Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





d) Одновременно низкие показатели по этим шкалам могут указывать на снижение интереса к происходящим 10 страница



«Если бы этот человек дал тебе какой-то совет, ты выслушала бы его?»

«У меня все в порядке! Мне не нужны советы.»

«А если бы заговорил другой человек, который искренне восхищается тобой, то что бы он ... или она сказала бы?»

Инга задумывается...

«Ну, может быть, сказала бы, что не стоит тратить всю свою жизнь только на одно, даже если сделать блестящую карьеру, потом можно пожалеть о чем то...»

«О чем, Инга?»

«Ну, может быть, о том, что я не облетела мир на дельтаплане... Или не нарисовала гениальную картину...»

«А ты хотела бы заняться живописью, Инга?»

«Нет... у меня не хватит времени, а надо отдавать всего себя, чтобы пробиться куда-то... Но...»

«Да, ты вспомнила о чем-то, Инга?»

«Я когда-то хотела заниматься фотографией... а рисунки у меня не получались...»

«Ты хотела бы фотографировать, Инга?»

«Может быть...»

Сейчас Инга блестяще учится на выпускном курсе, она получила несколько предложений от юридических фирм. Она занимается фотографией.

Арсений, 15 лет, повторное тестирование 17 лет

Диагностика проводится при первичном приеме у психолога-консультанта. Причина обращения — конфликт с новым учителем.

Арсений не любит литературу. Ему 15 лет и он не любит литературу. Старая учительница ставила ему тройки и четверки, а новая чего-то добивается от него и ставит двойки. Раньше он не любил литературу. Теперь он литературу ненавидит.

Арсений любит компьютерные игры. Он прошел «Doom» на самом высоком уровне сложности. Он гордится тем, что никто из его друзей не может так ловко справляться со сложными ловушками.

«Арсений, а почему ты выбираешь самый сложный уровень?» «Ну, на простом я уже все умею...» Он улыбается. Перемена темы на более приятную его радует. К сожалению, разговор возвращается к его конфликту на уроке — Арсений заявил, что больше не будет учить этот предмет. «Верно ли я поняла, что раньше учительница относилась к тебе справедливее, она выслушивала тебя, и верила, что ты выучишь, и не ставила сразу двоек. А теперь не так. Когда твоей новой учительнице только кажется, что ты чего-то не выучил, она спрашивает обязательно, да еще ты чувствуешь, что она старается тебя унизить...» — «Да, и это несправедливо!» — «Ты чувствуешь, что это несправедливо, и обидно, и намного

более сложно, чем раньше. Ты справлялся тогда, когда к тебе относились с симпатией, а сейчас никакого снисхождения и тем более симпатии ты даже не ожидаешь. Сложно, все намного более сложно...» Глаза Арсения расширяются: «Монстр!.. нового уровня...» Он замирает, и в глазах у него начинают прыгать чертики. «Ну, не совсем так... Учительница должна помочь тебе подготовиться, но спрашивает она куда строже, чем та, к которой ты привык, и все становится сложнее», — «Да-да,» — торопливо соглашается Арсений.

К концу полугодия у него стояла тройка. Но новых конфликтов больше не было, и читать Арсений не перестал.

На графике видно, что в профиле сочетаются основные подростковые тенденции. Повышенная Гипертимность при низкой Дистимности и Педантичности указывают на одновременно огромный запас энергии и некоторую (при высокой Возбудимости) поверхностность. Высокие Циклотимия и Демонстративность указывают на богатый ролевой репертуар, лабильность поведения. Экстремально высокая Эмотивность, управляя графиком, усиливает доверие к себе, своим чувствам, способность оценить особенности межличностных отношений. Реакции Арсения непосредственны, он незлопамятен, но, если чувствует себя обиженным, открыто выражает свои чувства. Арсений скорее способен восстать

из чувства справедливости, чем просто ради того, чтобы наказать, напугать кого-то или просто показать себя.

