «камень» - качества «тяжесть», «шероховатость», «твёрдость». Прилагательные всегда конкретны. «белым» всегда мыслим вещь; свойство или качество мыслим при «белизна». В языке иногда абстрактные и конкретные потребляют попарно. Конкретное «белый» по абстрактному «белизна», конкретный «строгий» по абстрактному «строгость», «квадрат» по «квадратности», «человек» по «человечности». Положительные термины обозначению наличности качества. «красивый», «делимый», «конечный» - в предметах налицо качества этих слов, по ним отрицательные «некрасивый», «неделимый», «бесконечный» без указанных качеств. Абсолютны – не в связи с другим, не от другого, без отношения к другому, не принуждает мыслить о других вещах, кроме им обозначаемых. «дом» абсолютный. Мысля о доме, можем не думать о другом. Относительны – в связи с другим, кроме предмета означаемого, предполагает существование и другого. «родители» необходимо предполагает существование детей. Говори «строгий», внимание ограничиваемо лишь им, говори как о друге, должны подумать ещё о его друге. Каждый из такой пары соотносителен другому»[17]

«Составные элементы представления или понятия – признаки – представления или понятия отличие от другого. Признаки золота - «металл», «драгоценный», «имеющий определённый удельный вес». Не все признаки равноценны. При мышлении о понятии прежде всего по преимуществу мыслим лишь известные признаки – основные. Без признаков существенных или основных, излагающих природу предмета немыслимо понятие. Ромбу существенно что он – четырёхугольник с параллельными, равными сторонами, несущественна понятию величина сторон, углов. Скажи что химия – наука, наука – родовой признак понятию «химия», другие признаки понятия «химия» - и признак «наука», отличающий от ненауки. Род или родовой признак – понятие класса, куда вводим другое рассматриваемое нами понятие. Видовое различие – скажи что химия – изучает строение вещества, выделу понятия из ему подобных обозначим этой науки отличие от других . В «моряк русский, французский, английский», «русский», «французский», «английский» - видовое различие выделу моряка одной нации от моряков всех прочих наций. Родовой признак с видовым различием – вид. «здание складу оружия» – арсенал; «здание складу хлеба» – амбар, «здание» - род, «хранению оружия» - видовое различие к роду видового различия даёт вид «арсенал». К «здание» видового признака «хранению хлеба» даёт вид «амбар». Вид – может признак, ибо приписываем понятию. Например, «эта наука – химия». Собственный признак всех вещей данного класса не в существенных признаках, но выводим из них. Ибо собственный признак – способность владеть речью, существенный признак человека – его «разумность». Основной признак треугольника – прямолинейная плоская фигура с тремя сторонами. Признак треугольника – сумма углов его – две прямые – значит его собственный признак (ибо из основных) не мыслимый, думай о треугольнике, потому выводной. Не выводим из существенного признака, может присущ всем вещам данного класса несобственный признак: отделимые несобственные признаки лишь некоторых вещей класса, неотделимые всем вещам данного класса. Отделимые лишь одно время налицо. Бальфур – первый министр Англии. Чрез время может не первый – признак отделимый. «Лев Толстой родился в Ясной Поляне» - неотделимый признак. Понятия рассматриваемы по содержанию – мыслимому в понятии (признаки: сладкий, белый, шероховатый, имеющий тяжесть – содержание понятия «сахар» сменчивое по принятой точки зрения, размеру знания), объёму понятия – мыслимом понятием – объём понятия – классы, группы, роды, виды, к которым данное понятие приложимо. Объём понятий «животное»: птица, рыба, насекомое, человек, «элемент»: кислород, водород, углерод, азот, «четырёхугольник»: квадрат, прямоугольник, ромб, трапеция. В «дерева» объёме понятия «дуб», «ель». Понятие с большим объёмом (шире, общей) – род к в его объёме понятию с меньшим объёмом – видом. Любой вид может род. «пальма» о понятии «дерево», как вид к роду, относится уже как род к своим видам – «пальма кокосовая», «пальма фиговая». Общей понятие – род менее общему понятию, общей понятие – родовое менее общему – роду ещё менее общему, пока не придём к понятию в объёме без других видов, делимо лишь на отдельные индивидуумы. Образования менее общих понятий из общей – ограничение. понятия уяснению, образованию менее общего понятия к общей прибавить признаки. Из «дерево» получению менее общего «пальма» надо к признакам дерева прибавить специальные признаки пальмы: вид её листьев, прямизну ствола. Обобщение – образование общей понятия из менее общего, некоторое количество признаков от данного понятия отнимают. Род образуют из видов обобщением, виды образуют из родов ограничением. Из понятия A (наука) видового различия образуем вид Aa (математика); прибавив к Aa видовое различие b (определение пространственных отношений), получим геометрию Aab. Прибавив к этому виду признак c (определение пространственных отношений на плоскости), получим планиметрию Aabc. Получение общей понятий отбросом отдельных признаков – обобщение. Объём понятия «человек» шире объёма понятия «негр». Потребляя «человек», думаем обо всех людях всех пяти частей света. «негр» - лишь о живущих в Африке. Содержание «негр» шире содержания понятия «человек», ибо из ещё особенных признаков: чёрный цвет кожи, курчавые волосы, приплюснутый нос, толстые губы. Увеличение содержания понятия уменьшит его объём, и наоборот»[18]

«Высказать о вещах общейшеее – лишь что они субстанции, или обозначают качество, отношение, место. Общей классы мыслимого – вещь – постоянство формы – у дерева, жидкости в сосуде, камня сегодня с формой вчерашней: нам представляется, что и впоследствии. Вещи представляем с свойствами или качествами, или действующими, или в состоянии – куска железа тяжесть – его свойство, или качество, накалённость, плавучесть или движимость – процессы, состояния. Свойства, действия, состояния представляем принадлежащими вещи как носительнице их, их мыслим как элементы, из которых вещь: мыслим железо как с тяжестью, твёрдостью, накаляемостью, движимостью. Качество, действие, состояние – свойства вещи. Одна вещь мыслима в разных отношениях к другой вещи, может больше другой (пространственное отношение), может причина другой (причинное отношение), возникаема раньше другой (временное отношение). Всё мыслим как категории – вещь, свойство вещи, отношение. Подчинение понятий – одно понятие относится к другому как вид к своему роду, когда одно понятие в объёме другого как часть его объёма. В «дерева» объёме понятие «берёза». Соподчинение понятий (coordinatio notionum) – в объёме одного и того ж шире понятия два или несколько одинаково подчинённых ему низших понятий – соподчинённых (координированных). «мужество» и «умеренность» в объёме «добродетели». Произнося и умствуя «английский народ», «первые мореплаватели», думаем об англичанах; следовательно, объём этих двух понятий тот ж. В «английский народ» политическое устройство, территория, культура, в «первые мореплаватели» искусство строить, править корабля морскую торговлю, многочисленность флота. Два понятия с разным содержанием, одинаковым объёмом, равнозначащи. Взяв объём понятия, распредели по степени сходства виды в нём, после каждого вида будем брать следующий, менее от него отличный. Понятия первое, последнее тут противоположны. В понятии «цвет» объёме разные оттенки всех цветов: красного, зелёного, чёрного, белого, серого, «белый» - «чёрному» противоположен. «голубой» без противного ему понятия. Понятие A и B, о котором известно лишь что оно не A, - противоречащи. противоречащий от частицы «не» «белый» - «небелому» с неопределённым содержанием – может красный, зелёный, синий, большой, красивый, добрый. Два понятия содержанием разным, объёмы частями совпадают, - скрещивающиеся. В объёме понятия «писатели» часть объёма понятия «учёные», ибо некоторые писатели – учёные, в объёме понятия «учёные» некоторая часть объёма понятия «писатели», ибо некоторые из учёных – писатели. Некоторые прямоугольные фигуры – параллелограммы – и прямоугольные. Логически несравнимы понятия: «душа», «треугольник» без общего ближайшего родового понятия, в объём которого могли б войти как координированные, посредствующим обоим, вяжущим, основания сравнению – ближайшее общее понятие, в объём которого они входили б. Сюда понятия, полученные неотрицательно - «бесконечный», «бесспорный», символизируйся лишь так. В объём ближайшего родового понятия нет «корабль», «чернильница» - вещей»[19]

