Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





I. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О БОГЕ



 

Целью дан­ной таб­ли­цы явля­ет­ся срав­не­ние основ хри­сти­ан­ско­го и мусуль­ман­ско­го веро­уче­ния. Авторы таб­ли­цы с глу­бо­ким ува­же­ни­ем отно­сят­ся к веру­ю­щим мусуль­ма­нам и не пре­сле­ду­ют цели оскорб­ле­ния или уни­же­ния мусуль­ман­ско­го веро­ис­по­ве­да­ния, а ста­вят сво­ей целью срав­не­ние двух рели­гий по основ­ным веро­ис­по­вед­ным прин­ци­пам. Авторы таб­ли­цы стре­мят­ся не зату­ше­вы­вать рас­хож­де­ния меж­ду хри­сти­ан­ством и исла­мом, а пред­ста­вить эти раз­ли­чия «как они есть». Тем самым они хотят заста­вить глуб­же заду­мать­ся пред­ста­ви­те­лей двух миро­вых рели­гий об их раз­ли­чи­ях. По мне­нию авто­ров, имен­но осо­зна­ние раз­ли­чий крайне необ­хо­ди­мо для пло­до­твор­но­го диа­ло­га и кон­струк­тив­ной поле­ми­ки меж­ду хри­сти­ан­ством и исла­мом.

В каче­стве основ мусуль­ман­ско­го веро­уче­ния авто­ра­ми рас­смат­ри­ва­ет­ся сун­нит­ский ислам и шиит­ский ислам, за неко­то­ры­ми исклю­че­ни­я­ми. Так, они не рас­смат­ри­ва­ют уче­ния «край­них» шии­тов («гулат»), кото­рые пря­мо обо­жеств­ля­ют има­мов, раз­ви­ва­ют уче­ния о пере­се­ле­нии душ («тана­сух»), все­ле­нии в чело­ве­ка боже­ствен­ной части­цы и т. д. Для подоб­но­го срав­не­ния нуж­на иная таб­ли­ца – «хри­сти­ан­ство и уче­ния «край­них» шии­тов». Также ими не рас­смат­ри­ва­ет­ся уче­ние исма­и­ли­тов, отста­и­ва­ю­щих прин­цип скры­то­го уче­ния («бати­нийя»), кото­рое в отли­чие от внеш­не­го зна­ния («захир») содер­жит уче­ние о пере­се­ле­нии душ, обо­жеств­ле­ние има­мов, нео­пла­то­ни­че­ские идеи эма­на­ции и док­три­ны, извест­ные лишь посвя­щен­ным. Не рас­смат­ри­ва­ют­ся уче­ния ала­ви­тов и дру­зов, так­же веря­щих в пере­во­пло­ще­ние и обо­жеств­ля­ю­щих има­мов. К сожа­ле­нию, при­хо­дит­ся оста­вить в сто­роне и «тасав­вуф» – ислам­ский мисти­цизм суфи­ев, утвер­жда­ю­щий воз­мож­ность мисти­че­ских «опья­не­ний» («сукр» у Абу Язида аль-Биста­ми), фраз «анна-аль-хакк» («я – истин­ный», то есть Бог, фра­за аль-Хуссай­на аль-Халляд­жа, каз­нен­но­го в Багда­де в 922г.), уче­ний «вах­дат аль-вуд­жут» (еди­но­бы­тие у Ибн аль-Араби как сли­я­ние Бога и мира) и про­чие мисти­че­ские тео­рии, гра­ни­ча­щие с пан­те­из­мом. Подчерк­нем, что ста­тус таких уче­ний в исла­ме во мно­гом оста­ет­ся неопре­де­лен­ным. Для срав­не­ния их с хри­сти­ан­ством так­же нуж­на отдель­ная таб­ли­ца. Остав­лен в сто­роне и вах­ха­бизм, выска­зы­ва­ю­щий идею «очи­ще­ния исла­ма», во мно­гом веду­щий к очи­ще­нию «исла­ма от само­го исла­ма» в уче­нии Мухам­ма­да ибн Абд аль-Вахха­ба, наста­и­ва­ю­ще­го на лик­ви­да­ции мусуль­ман­ских свя­тынь.