Повторное тестирование Арсений проходил в 17 лет, будучи уже студентом психологического факультета одного из ВУЗов Москвы.

Георгий Д., 42 года.

Георгий пришел на консультацию к психологу по просьбе жены, которая регулярно посещает психотерапевта. Он хочет пройти психологическое тестирование, и, кажется, понять, что вообще такое эта психология.

Вот результаты его тестирования по методике Леонгарда:

Обращает на себя внимание то, что зона средних значений графика понижена, от 6 до 9 баллов. Таким образом, дополнительно важно акцентировать пониженные показатели по шкалам Циклотимии, Возбудимости и Экзальтации (которая таким образом переходит из области средних значений в область пониженных значений). Так же может быть акцентирована Тревожность (переходя из области средних значений в область повышенных значений).

График имеет тенденцию к уплощенности, следовательно, вторично акцентируется шкала Тревожности, а так же усиливаются показатели по шкалам Застревания и Педантичности. Снижаются показатели по Возбудимости, Экзальтации и Демонстративности.

Такая работа по коррекции показателей не всегда необходима. Но в том случае, если много точек находится на одном уровне, при тенденции к уплощенности графика проведение данной подготовительной работы облегчает интерпретацию не только новичкам в анализе методики, но и более опытным специалистам. Вот график, данные которого уже скорректированы:

Можно выделить несколько групп параметров, на основании анализа сочетаний которых может строиться оценка графика:

1. Повышенные Гипертимность (экстремум) – Педантичность, высокие Застревание – Тревожность;

2. Пониженные Возбудимость (экстремум) – Циклотимия, высокие Застревание – Педантичность;

3. Пониженные Демонстративность – Экзальтация, сохранная Эмотивность.

Уплощенная форма графика с пониженным средним может свидетельствовать об осторожности, сдержанности, значительной обеспокоенности испытуемого в ситуации тестирования. Это подтверждается так же и повышенными показателями по шкалам Тревожности и Педантичности (хотя данный вывод, вообще то, можно было сделать и не прибегая к анализу графика, уже на основе ситуации формирования клиентского запроса).

На основании выделенных нами групп шкал мы можем предположить наличие проблем сразу в нескольких областях: некоторые, достаточно давно возникшие трудности в области профессиональной деятельности; Георгий решает эти проблемы самостоятельно, но они требуют значительного напряжения сил и постоянного внимания. Можно предположить так же, что эти проблемы связаны не с какими-то межличностными отношениями, конфликтами с коллегами или переживаниями вины или гнева, а с чем-то, что сам Георгий воспринимает как давящую систему, нечто надличностное.

Решения, которое бы привело к окончательному разрешению ситуации, Георгий не видит, и его силы направлены скорее на то, чтобы поддерживать статус-кво. Его действия приобрели за время протекания данной ситуации характер механистический, косный. Возможно, ситуация уже начинает меняться, но у Георгия не остается ресурсов, чтобы отследить эти изменения, отреагировать творчески, а тем более «сыграть на опережение». «Именно ощущение игры и

пропало», — признает Георгий: — «Кручусь, как белка в колесе, только чтобы успеть...»

Образ давящей, механистической системы возник у Георгия в виде колеса, в котором на одном и том же месте без остановки бежит белка.

Пониженные показатели по шкалам Экзальтации и Демонстративности при сохранной Эмотивности указывают на невозможность и нежелательность, «предосудительность» выражения собственных эмоций — в данном случае, беспокойства и неуверенности. Георгий «оберегает» жену от своих рабочих проблем, а та, в свою очередь, жалуется на его замкнутость и «неискренность».

Георгий, кажется, вполне согласен с интерпретацией теста в том, что касается причин его взаимонепонимания с женой: «Она хочет от меня каких-то рассказов, чтобы я ей все говорил, что на работе происходит, как было до того, как она ушла с работы... (Жена Георгия, Ангелина, ушла с работы бухгалтера из фирмы, которой руководит Георгий, в декретный отпуск.) Но я не стану же ей рассказывать, что у нас неприятности и мне надо срочно на ее место другого человека брать, если она только и говорит, как там без нее и что она вот-вот выйдет... Ей и без этих проблем хлопот довольно. А я еще боюсь, что ей кто-нибудь наплетет что-то, и она вообще сорвется».

