Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Люксембург 3 страница



Проблема расизма в Ирландии в последние годы становится острее. Опрос, проведенный экспертами ряда НПО, показал, что 73 проц. выходцев из Северной Африки и 25 проц. выходцев из Центральной и Восточной Европы, проживающих в Ирландии, сталкивались с проявлением расизма.

Ирландские СМИ характеризуют как «вызывающие тревогу» факты появления в общественных местах «граффити» расистского содержания, случаи открытого оскорбления выходцев из Африки и арабских стран, а также проявлений антиисламистских настроений на бытовом уровне.

В ноябре 2013 г. министр юстиции и обороны Ирландии А.Шаттер признал факты направления в мусульманские центры Дублина и других городов писем оскорбительного для мусульман содержания, пообещав провести надлежащее расследование. По мнению наблюдателей, ирландские власти отдают себе отчет в том, что без жесткого пресечения подобного нетолерантного поведения ирландское общество может столкнуться с ответной реакцией мусульманской общины страны.

При этом отмечается, что, в отличие от некоторых стран-членов ЕС, где откровенные расистские лозунги все чаще раздаются из уст политиков ультраправого толка, в Ирландии речь идет, прежде всего, о дискриминации на бытовом уровне.

5. В Ирландии имеют место случаи дискриминации людей с ограниченными возможностями, особенно в сфере здравоохранения и транспортных услуг (нарушение ст. 26 Международного пакта о гражданских и политических правах, ст. 11, 12 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах).

 


Испания

 

Защита прав человека является одним из приоритетов испанского правительства. Тем не менее с учетом внутренней ситуации в стране Испания остаётся достаточно уязвимой для критики в этой сфере. Положение усугубляет вызванное непростой экономической обстановкой резкое сокращение государственного финансирования по ряду правочеловеческих направлений. Ежегодные доклады международных правозащитных НПО «Международная амнистия» и «Хьюман Райтс Уотч» регулярно содержат претензии в адрес испанских властей по целому ряду пунктов. Среди основных проблем Испании в этой области выделяются следующие:

       - гендерное насилие и нарушения прав женщин;

       - ксенофобия и расизм;

- нарушения прав задержанных, произвол со стороны органов правопорядка.

В 2012 - первой половине 2013 гг. в Испании в результате гендерного насилия погибли свыше 60 женщин, 82 проц. из которых никогда не обращались в полицию. Больше всего преступлений было совершено в Каталонии, Андалусии и Валенсии. Свыше 50 проц. случаев приходится на конфликты между супругами. Отмечается рост числа подобных преступлений среди молодежи.

В связи с непростой экономической ситуацией испанское правительство в 2012 г. сократило финансирование программ по предотвращению насилия в семье и защите равенства полов в целом почти на 40 проц., что вызывает озабоченность многих правозащитных организаций.

По мнению ряда католических епископов, всплеск гендерного насилия вызван, наряду с экономическим кризисом, еще и разрушением традиционной семьи и семейной культуры.

Испанское общество традиционно характеризуется подчеркнутой толерантностью, тем не менее, влияние финансового кризиса сказывается и на росте ксенофобских настроений. Согласно социологическим опросам, по-прежнему высоким среди испанцев остается число тех, кто негативно относится к присутствию иммигрантов в стране – 38 проц. респондентов.

По данным организации «Движение против нетерпимости» ("Movimiento contra la intolerancia"), в Испании насчитывается свыше 200 неонацистских банд общей численностью более 10 тыс. человек. В местном сегменте сети Интернет зарегистрировано около тысячи сайтов, пропагандирующих расизм, антисемитизм и ксенофобию. Выступая в апреле 2013 г. с ежегодным докладом, президент данной НПО Э.Ибарра заявил, что, по его подсчетам, ежегодно в стране происходит более 4 тыс. актов агрессии по указанным мотивам (приблизительно 11 нападений в день).

