|
|||
Западноевропейская литература конца XVIII – начала XIX векаСтр 1 из 8Следующая ⇒
Шмуц: Западноевропейская литература конца XVIII – начала XIX века Западноевропейская литература конца XVIII – начала XIX века Д В ходе изучения материалов раздела отберите аргументы, которые помогут вам поддержать или опровергнуть утверждение исследователя зарубежной литературы: «Мышление современного человека пронизано категориями, коренящимися в Просвещении». Вы вправе высказать любую позицию. Главное – суметь ее доказать. Подводя итог изучению раздела, организуйте дискуссию в классе.
Рубеж XVIII и XIX вв. – период в истории, насыщенный бурными событиями в общественно-политической жизни и культуре, имеющими эпохальное значение. Это время представляет собой явный пример взаимосвязи социальных и литературных процессов. В течение полувека, начиная с образования Соединенных Штатов Америки (Декларация независимости Американских штатов была принята в 1776 г.) до восстания декабристов в России в 1825 г., происходил ряд эпохальных событий, навсегда изменивших современный мир. Важнейшими из них были Великая французская революция 1789-1793 гг., вызвавшая волнения во всей Европе, приход к власти Наполеона и Наполеоновские войны, катастрофический для него поход в Россию, завершившиеся в 1815 г. новым порядком в Европе. События, крупные и малые, не столько определяют ход истории, сколько являются выражением логики ее развития. Литература неизменно повествует о человеке, его социальной жизни и внутреннем мире, чутко откликается на подвижность его чувств и перемены во взглядах. Например, Гете в начале 1870-х гг., создавая роман «Страдания юного Вертера», показывал, как возросло значение индивидуального чувства в человеке, достоинства личности в обществе, личной жизни и любви. Поэтому не кажется странным, что Наполеон в юности зачитывался «Вертером» - ведь вся эпоха революций и войн явилась отражением отношений личности и общества. Подобные процессы происходили в всех ведущих литературах Западной Европы – немецкой, английской, французской и других. К концу XVIII в. решительные изменения претерпели основные литературные направления и течения, а также содержание общественной направленности художественных произведений. Классицизм, оставаясь по-прежнему влиятельной эстетической силой в литературе в силу трех обстоятельств – ориентация на классические образцы литературы, строгость литературных форм и ясность социальных идей и моральных правил, неизбежно уступал дорогу новой эстетике и мировоззрению. Поэтому такие мастера, как Гете и Шиллер, широко в своем творчестве опирались на образцы античной литературы или средневековую героику, прибегая к поэтизации фольклора, во многом сохраняли уходящее направление. Интересен пример неистового романтика Байрона, всю творческую жизнь бывшего верным поклонником классицизма. Эти наблюдения приводят к мысли, что существование литературных направлений и течений, их взаимодействие и сменяемость представляют живой процесс. Порой художественное произведение нельзя определить как полностью относящееся к тому или иному направлению или течению, поскольку творческий процесс изменчив, а термины нужны для называния и классификации явлений. Так, например, в творчестве Гете последней четверти XVIII в. мы видим и вершины сентиментализма, и мощь классицизма, и высокую мысль Просвещения, и молодые порывы предромантической литературы. В наиболее сложном сочетании эти литературные особенности проявились в первой части трагедии «Фауст», которую Гете писал в 18-ом в. Шиллер, чья поэзия явилась источником для европейских поэтов-романтиков, выступает и как предвестник реалистической, исторической и демократической литературы в своей драматургии, прежде всего, в пьесах «Разбойники». «Заговор Фиеско в Генуе» и «Коварство и любовь». Особенно тонка грань между сентиментализмом и предромантизмом, потому что в них основная установка на передачу жизни сердца. Даже классическую элегию сентиментализма Т.Грея «Сельское кладбище» (1750) иногда называют предромантической. Эпоха Просвещения перешла в новую стадию, утрачивая свое название. Дело в том, что время более не определялось исключительно идеей распространения знания и научения людей самостоятельно мыслить – люди стали самостоятельными и научились мыслить смело и чувствовать свободно. К концу XVIII в. разум более не противопоставлялся чувству, религия – науке, вера – знанию. В Европе, затем в Америке и России большую роль начинает играть масонство, учение, соединившее в себе религию, науку, политику и мораль. Масонство сыграло значительную роль в политических процессах и событиях в мире, нравственно-этическая система этого учения повлияла и на литературу, многие писатели времени так или иначе были масонами. Влияние масонства ослабевает к середине XIX в., уступая место более современным социальным и нравственным системам. В 1890-е гг. в Европе на передний план литературы выходит романтизм, прежде всего в немецкой и английской литературах, поэзия этих лет явилась основой для последующей романтической литературы, в Англии Байрона и Вальтера Скотта, в Германии Гофмана и Гейне, во Франции Шатобриана и молодого Гюго. В русской литературе в конце XVIII в. намечается сильное притяжение западноевропейской литературы в творчестве Карамзина, юного Жуковского; интерес к романтизму переходит в XIX столетие и интенсивно развивается в ней первые четыре десятилетия века. Б 1. Назовите важнейшие события исторической жизни Европы конца XVIII - начала XIX века. 2. Как эти события повлияли на изображение человека в литературе? 3. Какова судьба классицизма в эту эпоху? 4. Раскройте роль масонства в развитии литературы этого периода. 5. Почему ведущим направлением литературы начала XIX века становится именно романтизм?
