|
|||
ГЛАВА XII 5 страницаIX, 71. [Грех, равный] лжи в отношении человека, - см. VIII, 98. IX, 72. ...законным образом - с возлиянием воды и в присутствии брахманов. ...порицаемая - с неблагоприятными знаками на теле. Обесчещенная - здесь vipradusta; в XI, 177 это выражение применяется к замужней женщине. IX, 75. ...в строгости - не должна наряжаться, посещать чужие дома или празднества. Непредосудительные ремесла - например, прядение и т. п. (Медх.). IX. 76. ...ради исполнения дхармы - для паломничества и т. п. ...ради знания - для продолжения образования у какого-нибудь учителя. ..ради любви - если он оставил ее ради другой женщины. Согласно большинству комментаторов, в случае если муж не вернется в указанные сроки, жена может опять выйти замуж. Медх. отрицает за ней это право. IX, 77. Дар - то, что муж подарил жене: драгоценности, украшения и т.д. IX, 80. Жена, при которой может быть взята другая (adhivettavya), - судя по данным эпоса и другим сведениям взятие друтой жены целиком зависело от произвола мужа. Первая жена не могла по своей воле уйти от мужа даже в этом случае. IX, 81. Беспрекословное подчинение мужу считалось необходимым качеством жены. Кул. указывает, что последний случай мог иметь место только тогда, когда жена была бездетна. IX, 88. ...не достигшую [совершеннолетия] - восьмилетнего возраста или необходимой физической зрелости (появление месячных). IX, 94. ...немедленно - если он раньше окончил учение, ему и жениться следует раньше, чтобы исполнять обязанности домохозяина. IX, 97. CM. III, 29, 31, 51-54; VIII, 204 и др. IX, 100. Прежние существования - вероятно, имеются в виду другие юги. Ср. этот стих с IX, 97 и др. IX, 104. Имущество отца подлежит разделу после его смерти, иму щество матери - после ее смерти. Имущество матери переходит к сы новьям в случае отсутствия дочерей. Равный дележ может иметь место, если старший брат не желает получать добавочной части. IX, 106. Родитель (putrin) - если он имеет только дочерей или незаконных сыновей, он не считается путрином. IX, 110. ...в едет себя, как подобает старшему,- должным образом бережет и воспитывает младших. IX, III, ...дхарма возрастает - если каждый из них будет возжигать священный огонь, совершать агнихотру, пять великих жертво приношений и т. д., то общая сумма благочестивых дел увеличится. IX, 112. Остальное имущество делится поровну. IX, 113. Цель стиха показать, что не должно делать различия между теми сыновьями, которые находятся между старшим и младшим, как бы не было их число велико: каждый из них получает в качестве добавочной доли одну сороковую наследства. IX, 117. ...на одну часть больше-т.е. две части. IX, 119. Не делятся не только указанные животные, но и деньги, ко тсрые могли бы быть выручены при их продаже (Медх., Кул.). IX, 120. Раздел - имущество при этом делится между сыном, родившимся при этом, и фактическим отцом (формально-дядей). IX, 121. ...главного (pradhana) - имеется в виду старший брат. IX, 122. Старшая [жена]-та, которая раньше вышла замуж. IX, 123. Рожденный первым - сын первой жены (Медх. Кул.). IX, 125. Так как этот и следующий стихи противоречат двум предыдущим, то комментаторы разными способами пытаются согласовать их. IX, 126. "Субрахманья" - молитвы, обращенные к Индре. IX, 127. Путрика (putrika) - дочь, сын которой будет считагься сыном ее отца, а не мужа; такое право отец получал по соглашению с ее мужем. IX, 128. Д а к ш a (daksa) - бог, сын Брахмы; от его дочерей согласно одному ii3 мифов произошли боги, демоны, а также люди и прочие живые существа. IX, 129. Дхарма- один из эпитетов бога Ямы. Кащья п а- древний риши; согласно некоторым мифам один из прародителей живых существ. Царь Сома- имеется в виду бог Сома. IX, 132. ...