Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





IV. БОГ И ЧЕЛОВЕК



^ IV. БОГ И ЧЕЛОВЕК

  ХРИСТИ­АНСТВО ИСЛАМ
4.1. Дает ли Бог Свое Откро­ве­ние чело­ве­ку? Да Да
4.2. Общает­ся ли Бог в Откро­ве­нии с чело­ве­ком непо­сред­ствен­но или толь­ко через создан­ных Им посред­ни­ков? Бог рас­кры­ва­ет Себя и обща­ет­ся с чело­ве­ком в Откро­ве­нии непо­сред­ствен­но, Сам, дей­стви­ем Свято­го Духа через про­ро­ков и чрез Вопло­тив­ше­го­ся Сына Своего Иисуса Христа. «Никогда про­ро­че­ство не было про­из­но­си­мо по воле чело­ве­че­ской, но изре­ка­ли его свя­тые Божии чело­ве­ки, будучи дви­жи­мы Духом Святым» (2Пет. 1:21). «Бог явил­ся во пло­ти, оправ­дал Себя в Духе, пока­зал Себя Ангелам, про­по­ве­дан в наро­дах, при­нят верою в мире, воз­нес­ся во сла­ве» (1Тим. 3:16). Аллах рас­кры­ва­ет­ся чело­ве­ку толь­ко через анге­ла. Единствен­ным исклю­че­ни­ем явля­ет­ся Муса (Моисей), с кото­рым Аллах гово­рил лицом к лицу. Даже Мухам­мед не видел Аллаха и не общал­ся с Аллахом.
4.3. Что явля­ет­ся вер­ши­ной и пол­но­той Божествен­но­го Откро­ве­ния? Вочело­ве­чи­ва­ние Самого Бога: «И Слово ста­ло пло­тию, и оби­та­ло с нами, пол­ное бла­го­да­ти и исти­ны; и мы виде­ли сла­ву Его, сла­ву, как Едино­род­но­го от Отца» (Ин. 1:14). «Ибо так воз­лю­бил Бог мир, что отдал Сына Своего Едино­род­но­го, дабы вся­кий веру­ю­щий в Него, не погиб, но имел жизнь веч­ную». (Ин. 16:17). Явление Мухам­ме­ду анге­ла Джибри­ла, кото­рый в пеще­ре несколь­ко раз схва­ты­вал и сжи­мал его, застав­ляя его напря­гать­ся до пре­де­ла [1], вызы­вал в нем страх, по при­чине кото­ро­го он гово­рил: «Укрой­те меня, укрой­те меня!» [2].
4.4. Должен ли чело­век стре­мить­ся искать позна­ния Самого Бога? Да Люди созда­ны «дабы они иска­ли Бога, не ощу­тят ли Его и не най­дут ли, хотя Он и неда­ле­ко от каж­до­го из нас» (Деян. 17:27). Нет Человек может искать лишь испол­не­ния шари­а­та (араб. пра­виль­ный путь) – пред­пи­са­ний зако­на Аллаха.
4.5. Может ли чело­век соеди­нить­ся с Богом? Да Бог откры­ва­ет каж­до­му чело­ве­ку воз­мож­ность познать Себя вплоть до того, чтобы люди ста­ли «при­част­ни­ка­ми Божествен­но­го есте­ства» (2Пет. 1:4), соеди­ни­лись с Ним. Позна­вая Бога, чело­век соеди­ня­ет­ся с Ним чрез дар нетвар­ной бла­го­да­ти Свято­го Духа – дар обо­же­ния. «Он воче­ло­ве­чил­ся, чтобы мы обо­жи­лись» (св. Афана­сий Великий). Человек – храм Свято­го Духа. Нет Аллах не может соеди­нить­ся с чело­ве­ком, оби­тать в чело­ве­че­ской душе, уме и серд­це. Это под­твер­жда­ет и суфий­ская прак­ти­ка.
4.6. Может ли Господь Сам лич­но рас­крыть Себя каж­до­му чело­ве­ку? Да Благо­да­тью Свято­го Духа каж­до­му веру­ю­ще­му: «Любовь Божия изли­лась в серд­ца наши Духом Святым» (Рим. 5:5). Нет Аллах не рас­кры­ва­ет­ся каж­до­му чело­ве­ку.
4.7. Может ли Господь лич­но общать­ся с каж­дым чело­ве­ком? Да Христи­ан­ство откры­ва­ет воз­мож­ность обще­ния с Богом для каж­до­го чело­ве­ка в молит­ве и цер­ков­ных таин­ствах. «Верен Бог, Которым вы при­зва­ны в обще­ние Сына Его Иисуса Христа, Госпо­да наше­го» (1Кор. 1:9). Нет Аллах не жела­ет общать­ся с чело­ве­ком. Даже Мухам­мед лич­но не общал­ся с Ним.
