Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Карнеги 3 страница



По этой проблеме см. G. Jelhnek. Allgemeine Staatslehre, 3 Aufl, S. 364 ff.


§ 26 Правовое государство

воление и намерение одновременно. Если мы усматриваем в законо­дательстве содержание определенного «воления», то оно представляет собой для нас право. А если мы видим в нем воление определенного содержания, то оно персонифицируется как государство. Как упоря­дочивающая система законодательства - государство, а как приве­денная в определенный порядок - право. Государство - это право, осуществляющее нормотворческую деятельность; право - это госу­дарство как компетенция, действующая в соответствии с установлен­ными нормами. И право, и государство, хотя и отличаются друг от друга, но не разделимы.

Согласно этому воззрению государство и право отождествляются. И как следствие этого, неправомерно действующее государство не яв­ляется более государством. Проблема связанности государства соб­ственным правом здесь не решается, а просто снимается, так как констатация того, что государство - это право, столь же мало подхо­дит для признания полицейского государства, как и утверждения, что неправомерно действующее государство - уже не государство. Сло­вом, сказанное характерно лишь для взглядов, согласно которым каждое государство априорно рассматривается как правовое2. Теория идентичности имеет дифинитивно-аналитическое значение, но никак не философско-правовое и политическое содержание.

Удалось ли теории идентичности на самом деле доказать, что поста­новка вопроса о приоритете права или государства некорректна? При рассмотрении с юридической точки зрения идентичность права и го­сударства сомнений не вызывает. В данном случае государство дей­ствительно представляет собой структуру, которая воплощает себя в праве государства. Конечно, это понятие исторической и социаль­ной действительности государства без понятия права нежизненно. «Государство» - понятие правовой действительности и имеет структу­ру обеих действительностей, относящихся к ценности. Государство как правовая действительность - не что иное, как основа, на которой право, и особенно государственное право, должно было бы реализо­ваться, но не обязательно реализуется с точки зрения правовой дей­ствительности, то есть по сравнению с его правовым регулированием. Понятие права соотносится с понятием действительности государства таким образом, что «носитель права господства превращается из фор­мального субъекта права в штаб людей, которые призваны побуждать к исполнению права, а само право господства - в шанс, то есть в веро­ятность того, что приказы этого штаба будут рассматриваться как леги-

Kelsen. Allgemeine Staatslehre, 1925, S. 91, 100.


Философия права

тимные и фактически исполняться»3. Если, однако, возникнут сомне­ния в целесообразности обозначения одним и тем же термином «госу­дарство» столь различных понятий, на который они оба претендуют, то на это можно возразить, что не только в данном случае норма и ее основание описываются одними и теми же словами, что, например, «искусство» служит одновременно и понятием «идеал», и критерием, позволяющем отделять «зерна от плевел» в мире прекрасного, что по­нятие «действительность» охватывает все достижения культуры одной эпохи, и шедевры, и «китчи», что и «наука» означает, с одной стороны, критерий истины познавательной деятельности, посредством которо­го отсеивают как ненаучные неудавшиеся попытки приращения зна­ния, а с другой - понятие истории культуры в широком смысле, которое включает в себя в одинаковой мере научную истину и науч­ные ошибки как равнозначные и нейтральные с точки зрения ценнос­ти. И наконец, само понятие культуры можно понимать как идеал, как идею отдельных проявлений материальной и духовной культуры в процессе исторического развития общества, так и всю совокупность этих проявлений культуры.