Георгия заинтересовала та часть интерпретации, в которой говорилось, что решение проблемы может лежать в другой плоскости, и что он сейчас стремится удержать ситуацию на «приемлемо-проблемном» уровне, вместо того чтобы разрешить ее окончательно.

Результатом консультации стало решение Георгия пригласить эксперта по бизнес-консультированию для анализа ситуации в компании и рассказать о своем решении и его причинах жене.

Методика определения акцентуаций характера Леонгарда – Шмишека

Инструкция: "Вам будут предложены утверждения, касающиеся вашего поведения и характера. Если вы согласны с утверждением, поставьте рядом с его номером знак "+" (да), если не согласны знак "–" (нет). Не раздумывайте над вопросами долго, отвечайте так, как вам кажется в настоящий момент."

Текст опросника:

1. У вас часто беззаботное, безоблачное настроение?

2. Вы чувствительны к оскорблениям?

3. Бывает ли так, что во время тяжелого разговора вам трудно сдержать слезы?

4. Возникает ли у вас после окончания какой-либо работы сомнения в качестве ее исполнения так, что вы прибегаете к проверке — все ли было сделано точно?

5. Были ли вы в детстве таким же смелым и отчаянным, как и ваши сверстники?

6. Часто ли у вас бывают резкие смены настроения?

7. Являетесь ли вы во время веселья центром внимания?

8. Бывает ли так, что вы без особых причин ворчливы и раздражительны так, что вас лучше не трогать?

9. Вы серьезный человек?

10. Способны ли вы восторгаться чем-либо, не замечая "темных пятен"?

11. Предприимчивы ли вы?

12. Быстро ли вы забываете обиды и оскорбления?

13. Вы снисходительный и мягкий человек?

14. Бросая письмо в почтовый ящик, вы проверяете, упало ли оно туда полностью?

15. Стремитесь ли вы всегда считаться среди лучших сотрудников?

16. Боялись ли вы в детские годы грозы или собак?

17. Беспокоит ли вас мысль о том, что вы можете не прийти на встречу вовремя?

18. Ваше настроение сильно зависит от случайных встреч и событий?

19. Любят ли вас ваши знакомые?

20. Часто ли бывает, что вы не можете или не хотите сопротивляться сильным порывам?

21. У вас часто бывает подавленное настроение?

22. Бывало ли так, чтобы вы разрыдались на людях?

23. Трудно ли вам усидеть на одном месте?

24. Если по отношению к вам несправедливо поступили, станете ли вы отстаивать свои интересы?

25. Можете ли вы зарезать курицу или овцу?

26. Раздражает ли вас, если скатерть или занавеска висят неровно, стараетесь ли вы ее расправить?

27. В детстве вы боялись оставаться в одиночестве дома?

28. Часто ли ваше настроение портится без видимых причин?

29. Вы хотели бы, чтобы все признали вас, как одного из лучших специалистов в своей области?

30. Вы быстро впадаете в гнев?

31. Способны ли вы быть шаловливо-веселым?

32. Бывает ли так, что ощущение счастья буквально пронизывает вас?

33. Из вас получился бы хороший ведущий в юмористической передаче?

34. Вы обычно высказываете свое мнение прямо и недвусмысленно?

35. Вам трудно переносить вид крови?

36. Нравится ли вам работа с высокой личной ответственностью?

37. Заступаетесь ли вы за людей, если видите, что по отношению к ним поступили несправедливо?

38. Вам было бы страшно спуститься в темный подвал?

39. Вам нравится работа, которая потребует от вас быстрых, хотя и не обязательно точных действий?

40. У вас широкий круг общения?

