История календарей
Автономная некоммерческая профессиональная
образовательная организация
Башкирский кооперативный техникум
РЕФЕРАТ На тему: история календарей.
Выполнил студент: Гафарова Р.Ф.
Группа: ПСО-1120А, курс 1
Преподаватель: Кутлугужина Ф.Х.
Уфа-2021год
История календарей
Даже в древности чтобы успешно вести сельскохозяйственные работы, важно было знать, когда приходит наилучшее время для пахоты, сева и сбора урожая. Опыт многих поколений учил, что сеять надо с наступлением теплых весенних дней, а собирать урожай - перед осенними холодами. А чтобы не опоздать к сроку, нужно уметь предугадывать, скоро ли наступит весна или осень. Самыми верными предвестниками смены годы оказались небесные светила. Еще в глубокой древности это подметили жители Месопотамии, Китая, Индии, Египта - тех районах, где и зародилось культурное земледелие. В теплое время солнце день ото дня поднималось все выше и, достигнув максимальной точки, постепенно начинает клониться ниже и ниже. Это и служит явным признаком того, что надвигается осень. А еще люди заметили, что и звезды в разные времена года располагаются на небе по-разному. Чтобы легче было ориентироваться в картине ночного неба, некоторые звезды стали выделять в группы с запоминающимися очертаниями - созвездия. Со временем 12 созвездий, расположенных по пути видимого годового движения Солнца вдоль звезд, были выделены в особую группу - зодиак. А сам период обращения Солнца относительно звезд позже назвали звездным годом.
Шумерский календарь
Одной из самых ранних цивилизаций была шумерская. Государство шумеров сложилось за три тысячи лет до нашей эры в Месопотамии (в переводе с греческого - Междуречье), на узкой полосе между реками Тигр и Евфрат, там, где сейчас находится Ирак. Разливаясь каждую весну, реки приносили на поле плодородный ил. Но летом от нестерпимого зноя земля становилась твердой, как камень и земледельцам приходилось сооружать оросительные каналы, чтобы запасать воду для полива. Складывавшийся шумерский календарь был связан именно с земледелием. Ежегодной точкой отсчета стал весенний разлив Евфрата, после которого начинались работы в поле. Между двумя разливами проходил один и тот же цикл: весна, невыносимый летний зной, сменяется относительной прохладой, и новый разлив реки. О приближении того или иного периода уже умели судить по небесным светилам. В Шумере впервые задумались, как разделить время между двумя разливами Евфрата на равные отрезки. Очень долго единственной природной мерой времени служили известные с первобытных времен сутки. Однако сутки коротки, а для учета более продолжительных отрезков времени нужна была какая-то иная мера. Ее-то и определили шумерские жрецы, наблюдая за Луной. Шумерские жрецы подсчитали, сколько суток проходит между двумя новолуниями. Установить это точно без астрономических инструментов непросто. Тем не менее, они получили усредненный результат - около 29,5 суток. Этот отрезок и стал новой мерой времени - месяцем. Во многих языках мира и по сей день месяцем называют и Луну, и двенадцатую часть года. Жрецы для удобства округлили месяц до целого числа суток. Но, чтобы уравнять общий счет, решили, что в одном месяце их будет 30, в следующем - 29, потом опять 30 и т.д. А еще жрецы подсчитали, что между двумя разливами Евфрата проходит около 12 «лун». Так за два тысячелетия до нашей эры в Шумере стали пользоваться лунным календарем из 12 месяцев. Новый год по нему наступал, когда весной на небе впервые появлялся месяц. Как раз в ту пору начинала прибывать вода в Тигре и Евфрате, а через полмесяца они разливались. Но вскоре выяснилось, что лунный календарь как бы опережает природные события. Разлив Евфрата начинался все позже и позже новогоднего праздника. По лунному календарю выходило, что в году 354 дня, а на самом-то деле их на 11 больше. Но жрецы Шумера тогда еще не знали точно, сколько длится год. И им приходилось совершенствовать календарь - примерно раз в три года добавлять к 12 месяцам еще один, из 30 дней. Это было не очень удобно, к тому же такой календарь медленно расходился с природой. И все-таки он был хорошим подспорьем для земледельцев. Более точный календарь появился уже в другом государстве - Вавилонии, возникшей в начале II тысячелетия до н.э. на месте Шумера, который пал под натиском враждебных племен.