Различие между понятиями «право государства» и «действительность государства» осложняется еще и тем, что помимо описанных выше понятий государства существует еще одно, которое наиболее тесно связано с понятием действительности государства. Выше уже отмеча­лось (с. 118) различие двух видов понятий права: понятия права в ис­тинном смысле этого слова, в которых выражается суть и содержание правовых норм, и понятий, относящихся к праву, которые являются составной частью самих правовых норм и, особенно, фактических со­ставов, обстоятельств дела. Это различие особенно ярко проявляется при сравнении понятия собственности как выражающего суть право­вого института со всеми его предпосылками, условиями и правовыми последствиями, и понятия договора, который представляет собой юридическое выражение и правосоздающий признак какого-либо фактического состава. Описанное понятие «право государства» согласно принятой в данной работе терминологии представляет собой понятие права в собственном смысле этого слова, то есть выраженное в государ­стве как субъекте права содержание правопорядка, или содержание государственного права. Например, немецкое государство, персонифи­цированное в Веймарской конституции. Однако немецкое государство выступает во многих случаях согласно нормам самой конституции

3 См. Н. Kantorowicz. Staatsauffassungen im jahrbuch f. Soziologie, Bd. 1, 1925, S. 108.


§ 26. Правовое государство

как субъект, наделенный правами или обязанностями. Государство, следовательно, не только понятие правопорядка (Rechtswesensbrgriff), но и понятие правового содержания (Rechtsinhaltsbegriff)4('4J,. Это по­нятие правового содержания государства принадлежит к категории понятий, относящихся к праву. Но понятия, относящиеся к праву, это понятия вне правовой деятельности, которую правопорядок учитыва­ет и преобразует, но в целом воспринимает ее такой, какая она есть. Так что в конечном счете прежде всего под понятием «правовое содер­жание государства» имеют в виду государство как факт реальной дей­ствительности. Так что понятие действительности государства как понятие, относящееся к праву, входит в мир права извне.

Вопрос о первичности права или государства имеет отношение, с од­ной стороны, к понятию нормативности права, а с другой - к понятию действительности государства. Но они не идентичны, а, наоборот, на­ходятся в крайне напряженных отношениях друг с другом, как это обычно имеет место между нормой и реальной действительностью. Здесь же напряжение ощущается еще сильнее. Норма как воплоще­ние права не адекватна в определенном смысле действительности как воплощению государства, так как идея права не идентична идее госу­дарства: право наряду с целью государства «служит» идее, которая может вступить в конфликт с более близкой ей целью государства -идеей правовой стабильности и наиболее чуждой идее государства -идеей справедливости. Государство, конечно, включает, так сказать, задним числом справедливость и правовую стабильность в число сво­их целей и готово ради них частично пожертвовать своей сутью (Staatsraison), чтобы чуждые его сути элементы права, служащие осел­ком государству, способствовали в какой-то мере разрядке напряжен­ности между ним и правом.

Увы, попытка доказать бессмысленность подобной постановки воп­роса оказалась безуспешной. И мы вновь возвращаемся к проблеме приоритетности права или государства. Попыткой соединить приори­тет государства с обязательностью для него права является учение о самоограничении государства собственным правом (Г. Еллинек). Но в критике договорной теории было уже показано, что якобы само­ограничение правом в действительности оказывается не автономией, а гетерономией, что не воля сама себя ограничивает, а сегодняшняя

"431 О содержании и форме права см. Solmo, 26-32, также Kelsen (см. выше, с. 118, прим. 1).

4 См. Kelsen, a.a.O. S. 275.


Философия права

воля ограничивается волей вчерашней, воля реального субъекта права -волей идеального воображаемого субъекта. Точно так же при предпо­лагаемом самоограничении государства собственным правом ограни­чивающее и подлежащее ограничению в себе самом - различны. Государство как подлежащее ограничению представляет собой соб­ственную правовую действительность, а как ограничивающее - суть собственного права. Подлежащим ограничению государство является именно в том смысле, в котором только и ставится вопрос, ибо в каче­стве ограничивающей сущности государство как понятие собствен­ной действительности представляет собой сам правопорядок. Это позволяет нам увидеть в том, что касается поставленного вопроса, нисколько его не упрощая, какая норма, не относящаяся к государ­ству, подчиняет его праву. Учение о «нормативности фактического» Г. Еллинека не решает проблему, а лишь выхолащивает ее. Дело в том, что не имеет большого значения, ограничивает ли себя государство согласно воззрениям определенной эпохи посредством собственного абстрактного волеизъявления или нет. «Нормативность фактическо­го» - парадокс. Только из сущего никогда не может возникнуть долж­ного. Такой факт, как воззрение определенной эпохи, может стать нормативным лишь в том случае, если какая-либо норма придала ему эту нормативность.

