|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5 по выполнению курсового проекта
по дисциплине «Обеспечение грузовых перевозок» специальность 23.02.01 «Организация перевозок и управление на автотранспорте»
Разработали преподаватели комиссии «Перевозок и управления на транспорте» Е.В. Макаровская
Методическое пособие рассмотрено и одобрено на заседании Цикловой комиссии Протокол № от
Председатель комиссии Е.В. Макаровская
2018 г
ВВЕДЕНИЕ
Целью методических указаний является помощь студентам в выполнении дипломных проектов по дисциплине «Обеспечение грузовых перевозок» специальности 23.02.01. Темы курсовых проектов направлены на организацию перевозки грузов с использованием экономико-математического метода.
В пособии освещены все требования к выполнению курсовых проектов по организации перевозки грузов на рациональных маршрутах. Даны примеры: разработки рациональных маршрутов с использованием экономико-математического метода, обоснования выбора типа ПС и погрузочно-разгрузочных механизмов, расчетов основных технико-эксплуатационных показателей работы подвижного состава; разработке расписания движения ПС, составления графика работы водителей. Также методическое пособие включает таблицы, формулы расчетов, примеры рисунков и схем, а также требования к их оформлению и написанию.
КП состоит из: пояснительной записки, объемом 50-60 страниц; 2 листов графической части, выполненных на компьютере (1 лист - ситуационный план, 2 лист - график движения автомобиля); конструкторской части (модели, макеты, плакаты, альбомы).
Допускается замена графической части проекта электронной иллюстрацией, содержащей все основные моменты, отраженные в курсовом проекте: характеристика района перевозок и характеристика грузов; плановые объемы перевозок; решение задач по сокращению порожних пробегов и определению рациональных маршрутов; обоснование выбора подвижного состава, расчеты работы ПС по маршрутам и расчет производственной программы; сравнительные и сводные таблицы, расписание и график движения автомобилей; документация, материалы по ОТ, ТБ, БДД, охране окружающей среды.
Титульный лист (первый лист), выполняется строго по установленному образцу. «Содержание» (второй лист), список литературы выполняется в соответствии с едиными требованиями в САТТ на компьютере (шрифт Times New Roman). Заголовки разделов и подразделов выполняются шрифтом Times New Roman размер шрифта18. Образцы титульного листа, листа «содержания», списка литературы представлены в методическом пособии.
ВВЕДЕНИЕ (Заголовки печатать заглавными буквами. Размер шрифта 20. Текст печатать через 1,5 интервала; шрифт Times New Roman, размер шрифта 14)
Во введении описать о транспорте как отрасли материального производства, что является продукцией транспорта. Транспортный процесс является многоэлементным, так как включает операции с подвижным составом (процесс перевозки) и операции с грузами (погрузка и разгрузка). Структура транспортного процесса включает три элемента: процесс погрузки; процесс перевозки; процесс разгрузки. Значение автомобильного транспорта для других отраслей.
Все разделы в курсовом проекте начинаются с нового листа.
1. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ РАЗДЕЛ 1.1. Характеристика условий перевозок
Автомобиль является частью системы «автомобиль-водитель-дорога-среда», и его свойства проявляются во взаимодействии с элементами этой системы. Поэтому значимость определенного эксплуатационного свойства в оценке качества или эффективности применения автомобиля зависит от условий, в которых это свойство проявляется, т.е. от условий эксплуатации. Условия эксплуатации в целом определяются дорожными, транспортными и природно-климатическими условиями. Дорожные условия характеризуются следующими факторами: элементами профиля и плана дорог, рельефом местности, видом и ровностью дорожного покрытия, интенсивностью движения, помехами движению, стабильностью дорожного состояния, режимами движения. Требования к автомобильным дорогам определяются Государственным стандартом РФ ГОСТ Р 50597-93. Автомобильные дороги, дороги и улицы городов и других населенных пунктов по их транспортно-эксплуатационным характеристикам объединены в три группы: - Группа А – автомобильные дороги с интенсивностью движения более 3000 авт./ сут.; в городах и населенных пунктах – магистральные дороги скоростного движения, магистральные улицы общегородского значения непрерывного движения. - Группа Б – автомобильные дороги с интенсивностью движения от 1000 до 3000 авт./ сут.; в городах и населенных пунктах – магистральные дороги