4.8. В каких отно­ше­ни­ях нахо­дит­ся Бог с чело­ве­ком? В отно­ше­ни­ях усы­нов­ле­ния. Через веру в Иисуса Христа, Сына Божье­го по есте­ству (при­ро­де), чело­век ста­но­вит­ся сыном Богу по бла­го­да­ти. «Ты уже не раб, но сын; а если сын, то и наслед­ник Божий через Иисуса Христа» (Гал. 4:7).   Аллах – гос­по­дин, а чело­век – раб. Всякий при­хо­дит к Аллаху толь­ко как раб (19.88-93).
4.9. Что Бог тре­бу­ет от чело­ве­ка? Испол­не­ния еван­гель­ских запо­ве­дей люб­ви рас­кры­тых в сло­вах Спаси­те­ля: «воз­лю­би Госпо­да Бога тво­е­го всем серд­цем тво­им, и всею душою тво­ею, и всею кре­по­стию тво­ею, и всем разу­ме­ни­ем тво­им, и ближ­не­го тво­е­го, как само­го себя» (Лук. 10:27). Запове­ди рас­кры­ва­ют­ся через Священ­ное Писание, Преда­ние и сочи­не­ния свв. Отцов. Испол­не­ние пред­пи­са­ний шари­а­та – зако­на Аллаха, дово­ди­мо­го до людей через Коран, хади­сы и сочи­не­ния рели­ги­оз­ных авто­ри­те­тов. К обя­за­тель­ной части шари­а­та отно­сят­ся – шахада, закят, саум, хадж, салят, часто добав­ля­ет­ся джи­хад.
4.10 Требу­ет ли Бог испо­ве­да­ния веры? Да «Всяко­го, кто испо­ве­да­ет Меня пред людь­ми, того испо­ве­даю и Я пред Отцем Моим Небес­ным» (Мф. 10:32) «Кто испо­ве­ду­ет, что Иисус есть Сын Божий, в том пре­бы­ва­ет Бог, и он в Боге» (1Ин. 4:15). «Если уста­ми тво­и­ми будешь испо­ве­ды­вать Иисуса Госпо­дом и серд­цем тво­им веро­вать, что Бог вос­кре­сил Его из мерт­вых, то спа­сешь­ся» (Рим. 10:9). Да Требу­ет­ся про­из­не­се­ние шахады: «Нет боже­ства, кро­ме Аллаха, и Мухам­мад – Послан­ник Аллаха».
4.11. Запове­ду­ет ли Бог любовь к Себе? Да Любовь к Богу – пер­вая и наи­боль­шая запо­ведь (Мф. 22:38). «Кто любит Меня, тот воз­люб­лен будет Отцем Моим; и Я воз­люб­лю его и явлюсь ему Сам» (Ин. 21:14). Нет Совер­шен­ная вера выра­жа­ет­ся в люб­ви к шари­а­ту – зако­ну Аллаха, а не Аллаху. Высшие чув­ства к Аллаху – раб­ская покор­ность и пови­но­ве­ние.
4.12. Запове­ду­ет ли Бог любовь ко вся­ко­му чело­ве­ку? Да Бог запо­ве­ду­ет нели­це­при­ят­ную, совер­шен­ную любовь чело­ве­ка к чело­ве­ку. Разли­чие меж­ду вра­гом и ближ­ним уни­что­же­но Христом: «Любите вра­гов ваших» (Лук. 6:35). «И если люби­те любя­щих вас, какая вам за то бла­го­дар­ность? ибо и греш­ни­ки любя­щих их любят. И если дела­е­те доб­ро тем, кото­рые вам дела­ют доб­ро, какая вам за то бла­го­дар­ность? ибо и греш­ни­ки то же дела­ют» (Лук. 6. 32. 33). Нет Возмож­на любовь толь­ко к еди­но­вер­цу, но и здесь уста­нов­ле­на нена­висть (напри­мер, в слу­чае мести или ряда его про­ступ­ков, нару­ша­ю­щих шари­ат).
4.13. Запове­ду­ет ли Бог молит­ву? Да, по воз­мож­но­сти непре­стан­ную. Да, пяти­крат­ную (араб. cалят).