Календарь Вавилонии
Достижения вавилонских ученых были просто удивительны. Они знали математику, разбирались в медицине и химии. Успешно развивалась в Вавилонии и астрономия. Именно здесь впервые выделили планеты, отличающиеся от звезд тем, что постоянно меняют свое положение. Ведя многолетние наблюдения за Солнцем, вавилонские астрономы очень точно вычислили промежуток времени между двумя его прохождениями через точку весеннего равноденствия. Этот период называется тропическим годом, и он почти совпадает со звездным годом (по современным данным разница составляет примерно 0,014 суток). Так жрецы определили, что год длится 365 с четвертью суток. А тем самым они открыли и главную причину, из-за которой составить абсолютно точный календарь для нашей планеты даже в принципе невозможно: год состоит не из целого, а из дробного числа суток. Древние вавилоняне, составляя календарь, проявили большую изобретательность, ведь им пришлось увязывать несколько обязательных условий. Новый год, во-первых, должен наступать в весеннее равноденствие, а во-вторых - почти совпадать с разливом Евфрата. В-третьих, согласно верованиям вавилонян, каждый месяц должен начинаться с очередного «рождения» Луны. Иными словами, вавилонянам, которые не отказались от лунного календаря, приходилось согласовать его с тропическим годом. Тут помогла математика. Год составляет 365 с четвертью суток, а в 12 лунных месяцев их, как посчитали еще шумеры, 354, значит, 11 с четвертью суток оказываются «лишними». За 8 лет их наберется 90, а это как раз три месяца по 30 дней. Поэтому в Вавилонии решили каждые восемь лет трижды добавлять по месяцу. Годами по 13 месяцев стали 2-, 5- и 7-й года восьмилеток. Но начало нового года точно совпадало с весенним равноденствием лишь раз в восемь лет, и никогда не отделялась от него слишком далеко. Такой календарь, в котором продолжительность месяца считается по Луне, а года - по Солнцу, называется лунно-солнечным.
Китайский календарь
Китайские астрономы, как и Вавилонские, столкнулись с тем же противоречием: число лунных месяцев никак «не укладывалась» в солнечный год. Как и в Вавилонии, в Китае 30-дневные месяцы чередовались с 29-дневными. Однако новый год начинался не весной, а в самый короткий день, который называли зимним солнцестоянием. В Вавилонии момент «рождения» Луны точно нового года раз в 8 лет, а у китайцев - раз в 19 лет. 19-летний календарный цикл в Китае называли чжан. По лунному календарю в этом цикле 228 месяцев, по 12 в году. Но по солнечному - 235 месяцев, на 7 больше. Поэтому китайцы решили добавлять по месяцу к 3-, 6-, 9-, 11-, 14-, 17- и 19-му годам в каждом чжанъе. Китайские жрецы пытались облегчить счет дней для простых земледельцев. В III веке до н.э. четыре обычных времени года - весна, осень, лето и зима - были разбиты на 24 сезона. Каждый из сезонов длился 15-16 дней, и смена их не зависела от продолжительности месяца. Чтобы не сбиться со счета в китайских деревнях рисовали на стенах цветы с лепестками, обозначавшие дни. В конце дня закрашивали один лепесток, на следующий другой и т.д.
Время и календари Майя
Очень сложным и запутанным был календарь индейцев майя. Для наблюдения за звездами майя соорудили особые башни. А их календарь основывался на священном для них числе 13. Высших богов у них было 13, на небе они насчитывали 13 священных сфер, страна тоже делилась на 13 областей, и неделя состояла из 13 дней. Зато при такой длинной неделе у майя был самый короткий месяц - всего из 20 дней, по числу пальцев на руках и ногах. Дни недели обозначались порядковыми числительными. Но каждый день месяца имел и название (семена, ветер, дождь, пища, работа…), и порядковый номер, причем первый день считался нулевым, а потому последний, 20-й, - 19-м. Всего в году было 13 месяцев - значит, 260 дней. Такой короткий год назывался цолькин. Вместе с тем благодаря долгим наблюдениям за светилами жрецы знали, что год длится 365 суток и примерно 6 часов. Поэтому у майя наряду с 260-дневным цолькином существовал еще один счет времени - хааб. По нему год состоял из 18 месяцев по 20 дней и еще 5 дней, у которых не было названий. Кроме этих годичных циклов у майя был 52-летний цикл, как бы уравнивавший между собой цолькин и хааб. Одновременно жрецы вели счет времени и по лунному календарю, каждый месяц которого состоял из 29 или 30 дней. После шести лунных месяцев заканчивался лунный полугод и опять начинался первый лунный месяц.
|