регулируемого движения, магистральные улицы общегородского значения регулируемого движения и районного значения.. - Группа В – автомобильные дороги с интенсивностью движения менее 100 авт./сут.; в городах и населенных пунктах – улицы и дороги местного значения. Для исследуемого в курсовом проекте района перевозок характерна разветвленная сеть автомобильных дорог с усовершенствованным покрытием, преобладают дороги групп А и Б. Установленные стандартом требования должны обеспечиваться организациями, в ведении которых находятся автомобильные дороги, а также улицы и дороги городов и других населенных пунктов. Транспортные условия характеризуются следующими факторами: видом груза, объемом перевозок, партионностью отправок, расстоянием перевозок, способами погрузки и выгрузки, режимом работы, видами маршрутов и организации перевозок, условиями хранения, технического обслуживания и ремонта. Эти условия эксплуатации определяют специализацию автомобиля, а следовательно, его технические параметры. Автомобили должны быть в максимальной степени приспособлены для перевозки одного или нескольких близких видов груза. Партионность груза определяет оптимальную грузоподъемность, а объемная масса груза – объем платформы. Показатели плавности хода должны обеспечивать условия сохранности груза. По дальности перевозки, также как и остальные факторы транспортных условий должна учитываться при выборе и оценке показателей эксплуатационных свойств. Природно-климатические условия характеризуются следующими факторами:
особенностями зон умеренного, холодного, жаркого и высокогорного климата. (указать в каких зонах выполняются перевозки в Крыму, зона степная, горная, холмистая, климат…Умеренный, умеренно-континентальный…?) 1.2. Характеристика груза и правила его перевозки
В курсовом проекте рассматриваются такие грузы: (перечислить грузы по заданию) Дать транспортную характеристику грузам, к какому классу груз относится; перечислить: требования условий перевозок; обязанности грузоотправителя к подготовке и отправлению груза, таре, в которой должен перевозиться груз.
Для транспортировки данного вида груза, как правило, используются автомобили рефрижераторы или автомобили с изотермическим кузовом фургон (бортовой автомобиль и т.п.). Выбор подвижного состава зависит от температуры окружающей среды и продолжительности перевозки.
Дать характеристику каждому грузу. Рассматриваемые виды грузов относятся к: скоропортящимся, продуктовым, сельскохозяйственным, строительным. В соответствии с видом груза описать условия перевозки, при необходимости -температуру, при которой должна производиться погрузка и перевозка груза..
Перечислить требования, предъявляемые к подвижному составу, который подает автотранспортное предприятие для перевозки грузов (по заданию курсового проекта).
1.3. Оценка потребностей объемов перевозок
На основании данных, полученных в задании, составим таблицу планового грузооборота. Таблица 1.1. Исходные данные
Определяем грузооборот по каждому из направлений
Р = Q * l ,ткм (1.1) где Q - плановый объем перевозок, т: l длина груженой ездки, км.
Р1 = 20 * 30 = 600 ткм Р2 = 20 * 94 = 1880 ткм Р3 = 25 * 174 = 4350 ткм Р4 = 25 * 80 = 675 ткм Р5 = 30 * 77 = ….. ткм Р6 = 30 * 27 = …. ткм
Полученные результаты сводим в таблицу 1.2.
Таблица 1.2. Плановый грузооборот
Определяем среднюю техническую скорость движения автомобиля по направлениям
Vт.ср. = , км/ ч (1.2.) где li - длина i-го участка, км; tдв - время в движении, ч
tдв = , ч (1.3.)
На рисунке 1 представим схему участка (указать участок маршрута) А1 Скворцово – Б4 Севастополь, на которой укажем группы дорог по категориям.
4 1 4 2 км 89 км 3 км
Рисунок 1 – Схема участка Для каждой группы дорог характерна среднетехническая скорость: - 1 группа – 49 км/ч; - 2 группа – 37 км/ч; - 3 группа – 25 км/ч; - 4 группа – 20 км/ч.
Рассчитываем время в движении по участкам: tдв 1 = = 0,1 ч tдв 2 = = 1,82 ч tдв 3 = = 0,15 ч
Рассчитываем среднетехническую скорость движения автомобиля по направлениям: Vт.ср. = = 45,4 км/ ч
(Новый раздел - с нового листа)
2. ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ 2.1. Предлагаемая организация перевозок грузов
Организация перевозок грузов заключается в установлении порядка в: подготовке и выполнении перевозок, руководстве, учете и контроле, системе документооборота, системе расчетов за перевозки грузов и т.д. От уровня организации перевозок зависит качество перевозочного процесса: сохранность груза, своевременность и экономичность перевозок, удобство пользования системой перевозок, качество перевозок.