отца, не имеющего сына, - имеется в виду фактический отец. IX, 134. ...для женщины нет права первородствадочь не получает доли, полагающейся старшему брату. IX, 136. Согласно этому стиху всякий сын дочери, равный деду по варне, наследует имущество ее отца, не имеющего сыновей. В IX, 127 речь шла только о сыне путрики. IX, 137. Миры - десять свободных от печали миров, первый из которых - небо. Бессмертие (anantya) - долгое пребывание в этих мирах. Мир Солнца-Хираньягарбха (Нар.). IX, 138. Путра (putra) - осмысливается как освободитель от ада Пут (puttra). Объяснение, конечно, искусственное, хотя и повторяется неоднократно в древнеиндийской литературе. IX, 140. ...пинду матери - это редкое в древнеинлийскшс источниках упоминание о культе женского предка (см. также IX, 132). IX, 144. ...не в соответствии с правилами- см. IX, 59-60. IX, 146. Это правило относится к случаю, когда братья разделились, тогда как IX, 120 касается случая, когда они живут вместе. IX, 149. ...в правильной последовательности (апирцгvyena) - т. е. жены всех четырех варн, начиная с брахманки. IX, 150. Обрабатывающий почву (kina^a) - все комментаторы считают, что это пахарь (karsika, halika). Это, по-видимому, раб. занятый на полевых работах. IX, 154. ...бездетен - не имеет сыновей от жен, принадлежащих к варнам дваждырожденных. IX, 155. Этот стих противоречит предыдущим (IX, 151-154). IX, 158. Шесть первых наследуют родовое имущество и совершают поминальные жертвы, последние шесть не наследуют, но совершают возлияние воды и пр., как отдаленные родственники. IX, 159. Объяснение терминов, содержащихся в IX, 159-160, см. в IX, 166-178. IX, 160. Сын шудрянки (^audra) - см. IX, 178. IX, 162. Рожденный женой - рожденный от другого мужчины по поручению (niyoga). ...не другое - "рожденный женой" считается наследником только при отсутствии родного сына. Если появляется родной (или нашелся пропавший, или муж-импотент излечился от своего недостатка и т. д.), то рожденный женой становится сыном своего действительного отца. IX, 165. ...д ругие десять-см. IX, 159-160. IX, 167. Особая дхарма (svadharma} - имеется в виду обычай niyoga. IX, 171. Покинутый - мальчик может быть покинут или вследствие бедности родителей, или вследствие совершения им какого-нибудь проступка. IX, 178. [...к а к бы] труп - ср. X, 8. Паращава - конечно, это надуманное объяснение термина, происхождение которого было непонятно составителям щастры. IX, 181. ...не другому, - т. е. при наличии родного сына или сына, рожденного от чужого семени, усыновлять чужих детей не следует (Медх.). IX, 184. ...каждого лучшего - имеются в виду перечисленные в IX, 159 и 160, где каждый ранее упомянутый считается лучше упомянутого позже. IX, 186. Для трех [предков] - отца, деда, прадеда. ...четвертый - правнук умершего; т. е. поминальные жертвы приносились только до четвертого колена. IX, 188. ...дхарма не нарушается - брахманы, получающие наследство, должны совершать поминальные приношения. IX, 191. Речь идет об имуществе умерших мужей, которым до раздела его между сыновьями распоряжалась их мать. IX, 192. ...единоутробные [сестры] - незамужние (Кул., Рагх). IX, 193. ...дочери - незамужние (Кул.). IX, 198. Имеется в виду, что у мужа есть жены и из других вари; дочери жен от других варн такими правами, видимо, не обладали. IX, 199. Из своего имущества (svakSd vittad) Кул. объясняет это как "из имущества мужа". IX, 203. ...