Мы видим себя вытесненными в пространство над позитивным пра­вом и государством даже не в мир фактов, но в мир норм, которые не являются более позитивными, государственными, а могут быть только лишь естественно-правовыми. В действительности, как было показано выше, именно концепция государственного и правового позитивизма предусматривает одну естественно-правовую норму: «Если в каком-либо обществе существует правитель, наделенный всей полнотой власти, должно следовать тому, что он предписывает». Рас­сматривая проблему действия права, мы видели оправдание этой предписывающей власти такого правителя в том, что лишь он спосо­бен авторитетно разрешать спор правовых воззрений, то есть осуще­ствить свое решение, реализовать его на практике, ибо только он может гарантировать правовую стабильность. Но если гарантирован­ная подобным образом правовая стабильность служит основой права такой государственной власти осуществлять законотворчество, то она должна иметь также свои границы. Государство наделяется правом издавать законы лишь с целью гарантировать их действие. Эта гаран­тия была бы пустым звуком, если бы само государство освобождалось от подчинения этим законам. Та же идея правовой стабильности, что делает государство законодателем, требует также его собственного


§ 26. Правовое государство

подчинения этим законам. Государство «назначается» быть законо­дателем лишь при условии, что оно будет считать себя связанным собственными законами. Естественно-правовой принцип наделения правом законотворчества некоего властителя неразрывно связан с другим естественно-правовым принципом подчинения этого власти­теля его собственным законам. Властитель теряет право законотвор­чества, как только он перестает подчиняться собственным законам. Те, к кому переходит государственная власть, берут на себя обязатель­ство правового государства. Это обязательство - необходимый и не­избежный атрибут власти, и от него нельзя отказываться. Государство также подчиняется собственному позитивному праву через посред­ство «надпозитивного» естественного права, через посредство того же естественно-правового принципа, благодаря которому только и мо­жет быть обосновано действие самого позитивного права.

Этот столь незначительный критерий связанности государства лишь собственным позитивным правом объясняли позитивистско-право-вой обедненностью идеи правового государства. При этом обращали внимание на то, что идея правового государства означала связанность государства догосударственными основными правами человека и над-государственным естественным правом, а также требованиями, чтобы в отношениях между индивидом и государством под идеей права по­нимали применение какой-либо определенной правовой идеи, а не только понятия правам Но нельзя недооценивать применение поня­тия права к конструкции правового государства, так как право - это лишь то, что по смыслу представляет собой справедливость. Посред­ством справедливости устанавливается равенство. Государственные предписания, касающиеся отдельных индивидов и отдельных случаев -не право, а произвол. Эта идея нашла широкое распространение в политической жизни. Чтобы добиться реализации собственных ам­биций и интересов, их нередко прикрывают правовыми одеждами. Что это означает, было наглядно проиллюстрировано выше (с. 19). Также было показано, как свобода, которой требовала буржуазия в собственных классовых интересах, осуществлялась в правовой фор­ме. И это пошло на пользу четвертому сословию как союзнику буржу­азии по коалиции в борьбе за свободу, но в ущерб ее, буржуазии, собственным интересам. Кроме того, произвольные предписания госу­дарства толковались органами правосудия как правовые нормы и в смысле принципа равенства. Толкование осуществлялось членами высшего правового сословия (Stande der «Rechtshonoratioren») (M. Be-

Darmstaedter, Die Grenzen der Wirksamkeit des Rechtsstaats, 1930.


Философия права

бер). К их профессиональной чести следует отнести практическое применение юридического ремесла в соответствии с установленными правилами. В их руках толкование становится инструментом создания судейского права, то есть правовой формы, которая отрывает право от его «коренных интересов» и в конечном счете противопоставляет его этим интересам. Благодаря этой своеобразной форме права угнетен­ный класс также может быть заинтересован в осуществлении права, установленного господствующим классом. Так что угнетенный класс в борьбе за право становится защитником правопорядка господству­ющего класса. Это происходит потому, что это право хотя и классовое и выражает интересы господствующего класса, но скрывает его содер­жание под нейтральной правовой формой. А эта форма всегда служит угнетенным.


