|
|||
Люксембург 1 страницаВенгрия
Венгрия остается объектом международной критики, в т.ч. со стороны правозащитных организаций, за несоответствие ряда недавно принятых в стране законодательных актов нормам Евросоюза и ценностям либеральной демократии. В частности, критически была воспринята вступившая в силу Правозащитники обращают внимание на недостаточную защиту фундаментальных прав человека, прежде всего гражданских и социальных. В этой связи правительству Венгрии предлагалось дополнить текст Основного закона запретом на смертную казнь, а также переработать прописанную в Конституции процедуру принятия и внесения изменений в кодексы, регулирующие налоговую, семейную политику, систему пенсионного обеспечения и т.д. Венецианская комиссия (ВК) Совета Европы выразила обеспокоенность поспешностью, с которой был принят документ (с момента предоставления проекта Конституции на рассмотрение парламента до итогового голосования прошло 5 недель) и фактическим неучастием оппозиции в его обсуждении. У правозащитных организаций вызывают вопросы и принятые в декабре 2011 г. «переходные положения» Основного закона Венгрии Критикуются утвержденные в июне 2012 г. поправки к закону о пенсиях, в соответствии с которыми предусматривается значительное сокращение пенсий бывших партийных и государственных функционеров эпохи Венгерской Народной Республики. Серьезные нарекания вызвала судебная реформа – за чрезмерную концентрацию полномочий в руках Ведомства по делам судей и отсутствие эффективного парламентского контроля за его деятельностью. В заключении ВК отмечалось, что вводимые в Венгрии правовые нормы угрожают независимости судебной системы страны и ставят под сомнение объективность правосудия в целом. Реагируя на критику, правительство Венгрии внесло ряда поправок в закон «Об организации и управлении судами и правовом положении судей», предполагающих более четкое разграничение сферы компетенции руководителя Ведомства по делам судей и Совета судей. Принятые в октябре 2012 г. поправки в закон о выборах (предусматривалась обязательная личная или на веб-сайте правительства регистрация избирателей не менее чем за 15 дней до даты голосования) по мнению оппозиции, могли лишить многих граждан права на волеизъявление и были отклонены Конституционным судом Венгрии (ранее венгры были вправе голосовать при предъявлении документов, удостоверяющих их личность и адрес проживания). Закон «О свободе совести» (принят летом 2011 г., изменения внесены в декабре 2011 г.) сохраняет положение об официально признанных государством конфессиях. Изменилось только их количество – теперь их 27 (в первоначальной редакции было 14). Отменена обязательная перерегистрация ранее действовавших церквей и разрешено их функционирование, но без предоставления госдотаций. Процедуру регистрации, которая, по мнению экспертов, остается слишком сложной, по-прежнему должны осуществлять не суды, а парламент на основании представления министра социальных ресурсов (в его компетенцию входят дела церквей). При этом претендующая на регистрацию религиозная организация обязана действовать на территории Венгрии не менее 20 лет, иметь устав, избранный административный орган и, по меньшей мере, 1000 последователей, письменно подтвердивших свою принадлежность к ней и постоянно проживающих в Венгрии. Неоднозначно складывается ситуация со свободой слова. Оппозиционные партии, структуры ЕС и международные правозащитные организации ставят вопрос о соответствии венгерского закона о СМИ нормам Евросоюза. В этой связи ряд международных НПО, включая «Международную амнистию», «Фридом хауз», «Репортеры без границ», «Европейскую федерацию журналистов» призывают ЕС «положить конец» вмешательству венгерского государства в работу СМИ и защитить свободу слова в Венгрии. В итоге дискуссии венгерское правительство смягчило ряд положений закона «О праве на распространение информации и свободе обмена информацией», однако порядок формирования органов контроля за деятельностью СМИ, предполагающий большинство в их составе представителей правящей партии, сохранен. Актуальной остается проблема положения цыган. По-прежнему их подавляющее большинство имеет низкий социальный статус и является, по мнению правозащитников, объектом различных форм дискриминации. В настоящее время из 400 тыс. трудоспособных цыган заработок имеет лишь каждый четвертый. Как правило, они выполняют низкооплачиваемую сезонную или временную работу. Именно цыгане становятся первыми кандидатами на увольнение и зачастую не могут добиться