приобретут продолжателей рода-например, от "уполномоченной" жены, усыновлением и т д. IX, 205. ...не имея познаний - т. е. знаний, необходимых для исполнения жреческих обязанностей; награду за "их исполнение в отличие от упомянутой в тексте награды за работу, делить не обязательно (см. следующий стих). ...[поскольку это] не наследство - т. е. добавочной части старшему можно не выделять. IX, 206. Собственность, приобретенная знаниемвознаграждение за обучение, за исполнение жертвоприношений, подарки учеников и т. д. IX, 217. Явное противоречие с IX, 185. IX, 219. Вода-колодцы, водоемы и т. п. Женщины-рабыни, если их нельзя разделить поровну; тогда они работают на разделившихся по очереди (Кул.). Нар. считает, что речь идет о женах умершего. IX, 221. См. IX, 223 и прим. IX, 223. Игра (dyuts) - игра в кости и т. д. Битье i-i б заклад (sarnahvaya) - букв. "вызов"; спор при петушиных боях и т. д. IX, 224. Отличительные знаки дваждырожденныхсвященный шнур, пояс и т. д. IX, 225. Принадлежащие к еретическим сектам (p^sandastha) - буддисты, хулители Веды и т. д. IX, 227. Древняя кальпа-период времени, равный 4320 млн. лет; здесь этот термин употреблен в значении "в древнее время". ...в ел и кой причиной вражды - возможно, намек на Юдхич1- тхиру и Наля. IX. 229. ...освобождается от долга работой - см. dapdadasa в VIII, 415. IX, 237. ...должно быть наложено [клеймо] - судя по IX, 240 клеймо ставилось на лоб. Знак продавца спиртных напитков (suradhvaja)-изображение чарки. IX, 240. ...п е р в ы х (purve) - первые три варны; согласно Кул. все варны. IX, 245. ...он держит скипетр [даже] над царямиВаруна считался верховны.м властителем царей (Тайттирья Брахмана. III, 1,2,7). IX, 248. Низкорожденный (avaravarnaja) - щудра. ...ii' р итесня ю щ с г о брахманов - т. е. причиняющего брахманам телесные страдания, захватывающего их имущество и т. д. IX, 250. ...в восемнадцати отделах - см. VIII, 3-7. Этот стих заключает отдел о судопроизводстве и наказаниях. Далее следует дополнение о дхарме царя. IX. 252. ...с о г л а с н о щастрам - см. VII, 70 и др. Тернии (kapta^a) - см. IX, 257-2^0. IX, 253. В связи со стихами IX, 253-254 см. VIII, 386-387. IX 257. Живущие разного рода торговлей-обвешивающие, обмеривающие при продаже, уклоняющиеся от уплаты пошлины и т. д. (Медх.). IX, 259. Занятые в художественных ремеслах (цНроpacarayilkta) - живописцы, ваятели, повара и т. д. (Медх.). IX, 266. Движущиеся и недвижущиеся отряды-стоящие караулом или ходящие дозором. IX, 273. Живущий дхармой (dharmajivana) - т. е. живущий исполнением для других религиозных обрядов (жрецы, гуру, учителя и пр.). ...н арушающего присущую ему дхарму- исполнение упомянутыми лицами религиозных обрядов считалось не только привилегией, но и обязанностью, нарушение которой могло повлечь за собой наказание. IX, 277. Вор (granthibheda)-букв.: "отрезающий узелок". Индийцы завязывали деньги в край одежды. IX, 279. ...у мертвить в воде- утопить. Простая казнь- отрубание головы. Высший штраф-см. VIII, 138. IX, 286. Медх. указывает, что штраф должен быть пропорционален стоимости испорченной драгоценности; Кул. добавляет, что собственник испорченной вещи должен получить компенсацию. IX, 290. ...штраф в две с' т и [пан]- если же результатом таких действий будет смерть, виновный предается смертной казни (Кул.). IX, 294. Страна-имеется в виду население страны (Нар.). IX, 296. Семичленное царство-т, е. имеющее все семь элементов, упомянутых в IX, 294. IX, 312. ...