|
|||
Les chemins 18 страницаб) начиная с 16-го века были окружены заботой врачей; в) всегда подвергались изоляции и вызывали неприязненное отношение, г) Ни один из ответов не верен. 4, Медицинский подход к психическим заболеваниям возник в связи а) с появлением классификации психических болезней по их симптомам; б) с открытиями в области неврологии; в) с прогрессом психофармакологии. г) Все ответы верны. 5. Чем сильнее у человека «Я», тем выше его способность а) отыскивать реалистичные решения проблем; б) руководствоваться принципом реальности; в} регулировать конфликты между «Оно» и «Сверх-Я». г) Все ответы верны. 6* Выбор поведения, ориентированного на достижение более высокой цели, чем первоначально поставленная» но недостижимая,-это один из механизмов психологической защиты, называемый 14 443 МО_______________ Глава 12___________________________ а) замещением; б) проекцией; в) рационализацией; г) сублимацией. 7. Суть проекции заключается а) в приписывании другим людям собственных чувств; б) в ориентации поведения на доступную цель; в) в отрицании реальных фактов; г) в выборе поведения, противоположного подавленному. S. Бихе&иористы показали, как в результате научения могут развиваться а) фобии; б) антисоциальные формы поведения; в) чувство поражения и бессилия. г) Все ответы верны. 9* Мысль, что «все, с кем контактируешь, непременно должны тебя полюбить», а) иррациональна; б) лежит в основе многих неадекватных форм поведения; в) базируется на фундаментальной потребности человека. г) Все ответы верны. 10, По Роджерсу равновесие реального «Я» нарушается; когда оно а) слишком полно соответствует идеальному «Я»; б) деформируется под влиянием определенного жизненного опыта; в) перестает соответствовать представлениям человека о самом себе. г) Ни один из ответов не верен. 1К По мнению сторонников социо-культурного подхода, «психическое заболевание» представляет собой а) миф; . ' б) неосознанный выбор, сделанный больным; в) признак выздоровления, а не разрушения. г) Верны все ответы. 12. В DSM III делается попытка а) придать единообразие категориям психических расстройств и их симптомов; б) классифицировать психические расстройства, исходя из гипотез об их происхождении; в) tпровести более четкую грань между неврозами и психозами. г) Все ответы верны. 13. Болезнь Альцгеймера а поражает около 5% всех людей старше 65 лет; 6Хсвязана с нарушением васкуляризашш головного мозга; в) исчезает под влиянием надлежащего лечения; г) характеризуется легкими расстройствами памяти. 14. По всей видимости, шизофрения обусловлена а) генетическими причинами; б) внешними причинами; в) биохимическими причинами. г) Ничего определенного о причинах шизофрении сказать нельзя. 15. Биполярное расстройство а) относится к категории аффективных расстройств; б) выражается в потере контроля над эмоциональной сферой; в) характеризуется чередованием маниакального и депрессивного состояний. г) Все ответы верны. «Иные» 211 16, Боязнь микробов, заставляющая человека десятки раз в лень мыть рукит является а) фобическим расстройством; б) паническим расстройством; в) обсессивно-компульсивным расстройством; г) конверсионным расстройством. 17. Паралич руки, не вызванный какой-либо видимой причиной, представляет собой . а) психосоматическое расстройство; б) ипохондрическое расстройство; в) диссоциативное расстройство. г) Ни один из ответов не верен. . Феномен множественной личности представляет собой а) шизофреническое расстройство; б) соматоформное расстройство; в) биполярное расстройство; г) диссоциативное расстройство. . Опасность «приклеивания ярлыка» состоит в том, что а) в значительной мере игнорируется анализ динамики поведения; б) поведение больного интерпретируется в зависимости от «ярлыка». в) личностная проблема превращается в медицинскую. г) Все ответы верны. 