В тоже вре­мя авто­ры таб­ли­цы отда­ют себе отчет в том, что выше­ука­зан­ные направ­ле­ния в исла­ме не явля­ют­ся исчез­нув­ши­ми или маловли­я­тель­ны­ми. Доста­точ­но упо­мя­нуть, что при­шед­ший в 2000 году к вла­сти в Сирии пре­зи­дент Башар Асад, как и его отец, пра­вя­щий Сирией в тече­ние 30 лет, явля­ет­ся шии­том – ала­ви­том (или «нусай­ри­том», это тече­ние – ок. 16% насе­ле­ния стра­ны, более 1,5 мил­ли­о­на чело­век), при­зна­ю­щим уче­ние о пере­се­ле­нии душ. Он, как и его отец Хафез аль-Асад, вер­шит судь­ба­ми стра­ны с пре­иму­ще­ствен­но сун­нит­ским насе­ле­ни­ем. При этом в Турции про­жи­ва­ет более 15 мил­ли­о­нов ала­ви­тов, испо­ве­ду­ю­щих пере­се­ле­ние душ. В мире так­же насчи­ты­ва­ет­ся око­ло 25 мил­ли­о­нов исма­и­ли­тов, воз­глав­ля­е­мых има­мом Каримом Ага Ханом IV, самым бога­тым чело­ве­ком Сирии, круп­ным дипло­ма­том, меце­на­том, чинов­ни­ком ООН, име­ю­щим титул «его Высоче­ства» от бри­тан­ской короле­вы Елиза­ве­ты II. Крайние шии­ты Ирана по преж­не­му состав­ля­ют в стране вли­я­тель­ные и мно­го­чис­лен­ные груп­пы. Вахха­бизм раз­де­ля­ет боль­шин­ство насе­ле­ния 27-мил­ли­он­ной Саудов­ской Аравии (разу­ме­ет­ся, за исклю­че­ни­ем 15% шии­тов, око­ло мил­ли­о­на като­ли­ков, око­ло 5 мил­ли­о­нов ино­стран­ных рабо­чих).

 