Остается сложной ситуация в центрах по временному содержанию иммигрантов. Об этом свидетельствуют оценки неправительственных организаций, в частности, опубликованный в апреле 2013 г. НПО «Pueblos Unidos» доклад об условиях жизни иммигрантов в центрах временного содержания иностранцев Мадрида и Барселоны.

В октябре 2012 г. Совет ООН по правам человека обвинил полицейские власти Испании в расовой дискриминации и применении пыток к гражданину Марокко в одном из мадридских центров временного содержания иммигрантов, постановив возместить ему моральный ущерб.

В марте 2013 г. ряд НПО обратились к испанскому Уполномоченному по правам человека С.Бесерриль с призывом обратить внимание на незаконную практику немедленной передачи пограничной охраной Испании властям Марокко пойманных нелегальных иммигрантов. Правозащитники отмечают, что такого рода выдача лица, уже находящегося на территории страны, запрещена действующим законодательством.

Ранее, в ноябре 2012 г., различные НПО, в том числе «Международная амнистия», «SOS Racismo» и др., обвиняли правительство Испании в нарушении закона об иммиграции при экстрадиции группы нелегалов с о.Тьерра, испанского владения у берегов Марокко. Тогда свыше 70 человек были переданы марокканским властям для дальнейшей репатриации в страны происхождения. Правозащитники подчеркивают, что, вопреки нормам действующего законодательства, иммигрантам не была оказана юридическая помощь, не были рассмотрены возможные просьбы о политическом убежище.

Правозащитная организация «Международная амнистия» продолжает бить тревогу в связи с решением властей Мадрида о сносе цыганского поселка на северо-западной окраине города без предоставления его жителям альтернативных помещений. С октября 2012 г. снесено около 20 домов. Более половины выселяемых составляют дети в возрасте до 15 лет. В обществе критикуются как время проведения «операций» (рано утром), так и недостаточный объем социальной компенсации выселяемым семьям.

В Испании по-прежнему нередки случаи непропорционального применения сотрудниками полиции силы при разгоне массовых демонстраций населения. Так, в 2012 году возмущение испанской общественности вызвали обстоятельства задержания жительницы Мадрида Л.Роденас в ходе противостояния полиции с активистами протестного движения «15-М». Женщину, не принимавшую никакого участия в политических манифестациях и просто проходившую мимо, полицейские силой затолкали в автозак и увезли в тюрьму Мораталас. По словам Л.Роденас, в результате проведшей за решеткой более суток, условия содержания были ужасающие, многие задержанные вместе с ней находились по несколько часов со связанными руками, а большинство заключенных были вынуждены спать на полу.

При разгоне протестной манифестации в ноябре 2012 г. в каталонской Таррагоне сотрудником полиции был избит 13-летний мальчик. По результатам проведенного внутреннего расследования родителям потерпевшего было сообщено, что «полицейский применил резиновую дубинку в ответ на насилие со стороны митингующих» и что он «совершил это непредумышленно».

В результате разгона правоохранительными органами массовой демонстрации 14 ноября 2012 г. в Барселоне одна из участниц акции протеста Э.Кинтано получила тяжелое ранение резиновой пулей в область глаза, что привело к его удалению. Этот случай получил широкий общественный резонанс, что вынудило полицейские власти Каталонии частично признать вину за случившееся.

Сохраняется немало нареканий к испанской судебной и пенитенциарной системам. Согласно апрельскому (2013 г.) докладу Европейского комитета против пыток, условия пребывания заключенных в тюрьме Модело, расположенной в Каталонии, не соответствует минимальным нормам. С 2007 г., когда инстанциями Совета Европы было вынесено первое предупреждение, ситуация в исправительном учреждении только ухудшилась: камеры по-прежнему переполнены, в помещениях царит антисанитария, практически отсутствуют освещение и вентиляция.

В связи с решением суда выпустить на свободу «из гуманитарных соображений» тяжелобольного боевика ЭТА Х.Болинагу в испанской прессе были приведены данные о содержании заключенных такого рода в тюрьмах страны. Так, в 2005-2010 гг. в заключении от болезней скончались 799 человек. Всем им в свое время по разным причинам было отказано в облегчении условий содержания.