восстановления на работе. Уровень жизни цыганского меньшинства по всем социально-экономическим параметрам значительно ниже средних показателей по стране. В частности, у цыган на 10 лет короче продолжительность жизни, две трети из них страдают хроническими заболеваниями. Отмечается активизация националистических группировок, которые эксплуатируют антицыганскую риторику. Участились и случаи публичных антицыганских высказываний со стороны официальных лиц и СМИ. Наряду с обозначившимся ростом ультраправых настроений среди населения сохраняет свою остроту проблема антисемитизма. По информации западных НПО, за 2011-2013 гг. официально зафиксировано более Международными и венгерскими НПО периодически подаются сигналы о случаях неоправданного применения силы органами правопорядка в отношении задержанных и подследственных. При этом в «группу риска» в первую очередь также попадают цыгане (в 2013 г. имел место ряд случаев жестокого обращения с задержанными со стороны полиции). Нарекания правозащитных структур вызывает состояние пенитенциарной системы. Венгрию критикуют за переполненность тюрем, жесткие условия и длительность содержания граждан в предварительном заключении, а также при отбывании сроков тюремного заключения по конкретным приговорам. Правительство Венгрии признает наличие проблем в правочеловеческой сфере и заявляет о готовности к сотрудничеству с евроструктурами и международными правозащитными организациями для их решения.
Германия Универсальное развитие прав и свобод человека в ФРГ и их защита официально декларируются в качестве одной из центральных задач германской внутренней и внешней политики. В Берлине придают серьезное значение международным форматам сотрудничества, сформировавшимся в этой области, в частности, взаимодействию в рамках ООН и Совета Европы, осознают важность совместной работы со структурами гражданского общества, прежде всего различными НПО. Сформировавшиеся на сегодняшний день в рамках ООН и Совета Европы правозащитные стандарты в целом инкорпорированы в законодательство ФРГ. Основные права и свободы человека и гражданина отражены в Основном законе (конституции) страны, а также в основополагающих законодательных актах, регламентирующих основы германского публичного порядка. Следует, однако, заметить, что и законодательство, и правоприменительная практика ФРГ весьма жестко реагируют на вызовы основам германского правопорядка. В этих целях серьезными полномочиями, включая различного рода возможности вторжения в частную сферу под предлогом обеспечения безопасности, располагают спецслужбы и правоохранительные органы. Германия в качестве члена Совета ООН по правам человека (2013-2015 гг.) исходит из высокой ответственности этой структуры за соблюдение прав человека в мире, придает большое значение проводимым в его рамках универсальным периодическим обзорам. В отношении ФРГ эта процедура, состоявшаяся в апреле 2013 г., выявила ряд недостатков в правочеловеческой сфере. Среди «дефицитов» были названы набирающие силу расистские и ксенофобские настроения в германском обществе, недостатки работы правоохранительной системы на этом направлении. Небезоблачной признана ситуация с мигрантами и беженцами, рекомендовано активизировать усилия по борьбе с торговлей людьми. Германия, как и другие члены ЕС, по-прежнему продолжает активно использовать правочеловеческую тематику в качестве инструмента политического давления на третьи страны. При этом официальный Берлин традиционно маловосприимчив к критике в свой адрес. О нарушениях прав человека в самой Германии говорится нечасто и несистемно. Как правило, критика артикулируется неправительственными организациями. На официальном же уровне информация такого рода зачастую не озвучивается, равно как и с большой неохотой фрагментарно освещается ведущими германскими СМИ. Примечательно, что положения, отраженные в российских законодательных акт Несмотря на агрессивную пропаганду однополой любви на пространстве Евросоюза и оголтелую критику третьих стран за подчас мнимые нарушения прав сексменьшинств, было бы неверным полагать, что законодательство ФРГ в этой сфере лишено дискриминационной составляющей, а общество - полностью толерантно. Настороженное и негативное отношение к представителям ЛГБТ-сообщества, включая гомофобию, широко распространено в германском обществе, что подтверждается конкретными фактами. Так, по данным германского правозащитного центра «Телефон доверия Манео», в 2012 г. в Берлине, слывущем самым терпимым по отношению к сексменьшинствам городом Германии, было зарегистрировано 474 выпада против представителей ЛГБТ-сообщества. Для сравнения в 2011 г. число таких происшествий составляло 461, в 2010 г. - 456. Полиции удалось вычислить гомофобов лишь в 33 процентах случаев. По оценкам упомянутого правозащитного центра, зафиксированные случаи составляют примерно 10 процентов от их совокупного реального числа. В ряде федеральных земель (Гамбург, Гессен, Мекленбург-Передняя Померания) действуют нормативно-правовые предписания, допускающие возможность принудительного медицинского освидетельствования с подачи полиции на СПИД и гепатит всех, кто входит в т.