41. В школе вы охотно декламировали стихи?

42. Убегали ли вы в детстве из дома?

43. Кажется ли вам жизнь трудной?

44. Случалось ли вам так расстроиться из-за какого-то конфликта, что пойти на работу казалось невыносимым?

45. Можно ли сказать, что при неудаче вы сохраняете чувство юмора?

46. Предпринимаете ли вы первым шаги к примирению, если вас обидел кто-то?

47. Вы очень любите животных?

48. Случалось ли вам настолько беспокоиться из-за того, плотно ли вы прикрыли дверь, выключили ли электричество, что вы возвращались домой с полдороги?

49. Преследуют ли вас мысли о том, что с вами или с вашими близкими может случиться что-то страшное?

50. Зависит ли ваше настроение от погоды?

51. Трудно ли вам выступать перед большой аудиторией?

52. Можете ли вы ударить обидчика, если он оскорбит вас?

53. Вы скучаете без шумной компании?

54. Вы относитесь к тем, кто из-за разочарования впадает в полное отчаяние?

55. Вы сумеете организовать свое дело?

56. Если на вашем пути встречаются препятствия, вы становитесь еще упорнее в достижении своей цели?

57. Может ли трагический фильм взволновать вас до слез?

58. Часто ли бывает, что мысли о том, что случилось в прошедший день, или о том, что вас ожидает завтра, мешают вам уснуть?

59. Вы часто подсказывали товарищам в классе или давали им списывать?

60. Вам было бы очень страшно пройти ночью по темной улице?

61. Вы тщательно следите за тем, чтобы каждая вещь в доме лежала на своем месте?

62. Случалось ли так, что, ложась спать в отличном настроении, вы просыпались разбитым и мрачным?

63. Вы легко знакомитесь с людьми?

64. Бывают ли у вас такие головные боли, что голова просто раскалывается?

65. Часто ли вы смеетесь?

66. Можете ли вы быть приветливым с неприятным для вас человеком настолько, что никто не догадается о вашем истинном к нему отношении?

67. Вы деятельный человек?

68. Вы сильно страдаете, когда совершается несправедливость?

69. Вы страстный любитель природы?

70. Перед тем, как лечь спать, вы тщательно проверяете, закрыты ли все окна и двери, выключен ли повсюду свет?

71. Вы пугливый человек?

72. Если вы примете алкоголь, ваше настроение может резко измениться?

73. Вам нравится принимать участие в художественной самодеятельности?

74. Вы не ждете от будущего чудес?

75. Часто ли вам хочется бросить все дела и уехать далеко от дома?

76. Вы смеетесь так, словно в рот попала смешинка?

77. Легко ли вы можете поднять настроение коллегам по работе?

78. Долго ли вы переживаете обиду?

79. Переживаете ли вы долго горести других людей?

80. В школьные годы вы часто переписывали страницу из-за помарок в тетради?

81. По отношению к большинству людей вы скорее осторожны, чем доверчивы?

82. Часто ли вы видите страшные сны?

83. Бывает ли так, что вы настолько беспокоитесь, стоя у края перрона или у окна высотного дома, что вам приходится закрыть глаза или немедленно отойти?

84. В веселой компании вы обычно веселы?

85. Вы склонны махнуть рукой на проблему, если никак не можете найти ее решение?

86. Совершаете ли вы под влиянием алкоголя импульсивные поступки?

87. В беседах вы больше слушаете, чем говорите?

88. Могли бы вы так войти в роль, что забыть о том, что все это — только игра?

Обработка результатов:

1. Произведите подсчет ответов, совпадающих с ключом, по каждой из шкал. Суммируйте ответы, совпадающие как с ключом «+», так и с ключом «–»;

2. Умножьте полученный результат по каждый из шкал на соответственный коэффициент, указанный в ключе;

3. Постройте график, в котором наглядно представлены будут оценки по каждой из шкал (от 0 до 24 баллов по каждой шкале);

4. Найдите зону средних значений для данного графика (область или прямая, включающая точки с рангами 4 и 5), в соответствии с тем, как это было описано в методическом пособии;

5. Оцените высоту графика;

6. Оцените форму графика (уплощенная или зубчатая);

7. Произведите необходимую коррекцию на основании высоты и формы графика;

8. Выделите точки экстремумов и значимые сочетания;

9. Проанализируйте значимые сочетания шкал.