в чужой-откуда они являются в его страну для грабежа. IX, 313. ...могут уничтожить его-магическими обрядами и заклинаниями. IX, 314. Этот и следующие стихи содержат намеки на легенды, рассказанные в "Махабхарате". IX, 320. ...может наказать сам брахман - при помощи магических действий. Кшатрий произошел от брахмана- существует несколько легенд, объясняющих это часто повторяемое утверждение. IX, 321. Огонь произошел от воды-вот некоторые из имеющихся объяснений: молния исходит из тучи; огонь исходит из дерева, которое берет влагу из земли, и т. д. ...угасает в отношении источников своего существования- огонь гасится водой, кшатрий бессилен против брахмана, меч тупится от удара по камню. IX, 326. Хозяйственная деятельность (vartta) - im этим термином подразумевается хозяйственная деятельность вообще: земледелие, скотоводство и торговля. IX, 334-335. CM. X, 121-129. X, 1. Согласно II, 241-242 брахман может изучать Веду и у учителя-небрахмана. X, 5. ...о т жен равных - брахман от брахманки, кшатрий от кшатрийки и т. д. X, 6. ...от жен, принадлежащих к следующей низшей касте-сын брахмана и кшатрийки, кшатрия и вайщийки, вайщия и щудрянки. Порицаемые - по Нар., это означает, что он исключен из отцовской касты. X, 8. П а р а щ а в а - см. IX, 178. X, 12. В период составления дхармащастры кастовый строй имел уже длинную историю; происхождение джати, возникавших постепенно, было неизвестно. Наиболее естественным казалось объяснение, к которому и прибегают брахманы, что джати произошли от древних варн в результате смешанных браков. Некоторые из названий этих джати (нишада, магадха, вайдеха, чандала, дравида и др.) являются названиями племен, и это лучше всего показывает недостоверный, искусственный характер излагаемой классификации. X, 14. Следующий (anantara) - т. е. принадлежащий к следующей варне. Если мать была более низкой варны, сын считался принадлежащим к варне матери (Медх.). См. также комментарий Медх. к X, 24,41 и т.д. X, 17. Рожденные в обратном порядке сыновья, по мнению коммен таторов, перечисляются еще раз с целью показать, что они непригодны для исполнения обязанностей сыновей. X, 22. Некоторые из названий каст, упоминаемых в этом и предыдущем стихах, являлись названиями племен (авантья, малла, личчхиви, кхаса, дравида). X, 23. Чарья и саттвата - согласно Гов. прислуживали при храмах. X, 28. ...д вух из трех варн-от кшатрийки и вайщийки. ...от равной себе-от брахманки. X, 30. Отверженное существо (b5hya jantu) - потомок щудры и брахманки; это, очевидно, чандала (см. X, 12, 16). Ранее он уже неоднократно характеризовался как самый низкий из людей, но его ле.тл от брахманки оказываются еще более низкими и т. д. X, 31. Действуя в обратном порядке - т.е. вступая в брак с женщиной более высокого общественного положения, чем он сам. Пятнадцать - что из себя представляют эти пятнадцать, комментаторы объясняют по-разному. X, 32. Д асью (dasyu) - см. X, 45. X, 35. Эти трое - сайрандхра, майтреяка и маргава. Неарий (апагуа) - неприкасаемый для ариев (Медх.). X, 36. Андхра - народность восточного Декана. Меда - племя, обитающее в юго-восточном Раджастхане. X, 37. От чандалы - и от женщины касты вайдеха (Медх., Кул.). X, 41. Шестеро сыновей - сыновья брахмана от брахманки, кшатрийки и вайщийки, сыновья кшатрия от кшатрийки и вайщийки, сын вайщия от вайщийки. ...