 


Италия

 

В итальянском законодательстве широко представлены политические и общественные права и свободы. Гражданам предоставлено избирательное право и право образования политических партий и иных неправительственных объединений. Заметно выделяются социально-экономические права и свободы, среди которых - право на труд. Конституция Италии обязывает государство предоставлять своим гражданам бесплатное среднее образование. Признается право на защиту интересов трудящихся, включая создание профсоюзов и забастовки, подтвержденное Конституционным судом в 1960 г.

На практике с обеспечением прав человека в Италии имеются проблемы. Страна принимает на себя значительную долю мировых миграционных потоков, усилившихся после событий в Северной Африке и на Ближнем Востоке. В этой связи положение мигрантов регулярно дает поводы для критики внутренней политики правительства со стороны международных и национальных правозащитных организаций, а также Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев. Беспокойство вызывает несоблюдение европейских и международных норм при депортации иностранцев, условия содержания мигрантов в центрах временного размещения, проблема их интеграции в итальянское общество, проявления расизма и нетерпимости со стороны местного населения и ультраправых политических партий.

Мигранты, будучи уведомленными о предстоящей депортации из Италии, не могут изменить свое положение, чтобы остаться в стране. Это положение 10 июля 2012 г. подтвердил Кассационный суд (решение № 11582 по делу гражданина Албании, вступившего в брак с гражданкой Италии после принятия префектурой решения о его депортации).

Итальянское правительство приняло 6 июля 2012 г. указ о «мини- амнистии» нелегальных иностранных работников, дав им возможность узаконить свое положение. Он вступил в силу 15 сентября 2012 г. и действовал в течение одного месяца - до 15 октября. У работодателей - граждан Италии или иностранных граждан, имеющих вид на жительство в Италии, незаконно использующих труд нелегальных мигрантов, появилась возможность узаконить трудовые отношения с наемными работниками, заплатив налоги.

Ранее, в июле 2011 г. Конституционный суд принял решение об упразднении требования предъявлять вид на жительство для заключения брака в Италии. Суд акцентировал внимание на том, что в целях борьбы с нелегальной иммиграцией нарушаются основные права человека, одно из которых - право на создание семьи. Особо следует также отметить решение Кассационного суда Италии № 10665 от 26 июня 2012 г. о признании незаконным отказа в выплате социального пособия на основании отсутствия у заявителя вида на жительство или разрешения на проживание в Италии в течение длительного срока.

В Италии продолжается дискуссия в отношении прав на итальянское гражданство для родившихся на территории страны детей мигрантов. Несмотря на то, что они родились в Италии и не знают другой родины, так называемое «право почвы» на них пока не распространяется. Министр социальной интеграции Италии С.Киенж предложила внести в парламент соответствующий законопроект, предоставляющий детям иностранцев право автоматически получить итальянское гражданство по достижению ими 2 лет.

По оценке профсоюзов, в условиях глобального финансового кризиса и политики прежнего правительства по либерализации рынка труда, в Италии ухудшилось положение и социальная защищенность трудящихся, упростилась процедура их увольнения. Так, Совет министров Италии провел в 2012 г. реформу ст. 18 Устава трудящихся, утвержденного законом №300 от 1970 г. Согласно новым правилам, сотрудник, уволенный по экономическим причинам, не сможет оспорить решение работодателя в суде, однако ему должна выплачиваться компенсация в размере от 15 до 27 месячных оплат труда. Если увольнение произошло по другим мотивам (дисциплинарным, дискриминационным, по состоянию здоровья), то окончательное слово остается за судом. Среди изменений в законе о социальном обеспечении предусматриваются новые требования для работодателей: компании должны будут выплачивать так называемую «компенсацию за увольнение» Национальному институту социального обеспечения (INPS) за работника, имевшего бессрочный трудовой контракт. Эта сумма будет равна 0,5-1,5 ежемесячного пособия.