н. группу риска, к которой прямо отнесены гомосексуалисты (первые в списке), наркоманы, бездомные и иностранцы. Кроме того, лица нетрадиционной сексуальной ориентации твердо отсекаются при заборе донорской крови, а в случае введения врачей в заблуждение могут привлекаться к ответственности в зависимости от тяжести наступивших последствий. По мнению ряда видных германских юристов, существующее в ФРГ законодательное регулирование не всегда позволяет решить проблему соотношения свободы слова и уважения к религии, поскольку завязано на субъективной оценке каждого конкретного случая. В Уголовном кодексе ФРГ существует статья, по которой ненадлежащее поведение в церкви, мечети и других религиозных учреждениях может караться, в зависимости от степени тяжести содеянного, денежным штрафом либо лишением свободы сроком до трех лет. В Германии по-прежнему имеются проблемы с имплементацией ряда важных международно-правовых документов, затрагивающих сферу защиты и обеспечения прав человека. До сих пор не ратифицирована подписанная ФРГ 9 декабря 2003 г. Конвенция ООН по борьбе с коррупцией, поскольку законодательство ФРГ в этой области не соответствует закрепленным в ней стандартам. Надлежащее наказание за взятки и подкуп должностных лиц предусмотрено лишь в отношении государственных чиновников. Депутаты бундестага, в свою очередь, вправе принимать вознаграждения от представителей бизнеса и частных лиц за лоббирование их интересов - законодательно запрещена лишь прямая покупка голосов. Депутаты не желают ставить себя на одну доску с чиновниками и упирают на необходимость свободы в контактах, в т. ч. в бизнес-среде. Такая ситуация создает возможность ухода от ответственности за получение «презентов» и для депутатов земельных парламентов. Соответствующие примеры из судебной практики имеются. По заявлениям международной организации «Трансперенси интернешнл», отсутствие у Германии желания ратифицировать профильную ооновскую Конвенцию существенно вредит ее имиджу. Эту точку зрения разделяют и представители германского бизнес- сообщества. Не ратифицирована также Конвенция Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию, подписанная Германией 27 января 1999 г. Не имплементирована в германское законодательство директива ЕС о борьбе с торговлей людьми и защите ее жертв (отведенный для этого срок истек 5 апреля 2013 г.). Имплементация не состоялась по причине несогласованности подходов профильных германских министерств - Минюста, МВД и Министерства по делам семьи, пожилых, женщин и молодежи. Местные эксперты в области прав человека подчеркивают, что в Евросоюзе такое положение дел вызывает, по меньшей мере, недоумение. Отмечается, что правовые предписания, действующие в ФРГ, отличаются необоснованной «строгостью» к жертвам торговли людьми. Жесткой критике подвергается тот факт, что разрешение на пребывание в Германии жертвам торговли людьми предоставляется лишь под условием дачи в суде свидетельских показаний против преступников (в отличие, к примеру, от Италии и скандинавских стран), в противном случае им грозит высылка за нарушение миграционных правил. Неоднозначно оценивается и весьма либеральный подход к занятию проституцией (в ФРГ запрет на это отсутствует), имеются нарекания к регулирующему эту «сферу деятельности» Закону о проституции, принятому в 2002 г. Германские эксперты и правозащитники с тревогой отмечают, что в сложившейся ситуации ФРГ имеет все шансы превратиться в благодатный оазис для торговли людьми на пространстве Евросоюза. Эксперты обращают внимание на дефицит эффективных мониторинговых механизмов в ювенальной юстиции. Германские юристы сходятся во мнении относительно того, что по сути ни один из земельных законодательных актов, регулирующих вопросы ювенальной юстиции (в ФРГ это прерогатива федеральных земель), не отвечает международно- правовым стандартам, закрепленным в Конвенции ООН о правах ребенка (ФРГ сделала к ней