От смешанных браков (apadhvansaja) - в данном случае имеются в виду браки дваждырожденных с щудрянками. X, 44. Здесь перечислены племена и народности Индии и сопредельных стран (явана - греки; щака, или сака, - скифы; пахлава - парфяне; чина - китайцы). X, 45....вне рожденных из уст, рук, бедер и ступней [Брахмы] - т.е. вне системы вари брахманов, кшатриев, вайщиев и щудр (см. 1, 87). X, 47. Служение женщинам - служба по охране женских покоев и т. д. X, 53. Дела (vyavahara) - торговые сделки, денежные операции, соглашения, тяжбы и т. д. X, 55, Отмеченные знаками (citinita) - комментаторы расходятся относительно того, что представляли собой эти знаки. X, 64. Высший (^reyans) - имеется в виду брахман. X, 67. ...благодаря качествам [отца] - он имеет право совершать пакаяджны, но не получает посвящения; поэтому Медх. не считает его действительным арием. X, 73. Создатель (dhatar) - один из эпитетов Брахмы. "Они оба не равны и не' неравны"-не равны, так как различаются по происхождению; не неравны, так как оба делают запрещенное им. X, 75. См. 1, 88. X, 77. Привилегией брахмана указывается то, что может быть источником дохода; все прочее могут практиковать и другие дваждырожденные. Под обучением, согласно Медх, понимается только обучение Веде, по не военному делу и другим мирским профессиям. X, 80. См. IX, 326.' X, 83. ...вpeд - имеется в виду вред живым существам (см. следующий стих). ...зависящего от других - занимаясь земледелием, нельзя было избежать зависимости от общины в отношении землепользования, орошения, охраны полей и т. д. (см. также IV, 159-160). X, 85 ...торговать товарами, которыми торгуют вайщии. - торговля как профессия являлась нарушением дхармы брахманов, но считалось, что лучше торговать, чем заниматься земледелием, ростовщичеством и т. д. X, 90. ...для [исполнения] дхармы - для жертвоприношений, поминок и т. д. X, 92. ...делается в три дня щудрой - что это значит, не совсем понятно, и комментаторы не дают разъяснений, (см. также X, 93). X, 93. И з-з а добровольной торговли - т. e. не при крайних обстоятельствах. X, 95. ...о более высоком образе жизни - т.е. об образе жизни, являющемся привилегией брахманов (см. прим. к X, 77). X, 102. Подобное допущение в значительной мере лишает смысла запретительные предписания, упоминающиеся, например, в III, 152-166, IV, 211, 218, 223 и др. X, 105. В этом стихе и X, 106-108 упоминаются случаи из жизни великих риши древности, рассказанные в Ригведе, Брахманах и "Махабхарате". X, 107. ...от плотника - плотничество считалось презренным ремеслом (см. IV, 210, X, 48). X, 109. ...после смерти брахмана порицается - при подсчете добрых и злых дел. X, III, Грех, совершенный принесением жертв и обучением, - в обоих случаях имеются в виду щудры. X, 113. ...он должен быть покинут - т.е. брахману нужно оставить страну такого жадного царя. X, 115. Получение - в виде дара или находки. Согласно комментаторам первые три способа законны для всех варн, четвертый - для кшатриев, пятый и шестой - для вайщиев (или, по Нар, пятый - для вайщиев, шестой для-щудр) и седьмой - для брахманом. X, 118. Кшатрий - имеется в виду царь. ...даже четвертую часть урожая - см. VII, 130. X, 120. ...одна двадцатая - см. VII, 130; различие объясняется тем, что здесь имеется в виду взыскание в крайних обстоятельствах. X, 122. ...ради двойной цели - этой жизни и будущей. X, 126. Преступление, в результате которого он делается изгоем, (pataka) - такое, как употребление в пищу лука и подобных запрещенных плодов (Гов., Кул.), содержание бойни (Parx.). Но такие деяния, как ложь, воровство и т. д., запрещены ему так же, как и членам других варн (Медх.). ...