20. Электрошоковая терапия а) убедительно доказала свою эффективность; б) вызывает много побочных эффектов; в) все чаще используется в клиниках. г) Все ответы верны. 21. Химиотерапия а) бурно развивалась в 30-е годы; б) эффективна при многих психических заболеваниях; в) позволила сократить время пребывания в психиатрических больницах, в) Все ответы неверны. 22. Недавние исследования показывают, что а) большинство психических расстройств исчезает независимо от того, проводилась психотерапия или нет; б) улучшение состояния после психотерапии легче замечают сами пациенты* чем сторонние наблюдатели; в) 75% больных, не подвергавшихся психотерапии, чувствуют себя так зкс> как и те, что ей подвергались. г) Ни один из ответов не верен. 23. Среди главных элементов психоаналитической терапии выделяются а) эмпатия; б) перенос; в) безусловно положительное отношение к пациенту. г) Все ответы верны. 24. Прибегая к терапии, центрированной на клиенте, терапевт должен а) интерпретировать мысли и чувства клиента; б) довести до его сознания игнорировавшиеся им прежде физические ощущения; в) дать клиенту возможность выражать чувства, не боясь подвергнуться осуждению; 14* 212 '_______________________________Г.шав 12___________________________________ г) довести до сознания клиента иррациональные аспекты его мыслей. 25. Терапия, направленная на развитие у клиента способности брать на себя ответственность по принципу «договора» и придерживаться реалистически поставленных перед собой целей, называется а) трансакционным анализом; б) экзистенциальной терапией; в) гештальттерапией, г) Ни один из ответов не верен. 26. Групповая терапия предполагает а) дискуссии под руководством терапевта; б) контакты с членами группы на вербальном уровне; в) выявление социальной маскировки, к которой прибегают некоторые участники группы. г) Все ответы верны. 27. Аверсивное обусловливание а) чаще всего используется для лечения алкоголиков и соцщшатов; б) состоит в сочетании неприятного раздражителя с ситуацией, дающей удо в летворение; в) сопряжено с проблемами этического порядка. г) Все ответы верны. 2S, Метод накопления жетонов а) представляет собой одну из форм контр-обусловливания; 6} предполагает поведенческое повторение; в) позволяет пациенту получать некоторые привилегии за всякое улучшение поведения. г) Все ответы верны. 29. Группы взаимопомощи а) объединяют людей, переживающих сходные проблемы; б) часто возникают внутри терапевтических сообществ; в) редко способствуют появлению новых способов психологического посредничества. г) Ни один из ответов не верен, * 30* Терапевтические сообщества а) пытаются пробудить у своих членов чувства сопричастности и свободы; б) главным образом сосредоточены на заботах о пациентах; в) начиная с 60-х годов переживают упадок. г) Все ответы верны. Ответы Заполнить пробелы 1 выживание, тревога; 2-физиологические, психосоматическими; 3-редко, корм, отклонениями галлюцинациями, стрессом, неспособностью; 4-одержимости бесом; 5 -тюрьмы, приюты, медицина; 6-психиатрии, психические; 7-неврологии, психофармакологии, психиатров, биологическими; &-«Оно», удовольствия, реальности; 9-«Я», ситуаций, тревогу, механизмами психологической за-ншты; 10-реакционное, противоположных, подавлены; \\ -сублимация; 12-про-екциит «Сверх-Я»; 13-научения, внешними; 14 когнитивного, неадаптивными, иррациональных; 15-равновесия, реального; 16 социо-культурного, миф, ответственность; 17-возрасте, органическую, функциональную; 18-аномалиями, отравлениями, деменции: 19-когнитивной, эффективные, утратой; 20- «Иные» 2I3 фо б и ческие, панические, обсессивно-компульсивные; 21-соматоформным; 22-распад; 23 - идентификации, необычные, функции, тревогу; 24-гибкость, адаптивность, стрессу; 25-«больного», неповторимой, кризис; 26-электрошокл психохирургия, химиотерапия; 27-сократить, уменьшилось; 28-лучше; 29-интра-психические, поведенческие; 30 - подсознательные, подавленными; 31-самоуважения, равновесия; 32-осознал, целое; 33-ситуации, иррациональных; - 34-экзистенциальную, реальности, трансакционный, псих о драму; 35-понять, гармоничные; 36-обусловливания, противоположным, нсадаптивному; 37-жетонов, поведение, привилегии; 38-самоконтроля, вознаграждать; 39-изоляции, стресса. советами, информацией; 40-терапевтические, атмосферу, свободным, выражать,