Иоганн Вольфганг Гёте В самый разгар литературного успеха своего романа в письмах «Страдания юного Вертера» Гёте в 1775 г. переезжает в г.Веймар, столицу Саксен-Веймар-Эйзенахского герцогства, центр Просвещения в Германии. Будучи к 25-летнему возрасту очень образованным и авторитетным человеком, имевшим репутацию общественного деятеля, Гёте снискал расположение молодого герцога Карла Августа и был назначен сначала его тайным советником, а затем министром. В Веймаре Гете прожил всю жизнь, уехав оттуда на долгий срок лишь однажды: устав от совмещения государственных обязанностей с потребностью в постоянном литературном труде, Гёте на три года ухал в Италию (1786-1789), где плодотворно занимался творчеством. После возвращения из Италии писатель уже никогда не покидал Веймар, даже заслужив у современников прозвания «веймарского мудреца». Со временем Гёте отходит от сентиментализма, углубляется значение просветительской направленности его творчества. Гёте развивает идеи литературного движения немецких писателей 1770 гг. - «Бури и Натиска», он стремится не просто просвещать людей, но и обогащать их пониманием общественных и культурных явлений времени, стимулировать самостоятельную, критическую мысль, способствовать воспитанию личности. В конце XVIII в. в творчестве Гете проявляются черты предромантизма, а просветительские идеи облекаются в философские произведения, в которых проскальзывают нотки скептицизма. В Италии и Веймаре Гете создает много глубоких по мысли и великолепных по художественной форме литературных произведений. Вспомним лирический шедевр «Ночная песня странника» (1780), стихотворение, переводившееся М.Ю.Лермонтовым и многими поэтами XX в. - И.Анненским, В.Брюсовым, Б.Пастернаком и другими; или же балладу «Лесной царь» (1782), столь удачно переведенную Жуковским (1818), что она кажется русским произведением. И все же любая творческая деятельность Гёте веймарского периода его жизни уходила на второй план в свете главного поэтического труда писателя, в котором сошлись его жизненный опыт, мировоззрение, отношение к людям, эстетические взгляды, понимание культуры, литературная позиция – работе над поэмой-трагедией «Фауст». Гете трудился над созданием «Фауста» 57 лет, с 1774 г., времени окончания романа «Страдания юного Вертера», по 1831 – год, предшествующий смерти писателя. Поэма «Фауст» явилась итогом размышления Гёте над человеческой жизнью, можно даже предположить, что, начав её сразу после публикации «Страданий юного Вертера», писатель всю жизнь работал над своего рода ответом на самоубийство героя-страдальца Вертера, выражая художественную альтернативу такого рода выбору. Б 1. Как Гете понимает миссию литературы? 2. Какие литературные течения и направления нашли отражение в его творчестве? 3. Почему «Фауст» является главным литературным трудом Гете?
