|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 1 страница
Данные рекомендации составлены в соответствии с ФГОС по специальности 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям) и рабочей программой по учебной дисциплине «Электротехника и электронная техника». Предназначены для оказания помощи обучающимся при самостоятельной подготовке к выполнению практических работ. Записи в отчетах по практическим работам должны вестись аккуратно, чертежи следует выполнять с помощью чертежного инструмента, соблюдая ЕСКД (Единую систему конструкторской документации). Размерность всех величин должна соответствовать международной системе единиц (СИ). Графики и диаграммы должны выполняться в масштабе с кратким объяснением их построения. Вычисления необходимо выполнять с точностью до одного знака после запятой. Рекомендуется следующий порядок решения задач: 1. Полностью записать условие задачи и пояснить его чертежом или схемой. 2. Выписать из условия данные в виде условных обозначений и их цифровые значения. 3. Продумать план решения заданий и подобрать необходимый справочный материал. 4. Решение выполнять по этапам с нумерацией и кратким описанием действий каждого этапа. 5. Результат решения задачи нужно проверить по анализу возможности получения такого результата с помощью действий. Для этого использовать первое, второе правило Кирхгофа и подсчёт баланса мощности. В методических рекомендациях подробно рассмотрены решения типовых примеров по всем трем разделам. Задача 1 (варианты 01—100). Цепь постоянного тока содержит шесть резисторов, соединенных смешанно. Схема цепи и значения резисторов указаны на соответствующем рисунке. Номер рисунка и величина одного из заданных токов или напряжений приведены в табл. 1. Индекс тока или напряжения совпадает с индексом резистора, по которому проходит этот ток или на котором действует указанное напряжение. Например, через резистор R5 проходит I5 и на нем действует напряжение U5. Определить: 1) эквивалентное сопротивление цепи относительно вводов АВ; 2) ток в каждом резисторе; 3) напряжение на каждом резисторе; 4) расход электрической энергии цепью за 10 ч. С помощью логических рассуждений пояснить характер изменения одного из значений, заданных в таблице вариантов (увеличится, уменьшится, останется прежней), если заданный в таблице резистор либо замыкается накоротко, либо выключается из схемы. В случае возникновения трудностей логического пояснения следует рассчитать указанное значение в измененной схеме и дать ответ. Указание. См. решение примера 1. Таблица 1
Методические указания к решению задачи 1 Решение задачи требует знаний закона Ома для всей цепи и ее участков, законов Кирхгофа, методики определения эквивалентного сопротивления цепи при смешанном соединении резисторов, а также умения вычислять мощность и работу электрического тока. Содержания задач и схемы цепей приведены в условии, а данные к ним — в табл. 1. Перед решением задачи рассмотрите типовой пример 1. Пример 1. Для схемы, приведенной на рис. 1 а, определить эквивалентное сопротивление цепи RAB и токи в каждом резисторе, а также расход электроэнергии цепью за 8 ч работы. Решение. Задача относится к теме “Электрические цепи постоянного тока”. Проводим поэтапное решение, предварительно обозначив стрелкой ток в каждом резисторе; индекс тока должен соответствовать номеру резистора, по которому он проходит. 1. Определяем общее сопротивление разветвления RCD, учитывая, что резисторы R3 и R4 соединены последовательно между собой, а с резистором R5 — параллельно: RCD = (R3 + R4)R5/(R3 + R4 + R5) = (10 + 5) •10/(10 + 5 + 10) = 6 Ом (рис. 1,б). 2. Определяем общее сопротивление цепи относительно вводов CE. Резисторы RCD и R2 включены параллельно, поэтому RCE = RCDR2/(RCD + R2) = 6•3/(6 + 3) = 2 Ом (рис. 1, в). 3. Находим эквивалентное сопротивление всей цепи: RAB = R1 + RCE = 8 + 2 = 10 Ом (рис. 1, г). 4. Определяем токи в резисторах цепи. Так как напряжение UAB приложено ко всей цепи, а RAB = 10 Ом, то согласно закону Ома I1= UAB/RAB= 150/10= 15 А. Внимание! Нельзя последнюю формулу писать в виде I1= UAB/R1, так как UAB приложено ко всей цепи, а не к участку R1. Для определения тока I2 находим напряжение на резисторе R2, т. е.UCE. Очевидно, UCE меньше UAB на потерю напряжения в резисторе R1, т. е. UCE = UAB — I1R1= 150 — 15•8 = 30 В. Тогда I2 == UCE/R2= 30/3= 10 А. Так как UCE = UCD, то можно определить токи I3,4 и I5. I3,4 = UCD/(R3+R4) = 30/(10 + 5) = 2 А; I5 = UCD/R5 = 30/10= 3 А. На основании первого закона Кирхгофа, записанного для узла С, проверим правильность определения токов: I1 = I2 + I3,4 + I5, или 15 = 10 + 2 + 3 = 15 А. 5. Расход энергии цепью за восемь часов работы: W = Pt = UABI1t = 150•15•8 = 18000 Bт•ч = 18 кВт•ч Пусть в схеме примера 1 известны сопротивления всех резисторов, а вместо напряжения UAB задан один из токов, например I2=2 А. Найти остальные токи и напряжение UAB. Зная I2, определяем UCE = I2R2 =2 ×3=6 В. Так как UCE = UCD, то I3,4 = UCD/(R3+R4)=6/(10 + 5) = 0,4 А; I5 = UCD/R5 = 6/10 =0,6 А. На основании первого закона Кирхгофа I1 = I2+I3,4+I5 = 2 + 0,4 + 0,6 = 3 А. Тогда UAB = UCE + I1R1 = 6 + 3×8 = 30 В. При расплавлении предохранителя Пр5 и резистор R5 выключается и схема принимает вид, показанный на рис. 1, д. Вычисляем эквивалентное сопротивление схемы: =R1+(R3+R4)R2/(R3+R4+R2) = 8+(10 + 5)•3/(10 + 5 + 3) = 10,5 Ом. Так как напряжение UAB остается неизменным, находим ток I1 = UAB / = 150/10,5 = 14,28 А. Напряжение UCE = UAB — I1R1 = 150 — 14,28×8 = 35,75 В. Тогда токи I2 = UCE/R2 = 35,75/3 = 11,9A; I3,4 = UCE/R3,4 = 35,75/(10+5) = 2,38A Сумма этих токов равна току I1: 11,9 + 2,38 = 14,28 А. рисунок 1 Задача 2 (варианты 01—00). Неразветвленная цепь переменного тока, показанная на соответствующем рисунке, содержит активные и реактивные сопротивления, величины которых заданы в табл. 2. Кроме того, известна одна из дополнительных величин (U, I, P, Q, S). 5). Определить следующие величины, если они не заданы в таблице 2 вариантов: 1) полное сопротивление цепи Z; 2) напряжениеU, приложенное к цепи; 3) силу тока в цепи; 4) угол сдвига фаз ф (величину и знак); 5) активную Р, реактивную Q и полную S мощности, потребляемые цепью. Начертить в масштабе векторную диаграмму цепи и пояснить ее построение. С помощью логических рассуждений пояснить, как изменится ток в цепи и угол сдвига фаз, если частоту тока увеличить вдвое. Напряжение, приложенное к цепи, считать неизменным. Указание. См. решение примера 2. Таблица 2
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|