оговорку о том, что положения данного документа не будут применяться германскими компетентными органами напрямую до принятия соответствующих актов федерального законодательства), а также в Принципах осуществления уголовного преследования в рамках Совета Европы, принятых в 2006 г. Прежде всего указывается на несоблюдение критерия, установленного Конвенцией ООН по правам ребенка, согласно которому вопросы уголовного преследования несовершеннолетних и содержания их в местах лишения свободы должны регулироваться профильными нормативно-правовыми актами, а не быть частью общего законодательства об уголовном правосудии (как это имеет место, в частности, в Баварии и Нижней Саксонии). Кроме того, игнорируется, как правило, согласованный на уровне правочеловеческих стандартов Совета Европы тезис о том, что главной целью ювенальной юстиции является ресоциализация несовершеннолетних преступников, а не защита общества от преступных деяний (как в случае со взрослыми правонарушителями). По мнению германских экспертов, этот постулат крайне важен в контексте определения направлений последующего правового регулирования отбывания наказания несовершеннолетними, в частности, в том, что касается обеспечения их права на образование, трудовую деятельность и последующую социализацию. Указывается на отсутствие должного нормативно-правового регулирования условий содержания несовершеннолетних. Во всех федеральных землях приняты нормы, предписывающие раздельное отбывание наказания и, соответственно, размещение взрослых и несовершеннолетних заключенных. Вместе с тем, это касается преимущественно лиц мужского пола, поскольку в отношении женщин (которые по статистике составляют весьма небольшую часть от числа отбывающих наказание несовершеннолетних) допускается размещение на базе женских исправительных учреждений. Как полагают германские юристы, налицо нарушение установленного в т.ч. и в Конвенции ООН о правах ребенка принципа недискриминации. Помимо этого в соответствующем законодательстве земель отсутствуют предписания относительно размеров камер для несовершеннолетних заключенных. Как правило, этот вопрос сводится к указанию на необходимость «принимать во внимание их человеческое достоинство». Исключение - земля Баден- Вюртемберг, в которой, однако, нормативы установлены лишь для вновь строящихся исправительных учреждений. В экспертных кругах ФРГ обращается внимание на недостаточную проработку вопроса о санкциях в отношении отбывающих наказание несовершеннолетних. В упомянутых Принципах 2006 г. определено, что в соответствующем внутреннем законодательстве должен быть установлен исчерпывающий перечень мер дисциплинарного характера, применимых к несовершеннолетним заключенным. В ФРГ такого рода нормативы отсутствуют. В качестве недостатков системы уголовного преследования несовершеннолетних называется также доминирующая в большинстве федеральных земель тенденция к минимизации видов наказания, не связанных с лишением свободы, недостаточная урегулированность вопросов доступа к получению школьного и профессионального образования. Обращается внимание также на более жесткую по сравнению со взрослыми заключенными правовую регламентацию посещений находящихся в тюрьмах несовершеннолетних, а также возможности предоставления им отпуска. С серьезными трудностями практического характера сталкивается в ФРГ реализация положений Конвенции ООН о правах инвалидов, прежде всего в части, касающейся школьного обучения детей-инвалидов. Вопросы школьного образования находятся в ведении земель, что делает по сути невозможным осуществление контрольных полномочий со стороны федерального центра. Так, продолжается процесс расслоения детей на «здоровых» и «нуждающихся в специальном педагогическом подходе», который обусловлен в том числе и демографическими причинами. На сегодняшний день германской системе образования выгодно, чтобы детей, «нуждающихся в специальном обучении», было больше. В ФРГ около 3300 вспомогательных школ, общее количество детей уменьшается, поэтому эти школы заботятся о достаточном количестве учащихся. Кроме того, отсутствуют правила и стандарты, по которым в отношении детей педагоги делают соответствующие выводы. Получается, что такая «диверсификация» субъективна. За последние годы значительно выросло количество претензий со стороны родителей, в т. ч. в отношении того, что для достижения баланса учащихся во вспомогательных и обычных школах учителя отсортировывают детей, лишь имеющих тенденцию к тому, чтобы стать «трудными». Несмотря на в целом соответствующее