Новый кабинет министров Э.Летты приоритетом своей деятельности назвал политику по борьбе с безработицей (составляет порядка 12 проц.). Особенно критична ситуация среди молодежи (на 1 ноября 2013 г., по оценкам газеты «ла Нацьоне», из 10 человек работу имели лишь 2).

Критику со стороны правозащитного сообщества по-прежнему вызывает неблагополучное положение дел в Италии с защитой прав женщин. Помимо сохраняющихся проблем в области женской занятости и трудовых отношений, в том числе несправедливого отношения к молодым матерям со стороны работодателей, одной из наиболее актуальных для Италии остается проблема гендерного насилия. В этой связи в октябре 2013 г. Палата депутатов поддержала инициированный женскими правозащитными организациями законопроект, предусматривающий уголовную ответственность за «феминицид» - насилие над женщинами.

В прессе регулярно публикуются критические замечания в отношении функционирования итальянской судебной и прокурорской системы, в частности, длительных сроков рассмотрения дел, вплоть до нескольких лет.

Одной из самых острых проблем остается вопрос реформирования пенитенциарной системы. В среднем, итальянские тюрьмы переполнены на 25 проц. (65 тыс. заключенных из полагающихся 45 тыс.), что приводит к нарушению санитарно-гигиенических норм, росту конфликтов и очень высокому для Европы числу самоубийств в местах лишения свободы. Как следствие – неблагополучная ситуация в итальянских тюрьмах становилась предметом судебных разбирательств в ЕСПЧ, который неоднократно выносил решения о выплате Италией материальных компенсаций в пользу пострадавших лиц.

В ноябре 2013 г. итальянское правительство подготовило законопроект, предусматривающий амнистию для 3-4 тыс. заключенных. Данная инициатива воспринята в обществе неоднозначно, поскольку имеются опасения, что ее реализация приведет к ухудшению ситуации в сфере личной безопасности граждан, а следовательно, будет нарушать права уже законопослушной части общества.

По-прежнему многочисленные споры в Италии вызывают предложения о необходимости усовершенствовать законодательное регулирование прослушивания правоохранительными органами телефонных разговоров. Дополнительным аргументом для сторонников принятия этих мер стали вскрывшиеся факты прослушивания в прошлом году прокуратурой Палермо разговоров Президента Италии. Раздаются обвинения и в адрес СМИ в нарушении ими прав на неприкосновенность частной жизни граждан в связи с многочисленными случаями публикаций конфиденциальной информации о расследованиях в отношении публичных лиц, полученной из следственных источников.

Правозащитные организации и Совет Европы критикуют Италию за неподобающее отношение к цыганам, включая регулярные «зачистки» полицией их временных лагерей проживания. Далека от решения проблема их интеграции в итальянское общество. В качестве примера дискриминации цыган делаются ссылки на процесс имплементации Италией европейских норм о языковых меньшинствах - в итоговом перечне соответствующего итальянского закона цыгане упомянуты не были.

 


Кипр

 

Республика Кипр обладает развитыми институтами по обеспечению прав и основных свобод человека. Положение дел в этой области находится под постоянным контролем кипрского правительства, которое прилагает усилия по созданию необходимых условий для их практической реализации в соответствии с Конституцией страны, а также требованиями универсальных международно-правовых актов.

Вместе с тем в целом удовлетворительное положение дел с обеспечением прав и основных свобод человека не означает отсутствия в Республике Кипр определенных проблем в данной сфере. Не в последнюю очередь это связано с нерешенностью кипрской проблемы (с 1974 г. Кипр де-факто разделен на северную и южную части), которая, с одной стороны, препятствует осуществлению эффективного контроля со стороны официальных властей Республики Кипр за правочеловеческой ситуацией на севере острова, а с другой, создает определенные ограничения в реализации прав и свобод на юге.

Права и свободы на территории Кипра, контролируемой официальными властями, гарантируются действующей Конституцией 1960 г. Согласно основному закону страны, проживающие на территории Республики Кипр не должны подвергаться пыткам, бесчеловечному или унизительному наказанию или обращению. Вместе с тем имеют место случаи грубого обращения со стороны кипрских полицейских с теми, кто содержится в камерах предварительного заключения и в Центральной тюрьме Никосии.