i Верно или неверно 1-Н; 2 Н; 3-Н; 4 -В; 5-Н; 6-В; 7-В; 8-Н; 9-Н; 10 В; 11-Н; П-В; 13-Н; 14-В; 15-Н; 16-В; 17-Н; 18-В; 19-В; 20-Н; 21 -В; 22-Н; 23-В; 24-В; 25-Н; 26 В; 27-Н; 28-В; 29-В- 30-Н. j Выбрать правильный ответ 1-г;2-пЗ-в;4-г;5-г;6-г;7-а;8-г;9-г; 10-6; И-г; 12-а; 13 а; 14-г; 15 -г; 16-в; 17-г; 18 г; 19-г; 20-6; 21 -в; 22-6; 23-6; 24-в; 25 г; 26-г; 27-г; 28-в; 29 г; 30-а+ Литература Barnes M.t Berke J,t 1973. Mary Barnes; un voyage a travers la folie, Paris, Seuil. Berne £., 1977. Analyse transact) ondle el psychotherapie, Paris, Payot. Beitelheim Вш> 1979. Un lieu oq renaTtre, Paris, LafTont. Blanchet L., Laviyueur H.r Dauphinais R< (novH 1981). "L'intervention en reseau, un modele alternatit dc prise en charge communautaire*\ Sante mentale au Quebec, vol. VI, n° 2, p, 126 132, r Bouchard C.t 1983. "Non a la prevention", dans Psych о therapies, attention!, Sillery (Quebec),.Quebec Science {ed.>, p. 203-22К Bfum J.D. (nov. 1978). "On Changes in Psychiatric Diagnosis Over Time", American Psychologist, vol. 33, nMl, p. 1017-1031. ' Deiigrty F.t 1975, Nous et Tinnocent, Paris, Maspero, Denis G\, Toussignant М.ч Laforest L+ (1973). "Prevalence de cas dnterel psychiatrique dans une region du Quebec", Canadian Journal of Public Health, nu 64, p. 387-397. Dongicr JVf.. 1967. Ncvroses el troubles psychosomatiques, Bruxelles» Dessart. Dreyfus C.f 1975. Les groupes de rencontre, Paris, Retz. Е1Ш A.. 1961 Reason and emotion in psychotherapy, New York, Lyle Stewart Eysenck H,J. 1952), "The effects of psychotherapy: an evaluation", Journal of Consulting Psychology, n43 16, p. 319-324. Feldman M>P*> Maccuftoch M.J.t 1971. Homosexual behavior: therapy and assessment, Oxford (England), Pergamon Press. Fontaine O,, 1978. Introduction aux therapies cornportcmenUles, Bruxelles, Mardaga. Fourcauh M.t 1972. Histoirc de la folie a I'age dassique, Paris, Gallimard. Frankt И, 1974, La psychotherapie et son image de Fhomme, Paris, Ed: Resma. Freud A,. 1967. Lc moi et les mecanismes de defense, Paris, RU+F+ 2H___________________________ Гшва 12__________________________
Gtasser W.t 1971. La "reality therapy", Paris, EPI Ed. Goffman £U 1968* Asilcs, Paris, Lcs Editions de Minuit. Guertin M.t Lecomte У. (juin 1983), "Editorial", Same mentale au Quebec, vol. VIII, n* 1, p. 5. ' Kazdin A,E, Wikoxon L.H, (sept. 1976), "Systematic desensitization and non-specific treatment effects: a methodological evaluation", Psychological Bulletin, vol. 83, n° 5, p. 729-758, Laing RtD.tA91§< La politique de {'experience, Paris, Stock. Laing RD,, 1986. La voix de Гсхрспепсс, Paris, SeuiL Lavoie F.. 1983. 1TLcs groupes d'entraide", dans J. Arseneau et coll, Psychotherapies, Attention!, Sillery (Quebec), Quebec Science (cd.), p. 181-201 Lecomte Yr, Toungny Ch, (juin 1983). **La communaute therapeuiiquew, Sante mentale au Quebec, vol VIII, n* 1Э р. 107-134. Leighton B.C. er coll. (1971). "Psychiatric disorder in a Swedish and a Canadian community: an exploratory study4, Soc. ScL Med.s n° 5, p. 200. Lovaas LO* 1977. The autistic child. New York, Irvington Publishers. May R~> 1976. Le desir d'etre: Psychologic existentielle, Paris, Ed, de TEpi. Minuchin S,. 