           «произносим слово по понятию, хотим сделать его понятным всем, должны раскрыть содержание понятия по слову, а ибо содержание понятия – его признаки, раскрытие содержания понятия – перечисление признаков понятия. Не все понятия определимы. Понятия со сложным содержанием (много признаков) определимы. Простые понятия с столь простым содержанием не определимы, ибо надо раскрыть содержание понятия. «пунцовый цвет» не определимы: надо видеть чтоб знать, что он, все определения ложными в логическом отношении. Понимают восприятием тона. Сюда же «равенство», «тождество», «тяжесть», «протяжение», «сознание». Не определяемы индивидуальные понятия, ибо при определении их пришлось б перечислить бесконечное множество признаков. Например: «этот бриллиант». определяя понятие «прямоугольник», сказали б что прямоугольник плоский, ограничен прямыми линиями, четырёхугольная, с прямыми углами – практически неудобно, ибо перечисляют признаки. Определяем прямоугольник, пользуя понятие «параллелограмм» - прямоугольник, ромб, квадрат, скажем, что это «параллелограмм, все углы прямые», ибо всякий под «параллелограмм» разумеет фигуру, ограниченную четырьмя прямыми, попарно параллельными линиями; прибавляя, что все углы фигуры прямые, завершаем определение её именно тем что отличаем прямоугольник от ромба, квадрата – параллелограммов. Указали род понятия (параллелограмм), присоединили к нему видовое различие его (четыре прямых угла), отличающее его от других видов в тот ж род – от ромба, квадрата. Руководствуясь тем ж правилом, скажем «ромб – параллелограмм, все стороны равны», «квадрат – параллелограмм, стороны и углы равны». Определение – указка рода понятия с присоединением видового различия. Определяя понятие, выражаем определение суждением из подлежащего – определяемого, сказуемого – определяющего. Определение должно быть соразмерным – где объёмы определяемого, определяющего одинаково велики. «лошадь – домашнее животное» слишком широко. Домашнее животное – лошади, коровы, собаки. «треугольник – плоская прямолинейная фигура, три равные стороны» - слишком узко. В объёме определяющего понятия лишь равносторонние треугольники, в объёме определяемого понятия равносторонние, неравносторонние треугольники. определяемое понятие не определять понятием, понятным от определяемого. «вращение – движ вокруг оси», определяемой лишь чрез «вращением» (ось – вокруг прямой вращение). В определении определяющее и определяемое должны быть двумя разными самостоятельными понятиями, а то тавтология. Например: «свет – чему присущ свет», «величина – способное уменьшаться и увеличиваться». Уменьшение – убавление величины, увеличение – прибавление величины. Определение не должно быть отрицательным, должно указывать признаки, присущие данному понятию, а не чуждые ему, ибо неважны, их можно указать очень много. Отрицательные определения потребляемы лишь когда определяемое понятие отрицательно. «чужестранец» – не принадлежащий к данной стране. Не определять выражениями двусмысленными, метафорическими, мало понятными. «архитектура - застывшая музыка», «нужда - мать изобретения» – образны, не объяснят значения термина. «эксцентричность – идиосинкразия». Указание – желая познакомить что такое цвет, звук в состоянии лишь соприкоснови с данным цветом, звуком – вставим его воспринимать то, с чем желаем его ознакомить. Описание при ознакомлении с индивидуальными предметами или свойствами вещи. В таком случае приводятся возможно точно и полно признаки этой вещи, например описание Днепра у Гоголя, Рейнского водопада у Карамзина. В ботанике описывается строение цветка, процесс опыления, в химии реакция. Нужно познакомить что такое «воображения: построительное, воспроизводящее», вместо определения можем указать на