|
|||
Красива ли она?. В чем же обаяние это девочки?. Когда же и где происходит вторая встреча с героиней?-Красива ли она? Нет, Толстой много раз это подчеркивает. -А что вы можете сказать о её повелении? Найдите в тексте слова, которые дают характеристику поведения. [«Вдруг из соседней комнаты послышался бег к двери…, грохот поваленного стула… в комнату вбежала тринадцатилетняя девочка …, остановилась посередине комнаты, очевидно было, она нечаянно, с нерассчитанного бега, заскочила так далеко…» «Сбившиеся назад от быстрого бега черные кудри… » «Вывернувшись от отца, она подбежала к матери…» «Спрятала раскрасневшееся лицо в кружева материной мантильи и рассмеялась…» «Расхохоталась так громко и звонко, что… даже чопорная гостья, против воли расхохоталась» и т.д.]
Несмотря на то, что, автор, описывая внешность этой девочки, неоднократно подчеркивает то, что она некрасива, мы видим, что она обаятельна. -В чем же обаяние это девочки? [В простоте, естественности]. Наташа вся переполнена жаждой жизни, за один день своих именин успевает пережить и прочувствовать столько, что порой даже удивляешься: разве это возможно? Она стремится все делать сама, чувствовать за всех, все видеть, везде участвовать. Именно такой предстает перед нами Наташа при первой встрече с нею.
-Когда же и где происходит вторая встреча с героиней? [В отрадном- родовом имении Ростовых].
Наташина неистребляемая жажда жизни каким-то образом влияла на людей, которые были рядом с нею. Князь Андрей приезжает по хозяйственным делам в Отрадное. Он переживает тяжелый душевный кризис, кажется, ничто не может возродить его к жизни. Вспомните, Болконский был искренне убежден: «…ему начинать ничего не надо, …он должен доживать свою жизнь, не делая зла, не тревожась и ничего не желая». Но вдруг случается нечто, что словно пробуждает его ото сна. [ Ученик читает выразительно отрывок со слов «Князь Андрей, невеселый…» до слов «…невольно с любопытством спрашивал себя князь Андрей…»(т.II, ч.III, гл.2)]. Встретив впервые Наташу, он удивлен, встревожен: «Чему она так рада?», завидует умению девушки бездумно быть счастливой. -С чем он ее сравнивает? [ C березкой, которая встречается ему на пути в Отрадное, со всем, что живет и любит жизнь.] Ночь, проведенная в Отрадном, сыграла большую роль в судьбе Болконского, она обострила восприятие того, что он увидел и почувствовал днем. - Давайте зачитаем отрывок «Ночь в Отрадном» (текст читает ученик на фоне «Лунной сонаты» Л. Бетховена (т.2, ч.3, гл. 2) со слов «Вечером, оставшись один …» (в сокращении) до конца главы.
«… Два женских голоса запели какую-то музыкальную фразу, составляющую конец чего-то. [Диалог читают девочки].
- Ах, какая прелесть! Ну, теперь спать, и конец. - Ты спи, а я не могу … [Отрывок читается в сокращении до конца главы]. Светлый, счастливый поэтический Наташи помогает князю Андрею по-новому чувствовать, ощущать жизнь.
- Чем же так привлекателен образ Наташи? Ведь в романе не один женский образ. Взять хотя бы образ «великолепный графини» Элен. Давайте сравним их. Проанализируем портретную характеристику этих героинь, данную автором. Посмотрим, каким же портретным деталям автор уделяет большее внимание?
Варианты ответов учащихся [лицо, улыбка, глаза]:
№1. Наташа, в отличие от «блестящей красавицы» Элен, не поражает красотою внешней; и тем не менее она истинно прекрасна: «В сравнении с плечами Элен, её плечи были худы, грудь неопределенна, руки тонки, но на Элен был уже как будто лак от всех тысяч взглядов, скользящих по её телу, а Наташа казалась девочкой, которую в первый раз оголили и которой бы очень стыдно это было, ежели бы её не уверили, что это так необходимо надо»,- пишет Толстой.
№2. Кажется странным: писатель, обычно рисующий портреты своих героев в динамике, в движениях, изменениях, не описывает смены выражений на прекрасном лице Элен. Мы видим всегда «однообразно-красивую улыбку» и всё яснее понимаем, что это маска, скрывающая душевную пустоту, глу-пость, безнравственность «великолепной графини». В Элен воплощён дух петербургских салонов. «Где вы- там разврат, зло»,- говорит Пьер. В этих словах, обращённых к Элен, выражена сущность и её семьи, и окружающего её общества.
№3. Толстой рисует портрет Наташи в динамике. Она нисколько не утрачивает своего обаяния от того, что её изменчивое, выразительное лицо делается некрасивым в минуты сильного душевного волнения или огорчения. Поглощенная своим чувством к Андрею, «она была бы дурна, ежели бы она не имела такого кроткого и равнодушного ко всему вида». Узнав, что раненых оставляют в Москве, она вбежала к матери с «изуродованным злобой лицом». В сцене у постели раненого Андрея «худое и бледное лицо Наташи с распухшими губами было более чем некрасиво, оно было страшно».
№4. Улыбка Элен –застывшая лицемерная маска. Улыбка Наташи раскрывает богатый мир разнообразных чувств: то это «улыбка радости и успокоения», то «счастливая», то «появившаяся из-за готовых слёз», то «задумчивая», то «успокоительная», «восторженная», то «торжественная», то «более чем ласковая».
№5. Неожиданны и удивительно метки сравнения, раскрывающие особые оттенки Наташиной улыбки. Вспомним радостную и грустную для обоих встречу Наташи с Пьером после всего пережитого ими: «И лицо с внимательными глазами с трудом, с усилием, как отворяется заржавевшая дверь,- улыбнулось, и из этой растворенной двери вдруг пахнуло и обдало Пьера тем давно забытым счастьем, о котором, в особенности теперь, он не думал. Пахнуло, охватило и поглотило его всего».
№6. Глаз Элен мы не видим. По-видимому, они красивы, как и её плечи, губы. Но Толстой не рисует её глаз, потому что они не светятся мыслью,чувством. Выражение глаз Наташи бесконечно разнообразно. «Сияющие», «любопытные», «вызывающие и несколько насмешливые», «отчаянно-оживлённые», «смеющиеся», «остановившиеся», «умоляющие», «сухие», «широко раскрытые, испуганные», «внимательные», «добрые», «лихорадочно-блестящий взгляд»- какое богатство духовного мира выражено в этих глазах! -Почему Толстой так часто сравнивает Наташу с ребёнком?
[Любуясь своей героиней, Толстой особенно ценит в ней «простоту, добро и правду»- черты естественные, столь, свойственные чистому, неиспорченному миру детей. «Что делалось в этой детской восприимчивой душе, так жадно ловившей и усваивавшей все разнообразнейшие впечатления жизни? – с любовью и нежностью спрашивает автор.]
|
|||
|