Легенда о Докторе Фаусте и её переработка Гёте Народная немецкая легенда о докторе Фаусте родилась в Средние века и была основана на суеверных рассказах о договоре человека с дьяволом. Согласно легенде, человек идёт на сговор с нечистой силой, желая обрести магическую власть над старением, получить тайные знания и овладеть силой, способной управлять жизнью и другими людьми. Легенда вбирает в себя языческие представления людей о существовании тайной магии, колдовстве и чудесах, прибегая к которым они могут бороться с неизбежностью. Христианская церковь активно противостояла такого рода богоотступничеству, получившему наименование греховной ереси. Народные легендарные рассказы позже стали ассоциироваться с конкретной исторической личностью - учёным-чернокнижником Георгом Фаустом, жившим в германском городе Гейдельберге в начале XVI в. Впоследствии легенда о Фаусте проникла в литературу и стала основой ряда литературных сюжетов, например театральных пьес времён Шекспира и театра эпохи Возрождения, но затем вновь вернулась к форме фольклорной легенды. Однако в середине XVIII в. легенда оказалась востребованной в новой культуре Германии, и именно в силу её народных корней, была взята молодым Гете в качестве сюжета о человеке, оказавшемся в сложной ситуации выбора между сомнением и порождаемым им искушением, с одной стороны, и подлинной жизнью – с другой. Внутренний конфликт доктора Фауста в трагедии Гёте иной, чем в легенде и её литературных вариантах. Фауст Гёте, заключая договор с сатаной, не стремится к простому продолжению жизненных удовольствий, он не жаждет власти или бессмертия. Фауст Гёте более всего желает поверить в то, что жизнь наделена смыслом. Сомнения Фауста порождены его разочарованием в самых глубинных ценностях, ради которых он жил, - науке, истине, любви, дружбе, семье. Трагедия начинается с того, что разочарованный в обычных средствах прийти к истине, доктор Фауст взывает к духам, движущим жизнью и людьми. Однако эти попытки бесплодны, зато о сомнениях Фауста узнаёт дьявол и является к Фаусту в образе демона-искусителя Мефистофеля. Главную идею о человеке Гёте вкладывает в условия договора между Фаустом и Мефистофелем. Родился договор из спора: Мефистофель обещает служить Фаусту так, чтобы удовлетворить все его желания; Фауст же в презрении отвергает возможность для чёрта насытить человеческий дух: Что дашь ты, жалкий бес, какие наслажденья? Дух человеческий и гордые стремленья Таким, как ты, возможно ли понять? Ты пищу дашь, но не дашь насыщенья… Отсюда рождается условие Мефистофеля, состоящее в том, что когда Фауст воскликнет «Мгновенье, прекрасно ты, продлись, постой!» - его душа будет предана искусителю, и тот унесёт Фауста в преисподнюю. Эта фраза также известна в переводе Б.Пастернака: «Остановись, мгновенье! Ты прекрасно!» Смысл спора таков: жизнь человека и его поиск вечны, но если он прервёт его на мгновенье, тогда жизнь остановится, и тьма поглотит человека. Идея трагедии «Фауст» отражает уровень развития и понимания жизни человеком Нового времени. Высказанные на рубеже XVIII и XIX вв., они оказали огромное влияние на мировую литературу и, особенно, на творчество Пушкина, Лермонтова и Гоголя.
Б 1. Что в народной легенде о докторе Фаусте привлекло Гёте? 2. В чём основное идейное различие поэмы «Фауст» и народной легенды? Охарактеризуйте главную идею о человеке, отражённую в поэме.
Структура трагедии «Фауст» Трагедия «Фауст» писалась очень долгое время и поэтому отдельные её фрагменты создавались неравномерно, на протяжении 57 лет. Полный текст «Фауста» разделён на две большие части. Первая включает в себя историю любви волшебным образом вновь обретшего молодость Фауста и юной девушки Маргариты от их первой встречи до смерти возлюбленной. Открывают же трагедию два пролога: в театре и на небесах. Пролог в театре связывает произведение с современностью и посвящён рассуждению о том, что нужно ставить в театре, чтобы удовлетворить вкусам публики. Второй пролог, передавая разговор Господа с Мефистофелем, отсылает читателя к Библии, тем самым побуждает увидеть в трагедии вечный источник. Остальной текст первой части разделён на 25 сцен. События начинаются с монологов Фауста, старого учёного, о его глубоких сомнениях в полезности и истинности своих знаний, разочаровании в бесплодной науке. Эти раздумья переходят в решимость изменить жизнь и предаться тайным волшебным занятиям, что приводит к появлению в жизни Фауста демона Мефистофеля, несущего с собой искушение обещаниями молодости и исполнения всех желаний. Для понимания мысли автора о природе Мефистофеля важен следующий диалог Фауста с ним. Фауст - Так кто же ты? Мефистофель - Частица силы я, Желавшей вечно зла, творящей лишь благое. В ответе Мефистофеля не надо усматривать простое желание чёрта обмануть человека. Через эти слова Гёте передает своё философское понимание невозможности торжества зла в мире – оно всегда преобразуется в добро. Гёте хочет сказать, что зло временно, оно постоянно отрицается Божьей волей, творящей добро. Именно эта мысль объясняет спасение преступницы Маргариты в конце 25-ой сцены. Этот нравственный закон жизни разделяли Пушкин, Лермонтов другие выдающиеся писатели и мыслители. В XX в. М.А.Булгаков использовал этот диалог в качестве эпиграфа к роману «Мастер и Маргарита». Фауст Трагедия
(Фрагменты)
|
|||
|