существенную черту, вида воображения, например говорим, что построительному воображению существенна новизна сочетания, воспроизводящего – точность. Воин мужественен, врач гуманен. Семейства крестоцветных растений цветы с четырьмя: листочками чашечки, лепестками венчика крест-накрест, длинными тычинками, с двумя короткими. Сравнение при знакомстве с понятием сравнением его с похожими на него. Можем дать понятие о теплопроводности тела сравнением её со светопрозрачностью, например, скажи что теплопроводность к тепловым лучам – то ж что прозрачность к световым лучам. одно понятие уясняют понятием ясней – например абстрактное уясняют конкретным. «жизнь - школа опыта», «право - воплощение, нравственной идеи», «совесть - внутренний суд». Различение знакомься с содержанием понятия, указывая на различие меж данным понятием, другими – говори что «энтузиазм» - не «фанатизм», ибо вызван благородным, умерен»[20]

«деление раскрывает объём понятия указке всех видов – объёма понятия. «треугольник» делим: прямоугольный (B), Остроугольный (C), Тупоугольный (D). B, C и D в объёме этого общей понятия относится к ним как род к своим видам. Равносторонний (B), Равнобедренный (C), Разносторонний (D). Понятие, чей объём раскрываем, - делимое, виды от деления – члены деления. делим род на виды от признака – основы деления. Тупоугольный треугольник (или другой) делим на подвиды: равнобедренный, разносторонний одного понятия: дихотомия. В дележе иногда дихотомия, в дележе данного понятия A на противоречащие понятия B и не-B. Надо делить «человек»; выделяем в группу вид, заключающийся в этом понятии, например вид «славянин», в другую – «не-славянин» – относим все прочие виды. С вторым отрицательным понятием поступаем так ж: подразделяем понятие «не-славянин» на две группы; в одну подвид «германец», в другую – все прочие подвиды, соединяя их в «не-германец»; затем с этим понятием как с предыдущим пока не исчерпаем. Человек:• Славянин, • Не-славянин:• Германец, • Не-германец. Каждый раз крайне неопределёна часть объёма делимого, обозначаемую частицей не, значительно облегчая делёж, ибо исчерпывает, почему иногда зовут исчерпывающим делением. Дели всех обитателей Европы, Азии на расы – белую и жёлтую, некоторые племена не подойдут, этого не будет дели дихотомически – всякое новое племя в группе ни белой, ни жёлтой. Перечисляя по основе или принципу виды родового понятия, должны точно перечислить все виды. Положив в основу дележа понятия «треугольник» величину его углов: Треугольник: • Остроугольный, • Тупоугольный, не хватает прямоугольный. Неполон делёж на порочных, добродетельных, делёж научных теорий на истинные, ложные, ибо нет промежуточных ступень. Дели «дерево» на «дуб», «ель», «фиалка», «фиалка» о объёме другого понятия. Члены дележа должны исключать друг друга. Книги: • Французские, • Немецкие, • Словари, - неправильно, ибо «французские книги», «словари» не исключают друг друга: книга может и французской и словарь. Книги: • Полезные, • Понятные, • Интересные – один вид книг не исключает из объёма других видов: полезная книга может понятна, интересна. Дележа одна основа. Народы Европы: • Магометане, • Христиане, • Французы, • Немцы. Прямолинейные фигуры: • Треугольники, • Параллелограммы, • Прямоугольники, • Многоугольники. Такой делёж перекрёстный. При последовательном перечислении видов делимого понятия одна основа дележа лишь при первом дележе понятия, при вторичном смена. «остроугольный треугольник» можем делить ещё далее, возьми основу – отношение сторон по величине. Треугольник: Тупоугольный, Прямоугольный, Остроугольный: равносторонний, равнобедренный, разносторонний. Делёж непрерывен – переходить к ближайшему низшему роду, а то скачок в дележе. «природа»: «животные», «растения», «минералы» - внезапный переход от понятия «природа» к «минералы», «животные». Следует вставить меж «природа», ещё два посредствующих звена. Понятия «мир неорганический, органический». Делёж б: Мир органический: • животные, • растения, Мир неорганический: минералы и проч»[21]



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.