Нередки злоупотребления с использованием труда нелегальных иностранных рабочих, которые работают с нарушением дозволенного законодательством рабочего распорядка и за крайне невысокую зарплату.

Республика Кипр активно участвует в механизме ГРЕТА (Группа экспертов по вопросам противодействия торговле людьми) в рамках Совета Европы. Однако, несмотря на предпринимаемые правительством меры, Кипр, согласно экспертным оценкам, остается начальным и конечным пунктом в процессе торговли людьми с целью трудовой и сексуальной эксплуатации.

Несмотря на гарантированное Конституцией страны право каждого свободно передвигаться в пределах территории Республики Кипр, нерешенность кипрской проблемы серьезно ограничивает свободу передвижения по всему острову. Кипр по-прежнему остается страной с наиболее высокой долей внутренне перемещенных лиц в процентном отношении к численности населения страны (23 проц.).

Проживающие на Кипре пользуются свободой мысли, совести и вероисповедания. Согласно Конституции страны, все религии, обряды которых не осуществляются тайно, являются свободными и равны перед законом. Вместе с тем проживающие на юге турки-киприоты высказывают жалобы на то, что им разрешено посещать в религиозных целях ограниченное число мечетей, которые находятся только в крупных городах. Кроме того, указанные мечети подчиняются Департаменту древностей Министерства коммуникаций и общественных работ Республики Кипр и работают как музеи, поэтому, мусульмане на юге Кипра могут осуществлять только две из пяти необходимых ежедневных молитв.

В свою очередь Кипрская Православная Церковь (КПЦ) испытывает серьезные трудности в пастырском окормлении проживающих на севере Кипра греков-киприотов, исповедующих православие. Последние три года Епископ Карпасийский лишен «властями ТРСК» права проводить Божественную Литургию на территории своей епархии.

Кроме того, на севере острова расположено множество православных храмов и монастырей, являющихся памятниками культуры и истории, в частности, монастырь Св. Апостола Андрея, который с 1974 г. находится в заброшенном состоянии. Однако, несмотря на усилия КПЦ, турко-кипрские «власти» отказываются выдавать разрешение на проведение в нем ремонтных и реставрационных работ.

Проживающие в контролируемых турко-кипрской администрацией районах греки-киприоты и марониты сталкиваются и с другими ограничениями своих прав и свобод.

Несмотря на усилия Комитета по вопросу о пропавших без вести многие кипрские семьи по-прежнему не имеют возможности выяснить судьбу своих родственников, числящихся пропавшими без вести.

       Правительство Республики Кипр уважает право на свободу слова и прессы. Эффективная судебная власть и демократическая политическая система обеспечивают реализацию этого права на практике. Независимая греко-кипрская пресса регулярно критикует действия правительства и политических партий страны. Не было отмечено случаев угроз журналистам за «неполиткорректные» материалы. Турко-кипрские журналисты могут посещать юг острова. Со сложностями сталкиваются только аккредитованные в «ТРСК» журналисты турецких СМИ.

В стране на регулярной основе проходят свободные и честные выборы, на которых присутствуют международные наблюдатели. В национальных выборах, помимо членов греко-кипрской общины (к ней относятся, помимо собственно греков-киприотов, три религиозные группы: армяне, марониты, латиняне), с 2005 г. участвуют также турки-киприоты, постоянно проживающие на территории, контролируемой официальными властями.

Граждане Республики Кипр обладают правом самостоятельно или совместно с другими приобретать, быть собственником, владеть, пользоваться или распоряжаться любой движимой или недвижимой собственностью. Однако, вследствие сохраняющегося раскола острова многие киприоты лишены права проживать на своей земле, не могут возвратиться в свои жилища и пользоваться своей собственностью.

В Республике Кипр граждане имеют право на участие в мирных собраниях и союзах, включая право на образование профессиональных объединений в целях защиты своих интересов. 75 проц. трудящихся Республики Кипр входят в состав профсоюзов. Этот показатель выше среднего уровня по Евросоюзу. Профсоюзное движение играет важную роль в Республике Кипр и оказывает влияние на правительственную политику.

