|
|||
ГЛАВА XII 6 страницаXI, 193. Запрещенные дела-прием даров от щудры, прислуживание ему и т. д. (Кул.). XI, 198. Ахина (ah'.na) - жертвоприношение, вызывающее нечистоту жреца, исполняющего его (Кул.). XI, 200. Домашнее плотоядное животное - кошка, ихневмон и т. ;i. XI, 201. ...в шестой срок - один раз в три дня. Жертвоприношение шакала (";akala) - особый вид жертвоприношения (см. Ваджасанейя самхита, VIII, 13). XI, 203. ...б е з воды - не омывшись после этого. XI. 204. Ежедневные обряды - агнихотра и др. ...и скуплен не [заключается в] посте - пост продолжается один день. XI, 205. "Хум," (IUIITI) - букв "стоп'" (Кул.): восклицание, выражающее гнев и презрение. XI, 206. Этот стих и следующие, до 209, являются только вариациями стихов IV, 165-169. XI, 209. Атикриччхра - см. XI, 214. XI, 213. Или кающийся ест перечисленные шесть веществ в продолжение одного дня и постится на следующий день, или шесть дней по одному веществу и постится на седьмой день. XI, 214. ...как сказано прежде - см. предыдущий стих. XI, 218. Лунное покаяние (candrayana) начиналось в день полнолуния, т. е. с приема максимального количества пищи; к середине поста количество принимаемой пищи уменьшалось. В явамадхьяме (yavamadhyarna) покаяние начиналось в новолуние, т. е. к середине поста количество пищи увеличивалось. XI, 221. Так или иначе, - т. е. совершая любой вид лунного покаяния. XI, 223. ...совершаемо жертвоприношение на огне...- таким образом, выполнение обета не освобождает от исполнения обычных обрядов. XI, 224. ...не следует говорить с женщинами - Медх. исключает из этого числа жену, мать и старшую сестру, но и то только при крайних обстоятельствах. XI, 225. Дваждырожденные (dvija) - имеются в виду брахманы. XI, 226. Обеты - крпччхры (см. XI, 212-220). XI, 230. Тело (i;arira) - по Медх., - это душа (antaratman), не тело (bhutatman); по Кул., это душа (jivatman). XI, 241. ...силой аскетизма - страдания, которые претерпевают эти существа, являются искуплением грехов, совершенных в их прежних существованиях (Медх.). XI, 249. Предусмотренное здесь покаяние ни в какое сравнение не идет с упоминавшимися ранее, (например, XI, 73 и следующие; XI, 250 и Х1,91,Х1,252иХ1,104-105). XI, 250. К у т с а - один из риши "Ар" - Ригведа 1,97, 1. "Р r a t i" - Ригведа VII, 80, 1. Гимн великому И н дре - Ригведа V II 1, 8, 1. "(, uddha"- Ригведа VIII, 95, 7. XI, 251. Однажды - один раз в месяц (Медх., Кул.). "А s у a v a m i у а"- Ригведа 1, 164, 1. "(уivasamkalpa" - Ваджасанейя самхита, XXXIV, 1. XI, 252. "H a v i syanti у a" - Ригведи X, "S. !. "N a t a man ho" - Ригведа X, !26. "1 Н"-Ригпеда X, 119. Гимн П у р у ш е - Ригведа X, 90, !. XI, 253. "A v a" - Ригведа i, 24, i4. "Y a tki in" - Ригведа VII, 89, 5. XI, 254. "T a r a t s a m a n d i" - Риггода IX. 58, 1 - 4. XI, 256. [Гимн], посвященный Соме и Рудре, - Рнгвсда VI, 74, 1-4. "А г у a m n a m" - Ригведа iV, ?, 4- (i XI, 256. "lndra"-PHrBe.13 S,]№. 1-7. XI, 257. M .ч н т р ы, полагающиеся при и ц и и о me HIIIin акала - Ригведа VI, 51, Р. XI, 258. Гимны "pavaniani- - г^к Ul^^l"]ч"lн)"(:^! I-HMIU.I и [X 1^111!'?' Ригведы. XI, 259. Парака (paraka) .?.! X!, 216. XI, 260. "A ghamarsana);- - i'n-Be.ia \, 191). l, 261. Царь жертвоприношений - ащвамедха являлась одним из важнейших ведийских жертвоприношений; совершалась царями, пиетендовавшими на верховную власть. XI, 262. Три мира - небо. ^емля и пространство между HUM!;: или небо, земля, преисподняя. XI, 263. С а мх н т а гимном, молитв н и с с ч с. и е н и И соответственно Ригведа, Яджурреда и Самаведа. Сокровенные тексты - Упанишады. XI, 266. Начальный Брахма, с ос г ч п щ и и из трех :i в _.- к о в, - священный слог "0м" (см. прим. к II, 74). XII, 4. [Действия] трех родов (trividha) - хорошее, посредственное, дурное. Три местопребывания (tryadhisthana) - мысль, слово, дьли. Десять признаков (da^alaksana) - перечисленные в XII, 5-7. XII, 5. Дурное то, что может быть вредно для других или запрещено. Приверженность к ложном у [учению)- отрицание будущей жизни, авторитета Вед и т. д. XII, 7. Нанесение вреда вопреки правилам - нанесение вреда животным, кроме случаен жертвоприношения, вреда людям, кроме как во исполнение наказания, и т. д. XII, 9. ...и дет к состоянию неподвижности - после смерти возрождается растением. XII, 10. Тридандии (tridandin) - так называли также аскета, носящего три связанных вместе посоха. XII, II. ...