Юристы часто враги Христа. Как говорят: настоящий юрист -плохой Христос.

Лютер

§ 27. Церковное право

Философия церковного права лишь небольшой раздел, взятый из ре­лигиозной философии права. А вопрос церкви и церковного права -лишь часть проблемы религии и права. Когда католицизм говорит, что церковное право от Ъота"44>, то от Бога у него каким-то образом должно быть все право. Для Лютера право носит исключительно свет­ский характер. И он переносит это также на церковное право: и оно право без Бога. И нельзя вслед за Р. Зомом утверждать, что церковное право противоречит сути церкви, и при этом не верить Толстому, счи­тавшему право в целом противоречащим религии, и в конечном счете противопоставлять право Богу.

Для католицизма церковь в религиозном и правовом смыслах - одно и то же. Церковное право и учение имеют религиозное значение и зиждутся на Божьем установлении, равно как и право церкви. Если для Бога церковное учение и право могут служить целью и средством, то для людей они не просто обусловлены, а являются категорическим императивом. Это означает, что право церкви не просто средство для достижения целей религиозной жизни, а самоцель. И соответственно из божественного установления вытекает самоценность церкви: ее ценность не исчерпывается служением религиозной жизни ее членов, она не только несет спасение своим членам. Ее ценность заключается в ней самой. Она - не индивидуалистическое общеизвестное образо­вание, не надындивидуалистический союз, наделенный юридической личностью, а скорее трансперсональное целевое объединение - учреж­дение, а не корпорация. Священник, приносящий жертву не для дру­гих верующих, присутствие которых не обязательно, и не для себя самого, ибо чудо - не его рук дело, а свершается само по себе (nicht ex opere operantis, sondern ex opere operato), но во имя самого преображе­ния (Wandlung), является символом надперсонального послания церк­ви. Оно также имеет решающее значение для церкви, поскольку она построена по иерархическому принципу не снизу, прихожанами,

"44> Мелер (основатель тюбингенской школы католической теологии) в работе «Единство церкви», 1825, описывает «право как орган любви».


Философия права

пользующимися священными церковными благами, а сверху, высшим духовенством, поделившим между собой церковную власть. Боже­ственное происхождение церковного права определяет его отношение к государству и светскому праву. Все право принимает участие в бо­жественности церковного права. Рядом с правом божественного от­кровения, на котором зиждется церковное право, стоит дарованное человечеству Богом естественное право. Государство обязано его испол­нять. Церковное право и право государства, если оно остается верным своему предназначению, имеют один и тот же божественный источник и не должны противоречить друг другу. Но если право государства от­ходит от своего божественного источника, божественное право имеет бесспорный приоритет. Так из господствующего над миром [центра] права божественного откровения развивается единый мир права.

Об опасности уравнивания духовности и права церкви, что является исходным пунктом системы католицизма, резко высказывался Гюн-тех Хольштайн: «Если хотят с помощью права и государства гаранти­ровать слово и дух и верят, что право, государство и дух связаны между собой, то в действительности тем самым ставят право и госу­дарство выше духа и слова и решают - а это неизбежно, - что в конеч­ном счете не слово и дух, а авторитет власти и права определяют, каким должно быть слово и каково должно быть его содержание»1. В основе своей это та самая опасность, которую Достоевский описал в отчете Великого Инквизитора перед возвращением Спасителя как реальность католической церкви. Здесь также следует упомянуть об учении Р. Зома о противоречии между церковью и церковным пра­вом. С внутренней сутью церкви, которая должна быть основана на вере и любви, а также на душевности и свободе воли, формализм и принуждение, характерные для права, не совместимы. Формализм права не может решать в отношении блаженного состояния души, а его принуждение не может заставить вести христианскую жизнь. В действительности же напряженность между правовым и религиоз­ным коренится не только в принуждении и формализме права, но и в природе правового мышления, суть которого заключается в его «на­правленности вовне». Главное для правового мышления - внешнее поведение, убеждение, которым оно продиктовано, играют второ­степенную роль. Правовое мышление удовлетворяется внешне пра­вомерным поведением, не требуя его соответствия внутренним убеждениям. При выполнении правового обязательства оно обращает внимание лишь на выполнение требования другого лица и правовой