4.14. Являет­ся ли молит­ва риту­а­лом, для кото­ро­го необ­хо­ди­мы внеш­ние усло­вия? Нет Запове­да­на молит­ва от чисто­го и искрен­не­го серд­ца, без гне­ва и памя­то­зло­бия, без тще­сла­вия и не напо­каз, со сми­ре­ни­ем и усер­ди­ем, на вся­ком месте (Тим. 2. 8) и во вся­кое вре­мя (Еф. 6:18). Запове­да­но рас­кры­тие сво­их стрем­ле­ний Богу: «С бла­го­да­ре­ни­ем откры­вай­те свои жела­ния пред Богом» (Филипп.4. 6). Да Молит­ва явля­ет­ся риту­а­лом зако­на (араб. шари­а­та). Существу­ет вре­мя запрет­ное для молит­вы, необ­хо­ди­мо, чтобы рядом не про­шла жен­щи­на, соба­ка, нуж­ны опре­де­лен­ное место, позы, одеж­да, тре­бу­ет­ся поря­док дей­ствий и слов. Так, напри­мер, во вре­мя вос­хва­ле­ния Аллаха боль­шие паль­цы долж­ны касать­ся мочек ушей, ступ­ни долж­ны быть парал­лель­ны друг дру­гу, а рас­сто­я­ние меж­ду ними долж­но быть в четы­ре паль­ца.
4.15 Обяза­тель­но ли молить­ся на ино­стран­ном язы­ке? Нет Для Бога нет язы­ко­вых барье­ров, чело­век может молить­ся на любом язы­ке. Да Обяза­тель­ная молит­ва для мусуль­ма­ни­на состо­ит из вос­хва­ле­ний Аллаха и аятов Корана на араб­ском язы­ке.
4.16. Существу­ет ли раз­де­ле­ние на обя­за­тель­ную и необя­за­тель­ную молит­ву? Нет Да Присут­ству­ет отчет­ли­вое раз­де­ле­ние обя­за­тель­ной еже­днев­ной пяти­крат­ной молит­вы (араб. салат, тур. намаз) и необя­за­тель­ной молит­вы. Салат в основ­ном состо­ит из про­из­не­се­ния аятов Корана, про­слав­ле­ния Аллаха одновре­мен­но с при­ня­ти­ем раз­лич­ных поз. Необя­за­тель­ная молит­ва (дуа) – молит­ва от серд­ца о сво­их нуж­дах, но без нее мож­но вой­ти в рай.
4.17. Запове­ду­ет ли Бог пост для духов­ной борь­бы с гре­хом и дья­во­лом? Да Христи­ан­ский пост – часть духов­но­го подви­га борь­бы с гре­хом и дья­во­лом. Падшие духи «изго­ня­ет­ся толь­ко молит­вою и постом» (Мф. 17:21). Нет Пост (араб. саум) уста­нов­лен лишь для награ­ды в буду­щей жиз­ни.
4.18. Запове­ду­ет ли Бог вой­ну с ино­вер­ца­ми? Нет Запове­да­на духов­ная борь­ба с дья­во­лом и пад­ши­ми духа­ми – вра­га­ми чело­ве­че­ской души. «Наша брань не про­тив кро­ви и пло­ти, но про­тив начальств, про­тив вла­стей, про­тив миро­пра­ви­те­лей тьмы века сего, про­тив духов зло­бы под­не­бес­ной» (Еф. 6:12). [6] Да Опреде­лен джи­хад как «свя­щен­ная вой­на» с ино­вер­ца­ми. «Когда вы встре­ти­те тех, кото­рые не уве­ро­ва­ли, то – удар мечом по шее» (47.4). «Борись с невер­ны­ми и лице­ме­ра­ми. Будь жесток к ним!» (9.73).
4.19. Допусти­мо ли муче­ни­че­ство за веру? Да Да
4.20. В чем состо­ит муче­ни­че­ство? Мученик (испо­вед­ник, сви­де­тель Христа) – хри­сти­а­нин, доб­ро­воль­ном пере­нес­ший гоне­ния за Христа вплоть до лише­ния жиз­ни от руки гони­те­лей. Мученик (араб. шахид – погиб­ший со сви­де­тель­ством веры) – мусуль­ма­нин, погиб­ший во вре­мя джи­ха­да, на войне с ино­вер­ца­ми.
4.21. Присут­ству­ет ли почи­та­ние при­род­ных явле­ний и палом­ни­че­ство к ним? Нет Запре­ще­но почи­тать явле­ния при­ро­ды. Да Присут­ству­ет покло­не­ние метео­ри­ту (чер­но­му кам­ню, араб. хад­жар аль-асвад ) в Каабе. Мусуль­мане целу­ют его или каса­ют­ся рукой (обряд так­биль). Покло­не­ние – часть хад­жа (араб. палом­ни­че­ство), палом­ни­че­ства в Мекку. Хадж – один из пяти стол­пов исла­ма [3].