правочеловеческим стандартам законодательство и судебную практику, серьезные нарекания в ФРГ вызывает работа органов опеки. В экспертных кругах находятся поводы для системной критики их деятельности. Главный среди них - превалирующая субъективность оценок ситуации и отсутствие контроля за деятельностью органов опеки, значительное количество психологических травм и конфликтов вследствие их некорректного вмешательства в дела семей. Отмечается недостаточная эффективность работы в целом, вызванная прежде всего наличием пробелов в превентивной составляющей, своего рода «антисемейная» направленность деятельности. Не всегда высоко оценивается роль органов опеки в качестве консультантов по семейным вопросам, а также в судебных процессах, касающихся определения места жительства ребенка. Широко распространено мнение, что органы опеки порой злоупотребляют своим правом изымать ребенка из семьи. Они используют его в качестве рычага давления на родителей, которые не могут самостоятельно договориться о том, с кем после развода будут проживать их дети. Кроме того, информация о семье, предоставляемая органами опеки в суд в ходе бракоразводного процесса, является зачастую негативной по отношению к обоим родителям, что на практике может подтолкнуть суд принять решение в пользу отлучения ребенка от родителей и помещения его в детский дом или специальную социальную семью. Следует отметить, что как таковых нарушений законодательства германскими органами опеки в целом не просматривается. Вместе с тем, на практике часто имеют место сбои системного характера, обусловленные субъективностью подходов органов опеки к своей деятельности, а также пробелами в обеспечении со стороны государства социальных нужд граждан. Ситуации с принудительным помещением под опеку, вызывающие широкий общественный резонанс, возникают, как правило, на этом фоне. Серьезной критике со стороны общественности и политических партий подвергаются условия содержания беженцев в ФРГ, а также законодательно предусмотренные ограничения в правах на период (он может исчисляться годами) рассмотрения ходатайства о предоставлении убежища. В частности, речь идет о запрете покидать территорию округа в той или иной федеральной земле, куда соответствующе лицо было распределено, а также о невозможности заниматься трудовой деятельностью и иметь доступ к образованию, адекватной медицинской помощи и т.д. В этой связи предпринимаются попытки оптимизации нормативно-правовой базы, в частности, в некоторых федеральных землях (например, Гессен) были существенно облегчены правила передвижения таких лиц. В перспективе - отмена обязательства не покидать соответствующий округ до вынесения решения по ходатайству о предоставлении убежища. Имеются нарекания к реализации свободы прессы в ФРГ. По мнению влиятельной НПО «Репортеры без границ», основная причина - «снижение многообразия» СМИ, вызванное значительным сокращением, как правило, из-за недостаточной окупаемости, самостоятельных редакционных коллективов. По этим причинам в течение 2012 г. некоторые печатные СМИ прекратили свое существование (например, «Файненшл Таймз Дойчландс»). В ряде регионов ФРГ констатируется отсутствие конкурирующих между собой печатных изданий, что не способствует повышению качества информации и ее всесторонней подаче. Наряду с этим в германских СМИ значительно выросло и продолжает расти число материалов, заказанных и оплаченных представителями бизнес-сообщества. При этом вычленить их из массива информации и комментариев, исходящих непосредственно от журналистов, читателю весьма непросто. Такого рода «коммерциализация» контента является тревожным сигналом и не свидетельствует о наличии адекватных условий для реального применения принципа свободы прессы. Серьезной критике подвергается политика крупных медиа-холдингов, в частности, «ВАЦ-Медиенгруппе», «Медиенгруппе ДюМон Шауберг», по созданию (примерно с 2009 г.) редакторских сообществ, обслуживающих сразу по нескольку печатных изданий. Вследствие этого на рынке печатных СМИ ФРГ увеличивается число изданий, отличающихся по сути лишь по названию. В данной связи упоминается также известное своей жесткой редакционной политикой издательство «Аксель Шпрингер», объявившее в октябре 2012 г. о слиянии редакционных коллективов изданий «Вельт» и «Берлинер Моргенпост» с редакцией газеты «Гамбургер Блатт», а также издательская группа «Рейн Майн», планирующая завершить формирование единого коллектива редакторов для газет «Висбаденер Тагблатт», «Висбаденер Куриер», «Альгемайне