1979. Families en therapie, Paris, Delage. Moreno J.L>, 1965. Psychotherapie de groupe et psychodrame, Paris, P. LLF. Mosher L,7 Menn A*r 1978, "Lowered barriers in the Community: the Soteria Model", in: L I. Stein, M* A* Test (Eds.), Alternatives to Mental Hospital Treatment, New York, Plenum Press, p. 75-113. Mousseau J. (oct 1971). "Le discours de Tanti-psychiatrie", Psychologie, n° 21, p, 51-58. Owen F.r Crow T.rJ.7 Poulter M,f Cross A,J., Longden A., Riley G.J. (197S). "Increased dopamine receptor sensitivity in schizophrenia", Lancet II, p. 223-226. Peris F.f 1977. Gestait-lherapie: technique d'epanoutssement personnel, Montreal, Stanke* Ptamandon M. (juin 1983). "Les alternatives en sante: enjeux et perspectives", Same mentaie au Quebec, vol VIII, n° t, p, 100-106. Rogers С R> "La relation therapeutique: les bases de son efficacite11, Bulletin de Psychologie, n° 17, p. 1-9, Romeder J. M.t 1982. Les groupes d*entraide au Canada, Ottawa, Ministere de Sante et - du Bien-etre social Rosenhan D,L. (1973). "On being sane in insane places", Science, n" 179* p. 250-258. Satir K> 1970, Therapie du соцр1е et de Ja familie, Paris Ed+ de ГЁрь Scheflin A.W., Qpton E+M., 1978. L'homme programme, Montreal, Stanke. Schreiber F. R.. 1978. Sybil, Paris, J'ai lu, Shapiro A, K., Morris L. A.r 1978< "Placebo effects in medical and psychological therapies", in.: Garfield S.L. et Bergin A. E-, Handbook of psychotherapy and behavior change, John Wiley and Sons. Shane R., Bruce et coll., 1975. Psychotherapy versus Behavior therapy* Harvard University Press. Smith M.L., Glass О.У. (1977). *'Meta-analysis of psychotherapy outcome studies", American Psychologist, n* 32, p. 752-760. Strole L., Lunger T.S., Michael S. 7\, Oplier M.K.. Rennie T.A.. 1962. Mental Heatlth in the Metropolis, New York, McGraw-Hill Swlz S. Д., Wienckowski L.A.. Brown B*S, (1975), "Behavior modification; a perspective on critical issues*', American Psychologist, ny 30, p. 1027-1048. Szasz T.T 1977. Lc mythe de la-maladiej Paris, Payot. Wolpe J,, 1915. Pratique de la therapie com port mentale, Paris, Masson. Приложение А Биологические основы поведения Наследственность и размножение Миллиарды клеток, из которых построено человеческое тело, берут начало от одной-единственной клетки (зиготы), образованной слиянием яйцеклетки и сперматозоида. Генетические основы развития Клетка Любая клетка состоит из цитоплазмы, в которой вырабатываются различные материалы, необходимые для роста и жизнедеятельности организма, и ядра, обеспечивающего программирование этой активности и определяющего ее общее направление. Ядро содержит (у человека) 23 пары хромосом. Каждая хромосома несет в себе многие тысячи генов, ответственных за различные аспекты строения организма и разнообразные функции (размеры тела, цвет глаз, волос и кожи, выработка тех или иных ферментов, рост и развитие, продолжительность жизни и т,д.)> Носителем наследственности с ее генетическим кодом служит де-зоксирибонуклеиновая кислота {ДНК), которая передает заложенные в ней инструкции в цитоплазму через другую, синтезируемую с ее помощью кислоту-рибонуклеиновую (РНК). Таким образом, именно РНК, выходя из ядра, будет налаживать «работу» цитоплазмы и заставлять ее вырабатывать все необходимые белки в соответствии с «генеральным планом», заданным ДНК,
Клеточное деление С момента образования исходной клетки - оплодотворенного сперматозоидом яйца (зиготы)-весь процесс роста организма происходит за счет последовательных клеточных делений. Ядро клетки при этом делится надвое, что приводит к разделению генетического материала между двумя образующимися ядрами и к восстановлению в каждом из них 23 пар хромосом. Исключение из этого правила составляют лишь клетки одного типа. Речь идет о половых клетках, или гаметах ответственных за размножение особей. Когда для образования яйцеклеток в яичниках или сперматозоидов в семенниках клетки-предшественники подвергаются делению, 2\Ь Приложение А Рис, А.1а+ Образование гамет и оплодотворение. Каждая