       В Палате представителей Республики Кипр действует Комитет по правам человека, который, по оценкам неправительственных организаций, эффективно осуществляет свою работу. Исполнительная власть не вмешивается в его работу.

 


Латвия

 

В 2013 году ситуация с соблюдением прав человека в Латвийской Республике (ЛР) не претерпела существенных изменений и оставалась крайне неблагополучной. Правящая националистическая коалиция сохраняла курс на игнорирование призывов международных профильных структур и правозащитных организаций исправить положение и прекратить дискриминационную политику в отношении национальных меньшинств. Латвийские власти демонстрировали нежелание понять нужды нацменьшинств и в полной мере обеспечить их права и свободы.

Одной из основных проблем Латвии в правочеловеческой сфере остается массовое безгражданство. «Неграждане» лишены таких основополагающих прав, как право избирать и быть избранными в государственные и муниципальные органы власти, занимать посты на военной и гражданской службе, быть судьями, прокурорами, основывать политические партии. Сделки по покупке земли и недвижимого имущества для «неграждан» разрешаются исключительно с согласия муниципальных властей. По данным правозащитных организаций Латвии, в правах граждан и «неграждан» насчитывается 79 различий.

Латвия ратифицировала Рамочную конвенцию Совета Европы о защите национальных меньшинств (РКЗНМ) 26 мая 2005 г. с двумя оговорками, отменяющими положения Конвенции, в соответствии с которыми национальным меньшинствам в местах их компактного проживания предоставляется возможность общаться на родном языке с властями, а также использовать родной язык в топографических названиях. Кроме того, в принятой при ратификации латвийским парламентом дополнительной декларации разъясняется, что «неграждане» не являются субъектами упомянутой Конвенции. При этом более 50 проц. населения, проживающего в крупнейших латвийских городах (Рига, Даугавпилс и Лиепая) по своему этническому составу является русскоязычным.

По данным Управления гражданства и миграции Латвии (УДГМ), на 1 января 2013 г. в Латвии проживало 297 883 «неграждан», что составляет около 14 проц. населения. Усугубляют сложившуюся ситуацию низкие темпы натурализации (2213 чел. за 2012 г. и 2467 чел. за 2011 г. по сравнению с 19169 чел. в 2005 г.). При этом официальная латвийская доктрина лицемерно декларирует стремление «способствовать натурализации и увеличивать количество граждан Латвии, а не замораживать число «неграждан».

Преподносимые латвийским МИДом как «значительный шаг» со стороны государства для обеспечения процесса интеграции и «сплочения» общества поправки к Закону «О гражданстве Латвийской Республики», вступившие в силу 1 октября 2013 г., на самом деле ведут к ухудшению правового положения «неграждан» и способствуют дальнейшей дискриминации меньшинств. По сути, данные нововведения являются косметическими (упрощают регистрацию новорожденных от «неграждан» и незначительно облегчают экзамен на знание латышского языка при натурализации[1]). По целому же ряду моментов ситуация с получением гражданства ухудшается. Многие положения обновленного закона противоречат нормам универсальных международных документов по правам человека.

Так, введение понятия «государственная нация» (под ней понимаются только латыши и ливы) противоречит Всеобщей декларации прав человека и Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации.

В равной степени это относится и к поправкам о двойном гражданстве. Оно гарантировано только тем латышам, которые имеют гражданство западных стран (члены ЕС, ЕАСТ, НАТО, а также Австралия, Новая Зеландия и Бразилия). Граждане России, Израиля и стран СНГ с латышскими корнями в этот список не попадают, если с такими государствами Латвия не заключила договор о двойном гражданстве.