1 Holstein. Die Grundlagen des evangelischen Kirchenrechts, 1928, S. 220. 206


§ 27. Церковное право

нормы, продиктованной извне. Для религиозного же сознания важны внутренние убеждения, вера и любовь. К ним нельзя принудить в при­казном порядке. Они подвластны лишь велениям свободной души. В праве, кроме того, противостоят друг другу по преимуществу не только права и обязанности, но в двусторонних договорных отноше­ниях и правомочия одного партнера правомочиям другого. Сутью уравнительной справедливости является достижение баланса интере­сов двух эгоизмов. Это означает, что каждый, следуя принципу «do ut des», идет на уступки другому, если усматривает в этом свой собствен­ный интерес. Тем самым уравнительная справедливость представляет собой противоположность отношениям, основанным на любви. Эти противоречия между правом, с одной стороны, и любовью и верой, с другой, вынуждают в конечном счете согласиться не только с Р. Зо-мом относительно противоречия между церковью и церковным пра­вом, но и со Львом Толстым касательно противоречия между религией и правом вообще. Причиной тому - притязания христианской этики любви не только на жизнь внутри церкви, но и всю светскую жизнь, где она терпит полную неудачу, столкнувшись с сопротивлением права.

Согласно католическим воззрениям Бог предписывал свое право цер­кви и миру. Р. Зом и Л. Толстой основывали свои правовые взгляды на церковь и на мир, также исходя из божественного предписания. Но у них в отличие от католических воззрений это божественное предписание было направлено на свободу от всякого правового регу­лирования, на анархическое общество всеобщей любви. «Католиче­ство учит, что Христос оставил своей церкви в общем и целом определенное и неизменное правовое приданое. Зом учит, что Хрис­тос с самого начала дал своей церкви неизменную организацию такого типа, что она принципиально и на все времена исключала любые связи с правом. И то и другое ошибочно»2. Согласно Лютеру Иисус не пред­писал правопорядок церкви и не отказал в нем. Право не от Бога и не против Бога. Вернее, оно лишь без Бога. Против Бога право лишь тогда, когда утверждает, что оно - от Бога, и если церковное право вслед­ствие этого вторгается в духовную сферу церкви. «Светское правле­ние осуществляется согласно законам, действие которых не идет дальше «тела» и имущества и всего того, что на Земле, так как управ­лять душами Всевышний не может и не хочет дать никому, кроме себя самого. Поэтому следует эти два правления тщательно разделить и оставить одно, которое творит святость, другое, которое создает вне­шний мир и препятствует злу»3 (Лютер).

См. Kohl. Lehrsystem des Kirchenrechts und der Kirchenpohtik, 1984, S. 74.


Философия права

Зом и Толстой, конечно, утверждают, что право неизбежно было бы «не в состоянии дать закон душам», так как сфера действия христиан­ской жизни безгранична. Но там, где начинается правовое мышление, христианская жизнь прекращается. Но если право тем самым было бы против христианства, христианство, со своей стороны, не может обой­тись без права, по крайней мере то христианство, которое видит свое предназначение не только в святости любви. Христианская этика сама требует от человека не сверхчеловеческого, а лишь человеческого, ког­да призывает любить ближнего, как самого себя, и тем самым устанав­ливает минимальные гарантии самосохранения, а также молчаливо необходимые для этой цели правовые установления"45'. Лишь в том случае, если чувство самосохранения, по крайне мере частично, удов­летворено, в сознании появится побудительный мотив для любви к ближнему.