4.22. Существу­ют ли риту­а­лы (внеш­ние меха­ни­че­ские дей­ствия) чрез кото­рые дости­га­ет­ся спа­се­ние? Нет Отвер­га­ют­ся риту­а­лы, не содер­жа­щие живо­го обще­ния Бога и чело­ве­ка. Да Напри­мер, семи­крат­ный бег меж­ду хол­ма­ми Сафа и Марва во вре­мя хад­жа, бро­са­ние кам­ней в стол­бы с целью поби­ва­ния шай­та­на, жерт­во­при­но­ше­ния живот­ных и пр [4].
4.23. Существу­ют ли таин­ства, в кото­рых Бог осо­бен­но близ­ко обща­ет­ся с чело­ве­ком? Да Установ­ле­ны свя­щен­но­дей­ствия в кото­рых хри­сти­а­ни­ну ощу­ти­мо пода­ют­ся бла­го­дат­ные силы для спа­се­ния души таин­ствен­ным обра­зом: кре­ще­ние, миро­по­ма­за­ние, пока­я­ние, евха­ри­стия, свя­щен­ство, брак и еле­освя­ще­ние. В таин­ствах дости­га­ет­ся реаль­ное еди­не­ние с Богом чрез бла­го­дать Свято­го Духа. Нет Отвер­га­ет­ся бла­го­дат­ное обще­ние Бога и чело­ве­ка.
4.24. Обеща­ет ли Господь чело­ве­ку рай или ад в зави­си­мо­сти от его зем­ной жиз­ни? Да Да
4.25. Какое воз­на­граж­де­ние ожи­да­ет чело­ве­ка в раю? В Царствии Божием (в раю) хри­сти­ан ожи­да­ет духов­ное бла­жен­ство. В Царствии небес­ном «ни женят­ся, ни выхо­дят замуж, но пре­бы­ва­ют, как Ангелы Божии на небе­сах» (Мф. 22:30). «Царствие Божие не пища и питие, но пра­вед­ность и мир и радость во Святом Духе» (Рим. 14:17). В Царствии Божием хри­сти­ан ожи­да­ет пол­но­та Богопо­зна­ния и упо­доб­ле­ния Богу: «будем подоб­ны Ему, пото­му что уви­дим Его, как Он есть» (1Ин. 3:2). «Он будет оби­тать с ними; они будут Его наро­дом, и Сам Бог с ними будет Богом их» (Ап. 21.3). Мусуль­ман ожи­да­ют плот­ские удо­воль­ствия. Они будут лежать на «ложах рас­ши­тых», «с чаша­ми, сосу­да­ми и куб­ка­ми», есть пло­ды и мясо птиц, кото­рые поже­ла­ют, насла­ждать­ся с «чер­но­оки­ми, боль­шегла­зы­ми» гури­я­ми. (56. 15-22)[5]. Совер­шен­но­го позна­ния Аллаха достиг­ну­то не будет.
4.26. Призна­ет ли рели­гия свя­щен­ную кни­гу? Да, Библию. Да, Коран.
4.27. Какова при­ро­да свя­щен­ной кни­ги? Написа­на про­ро­ка­ми и апо­сто­ла­ми по вдох­но­ве­нию Свято­го Духа. «Все Писание бого­дух­но­вен­но и полез­но для науче­ния, для обли­че­ния, для исправ­ле­ния, для настав­ле­ния в пра­вед­но­сти» (2Тим. 3:16) В ней при­сут­ству­ет как Божествен­ная, так и чело­ве­че­ская воля. Христи­ане верят в Бога, а не в текст. Библия не явля­ет­ся Богом. Искон­ный смысл Библии может быть пере­дан на всех язы­ках мира. Коран суще­ство­вал все­гда, он не был сотво­рён Аллахом. Видимый Коран – про­яв­ле­ние извеч­но­го Корана, небес­ной «мате­ри кни­ги». Коран вечен как и Аллах. Коран дан на араб­ском язы­ке – это искон­ный язык веч­но­го откро­ве­ния Аллаха. Истин­ный смысл Корана пере­да­ет­ся толь­ко на араб­ском язы­ке
4.28. Как рели­гия оце­ни­ва­ет дру­гую? Призна­ет все­це­ло лож­ным уче­ни­ем. Называ­ет хри­сти­ан «людь­ми Писания», частич­но иска­зив­ши­ми исти­ну Аллаха.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.