^ I. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О БОГЕ

  ХРИСТИ­АНСТВО ИСЛАМ
1.1. Утвер­жда­ет ли рели­гия веру в еди­но­го Бога? Да «Верую во Едино­го Бога» (нача­ло Симво­ла Веры). «Нет ино­го Бога, кро­ме Едино­го» (1Кор. 8:4). «Один Господь, одна вера, одно кре­ще­ние» (Еф. 4:6). Да Нет Бога кро­ме Аллаха (часть шахады – араб. сви­де­тель­ства веры).
1.2. Отрица­ет ли рели­гия язы­че­ство (мно­го­бо­жие, идо­ло­по­клон­ство)? Да «Мы зна­ем, что идол в мире ничто» (1Кор. 8:4), а языч­ни­ки «заме­ни­ли исти­ну Божию ложью, и покло­ня­лись, и слу­жи­ли тва­ри вме­сто Творца, Который бла­го­сло­вен во веки» (Рим. 1:25). Да Отрица­ет­ся мно­го­бо­жие и идо­ло­по­клон­ство как при­да­ние Аллаху това­ри­щей (рав­ных). Много­бо­жие назы­ва­ет­ся ширк (от араб. «шарик» – това­рищ) и явля­ет­ся сино­ни­мом неве­рия (араб. «куфр» – сокры­тие, отсю­да кафир – невер­ный).
1.3. Счита­ет ли рели­гия Бога неве­ще­ствен­ным Духом? Да Бог есть Дух Везде­су­щий, Неогра­ни­чен­ный, Беспре­дель­ный и Всесо­вер­шен­ный. «Бог есть Дух» (Ин. 4:24). «Дух Госпо­да напол­ня­ет все­лен­ную и, как все объ­ем­лю­щий, зна­ет вся­кое сло­во» (Прем. 1:7). «Нетлен­ный Твой Дух пре­бы­ва­ет во всем» (Прем. 12:1). «Куда пой­ду от Духа Твоего, и от Лица Твоего куда убе­гу? Взойду ли на небо – Ты там; сой­ду ли в пре­ис­под­нюю – и там Ты» (Пс. 138). «Слова мои от искрен­но­сти мое­го серд­ца, и уста мои про­из­не­сут зна­ние чистое. Дух Божий создал меня». (Иов. 33:3-4) (1). [1]. Нет Религия отри­ца­ет, что поня­тие Духа может быть при­ме­не­но к Аллаху. Духов­ность – не атри­бут Аллаха [2]. В Коране под духом сле­ду­ет пони­мать толь­ко твар­ную чело­ве­че­скую душу или твар­но­го анге­ла. Святым духом назван ангел Джибрил
1.4. Счита­ет ли рели­гия, что Бог обла­да­ет твар­ны­ми атри­бу­та­ми (каче­ства­ми и свой­ства­ми, при­су­щи­ми тво­ре­ни­ям)? Нет «Кому же вы упо­до­би­те Меня и с кем срав­ни­те?» (Ис. 40:25). Свойства Бога совер­шен­но не подоб­ны свой­ствам Его тво­ре­ний. О Его свой­ствах надо судить толь­ко духов­но [3]. Да Бог обла­да­ет твар­ны­ми свой­ства­ми слу­ха и зре­ния, «слы­шит» самый тихий шорох и «видит» чер­но­го пау­ка ночью на тем­ном камне [4]. Учение о зре­нии и телес­но­сти Аллаха засви­де­тель­ство­ва­но в офи­ци­аль­ных доку­мен­тах мусуль­ман­ско­го веро­ис­по­ве­да­ния [5].
1.5. Раскры­ва­ет ли рели­гия внут­рен­нюю при­ро­ду Бога? Да Христи­ан­ство счи­та­ет, что Господь суще­ству­ет в трех Ипоста­сях – Отец (Ум), Сын (Слово) и Святой Дух. Бог обла­да­ет Умом (Отец), Который в веч­но­сти рож­да­ет Слово (Сын) во Святом Духе. Христи­ан­ство есть уче­ние «Ума, Слова и Духа – еди­ной сопри­род­но­сти и боже­ствен­но­сти» как ска­зал о Святой Троице св. Григо­рий Богослов. «Ум – Отец, Слово – Сын, Дух Святой – Дух, как учат бого­нос­ные отцы, изла­гая дог­ма­ти­че­ское уче­ние о пре­сущ­ной и пре­есте­ствен­ной Святой Троице» (св. Григо­рий Синаит). «Первый Ум Сущий, Бог еди­но­сущ­ное в Себе име­ет Слово с Духом соприс­но­сущ­ным, без Слова и Духа нико­гда не бывая» (св. Никита Студий­ский). Нет Внутрен­няя при­ро­да Бога оста­ет­ся нерас­кры­той. Учение о Божествен­ном Уме, Слове и Духе отсут­ству­ет [6]. При этом само уче­ние о Святой Троице истол­ко­ва­но пре­врат­но в виде Иисуса, Марии и Аллаха (5.73, 5.116).
1.6. Счита­ет ли рели­гия, что Бог есть любовь? Да «Бог есть Любовь, и пре­бы­ва­ю­щий в люб­ви пре­бы­ва­ет в Боге, и Бог в нем» (1Ин. 4:16). Нет