ни препятствий к этому - см. следующий стих. X, 129. ...притесняет брахманов-перестает служить брахманам, вынуждает их обращаться к нему с просьбами и т. д. (Медх.). XI, 1. ...отдавшего все имущество - для совершения жертвоприношения вищваджит (см. XI, 75). XI, 2. Комментаторы стараются оправдать изложение смешанных правил, содержащихся в стихах 1-43, раньше рассмотрения вопроса об искуплении, которым должна бы согласно X, 131 начинаться эта глава, или предполагая, что цель этого - показать необходимость исполнения искупительных действий в случае нарушения этих правил, или указывая, что так как дары являются средством заглаживания греха, то необходимо перечисление достойных получателей. XI, 3. Этим лучшим из дваждырожденных додж на даваться пища и жертвенные дары - у жертвенного алтаря. ...д ругим - прочим гостям и нищим. XI, 7. ...достоин пить сому-совершать ради достижения исполнения какого-либо желания жертвоприношение Соме, во время которого пьют напиток, приготовленный из растения сомы. XI, 8. ...хотя бы он раньше пил сок сомы-при жертвоприношении Соме в конце года (см. IV, 26). XI, 10. ...с ущербом - раздает дары и т. д. с неумеренной щедростью. XI, II. ...справедлив - справедливым считается царь, который не станет наказывать человека, поступающего согласно с дхармой. XI, 12. ...пренебрегает исполнением жертвоприношений - имеются в виду жертвоприношения пакаяджна и др. (см. II, 86, 143; XI, 119). XI, 13. ...может взять два или три [предмета] из жилища щудры - брахману не разрешалось принимать дары от шудры для исполнения жертвоприношений (см. XI, 24, 42 и др.); комментаторы стараются оправдать этот стих разными ухищрениями вроде того. что имущество, взятое брахманом у щудры, уже не может считаться принадлежащим щудре. XI, 16. ...на седьмой срок - на четвертый день; индийцы ели два раза в день. XI, 18. Дасью - см. X, 45; имеются в виду также разбойники и воры. ...собствен и ост ь... не исполняющего обрядо в-в том числе и собственность брахмана. XI, 19. ...спасает и тех и других - порочных он освобождает от греха скупости, добродетельных - от греха невыполнения обетов вследствие бедности (Кул.). XI, 21. ...на него - на брахмана, который упоминался раньше (берущего для поддержания жизни). XI, 22. Этот и предыдущий стихи соответствуют VII, 134-135. XI, 23. CM. VIII, 304. XI, 24. Явное противоречие со стихом XI, 13 (см. также XI, 42). Комментаторы пытаются примирить их, заявляя, что брахман имеет право брать у щудры необходимое ему для жертвоприношения без спроса. XI, 26. Собственность богов - принадлежащее храмам и т. д. (Кул.); данное для жертвоприношений (Медх.). В другом мире-в будущей жизни. XI, 27. Вайщванари- одно из жертвоприношений типа описанных в IV, 25-26. XI, 31. ...своей мощью - имеются в виду средства магии (см. XI, 33; 1.\, 313-316, а также и IX, 290). XI, 33. Священные текс1ы Атхарвана и Ангирасазаклинания, содержащиеся п Атхарваведе. Атхарван - мифический автор Атхарваведы. Ангнрас - один из мифических авторов Ригведы. XI, 37. Обряды Вайтапа - ритуал Атхарвапеды, изложенный в Вайтанасутре. XI, 38. Агньядхея- см. прим. к II, 143. XI, 39. Медх. сравнивает жреца с наемным работником (karmakai-a), который тоже не согласится работать за меньшее, чем полагаетсл. нознаграждение (parikraya). Обращает на себя внимание последовательность, с которой брахманы, много толкующие о суетности всего мирского, отстаивают свои ма7ериальные интересы. XI, 41. Брахма н-агнихотрин - поддерживающий