|
|||
В. Н. Филь. ПОДРУЖИТЕСЬ С МОЛОКОМВ. Н. Филь ПОДРУЖИТЕСЬ С МОЛОКОМ Творческая постановка
Подготовка: Из учащихся выбирается творческая группа - «редколлегия»: «корреспондент», «художник», «редактор», которые готовят к школьному часу стенгазету о пользе молока и молочных продуктов. Ребятам предлагается подготовить к классному часу; список кулинарных рецептов из молока и молочных продуктов. Понадобится аудиозапись песни «Тридцать три коровы» (муз. М. Дунаевского, сл. Н. Олева) из кинофильма «Мэри Поплине», плакат с изображением силуэта человека и медаль с надписью «Чемпион». Действующие лица: Свита Молока: Профессор, Молоко, Жиры, Белки, Углеводы, Витамины, Минеральные вещества. Профессор. Дорогие ребята! Сегодня мы с вами поговорим правильном питании. Этой проблеме посвящена целая наука, ведь человек рождается для жизни, но жизнь невозможна без питания. Основными компонентами, входящими в состав пищи, являются белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные соли.
Появляется Молоко. Молоко. Я не опоздало? Думаю, Профессор, все сказанное вами — обо мне. Появляются Жиры, Белки, Углеводы, Витамины, Минеральные вещества. Прошу любить и жаловать — моя Свита! Профессор. Уважаемое Молоко! Надеюсь, что вы поможете мне объяснить ребятам, как вы важны для жизнедеятельности человека.
Молоко со Свитой занимает место за столом рядом с Профессором.
Молоко. Молоко - это здоровье, и употреблять его в пищу просто необходимо. Оно является самой первой пищей человека. Что же это за уникальный, практически незаменимый продукт? Известный профессор - диетолог К. С. Петровский писал: «Молоко и молочные продукты отличаются от всех продуктов питания тем, что в их составе представлены все необходимые для организма пищевые и биологически активные вещества». Для рассмотрения возьмем, конечно, молоко коровье. Во-первых, для абсолютного большинства населения земного шара оно наиболее привычное, хотя пьют и молоко лошадей, коз, ослиц, верблюдиц... Во-вторых, коровье молоко наиболее доступное. Есть молоко цельное, есть пастеризованное. В стандартном, определяемом ГОСТом молоке содержатся следующие вещества: вода - 87,8 процента, жир - 2,5 процента, белки - 3,2 процента, молочный сахар - 4,7 процента, соли органических и неорганических кислот (минеральные вещества) - 0,65 процента, а кроме этого, не менее семи витаминов и небольшое количество других соединений. Молоко. Позвольте, уважаемый Профессор, разрешить моей Свите представить информацию о важных свойствах молока. Профессор. Да, конечно! Белки. Мы в человеческом организме выполняем важнейшие функции - обмен веществ, сокращение мышц (а значит, движение) способность к росту, размножению. А также повышаем иммунитет. Белки строятся из аминокислот. Всего их двадцать, десять из них находятся в молоке. А это значит, что, с точки зрения потребностей нашего организма в белке, молоко в чистом виде может заменить все другие пищевые продукты. Дети в 11-13 лет должны получает в сутки около 90 граммов белка. Для этого суточный рацион подростка должен содержать до 500 миллилитров молока (в том числе кисломолочных продуктов), 50-60 граммов творога, 10-15 граммов сыра. (Пишут на листе, где изображен силуэт человека, слова: «обмен веществ», «движение», «рост», «размножение», «иммунитет».) Жиры. Жиры входят в состав структурных компонентов всех органов и тканей организма, участвуют в многочисленных физиологических процессах, выполняют важнейшую энергетическую функцию. Жиры бывают видимые (растительные масла, маргарин сливочное, топленое масло, сливки, сметана и, конечно же, молоко) и невидимые (хлеб, крупы, овощи, мясо, рыба, творог, сыр). Поговорим сейчас о молочных жирах. В отличие от других жиров они находятся в молоке в виде мельчайших шариков. Поэтому молочные жиры легко усваиваются в организме. Особое значение это имеет для детей. В стандартном молоке доля жира составляет 2,5 процента. Человеку необходимо в сутки 70 - 135 граммов жира. Произведя простое арифметическое действие, находим, что необходимо всего 3 -5 литров молока. Свежее молоко прямо от коровы более жирное, чем магазинное. Избыток жира в нем легко устранить достаточно поставить его на несколько часов в прохладное место, затем снять сливки. (Пишут на листе слово «энергия».) Углеводы. Мы, как и Жиры, являемся в организме источником энергии, а также повышаем иммунитет. В молоке содержатся все не обходимые человеку углеводы. И только говоря о сахаре, придется употреблять глагол в единственном числе, потому что в молоке присутствует только один сахар - лактоза (молочный сахар) - его доля 5 процентов. В организме он распадается на два простых сахара глюкозу и галактозу. Это благоприятно сказывается на работе кишечника и организма в целом. Углеводы в молоке - энергия жизни человека. (Пишут на листе слово «энергия».) Витамины. Мы, Витамины, очень необходимы для нормальной жизнедеятельности человека. Мы участвуем в важных процессах - роста, кроветворения, в работе нервной, сердечно-сосудистой, пищеварительной систем. Мы тоже повышаем иммунитет, защищаем организм от неблагоприятных факторов. В молоке содержится семь витаминов: С, Е, В12, В6, В, В9, Fe. (Пишут название витаминов и слова: «рост», «нервная система», «сердце», «сосуды», «пищеварение»). Минеральные вещества. Мы содержимся в молоке в виде кальция. Достаточное его количество - обязательное условие нормального роста детей и подростков. Особенно его много в сыре и твороге. Прочность костной ткани обеспечивает как раз кальций. (Пишут на листе: «костная ткань».) Молоко. Надеюсь, ребята, вы поняли, как необходимо вам молоко. Помните, что этот продукт должен присутствовать в вашем питании ежедневно. Это залог вашего здоровья! Профессор. Ребята, так какое же место занимает молоко среди продуктов питания? Белки, Жиры, Углеводы, Витамины и Минеральные вещества (хором): Молоко - чемпион! Молоко - чемпион! Молоку вручается медаль чемпиона. Звучит аудиозапись песни «Тридцать три коровы» (муз. М. Дунаевского, сл. Н. Олева). Молоко. Я очень радо, что все здесь присутствующие так высоко оценили меня. Но ведь из молока производят очень много молочных продуктов. Ребята, а вы их знаете? (Ребята называют известные им молочные продукты.) Профессор. Ребята, о каких вредных воздействиях окружающей среды на человеческий организм вы слышали? (Вредное производство, выбросы фабрик и заводов, выхлопные газы, насыщенность продуктов нитратами и т. д.) (Ребята по очереди отвечают.) Совершенно верно. А знаете ли вы, что белки молока связывают большинство вредных веществ, попадающих в организм, раньше, чем они всосутся в кровь, и способствуют выведению этих веществ прежде, чем они проявят свои вредные свойства. Давайте сейчас попробуем с помощью рисунков отразить эту роль молока в нашей жизни. Ребята делятся на группы и рисуют иллюстрации к заданной теме. Затем ребята рассказывают подготовленные заранее кулинарные рецепты из молока и молочных продуктов. Проводится голосование в ходе которого выбирается самое вкусное блюдо.
|
|||
|