гамета содержит половину набора хромосом, имеющегося в клетках родителей. В результате случайного распределения родительских хромосом по гаметам во время клеточного деления создастся множество различных сочетаний генов, ответственных за физические и психические особенности будущего ребенка. Рис. АЛ б. Хромосомный набор {ка-риотип) человека, 46 хромосом объединены попарно. Хромосомы первых 22 пар одинаковы у обоих полов. У мужчин 23-я пара представлена разными хромосомами - X и Y, а у жен* щин-двумя X-хромосомами. Синдром Дауна характеризуется наличием лишней хромосомы 21-й пары (так называемая трисомия-21). оно происходит таким образом, что каждая из дочерних клеток в результате получает только 23 хромосомы (по одной из каждой пары) и поэтому содержит лишь половину той генетической информации, которой располагают мать и отец, * Набор из 46 хромосом восстанавливается только в момент оплодотворения яйцеклетки сперматозоидом. Генетическая информация, кото- ттедетт У ОТЦА Рис. А.2. Определение пола у ребенка. Яйцеклетка матери всегда содержит Х-хромосом у. Сперматозоид может нести либо Х-хромосому, либо Y-хромосому. Таким образом, теоретически шансы на рождение девочки и мальчика равны и составляют 50%. рую вносят в зиготу сперматозоид и яйцеклетка, зависит, таким образом, от того, как распределился генетический материал во время образования каждой из половых клеток. Число возможных сочетаний генетического материала в оплодотворенной яйцеклетке огромно, чем и определяется уникальность каждого появляющегося на свет человека (рис. АЛ). Определение пола "'
Существенное различие между мальчиками и девочками выявляется в структуре 23-й пары хромосом. Если у девочек она образована двумя Приложение А большими Х-образными хромосомами, то у мальчиков состоит из большой Х-йбразной хромосомы и более мелкой Y-образной. Таким образом, при образовании гамет все яйцеклетки получают Х-хромосому, а сперматозоиды - либо Х-, либо Y-хромосому. Поэтому в момент оплодотворения яйцеклетка с 50%-ной вероятностью может получить две Х-хромосомы и с такой же вероятностью-одну Х- и одну Y-хромосому; в первом случае из зиготы разовьется девочка, а во втором-мальчик (рис. А.2). Передача признаков генами Восстановление полного набора хромосом в ядре зиготы приводит к тому, что каждый ген здесь будет представлен двумя «экземплярами», по одному от матери и отца, и признаки нового индивидуума будут определяться их совместным действием, В зависимости от того, однако, Рис, A3. Действие доминантных и рецессивных генов. Рецессивный ген может вызвать проявление соответствующего признака только в том случае, если он присутствует в обеих гаметах, образующих в результате слияния зиготу. Сказанное относится, например, к такому признаку, как «голубые глаза» {А), а также к некоторым наследственным болезням (фенилкетонурия хорея Гентингтона, Б). основы поведения 219 является ли ген доминантным или рецессивным* это действие будет проявляться по-разному, Если ген доминантный, то признак, за который он ответствен, проявляется во всех случаях «автоматически». Напротив, если ген будет рецессивным, то в присутствии доминантного гена он обречен на «безмолвие» и способен проявиться только в том случае, если второй ген той же пары будет тоже рецессивным. Поэтому некоторые наследственные признаки одного из родителей у ребенка могут навсегда остаться в скрытом состоянии и снова проявиться лишь в следующем поколении. Подобным образом дело обстоит с голубым цветом глаз и с некоторыми наследственными заболеваниями (такими, например, как фенилкетонурия или хорея Гентингтона) (рис* А.