Так постепенно Лютер отводил все больше и больше места праву ря­дом с любовью, но при этом не стремился разрядить напряженные отношения между ними: напряжение заложено в каждой душе и до­стигает там высшей точки. Христос со своим учением непротивления злу считал человека христианином, но не начальствующим лицом. Христос оставляет власти ее право и государство и учит своих христи­ан каждого в отдельности, как им следует жить для себя вне управле­ния и службы. Он учит, что они не должны испытывать чувства мести и быть настолько мудры, чтобы проявить готовность подставить дру­гую щеку, если их ударили по одной. Власть обязана гарантировать право. Сам же потерпевший ничего не должен для этого предприни­мать: «Власть также должна сама или по чьей-либо инициативе помо­гать ему и защищать его без каких-либо исков, ходатайств или побуждений с его стороны. Когда она этого не делает, он должен дать себя мучить и бесчестить и не сопротивляться никакому злу, как тому учит Христос». Позднее, однако, Лютер позволил не только власти, но и индивиду защищать свое право: «Христианин должен быть и ми­рянином, поскольку его тело и имущество подчинены императору.., а сам он принадлежит какому-то сословию или служит, у него есть дом и двор, жена и ребенок, так как все это - императора. Ты христиа­нин в себе самом для своей собственной личности, но для своего слуги -

(Н5) jmm 2.2 о молитве за королей и начальников: «Мы можем вести спокойную и мирную жизнь в блаженстве и почете». См. также V. 3 и 4- основание для «спокойной и мирной жизни» с Божьего благословения: «Помогая всем людям, придешь к познанию истины».

3 Kohler. Luther und die Juristen, 1873, S. 8 f.


§ 27. Церковное право

ты другая личность и обязан его защищать. Посмотри, теперь мы го­ворим о христианине, находящемся в отношениях с другими людьми, не как о христианине, а как о связанном в этой жизни с другим лицом, и он стоит под ним или над ним или также рядом с ним»4. Христос также должен жить в двух мирах: как христианин - в одном и как ми­рянин - в другом. Но он должен жить в мире права, как если бы он в нем не жил.

Право остается также лишенным святости и сути, светским, не связан­ным с религией и полностью ей безразличным. «Светское право - слабое, ничтожное, нечистое право, которое заботится лишь о сохранении временного мира и о жизни желудка». Лютер не делает различия меж­ду церковным и государственным правом, так как церковное право было для него государственным. Его интересовала исключительно лишь реформа учения церкви. Церковное право он считал сотворен­ным людьми и не имеющим религиозного значения. Форма католи­ческой епископальной церкви как организации, регулируемой правом, могла существовать без религиозного значения, если бы соответствовала содержанию истинного учения Евангелия. Но она этого не сделала, и пришлось создать новую правовую организацию для протестантов вне католической церкви. Лютер, однако, непреклонный в своем апос­тольском идеализме, в своем фактическом и роковом безразличии ко всякому проявлению внешних формальностей, не имеющих религи­озного значения, считал, что работа по правовой организации церкви -не религиозная, а светская. Потому и задача эта не церкви, а государ­ства. Монарх, как «привилегированный член церкви», обязан исполь­зовать всю полноту своей власти и на благо церкви, как в государстве, так и вместе с ним организовывать церковь и управлять ею. «Право в целом открыто и для светского меча, и для власти церкви: нет суще­ственной разницы между церковным и светским правом»5.

Из этих правовых воззрений Лютера вытекало, что (иначе, чем в кальви­низме) протестантский дух не нашел выражения в чисто государствен­ном устройстве церкви, что духовности церкви в государственных границах каждой страны соответствует другое церковное право, что с государством и церковь подпадает под власть абсолютного монарха. Государство, которое Лютер призывал к организации церкви, было христианским, и, соответственно, его глава был не только носителем государственной власти, но и обязанным членом церкви. Чем более светским становилось христианское государство, тем более государ-