Введено также антидемократическое положение, согласно которому не суд, а кабинет министров определяет возможность запрета на натурализацию по весьма размытой формулировке «в случае поведения, угрожающего безопасности латвийского государства и общества». Одновременно, лица, которым отказано в натурализации на основании информации спецслужб, будут лишены, как и в случае лишения гражданства, возможности обжаловать подобные решения в судебном порядке. Данная мера противоречит рекомендациям ОБСЕ о том, что «никто не может быть лишен гражданства в произвольном порядке».

Поправки предусматривают ограничения в доступе к натурализации бывшим работникам партийной номенклатуры Латвийской CCP и членам организаций ветеранов войны и труда, что нарушает положения Международного пакта о гражданских и политических правах, а также Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.

В свою очередь требование к «негражданам» подтверждать факт проживания в Латвии в течение последних пяти лет до момента натурализации расходится с положениями резолюций Европарламента о ситуации с основными правами человека в Евросоюзе.

Остаются не выполненными Латвией рекомендации Европейской комиссии по борьбе с расизмом и нетерпимостью и Консультативного Комитета Рамочной Конвенции Совета Европы о защите нацменьшинств (РКЗНМ) не применять национальное законодательство дискриминационным образом, что ведет к неравенству в обществе и негативно влияет на интеграцию нацменьшинств.

Таким образом, поправки к Закону «О гражданстве» оказались, по сути, реакционными. Они преследуют задачу укрепить режим правовой защиты одной нации и дезориентировать мировое сообщество в отношении истинных целей латвийской правящей элиты.

Подтверждением этих выводов стало опубликование в апреле 2013 г. латвийского отчета по выполнению Конвенции ООН о правах детей. Так, в документе сообщается, что ситуация с «негражданами» в Латвии «улучшилась». В частности, отмечается, что с 2004 по 2011 гг. гражданами ЛР стали 20226 несовершеннолетних. При этом умалчивается, что около 15 тыс. детей по-прежнему остаются в статусе «неграждан».[2] И это несмотря на рекомендации Комиссара Совета Европы по правам человека Н.Муйжниекса и Верховного комиссара ОБСЕ по вопросам нацменьшинств К.Воллебека, в которых содержится призыв отменить любые ограничения на предоставление гражданства детям «неграждан», родившимся после 21 августа 1991 г.

В интерпретации латвийских властей, «благодаря» политике правительства Латвии в сфере гражданства удельный вес граждан с 2004 г. вырос с 77,8 проц. до 83,2 проц., а удельный вес «неграждан» сократился с 20,8 проц. до 13,8 проц. При этом, разумеется, нигде нет упоминания о том, что эти результаты достигнуты не за счет упрощения процесса натурализации, а в силу эмиграции и ухода из жизни старшего поколения «неграждан».

Темы массового безгражданства в Латвии, как и статуса второго по распространенности в стране русского языка полностью игнорируются главным государственным правозащитником - омбудсменом Ю.Янсонсом. В своем выступлении в Сейме Латвии 13 июня 2013 г. и последовавшем затем послании Европарламенту он сделал акцент на критике экономической ситуации в ЛР, проблемах бедности и социального неравноправия. В части, касающейся дискриминации нацменьшинств, Ю.Янсонс упомянул лишь о нарушении прав цыган. При этом омбудсмен обошел такие важные для «неграждан» проблемы, как неравные условия оплаты труда, завышенные языковые требования при приеме на работу и другие ограничения. Не отмечен им и рост социальной сегрегации и маргинализации нелатышей. К примеру, доля безработного трудоспособного населения среди нацменьшинств (ок. 15 проц.) стабильно выше, чем среди латышей (ок. 10 проц.), что ведет к углублению социально-экономического разрыва между ними.

Продолжает планомерно осуществляться дискриминационная политика латвийского государства в отношении русского языка, широко практикуется осведомительство в этой сфере: с 2000 г. в Центр государственного языка (ЦГЯ) поступило более 10 тыс. доносов на «неупотребление» латышского языка, по которым были оштрафованы около 9,5 тыс. человек. При этом большинство инструкций ЦГЯ противоречит рекомендациям Комитета ООН по ликвидации расовой дискриминации в отношении требований к знанию и употреблению языка на работе.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.