Представить предлагаемую транспортно-технологическую схему доставки груза. Грузы должны перевозиться при количественном учете объемов перевозимого груза: работа подвижного состава должна исчисляться в тоннах и тонно-километрах. Если нет возможности организовать количественный учет перевозок, то перевозки осуществляются автомобилями с оплатой повременным тарифом, в этом случае работа исчисляется в автомобиле – часах.
Для перевозок торговых грузов предприятиями транспорта общего пользования необходимо, соблюдать порядок их планирования и организации, основанного на заключении между перевозчиками и заказчиками (грузоотправителями или грузополучателями) договоров о перевозке грузов автомобильным транспортом.
Автомобильным транспортом осуществляются перевозки, которые классифицируются по: принадлежности транспорта, расстоянию перевозок, способам организации и выполнения перевозок, продолжительности перевозок, видам грузов, размерам партии грузов.
Таблица 1.2. Плановый грузооборот
2.2. Разработка маршрутов перевозки грузов с использованием экономико-математического метода
Таблица 2.1. Наличие груза у поставщика
Таблица 2.2. Потребность груза у грузополучателей
Чтобы разработать маршрут перевозок грузов, составляем таблицу расстояний.
Таблица 2.3. Расстояния перевозки, км
Примечание: ГО – грузоотправители; ГП – грузополучатели. Полученные расстояния вносим в таблицу с исходными данными. Составляем таблицу исходных данных (план перевозок)
Таблица 2.4. Исходные данные (план перевозок)
Таблица 2.5. Первоначальное распределение
Последовательно рассматриваем каждый столбик матрицы, находим одну клетку в столбике с меньшим расстоянием и загружаем ее максимально возможным количеством груза, учитывая при этом наличие груза и потребность. Количество загруженных клеток в матрице должно быть равно m + n -1. где m – количество отправителей; n – количество получателей. В нашем примере m = 3, n = 6, следовательно, m + n -1 = 3 + 6 – 1 = 8. Если количество загруженных клеток больше m + n - 1, то план закрепления получателей за поставщиками выполнен неверно. Следует составить новый план закрепления, соблюдая приведенное выше правило. Если количество загруженных клеток меньше m + n - 1, то недостающее их число загружают фиктивной нулевой загрузкой. При этом ноль надо ставить в клетку с меньшим расстоянием, которая находится в столбике с меньшим наличием груза.
При наличии нулевой загрузки - объяснить в какой клетке и почему она проставлена. Следующий шаг - находим вспомогательные коэффициенты Отыскание вспомогательных коэффициентов производится так: в первую клетку вспомогательного столбика всегда ставится коэффициент 0. Сумма вспомогательных коэффициентов строки и столбца должна быть равна расстоянию, указанному в загруженной клетке, которая находится на пересечении этих коэффициентов.
Проверяем клетки на потенциальность. Клетка является потенциальной, если разница между суммой вспомогательных коэффициентов и расстоянием в незагруженной клетке больше нуля. Р = (k i + k j ) - lij , (2.1.) где k i , k j – вспомогательные коэффициенты; lij – расстояние в незагруженной клетке. РА1Б1 = (0 + 28) – 30 = - 2 РА1Б3 = (- 93 + 28) – 99 = - 164 РА1Б4 = (- 80 + 28) – 94 = - 146 РА1Б5 = (- 66 + 28) – 74 = - 112 РА2Б2 = (- 4 + 80) – 103 = - 27 РА2Б3 = (- 93 + 80) – 174 = - 187 РА2Б6 = (- 66 + 74) – 148 = - 27
Аналогично выполнить расчеты в остальных незагруженных клетках Следующая операция выполняется при наличии потенциальных клеток, и необходимо описать последовательность действий. Если сумма вспомогательных коэффициентов больше расстояния перевозки, и не удовлетворяет равенство Р = (k i + k j ) - lij (например: таблица 2.6. А1 Б2 = 5 + 2 = 7 > 3 – расстояние перевозок 3 км, величина потенциала 7 - 3 = 4), величина потенциала проставляется в незагруженной клетке. Проставляем потенциал в клетке и обводим его кружком. Последовательно проверяем остальные незагруженные клетки. В одной матрице может быть несколько потенциальных клеток.