священный огонь, Лунное покаяние (candrayana) - см. XI, 218. XI, 51. Крадущий слово- изучающий Веду без позволения. XI, 55. Кража (steya) - комментаторы толкуют как кража зо лота у брахманов. Великие грехи-см. IX, 235. XI, 62. Сад-"в другой смрити [говорится, что] земля не подлежит продаже" (Медх.). XI, 63. Образ жизни в рать и-см. 11, 39, 40; X, 20. XI, 64. Возведение крупных сооружений - строительство плотин, мостов и пр. XI, 65. Совершение деяний для себя- имеется в виду приготовление пищи только для себя (см. III, 118). XI, 66. Воровство (steya) - воровство различных предметов, кроме золота. Изучение ошибочных книг - имеются в виду сочинения чарваков, ниргрантхов (джайнов) (Медх.): вообще еретиков (Нар.). Неуплата долгов - см. IV, 257. XI, 67. Металлы (kupya) - различные металлы, кроме золота Скот (ра^и) - имеются в виду различные виды скота, исключая коров. Неверие - утверждение, что нет загробного мира (paraloka) и т. д. (Медх.). XI, 70. Принятие имущества от презренных - таких. от которых не следует принимать подарков (см. IV, 84 и ел.). XI, 72. Изложенные далее предписания касаются только религиозного искупления; наказания со стороны органов государственной власти само собой разумеются. XI, 73. Убийца брахмана - имеется в виду неумышленное убийство брахмана брахманом; для кшатрия - убийцы брахмана в этом случае срок искупления двойной, для вайщия - тройной, для щудрычетверной. XI, 76. Убийство брахмана - имеется в виду убийство неученого брахмана. Иоджана (yojana) - мера длины; величина ее колебалась от 4 до 15 км. XI, 83. Боги земли - брахманы. Боги людей - кшатрии. XI, 90. По мнению комментаторов, покаяние за умышленное убийство брахмана должно продолжаться в течение всей жизни преступника или должно быть вдвое и втрое строже двенадцатилетнего покаяния, указанного в XI, 73. XI, 91. Сура (sura) - это общее наименование спиртных напитков; в этом стихе Кул. находит возможным подразумевать напиток осо оой крепости (см. XI, 95). XI, 93. Знак - согласно Кул. имеется в виду изображение чарки. XI, 95. Гауди (gaudT) - напиток типа рома, изготовлявшийся из патоки сахарного тростника. Пайшти (paistT) - рисовая водка. Мадхви (madhvi) - напиток, изготовленный из меда или ивгтов мадхука. XI, 100. Брахман - комментарии к этому стиху являют пример произвольного толкования комментаторов. По Медх. и Кул., речь ид"1 о краже золота у брахмана, хотя брахман в данной связи не упоминается. А вот, хотя виновником кражи в тексте прямо назван брахман ivipra), комментаторы считают, что имеется в виду любой человек (см. IX, 235, XI, 55). "Государь, накажи меня" - см. VIII, 314. XI, 101. ...брахман - аскетическими подвигами - брахман не может быть казнен. XI, 103. Следует иметь в виду, что во всех этих стихах авторы и составители сборника защищают свои личные интересы И потому не стесняются в придумывании наказаний. Неизвестно, чтобы все эти наказания исполнялись на практике, да и сами по себе они совершенно неравноценны (ср., например, XI, 104-105 и 106-107). XI, 105. Н и p p [1 т и (nirrti) - богиня-владычица юго-запада. XI, 106. К p и ч чхра (kr-cchra) - см. XI, 212. XI, 107. Лунное покаяние-см. XI, 217. XI, 110. Два месяца - видимо, следующие после месяца покаяния, о котором говорится в XI, 109 (см. XI, 116). Четвертый срок - т.е. один раз в двое суток. XI, III, Вирасана (vii-asana)-одна из поз аскета (сидение со скрещенными ногами). XI, 115. ...если теленок льет-т.