Цайтунг». Жесткой критике со стороны экспертных кругов и НПО подвергаются подходы властных учреждений ФРГ к информационной работе. В частности, указывается на сложности, с которыми сталкиваются журналисты при получении информации от госорганов, прежде всего длительные сроки рассмотрения запросов, высокие сборы за такого рода услуги. Отдельно отмечается, что в пяти из шестнадцати федеральных земель (Баден-Вюртемберг, Бавария, Гессен, Нижняя Саксония, Саксония) не приняты законы о свободе информации, регламентирующие этот сегмент общественных отношений. В качестве факторов, существенно затрудняющих журналистскую деятельность, названы имеющие место в ФРГ угрозы и давление в адрес представителей СМИ, обусловленные их профессиональной деятельностью, со стороны радикально настроенных элементов, прежде всего экстремистов правого толка и исламистов. Организация «Репортеры без границ» отмечает, что в Интернете увеличилось количество видеороликов, содержащих такого рода угрозы. В доказательство отмечается факт нападения правых радикалов, на редакцию газеты «Лаузитцер Рундшау» (земля Бранденбург) за ряд посвященных им публикаций, имевший место в мае 2012 г. Несмотря на то, что нацизм в ФРГ в юридическом плане поставлен вне закона (в стране запрещено любое использование символики, хранение и распространение пропагандирующей его литературы, как уголовное преступление преследуется подстрекательство к насилию на почве расовой ненависти, а также публичное отрицание холокоста), праворадикальные настроения прочно укоренились в современном германском обществе, которое в целом демонстрирует признаки более толерантного восприятия экстремистской идеологии ультраправого толка. Власти ФРГ, прикрываясь тезисом о необходимости демократическими средствами побороть «коричневую заразу» и делегируя ключевую роль в этом деле гражданскому обществу, зачастую не предпринимает допустимых с точки зрения германского законодательства серьезных контрмер запретительного характера. Фактически радикальные партии ведут пропаганду своих идей достаточно свободно и даже частично за государственный счет, поскольку правовая система ФРГ предусматривает возможность бюджетного софинансирования деятельности политических организаций. Только Национал-демократическая партия Германии (НДПГ) – наиболее влиятельная и активная партия праворадикального толка – получила в 2012 г. по этой линии 1,4 млн. евро, из года в год наращивая данный показатель (2011 г. – 1,3 млн., 2010 г. – 1,2 млн., 2009г. – 1,1 млн.). В 2011 г. на земельных выборах в федеральной земле Мекленбург – Передняя Померания этой партии удалось преодолеть квалификационный порог и пройти в Ландтаг. Она также имеет свою фракцию в Ландтаге Саксонии и представлена в ряде федеральных земель на муниципальном уровне. В декабре 2012 г. Бундесрат ФРГ повторно инициировал процедуру запрета НДПГ, которую, однако, не рискнули поддержать правительство и Бундестаг. По данным Федерального ведомства по защите конституции ФРГ, в Германии насчитывается 22,5 тысячи правых радикалов, часть которых объединена в 225 организаций. В общей массе преобладают неонацистские группировки – 157 (6000 человек). По официальной статистике, в 2011г. в ФРГ прошли 167 демонстраций и шествий правых радикалов, приуроченных, как правило, к бомбардировкам немецких городов союзниками во время Второй мировой войны (одно из наиболее массовых проводится ежегодно в Дрездене). По оценкам местных компетентных органов, 9,8 тыс. человек из числа правых радикалов настроены на совершение насилия. Их количество из года в год постоянно растет. Как следствие, число совершаемых соответствующих преступлений в Германии остается стабильно высоким – 17,6 тыс. в 2012 г., включая 720 случаев нанесения телесных повреждений (в 2011 г. – 16,8 тыс. и 699 соответственно). Помимо многочисленных так называемых активных структур, в ФРГ существует целая сеть организаций, оказывающих разнообразное содействие правым экстремистам – от консультационной и правовой помощи в случае уголовного преследования (Германское правовое бюро) до материальной или иной поддержки активистов, находящихся в местах лишения свободы (Общество помощи национальным политическим заключенным). Активно действует основанное в 1960 г. бывшими офицерами СС и членами НСДАП культурно-политическое «Общество за свободную публицистику», объединяющее около 50 праворадикальных публицистов, редакторов, издателей и т.д. Оно специализируется на проведении соответствующих «научно-теоретических» и идеологических изысканий.
|
|||
|