4 Kohler. a.a.O. S. 12, S. 13 ff.

5 Holstein. a.a.O. S. 87.

8-301


Философия права

ственные органы должны были казаться чужеродным телом в органи­зации церкви. Так что в результате продолжительной, длившейся ве­ками юридической и законодательной деятельности произошло постепенное отделение евангелистской церкви от государства. Она стала развиваться в сторону самостоятельного единства. И наконец, этот процесс завершился закреплением в Конституции Веймарской республики ст. 137: «В стране нет государственной церкви». Одновре­менно евангелистской церковью вырабатывалась форма права, отве­чающая ее религиозной сути. В отличие от католических воззрений, согласно которым церковь обладала собственностью, для евангелист­ской доктрины ценностью обладает лишь религиозная душа каждого отдельного индивида, и, соответственно, церковь - мирское учрежде­ние, цель которого - служить этим душам. Как следствие этого, она создается снизу индивидами. Трансперсональной иерархической организации католической церкви соответствует в евангелистской церкви индивидуалистически - товарищеская конститутивная воля организации. Если позволительно применять политические катего­рии к учредительной хартии церкви, то следовало бы согласно ее сути назвать ее одновременно демократической и либеральной: демокра­тической, поскольку организация церкви согласно религиозной идее общего священничества функционирует благодаря каждому прихо­жанину; либеральной, поскольку она признает верховенство веры, то есть верховенство Бога, который делает эту веру действенной. В то же время для этой хартии остается недоступной сфера, в которой в рам­ках церкви начинается действительно религиозная жизнь.

Итак, мы достигли пункта, в котором взгляды католичества и про­тестантизма на церковное право расходятся. В том, что касается протестантизма, церковь в смысле веры не может принять форму цер­ковного права, так как эта христианская вера не означает ни то, каково содержание исповедуемой веры (fides quae creditur), ни то, как она ис­поведуется (fides qua creditur), ибо вера здесь не совокупность интел­лектуальных истин, а вера в смысле индивидуальных проявлений веры, не подвластных правовому формализму. В католичестве же, наоборот, церковное право в качестве защитной оболочки неизмен­ного ядра религиозных истин возможно и необходимо6.

6 См. Barion R. Sohm u. die Grundlage des Kirchenrechts (Recht u. Staat, Heft 81), 1931.


Более или менее тесное общение между народами Земли разви­лось всюду настолько, что нарушение права в одном месте чув­ствуется во всех других. Из этого видно, что идея права всемирного гражданства есть не фантастическое или нелепое представление о праве, а необходимое приближение неписаного кодекса как государственного, так и международного права к публичному праву человека вообще и, таким образом, к вечно­му миру.

И. Кант

§ 28. Международное право

Сутью правового порядка является стремление к универсальности. Право не может ограничиться частичным регулированием, не выска­завшись при этом по поводу неурегулированных человеческих отно­шений путем выделения урегулированных посредством того, что неурегулированные отношения не будут вызывать правовых последст­вий. Поэтому «лишенное права пространство» всегда является таковым лишь в силу «собственной воли правопорядка», причем не в точном смысле этого слова, не как неурегулированное правом, а как правовое пространство в негативном смысле, в котором отрицаются правовые последствия урегулированной правом сферы фактических отноше­ний. Правопорядок не хотел, чтобы в так называемом «незаполнен­ном правом пространстве» было бы что-то, что являло бы собой противоречие в самом себе. Видимая анархия наряду или над право­порядком в действительности представляет собой анархическое регу­лирование данной сферы фактических отношений правопорядком, его согласия на свободу рук действующих в этой среде сил. Другой правопорядок также действует с точки зрения какого-либо определен­ного правопорядка лишь потому, что этот последний предоставил место первому. И соответственно каждый следующий правопорядок притязает на то, чтобы действовать в этом пространстве самостоятель­но и уже со своей стороны создать возможность для действия других правопорядков. Поэтому каждый правопорядок притязает на дей­ствие по всему земному шару. Тот факт, что международное частное и уголовное право являются составной частью национального права, ясно указывает на стремление внутреннего права подчинить своему регулированию все иностранные фактические составы, правда, по большей части в негативном смысле: путем отрицания их правовых последствий в сфере своего действия. Каждый правопорядок притяза-



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.