достигает полного успеха - конечного освобождения. XII, 12. Я (atinan) имеется и ниду IL'JIO. Кшетраджна (ksetrajna) - индивидуальная душа (букв., "знающий поле"). Бхутатман (bhutatnian) тело (букв.; "состоящее из элементов Я"). XII, 13. Джива (jiva) - жизнь, жизненный дух. Терминология в щастрах вообще довольно схоластическая. Точное значение многих терминов, видимо, было быстро забыто, уже Медх. упоминает о существовании еще до него разнобоя в их толкованиях. Так, некоторые утверждали, что jiva и ksetrajna-одно n то же, другие, что jiva--i)To y.vi. сознание и самосознание. Комментаторы также расходятся весьма существенно. ХН, 14. Махат - в данном случае имеется в виду лжива. Элементы [существования] - см. 1, 6, 75-78. ...в нее. находящуюся и различных живых существах, - большинство комментаторов полагает, что речь идет о Высочайшей душе, брахме. XII. 15. ...из ее тела - из Брахмы. Бесчисленные формы-индивидуальные души (кшетраджна). XII, 18. Она - индивидуальная душа. ...к этим обоим - имеется в виду джива и Высочайшая душа. XII, 20. ...облеченная этими самыми элементами - телом, состоящим из упоминавшихся в 1, 6, 75-78 пяти элементов. XII, 21. ...о ставленная этими элементами - после смерти XII. 38. ...в порядке последовательности - в данном случае каждый последующий лучше предыдущего. XII, 42. [Существа) неподвижные - растительный мир. XII. 44. Чараны (сагапа) - может означать касту бродячих скадптелей, певпоп и т. п. (Медх.): какие-то мифологические существа (Рагх.). XII, 47. Гухьякн (guhyaka) стражники бога богатств Куверы. XII. 50. Создатели вселенной - Маричи и прочие риши (см. 1,35). Великий (mahant) и непосгпжимый (avyakta) - эти слова толкуются комментаторами самым различным образом (paratman - Медх., ahankara - Нар. и т. д.). XII, 52. Невежды (avidvans) - не исполняющие обетов (Тов. Кул.). XII, 55. Пулькаса - см. X, 18, 49. XII, 58....И совершающих жестокие действия - имеются в виду такие хищники, как тигры и т. д. XII, 59. Преты-см. прим. к III, 230. XII, 61. Золотых, дел мастер (heninkarlarl-согласно Медх. и Кул. это может быть и название птицы. ХII 70. Дасью-согласно Медх. здесь имеются в виду воры и разбойники (см. V, 131). XII, 72. Чайлащака - согласно Кул. он питается вшами. XII, 75. ...и п р о ч и х - см. IV, 88--90. XII, 78. Рабство (parapresyatva) - рабское услужение другим (paradasatva) (Кул.). XII, 81. Т. е., если при исполнении какого-либо дела его душа преисполнена, например, благости, он пожнет плод этого в теле, наделенном тем же качеством. XII, 85. Познание атмана - не кшетраджны, а Высочайшен души. XII, 86. Шесть родов деяний-см. XII, 83. XII, 90. ...отрешается от пяти элемептов - достигает конечного освобождения. XII, 91. ...приносящий жертвы себе - индивидуальная душа является частью мировой души, проникающей все сущее: приносящий жертву богам приносит жертву и самому себе (Медх.). XII, 95. Учения (truti) - подобные учению ниргрантхов (джайнов) (Медх.). Дурные философские системы (klid^sti) - отвергающие святость Вед, отрицающие существование богор и т. п. (Медх.). XII, 99. CM III, 75-76. Xll, 104. Священное знание (vidya) - сумма наук, требовавшихся брахманским религиозным юспвтаивем. В священное знание входило изучение четырех Вед, шести веданг, мимансы, пуран, логики (пуауа) и трактатов о дхарме. XII, 105. Щастры - имеется в виду Веда и священное предание. XII. 106. {Изречения] риши - Веда. Наставления в дхарме - священное предание (smrti). XII, 109. Веда вместе с добавлениями - см. прим. к XII, 104. XII, 111 Нирукта (nirukta) - объяснение трудных мест п слов в ведийских текстах. Трое, принадлежащие к первым а щ р а м а м. - ученик, домохозяин и отшельник. XII, 114. Живущий только своим происхождением - не имеющий ничего, кроме формальной принадлежности к брахманам по праву рождения. XII, 117. Досточтимый бог (bhagavandeva) - имеется в виду Ману. XII, 118. А т м а я - здесь Высочайшая душа. XII, 121. Вишну (vispu) - один из трех верховных богов индуизма наряду с Шивой и Брахмой. Хари (hari) - имя, которым часто называют Вишну, но иногда ч других богов. Во многих рукописях "Законов Ману" вместо harim дано haram. Хара - одно из имен Щивы. Митра (mitra) - одно из древних божеств Солнца. XII, 126. ...достигает состояния, какого желает, - в будущем существовании он будет тем, кем пожелает быть (Кул.).
|
|||
|