|
|||
Карнеги 5 страницаЛишь религия может найти благо в войне. Со всех других точек зрения война всегда остается несчастьем, лишенным смысла и значения. Любой другой подход к проблеме войны, кроме религиозного - един- Философия права ственного, который несет нам спасение от зла, может увидеть в ней/ только беду, а в победе - только меньшее из двух зол. Юристу менее всего подобает мириться с войной как неизбежным злом. Ему первому будет задан вопрос: должен ли на планете, доверенной нам, людям, царить случай или торжествовать разум? Должно ли право, вместо того чтобы обосновать свое полновластие, безропотно уступить свои позиции анархизму там, где решается судьба земного шара? Должен ли недостроенный храм правопорядка завершиться возведением на его вершине жалкого временного строения или же его должен венчать гордый совершенный купол? Приложение 1 Пять минут философии права Первая минута «Приказ есть приказ», - говорят солдатам. «Закон есть закон», - говорит юрист. Но в то же время обязанность солдата подчиняться перестает действовать, если он узнает, что целью приказа является преступление или правонарушение. Юристам же спустя столетие после того, как среди них не осталось зачинателей естественного права, не известны подобного рода исключения из действия закона и подчинения ему законопослушных граждан. Закон действует, потому что это - закон, и это - закон, если его сила признается в большинстве случаев. Такое понимание закона и его действия (мы называем это теорией позитивного права) сделало всех, включая юристов, беззащитными перед законами, оправдывающими произвол, законами ужасными и преступными. В конечном счете они отождествляли право и силу -лишь там, где сила, только там и право.
|
|||
|