Ключ к опроснику:

 

  Наименование шкалы Ключ “ДА”(+) Ключ “НЕТ”(–) Коэффициент
Гипертимность 1, 11, 23, 33, 45, 55, 67, 77
Дистимность 9, 21, 43, 74, 87 31, 53, 65
Циклотимность 6, 18, 28, 40, 50, 62, 72, 84
Неуравновешенность 8, 20, 30, 42, 52, 64, 75, 86
Застревание 2, 15, 24, 34, 37, 56, 68, 78, 81 12, 46, 59
Эмотивность 3, 13, 35, 47, 57, 69, 79
Экзальтированность 10, 32, 54, 76
Тревожность 16, 27, 38, 49, 60, 71, 82
Педантичность 4, 14, 17, 26, 36, 48, 58, 61, 70, 80, 83
Демонстративность 7, 19, 22, 29, 41, 44, 63, 66, 73, 85, 88

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ
МЕТОДИКА ЛЕОНГАРДА – ШМИШЕКА: ФОРМАЛЬНЫЕ КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ
АНАЛИЗ СОЧЕТАНИЙ ШКАЛ
АНАЛИЗ СЛУЧАЕВ
МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ АКЦЕНТУАЦИЙ ХАРАКТЕРА ЛЕОНГАРДА – ШМИШЕКА

Институт общегуманитарных
исследований

Наши книги вы можете приобрести в магазинах:

«Библио-Глобус», ул. Мясницкая, д. 6, тел. 928-43-51.

«Москва», ул. Тверская, д. 8, стр. 1, тел. 229-73-55.

«Московский Дом Книги», ул. Н. Арбат, 8, тел. 203-82-42, 291-78-32.

«Молодая гвардия», Б. Полянка, 28, тел. 238-50-01.

«Дом медицинской книги», Комсомольский пр-т, 25 (рядом ст. м. «Фрунзенская»), тел. 245-39-33, 248-28-46.

«Дом книги в Медведково», Заревый пр-д, д. 12 (рядом ст. м. «Медведково»), тел. 476-16-90.

«Книинком», Волгоградский пр-т, д. 78/1 (рядом ст. м. «Кузьминки»), тел. 177-19-86.

«Дом Деловой Книги», ул. Марксистская д. 9, (рядом ст. м. «Пролетарская»), тел. 270-54-20, 270-54-21.

«Дом Книги на Войковской», Ленинградское ш., 13, стр. 1 (рядом ст. м. «Войковская»), тел. 150-69-17, 150-24-66.

«Дом Книги в Сокольниках», ул. Русаковская, 27 (рядом ст. м. «Сокольники»), тел. 264-81-21.

«Дом Книги в Измайлово», Измайловская пл., 2, стр. 1 (рядом ст. м. «Измайловский парк»), тел. 166-69-96, 165-13-15

«Дом Книги на Ленинском», Ленинский пр., 86, тел. 131-81-47, 133-13-15.

Научное издание

Юлия Кортнева

Диагностика актуальной проблемы

Художник А. Ю. Никулин

Сдано в набор 22.04.2004. Подписано в печать 17.05.2004.

Формат 60x901/16. Гарнитура Петербург.

Объем 15 печ. л.

Тираж 3000 экз.

Заказ № 2674.

ООО Издательство «Институт Общегуманитарных
Исследований»

119071, Москва, Ленинский проспект, д. 18.

Отпечатано в типографии ОАО «Молодая гвардия»,

г. Москва, ул. Сущевская, д. 21.

ООО «ТехноГранд»

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.