Наличие потенциальных клеток в матрице говорит о том, что вариант закрепления ГП за ГО не является оптимальным и может быть улучшено. Эта операция производится при помощи контура.
Контур представляет собой замкнутую ломаную линию, состоящую из переменных отрезков вертикальных и горизонтальных прямых, вершины которых находятся в загруженных клетках. Началом контура является потенциальная клетка с наибольшим по величине потенциалом; отрезки линий контура должны проходить через возможно большее количество загруженных клеток, но не менее двух, считая и потенциальную. Линии контура должны замыкаться в потенциальной клетке, из которой контур взял свое начало, вершины перегибов линий контура должны лежать только в загруженных клетках и угол перегиба должен быть прямым (т.е. 900). Вершины перегибов линий контура обозначаются попеременно знаками «+» и «-», причем первый минус ставится в потенциальной клетке. В каждой матрице из данной потенциальной клетки можно проводить только один контур.
Таблица 2.6. Улучшение распределения
Следующий этап – отыскание минимального числа значения загрузки в клетках, где вершины контура имеют знак «+». Наименьшая числовая загрузка в 100 т находится в клетке А3 Б2. Эту минимальную числовую загрузку в 100 т переносим из клетки со знаком «+» в клетку со знаком «-» и добавляем к тому числу, которое там уже находилось и так далее по контуру до потенциальной клетки. Продолжаем исследовать матрицу. Проверяем ее на число загруженных клеток. Оно равно 7, т.е. соответствует правилу, при котором число загруженных клеток должно быть равно m + n - 1. Пользуясь правилами, отыскиваем вспомогательные коэффициенты и подставляем их в матрицу. Проверяем матрицу на потенциальность. В полученной матрице сумма вспомогательных коэффициентов равна: РА2 Б1 = РА2 Б4 = РА3 Б4 = ….. и т.д. В результате посчитанных коэффициентов приступаем к нахождению потенциальных клеток. Для этого я суммировал вспомогательные коэффициенты каждой строки и каждого столбца в незагруженных клетках. Их сумма должна быть меньше расстояния. А1 Б1 = (0+43) = 43 > 30 А1 Б4 = А2 Б2 = ….и т.д.
В пояснительной записке показать все матрицы улучшения распределения и описать все действия. После определения оптимального варианта выполняем запись:
В связи с тем, что потенциальные клетки отсутствуют, данное распределение является оптимальным.
Таблица 2.7. Оптимальный план распределения
Для разработки рациональных маршрутов (оптимизация порожних пробегов) применим метод совмещенных матриц.
В полученный план минимального среднего расстояния необходимо записать числами в кружочке план перевозок по таблице 2.4. плана перевозок.
Если в клетке окажутся числа в кружочке и без кружочка, это значит, что в данном случае получился маятниковый маршрут с обратным порожним пробегом.
Этот маршрут нужно выписать из матрицы, исключая числа загрузки в кружочке и без кружочка, равное меньшему числу по значению.
После этого нарисовать схему маршрута, с указанием нулевых пробегов и произвести расчет основных показателей на этом маршруте.
Таблица 2.8. Совмещенный план
Получены маятниковые маршруты: Маршрут № 1: А2 Б6 - Б6 А2. Объем перевозок на маршруте – 15 тонн. Маршрут № 2: А3 Б5 - Б5 А3. Объем перевозок на маршруте – 25 тонн.
АТП Симферополь Б6 Симферополь
А2 Севастополь
Рисунок 1. Схема маршрута № 1 А2 Б6 - Б6 А2
Показать все схемы полученных маршрутов
Таблица 2.9. Назначение кольцевых маршрутов
После построения контура получен кольцевой маршрут № 3: А3Б2 - Б2 А1 – А1Б4 – Б4А2 – А2Б3 – Б3 А3. Объем перевозок составит 20 + 20 + 20 = 60 тонн А3 Джанкой
А1 Скворцово
Б2 Гвардейское
АТП Симферополь
Б4 Севастополь
Рисунок 2. Схема маршрута № 3 А3Б2 - Б2 А3 – А1Б4 – Б4А2 –
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|