1.7. Счита­ет ли рели­гия, что Бог обла­да­ет сми­ре­ни­ем? Да «Научи­тесь от Меня, ибо Я кро­ток и сми­рен серд­цем, и най­де­те покой душам вашим» (Мф. 11:29). Нет
1.8. Счита­ет ли рели­гия, что Бог обла­да­ет свя­то­стью? Да «По при­ме­ру при­звав­ше­го вас Свята­го, и сами будь­те свя­ты во всех поступ­ках. Ибо напи­са­но: будь­те свя­ты, пото­му что Я свят». (1Пет. 1:15-16) Нет(7)
1.9. Счита­ет ли рели­гия, что одним из качеств Бога явля­ет­ся хит­рость? Нет Хитрость и лукав­ство – свой­ства дья­во­ла (лука­во­го), пре­льща­ю­ще­го людей и после­ду­ю­щих ему. Бог нена­ви­дит ложь, ковар­ство и лице­ме­рие. Да Аллах «замыш­ля­ет хит­рость» (86.16), «хит­рит», посколь­ку «Аллах – луч­ший из всех хит­ре­цов» (3:54), «обма­ны­ва­ет» (4.142). «Поизде­ва­ет­ся», «уве­ли­чит без­за­ко­ние» (2:15). «Запуты­ва­ет коз­ни» (105:2).    
1.10. Счита­ет ли рели­гия, что одним из качеств Бога явля­ет­ся гор­дость? Нет Гордость – свой­ство дья­во­ла, лож­ных учи­те­лей, всех злых и нече­сти­вых. Да «Гордое досто­ин­ство – Мое покры­тие». Гордость – атри­бут сущ­но­сти Аллаха (8).
1.11. Счита­ет ли рели­гия, что Бог хочет спа­се­ния всех людей, жела­ет, чтобы все люди позна­ли Его? Да «Бог хочет, чтобы все люди спас­лись и достиг­ли позна­ния исти­ны» (1Тим. 2:4). Нет «Тот кто хочет встре­чи с Аллахом, с тем и Аллах жела­ет встре­чи; а тот кто не хочет встре­чи с Аллахом, с тем и Аллах не жела­ет встре­чи» (9).
1.12. Счита­ет ли рели­гия, что Бог порож­да­ет зло? Нет Истин­ный, Святой и Правед­ный Бог не явля­ет­ся источ­ни­ком зла. «Бог есть свет, и нет в Нем ника­кой тьмы» (1Ин. 1:5). «Бог не иску­ша­ет­ся злом и Сам не иску­ша­ет нико­го» (Иак. 1:13). «Кто дела­ет доб­ро, тот от Бога; а дела­ю­щий зло не видел Бога» (1Тим. 2:4). «Все пути Его пра­вед­ны. Бог верен, и нет неправ­ды в Нем (Втор. 32:4). Да Аллах явля­ет­ся источ­ни­ком зла. «И доб­ро и зло от Аллаха» (10). Аллах при­но­сит поль­зу и вред (11), Аллах есть при­но­ся­щий зло и дару­ю­щий бла­га” (12). Аллах уси­ли­ва­ет порок в серд­цах неве­ру­ю­щих (2:10), «Если же Аллах поже­ла­ет людям зла, то ничто не предот­вра­тит это­го. Нет у них вла­сте­ли­на, кро­ме Него» (13:11).
1.13. Счита­ет ли рели­гия, что Бог изна­чаль­но жела­ет муче­ний в аду для опре­де­лен­ной части людей? Нет Бог не жела­ет поги­бе­ли людей. «Живу Я, гово­рит Господь Бог: не хочу смер­ти греш­ни­ка, но чтобы обра­тил­ся он от пути сво­е­го и жив был» (Иез. 33:11). «Бог не сотво­рил смер­ти и не раду­ет­ся поги­бе­ли живу­щих» (Прем. 1:13), Бог вопло­тил­ся, стал Спаси­те­лем мира (само имя Иисус озна­ча­ет «Господь – спа­се­ние»), чтобы спа­сти от поги­бе­ли и ада все чело­ве­че­ство. Через Богово­пло­ще­ние рас­кры­лось совер­шен­ное чело­ве­ко­лю­бие Божие. Да Аллах не жела­ет спа­се­ния всем людям, «Если бы Нам было угод­но, то мы наста­ви­ли бы на пря­мой путь каж­до­го чело­ве­ка, одна­ко ста­ло исти­ной Мое сло­во: «непре­мен­но Я напол­ню ад джин­на­ми и людь­ми – все­ми вме­сте!» (32:13). Часть живых существ Аллах создал для ада, наде­лив их свой­ства­ми худ­ши­ми, чем у ско­тов (7.179). Аллах «изде­ва­ет­ся» над неве­ру­ю­щи­ми уси­ли­вая их заблуж­де­ния (2.14), сби­вая их с пря­мо­го пути (7.178, 186). Он «запе­ча­ты­ва­ет» чело­ве­че­ские серд­ца, чтобы люди не слы­ша­ли исти­ны (16:108, 17:46).

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.