е., по-видимому, когда теленок сосет корову. XI, 119. П а к а я д ж и а - см. прим. к II, Йб. XI, 120. [Гимн], начинающихся со (слова) "s а та". - Ригпеда Vl, 495. Вата (vata) -" одно из имен бога ветра Вайю. Гуру- гуру богов бог Брихаспати. Вахни (vahni) - одно из имен бога Агни. XI, 122. Пурухута (puruhOta) - одно из имени Индры. Павака (pavaka) - одно из имен Агни. XI, 125. Самтапана крнччхра - см. XI, 213. XI, 131. Убившему щудру - ненамеренно; о намеренном убийстве см. XI, 67. XI, 132. Убив кошку - намеренно; поэтому сравнивать убийство перечисленных далее животных с убийством щудры неправомерно; Медх даже полагает, что покаяние, полагающееся за ненамеренное убийство щудры, следует исполнять только в случае намеренного убийства всех упомянутых животных вместе взятых. XI, 133. ...трех дней-букв. "трех ночей". ...йоджану - в прежнем издании "сто йоджан", как и у Бюлера. У Бернелла "a yoking". В тексте нет слова "сто", иначе это покаяние равнялось бы покаянию за убийство брахмана (см. XI, 76). Может быть, правильно - в течение трех дней по йоджане (Рам.). Посвященный водам гимн - см. VIII, 106 (Ригведа, X, 9, 1-13). XI, 139. За убийство брахманки - сеть, кшатрийки - лук и т. д. XI, 141. [Малые] живые существа - ящерицы и т. п. XI, 147. Варуни (varuni) - опьяняющий напиток, изготовлявшийся из патоки и цветов растения maua. ...не предписано [наказание], лишающее жизни, - в противоположность питью суры (см. XI, 91-92). XI, 149. ...согласно правилам - с обычной благодарностью XI, 153. См. IV, 222. XI, 154. ...даже чистыx - lie запрещенных. ...становится нечистым - т. е. пока они остаются в нем. XI, 157. Таптакриччхра - см. XI, 215. XI, 158. ...не вернувшись (asamavrttika) - не вернувшись еще из дому гуру, не окончив период ученичества. XI, 159.Исполняющий обет (vratacarin) - имеется в виду ученик. XI, 163. Намеренно (kamad) - Медх. полагает, что это слово дано для соблюдения размера стиха, ибо не может быть ненамеренной кражи. XI, 164. Похищение мужчин и женщин- рабов и рабынь (Медх.). XI, 165. Малоценные предметы - комментаторы называют глиняные .и деревянные сосуды, железные мотыги. XI, 166. Пять продуктов коровы (pancagavya) - молоко, простокваша, масло, моча, помет. XI, 169. При наложении покаяний за кражу принимается во внимание первое или повторное это преступление, время и место кражи, характер хозяина вещи и т. д. XI, 171.. См. XI, 59, 104 и др. XI, 178. Равный (sadr^a) - большинство комментаторов считает. что имеется в виду равный по варне. XI, 179. Щудрянка (vrsalT) - одни комментаторы считают, что это чандалка, другие - что щудрянка. XI, 180.Четыре злодеяния - нанесение вреда живым суше ствам, вкушение недозволенной пищи, воровство, прелюбодеяние. XI, 181. Существует два объяснения стиха: виновный становится изгоем в течением года за действия второго ряда, но за первые - немедленно (Медх., Кул.)', виновный становится изгоем в течение года за действия первого ряда, а за вторые - в течение четырех лет (Гов., Нар.) XI, 182. Покаяние - т. е. покаяние, полагающееся грешнику во искупление греха, за который он был изгнан из касты. XI, 183. ...вместе с саманодаками-так у Кул.; в тексте bandhavait); у Медх.-"с сородичами" (sagotraih). ...в озлияние воды - как над мертвецом. XI, 187. Они - имеются в виду родственники, тогда как в XI, 184 основным действующим лицом была рабыня. XI, 189. См. XI, 183-188. XI, 192. Дваждырожденных, для которых он не произносил согласно правилу "С а в и три", - имеются в виду дваждырожденные, для которых по какой-либо причине не был в свое время совершен обряд посвящения.
|
|||
|