З). г Хромосомные аномалии . Может случиться так, что при образовании яйцеклетки или сперматозоида разделение хромосомного материала клетки произойдет неправильно, в результате чего гаметы либо не получат надлежащего числа хромосом, либо, наоборот, получат лишнюю хромосому (последнее, например, бывает при синдроме Дауна> известном также под названием монголизма). Это заболевание обусловлено присутствием одной лишней хромосомы 21-й пары, откуда еще одно его название-«трисомия-21». Чаще всего своим присутствием в яйцеклетке лишняя хромосома обязана матери, перешедшей некий критический возраст, хотя в одном из четырех случаев такая аномалия может быть обусловлена неправильным образованием сперматозоида. Последствия трисомии 21 проявляются главным образом во внешнем облике больного (особенно в чертах лица) и в задержке умственного развития (см. гл. 9). Нарушение клеточного деления может затрагивать и половые хромосомы. Например, если в зиготе присутствует только Х-хромосома1, развивающийся из нее ребенок будет страдать синдромом Тернера для которого характерно наличие женских половых органов при отсутствии яичников. Ребенок может оказаться и носителем трех хромосом 23-й пары. Если речь в этом случае идет о трисомии типа XXY, возникает синдром Клайнфельтера. Этот синдром характеризуется развитием мужских половых органов (с пенисом и семенниками) в' сочетании с типично женскими вторичными половыми признаками. В одном из 1000 случаев лишней оказывается Y-хромосома. Мальчи-. ки, ставшие жертвой такой трисомии типа XYY, обнаруживают «сверхмужские» признаки, обгоняя, как правило, в росте своих нормальных сверстников; в период полового созревания к этому добавляется чрезмерная секреция мужских гормонов, вызывающая обильные высыпания угрей на лице и импульсивное поведение. Большинство из описанных аномалий сопровождается умственным недоразвитием и нарушениями аффективной сферы. Зигота, содержащая только Y-хромосому, вообще нежизнеспособна. 220 Приложение Л Близнецы В 16 случаях из тысячи у матери может родиться двойня, и в одном случае из четырех близнецы будут идентичными. Идентичные близнецы развиваются из одной яйцеклетки, оплодотворенной одним сперматозоидом; поэтому их называют также однояйцовыми. Развитие из одной зиготы двух человеческих существ обусловлено тем, что после первого клеточного деления каждая из дочерних клеток начинает расти независимо от другой, и это приводит к появлению на свет двух очень похожих детей с совершенно одинаковым генотипом и, разумеется, одного пола. Неидентичные (д&умйцдвые) близнецы развиваются из двух разных яйцеклеток, освободившихся из яичников одновременно и оплодотворенных двумя разными сперматозоидами. В таком случае в стенку матки внедряются и растут бок о бок два эмбриона с разными генотипами, что может приводить к появлению на свет двух братьев, двух сестер или брата и сестры. Резюме
3. Ядро любой клетки человеческого организма содержит 23 пары хромосом, несущих тысячи генов, которые и определяют признаки и характер развития организма. 2. Гаметы (т.е. яйцеклетки и сперматозоиды) содержат только по 23 хромосомы, а полный их набор восстанавливается лишь при оплодотворении яйца (образовании зиготы), 3. Пол зародыша определяется хромосомами 23-й пары» которые у женщин имеют одинаковую, а у мужчин - разную форму; хромосомы обоих типов имеют равные шансы попасть в ядро сперматозоида, поэтому вероятность появления на свет девочки и мальчика одинакова. 4. Рецессивный ген в присутствии своего доминантного двойника бездействует. Он может проявиться только в присутствии другого рецессивного гена, что и имеет место> например, в случае голубого цвета глаз или некоторых наследственных заболеваний. 5. Хромосомные аномалии нарушают нормальное развитие организ* ма. Например, трисомия-21 приводит к синдрому Дауна, а аномалии 23-й пары хромосом-к различным синдромам, затрагивающим половую дифференцировку, а также умственное и аффективное развитие, 6. Однояйцовые близнецы развиваются из одной и той же зиготы и поэтому обладают идентичным генетическим материалом; двуяйцевые близнецы развиваются из двух разных яйцеклеток, одновременно оплодотворенных двумя разными сперматозоидами. Биологические тионы Физиология поведения Организация нервной системы Нервная система-центр деятельности всего организма. Это обусловлено тем влиянием, которое она одновременно оказывает и на взаимодействие организма с внешней средой, и на такие его внутренние процессы, как, например, кровообращение или пищеварение (схема АЛ). Таким образом, нервная система выполняет две важнейшие функции. Первая из этих функций-коммуникационная. С одной стороны, это передача различным нервным центрам информации, получаемой рецеп-торамиу находящимися в коже, глазах, ушах, носу, рту и других органах; с другой стороны, это проведение сигналов от нервных центров к эффекторам (железам и мышцам), что дает возможность адекватным и специфическим образом реагировать на те события во внешней среде, с которыми сталкивается организм. Эту двоякую функцию обеспечивает периферическая нервная система состоящая, во-первкх, из соматической системы,, ответственной за .взаимодействия организма с внешним миром* и, во-вторых, из вегетативной системы* регулирующей деятельность таких внутренних органов, как сердце, легкие, пищеварительный тракт, почки и т.д., и таким образом координирующей «вегетативную жизнь» организма. Схема А,К Организация нервной системы. 222 Приложение А Второй важной функцией нервной системы, без которой теряет смысл и ее первая функция, являются интеграция и переработка получаемой информации и программирование наиболее адекватной реакции. Эта функция принадлежит центральной нервной системе и включает широкий диапазон процессов-от простейших рефлексов на уровне спинного мозга до самых сложных мыслительных операций на уровне высших отделов головного мозга (см. схему АЛ). Однако прежде чем углубиться в вопрос о том, как функционирует нервная система, рассмотрим сначала, каким образом происходит возбуждение рецепторов и как эффекторы осуществляют действия, запрограммированные нервными центрами. Рецепторы Go времен Аристотеля традиционно выделяют пять видов ощущений, информирующих человека об изменениях в окружающей среде. Это осязание, вкус, обоняние, слух и зрение. В настоящее время, однако, установлено, что существует также много других ощущений и что организм для восприятия непрерывно атакующих его бесконечно разнообразных стимулов снабжен очень сложными механизмами, обеспечивающими постоянное взаимодействие его органов чувств между собой. Так, например, обстоит дело с восприятием вкуса, которое, как мы увидим, основано на тесном взаимодействии рецепторов ротовой и носовой полостей. Сказанное относится и к взаимодействию между органами зрения и равновесия и к тем расстройствам, к которым может приводить нарушение этого взаимодействия («морская» и «автомобильная» болезни). Следует, однако, заметить, что любая отдельно взятая сенсорная моделъность сама по себе настолько сложна, что до раскрытия всех ее тайн еще очень далеко. В функциональном отношении можно выделить: кожное чувство, или соместезию,-ощущения, возникающие при прямом контакте с предметами внешнего мира; кинестезию, которую обеспечивают внутренние рецепторы, расположенные в мышцах и суставах и ответственные за информацию о степени напряжения или растяжения мышц, а также о положении конечностей; чувство равновесия, осведомляющее нас о положении тела в пространстве благодаря рецепторам, находящимся во внутреннем ухе; химическое чувство, включающее вкус и обоняние и информирующее нас о структурных особенностях молекул, растворенных, в слюне или взвешенных в воздухе; слуху т.е. способность к восприятию звуковых волн, связанных с колебанием молекул воздуха; и наконец, зрение, обусловленное восприятием световых волн путем поглощения «квантов энергии», называемых фотонами.
|
|||
|